Схема клавиатуры с нотами баян

Схема клавиатуры с нотами баян

Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот

В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не зеркальные отображения и прочую галиматью. Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо «Ля септ аккорд» мне привычнее написать «A7», не говоря о том, чтобы искать аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые клавиатуры разрисованы именно таким образом.
Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь пока в длительности нот и прочие тонкости).

Слева играем аккомпанемент. Левая рука задает и размер мелодии, правая играет под нее (а не наоборот!). Собственно все то же самое как, например, на гитаре, то есть бас-аккорд или бас-бас-аккорд. Рядом с основными басами есть кнопочки дополнительных басов и я рекомендую не забывать про них, для того, чтобы разнообразить аккомпанемент, а не тупо лупить бас-аккорд. Напирмер для аккорда Am кроме баса A может быть и C и E или даже F. Очень часто такие нестандартные вещи так и записываются, к примеру Am/G — бас G с аккордом Am. Для использования доп. басов очень помогает использование четырех пальцев левой руки.

Вертикальные ряды. Имеем два ряда басов, 1й — дополнительный, 2й — основной, от которого есть еще три ряда готовых аккордов. Аккорды нарисованы кружками побольше. Первый ряд — мажор, потом минор, потом мажор-септ, например, C(бас) — C(мажор) — Cm(минор) -C7 (мажор-септ). Дополнительные басы часто находятся на ряд выше-ниже во втором ряду, например для C это может быть бас G. Горизонтальные ряды расположены через квинту (5 полутонов), то есть никаких проблем играть аккомпанемант в любой тональности с той же аппликатурой. Основные звуки и аккорды это белые кнопочки, черные — диез/бемольные полутона.
Короче говоря есть все звуки и основные аккорды для них. (Прим. аккордеоны и некоторые баяны имеют шестой вертикальный ряд минорных септаккордов типа Cm7, Am7 etc).

В отличие от баяна обычная гармошка-хромка (25×25) играет только в двух тональностях, например в моем примере это C-мажор и A-минор. Хочу отметить, что это условные тональности, на самом деле чаще всего гармошки настроены в Fm-Ab. Но при записи нот подразумевается именно C/Am. Почему именно Fm? Дело в том, что если петь под гармошку, Am не очень удобен для многих голосов.
Первый веркальный ряд — басы. Это ряд вспомогательных басов в том смысле, что аккорды построены не от них.
Второй вертикальный ряд — минор/септ. Расположены они в порядке бас-аккорд, через квинту. Например, типичным аккомпанементом будет Am-Dm-H7-E7-Am.
Третий вертикальный ряд — басы и мажорные аккорды, расположенные точно так же как и во втором ряду. Для многих частушек, например будет такой аккомпанемент — F-C-G-C.

Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть игра четырьмя пальцами и чередование басов.

Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую. Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в унисон не очень удобно.

Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец правой руки «достается» из-за грифа только для исполнения каких-то мест произведения, а потом «прячется» обратно.

Тут все понятно. Белые кнопки — основные тона, черные — диез-бемольные. Очень удобно, что если играть на ряд выше-ниже с той же аппликатурой, то уезжаем на полтора тона вверх-вниз (для настройки под голос например).

Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.

Как я уже говорил, хромка играет только в двух тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку). Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.

Источник

Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения

В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.

После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.

Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.

— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

В комплекте:

32 видео, 115 видео упражнений.

А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.

Цена 300 рублей

По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна

Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.

Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.

Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.

Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.

Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.

Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:

Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.

Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.

Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.

Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».

Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.

Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.

Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.

Источник

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

  • В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

  • Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

    Для кого подготовлены эти упражнения?

    — Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.

    — Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

    Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

  • В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

    Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

  • Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

    Цена 300 рублей

    По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru

    Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.

    Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

  • Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

    Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

    На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

    При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

    По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

    Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

    Источник

  • Оцените статью