Схема нот для флейты

Схема нот для флейты

Аппликатура — (нем. Applikatur, от лат. applico — прикладываю, прижимаю), способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте. На рисунке схематично показана флейта с нумерацией пальчиков, соответствующей каждой руке

Согласно приведенному рисунку — аппликатуру можно изобразить подобным образом.

Для тех, кто еще мало знаком с флейтой,- обращаем ваше внимание на то, что 5 пальчик правой руки при извлечении звуков «до», «до#», «ре#» первой октавы нажимает на разные клапаны механизма. Там, где отсутвует аппликатура, — значит здесь все аналогично первой октаве . Для тех, кто имеет возможность постоянно включенного интернета, — можем посоветовать следующий вариант изучения аппликатуры флейты:

И, пожалуй, самый полный набор возможного звукоизвлечения можно найти здесь:

Источник

Аппликатура блокфлейты

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Перебор пальцами в правильной последовательности по клавишам, кнопкам, клапанам музыкального инструмента называют аппликатурой. В случае с блокфлейтой речь идет о нотных отверстиях.

Как выглядит

Аппликатуры для духовых, клавишных, струнных инструментов выглядят по-разному. Все дело в способе получения звука. Например, в пианино или фортепиано одна клавиша отвечает за одну ноту, для ее получения необходим только один палец. Следовательно, аппликатура клавишных – это схема получения мелодии.

В духовых инструментах – свирелях, флейтах и других – для получения одной ноты необходима одновременная работа нескольких пальцев. Исходя из этого аппликатура для блокфлейты – это схематичное изображение закрытия пальцами отверстий для получения мелодии.

Во время репетиции ученику приходится запоминать расположение пальцев для каждой отдельной ноты. Лишь после подобных тренировок, когда все пальцы твердо «знают» свое место во время игры, музыкант способен играть мелодию.

Вот так выглядит аппликатура для блокфлейты.

На заметку! Народные духовые инструменты не имеют устоявшихся аппликатур – разные изготовители создают собственные модификации инструментов. Что касается блокфлейт, тут все гораздо проще: аппликатура стандартная в любом исполнении.

Как правило, в каждую упаковку с инструментом производитель вкладывает рисунки с аппликатурой. Если по какой-то причине они отсутствуют, в интернете имеется множество различных вариантов.

Как читать

Существует 2 вида аппликатур: барочная и немецкая системы. Прежде чем учиться играть мелодию, нужно разобраться в обозначениях схем:

  • чистый кружок означает открытое отверстие;
  • затонированный круг – это прикрытое отверстие;
  • кружок с зачерненной половинкой – приоткрытое нотное отверстие;
  • серое окрашивание – альтернативное извлечение ноты с использованием различных сочетаний закрытых и открытых отверстий;
  • обозначение G над столбцом – ноту исполняют на блокфлейте немецкой системы;
  • буква B – нота исполняется на музыкальном инструменте барочной системы, то есть английской;
  • овал с двумя отверстиями, где одно больше, другое меньше – сдвоенные отверстия нот до и ре;
  • овал с большим открытым и маленьким зачерненным кружком – одинарное отверстие перекрывают пальцем лишь наполовину;
  • незакрашенная пара отверстий – одинарное открыто полностью, черные кружки – одинарное отверстие закрывается пальцем полностью.

Обучение начинается с овладения нотой си первой октавы и постепенным переходом к следующим. Изучение гаммы с последней до первой ноты происходит с целью более легкого и быстрого овладения музыкальным инструментом. Объяснение приема довольно простое – в подобной последовательности происходит закрытие нотных отверстий:

  • 1 верхнее отверстие;
  • затем закрывают 2 отверстия;
  • после наступает черед 3 отверстий и так далее.

Существует несколько видов флейт, и все они зависят от размеров. Чем больше инструмент, тем более низкий звук он способен издавать, а, наоборот, блокфлейта наименьшего размера издает более высокий звук. Каждый из этих инструментов отвечает за определенные ноты различных октав, например, соль или ре второй октавы:

Реже используемые среди флейтистов блокфлейты:

  • гроссбас;
  • контрабас;
  • субгроссбас;
  • субконтрабас;
  • гаркляйн (сопраниссимо).

Еще одна особенность в освоении игры на блокфлейте состоит в уделении особого внимания низким нотам – ре и до первой октавы. Для получения чистого звука необходимо плавно подавать воздух при небольшом напряжении, не прилагая больших усилий. Именно поэтому новичку с трудом даются ноты ре и до – потребуются тренировки.

Проще всего в начале обучения дать каждому отверстию номер – от 1 до 7. Нижнее отверстие образно называют октавным клапаном.

Иногда нотное письмо выглядит довольно сложно даже для простенькой мелодии, когда показано несколько рядов нот. Назначение такой записи – одновременная музыкальная нотация для нескольких инструментов. В данном конкретном случае речь идет о дуэте двух блокфлейт и гитарного аккомпанемента. Присутствие на нотной записи буквенных обозначений означает аккорды для гитариста.

Знаки диезы и бемоли в нотной грамоте – знаки альтерации, и означают они понижение или повышение звука на полтона, проставляются они двумя способами:

  1. знак альтерации поставлен возле конкретной ноты и обязателен в пределах того такта, в котором он проставлен;
  2. знак стоит перед нотным станом и обязателен для всех нот мелодии любой октавы.

Ноты си бемоль и ми бемоль сыграть несколько сложнее, к обучению приступают после освоения первоначальных нот. Для получения ноты си бемоль большим пальцем левой руки необходимо нажать рычаг си бемоль, закрывающий клапан си и клапан си бемоль, находящийся рядом с ля.

Положение пальцев для извлечения ноты ми бемоль.

Учитывая, что ми бемоль и ре диез – это два разных названия одного и того же звука, проще взять ноту с ре.

Расположение пальцев правой и левой рук на блокфлейте для получения ноты фа диез.

Табулатура (табы) – один из видов записи музыкальной нотации, схематичное указание расположения пальцев для фиксации высоты звука. Использовалась для клавишных, струнных, иногда духовых инструментов. На сегодняшний день этот прием почти вышел из практики, сохранившись в нотации для гитаристов.

Советы

Любой начинающий музыкант должен вначале овладеть нотной грамотой и научиться читать аппликатуры. Помимо этого, нужно обязательно «пронумеровать» пальцы и запомнить номер каждого из десяти пальцев.

Отверстия закрывают подушечками чуть согнутых, пальцев, находящихся в свободном выпрямленном состоянии. Дыхание должно быть плавным.

И еще один совет для начинающего блокфлейтиста – обязательная ежедневная игра гамм. Так поступают профессиональные музыканты, именно так следует поступать новичку – диатонические и хроматические гаммы всегда, ежедневно.

Большую помощь для начинающих в овладении практическими навыками поможет «Свирелька» – обучающая программа, не только проигрывающая мелодии, но и показывающая аппликатуру для получения каждой ноты. В ней очень подробно демонстрируются все навыки, которыми должен овладеть музыкант для игры на выбранном инструменте.

Как разобраться в аппликатуре блокфлейты, вы узнаете в следующем видео.

Источник

Занятие 5

Аппликатура флейты, — это не что иное, как обозначение состояния клапанов (открыт/закрыт) на инструменте для каждой ноты. Иногда на аппликатуре обозначают каким пальцем закрывать тот или иной клапан. Поэтому некоторые такую схему называют «пальцовкой». Хорошо, что не распальцовкой 😉

На предыдущих занятиях самоучителя игры на флейте вы частично познакомились с аппликатурой поперечной флейты. На них была показана аппликатура флейты для следующих нот:

  • ре и до второй октавы;
  • си, ля, соль, фа, ми первой октавы.

Сейчас распространены поперечные флейты, на которых аппликатура французской системы. Вот как выглядит аппликатура флейты на картинке:

На картинке на нотном стане показаны ноты всего диапазона флейты от первой до четвертой октавы. Под нотным станом расположены графические схемы с указанием открытых и закрытых клапанов. Синим цветом закрашены альтернативные варианты аппликатуры — одну и ту же ноту можно извлечь разным набором открытых/закрытых клапанов флейты.

Если на нотном стане показаны две ноты, например, ми первой и ми второй октавы, это означает, что обе эти ноты извлекаются при одном и том же положении пальцев на инструменте. Разная высота ноты, в этом случае, достигается другими приемами, например, изменением силы и направленности струи выдуваемого воздуха.

На картинке присутствует аппликатура флейты четвертой октавы, но думать о ней начинающим флейтистам не приходится… Так, только посмотреть 🙂 Потребуется много-много часов прилежных занятий, чтобы флейтист мог сыграть эти ноты. Но все в Вашей власти, читатель!

А мы продолжим занятия самоучителя игры на флейте и разучим на этом занятии аппликатуру для нот ре и до первой октавы. Разучив их и учитывая, что аппликатура флейты для нот второй и третьей октав повторяется, ваши знания для начинающих флейтистов станут вполне достаточны для игры. В дальнейшем добавятся ещё диезы и бемоли и вам станут доступны большинство мелодий.

Нота ре первой октавы. Поперечная флейта.

На предыдущем занятии была разучена нота ре второй октавы.
Как вы догадались, это сделано, чтобы подготовить читателей к новым испытаниям 😉

Дело в том, что в ноте ре первой октавы есть два момента:

  • один простой, это положение пальцев. Оно почти такое же как и для ре второй октавы (только добавляется нажатие указательным пальцем левой руки). Если считать от ноты ми, тоже изменений в положении пальцев тоже будет не много. В общем, аппликатура для этой ноты никаких затруднений не вызовет.
  • второй момент это извлечение ноты ре первой октавы, а извлечь её будет не так-то просто. Нота с характером и подается не сразу. Впрочем, если вы легко извлекаете уже ноты фа и ми первой октавы, то ре пойдет легче.

Положение пальцев левой руки для ноты ре первой октавы:

  • большой палец нажимает клапан си (1);
  • указательный нажимает клапан до (2);
  • средний нажимает клапан ля (3);
  • безымянный нажимает клапан соль (4).

Положение пальцев правой руки для ноты ре первой октавы:

  • указательный нажимает клапан фа (7);
  • средний нажимает клапан ми (8);
  • безымянный нажимает клапан ре (9).

Возьмите флейту и извлеките ноту ми первой октавы, как было показано на предыдущем занятии. Теперь отпустите правый мизинец и одновременно нажмите правым безымянным пальцем клапан ре (9).

Движение не сложное, но требует некоторой координации: одновременное разнонаправленное движение — мизинец отпускает, безымянный нажимает. После некоторой тренировки это движение у всех получается хорошо.

Здесь начнет сказываться выполнение вами рекомендаций самоучителя: на втором занятии показаны упражнения на развитие координации и подвижности пальцев флейтиста. Если вы их регулярно выполняете, то играть на флейте будет легче и интереснее.

Теперь пробуем извлечь ноту ре первой октавы. Рекомендация следующая: попробуйте извлекать ре не саму по себе, а последовательно ноты фа, ми, ре.

Фа и ми первой октавы вы уже научились извлекать на предыдущем занятии, и в такой последовательности нота ре получится легче. Скорость потока воздуха следует несколько убавить. Дуть тише и точнее в дульце.

Звучит нота ре первой октавы на флейте:

Полезной будет и такая тренировка: нота ми / нота ре. Воздушный поток для этих нот очень схож, а два пальца правой руки меняют положение:

  • для ми — безымянный свободен, мизинец нажат;
  • для ре — безымянный нажат, мизинец свободен.

Так намного легче освоить ноту ре первой октавы на флейте.

Попробуйте сыграть простую мелодию в которой задействован ноты, которые вы уже освоили. Русская народная песня «Во поле береза стояла» (да простят меня преподаватели флейты в музыкальных школах!):

Темп мелодии на видео замедлен, чтобы было легче повторить для начинающего флейтиста. Если и такой темп покажется слишком быстрым, то установите на свой компьютер обучающую программу Свирелька и выберите комфортный для себя темп проигрывания. Ноты мелодии возьмите на сайте блокфлейты www.svirel.org

Аппликатура флейты — разучите вместе с программой Свирелька:

Нота до первой октавы на флейте

Разучим самую нижнюю ноту на ученической поперечной флейте. Это нота до первой октавы.

Положение пальцев (аппликатура флейты) для этой ноты почти такое же как для ноты ре. К ним добавляется правый мизинец, который нажимает одновременно ролик 10а и рычаг до (10б).

Перечислять положение пальцев не буду, все и так видно на картинке. Повторю, что после того как возьмете флейту для ноты ре первой октавы, опустите мизинец и нажмите одновременно и ролик 10а и рычаг 10б.

Попробуйте несколько раз без извлечения звука, только пальцами перебрать ноты ре и до первой октавы. Никаких трудностей не возникнет — достаточно будет поднять и опустить правый мизинец. Все нажимается достаточно удобно.

Теперь попробуйте извлечь ноту до. Это самый низкий звук на ученической поперечной флейте и извлекать его следует самым тихим по скорости потоком воздуха. Так же как при разучивании ноты ре помогал переход ми/ре, так и теперь, при разучивании ноты до, примените переход ре/до.

Получиться должно так (нота до первой октавы):

Нота до первой октавы не простая. Может сразу и не поддаться. Торопиться не следует — некоторым флейтистам требуется несколько дней, чтобы получилась красивая нота до. И даже, когда получится, все равно надо будет регулярно ее проигрывать на репетициях, чтобы навык игры на флейте этой низкой ноты закрепить и всегда держать на достойном уровне.

Для этого следует ежедневно проигрывать упражнения флейтиста и начать с гамм для флейты.

Музыкальная пауза.
«Шутка» Баха и «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

Гамма до мажор

Для этой гаммы Вы умеете играть уже все ноты. Вот как она звучит:


Вы тоже можете проиграть гамму как на видео, но будет очень полезно играть ее «длинными нотами». Начинать легче с верхней ноты и опускаться вниз, а затем подниматься обратно. Каждую ноту держать столько, сколько хватает вашего дыхания. Со временем дыхание будет развиваться и длительность нот увеличится, что очень хорошо! Такое упражнение можно назвать «раздувкой», а можно и никак не называть, но делать его надо буквально в начале каждого занятия на флейте. Еще раз для особо одаренных: выполнять упражнение с длинными нотами надо вначале каждого занятия на флейте. Это когда-нибудь, когда вы будете маэстро, сможете сами определять что вам надо, а пока делайте упражнение на длинные ноты.

Чтобы было интереснее играть гаммы, попробуйте сыграть ее терциями. Терциям это через ноту. Посмотрите как интересно получается:


В этот раз подготовительных упражнений из школы игры на флейте Н.Платонова не будет. Достаточно этих двух низких нот на поперечной флейте и гаммы (с раздувкой 😉 ), а вот на следующем занятии, когда пойдем с вами вверх по нотам, там будут и новые ноты и новые упражнения.

Перейти на занятие 6. Флейта онлайн. Ноты ми, фа, соль второй октавы

Аппликатура флейты

Занятие 5 : 3 комментария

Слово «надо» написано с ошибкой в «…что вам недо, а пока…»

Источник

Читайте также:  Изобретение фортепиано доклад 4 класс
Оцените статью