Схема пружинного ревербератора для гитары

Пружинный ревербератор

Кому хотелось когда либо сделать что то своими руками, для себя же — так это музыкантам. Их вечные поиски интересных схем различных перегрузов, усилителей, эквалайзеров и прочего занимают кучу времени, но результаты работы шикарны. В этой статье хочу обратить внимание на довольно известный прибор, который использовали в своей жизни, наверное, почти все гитаристы – ревербератор. Но хочу подчеркнуть то, что это не электронный вариант устройства, а самый натуральный, старинный и первый – пружинный. Его звук наполнен духом винтажных блюзовых импровизаций и полон классики электрогитарного звучания. Теперь к сути дела. Ревербератор добавляет в сигнал эффект эхо, но делает это не как похожий на него delay. Последний «копирует» сигнал и «вставляет» эти копии с задержкой после основного сигнала и после предыдущей такой «вставки». Что же делает ревербератор: он пропускает сигнал через себя и не оставляя признаков чистого сигнала (зависит от конструкции ревера), выдаёт только сигнал с определёнными гармониками. Что бы понять, что это такое и в чём разница, вспомните, когда вы стоите в большом пустом помещении (например склад) и что то говорите – имеете тот самый эффект реверберации.

Итак, что бы мне перейти к принципиальной схеме, нужно сначала объяснить принцип работы сего устройства. Из названия не трудно понять, что основным компонентом будет пружина (о характеристиках разных пружин чуть позже). Пружина – упругое тело, которое может передавать механические колебания. Если мы будем воздействовать на пружину колебаниями с одного конца, то на другом конце будут те же колебания, но только слабее и немного изменённые в своей структуре. А теперь переносим этот принцип на практику. Подавая на один конец пружины колебания, к примеру, музыкальные, на другом конце будем иметь тоже самое, но с тем самым «эффектом большого пустого помещения». Теперь о тонкостях. Чем длиннее пружина, тем сильнее эффект. Чем пружина более жесткая, тем более чёткий, сильный сигнал на выходе. Также есть разница, какой внутренний диаметр у пружины, её толщина и расстояние между витками. Почему именно пружина? Ответ вполне логичен: для того, что бы получить гармоники колебания должны пройти через множество материала, грубо говоря. Это значит, что в принципе можно сделать ревербератор и с прямым куском проволоки, но эффект будет минимальным, а пружину используют потому, что в ней этой «проволоки» больше, и следовательно эффекта добиться легче. Это пока что всё что необходимо знать о пружине для того что бы сделать ревербератор. Теперь потрясу Ваше воображение (наконец то) схемой:

Схема изначально рисовалась для моих друзей из Финляндии, Швеции и Германии, поэтому в основном на английском языке.

Как можно видеть из неё, тут использованы такие компоненты:

  1. Источник сигнала (у меня это была гитара, потому что делал для гитары, но может быть что угодно)
  2. Усилитель (AMP)
  3. Динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины
  4. Динамик с прикреплённым к нему вторым концом пружины
  5. Клеммы входа, выхода, заземление

Итак, разбираем этот список в подробностях. Первым у нас идёт источник сигнала. Это может быть любое что то, что выдаёт звуковой сигнал. Не важно, гитара, микрофон, плеер или ещё что. Далее видим, что этот сигнал поступает на усилитель. Этот компонент для экономии времени можете купить в магазине, НО тут можно схитрить. Если пойдёте тем же путём что и я, то купите в любом магазине маленькие колонки типа этих:

Их мощность 2 – 5 Ват, и этого вам хватит, но вся соль в том, что это уже готовый усилитель который нам абсолютно подходит и 2 динамика, необходимых нам для ревербератора! Короче говоря – почти весь набор компонентов сразу и за небольшие деньги. Но если у вас есть готовый свободный усилитель и 2 динамика – можете использовать их.

Итак, как можно было понять, сигнал поступает на усилитель, проходя через него становиться довольно мощным для того, что бы передать свои колебания пружине. Выход усилителя идёт на динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины. Таким образом, на пружину поступают механические колебания сигнала от динамика. Мы преобразуем, фактически, электронный сигнал в механический через динамик. Далее, сигнал проходит в механическом виде через плотное, колеблющееся тело – пружину. На втором конце её прикреплён второй динамик, который служит «приёмником» механических колебаний и преобразователем их обратно в электрический. И вот он момент истины – на выходе у нас уже не просто сигнал, а пропущенный через плотное тело, имитирующее прохождение звуковых волн через большое пространство. Теория ясна и теперь можно вдаваться в технические подробности. Сперва хочу показать то, как нам стоит собрать шасси для нашей конструкции. Не будем ходить далеко и придумывать нечто заумное. Для нашего проекта нам нужна прочная основа в виде перевёрнутой «П», смотрим:

Вы можете видеть, что для шасси использовано 3 основных компонента: несущая планка, уголок один и уголок второй. Всё это вместе скручивается винтами. Где взять эти вещи? В любом строительном супермаркете, магазине есть отдел с такими вещами. Они предназначены изначально для скручивания деревянных конструкций, есть очень разных размеров, форм. Сделаны из метала – и это хорошо. В этой области Вам предоставляется огромный выбор для полёта фантазии. На втором рисунке представлены такие детали.

Основа для нашего ревербератора готова. Теперь, на следующем этапе нашей работы, приступаем к монтированию пружины и динамиков. Пружину я использовал самодельную. Навивал её из медного провода толщиной 1мм на диаметр приблизительно 2 см. В длину пружина была около 25 см уже в натянутом, установленном состоянии. Крепится пружина своими концами к уголками. Она должна быть натянута очень хорошо и не провисать! Иначе, теряется упругость и эффекта может не быть вовсе. Пробуйте разные пружины, из разных металлов, что бы достичь максимальной упругости. Также хочу заметить то, что разные металлы звучат здесь по-разному. Медь имеет довольно мягкое звучание за счёт того, что она довольно мягкая. Недостатком её есть то, что в силу этой же мягкости, сила сигнала на выходе довольно маленькая, и может понадобиться еще один предварительный усилитель на выходе, что бы поднять амплитуду сигнала. Сталь, например, имеет абсолютно характерный металлический звон, призвук. Сигнал со стали довольно чёткий и мощный. Именно стальные пружины используются в заводских моделях пружинных ревербераторов.

Если Вы читали внимательно, то наверняка заметили, что в первый раз я сказал «динамики с прикреплёнными к ним концами пружины» а во второй раз «концы пружины крепим к уголкам» — замешательство, не так ли? Вовсе нет. Пролью немного света на эту дилемму. Смотрим на рисунок:

Тут видно, что на нашем шасси нужно закрепить оба динамика по разные стороны. Между уголков натянуть пружины, закрепив её концы как Вам будет удобно: либо скотчем, либо изолентой, либо же прикрутить (всё зависит от пружины). От динамиков идут провода к выходу усилителя и к выходу с нашего ревербератора (или через предварительный усилитель, если нужно). Имея такую конструкцию переходим дальше, и смотрим как же нам передать механические колебания динамика, пружине. Иными словами, как соединить динамики с пружиной:

Динамик крепиться с пружиной через кусок проволоки или чего-либо другого, достаточно твёрдого. Одним концом эта «палочка» приклеивается к динамику в его середине, а другим к перпендикулярному месту на пружине. Клей «Момент» отлично всё держит и достаточно быстро сохнет. Заметьте, что динамик должен быть надёжно и неподвижно закреплён на шасси, иначе перпендикулярность нарушается и колебания приобретают другой вектор, что влечёт потерю силы сигнала на выходе. Всё должно быть ровно и перпендикулярно. Таким образом, динамик колеблясь, передаёт эту механическую энергию пружине, на другом конце которой установлен второй динамик-приёмник. Он крепиться к пружине таким же образом.

Существует много разных способов прикрепить пружину к динамику. Я предлагаю Вам этот, как самый практичный, лёгкий и надёжный. Ниже представлено несколько фотографий на разных этапах постройки.

Это самая первая экспериментальная модель с креплением пружины прямо к излучателям. Она была не эффективной, пружина провисала и в месте крепления неплотно прилегала к диффузорам. Усилитель из настольных колонок «мыльниц», которые я советовал Вам использовать.

А вот вторая фотография – окончательный вариант моего пружинного ревербератора. Тут в шасси использованы уголки и прямые планки, которые я советовал Вам. В корпусе под шасси находиться усилитель, гнёзда входа-выхода, гнездо питания усилителя. Ручка которую вы видите на передней панели – регулятор на 100К. Он регулирует соотношение чистого звука и звука с эффектом на выходе. Иными словами % чистого звука и с эффектом. Как динамик-передатчик использован динамик из таких же колонок – мыльниц, 4 Вата и 8 Ом сопротивления. Как динамик-приёмник взят динамичек из трубки телефона. Его характеристик я к сожалению не помню. Ниже хочу представить видеозапись, сделанную мной для презентации работы готового устройства. В этом видео вы увидите окончательную модель пружинного ревербератора, изображенную на последней фотографии.

В самом конце обо мне: эту конструкцию я ни откуда не брал, придумывал сам. По началу искал готовые схемы, но таких в интернете 1 -2, поэтому и решил написать свою статью. Надеюсь она поможет тем, кто хочет себе пружинный ревербератор.

Источник

Пружинный ревербератор

Пружинные ревербераторы сегодня мирно сосуществуют с цифровыми, как акустические и адаптеризованные музыкальные инструменты мирно сосуществуют с аналоговыми и цифровыми синтезаторами и другими ЭМИ. Потому что они звучат по-разному и не заменяют друг друга. Автор Instructables под ником markijzerman применил в самодельном пружинном ревербераторе пружину от довольно распространённой игрушки «микрофон с эффектом эхо» — простейшего пружинного ревербератора без источника питания, который даёт начинающему певцу возможность слышать с задержкой свой собственный голос, позволяя тем самым лучше его поставить. Выглядит игрушка так:

Также потребуются: маломощный батарейный комбик, какая-нибудь твёрдая коробка, в данном случае — для хранения бижутерии или чего-то подобного, пьезоизлучатель, канцелярские скрепки, джек, инструменты.





Из игрушки мастер извлекает главный компонент — пружину:

А из комбика — всё, что есть в корпусе. Потом в этом корпусе можно будет собрать какую-нибудь колонку.

Сгибает из канцелярских скрепок держатели пружины и приклеивает их термоклеем к диффузору динамической головки комбика и к мембране вновь добавляемого пьезоизлучателя:

Подключает пьезоизлучатель к джеку:

Приклеивает термоклеем динамическую головку и пьезоизлучатель к внутренним стенкам коробки как показано на следующем фото:

Предварительно всё проверяет, подключив к входам микшера источник сигнала и пьезоизлучатель, а выход микшера — к входу комбика. Убедившись, что ревербератор заработал, помещает в коробку плату от комбика таким образом, чтобы органы управления, светодиод и разъём выходили наружу через заранее просверленные отверстия, ну и всё остальное тоже закрепляет:

Лучше, конечно, предварительно удалить ткань и зеркало. Ткань потребуется для демпфирования чего-либо, зеркало — в опытах по геометрической оптике. А снаружи снять с коробки все декоративные элементы и покрасить её в тёмно-серый цвет. Ну а пружины в самодельных ревербераторах применяют самые разные. Например, довольно часто в ход идёт другая игрушка — «слинки», как в металлическом, так и в пластмассовом исполнении. Корпус требуется большой, но и задержка получается дольше.

Источник

Крутой ревер (ревербератор) для электрогитары на PT2399, HT8970

Всем привет.
В этой статье поговорим о том, как сделать гитарный ревербератор. Наш ревер будет отличатся простотой конструкции, и хорошим для своего класса звуком.

Ревер выполнен на специализированной микросхеме HT8970 или ее аналог PT2399. Это микруха обладает встроенной памятью, или что то такое, и предназначается для использования в системах караоке. Конечно качество звука не позволяет использовать этот ревер для работы в студии, но для концертной деятельности вполне подходит.
Функция регулятора громкости, (которой в оригинальной схеме нет), позволяет гитаристам использовать этот ревер для того чтоб подчеркнуть сольные партии, то есть при игре соло повышается громкость, ну и добавляется сам эффект реверберации.

В моей практике эта штуковина зарекомендовала себя с положительной стороны, и если бы наша группа не распалась. Эхх!

Содержание / Contents

↑ Откуда ноги растут?

Итак, берем с tonepad.com схему, и делаем изменения, которые помечены красным:

Мы видим, что у первого операционника я просто зачеркнул номиналы, потому что их можно менять в очень широких пределах, от этого зависит входное сопротивление, и необходимо немного поднять коэффициент усиления этого каскада. Лично у меня на этом месте стоят 470к и 680к
Конечно понятно, что все мы радиолюбители люди прямо скажем амбициозные, и не всякий, далеко не всякий из нас будет повторять ту или иную конструкцию целиком, как она описана, на это тоже могут быть разные причины, так что, друзья, в любом случае, раз уж мы с вами знаем с какой стороны брать в руки паяльник, в конечном итоге решать, изменять или не изменять схему, вам.

↑ Несколько слов о работе схемы

Сигнал пройдя предварительное усиление левым по схеме операционником попадает непосредственно на микросхему ревера, и через резистор 10к на правый операционник, с него через регулятор громкости (на схеме не показан) на выход. С выхода ревера (выв 14) задержанный сигнал через переменный резистор WET, разделительный конденсатор, и резистор 10к попадает также на правый операционник, где подмешивается к основному сигналу, а через переменный резистор REP идет обратно на вход микросхемы.
Таким образом мы можем регулировать глубину обратной связи (REP), или количества повторов сигнала, и уровень (WET) задержанного сигнала. В некоторых схемах еще вводят регулировку исходного сигнала, это делается очень просто, но я решил ее не делать. Микросхема позволяет регулировать время задержки, регулятор TIME, переменный резистор выв. 6.

↑ Печатная плата, расположение деталей, part-list:

Здесь настолько все хорошо показано, что я думаю комменты излишни

После того как вы сделаете плату (как делать плату — решайте сами, я рекомендую фоторезист, ультрафиолет и все такое), впаяете в нее делали и у вас должно получится примерно так:

↑ Вид на монтаж

Все конденсаторы которые 0,1 мкф у меня на 250 Вольт , этого делать конечно не обязательно, просто у меня таких кондеров полно.
Итак для того чтоб это дело выглядело круто нам понадобится крутой корпус. Здесь полная свобода, для каждого. Я решил сделать корпус из нержавейки попросив своих друзей, имеющих аппарат лазерного раскроя металла, по моим чертежам сделать мне такую коробку.
Мы имеем, платку ревера, четыре переменных резистора, вот тут поясню, дело в том что на схеме нет регулятора громкости, а без него я считаю, такой ревер совершенно бесполезен, поэтому сигнал с выхода мы будем заводить не напрямую в джек, а через переменный резистор порядка 50—100 ком, выполняющий регулятор громкости.

Соеденяем все это дело вместе, стараемся аккуратно, используем термоусадку, и т д

Потом припаиваем питающее гнездо, разъем для кроны, все, это дело запитываем, запускаем, подключаем, включаем, если работает то наруливаем различные звуки, и сразу же пишем пару семплов, их будем слушать в конце статьи.

↑ Обещанные пара семплов

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

2) задержка на максимум, обратная связь на минимум.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

3) Задержка почти на минимум, обратная связь не помню на сколько.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

↑ Горизонты

Надо добавить, что у этой микросхемы, если с ней поиграть я думаю откроются так сказать незапротоколированные возможности. Например, делаем регулировку исходного сигнала, ставим ее на минимум, и задержку тоже ставим на минимум. Таким образом у нас получается фазовращатель, то есть левый канал идет напрямую, а правый через время задержки, соответствующее углу сдвига фаз около 90 или 270 на частоте гдето 1000 гц. Получается псевдостереоэффект!
Или делаем генератор функций с частотой 0,5—20 гц, и пытаемся это дело запустить на 6-ю ногу микросхемы, и если правильно подобрать амплитуду, то получим эффект фленджер.

И напоследок буквально пара аккордов, навеянных мне дымом канифоли по всей квартире.
Записано кстати тоже с этим ревером.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

↑ Файлы

Печатка перечерченая в наш любимый Sprint layout 5.0
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Чертеж корпуса в AUTOCAD.
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

Оцените статью