- Схема лампового компрессора для гитары
- Гитарный компрессор звука
- Что такое компрессор звука?
- Компрессия и сустейн
- Виды компрессоров для гитары
- Компрессор на полевых транзисторах
- Ламповые компрессоры
- Академия Гитарной Электроники: Гитарный Компрессор Из Лампочки Накаливания — Академия Гитарной Электроники
- Гитарный Компрессор Из Лампочки Накаливания решил поделиться экспериментом с положительным результатом
- #1 Сергей K.
- Прикрепленные изображения
- Прикрепленные файлы
- #2 Кондратий
- #3 Seemann
- #4 Resident_Kms
- #5 Monomax
- #6 Сергей K.
- #7 HeJIeIIoCTb
- #8 paranoya
- #9 PicNic
- #10 exe68
- #11 Сергей K.
- #12 HeJIeIIoCTb
- #13 Сергей K.
- #14 HeJIeIIoCTb
- #15 Сергей K.
- #16 Батя
- #17 Сергей K.
Схема лампового компрессора для гитары
1) На одной плате выполнен ламповый перегруз. Он построен на двух сдвоенных триодах 6Н2П ЕВ. За основу схемы был взят канал SCREAM от известного Groove Tube Trio Preamp. Моя схема:
Таким образом, получаем 4-х каскадный ламповый усилитель напряжения, обеспечивающий приличное усиление (или как принято у гитаристов — «Gain»). В моей схеме лишь добавлен буфер (в виде классического истокового повторителя на JFET c источником тока), который позволяет получить приличную развязку и более низкоомный выход. Таким образом, этот преамп можно подключать к усилителям с небольшим входным сопротивлением (порядка нескольких десятков килоом).
В принципе тут всё банально. Привожу платы:
2) Немного интереснее организовано анодное и накальное питание. Блок питания сделан из старого ATшного компьютерного БП. Переделка БП заключалась в установки ширины импульса на 50% (отключение ШИМ модуляции, ведь нам же не нужны помехи!). Далее перемотка трансформатора:
- «Накальная» обмотка 6.6-7 В (проводом D=1 мм)
- «Анодная» обмотка — 250 В (D=0.25 мм)
- «Транзисторная» обмотка — 30 В (D=0,6 мм)
*Указаны амплитудные значения напряжения.
Далее как известно, напряжение с трансформатора нужно выпрямить и стабилизировать. Поэтому привожу схему выпрямителя-стабилизатора блока питания:
Подробнее о питания накала. В классических ламповых схемах катод находится под положительным потенциалом, относительно накала. Поэтому возникает прямой эмиссионный ток. Это приводит к тому, что все помехи в питании накала лезут на катод (и соответственно в выходной сигнал). Для устранения этого негативного эффекта, питание накала осуществляют под прямым смещением 10-30 В (относительно земли). В таком случае паразитный диод оказывается заперт (смещён в обратном направлении).
В моём случае «накальная» обмотка подключается к двухполупериодному выпрямителю на диоде Шоттки (он уже есть в компьютерном БП на шине питания +5В). Центральная точка обмотки отключена от земли и заводится на стабилизированные +20В.
Стабилизатор-фильтр анодного напряжения, выполнен на полевом транзисторе VT2. Так же организован плавный старт при включении питания (транзистор VT3).
3) Вторая плата делалась позже, на ней компрессор и блок коммутации сигнала. Вот схема:
Компрессор собран на микросхеме SSM2166 от Analog Devices. Коммутация осуществлялась обычными реле РЭС-10. Включение/пропуск эффекта по нажатии на кнопку без фиксации. Двухтранзисторные триггеры VT1,VT2 и VT9,VT11 выполняют роль логических переключателей, как и во многих гитарных педальках (например BOSS MT-2).
Состояние эффекта отображают газоразрядные индикаторы IQ1 и IQ2.
‘0’ — пропуск эффекта, ‘1’ — эффект включён.
Платы:
Источник
Гитарный компрессор звука
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Что такое компрессор звука?
Теперь, когда у нас есть общее понимание того, что есть компрессор применительно к аудио, давайте поговорим об основной терминологии, ассоциирующейся с этим словом.
Ratio (отношение): Этот параметр определяет на сколько будет уменьшен динамический диапазон сигнала. Например, отношение 4:1 означает, что если сигнал превышает порог на 4 дБ, то выходной сигнал будет всего на 1 дБ выше порога, т. о. уровень сигнала будет уменьшен на 3 дБ:
Порог = -10дБ
Входной сигнал = -6 дБ (на 4 дБ выше порога)
Выходной сигнал = -9 дБ (на 1 дБ выше порога).
Отношения 4:1, 8:1, 12:1 и 20:1 довольно распространены, отношение больше 8:1 – это примерно та грань, при которой компрессор становится лимитером.
Threshold (порог): Этот параметр определяет порог, при превышении которого компрессор звука «открывается», т.е. начинает работать. Другими словами, если вы выставите определенное значение порога в дБ, то компрессор начнет работать только при превышении входным сигналом этого уровня. Любая часть сигнала ниже уровня порога не будет обработана, тогда как любая часть выше уровня будет компрессована с выбранным отношением (ratio).
Knee (излом): Излом кривой компрессора, определяет то, как сигнал будет обрабатываться, после превышения порога. «Жесткий излом» или «жесткая компрессия» (hard knee) – это быстрый переход от необработанного к обработанному сигналу. Нет никакого переходного периода, мгновенная компрессия при превышении порога сигналом. «Мягкий излом» или «мягкая компрессия» предполагает более плавный переход от необработанного сигнала к обработанному.
Attack Time (Время атаки, атака): Этот параметр определяет время, нужное компрессору, чтобы скомпрессовать сигнал до определенного уровня, после превышения им (сигналом) порога. Этот уровень устанавливает производитель (обычно 10 дБ). Измеряется в миллисекундах, типичные значения лежат в границах от 1мс до 100мс. Например, если постоянная времени компрессора привязана к 10 дБ и выставлено значение времени атаки в 1мс, то это означает, что потребуется 1 мс, чтобы увеличить уровень сигнала на 10 дБ, и 2мс, чтобы достичь 20дБ. Все это определяет «яркость» звучания. При использовании «быстрой атаке», время достижения сигналом нужного уровня мало, что может дать «тусклое» звучание, особенно с перкуссионными звуками.
Release Time (Время затухания, затухание): Этот параметр определяет время, которое нужно компрессору, чтобы усилить сигнал до определенного уровня, после его (сигнала) падения ниже порога. Типичные значения лежат в границах от 5мс и свыше 5с. Время затухания оказывает заметное влияние на звук. Очень короткое время затухания может привести к искажению низкий частот. Длинное же время затухания может привести к неожиданному не нужному резкому понижению уровня сигнала или «дыханию» — медленному возвращение к общему уровню с заметным возрастанием шумов.
Компрессия и сустейн
В гитарном мире, компрессор зачастую используется, как сустейнер. Существует общее заблуждение, что сустейн – это именно то, для чего предназначен компрессор, однако же, сустейн – это всего лишь после-эффект компрессии. Работа компрессора заключается в том, чтобы поддерживать выходной уровень сигнала более-менее на одном уровне, при падении [или увеличении прим. CraSS] входного уровня. Именно это вызывает увеличение сустейна.
[Почему-то в следующем абзаце Энди говорит про компрессор, только как про лимитер, т.е. как про устройство, которое только компрессует сигнал сверху, но не вытягивает тихие ноты. Хотя, в общем, это не так. Наверно потому, что гитарные компрессоры (т.е. в виде педалей), почти все, по сути своей лимитеры. В этом смысле, все встает на свои места. Прим. CraSS]
Прежде чем рассматривать виды компрессоров для гитары, я сделаю еще одно общее замечание. Компрессор уменьшает разрыв между самой тихой и самой громкой нотой. Это достигается уменьшением громкости самой громкой ноты. Настраивая громкость усилителя, мы в уме делаем примерно тоже самое, т.е. уменьшаем громкость самой громкой ноты.
Если самая громкая нота компрессирована к среднему уровню, то, чтобы вернуть, общую громкость на прежний уровень, нужно немного усилить сигнал. Обычно это делают, с помощью регулировки Volume или Output на педали. Уменьшив громкость громких нот, в общем сигнале, поступающем на вход усилителя, будет казаться, что тихие ноты усилились. Это означает, что шумы в сигнале в конечном итоге усилятся вместе с сигналом на выходе компрессора. На самом деле усиления тихих нот не было, просто уровни громких и тихих ноты стали близки друг к другу, также стали близки и шумы.[Говоря языком радиоэлектроники мы просто уменьшили отношение сигнал/шум. Прим. CraSS]
Этого абсолютно не понимают люди, не имевшие опыта общения с компрессорами. И это особенность самого компрессора, а они принимают ее за шум смого прибора. В общем, если компрессор «фонит», то это значит, что шум возникает в цепи до компрессора, т.е. до того, как сигнал был скомпрессирован. По опыту могу сказать, что фон обычно вызывают овердрайвы, фуззф, плохая экранировка и проводка гитары или провода.
Виды компрессоров для гитары
Оптический компрессор
Компрессоры для гитары: Diamond Compressor и EHX White Finger
VCA. Voltage Controlled Amplifie (Усилитель, управляемый напряжением)
Гитарные компрессоры: Ross и MXR Dyna Comp
Компрессор на полевых транзисторах
Ламповые компрессоры
Гитарный компрессор Electro-Harmonix Black Finger
Многополосный компрессор
Многополосный компрессор
Параллельный компрессор
Гитарный компрессор Barber Tone Press
Ну, вот как-то так. О компрессии в двух словах. Для тех из вас, для кого компрессия темным пятном, мы надеемся, что эта статья пролила немного туда немного света. Компрессия – это не «волшебный порошок» и для гитарных дел она может серьезно испортить звук, если не используется правильно. Когда же она используется правильно, то может добавить нюансы, которые более ощущаются, а не слышатся. Одно основное правило, связанное с компрессией аудио-сигнала, котором часто пользуются парни в студиях: Если вы слышите компрессию, значит ее слишком много.
Спасибо, что читали, парни! Увидимся.
Оригинальная статья от Энди из ProGuitarShop.com.
Перевод + дополнения из вики: CraSS
UPD: Показательное видео для тех, кто знает английский. Для тех кто не знает, все понятно за первые пять минут. =) Дальше идет примерно тоже о чем написано в статье.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Академия Гитарной Электроники: Гитарный Компрессор Из Лампочки Накаливания — Академия Гитарной Электроники
- Академия Гитарной Электроники
- >Преампы, Примочки
- >Транзисторные
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
Гитарный Компрессор Из Лампочки Накаливания решил поделиться экспериментом с положительным результатом
#1 Сергей K.
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 699
- Регистрация: 01 March 11
Тема простого компрессора из лампочки накаливания засветилась обсуждалась на нашем форуме здесь… и долго и похоже безрезультатно здесь.
Решил поделиться экспериментом с положительным результатом.
Модуль компрессора встраивается после каскадов преампа (примочки) до темброблока, обход холодный (или отключением цепи с лампой накаливания). Возможно использование модуля как отдельного эффекта, тогда потребуется усиление сигнала (в 10 и более раз), дополнительная обвязка регуляторами гейна и громкости и, возможно, пред и пост коррекция низких частот.
Звук компрессора отличается мягкостью, подчеркиванием атаки и малым шумом и искажениями. Глубина компрессии не велика, но заметна, звук становиться плотнее и тягучее . Диапазона работы лампы хватает (без использования дополнительного регулятора Gain) для клина так и для хай-гена. На хайгене микромощник может подгружаться. Если подгруз микромощника не нужен, придется добавить регулятор гейна на входе компрессора.
Особенности подбора лампочки:
После экспериментов, я остановился на микро-лампочке СМН-6.3-20-2 (использовалась для подсветки кнопок в старых аппаратах). Из 20 шт. был выбран экземпляр с максимальным сопротивлением в холодном состоянии 47ом (разброс партии 24ом-47ом). На клине лампочка слабо помаргивает, на хайгене — в полнакала. Средний ток в горячем состоянии 10-17mA. Были так же проверены пальчиковые лампочки (24v35mA) 90г. изготовления, их особенность медленный разогрев нити накала, большая инерционность, в результате — глубокое подчеркивание атаки при первом ударе по струне, далее заметное снижение громкости.
Спасибо JustMoose (и здесь) за ВАХ СМН-6.3-20-2:
Вольт-Амперная Характеристика (ВАХ) лампы СМН-6,3-20-2
цитата: «Для сравнения, второй (розовой, нижней) линией на графике нарисована ВАХ СМН-6.3-20-2 (ток умножен на 4, дабы графики оказались рядом).»
Резистор R4 позволяет сместиться по ВАХ от начального участка характеристики, если не нравиться начальный скачек громкости при ударе струны; глубина компрессии при этом уменьшиться и не будет возможности использовать этот эффект при игре. Этим резистором можно в небольших приделах регулировать время атаки и затухания (одновременно с глубиной компрессии). При быстрой игре нить лампы не успевает остыть (лампа чуть светиться и вспыхивает при атаке). Глубина компрессии настраивается резистором делителя R6 (и входным уровнем сигнала), однако, глубина компрессии невелика, и для конкретного экземпляра лампы накаливания можно подобрать компромиссный вариант между глубиной компрессии и начальным затуханием сигнала.
Данный простой компрессор интересен прежде всего тем, что не требует сложной настройки, не требует (по особенностям схемотехники) регуляторов на панель и элементарно встраивается в преамп (примочку). Характер звука слегка напоминает уплотнение звука при игре на большой громкости в кабинет, однако это поверхностное сравнение.
Поскольку тема экспериментальная, она будет дополняться. Задавайте вопросы.
Цитата с форума:
“Суть простая: аудио сигнал пропускается через лампочку накаливания. Чем звук громче, тем сильнее нагревается спираль, и тем большее сопротивление оказывает. В результате имеем сжатие динамического диапазона.Данный прибор с двумя крутилками (Input Gain и Output) стоит 900 фунтов.
…
в старых консолях Helios, Realios TL Compressor вместо FET, VCA, Vari-mu, диода или оптопары использует лампочку накаливания с вольфрамовой нитью, как элемент контроля уровня. Лампочка включена последовательно в цепочку аудио-сигнала, и как только сигнал становится громче, спираль нагревается, увеличивая свое сопротивление и уменьшая уровень сигнала. Преимущество данного подхода в том, что он вносит намного меньшие искажения, чем компрессоры с традиционной схемой.(дата новости не 1-е апреля)”
——————
Для тестов компрессора был использован полевой преамп по мотивам Виктора Кемпфа — AMT.
Для удобства изучения результатов, схема преампа приводится в двух вариантах (позже набросаю блок схему): clean-crunch канал и crunch-(riff-lead)[high-gain] каналы.
Схема clean-crunch:
Распределение усиления по каналам: 1.6 : 12 : 16 dBFs (измерено на реальном преампе)
Этот канал использовался для снятия динамических характеристик, о которых ниже. Сигнал брался непосредственно с второго каскада как «самый чистый» и подавался в компрессор. Питание компрессора 18V использовано для раскачки лампы накаливания (для использования полного динам. диапазона лампы) и предварительного усиления (исходя из требования — чистый канал не должен быть «грязным» ). При питании 12V, усилить сигнал без легкого клипирования оказалось проблематичным.
Схема crunch-(riff-lead)[high-gain]:
Распределение усиления по каналам: 1.6/16 : 12/16 : 16 : 17 : 11 dBFs (измерено на реальном преампе)
Динамические характеристики снимались с помощью тест сигналов и записывались на карту EMU1616m.
Посмотрим, что получилось:
глубина компрессии
сравниваем лампочки накаливания (СМН-6.3-20-2 и 35мА24в 90года-пальчиковая):
Время восстановления (после атаки) можно оценить по картинке волны (тест был выполнен практически без компенсации начального изгиба ВАХ лампы накаливания — был установлен резистор резистор R4 = 4.5ком, +18v питания):
Подобный буст атаки в VCA компрессорах можно получить установкой большого времени атаки, получается некий характерный щелчек.
Реакция на изменения сигнала (начальный темп 150bpm)
Реакция на линейно нарастающий и линейно убывающий сигналы:
выглядит так:
В архиве схемы (cir, pdf, png) и картинки. clean-crunch-highgain-compressor2.rar (1.29МБ)
Количество загрузок:226
Семплы :
simple_compr_samples_mp3.rar (12.74МБ)
Количество загрузок:271
simple_compr_samples_flac.rar (22.2МБ)
Количество загрузок:253
Clean:
1) стерео — L-канал с компрессором, R-канал без компрессора: автор slkom
clean_l(compr)_r(no).mp3 (513.34К)
Количество загрузок:487
2)
оригинал для реампа взят здесь
kmg/files/distr/denn/waves2488.rar, автор denn:
cleans.mp3 (4.2МБ)
Количество загрузок:457
cleans_compr.mp3 (4.2МБ)
Количество загрузок:449
Crunch:
оригинал для реампа взят здесь
kmg/files/distr/denn/waves2488.rar, автор denn:
crunch.mp3 (1.29МБ)
Количество загрузок:444
crunch_compr.mp3 (1.29МБ)
Количество загрузок:500
Lead: оригинал для реампа — авторы slkom, kot
lead.mp3 (1.76МБ)
Количество загрузок:457
lead_compr.mp3 (1.76МБ)
Количество загрузок:434
Прикрепленные изображения
Прикрепленные файлы
- lead_compr.mp3(1.76МБ)
Количество загрузок:598 - clean_l(compr)_r(no).mp3(513.34К)
Количество загрузок:444 - cleans.mp3(4.2МБ)
Количество загрузок:455 - cleans_compr.mp3(4.2МБ)
Количество загрузок:502 - crunch.mp3(1.29МБ)
Количество загрузок:573 - crunch_compr.mp3(1.29МБ)
Количество загрузок:536 - lead.mp3(1.76МБ)
Количество загрузок:581
Сообщение отредактировал Сергей K.: 31 August 2012 — 21:45
#2 Кондратий
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 1616
- Регистрация: 18 December 09
#3 Seemann
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 2217
- Регистрация: 06 April 09
Идея вообще интересная в виду своей гениально простоты ))
Вот насчет скорости срабатывания у меня тоже вопрос, атака по сути нерегулируема.
Да и фото лампочки в студию!
#4 Resident_Kms
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 387
- Регистрация: 25 March 11
Сообщение отредактировал Resident_Kms: 14 August 2012 — 12:45
#5 Monomax
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 578
- Регистрация: 15 August 10
#6 Сергей K.
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 699
- Регистрация: 01 March 11
Monomax (14 August 2012 — 15:24) писал:
Сообщение отредактировал Сергей K.: 31 August 2012 — 08:02
#7 HeJIeIIoCTb
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 633
- Регистрация: 14 July 11
ха ламповый тру компресор, однозначно +
#8 paranoya
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 299
- Регистрация: 08 April 09
#9 PicNic
- Группа: Новички
- Сообщений: 4
- Регистрация: 01 July 12
#10 exe68
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 260
- Регистрация: 28 December 10
Сообщение отредактировал exe68: 15 August 2012 — 15:51
#11 Сергей K.
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 699
- Регистрация: 01 March 11
PicNic (15 August 2012 — 14:57) писал:
Емкость С2(С5) видимо придется увеличить и-или возможно скорректировать потерю нижнего баса после компрессора пассивной цепью.
Были сообщения в сети что такой компрессор хорошо подходит для баса, но я еще не тестировал с басом.
Самостоятельное устройство лучше делать на полевиках или на лампах. биполяры, ОУ в цепи прохождения сигнала лучше не использовать (есть исключения, например, германиевый фуз, сложные преобразователи и тп).
Эквалайзер достаточно один, после компрессора.
На входе предусилитель, например, на полевиках:
два-три каскада. первый стандартный, далее гейн и 2 каскада с возможностью перегруза Кемпф-АМТ с увеличенными проходными и катодными истоковыми конд.
Пред коррекция для выравнивания работы компрессора во всем диапазоне бас гитары, после преампа обычно требуется минимальная.
Сообщение отредактировал Сергей K.: 15 August 2012 — 16:41
#12 HeJIeIIoCTb
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 633
- Регистрация: 14 July 11
А где таких лампочек можно набрать не подскажите? Тоже хочу собрать компрессор, а этот вроде проще простого, вообщем самое оно
З.Ы. Семплы бы только еще послушать.
#13 Сергей K.
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 699
- Регистрация: 01 March 11
HeJIeIIoCTb (16 August 2012 — 19:51) писал:
А где таких лампочек можно набрать не подскажите? Тоже хочу собрать компрессор, а этот вроде проще простого, вообщем самое оно
З.Ы. Семплы бы только еще послушать.
Микро-лампочки СМН-6.3-20-2 можно поискать в магазинах, в лавках и т.п. (цена 3р-10р). гуглите. Использовать можно и другие подходящие лампы, можно пройтись по магазинам с тестером. В холодном состоянии сопротивление ламп, которые я протестировал в схеме может быть 30-100ом, нить накала желательно не длинную (от этого, видимо, зависят время атаки-затухания компрессора). Выбор зависит и от напряжения питания компрессора и от микромощника, «раскачивающего» лампу.
Я пока использовал микромощник на транзисторах малой мощности (отдаваемый ток 10-20мА), но ни кто не мешает использовать более мощный повторитель или усилитель. Это может быть более мощный транзистор, микромощник на лампах типа усилителя для наушников и т.п. Для экспериментов можно использовать и готовый усилитель, соответственно подобрав цепи компрессора (лампу накаливания и резистор делителя). Я предпочитаю по звуку для гитары полевые транзисторы и лампы как самые звучащие по гармоникам (биполяры, ОУ нуждаются в весьма аккуратном «приготовлении» и выборе схемотехники, что усложняет качественный девайс).
При питании 9-12v и одной лампочки в делителе номинал лампы будет от 1.5v (подобрать резистор делителя по холодному сопр. лампы, уровень сигнала возможно ограничить) и до 24v (эти будут слабо светиться). Лампы накаливания большей мощности должны быть менее инерционны, но требуют большего тока для раскачки.
Данный компрессор не перекрывает по возможностям более стандартные схемы, у него практически не регулируемое время атаки и затухания (частично решаемая выбором ламп накаливания), глубина компрессии регулируемая, но максимальное значение не велико. Его фишка в простоте, удобстве встраивания в уже готовый преамп (или при разработке), хороший звук, мало шума и т.п (см. выше). Так же он не очень подходит при батарейном питании.
Сообщение отредактировал Сергей K.: 31 August 2012 — 08:02
#14 HeJIeIIoCTb
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 633
- Регистрация: 14 July 11
#15 Сергей K.
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 699
- Регистрация: 01 March 11
#16 Батя
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 1868
- Регистрация: 16 February 10
Сообщение отредактировал Батя: 22 August 2012 — 18:45
#17 Сергей K.
- Группа: Паяльные маньяки
- Сообщений: 699
- Регистрация: 01 March 11
Добавлены динамические характеристики компрессора — реакция на два типа лампочек накаливания, измеренные в живую с реального преампа. Добавлены семплы.
* Уточнение по микрооконечнику: чтобы уменьшить модуляцию сигналом питания, желательно нагрузочное сопротивление лампочки (R17) в базовой схеме с источником тока подключать к наверх, «параллельно» повторителю (и соответственно R15 к земле). В этом случае потребляемый ток каскада компрессора (20-60ма в зависимости от настройки под лампочку) почти постоянен (благодаря источнику тока).
Сообщение отредактировал Сергей K.: 21 October 2012 — 09:38
Источник