Схема овердрайва для гитары

Эффекты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Дмитрий Тихомиров
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 08 августа 1998 г.

Звук перегруженных ламповых усилителей, различных по своему исполнению, используется в создании того многообразия фирменного звука, которое можно услышать на современных записях. Единственная проблема, которая встает при создании такого звука, такая, что перегрузка возникает только при определенном уровне громкости (обычно довольно большом). Эту проблему можно решить различными способами.

М ожно для регулирования громкости использовать фиктивные нагрузки (в лучшем случае эмулирующие не только активное, но и реактивное сопротивление динамика). Они дают возможность музыканту использовать один усилитель в различных случаях, устанавливая желательный уровень громкости. Другой вариант получения перегрузки на желательном уровне громкости — это использование ряда усилителей, что подходит только редким богатым музыкантам. Есть еще один способ получить такой звук.

История попыток воссоздать необходимый звук перегруженных усилителей на основе различных нелинейных предусилителей достаточно велика. Когда музыкант тестирует одно из этих устройств, то первое впечатление формируется исходя из характера перегрузки и тембра полученного сигнала. Также музыканты обращают внимание на достаточную гибкость средств управления и возможность приспособить данное устройство к своим вкусам.Основные типы перегрузки обычно делят на мягкое и жесткое ограничение сигнала.

Мягкое ограничение.

Э тот тип пергрузки обычно называют «овердрайвом» (overdrive). При таком ограничении его уровень обратно пропорционален уровню входного сигнала. Это обычно достигается встречно-параллельным включением кремниевых диодов в цепь ООС операционного усилителя. Также используются германиевые или светодиоды, включенные встречно-параллельно и замыкающие выход операционного усилителя на землю.

Жесткое ограничение.

О бычно называют «дистошн» (distortion). При таком ограничении уровень сигнала ограничивается внутри некоего диапазона. Это осуществляется заземлением выхода операционного усилителя кремниевыми диодами, включенными встречно-параллельно. Это похоже на вышеописанную цепь, только использутся кремниевые диоды вместо германиевых или светодиодов.

Также существуют и другие критерии, на которые обращают внимание (может и не в первую очередь) музыканты, когда выбирают такие устройства.

Возможность сохранения оригинального тембра инструмента.

Различные комбинации звукоснимателей электрогитары дают различный, четко распознаваемый звук используемого инструмента. Но применение овердрайва маскирует эти различия до некоторой степени. Однако музыканты многих стилей предпочитают сохранять характерное звучание инструмента, насколько это возможно.

Интермодуляционные искажения.

Т акже при ограничении сигнала происходят интермодуляционные искажения, когда две или более нот исполняются одновременно. Для двух нот, интермодуляционные искажения добовляют ноту с частотой, равной разности частот исполняемых нот. А для аккорда, где звучит до 6 нот, число этих нот, определяемых комбинацией нот аккорда, много больше, что влечет за собой существенное изменение оригинального тембра инструмента.

С другой стороны, это желательно в тех случаях, когда исполняются мощные аккорды, потому что в этом случае, интермодуляционные искажения добавляют ноты, которые созвучны с аккордом. Для других же ситуаций, когда музыкант хочет удержать одну ноту и подтянуть (плавно увеличить высоту тона) другую, генерируются невнятно звучащие басовые ноты, которые, обычно, совершенно нежелательны. Этот эффект может быть до некоторой степени ослаблен уменьшением уровня басов на входе ограничителя.

Сустейн против динамики.

О дна из ключевых желательных особенностей овердрайва заключается в увеличении сустейна (времени звучания) инструмента, однако, слишком большой сустейн разрушает динамику. Музыканты используют звук овердрайва для исполнения соло. Они желают иметь возможность уменьшать уровень искажений операционного усилителя, чтобы получить чистый звук инструмента для игры аккордами. В лучших конструкцях существует разумный компромисс между сустейном и динамикой.

Компенсация частоты.

П оскольку цепь овердрайва включается между гитарой и темброблоком, то не производится компенсация пониженных высоких частот. Также на входе овердрайва обычно «заваливают» басы. Было бы логично повысить басовые звуки после овердрайва, но это делает интермодуляционные искажения более заметными, так что это редко используется.

Цепь овердрайва добавляет высоких частот звуку, потому что она нелинейна. Они должны быть отсечены, чтобы сохранить некоторое подобие полученного тембра с тембром необработанного сигнала, и также необходима возможность регулировать уровень высоких частот в целом. Большинство музыкантов предпочитают чтобы эта возможность была, чтобы приспособить полученный звук к своим вкусам.

Здесь приведена схема, которая удовлетворяет описанным выше пожеланиям. Не стесняйтесь экспериментировать с ее компонентами. Например, использование конденсаторов меньших значений в регуляторе тембра (в схеме их значение 0. 0068uF) даст более яркий звук, и наоборот. Если движок регулятора тембра находится около конденсатора слева, то звук насыщен высокими частотами. В противоположном положении мы получаем звук с насыщенными низами. В качестве операционного усилителя подойдет любой малошумящий операционный усилитель типа TL072 (К157УД2). А диоды можно взять КД503Б.

Источник

Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?

Введение

В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.

С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.

Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.

Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.

Overdrive

Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами — эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.

Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.

Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.

Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.

Distortion

Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.

На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.

Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.

Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.

Источник

Схема устройства для создания эффекта овердрайв (электрогитара)

Схема, представленная на рис. 5, несмотря на свою простоту, представляет собой великолепный образец устройства для создания эффекта овердрайв (мягкое ограничение). За основу была взята схема приставки DOD — Overdrive 250. При повторении этой схемы были испытаны различные отечественные операционные усилители.

Рис. 5. Схема овердрайв примочки

Наилучшие результаты были получены при использовании малошумящего ОУ типа К548УН1, обладающего минимальными собственными шумами. На выходе приставки включен эмиттерный повторитель, позволяющий согласовать выход приставки с усилителями любых типов. Резистор R1, включенный в частотозависимую цепь ООС усилителя на микросхеме D А1, позволяет подобрать необходимую окраску звука в широком диапазоне частот. Резисторами R8 и R9 подбирается уровень выходного сигнала.

Источник

Овердрайв DOD250 для электрогитары

Приветствую, дорогие гитаристы-самоделкины!

Думаю, у каждого из вас глаза на лоб лезут при просмотре каталогов популярных магазинов гитарного оборудования. Даже гитарные педали, без которых любому гитаристу приходится тяжко, и то стоят существенных денег при том, что внутри содержат всего лишь простенькую схемку из горстки радиодеталей. Одна из таких педалей — овердрайв DOD250, о котором пойдёт речь в этой статье. Мне очень нравится эта примочка именно за высокое соотношение простоты и дешевизны компонентов к качеству звука. Всего две ручки — громкость и перегруз, ничего лишнего и ненужного. При сборке в самодельном корпусе себестоимость всей конструкции составит около 200-300 рублей (для сравнения, оригинал обойдётся раз в 15-20 дороже). Корпус предлагаю выполнить из оставшейся жестяной банки от тушёнки. Этакий бомж-стиль, имеющий свою неповторимую эстетическую сторону.

Взглянем на схему. Всего лишь один каскад на операционном усилителе — опять-таки ничего лишнего. Сигнал с гитары подаётся на вход через разделительный конденсатор С1. От выбора номинала этого конденсатора зависит то, сколько низких частот останется в конечном обработанном сигнале. Чем больше его ёмкость, тем больше зубодробительных «низов» будет в звуке, но перебарщивать не следует, иначе звук может превратится в сплошную нечитаемую кашу.

Операционные усилители можно использовать TL072, RC4558 либо их аналоги, подходящие для использования в аудиотехнике. Схема выполняется на печатной плате методом ЛУТ и имеет небольшие размеры. Гнёзда входа и выхода, переключатели и так же потенциометры выводятся с платы на проводах. Микросхему рекомендую расположить в панельке для возможности быстрой смены. Ниже представлен список всех компонентов, необходимых для сборки устройства.

Резисторы 0,125 Вт:
2 МОм – 1 шт
470 кОм – 1 шт
1 МОм – 1 шт
4,7 кОм – 2 шт
2,4 кОм – 1 шт
22 кОм – 2 шт
100 кОм – 1 шт

Конденсаторы:
10 nF – 1 шт
47 nF – 1 шт
1,5 nF – 1 шт
100 uF – 1 шт
47 uF – 1 шт
4,7 uF – 1 шт

Остальное:
Микросхема TL071 – 1 шт (либо аналоги)
Потенциометр 100 кОм – 1 шт
Потенциометр 500 кОм – 1 шт
Ручки для потенциометров – 2 шт
Разъёмы jack 6,3 моно – 2 шт
Диод D4 – 1n4007 – 1 шт
Диоды D1, D2, LED1, LED2 – по вкусу, например 1n4148, 1n4007
Выключатель Switch – 2 шт

Принцип работы схемы заключается в многократном усилении сигнала по амплитуде с последующим его жёстким ограничением на диодах. Поэтому при максимальном уровне гейна (ручка GAIN на максимум), сигнал будет похож на прямоугольный меандр, что видно на осциллограммах ниже.

Установка в корпус — здесь нужно проявить фантазию. На мой взгляд, достаточно футуристично смотрится корпус из консервной банки 🙂

Не стоит забыть, что основная задача корпуса здесь — защита от внешних наводок. Также хочу обратить внимание на разводку земли. Минус источника питания должен заходить на плату только в одной точке, и соединяться с корпусом также только в одной точке. Иначе возможно возникновение земляных петель, создающих паразитные генерации. Корпуса потенциометров тоже должны быть соединены с минусом. Удачной сборки!

Источник

Читайте также:  Гайдн квартеты с гитарой
Оцените статью