Настройка глюкофона: особенности звучания и выбора
Как выбрать настройку глюкофона?
Тональный барабан относится к классу инструментов идиофон (от греч. Idios – свой + фон – звук) – музыкальный инструмент, источником звука в котором является само тело инструмента.
Steel Drum настраивается в привычной интервальной системе из семи ступеней (до ре ми фа соль ля си). Это называется диатоника. А также в различных системах из пяти (до ре ми соль ля) ступеней, где принцип гармоничного звучания (консонанса) сохраняется всегда. Это пентатоника, акебоно, пагми и другие. Такие строи позволяют легко импровизировать на steel drum, находить неповторимые мелодии.
В названиях настроек мы пользуемся английской системой обозначения нот:
C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля, B – си.
Но не пугайтесь большого выбора разных звучаний на нашем сайте! В творческом процессе поиска звука мы постоянно экспериментируем, находим новые сочетания нот.
Вначале стоит определить лады, которые ближе именно вам: мажорные или минорные. Послушать вариации записей можно на этой страничке. Далее выберите какие звуки импонируют больше – низкие или высокие. Даже если вы не имеете музыкального образования, внутренний слух и голос сердца подскажет! 🎶 ❤ Первый глюкофон можно купить недорого, самая простая классическая модель: диаметр 22 см, 8 лепестков.
Чтобы облегчить вам задачу выбора приводим список настроек, пользующихся популярностью в нашей мастерской:
8 лепестков: B minor Astral, B minor Ocean, A minor и C major по пентатонике.
10 лепестков: G minor Magic, A major Lirika.
Вы также всегда можете обратиться за советом, и мы с радостью вам подскажем!
Как играть на глюкофоне.
Для начала – настроиться и расслабиться, отпустить заботы и переживания. 😊 Можно играть руками или специальными палочками. Звук получается разный, но оба варианта хороши). Наша мастерская дарит палочки в подарок к каждому инструменту!
Основа любой музыки – ритм. Попробуйте выбрать его, начиная с простых. Используйте различные комбинации клавиш (лепестков), возьмите две или три, постепенно добавляйте больше. При правильном настрое мелодия найдется сама собой. И не одна!)))
Узнать подробнее об особенностях игры на тональном барабане, разбираться в нотах, подбирать аккорды можно у нашего преподавателя. Записывайтесь в группу или на индивидуальный мастер-класс. Наша школа игры на глюкофоне будет рада новым ученикам!
Источник
Схема нот для глюкофона
Как выбрать настройку для своего глюкофона.
Хочу сказать,что это отличный способ заглянуть в себя!
Для начала нужно понять для чего Вам нужен этот инструмент! Для игры в ансамбле, для джемов или для уединённых медитативных импровизаций.
Если инструмент Вам нужен для использования его в своей музыке, то лучше всего выбрать минорную или мажорную гамму или пентатонику определённой тональности или предложить свои варианты для конкретных произведений!
Если же Вам просто пришлись по душе звуки, исходящие из этого инструмента, то прежде всего нужно заглянуть себе в душу! Начать можно с того, какое настроение Вам ближе, или какое настроение Вам хочется вызывать у себя и окружающих игрой на глюкофоне! Например Вам хочется успокоиться, войти в медитативное состояние или остановить поток мыслей и всё вокруг, значит Вам больше подойдёт какой-нибудь печальный и меланхоличный вариант строя. А если наоборот, хочется приободриться, то выберите какую-нибудь позитивную солнечную настройку!
К тому же, не смотря на то, что мы живём в начале 21ого века в той или иной части нашей необъятной планеты, каждый человек смотрит на всё происходящее вокруг сквозь призму своего мироощущения! Другими словами — у каждого своя романтика! Кто-то живёт на Ямайке времён расцвета реггей, кто-то в Англии конца 70х, кто-то в Америке времён сухого закона, кто-то во временах хиппи или начала рэйв-культуры, а кто-то сидит в тюрьме, хотя находится на свободе. И, соответственно, саундтрек к жизни у каждого свой!
В общем таким образом можно найти СВОЙ инструмент со СВОИМ звуком, который будет откликаться в сердце!
Заглянув в себя можно даже без примера звучания определиться с нужной Вам настройкой!
Ниже представлены возможные варианты настройки, разбитые по настроениям. Каждый строй имеет краткое описание и прикреплённые к нему видеозаписи для прослушивания примера! Но хочу обратить внимание, что прислушиваться лучше всего к самой гамме! В начале каждой видеозаписи играется гамма по ступеням, сначала на повышение, потом на понижение! А дальнейшая импровизация просто для примера!
Так же в разделе «Видеозаписи» созданы АЛЬБОМЫ, делящие представленные примеры по настроению «Минорные настройки, «Мажорные настройки», «Этнические настройки» и пр.
Выбирайте и я буду рад изготовить для Вас инструмент, который будет радовать Вас и окружающих Вас людей. Приносить спокойствие и умиротворение в Ваш дом и сердце!
МИНОРНЫЕ НАСТРОЙКИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ):
1. МИНОРНАЯ ГАММА — натуральная минорная гамма.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Ля:
— 30см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_456239037
Си:
— 30см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_456239041
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_166281462
Ре:
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_456239028
2.МИНОРНАЯ ПЕНТАТОНИКА — производная от натуральной минорной гаммы. пять нот одной октавы и те же три ноты (первые из пяти) октавой выше. пентатонический строй используется повсеместно в музыке.
Настройка может быть исполнена в 8ми язычковом варианте.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
До:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239060
3. URSA MINOR (МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА) — тёмный бархатистый минор.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Си:
— 30см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239034
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_456239027
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239062
До:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239024
4. SAUDADE — задумчивый меланхоличный минорный Португальский строй.
Настройка может быть исполнена в 8ми, 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Си:
— 30 см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_170609463
— 22 см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239045
Ре:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_166286929
МИНОРНЫЕ НАСТРОЙКИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ):
5. AKE BONO — Японский строй. минорная пентатоника.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Соль:
— 30 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239042
Ля:
— 30 см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239032
Си:
— 30см 8 язычков http://vk.com/video-38082945_169108351
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_166484959
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239030
До:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_166369174
Ре:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239020
Ми:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239052
6. KUMO — более мрачный вариант Японского строя AKE BONO.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента
До:
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_163808838
Ми:
— 22 см 10 язычков (бас Си) https://vk.com/video-38082945_456239053
7. PYGMY — Африканский строй.
Настройка может быть исполнена в 8ми язычковом варианте.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
До:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239049
Ре:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239059
Ми:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239026
8. AEGIS — строй, соединяющий в себе минорный и мажорный аккорды. Произносится «Эджис» — Эгида (щит Зевса).
Настройка может быть исполнена в 8ми язычковом варианте .
Возможные тональности: Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Ми:
— 22см 8 язычков http://vk.com/video-38082945_169279836
9. Starless — печальный глубокий строй, производная минорной гаммы.
Настройка может быть исполнена в 8ми язычковом варианте .
Возможные тональности: Соль, Ля и Си. В зависимости от диаметра инструмента.
Ля:
— 30см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239023
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_165707547
МАЖОРНЫЕ НАСТРОЙКИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ):
1. МАЖОРНАЯ ГАММА — натуральная мажорная гамма.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Соль:
— 30см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_170703840
До:
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_165913274
Ре:
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_163185518
2.МАЖОРНАЯ ПЕНТАТОНИКА — производная от натуральной мажорной гаммы. пять нот одной октавы и те же три ноты (первые из пяти) октавой выше. пентатонический строй используется повсеместно в музыке.
Настройка может быть исполнена в 8ми язычковом варианте.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Соль:
-30см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239035
До:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239061
3. LIMONCELLO — мажорный солнечный строй.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Ля:
— 30см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_164940039
— 30см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_169304306
До:
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_165913370
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239057
4. BLUES — блюзовый строй.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Си:
-22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_456239038
До:
— 22см 10 язычков https://vk.com/video-38082945_163913832
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239056
МАЖОРНЫЕ НАСТРОЙКИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ):
5. MIXOPHONIC — весёлый мажорный строй. основан на Миксолидийском ладе.
Настройка может быть исполнена в 8ми и 10ти язычковом варианте в зависимости от тональности инструмента.
Возможные тональности:Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
До:
— 30 см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239036
— 22 см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239044
6. GOLDEN GATE — задумчивый мажор. сочетает в себе минорный и мажорный аккорды.
Настройка может быть исполнена в 8ми язычковом варианте. Тональность зависит от диаметра инструмента.
Возможные тональности: Си с басом Соль, До с басом Ля бемоль, Ре с басом Си бемоль, Ми с басом До
Си с басом Соль:
— 30см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239021
Ре с басом Си бемоль:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_165913237
Ми с басом До:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_165913225
7. MELOG-SILISIR — классический Индонезийский мажорный строй.
Настройка может быть исполнена в 8ми язычковом варианте.
Возможные тональности: Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми. В зависимости от диаметра инструмента.
Си:
— 30см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239022
— 22см 8 язычков https://vk.com/videos-38082945?z=video-38082945_45623..
До диез:
— 22см 8 язычков https://vk.com/video-38082945_456239058
8. SOLAR WIND — «солнечный ветер». Авторская настройка. нежный и завораживающий мажорный звукоряд.
Настройка может быть исполнена в 10ти язычковом варианте.
9. SOLARIS — Авторская настройка, солнечная и лёгкая. хороша в двустороннем варианте
Источник
Техники и приемы игры на глюкофоне, Hapi drum, и т.д.
Возвращаю на место, то что было утеряно в момент поломки сайта:
Тональный лепестковый барабан «Глюкофон», «HAND DRUM» и аналоги появились на свет не так давно. Это «сырой» инструмент в музыкальной культуре. Каждый мастер в процессе изготовления инструмента старается улучшить звучание своего детища, настроить его обертона, продумать до мелочей порядок расположения нот на инструменте, сохранить эргономику, задумывается о форме самих лепестков и старается наделить его неповторимым тембром звучания. И в этом остановить его невозможно.
На данный момент существует единственная известная школа где обучают игре на глюкофоне http://vk.com/babakarschool. Зачастую лишь в момент встречи мастера с новым обладателем инструмента, передаются азы игры на нем. В связи с этим я отправляю эту инструкцию в интернет. Для тех, кто хочет в полной мере насладиться всем спектром звучания лепесткового барабана.
Первое и самое главное правило — это внутренний настрой играющего. Я бы порекомендовал сесть по-турецки (скрестив ноги) и поместить барабан между ног. Расслабьтесь. Подумайте о чем-нибудь приятном. Услышьте ритм вашего сердца и позвольте внутренней музыке вылиться через пальцы.
И так о технике игры Din-Don.
Din (Дин) — резкий удар подушечками пальцев по лепестку барабана. А точнее первой костяшкой фаланги, ДА! Именно тем местом изгиба пальца после отпечатка пальца, обычно указательного или среднего. Удар должен быть хлестким, как будто вы боитесь обжечься, и в тоже время четким (не обязательно сильным).
Объясню в чем тут дело. Каждая нота обладает своей собственной частотой колебания. У ноты ЛЯ, к примеру, это 110Гц, 220ГЦ, 440Гц, 880Гц и т.д. Чем выше частота, тем выше нота. Так что же такое герц? Это единица измерения частоты периодических процессов (колебаний). 1 Гц означает одно исполнение (реализацию) такого процесса за одну секунду, другими словами — одно колебание в секунду. Только представьте себе 440 колебаний в секунду. Так вот в момент удара по лепестку вы сдвигаете с места спящую ноту, и в тот же момент она прогибается обратно вам навстречу. Это доли секунды. Мгновения. И в это мгновение важно отвести (успеть убрать) палец от лепестка и дать возможность ему свободно затухнуть под собственной тяжестью.
При правильном исполнении удара Din вы услышите тот голос глюкофона со всеми его обертонами, который мастер старался ему придать путем подбора гаммы, собственных секретов в настройке или без них.
— Don (Дон) Приглушение. Тоже что и Din, только в момент удара по лепестку свободная рука закрывает максимальное количество не задействованных нот. Если все сделано правильно, у вас должен получиться глубокий и чистый звук.
— Slap (Слэп) тот же резкий удар, но костяшками больших пальцев. Разница Слэпа и Дина в том, что на большом пальце костяшка первой фаланги крупнее чем на остальных пальцах и не покрыта мышечной тканью. Тем самым нота звучит гораздо звонче. Я пользуюсь данным приемом игры на тех лепестках, которые расположены ближе к телу (животу), либо при игре аккордов, если, к примеру, ноты находятся напротив друг друга.
— Noise (Нойз). Ну а это все возможные шумелки используемые при игре. Например, шлепок, шуршание ладоней по барабану, удары о корпус барабана…. Все что угодно только не стук колец о барабан или иных металлических предметов.
Сочетая в игре вышеописанные приемы вы добавите красок вашим ритмическим мелодиям, расставите акценты в композиции и отправитесь в путешествие вместе с вашими слушателями.
Так же существует игра палочками (игра на ксилофоне). Но для начала нужно их изготовить. Суть их проста: один конец палочки должен быть обмотан чем-то мягким (ткань, бечевка, войлок, резиновый мячик, сваленная шерсть … и т.п.), другой у вас в руках. Не прикладывайте много силы при ударе. Это может привести с деформации лепестков, а при частом выгибании/загибании лепестка на месте его шеи (там, где заканчиваются пропилы) напряжение стали падает, тем самым расстраивая инструмент.
Источник