Открытый урок по фортепиано 2013 г.
план-конспект урока по теме
Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_may_2013.doc | 48 КБ |
samoanaliz_otkrytogo_uroka_may_2013.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013
Открытый урок по фортепиано преподавателя
Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.
Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.
- Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
- Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
- Научить грамотно читать нотный текст
- Закрепить знание музыкальной терминологии
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
- Развитие двигательно-игровых навыков
- Развитие навыка игры по нотам
- Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие творческой инициативы
- Развитие самостоятельности
- Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
- Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
- Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
- Воспитание навыков самоконтроля
- Воспитание культуры поведения за инструментом
1. Организационный этап . 1 мин
- Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
2 Основной этап.
- Игра упражнений . 3 мин
- Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:
— И.Беркович Этюд До мажор
— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)
-Ф.Рыбицкий «Зефир» 4 мин
- Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 2 мин
- Физкультминутка. 2 мин
- Беседа о творчестве композиторов Л.В.Бетховена, В.Ребикова. 4 мин
- Исполнение и работа над музыкальными произведениями:
— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)
— ФрНп «Большой олень» 8 мин
- Показ репродукций, портретов композиторов.
- Прослушивание произведений в звукозаписи. 4 мин
- Игра в ансамбле с педагогом:
— С. Подгорная «Буги-вуги» 6 мин
- Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
- Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
- Работа с ритмическими карточками 2 мин
3.Заключительный этап. 3 мин
- Подведение итогов
- Оценивание работы учащейся.
- Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013
Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя
Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.
Характеристика на обучающуюся:
Уляшева Анастасия – обучающаяся 1 класса, 9 лет. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Отлично учится по всем предметам в музыкальной и общеобразовательной школах. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится достаточно серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Умеет грамотно разбирать нотный текст, хорошо читает с листа, уверенно подбирает по слуху. Выступать на сцене не очень любит, мешает сценическое волнение. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки достаточно свободны и организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна. Может продуктивно работать самостоятельно.
Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.
Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.
- Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
- Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
- Научить грамотно читать нотный текст
- Закрепить знание музыкальной терминологии
- Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
- Развитие двигательно-игровых навыков
- Развитие навыка игры по нотам
- Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
- Развитие чувства ритма
- Развитие творческой инициативы
- Развитие самостоятельности
- Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
- Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
- Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
- Воспитание навыков самоконтроля
- Воспитание культуры поведения за инструментом
1. Организационный этап . 1 мин
- Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
Тема выбрана не случайно. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы не просто научить исполнять ученика определенные произведения, а развить его музыкальные и общие способности, научить работать с нотным текстом, привить любовь к самостоятельному музицированию за инструментом.
Весь процесс обучения игре на фортепиано направлен на всестороннее развитие ребенка. Уже то, что при игре на инструменте работают кончики пальцев, очень активирует кору больших полушарий головного мозга и развивает интеллект. Это неоднократно доказывалось учеными.
Все дети, которые обучаются музыке, лучше успевают в общеобразовательной школе, так как они действительно оказываются более развитыми.
2 Основной этап.
На этом этапе применялись различные методы:
— словесный (объяснение, беседа)
— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)
— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)
— творческий (поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)
— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)
— метод музыкального наблюдения
— метод эмоциональной драматургии
— С целью формирования интереса к изучению произведений использованы ТСО: магнитофон с записью произведений в оригинальном звучании
Традиционно начинаем наш урок с упражнений . Правильная организация игровых движений очень важна на начальном этапе обучения. От постановки рук в 1 год зависит успешность дальнейшего обучения. Скованными и неприспособленными руками невозможно выразить ни одну музыкальную мысль.
Далее был сделан краткий обзор упражнений в той последовательности, в которой я даю их своим ученикам.
- Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:
— И.Беркович Этюд До мажор
— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)
При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (К.Черни Этюд До мажор), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость, владение кистевыми движениями (И.Беркович Этюд До мажор), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»). Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.
- Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста
Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты скрипичного и басового ключей, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам
Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Настя справилась.
Ритмические упражнения под музыку позволили переключить внимание ученицы, снять напряжение, расслабиться и отдохнуть от игры на инструменте.
- Исполнение и работа над музыкальными произведениями:
— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)
— ФрНп «Большой олень»
- Показ репродукций, портретов композиторов.
- Прослушивание произведений в звукозаписи.
Эти формы работы позволили разнообразить урок, переключить внимание ученицы и расширить музыкальный кругозор.
- Игра в ансамбле с педагогом:
— С. Подгорная «Буги-вуги»
- Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
- Слуховая разминка. Игра «Угадайка».
Очень интересна для детей. Прекрасно развивает слух . Усложнять игру можно до бесконечности. И в результате добиться даже абсолютного слышания высоты звучания.
- Работа с ритмическими карточками
Даны задания на карточках для прохлопывания ритмического рисунка в определенном музыкальном размере. Карточки для комбинирования ритмических групп. Задания на координацию рук.
- Подведение итогов
- Оценивание работы учащейся.
Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.
Продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач.
Вывод: Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока. Все этапы были взаимосвязаны между собой. В течение всего урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Урок поставленных задач достиг.
Источник
План-конспект урока по классу фортепиано
специалист в области арт-терапии
План-конспект открытого урока.
Тема: Фортепиано, как средство выразительности и подачи музыкального образа.
Исполнители : ученик 1-го класса отделения музыкального инструмента и ученица 2-го класса отделения специального фортепиано.
Воспитательная — формирование творческого подхода к инструменту и его специфическим особенностям.
Образовательная – посвящение в историю появления фортепиано; изучение инструмента, как средства музыкальной выразительности: особенности звукоизвлечения.
Развивающая – расширение понятия «фортепиано» для учащегося, развитие слуха и координации движений участников исполнительского процесса, а так же эмоционально- образных представлений; выявление индивидуального подхода к использованию выразительных средств.
Музыкальные инструменты: а) 2 пианино, в) клавесин(синтезатор)
Наглядные пособия: изображения кларнета, лютни;
альбомы с репродукциями И.Шишкина — «Тутовый лес», И. Левитана — «Цветущее вишнёвое дерево», П.Синьяка — «Сосна», В.Васнецова — «Алёнушка».
1. Вступление: Что такое образ? Музыкальный образ. Исполнение учеником 1-го класса польской народной песни «Висла». — 8мин.
2. Фортепиано: а). Что есть фортепиано? б). Изобразительные возможности инструмента (С.Прокофьев «Петя и Волк» — фрагмент, исполняет ансамбль учеников 1-го и 2-го классов). в). Средства музыкальной выразительности. — 10мин.
3. Узнаём и сравниваем: а). Изобретение фортепиано. б). Образ – основа художественного произведения (от лютни к фортепиано — от живописи к музыке). в). Возможности фортепиано (клавесин и фортепиано). – 10мин.
4.Заключительная часть: а). «Сказка о рояле, который хотел быть клавесином» Л.Кирилиной. – 11мин.
б). Индивидуальный анализ-вывод. в). Домашнее задание. – 6мин.
Тема нашего сегодняшнего урока широка и многогранна. Но «сердцем» её стал музыкальный образ. Что означает этот термин? Если мы заглянем в словарь, то прочтём, что «образ — это вид, облик». Можно добавить: обобщённый тип или характер. Например, героический образ или образ победителя – рыцарь; образ злой силы – Кощей Бессмертный.
Обращение- задание: Дети, назовите знакомые вам образы.
Предполагаемые ответы: образы: простака-хитреца – Алдар Косе; в русских народных сказках – лиса; простофили – Емеля; мудреца – Василиса Премудрая.
Вопрос: Где можно встретить перечисленные образы?
Предполагаемый ответ: В сказках, мультфильмах, живописи, в жизни и т. д.
Вопрос: Как вы понимаете слова «музыкальный образ»?
Предполагаемый ответ: образ, создаваемый музыкой.
Учитель: Максим, сыграет пьесу, которая называется Висла.
Вопрос: Скажи, какой характер у пьесы?
Ответ: Грустный, спокойный.
Вопрос: Что ты себе представляешь или что хочешь передать своим исполнением?
Ответ: Я представляю речку, которая спокойно течёт себе и вспоминает о чём-то грустном.
Далее следует исполнение пьесы.
Учитель: Максим, посмотри на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Как ты думаешь, какая сказка подсказала художнику этот образ?
Предполагаемый ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Учитель: Сказочники для создания образа пользуются словом, художники – красками, а музыканты?
Предполагаемый ответ: Музыкальными звуками.
Учитель: Этому делу служит целая «армия» музыкальных инструментов. Но сейчас речь пойдёт о фортепиано.
Вопрос: Что есть фортепиано ?
Предполагаемые ответы:1). Это инструмент. 2). Слово состоит из названия 2-х динамических оттенков: форте и пиано.
Учитель: Этот инструмент может очень много. В его репертуар входят не только фортепианные произведения, но и переложения вокальных, инструментальных, оркестровых, хоровых сочинений.
Произведение, которое сейчас исполнит наш ансамбль, называется Симфоническая сказка «Петя и Волк». Написал его советский, русский композитор Сергей Прокофьев. И предназначено оно для симфонического оркестра, где каждому герою соответствует свой музыкальный инструмент. Номер, который сейчас прозвучит, называется «Кошка», её образ в оркестре исполняет кларнет.
Учитель: А мы играем и показываем, как фортепиано может изобразить кошку.
Ученица 2-го класса(1-я партия) и ученик 1-го (2-я партия) исполняют ансамбль, отрывок из Симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк», Кошка.
Учитель: Послушайте, как кошку исполнит кларнет – деревянный духовой инструмент, который входит в состав любого симфонического оркестра (учитель ставит на пюпитр изображение кларнета). А ещё внимательно слушайте каждый свою партию, ведь вторая партия ансамбля принадлежит оркестру, но обе партии звучат, как одно целое.
Вопрос: Образ, который вы только что услышали, какой он?
Предполагаемый ответ: Образ кошки — осторожный, крадущийся.
Вопрос: Похожа ли ваша Кошка на Кошку кларнета? Если нет, то чем они отличаются?
Предполагаемый ответ: Нет, не похожа. Отличаются звучанием.
Вопрос к исполнительнице 1-ой партии: Как надо играть, что бы образ получился?
Предполагаемый ответ: Играть надо тихо и аккуратно, как бы всё время, прислушиваясь.
Вопрос к исполнителю второй партии: Чью партию ты исполняешь?
Предполагаемый ответ: Партию оркестра.
Вопрос: Как звучит оркестр: громко или тихо?
Предполагаемый ответ: Он звучит тихо и настороженно.
Учитель: Не забывай об этом, когда будешь играть.
А вот послушайте, как я сейчас сыграю ту же пьесу и скажите, что изменилось в ней?
Учитель играет « Кошку» в высоком регистре на стаккато.
Предполагаемый ответ: Сменился регистр.
Вопрос: Со сменой регистра изменился ли сам образ?
Предполагаемый ответ: Да. Осторожная кошка превратилась в птичку, или кузнечика.
Учитель: Со сменой регистра поменялся и характер образа, и сам образ. Следовательно, регистр есть средство выразительности, которое помогает создавать музыкальные образы и понимать (на пюпитр ставится слово «регистр»).
Учитель исполняет пьесу в «родном» регистре, но на портаменто.
Вопрос: Что изменилось?
Предполагаемый ответ: Поменялся исполнительский приём – штрих.
Учитель: Образ сменился или нет?
Предполагаемый ответ: Да. Он стал тяжёлым, неповоротливым, не похожим на настоящую Кошку.
Учитель: Следовательно, штрихи тоже есть средство музыкальной выразительности (на пюпитр ставится слово «штрихи»).
А если сыграть пьесу на форте с самого начала, останется ли образ Кошки осторожным? Послушайте.
Учитель играет пьесу на форте.
Предполагаемый ответ: Нет. Осторожность исчезла. Получился марш.
Учитель: Я играла громко – на форте, вместо того, чтобы играть тихо – на пиано. А что такое форте и пиано?
Предполагаемый ответ: Динамические оттенки.
Учитель: Теперь попробуем поменять темп и ритм (играет пьесу быстрее, в пунктирном ритме). Что произошло с характером и образом пьесы?
Предполагаемый ответ: Он изменился — стал смешным.
Учитель: Из всего услышанного можно сделать вывод – музыкальный образ помогают создавать регистр, штрихи, динамические оттенки, ритмический рисунок, темп и многие другие средства музыкальной выразительности.
Учитель: А теперь попробуйте сыграть на фортепиано так, как кларнет под аккомпанемент оркестра. Но слушайте себя очень внимательно, звук должен быть максимально приближен к звучанию инструментов, которые только что прозвучали. Вы должны слушать и чувствовать друг друга – быть одним инструментом, одним образом.
Дети снова исполняют свою пьесу.
Учитель: Теперь Кошка звучит, как у кларнета и оркестра. Вы показали своей игрой, что фортепиано по силам изобразить звучание другого инструмента. Следовательно, фортепиано тоже есть средство выразительности, помогающее раскрыть художественный образ музыкального произведения. А вот кларнет не сможет повторить звучание фортепиано, но это ни в коей мере не умаляет его особенностей, ведь вы слышали какая у него Кошка! Он помог нам лучше узнать возможности нашего инструмента.
Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Он работал хранителем (тот, кто хранит) и реставратором (тот, кто восстанавливает, чинит) музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Как вы понимаете, фортепиано и было тем сюрпризом. Звучание инструмента не понравилось гостям, которые привыкли к изысканному звуку клавикорда и клавесина. Оно показалась им грубым, и врядли кто из них понимал, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее.
Со временем фортепиано изменялось и совершенствовалось. Послушайте, как звучит произведение И.С.Баха на этом замечательном инструменте.
Учитель исполняет Маленькую прелюдию c — moll на фортепиано.
Учитель: А теперь, это же произведение исполнит другой инструмент – лютня. Обратите внимание на музыкальный образ: изменился ли его характер?
Звучит Маленькая прелюдия до минор И.С.Баха на лютне.
Учитель: Каждый для себя, наверное, определил характер, тип, настроение? Как один и тот же образ звучит у разных инструментов?
Предполагаемый ответ: В исполнении фортепиано, характер беспокойный, тревожный, стремительный; у лютни образ более выдержанный.
Вопрос: Отличаются ли услышанные вами инструменты?
Предполагаемый ответ: Звуком. Учитель: Отличие в тембрах.
Вопрос: Влияет ли это на характер произведения?
Предполагаемый ответ: Нет (затруднительно).
Учитель: Посмотрите на эти репродукции. Они с картин разных художников, которые пользовались разными приёмами письма. Определите настроение, отражённое в них. Предлагает вниманию учеников три репродукции: Шишкин И. «Тутовый лес», Левитан И. «Цветущее вишнёвое дерево», Синьяк П. «Сосна».
Предполагаемый ответ: Настроение светлое, солнечное, праздничное.
Учитель: То есть, разные приёмы отражают похожие настроения, а помогают нам его понять краски и талант художника.
Так и в музыке: образ, заложенный самим композитором, есть основа произведения, а инструменты раскрывают его каждый по-своему, исходя из своих особенностей и возможностей.
Для фортепиано переложение с другого инструмента означает, что на образ влияет и тембральная окраска. Выразить глубину чувств, мысли, передать настроение, краски и интонационный колорит – вот то чему служит наш инструмент и то, о чём мы должны помнить, играя на нём.
В). Помните, когда я рассказывала о неудавшемся сюрпризе Бартоломео Кристофори, то упомянула о клавесине. Фортепианную пьесу С.М.Майкапара «Мотылёк» мы сейчас попробуем сыграть на клавесине.
Ученица играет пьесу С.Майкопара «Мотылёк».
Учитель: Понравился тебе клавесин?
Предполагаемый ответ: Да.
Учитель: Как ты считаешь, помог ли тебе инструмент раскрыть образ произведения? Каким он тебе представляется?
Предполагаемый ответ: Играть эту на клавесине легко. Звук этого инструмента подходит для «Мотылька». Образ мотылька очень хрупкий, нежный, но с ним происходит небольшое приключение, которое для мотылька заканчивается удачно. И он улетает.
Учитель: Самуил Моисеевич Майкапар, композитор, написавший эту пьесу, родился в конце XIX века и умер в 1938 году. Это советский композитор, родившийся на Украине, но всю свою жизнь он провёл в Петербурге – Ленинграде. Думаю, ему был знаком клавесин, но он посвятил себя и своё творчество фортепиано. «Мотылёк» — фортепианная пьеса, но образ, заложенный в ней, как будто написан для клавесина. Единственный недостаток, как мне кажется, это негибкая динамика инструмента. У фортепиано, инструмента современного и усовершенствованного, больше выразительных возможностей.
Мы с вами проделали хорошую работу:
послушали разные инструменты;
выяснили, что такое образ и что помогает музыканту «рисовать» образы;
узнали о возможностях фортепиано и его особенностях.
4. Сейчас настало время сказки.
Одна писательница – Л.Кирилина сочинила историю, которая называется «Сказка о рояле, который хотел стать клавесином». Задание: Слушайте, а после скажите мне: прав был рояль, или нет и почему.
Далее следует сказка (11 мин).
Вопрос: Прав был рояль, когда захотел отказаться от своего неповторимого звука?
Предполагаемые ответы: Да, нет…
Учитель: Думаю, что пора подвести итог нашего урока.
Вывод: Основа музыкального произведения – художественный образ или образ мысли, который композитор излагает музыкальными звуками. Что же помогает нам понять, представить и изобразить его?
Ответ: Средства музыкальной выразительности.
Учитель: Перечислите их.
Ученики: Штрихи, динамические оттенки, регистр, темп, ритм, лад, музыкальные инструменты.
Учитель: Какие инструменты помогли нам на уроке разобраться в образах?
Ученики: Кларнет, лютня, клавесин и фортепиано.
Учитель: Все эти инструменты отличны друг от друга, каждый обладает характерным для него тембром, то есть окраской.
Вопрос: А что можно сказать о фортепиано?
Предполагаемый ответ: Что фортепиано может изобразить любой музыкальный инструмент.
Учитель: Иначе говоря, можно назвать фортепиано многотембровым инструментом, с большими изобразительными и выразительными возможностям.
И это — его главная особенность и основное свойство.
Домашнее задание: 1.-Придумайте для сказки свой финал, иначе – конец;
2- подумайте, как можно изобразить на фортепиано медведя, дождик, пение кукушки;
3-нарисуйте два рисунка любого понравившегося вам музыкального образа, о которых сегодня мы говорили, в звучании различных инструментов.
4- попробуйте поиграть одну из своих пьес разными штрихами: стаккато, легато, нон легато, маркато.
С.Газарян. В мире музыкальных инструментов, Москва «Просвещение»,1989год.
Журнал «В мире музыки». Москва «Музыка», 1996год.
Л.Е.Фейнберг, Ю.И.Гренберг. «Секреты живописи старых мастеров». Москва «Изобразительное искусство».
А.Фёдоров-Давыдов. «Исаак Левитан». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1988год.
А.Савинов, А.Фёдоров-Давыдов. «Иван Шишкин». Альбом репродукций. Ленинград «Аврора», 1986год.
Л.И.Иовлева. В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи. Москва «Изобразительное искусство», 1984год.
Сказка о рояле, который хотел стать клавесином
В одном большом сером городе, в большом сером доме жила-была самая, что ни на есть обычная семья: Папа, Мама и сынок. Всё у них было хорошо: Пап и Мама думали, что у них самый лучший Сынок и самая лучшая квартира в самом лучшем доме, в самом лучшем городе.
Когда сынку исполнилось семь лет, Папа записал его в спортивный кружок. Поэтому они пошли в самый лучший спортивный магазин и выбрали самый лучший мячик. А Мама записала Сынка в музыкальную школу, и поэтому…они пошли в музыкальный магазин. Там стояло очень много роялей и пианино. Но этой семье нужен был самый лучший рояль. Они очень долго искали и, наконец, нашли. Он был золотистый, как мёд, новенький, нигде не поцарапанный, и на изящно изогнутой крышке красовалась маленькая лира… Сынок чуть тронул сахарно-белую клавишу, и раздался звук такой чистоты и округлости, что Сынку показалось, что он лизнул свой любимый пломбир. «Берём» решил Папа и протянул деньги довольному продавцу.
Рояль привезли домой и поставили в углу большой комнаты. Но сынок редко играл на нём – ему куда больше нравилось заниматься в спортивном кружке. А рояль скучал ужасно. Как-то днём, когда Мама и Папа были на работе, а Сынок в школе, Рояль начал разговаривать сам с собой. Вдруг он услышал приглушённые проклятия откуда-то сверху. Он замолчал и прислушался.
— Эй, сударь, уж не знаю, как Вас там?
— Да, да к Вам! Вы знаете, что мешаете мне сочинять музыку?
Рояль встал на цыпочки, поглядел вверх и увидел над собой портрет Иоганна Себастьяна Баха. Бах смотрел очень строго и почти что сердито.
В руках у него был нотный свиток.
— Извините великодушно, — пропел Рояль, — я не знал, что Вы заняты.
— Я занят. Чёрт возьми, угораздило какого-то пачкуна нарисовать меня с этим свитком в руках, и теперь я вынужден изо дня в день, из столетия в столетие сочинять одну и туже ораторию! Согласитесь, весёлое занятие!
— Мне тоже скучно, господин капельмейстер, — прожурчал Рояль, — но теперь мы обнаружили, что нас двое… Может быть, пока никого нет дома, Вы на мне поиграете?
— Я?! На этом … безобразии. С этим бутылочным звуком? Нет, уж, увольте! Вот если бы Вы были Клавесином…
— А кто такой Клавесин?
— Мой друг, которого больше нет, — угрюмо буркнул Бах, но в этот момент открылась дверь, и в квартиру вошёл Сынок. Бах и Рояль сделали вид, что они незнакомы.
Ночью, когда все уснули, Рояль, мучимый любопытством, тихо-тихо подкатился к книжной полке и прошептал на ухо Толковому словарю:
— Будьте добры, позовите, пожалуйста, Энциклопедию!
— Какую ещё Энциклопедию по ночам.. – заворчал Словарь.
Вскоре новенькая щеголеватая Музыкальная Энциклопедия лежала на крышке Рояля.
— Госпожа Энциклопедия, не могу ли я узнать хоть что-нибудь о Клавесине?
Энциклопедия очень обрадовалась, что в кои-то веки кому-то понадобилась и, бойко шелестя страницами, нашла нужную статью, и к утру Рояль знал почти всё о своём прекрасном предке.
С этого дня у Рояля появилась заветная мечта: стать таким, как Клавесин. « О, какой я неуклюжий! – думал он. – Как резко я звучу! Какой я грубиян – я отвечаю ругательством на каждое неловкое прикосновение! …У меня всего-навсего две педали и… ни одного дополнительного регистра! ..О, как я несчастен!»
… Но по ночам в Рояле шла огромная внутренняя работа. Он пытался изменить в себе всё, и, оставив золотистую оболочку, наполнить её серебристым звучанием. Наконец, когда …никого не было дома, Рояль робко, но определённо сказал:
Это «соль» прозвучало так нежно, шелестящее, что Бах вскинул брови:
-Соль, — повторил Рояль и засмеялся.
— О, Клавесин! – прошептал Бах, и две тяжёлые слезы скатились со старческих щёк и упали на клавиши.
…Так Рояль стал Клавесином.
Однажды Папа и Мама закрыли все двери и усадили, наконец, Сынка заниматься музыкой. Он поднял пыльную крышку, коснулся клавиш и закричал:
— Не буду я на нём играть! Он вконец расстроился.
Окончание сказки предлагается придумать учащимся, что следует рассматривать, как задание на дом.
Источник