Схема overdrive для гитары

Treble Booster / Overdrive from May Queen.

Схема простой требл — бустер — овердрайв примочки, имитирующей звучание
гитары Брайана Гарольда Мэя.

Как-то не так давно, выискивая в сети какую-то информацию, я совершенно случайно наткнулся на неведомый доселе англоязычный сайт http://www.runoffgroove.com. На сайте представлены схемы и статьи, посвящённые различным авторским проектам гитарных эффектов и узлов, предназначенных для той или иной обработки гитарного звука.
Несмотря на относительную простоту приведённых на сайте схемотехнических решений, некоторые из них мне показались довольно оригинальными и самобытными, поэтому кое-что из представленного я позволю-таки себе (с некоторыми комментариями) повторить на этом сайте.

May Queen
Treble Booster/Overdrive

by runoffgroove.com

Это не 100% имитация звука гитары Брайана Мэя, но тем не менее, это сильно напоминает нам о легендарном звучании его инструмента, подключённого к дюжине VOX AC30. Хорошее ограничение, мягкие высокие и средние частоты с отличным набором гармоник — вот основные особенности этой схемы.

Дополнительный конденсатор, установленный параллельно со стоковым резистором транзистора Q3, представляет собой фильтр нижних частот. Чем больше ёмкость конденсатора, тем меньше высоких частот будет на выходе.
Ёмкость конденсатора подбирается на слух, исходя из вкусовых пристрастий. Хорошей отправной точкой для этого конденсатора является номинал — 2n2.

Данная схема не содержит регулятора усиления и предназначена для работы при максимальном усилении.

Читайте также:  Гостиница аккорд кривой рог

Режимы транзисторов по постоянному току приведены в таблице.

Q1 Q2 Q3
Collector 7.10 Collector 1.37 Drain 5.52
Base 0.629 Base 0.628 Gate 1.64
Emitter 29mV Emitter 0 Source 1.41

Элементы можно расположить на макетной плате, как это показано на рисунке ниже.

А при желании выполнить устройство на печатной плате, это можно сделать в соответствии со следующими фотографиями:


Ниже помещены записи примеров звучания «Treble Booster/Overdrive from May Queen»:

При записи была использована следующая цепочка: гитара — описанная примочка — транзисторный спикерсимулятор — звуковая карта с программными ревербератором и флэнжером.

Примечание Vpayaem.ru:
Как правило, нюансы звучания подобных простых устройств в значительной степени зависят от характеристик применяемых полупроводников. Поэтому при желании повторить эту, с моей точки зрения — довольно интересно звучащую схему, я бы порекомендовал использовать именно те типы транзисторов, которые указаны на схеме.

Из недостатков отметим довольно низкое (для подобных устройств) входное сопротивление (около 30кОм) и зависимость частоты среза фильтра, образованного конденсатором = 470пф и сопротивлением датчика гитары от, собственно говоря, этого сопротивления.

Источник

Эффекты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Дмитрий Тихомиров
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 08 августа 1998 г.

Звук перегруженных ламповых усилителей, различных по своему исполнению, используется в создании того многообразия фирменного звука, которое можно услышать на современных записях. Единственная проблема, которая встает при создании такого звука, такая, что перегрузка возникает только при определенном уровне громкости (обычно довольно большом). Эту проблему можно решить различными способами.

М ожно для регулирования громкости использовать фиктивные нагрузки (в лучшем случае эмулирующие не только активное, но и реактивное сопротивление динамика). Они дают возможность музыканту использовать один усилитель в различных случаях, устанавливая желательный уровень громкости. Другой вариант получения перегрузки на желательном уровне громкости — это использование ряда усилителей, что подходит только редким богатым музыкантам. Есть еще один способ получить такой звук.

История попыток воссоздать необходимый звук перегруженных усилителей на основе различных нелинейных предусилителей достаточно велика. Когда музыкант тестирует одно из этих устройств, то первое впечатление формируется исходя из характера перегрузки и тембра полученного сигнала. Также музыканты обращают внимание на достаточную гибкость средств управления и возможность приспособить данное устройство к своим вкусам.Основные типы перегрузки обычно делят на мягкое и жесткое ограничение сигнала.

Мягкое ограничение.

Э тот тип пергрузки обычно называют «овердрайвом» (overdrive). При таком ограничении его уровень обратно пропорционален уровню входного сигнала. Это обычно достигается встречно-параллельным включением кремниевых диодов в цепь ООС операционного усилителя. Также используются германиевые или светодиоды, включенные встречно-параллельно и замыкающие выход операционного усилителя на землю.

Жесткое ограничение.

О бычно называют «дистошн» (distortion). При таком ограничении уровень сигнала ограничивается внутри некоего диапазона. Это осуществляется заземлением выхода операционного усилителя кремниевыми диодами, включенными встречно-параллельно. Это похоже на вышеописанную цепь, только использутся кремниевые диоды вместо германиевых или светодиодов.

Также существуют и другие критерии, на которые обращают внимание (может и не в первую очередь) музыканты, когда выбирают такие устройства.

Возможность сохранения оригинального тембра инструмента.

Различные комбинации звукоснимателей электрогитары дают различный, четко распознаваемый звук используемого инструмента. Но применение овердрайва маскирует эти различия до некоторой степени. Однако музыканты многих стилей предпочитают сохранять характерное звучание инструмента, насколько это возможно.

Интермодуляционные искажения.

Т акже при ограничении сигнала происходят интермодуляционные искажения, когда две или более нот исполняются одновременно. Для двух нот, интермодуляционные искажения добовляют ноту с частотой, равной разности частот исполняемых нот. А для аккорда, где звучит до 6 нот, число этих нот, определяемых комбинацией нот аккорда, много больше, что влечет за собой существенное изменение оригинального тембра инструмента.

С другой стороны, это желательно в тех случаях, когда исполняются мощные аккорды, потому что в этом случае, интермодуляционные искажения добавляют ноты, которые созвучны с аккордом. Для других же ситуаций, когда музыкант хочет удержать одну ноту и подтянуть (плавно увеличить высоту тона) другую, генерируются невнятно звучащие басовые ноты, которые, обычно, совершенно нежелательны. Этот эффект может быть до некоторой степени ослаблен уменьшением уровня басов на входе ограничителя.

Сустейн против динамики.

О дна из ключевых желательных особенностей овердрайва заключается в увеличении сустейна (времени звучания) инструмента, однако, слишком большой сустейн разрушает динамику. Музыканты используют звук овердрайва для исполнения соло. Они желают иметь возможность уменьшать уровень искажений операционного усилителя, чтобы получить чистый звук инструмента для игры аккордами. В лучших конструкцях существует разумный компромисс между сустейном и динамикой.

Компенсация частоты.

П оскольку цепь овердрайва включается между гитарой и темброблоком, то не производится компенсация пониженных высоких частот. Также на входе овердрайва обычно «заваливают» басы. Было бы логично повысить басовые звуки после овердрайва, но это делает интермодуляционные искажения более заметными, так что это редко используется.

Цепь овердрайва добавляет высоких частот звуку, потому что она нелинейна. Они должны быть отсечены, чтобы сохранить некоторое подобие полученного тембра с тембром необработанного сигнала, и также необходима возможность регулировать уровень высоких частот в целом. Большинство музыкантов предпочитают чтобы эта возможность была, чтобы приспособить полученный звук к своим вкусам.

Здесь приведена схема, которая удовлетворяет описанным выше пожеланиям. Не стесняйтесь экспериментировать с ее компонентами. Например, использование конденсаторов меньших значений в регуляторе тембра (в схеме их значение 0. 0068uF) даст более яркий звук, и наоборот. Если движок регулятора тембра находится около конденсатора слева, то звук насыщен высокими частотами. В противоположном положении мы получаем звук с насыщенными низами. В качестве операционного усилителя подойдет любой малошумящий операционный усилитель типа TL072 (К157УД2). А диоды можно взять КД503Б.

Источник

Мы рассказываем о гитарах

О технике и культуре акустической и электрогитары

Архив метки: овердрайв схема

Last updated by +CubozoaRu at 13.05.2016 .

Легенды осени или делаем DOD 250 c Millenium Bypass

Если вы еще не знаете, что такое легендарный овердрайв производства фирмы DOD , то смотрим тут . Это очень неплохой выбор для начинающего паяльщика.

Схема, которую выбрал я достаточно проста, элементы или аналоги их можно найти в радиомагазине большинства городов. К тому же во вложении будет печатная плата в формате Sprint Layot, с помощью которой можно собрать эффект на нормальной, человеческой плате.

Принципиальная схема DOD 250 с Millenium Bypass ниже:

принципиальная схема DOD 250

Переключатель Switch 2 служит для переключения работы режимов овердрайв между светодиодами и диодами. Со светодиодами звук становится немного мягче.

Собранная плата выглядит так:

Так выглядит печатная плата:

PLATA-DOD250 — это файл в формате .lay

Стандартная схема подключения кнопки Bypass ниже (ее подключаете отдельно, в схеме она не указана):

микросхема (операционный усилитель) DA1 (корпус DIP 8) — ua741 (аналог УД708) — 1шт


транзистор полевой T1 — КП303А (или с индексами Б или Ж) — 1шт


диоды импульсные D1-D3 — 1N4148 (аналог кд522, кд521) — 3 шт

диод выпрямительный D4 — 1N4007, 1N4001 — 1шт


светодиоды LED1-LED3 — красные светодиоды 3мм-5мм — 3 шт

Номиналы конденсаторов могут немного отличаться, это не критично :
керамический или пленочный ( или электролитический) конденсатор 47nF (0.047 uF) — 1шт

элекролитический конденсатор 100uF (

керамический или пленочный ( или электролитический) конденсатор 10nF (0.01 uF) — 1 шт

керамический или пленочный ( или электролитический) конденсатор 4.7 uF — 1шт

керамический или пленочный ( или электролитический) конденсатор 1.5 nF — 1 шт

керамический или пленочный ( или электролитический) конденсатор 47 uF — 1шт

Резисторы постоянные 0.25 Вт :

Резисторы переменные регулировочные:

Если импортные , то A — логарифмические, B — линейные

Если отечественные, то B — логарифмические, A — линейные

Линейный B500К — 1шт

Логарифмический A100K — 1 шт

кнопка Switch — DPDT переключатель
кнопка Switch 2 — любая кнопка, тумблер ВКЛ/ВЫКЛ

Если Millenium Bypass не нужен, исключите элементы: D3, LED3, R8, R9, T1

Плата имеет размер 60х28 мм.

Что сделано специально под распространенный для педалей корпус G0473. Вот он:


Существуют 2 вида DOD 250, серая и жёлтая (либо оранжевая). Схематически они не отличаются, а вот операционные усилители в них разные используются.

В серой стоит микросхема uA741, она же LM741, а в жёлтой — LF351

Вот таблица, где указаны используемые микросхемы у разных модификаций этого овердрайв.

Вот и все ребята. В статье был использован Интернет и немного Google.

Источник

ОВЕРДРАЙВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ

Электрогитара – относительно молодой музыкальный инструмент, однако он уже успел добиться огромной популярности: трудно представить себе современный музыкальный коллектив без электро-гитариста. Пожалуй, электрогитара получила такую популярность прежде всего потому, что её звук может меняться в очень широких пределах: от лёгкого и воздушного до жёсткого и агрессивного. Происходит это благодаря так называемым гитарным педалям, которые включаются в цепь между звукоснимателем гитары и усилителем. Они особым образом трансформируют чистый сигнал гитары, благодаря чему звучание инструмента может меняться до неузнаваемости.

Сейчас существует огромное количество различных педалей для гитаристов, однако не все могут позволить их себе приобрести, ведь цены на них порой завышают просто неимоверно. Гораздо дешевле, и, что немаловажно, приятнее собрать схему педали самому – очень часто за красивой металлической коробочкой скрывается простая для повторения схема.

Схема овердрайв приставки

В этой статье рассмотрим схему овердрайва от компании DOD – DOD 250. Её звук достаточно мягкий, не такой резкий, как у педалей дисторшенов, многим придётся по вкусу. Собственно, схема:

Ключевое звено схемы – одинарный операционный усилитель. Можно использовать TL071, LM358, LM741, NE5534 или другие аналогичные микросхемы. Стоит попробовать ставить поочерёдно несколько разных, а затем уже выбрать, с какой из них звук получается самым приятным.

Особое внимание стоит уделить диодам D1, D2, LED1, LED2. Их задача – ограничение усиленного операционным усилителем сигнала, поэтому звук во многом зависит именно от них. Здесь есть довольно большой простор для творчества – ставить можно что угодно, германиевые диоды, кремниевые диоды, светодиоды. Также можно экспериментировать, ставя встречно разные виды диодов – тогда ограничение сигнала получится несимметричным. В зависимости от падения напряжения на полупроводнике диода, будет меняться степень ограничения сигнала, а, следовательно, и звук.

Кроме того, можно ставить параллельно несколько пар диодов, что также отразится на окраске звука. Экспериментируйте, ищите «свой» звук, с покупными педалями такого не сделаешь. Кстати, если поставить вместо обычных диодов светодиоды, то они будут мигать в такт музыке.

В схеме предусмотрен переключатель «Switch 2», служащий для подключения второй пары параллельно включенных диодов. С его помощью можно менять звук педали прямо во время игры.

Разделительный конденсатор С1 следует поставить плёночный, с его номиналом также можно поиграть. Чем больше его ёмкость – тем меньше будут обрезаться низкие частоты гитары. Диод D4 служит для защиты схемы от переполюсовки, цепочка R9, D3, T1, R8, LED3 служит для индикации и никак не влияет на работу схемы.

Потенциометр R7 «Level» стоит взять логарифмический, а вот R5 «Gain» лучше поставить обратнологарифмический, для более плавной регулировки. Если такого нет – пойдёт и обычный линейный. Питание 9-12 вольт, от блока питания либо от батарейки «крона», т.к. потребление всей схемы крайне мало, её хватит на продолжительное время.

Список необходимых компонентов

Резисторы 0,125 Вт:

  • 2 МОм – 1 шт
  • 470 кОм – 1 шт
  • 1 МОм – 1 шт
  • 4,7 кОм – 2 шт
  • 2,4 кОм – 1 шт
  • 22 кОм – 2 шт
  • 100 кОм – 1 шт

Конденсаторы:

  • 10 nF – 1 шт
  • 47 nF – 1 шт
  • 1,5 nF – 1 шт
  • 100 uF – 1 шт
  • 47 uF – 1 шт
  • 4,7 uF – 1 шт

Остальное:

  • Микросхема TL071 – 1 шт
  • Потенциометр 100 кОм – 1 шт
  • Потенциометр 500 кОм – 1 шт
  • Ручки для потенциометров – 2 шт
  • Разъёмы jack 6,3 моно – 2 шт
  • Диод D4 – 1n4007 – 1 шт
  • Диоды D1, D2, LED1, LED2 – по вкусу
  • Выключатель Switch – 2 шт

Схема не требует настройки, начинает работать сразу в случае правильной сборки. Желательно укомплектовать схему в корпус, для удобства пользования и защиты от внешних наводок. Рекомендую использовать в качестве корпуса обыкновенную консервную банку, ведь раздобыть её можно абсолютно бесплатно, жесть хорошо поддаётся обработке и защищает от наводок. Кроме того, педаль в корпусе из консервной банки смотрится весьма интересно.

При монтаже не следует допускать появления земляных петель, они могут привести к самопроизвольному появлению посторонних шумов, которые никому не нужны. Для этого нужно выбрать одну единственную точку с минусом схемы, от которой уже вести провода на разъёмы jack, плату, к корпусу (его нужно соединить с минусом). Таким образом, должно получится что-то вроде земляной звезды.

В итоге, мы получили весьма неплохо звучащую гитарную педаль всего за пару сотен рублей, вместо того, чтобы пойти в магазин и покупать ту же схему в десятки раз дороже. В своём варианте я решил не ставить регулировку громкости, поэтому у меня всего одна ручка регулировки. Автор статьи — Дмитрий С.

Форум по обсуждению материала ОВЕРДРАЙВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ

Подключение и испытание усилительного модуля на транзисторах КТ835 от электрофона «Россия 321 Стерео».

Куда применить отжившие свой век моторы от винчестеров ПК — подключение такого двигателя и варианты идей.

Предусилитель со стерео темброблоком для усилителя мощности, собранный на ОУ 4558.

Источник

Оцените статью