Схема переключателя 5 позиционного для гитары

Изучая гитарную распайку — Переключатели. Часть 1.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

продолжаем цикл статей по гитарной распайке «на пальцах» от Seymour Duncan:

В конце последней статьи о Гитарной Распайке, мы узнали как спаять Теле, Лес Пол и Страт обычным способом (в их стандартном варианте). Большинство заводских паек – вариации на эти три стандартных варианта.

Применив знания полученные в предыдущих четырех частях, мы можем попробовать модифицировать наши схемы для получения нестандартных звучаний. Обычно в качестве первой модификации заменяют один или более потенциометров на пуш-пульные потенциометры (push/pull pot). Пуш-пульный потенциометр представляет из себя обычный потенциометр, к которому присоединен DPDT-переключатель (double-pole, double-throw).

Этот переключатель может поменять одно из возможных двух положений, если потянуть ручку потенциометра в гитаре или же в обратном положении если на него нажать.
Потенциометр и переключатель – два независимых элемента цепи и никак не соединены между собой (если не брать в учет корпус прим. пер).

Пуш-пульный потенциометр выглядит вот так:

Будучи установленным на гитару, со стороны он ничем не отличается от обычного потенциометра, соответственно замена одного на другой не требует дополнительных отверстий или каких либо модификаций на гитаре. На фото можно увидеть шесть дополнительных контактных выводов под потенциометром с тремя выводами. Эти шесть соединений и есть выводы DPDT-переключателя, соединенные внутри в двух позициях как показано ниже:

Вы наверное заметили что на переключателе у нас есть две независимые группы (два полюса). В нашем первом моде мы задействуем только два вывода переключателя самым простым из возможных способов.

В типовой распайке страта с 5-позиционным переключателем, у нас есть варианты с бриджевым, средним и нековым звукоснимателями по отдельности и комбинации среднего датчика с одним из оставшихся двух. Но у нас нет вариантов комбинации некового и бриджевого датчика или вообще всех трех датчиков одновременно.

Одна из популярных модификаций для Страта — добавление пуш-пульного потенциометра, когда при включении переключателя (вытянутой ручке потенциометра) добавляется нековый датчик к активной на данный момент комбинации датчиков. Другими словами, когда мы включаем на 5-позиционном переключателе положение бриджевого датчика, а после включаем пуш-пул, у нас одновременно будут включены и бриджевый и нековый звукосниматели. Для включения же всех трех датчиков одновременно, достаточно выбрать положение с включенными бриджевым и средним звукоснимателями на 5-позиционнике, после чего добавить нековый с помощью пуш-пула. Такая модификация позволяет нам увеличить общее количество комбинаций до семи.

Нижеприведенная схема это часть типовой распайки Страта из предыдущей стати.
Регуляторы тембра и большая часть проводов заземления были убраны, чтобы нам было проще понять добавленные в схему изменения. Новые соединения отображены фиолетовым цветом:

Наверное вы уже заметили, что мы добавили два провода, один соединенный с выходом некового датчика, второй – со входом регулятора громкости, и соединили их с выводами одной группы (полюса) пуш-пула. Также мы убедились что эти провода соединены друг с другом при вытянутом положении пуш-пула, тем самым подключив нековый датчик напрямую на регулятор громкости, в обход 5-позиционного переключателя.
Конечно, если вы предпочитаете сделать такой мод на бриджевом датчике вместо некового, уверен, вы без проблем сообразите как это спаять!)

Хоть мы и использовали в данном солучае пуш-пульный потенциометр, это только один из типов переключателей. Не будет никаких сложностей, если мы захоти использовать мини-тумблер, установив его, например, между регуляторами громкости и тембра. Наиболее распространенным типом мини-тумблера для гитар является также DPDT-переключатель, с теми же самым шестью контактами, как этот:

Наша схема никак не поменяется если мы будем использовать его, кроме того факта, что переключатель теперь не будет соединен с регулятором громкости.

Существуют и другие типы мини-тумблеров, у которых есть уже три положения, а не два. Также мы использовали всего лишь два контакта переключателя для нашего мода. Можем ли мы сделать более интересные фишки? Да, конечно, и мы до них доберемся. Но сначала мы должны «демистифицировать» хамбакеры с 4-мя проводами, что мы и сделаем в следующей части.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Распайка звукоснимателей (H+S+S)

В третьей и заключительной статье из цикла о распайке звукоснимателей, мы рассмотрим схему подключения трех датчиков. Конкретнее, остановлюсь на схеме H+S+S, то есть хамбакер и 2 сингла. Задействуем 5-ти позиционный переключатель, одну ручку громкости и одну ручку тона. Если вы хотите использовать больше одной ручки, то изучив прошлые статьи, я думаю, вам не составит труда внести изменений в базовую схему.

Распайка по схеме H-S-S

Пятипозиционный переключатель в данной схеме дает нам возможность использования большего числа комбинаций задействованных датчиков. Делаем все по подобию схемы с двумя хамбакерами. Кидаем сигнал с каждого звукоснимателя на три ножки переключателя. Далее замыкаем два контакта выхода между собой и направляем их на ручку громкости. С нее уже через ручку тона подаем полученный сигнал на джек. Каждый земляной провод кидаем на корпус потенциометра громкости. По сути это все, ничего сложного.

Один нюанс: чтобы подключить три датчика к переключателю, надо подсоединить каждый сигнальный провод к переключаемым контактам переключателя. Затем присоединить общий контакт на выход.

Если вы заметили, то при таком соединении, наш переключатель превращается в однополосный. Также провода можно было припаять и к правым контактам, а левые оставить пустыми, разницы нет. А можно к ним припаять потенциометры тона. Отдельно на каждый датчик, соответственно, три контакта, три датчика.

Это самый общий и базовый вариант распайки схемы под три датчика. Если вы хотите добавить в нее еще ручку громкости или тона, то я думаю, изучив все статьи про распайку, вам это не составит труда. Все делается аналогично прошлым схемам. Например, чтобы использовать отдельные ручки громкости или тона, надо сначала пускать сигнал с датчиков на них, а уже потом на переключатель. Подробнее смотрите статью про подключение двух хамбакеров.

Надеюсь эти три небольшие статьи были вам понятны и полезны. Теперь вы сами можете сделать распайку звучков вашей гитары. Ну или по крайней мере, открыв крышку темброблока, хоть немного будете иметь представление о том, что там находится. Удачи!

Источник

Распайка звукоснимателей (H+H)

В прошлой статье мы рассмотрели общую разводку хамбакера и научились паять его по схеме один звучок + ручка громкости + ручка тона. Теперь пришло время немного усложнить задачу и к уже имеющемуся у нас бриджевому хамбакеру добавить нековый. Ну и естественно сделать переключение между ними посредством трех-позиционного переключателя.

Сделаем три режима работы:

  • бриджевый хамбакер;
  • оба датчика;
  • нековый хамбакер.

В общем-то схема очень популярна в наше время. И я думаю информация в данной статье вам обязательно пригодится. Начнем с варианта с одной ручкой громкости на оба звучка.

Трехпозиционный переключатель

Рассмотрим работу трех-позиционного переключателя. В гитарах они бывают двух видов:

  • ползункового типа;
  • лопастного типа.

Ползунковый переключатель

Используется в основном в стратоподобных гитарах. Имеет 2 пары контактов по 4 штуки. На каждую пару имеется как бы свой отдельный переключатель. Поэтому его называют двух-полюсным. Чтобы осуществить переключение между датчиками следуем диаграмме, представленной на рисунке:

Припаиваем средние и крайние контакты к ручке громкости, а провода со звукоснимателей пускаем на входы переключателя, как на рисунке. Таким образом, при повороте ручки переключателя в среднее положение, замкнутся оба средних контакта, в левое положение замкнется только бриджевый контакт, а в правое — только нековый.

Рычажковый переключатель

Переключатели данного типа встречаются в гитарах Гибсон Лес Пол. Схематически переключатель можно представить следующим образом:

По картинке видно, что весь переключатель можно представить как 2 парных вкл-выкл переключателя. В позиции 1 замкнут только контакт А, в позиции 2 оба контакта, а в позиции 3 только контакт В. Таким образом, в левом положении будет работать нековый датчик, в среднем — оба, а в правом бриджевый. Чтобы получить необходимые положения нек-бридж, просто подпаиваем выходы с датчиков на нужные контакты переключателя А и В, а контакты 1 и 2 подпаять к выходному джеку или к ручкам громкости, в зависимости от варианта вашей схемы.

Схема распайки двух хамбакеров

Ниже показана схема пайки звукоснимателей с трех-позиционным ползунковым переключателем, одной ручкой громкости и тона. Принцип работы такой: сигнал с каждого датчика сразу кидаем на вход переключателя. Далее с его выхода сигнал подаем на ручку громкости через ручку тона. С громкости сигнал поступает на джек.

Теперь рассмотрим схему с двумя громкостями и одним общим тоном. На этот раз переключатель используем рычажковый. Принцип работы следующий: сигнал с каждого датчика сперва пускаем на свои ручки громкости. Далее выход с потенциометров громкости кидаем на входы переключателя. Ну а выходы с него пропускаем через ручку тона и отправляем на джек.

И вот еще 2 популярных варианта распайки звучков мы рассмотрели в этой статье. Еще раз повторюсь, что это всего лишь варианты подключения, демонстрируя которые, я хотел показать принцип распайки звукоснимателей. Все зависит от ваших нужд, вы в праве вносить коррективы.

В следующей статье рассмотрим подключение трех датчиков по еще одной популярной схеме хамбакер + сингл + сингл, ну или хамбакер + сингл + хамбакер, отличий здесь практически нет.

Источник

Закомство с СуперСвитчем. Часть 1

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Если вспомнить статью про гитарную распайку 104, то там мы узнали что стандартный 5-позиционный переключатель на Страте, есть логическое продолжение 3-позиционного переключателя. У него нет пяти отдельных контактов на все пять его положений, вместо чего у него есть три переключаемых контакта и два, так называемых, «промежуточных» положения, когда переключатель включает одновременно два крайних контакта со средним.

Такой вариант переключателя будет отличным решением, если нам надо распаять Страт в в стандартном варианте. Но скорей всего вы захотите что-то поменять в распайке, и тогда такой 5-ти позиционный переключатель может стать нашей головной болью из-за своей конструкции. Было бы намного лучше, если он был той же конструкции что и 3-х позиционный – то есть имел 5 отдельных коммутируемых контактов, по одному на каждую позицию переключателя.

Что ж, такой переключатель существует. Давайте рассмотрим как мы его задействуем для распайки того же Страта, и, для начала, воссоздадим его стандартную распайку. Схематически переключатель выглядит так:

Общий вывод изображен внизу, и он может соединяться к одному из пяти контактов сверху в процессе переключения. И тут же мы видим знакомую нам проблему – для стандартной Стратовской распайки мы должны соединить нековый датчик с первыми двумя контактами, средний соединить со вторым, третьим и четвертым выводами переключателя, а бриджевый датчик соединить с последними двумя выводами. В итоге мы вновь получили ситуацию, когда все выводы соединены друг с другом накоротко, в результате чего все три звукоснимателя будут активны в любом положении переключателя.

В данном случае эта проблема решается точно так же как мы сделали в прошлый раз – добавили еще один ряд контактов в переключатель. Теперь в нашем распоряжении два одинаковых одновременно коммутируемых переключателя, но полностью раздельных по контактам. Так он выглядит на самом деле:

Два отдельных контакта (ближайшие к ручке переключателя) есть наши общие выводы. Два набора по пять контактов – наши переключаемые выводы. Таким образом, для распайки нашего стандартного Страта с таким переключателем может быть такой:

Мы соединил наш регулятор громкости с обоими общими выводами (желтые провода на диаграмме), также задействовали три контакта переключателя под стандартные положения Страта. Регуляторы тембра для некового и бриджевого звукоснимателей также соединены как обычно.

Собственно так мы и получили стандартную распайку. Но давайте поэкспериментируем. Большинство гитаристов считают среднее положение переключателя на Страте, где активен только средний звукосниматель, не шибко полезным. Возможно, куда лучше к данной позиции подошел вариант звучания Телекасера, когда одновременно звучат нэковый и бриджевый звукосниматели. Достичь этого мы можем вот так:

Наши желтые провода остались на месте, соединяя оба общих вывода с регулятором громкости, но бриджевый датчик мы оставляем активным в положениях 1, 2 и 3, нековый – 3, 4 и 5, а средний датчик только в положениях 2 и 4. Кроме того, мы переключатель регулятора тембра со среднего датчика на бриджевый, благодаря чему, у нас всегда будет доступен хотя бы один регулятор тембра при любом положении переключателя.

Вышеописанный двухполюсный переключатель все же еще не тот переключатель, с которым ассоциируется понятие «СуперСвитча» (Super Switch). В следующий раз мы таки рассмотрим что же это значит на самом деле, и даже больше – гибкий (с точки зрения возможностей) четырех полюсный переключатель, благодаря которому у нас в распоряжении будет еще больше возможностей в гитарной распайке.

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью