Схема от гитары форманта

Схема от гитары форманта

История

Одна из самых популярных советских электрогитар, Форманта выпускалась Борисовским заводом с середины 70х до середины 80х. Дизайн, за который Форманту очень многие любят, очень удачен, он полностью повторяет модные Ибанез JetKing, Kawai и другие японские гитары конца 60-х годов, но главной её осебенностью является встроенный эффект «фуз» за счет которого в 70х годах эта модель была общем самой «навороченной» советской электрогитарой «для мяса». За время выпуска Форманта притерпела много изменений, а в середине 80х была унифицирована с появившейся новой моделью СОЛО-II, в результате чего превратилась в модель носящуюю указывающую на унификацию имя — СОЛО-II «ФОРМАНТА» с артикулом 262БЛ, в которой к сожалению от оригинального японского дизайна осталась лишь форма деки.

Устройство

Несмотря на то, что Формантку копировали с японских гитар Форманта не ушла далеко от своей предшественницы — Аэлиты производства той же Борисовской фабрики. Это тоже электрогитара с цельной декой из фанерованной доски, с тремя звукосниматели и механическим вибрато. Технически можно выразиться что Форманта — это апгейт Аэлиты, т.к. одна просто пришла на смену другой используюя те же заводские мощности и производственную базу: грифы, звукосниматели, кнопки, бриджи и многие другие детали на этих моделях не зависимо от периода выпуска почти полностью идентичны и абсолютно взаимозаменяемы. Однако некоторые отмечают, что по звуку Форманта предшедственнице всё-таки совсем чуть-чуть проигрывает.

Корпус

Дека выполена из фанерованной доски и покрыта полиэфирным отполированным лаком.

Гриф

Толстый и широкий, профиль почти квадратный. Интересно то, что особых неудобств не вызывает, видимо из-за очень аккуратных и качественных ладов. Гриф поставлен плохо, имеет отрицательынй угол крепления, но из-за низких датчиков игре это мешает в меньшей степени, чем на СОЛО-II.

Электрика

Три датчика, синглы. Включаются каждый отдельно нижним блоком клавиш. Фуз на двух транзисторах, выполнен внутри гитары, находится под верхней планкой и включается одиночной клавишей. Регулировки фуза — гейн и громкость. Батарея питания ставится в паз под грифом, закрытый некплейтом. Паз выбран недостаточно, чтоб разместить там батарею, некплейт на место привинтить на моем экземпляре нельзя.
ВАЖНО!
Выходное гнездо было ТОЛЬКО диновое (DIN-5, СГ-5), обычные советские аудиокабели СГ-3 не подойдут. В комплекте с гитарой шел специальный шнур или переходник т.к. распайка разъема нестандартная на замыкание для того тобы батарейка не садилась, когда гитара не подключена. Незнающие люди в отсутствии переходника думают что схема «мертвая» и начинают чудить с начинкой гитары.

Механика

Колки стандартные, Московские.Тремоло неплохое в целом, а бридж ужасен: дребезжит и без доработки его гитару серьёзно использовать невозможно (нужно как-то зафиксировать ролики), встречаются также еще и с деревянным бриджем, который лишен дребезжания.
Фирменная фишка белорусов — отвертка как антабка для ремня.

Общее впечатление

Несмотря на некоторые недостатки Форманта получилась настощей гитарой своего времени, с весьма приятным чистым звуком она у многих осела с советских времен как «домашняя реликвия», а ищущие «свой звук» экспериментаоры бесконечно бесконечно экспериментируют её встроенной электроникой из-за обилия которой Форманта может считаться одной из самых тяжелых электрогитар сделанных в СССР, в связи с чем и из-за отсутствия на ней иногда лого, начинающие путают её с Уралом, наслушавшись гонева про вес последнего.

Басист — Кайф 2009
Дополнено Chapt 2011

Источник

Схема от гитары форманта

Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Электрогитара «Форманта»
на 21.02.2007
Составитель: неизвестно, Vortex, Басист Кайф
категория Статьи > Гитары электрические
8.6 — 11 голосов —

Просьба автора откликнуться для установления личности

В свое время я имел счастье держать в руках сей дивный инструмент. К сожалению, как и большинство прочих советских электрогитар, мой экземпляр не сохранил оригинальной электронной начинки, предположительно состоящей из нескольких встроенных примочек. По счастливой случайности зарубежный коллега MeatexZ прислал мне ссылку на продаваемую посредством аукциона eBay ту самую гитару. И вот результат — я сижу и пытаюсь припомнить свои ощущения двухлетней давности.

Итак, сей инструмент представляет собой оригинальное переосмысление Fender Jazzmaster. В наличии: 3 звукоснимателя-сингла с регулируемыми сердечниками, бридж системы tune-o-matic, нестандартное внешнее тремоло, гриф на болтах с анкером, открытая механика. Довольно крупный корпус выполнен по стандарту — доски, обшитые фанерой. Несмотря на большие выемки под звукосниматели и элементы управления, гитара имеет солидный вес. Задняя дека имеет вырез «под пузо». Конструкция тремоло: в основание в подшипниках вставляется цилиндрический струнодержатель, к которому через подпружиненную металлическую пластину крепится рычаг. Характерная особенность инструмента: звукосниматели и органы управления крепятся на трех отдельных панелях. Гриф в принципе стандартен — толстый, с тонкими ладами, инкрустирован скругленными прямоугольниками, механика открытая. Единственное отличие — головка грифа с серебристым логотипом «Форманта». Место крепления грифа к корпусу прикрыто металлической пластиной, прикрывающей также и батарею питания. Инструмент обладал просто необычным запоминающимся звучанием — а именно звучал очень ярко, на нем вполне можно было бы играть зажигательный фанковый аккомпанимент. Еще одна деталь — на всех виденных мною Формантах разьем для подключения инструмента к усилителю — не стандартный 5ти штырьковый, а полноразмерный джэк (то ли совпадение, то ли закономерность?).

//От редактора: джековое гнездо — явный новодел: при его использовании (моно-джека) нельзя включить питание встроенного фуза. Нужно брать специальный джек-кнопку или мудрить со стереоджеком. Но фузом Форманты мало кто пользовался.//

«Форманта». Гитара, восставшая из пепла.

Небольшое предисловие. В данной статье описан не винтажный советский инструмент в полном смысле выражения, а процесс и результат его довольно глубокой модернизации. В первую очередь я хотел заставить Форманту звучать. Поэтому товарищей коллекционеров, ратующих за полное сохранение внешнего вида и внутренней начинки гитары, прошу не падать с инфарктом .
Гитара эта попала ко мне в далеком студенчестве, когда деканат сделал неслыханной широты жест и позволил нашей группе репетировать в подвале института. У собратьев по оружию из города Бийска это чудо было куплено за четыре банки тушенки. Местные знатоки сказали что это Урал, просто старой модели). Принеся гитару на базу, мы были разочарованы, инструмент выдавал слабый пресный звук, не работал бриджевый звучок, в распайке что-то постоянно замыкало и со временем Форманту поставили в дальний угол. Чинить ее никому было неохота, так она и простояла в кладовке почти семь лет.

И вот наконец я привез ее домой. Гитара находилась в плачевном состоянии, в выключатель среднего звучка была вставлена монетка, так как клавиша отключалась сама, в бридже между роликами для струн были насованы пуговицы, чтобы ролики не дребезжали, гриф крепился к корпусу на дюбелях (!). Рычаг тремоло отсутствовал, краска местами облупилась. Печальное, в общем, зрелище.

На стенку повесить можно, вспоминая боевую молодость и попивая кефир в мягком кресле, играть – никак. Принимаемся за работу. Рекогносцировка.
Гриф. Как ни странно, буковый гриф за почти четвертьвековую жизнь гитары не повело. Нулевой лад, десятиградусный отрицательный наклон головы – все как в лучших домах. Колковая механика ржавая и от акустической ничем не отличается. Гриф имел палисандровый шпон, наклеенный на накладку, сделанную из того же бука, что и тело грифа, и шпон этот кое-где полностью протерся. Лады – не дай Бог никому, выглядели так, будто их обрабатывал древний кузнец каменной кувалдой. Конечно менять. Черную краску решил снять, люблю дерево)). Поверхность накладки имеет С-образный профиль с увеличением кривизны по направлению к корпусу.
Корпус. Мне весьма нравится его форма, созданная по подобию Джазмастера, эдакий советский футуризм. После долгого и нудного сдирания краски, обнаружилось, что корпус, как и в большинстве наших гитар того времени сработан из нескольких кусков бука, покрытых сверху тремя слоями фанеры.
Электроника. У этого инструмента весьма оригинальная схема, на борту у гитары имеется фуз, преобразователь спектра на двух транзисторах КТ-315. Фуз и чистый звук переключаются клавишей. На задней стороне деки – отверстие под девятивольтовую батарейку.Почти ни одного контакта внутри не было припаяно, фуз не работал, почти все его кондеры были пробиты, выходной провод был оторван. Гитара имеет три сингла, такие же ставили на Аэлиты, и пассивные RC-фильтры последовательно с каждым звучком. Действительно, слабый сигнал, зато сильный микрофонный эффект. Быть может это было сделано специально, с целью совместить гитариста и перкуссиониста в одном лице. Дабы музыкант, ударяя по корпусу плектром, отбивал себе ритм)). Два магнита, сердечник с регулировкой по высоте, кривая катушка в электротехнической бумаге свободно болтается. Джек-европа о пяти ногах утерян. Выхода, так сказать, нет). Клавиши переключателей – без комментариев. Не хватало только пластиковых страховочных крышек, как на пультах военной техники.

После проварки звукоснимателей в парафине я понял, что слой компаунда слишком тонок, пришлось залить их дополнительно.

Фурнитура. Как я уже говорил в начале, фурнитура была нерабочей, винты регулировки бриджа по высоте не выполняли этой задачи, сняв его, я понял, почему. В футорках не было резьбы. Забыли что ли сделать? Монстроподобный струнодержатель внушал ужас, но с отломленным рычагом был безопасен. В действии мне не посчастливилось этого увидеть. Грандиозно, наверное, звучал последний победный бэнд в конце песни, после которого гитара надолго теряла строй. Но больше всего порадовала антабка крепления ремня, оказавшаяся по совместительству отверткой. В прикладе винтовки Мосина-Нагана образца 1931г. тоже пряталась маленькая отверточка для ремонта в полевых условиях. Роняю скупую слезу умиления, оборонные технологии в Союзе были везде. Некплейта тоже не было, посему установить точный возраст гитары мне не удалось. Предположительно середина восьмидесятых.

Гитару я перекрасил, на это непростое дело ушло почти две недели и теперь ее окраска имитирует следы воздействия огненных сердец музыкантов, на ней игравших, а также отпугивает злых духов и любителей гламурных новеньких гитар. Прочь, нечистые!

Гриф был покрыт бессчетным количеством слоев нитролака. Меня порадовала балансировка инструмента, как ни прыгай, гитара висит на шее горизонтально. Звукосниматели я проварил в парафине, чем вернул их в строй. Фуз убрал, так как делал разводку микрофонным кабелем, он толстый, и сильно дырявить корпус не хотелось. Выключатели звучков поставил сурового вида, но они пришлись весьма кстати. Распайка гитары оставлена родная (схему взял на чизигитарс, спасибо его авторам), и ее неповторимый тембр вновь ласкает мой слух. Благодаря RC-фильтрам звук каждого сингла отличается от остальных довольно ощутимо, причем самым ярким обладает нековый звучок – в его цепи нет конденсатора, как в двух других. Собрав гитару в первый раз, громко матерился – не работает и все, перебрал с тестером – все в порядке. А оказалось короткое замыкание в выходном гнезде. НЕ ДОВЕРЯЙТЕ КИТАЙСКИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ!))) Хотя куда от них денешься. Долго мучился с проблемой материала для фальшпанели, наконец нашел на рынке подходящий по размеру вентиляционный люк. Само собой, мне не давали покоя лавры инструмента Гибсон Лес Пол и я поставил фиксированный бридж типа тюн-о-матик.

В общем, судите сами. В довершение предлагаю примеры звучания. Запись сделана с линейного входа компьютерной звуковой карты, никакой обработки. Гитара действительно обладает ярким звуком, оригинальный темброблок работает на славу. Звук теплый, с упругими средними и плотными низкими частотами, а в комбик воткнувшись, и вовсе чувствуешь себя старым блюзменом)). Буду реалистом, играю я плохо, но представление получите.

Источник

Оцените статью