Схема клавиатуры для фортепиано

Как организована клавиатура клавишных инструментов

Пианино — инструмент, который внушает радость, трепет и немножко страха. Что такого в пианино вызывает так много разных реакций? И почему так много людей хотят научиться играть на пианино, но никогда не учатся? Ссылка на бесплатные уроки по клавишным инструментам

Большинство из нас хотят сесть за наши пианино или клавишные и без труда играть наши любимые мелодии. Это звучит великолепно, и это отличный способ наслаждаться музыкой. Потрясающе!Теперь вот мрачная реальность: играть на пианино — не для большинства людей. Многие люди считают это сложным и запутанным, находят практические занятия скучными и обескураживающими. Есть и такие, которые изучают этот инструмент, но не довольны своими результатами, даже если у них в практике много трудоемких уроков. Даже простые песни, которые можно играть на пианино, могут потребовать много усилий для изучения.

Но если вас не пугает тёмная сторона обучения игре на клавишных, можно посмотреть, как организована клавиатура пианино, рояля, синтезатора.

Познакомьтесь с клавиатурой фортепиано

Если вы посмотрите на клавиатуру в первый раз, вы можете подумать, что есть много клавиш(нот) для изучения.

Но на самом деле это проще, чем кажется. Вам действительно нужно выучить только 12 нот!

Серая область на клавиатуре показывает клавиши и соответствующие им ноты, которые вы должны знать

Ноты на этой клавиатуре сгруппированы в 6 групп по 12 нот. Каждая группа состоит из 7 белых клавиш и 5 черных клавиш. Посмотрите на рисунок выше — группа повторяется влево и вправо несколько раз. Каждая группа начинается с клавиши — ноты «До» (С), которая расположена слева от двух последовательных черных клавиш.

Давайте внимательнее посмотрим на клавиши «До» (С). Помните, как вы можете найти их на клавиатуре? Они всегда слева от пары черных клавиш. Это важно помнить, потому что перед воспроизведением любой песни вы должны сначала найти «До» на клавиатуре.

Упражнение. В качестве небольшого упражнения попробуйте найти все ноты «До» на клавиатуре.

Поскольку вначале может быть немного трудно найти ноты «До», просто сконцентрируйтесь сейчас на средней «До». Она расположена в середине клавиатуры, прямо перед вами, когда вы сидите за пианино. Посмотрите на картинку выше. Наверху Вы увидите линии, символы и цифры. Это система обозначений – нотные станы для записи нот для правой и левой руки, 4/4 – размер и т.д. Если музыка — это язык, система обозначений похожа на письменный текст. Как и любой язык, музыка основана на правилах и использует специальные символы. Обозначение определяет, какие ноты должны быть воспроизведены в определенный момент времени. К системе нотной записи мы еще вернемся. А пока продолжаем изучение клавиатуры фортепиано.На рисунке ниже вы можете увидеть другие ноты «До» и то, как они представлены в системе обозначений. Вы узнаете среднюю клавишу «До» в затененной области?

Слева и справа от него есть дополнительные ноты «До».

Если вы посчитаете белые и черные клавиши на клавиатуре, вы увидите, что между нотами «До» есть 12 клавиш (нот). В системе обозначений есть 8 строк и пробелов между нотами «До». Эта последовательность нот (12 на клавиатуре, 8 в системе обозначений) называется октавой. На картинке выше вы можете видеть октавы на клавиатуре и в системе обозначений — от одной ноты «До» до следующей. Мы выучим все ноты в одной октаве (1 группа) — сосредоточив внимание на октаве, содержащей среднюю клавишу «До».

Примечание. Клавиатуры бывают разных размеров и с разным количеством клавиш, поэтому не паникуйте, если вы считаете больше клавиш «До», чем на рисунке. Просто обратите внимание на пару черных клавиш — белая клавиша слева от них — это всегда клавиша, соответствующая ноте «До».

Теперь, когда вы выучили ноты «До», пришло время выучить остальные 11 нот в октаве. Их мы будем осваивать по аналогии с изучением ноты «До».

Готовы к практике? Тогда приступаем. Если нет инструмента, приобретите небольшую портативную клавиатуру. Маленькие Casio или Yamaha клавиатуры со встроенными динамиками и сенсорными клавишами отлично подойдут для начальных занятий.

Источник

Ноты на фортепиано

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах. Рекомендую предварительно прочитать первую часть, где рассмотрены необходимые базовые понятия.

Оглавление

Клавиатура фортепиано. Белые клавиши

Знакомиться с нотами удобнее всего на клавиатуре фортепиано. Ноты на ней упорядочены по высоте: чем клавиша левее, тем ниже издаваемый ею звук, а чем клавиша правее, тем звук выше.

Интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, равен полутону.

Найдём ноту до. Все клавиши, соответствующие этому звуку, отмечены на следующем рисунке. Их удобно искать, если запомнить, что справа от каждой находится группа из двух чёрных клавиш. Исключением является самое правое до, так как на нём клавиатура современных фортепиано обычно заканчивается.

Интервал между любыми соседними до в точности равен октаве, поэтому все они схожи по звучанию и называются одинаково, несмотря на различную высоту. Ноты до, таким образом, разбивают весь диапазон звуков на октавы. Последовательность нот внутри этих октав одинакова. Рассмотрим белые клавиши:

При движении вверх (т.е. вправо) по белым клавишам после до следуют звуки ре, ми, фа, соль, ля и си. Затем следует до следующей октавы, и вся последовательность нот повторяется.

Интервал между любыми соседними одноименными звуками (додо, рере, мими и т. д.) равен октаве.

Мы рассмотрели все белые клавиши, но остались ещё чёрные. Для продолжения нам нужны так называемые знаки альтера́ции.

Знаки альтерации. Чёрные клавиши фортепиано. Энгармонизм

Начнём с двух знаков альтерации: дие́за (♯) и бемо́ля (♭). Диез означает повышение звука на полутон, а бемоль — понижение на полутон. К примеру, звук ре-диез на полтона выше, чем ре, а ре-бемоль — на полтона ниже.

Как мы помним, при движении по клавиатуре вправо звуки становятся выше, причём интервал между звуками любых двух соседних клавиш, учитывая чёрные, составляет полутон. Значит, к примеру, звук чёрной клавиши, находящейся между до и ре, на полтона выше, чем до. Следовательно, это до-диез. Выходит, что чёрным клавишам соответствуют ноты до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез, как показано на следующем рисунке.

С другой стороны, звук той же чёрной клавиши между до и ре на полтона ниже, чем ре. Следовательно, это ре-бемоль. Теперь получается, что чёрным клавишам соответствуют ноты ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль.

Таким образом, звук любой чёрной клавиши можно называть по-разному. Понятно, что от смены названия высота этого звука не меняется. Получается, что некоторые ноты звучат одинаково, хотя имеют различные названия. До-диез и ре-бемоль — это один и тот же звук. Такое совпадение высоты нот с различными названиями называется энгармони́змом. Говорят, что ноты до-диез и ре-бемоль энгармонически равны или энгармонически эквивалентны. То же самое можно сказать про ре-диез и ми-бемоль, фа-диез и соль-бемоль и т. д.

Кстати, энгармонические фокусы возможны не только с чёрными, но и с белыми клавишами. Например, между си и до — полутон, поэтому ноту си можно назвать до-бемолем, а ноту доси-диезом. То же самое с ми и фа: фа можно назвать ми-диезом, а мифа-бемолем.

Интервалы между нотами

Интервалы между нотами до и ре, ре и ми, фа и соль, соль и ля, ля и си равны целому тону, а между ми и фа, си и до — полутону. Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что ни между ми и фа, ни между си и до нет чёрной клавиши. Таким образом, между нотами последовательности доремифасольлясидо получаем такие интервалы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Буквенные обозначения нот

Ноты часто обозначают латинскими буквами. Существует две системы буквенной записи: английская и немецкая.

В английской системе звуки до, ре, ми, фа, соль, ля и си обозначают буквами C, D, E, F, G, A и B соответственно. Если нужно, к ним добавляют знак диеза или бемоля: С♯ (до-диез), E♭ (ми-бемоль) и т. п.

Немецкая система отличается от английской лишь тем, что в ней буквой B обозначают си-бемоль, а для записи звука си используют букву H.

Какую систему использовать для себя — вопрос вкуса. Во всех материалах этого веб-сайта используется английская система, то есть B означает си, а си-бемоль обозначен как B♭.

Деление на октавы

Как мы уже видели, звуки до делят весь диапазон нот на октавы. Каждой из них присвоено собственное название.

Октава в центре клавиатуры фортепиано называется первой. Выше (правее) неё лежат вторая, третья, четвёртая и пятая октавы, ниже (левее) — малая, большая, контроктава и субконтроктава. Субконтроктава обычно представлена только тремя нотами, а пятая октава — всего одной нотой до.

При буквенной записи нот принадлежность к конкретной октаве можно обозначить цифрой после буквы. Цифра при этом показывает порядковый номер октавы. Нумерация начинается с субконтроктавы, которая обычно имеет нулевой номер. Тогда, к примеру, A0 означает ля субконтроктавы, F1 — фа контроктавы, С2 — до большой октавы, D♯3 — ре-диез малой октавы, E♭4 — ми-бемоль первой октавы и так далее.

«Нот всего семь»

Распространённое выражение «нот всего семь» справедливо лишь в том случае, если в пределах одной октавы считать только белые клавиши, а чёрные не учитывать. Полагаю, так делают потому, что ноты на белых клавишах имеют собственные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля и си), а названия нот на чёрных клавишах являются производными — их образуют, добавляя к названию ноты на белой клавише часть «диез» или «бемоль», например, до-диез. Это, однако, не означает, что чёрные клавиши имеют меньшее значение, чем белые, поэтому в октаве, строго говоря, не семь нот, а двенадцать: до, до-диез (ре-бемоль), ре, ре-диез (ми-бемоль), ми, фа, фа-диез (соль-бемоль), соль, соль-диез (ля-бемоль), ля, ля-диез (си-бемоль) и си.

Далее, если под термином «нота» понимать звук определённой высоты, то одноименные звуки в разных октавах придётся считать отдельно, потому что все они различаются по высоте, и тогда на клавиатуре фортепиано мы насчитаем не семь и не двенадцать нот, а ровно столько, сколько на ней клавиш, то есть 88 для большинства современных инструментов.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. При движении в какую сторону по клавиатуре фортепиано звуки становятся выше?
  2. Какой интервал образуют звуки любых двух соседних клавиш фортепиано, учитывая чёрные клавиши?
  3. Как найти ноту до на клавиатуре фортепиано?
  4. Запомните порядок следования нот на белых клавишах в обе стороны: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, додо, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
  5. Назовите ноты на белых клавишах в прямом порядке через одну, начиная с до: до, ми, соль и т. д. Остановитесь, когда вновь окажетесь на ноте до. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились? Сделайте то же самое в обратном порядке: до, ля, фа и т. д.
  6. Выполните упражнение, аналогичное предыдущему, только пропускайте не одну ноту, а две. В прямом порядке получится: до, фа, си и т. д.; в обратном: до, соль, ре и т. д. Сколько октав между до, с которого вы начали, и до, на котором вы остановились?
  7. Что означают знаки альтерации диез и бемоль? Как они записываются?
  8. Что такое энгармонизм? Какие ноты энгармонически равны нотам до-диез, ми-бемоль, фа-диез, ля-бемоль, си-бемоль, ми-диез, до-бемоль?
  9. Сколько полутонов между соседними нотами до и ре, ре и ми, ми и фа, фа и соль, соль и ля, ля и си, си и до?
  10. Какими буквами обозначаются ноты в английской и немецкой системах буквенной записи нот? В чём отличия этих двух систем?
  11. Перечислите названия всех октав, представленных на клавиатуре фортепиано. Которая из них находится в центре клавиатуры?
  12. Как с помощью буквы и цифры обозначить ноты ля второй октавы, до четвёртой октавы, ми малой октавы, фа контроктавы, си субконтроктавы?
  13. Сколько полутонов между ре первой октавы и ре третьей октавы? Сколько целых тонов между ля большой октавы и ля второй октавы?

Эта статья — вторая в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Оцените статью