Схема распайки гитары тоника

Схема распайки гитары тоника

Когда я прочел текст на этой пластинке, в памяти всплыл 1994 год. Я тогда делал аквариумы и для изготовления крышек и тумб покупал на этой фабрике доску, покрытую черным полиэфиром, ту самую, из которой мастырили пианино «урал». Приехав за очередной партией выбракованных досок, стал свидетелем диалога между начальником цеха и замом. Начальник велел заму срочно брать машину и лететь утрясать проблему с партией пианино забракованных напрочь. Зам, женщина, со слезой в голосе вещает, что у водителя ихнего, Васьки, третьего дня права за пьянку отобрали. Поистерив с полчасика по поводу накрывшейся премии, уладили проблему с бракованной партией через звонок какому — то высокопоставленному функционеру. Затем со всей остротой встал вопрос, что же с Ваской — то делать!? Тогда, наконец, выяснилось, что Васька отродясь не умел ни украсть, ни покараулить и что остается его гнать с фабрики за полной ненужностью его единственного (после отъема прав) таланта — разливать пузырь на троих вслепую, по булям! Прозвучало робкое предложение на счет посылки его на тарный участок, которое начальник отверг резко, напомнив всем присутствовавшим поговорку о том как встречают по одежке. Господа, я видел ту одежку! Тарный цех распускал на одежку классную деревяху! Одежка была скроена по первому разряду — из цельной доски дуба, бука, клена, липы. Не поручусь за другие детали пианино «урал», но верхняя крышка, крышка клавиатуры, большая фронтальная панель между педалями и клавой — были наборными фанерованными щитами из обрезков тарного цеха. Причем набирались они вразнобой из кусочков перечисленных выше пород и сосны! О убогие американцы с фабрики Steinway & Sons! Никогда вам не додуматься до такого! Мучаете себя, как при старом режиме! Лазаете по тайге по пояс в снегу и стучите колотушкой по стволам елей — запоет, не запоет!? А у нас партия велела чтоб пело все и все пело, не приходя в сознание и не успевая закусывать! Но вернемся к нашим бара. т.е. к Ваське. До тарного участка он явно не дорос! А про товары «народного потребления»- то мы забыли! Ведь есть такой участок! Ссылают туда прогульщиков, алкашей и неумех! И сослали Ваську на гитарный участок! Тогда он, как и вся фабрика, доживал последние дни! Но гляньте на табличку! Там год 1972 й! Сколько еще таких Васек пройдет через этот участок!?

Читайте также:  Кофе пианино марс свет стекло брак что лишнее

По договоренности с хозяином гитары, заказал анкер, чтобы поставить в гриф.

Оказалось что анкер здесь присутствует. при полном отсутствии его функций. Мало того, что его просто замуровали в гриф(гайка просто лежит на дереве, никакой ключ на нее не надеть), еще и доступ к нему перекрыли глухой накладкой из. целлулоида! Я устроил чудовищную дымовуху, когда попытался нагреть его феном! Ох и мерзкий материал! Как видите, я вам не врал. Перо грифа склеено из кусков разномастных! Корпус гитары тоже.

Чтобы проверить работает ли анкер, надо освободить гайку.

Наконец-то гайку удалось снять, теперь ее ложе легче довести до ума.

Анкер не работает, но дело поправимо, надо поставить втулку, т.к. иначе гайке не хватает резьбы чтобы начать выпрямлять стержень анкера. Для этой цели подойдет гайка м8!

Лады вытащились легко, но толщина их ножки.

Анкер работает, но шейка грифа предельно ослаблена, необходимо усилить ее лонжероном.

За такую конструкцию могу ручаться!

Нулевой лад не признаю — будет нормальный верхний порожек.

Этой мозаике я не доверяю — клею на заднюю поверхность пера стеклопластик. Заодно глушу старые отверстия под колки.

Сверху перо будет кленовым.

Готовимся к вклейке (именно серьезная многоэтапная вклейка, поскольку у старых ладов была очень толстая ножка) новых ладов. Шлифуем накладку.

Доводим до ума перо.

Пробная установка почти готового грифа.

Выцеливаем место установки роликового бриджа. Он попал прямо на площадку тремоло. Будем модернизировать площадку.

Заодно, насколько можно, уберем с тремоло следы полувековой патины.

Сверлим отверстия в корпусе под опоры бриджа.

Пришла, причем довольно быстро (намного быстрее чем из российского интернет-магазина) посылка из Гонконга с пластиком для пикгуарда. Беремся за него.

Изначально на гитаре стояли синглы. Теперь будут хамбакеры — расширяем ниши в корпусе гитары.

Наборная фанерованная доска из отходов тарного производства.

Извлекаем бронзовую втулку, в которой был разъем шнура.

Продолжаем долгую и нудную тему пикгуарда.

Пока не потерялись обрезки, надо сделать крышку на люк анкера.

Готовим место под разъем шнура.

Очередная пробная сборка, но уже можно поиграть.

Начинаем борьбу с корпусом. Фанера по периметру отклеилась, много выбоин, трещин, но самое чудовищное — слой полиэфирного лака больше милиметра!

Теперь неделю заливаем все трещины, поры, выбоины и ссадины! И все равно, при окраске обнаружились свищи, которые оказались пропущенными.

И вот она покрашена! Приступаем к окончательной сборке.

И вот она нарядная. Вы бы видели глаза хозяина. Да и мне, если честно, жаль было с ней расставаться!

Источник

Схема распайки гитары тоника

История

Это первая массовая модель серийных советских электрогитар с цельным корпусом. Электрогитары Тоника выпускалась, во вариантах ЭГС, ЭГСР и ЭГБ с незначительными отличиями, на четырёх фабриках: в Ростове-на-Дону, Орджоникидзе (обе фабрики — одно МПО «Кавказ» и делали одинаковые модели), Свердловске (Тоники этих трех фабрик самые распространенные), а так жеболее ранние Тоники Ленинградской фабрике им. Луначарского.

Устройство

Свердловская электрогитара Тоника, наследует эргономичную форму Ленинградской модели СОЛО-РИТМ. Дека выполнена из традиционного мебельного щита на основе бука и покрыта обычной полиэфирной бронёй. Едва ли не единственная отечественная гитара, для формы которой ещё не найден стопроцентный прототип импортного образца. Гриф Тоники довольно толстый, но узкий. Анкер в нём есть, но, за неимением выхода на поверхность, регулировке не подлежащий. Крепление грифа – на двух винтах прямо сквозь корпус.

Железо

Тремоло-система на всех Тониках абсолютно идентична тем, которые ставились в ГДР на MUSIMA, выполненные по принципу модных в 60х Bigsby. Колки стандартные, от акустической гитары, 1х6 с силуминовыми штоками. Роликовый бридж, такой же как на всех электрогитарах НПО «Кавказ», позволяющий регулировать высоту струн и точно выставлять мензуру, без специальной доработки, к сожалению, является источником неприятного дребезга. Бридж закрывается декоративныой крышкой держащейся за счет силы трения, обычно почти всегда утеряна. Стоит отметь что крышка бриджа от Музим с аналогичным тремоло отлично подходит для для замены в случае утери и обратно. Антабки — своеобразные металлические «грибки», достаточно надёжные.

Электроника

Электрическая схема довольно простая: два сингла (это именно синглы, хотя выглядят датчики как хамбакеры за счёт довольно крупных металлических корпусов и магнитоводов, вынесенных из катушек), варитон на пять положений с фиксированными тембрами и две (!) громкости. В первом положении варитона включён только бриджевый датчик с двухступенчатой регулировкой громкости, во втором — оба датчика в параллель, в третьем — нековый датчик с фильтрацией высоких частот, в четвёртом — бриджевый с отсечкой низких, в пятом — гитара выключена. Схема после экранировки и вываривания звукоснимателей в парафине, вполне работоспособная. Если вам повезло и у вас Свердловская Тоника 71-72г.в то звукосниматели в процедуре проварки в парафине не нуждаются, т.к. катушки в них изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТа трансформаторов — залиты чем-то похожим на воск и обмотаны по периметру высококачественной трансформаторной изоляцией.
Схема электроники электрогитары Тоника

Общие впечатления

В отличие от Ростовской ТОНИКИ, при несколько более топорном внешнем виде, Свердловчанка на поверку оказывается намного удачней с точки зрения эргономики — и баланс лучше, и гриф удобнее.
Звук инструмента довольно скромный, чуть мыльный из-за конструктивного разнесения точек съёма колебаний струны внутри датчика, слегка суховатый, но в принципе узнаваемый. По сути — одна из самых работоспособных советстких гитар. Визуально ТОНИКИ, выпускавшейся в Ростове и Орджоникидзе отличаются от Свердловской – белой окантовкой пикгарда и головы грифа, колками, а также формо тремоло, пикгарда и устанавливаемых звукоснимателей.

Я-ХА 2009-2010, дополнил Chapt

Статья о электрогитаре Тоника на sovietguitars.com

Введите серийный номер с некплейта вашей Свердловской электрогитары Тоника, чтобы узнать её год и месяц выпуска

ТАК ЖЕ СМОТРИТЕ
ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ «ТОНИКА»





Характеристики Электрогитары ТОНИКА: Наименование гитары Тоника Тип гитары ЭГ Завод Свердловская фирма клавишных инструментов «УРАЛ» Даты выпуска 197х-198х Артикульная стоимость при СССР 180р. Кол-во струн 6 Тип деки Цельная Материал деки Фанерованная доска лиственных пород Толщина деки 39 мм Эргономичность деки эргономичная форма деки Декор деки лого «Тоника» Тип грифа наборный 3 куска Лады: 0-21 материал ладов Латунь Материал грифа Бук Материал накладки дуб / шпон дуба Мензура 650 мм Тощина под 1ым ладом 21 мм Ширина грифа у порожка 42мм Ширина грифа у 12-го лада 52 мм Анкер есть, с потайной регулировкой. Маркировка ладов черты Колки 6 в ряд Крепление грифа На 2х болтах через пластину Декор грифа нет Кол-во звукоснимателей 2 кол-во элементов управления электроникой 3 описание электроники варитон; 2 регулятора тона /громкости Описание бриджа/тремоло Фиксированный бридж с возможностью регулировки высоты струн и мензуры, струнодержатель — в виде вибрато срычагом, без регулировки. Варианты цветового исполнения гитары черный / черно-красный Вес гитары

3кг. (в зависимости от используемого дерева)

Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей

Источник

Схема распайки гитары тоника

Наши новости могут транслироваться, используя rss.

Электрогитара «Тоника»
первая модель совгитары
на 19.09.2007
Составитель: Mikee, Я-ха, EjiK
категория Статьи > Гитары электрические
9.0 — 11 голосов —

Легендарное произведение свердловских «гитарных дел мастеров». На первый взгляд, уникальный по дизайну инструмент, но если обратится к истории солиддек гитар (гитар с декой из сплошного массива дерева), то можно найти немало инструментов с корпусом близкой формы.

Изначально подобная форма была связана с тем, что к корпусу гитары в задненижней его части крепился специальный съёмный комбоусилитель с динамиком, или инструмент был слегка адаптирован к игре «на колене». Ну, комбоусилителя не случилось, на колене инструмент из-за специфической центровки грифом вверх не удержать, а форма инструмента всё же состоялась.

Злые языки утверждали, что такая форма была сделана для экономии тех редких пород дерева, из которых собирали данный шедевр.

Для его производства использовалось огромное количество пород дерева: ель, сосна, берёза, бук, граб и клён, однажды мне попалась даже вставка, кажется из лиственницы. Но все эти породы дерева присутствовали только в деке разных инструментов, выпущенных на разных заводах. Дека «набиралась» из брусков произвольной ширины. Ближе к её центру шли бруски твердых лиственных пород, по бокам могла быть ель или сосна, а мог оказаться тот же бук и даже граб. Я так и не понял, по какому принципу подбиралась ширина бруска и порода дерева. возможно по никакому .

При производстве баса «Урал» с клюшкообразной головой, цельнобуковую балку, идущую по центру окружали сосна или ель, но в «Тонике» подобная логика не прослеживается. Сверху и снизу дека была обычно покрыта трехслойной фанерой, по счастью достаточно плотной и ухудшающей звук не сильно. По краю корпус обильно шпаклевался, на выпавших сучках и месте вырванных тупой фрезой щепок шпаклевка приобретала характер художественной лепки. Лакировалось изделие кошмарным полиэфирным черным составом, достигающим местами слоя до трёх мм (по краю деки).

Гриф, как это ни странно, всегда был буковым, с буковой или кленовой накладкой. Анкер отсутствовал ( АНКЕР В ТОНИКЕ — ЕСТЬ,он находиться ВНУТРИ ГРИФА прим. ред.), но гриф, обычно прогибался не более чем на 2-2,5мм, что по советским подростковым меркам было вполне терпимо. Голова грифа, слегка отогнутая назад, была довольно тонкой и «под струнами» несколько изгибалась. Внешняя сторона головы грифа обклеивалась целлулоидом с волнистым рисунком, обычно таким же, как на пластиковой накладке деки.

Накладка грифа была несколько уже, чем на акустических советских инструментах и, в целом, на этом инструменте ещё можно было как-то играть (не всё, не на всех позициях, не со всеми струнами и т.д. но после «Ленинграда» он казался хорошим).

Отдельного рассказа заслуживают звукосниматели. Даже будучи уже владельцем «Тоники» я долго считал, что красивые хромированные корпуса содержат хамбакеры, и каково же было моё удивление, когда я вскрыл один из них. Катушка была только одна. странной формы магнитоприемник начинался под катушкой и шел к краю корпуса, где из него выходили шесть регуляторных винтов, создающих такое сходство с хамбакером и внешне и по «размытости» звука. Точно над катушкой в корпусе имелось крупное отверстие — т.е. катушка не была толком экранирована. Звукосниматель такого типа удачно сочетает в себе все недостатки самых различных типов звукоснимателей. Рельсовая часть магнитоприёмника принимает «ровный» сигнал, регуляторный винт — принимает сигнал со струны «точкой» хотя и очень широкой. В итоге, на катушку приходит несколько «размытый» сигнал с двух участков струны как на хамбакере, но уровень помех остается как у сингла. Единственное преймущество такого сингла перед стандартным — меньшее количество «мертвых точек», иного объяснения я придумать пока не могу.

Электрическая схема проста и незатейлива, «барабанный» переключатель коммутирует датчики и добавляет один НЧ фильтр, два оставшихся регулятора отвечают за тембр и громкость. Советские потенциометры в 1мОм жутко шумели при регулировке, и их приходилось промывать, и смазывать графитовой смазкой. При первой же возможности их меняли на несколько менее шумные — обычно «тесловские». Да и «варитон» при первой же возможности старались заменить на обычный советский трехпозиционный переключатель, хотя переключать ими что-либо при подключенной гитаре было рискованно — могли пострадать диффузоры и уши слушателей.

Бридж обычно имел только подстройку по высоте, а установлен был точно «по Пифагору» так что шестая и пятая струны ощутимо «нестроили». Оригинальная конструкция подвеса-вибратора вызывала массу нелицеприятных замечаний в адрес конструктора при замене струн. Рычаг вибратора обычно сразу же отвинчивался и выбрасывался из-за того, что хоть сколько-нибудь аккуратно им действовать было невозможно (попасть в «полтона» просто не получалось), пружины жутко скрипели и щелкали, а гитара расстраивалась мгновенно. Несмотря на всё вышеперечисленное инструмент звучал, гриф позволял исполнять очень многое. Мне рассказывали о человеке, столь привыкшем к грифу своего «крокодила» (так почему-то иногда называли сей инструмент), что приобретя нормальную гитару, первое время, не мог сыграть на ней то, с чем успешно справлялся на «Тонике».

Данный экземпляр был подарен мне Дмитрием Кольцовым не то в 95том, не то в 96м году. Инструмент был уже не молод, комплектация его была далека от оригинальной, да и у меня он некоторое время «подвергался игранию», в связи с чем, пережил множество незначительных изменений как снаружи, так и внутри. В 1998м году его еще иногда брали поиграть юные «постпанкеры», и как-то во время перекура уронили его с балкона третьего этажа в соседский огород. По счастью, огород был незадолго до того вскопан, и инструмент благополучно воткнулся в грядку грифом вверх. За ним сходили, заново его настроили, выскребли землю из гнезда и продолжили репетицию. Это событие никак не отразилось на его звуке.

ВАРНИНГ! НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ!

Уважаемые форумчане! Данная статья была создана ещё до того, как в мою пустую башку пришло осознание некоторых азбучных истин, краткая суть которых сводится к нехитрому

НЕ ТРОГАЙ СТАРУЮ ГИТАРУ, СРАНЫЙ ПИОНЕР!

С тех пор много воды утекло, я исправился, восстановил в оригинал то, что можно было восстановить, и до кучи спас с помощью гитарных мастеров и друзей по форуму некоторое количество инструментов, уже, казалось бы, пригодных лишь для растопки каминов.

Более подробно с моими печальными размышлениями на эту тему можно (и нужно!) ознакомиться в ПОКАЯННОМ СЛОВЕ.

По легенде, ТОНИКА – это первый опыт серийного производства цельнокорпусных электрогитар в Советском Союзе. В это общем, верится, поскольку, в сравнении со, скажем, ФОРМАНТОЙ, несущей на борту атомную бомбу встроенного фазэффекта на батарейке, или стереофонической (!) СТЕЛЛОЙ, конструкция ТОНИКИ – предельно простая.

По-видимому, источником вдохновения для пока безымянных конструкторов, озадаченных Партией и Правительством необходимостью обеспечить советские ВИА идеологически-выдержанным инструментом, послужили очень многие достижения электрогитаростроения стран-участников Социалистического лагеря. И гриф, и бридж с тремоло, и электрическая схема – всё чего-то залихватски напоминает. И чешские JOLANA, и болгарские ORFEUS’ы, а, главное, дедеэровские MUSIMA, судя по всему, были тщательно препарированы и изучены пытливыми разработчиками этого нового оружия пролетариата. Я это без сарказма и издёвки, кстати, говорю: вся история гитаростроения полна заимствований – даже GIBSON у FENDER’а кой-чего коммуниздил в своё время, и тот тоже в долгу не оставался, а уж об остальных я вообще молчу. Это уже традиция.

Скоро негры в джунглях Конго будут выпиливать костяными пилками IBANEZ’ы из чёрного дерева, а мы будем друг другу советовать: «Да не бери ты эту африканскую штамповку, подкопи лучше немного, и купи себе настоящего мастерового китайца!»

Однако, форма – форма, похоже, являет собой шедевр именно советской дизайнерской мысли. Больше такого я не видел нигде. Возможно, конечно, что отыщется прототип, как две капли воды похожий на сие творение (раз уж даже совершенно немыслимая, на мой взгляд, JOLANA Disco-bass оказалась в ноль содранной с GIBSON RD Artist bass), но, честно говоря, сомнительно. Есть в этих обводах что-то непобедимо родное, что-то от старых автоматов по продаже газированной воды, от автобуса ЛАЗ-695Е и от пылесоса РАКЕТА.

Собственно, этой вот своей несуразной формой ТОНИКА меня и пленила. И принялся я искать сей реликтовый гештальт со всей серьёзностью охотника за человеческими головами, прорываясь на различных гитарных «купи-продай» форумах сквозь обидные обвинения в копрофилии и ностальгические вздохи аксакалов. Гитара нашлась, впрочем, довольно скоро, и даже в родном Питере, и даже у знакомого. Обошлась в 17 евро – поскольку была несколько разукомплектована: отсутствовали бридж, колки, заводской шильдик (он же neckplate , а ремень предлагалось цеплять за здоровенные совковые саморезы. Ну и ручки потенциометров отсутствовали, понятное дело.

В остальном состояние было – вполне себе. Если судить по форме накладки из офигенно красивого красного пластика с блёстками, круглым дотам и абрису головки грифа, можно предположить, что доставшийся мне экземпляр родом из Ростова, хотя тремоло явно свердловское (два комплекта отверстий для шурупов под ним заставляют думать, что это вообще франкенштейн из нескольких убиенных инструментов). Не мудрствуя лукаво, я подошёл к «восстановлению» раритета с апробированной на УРАЛ-басе, МАРИИ, и JOLANA D-bass схемой.

Основной целью было не отреставрировать инструмент во всём его совковом безобразии, а сделать более-менее играбельным, по максимуму сохранив оригинальную оснастку.

Форма головы грифа, как было уже сказано выше, напоминает много чего, но мне кажется, что самое большое впечатление на дизайнера произвела всё-таки MUSIMA. Наклон головки позволяет, в принципе, обходиться без ретейнера. Сам гриф буковый, клеенный (что это значит – не знаю, мастер так сказал , профиля С, как я его себе представляю, имеет 21 лад, не считая нулевого, и несколько толстоват, но видали мы и хуже. Буковая же накладка – о чудное дело! – была фанерована шпоном из красного дерева! На самодеятельность бывших владельцев списать не получается: лады стояли древние и явно нетронутые. Гриф повело коромыслом, а поскольку докапываться до анкера, не имеющего выходов на поверхность, мы не стали (но анкер там, в натуре, есть, я его магнитом нащупал под чёрным целлулоидом декоративного покрытия головки!), то при выравнивании накладки перед заменой ладов вся эта красота сгинула под рубанком. Извините.

Крепление грифа тоже характерное скорее для немецких гитар (это не я такой опытный, это Mikee) – при помощи двух винтов, проходящих сквозь отверстие в деке и вкручивающихся в гайки, замурованные под накладкой грифа. Гайки эти уже успели за прошедшие века несколько разболтаться, поэтому для исключения перекосов и более плотного прилегания пятки грифа к перешлифованному гнезду корпуса, были добавлены ещё два шурупа, так что теперь – «стоИт гриф – не шелОхнется!»

Четыре современных колка от акустики я с негодованием отмёл, и поставил какой-то современный китай.

О корпусе сказать что-либо нечего. Если считать, что ТОНИКА была первым блином, то именно она заложила основу для всего последующего совкового гитаростроения: дека склеена из пяти еловых брусков, прикрытых с обеих сторон трёхмиллиметровой фанерой, и залита толстенным слоем прочнейшего полиэфирного лака, позволившего гитаре дожить до преклонных лет с относительно пристойным внешним видом. Подивила ещё прихотливая фрезеровка гнезда под тремоло.

В целом же, вожделенная форма оказалась не слишком удобна для игры сидя (хотя, если принять позу классического гитариста с подставкой под левой ногой, то всё нормально), зато пилить стоя балансировка инструмента позволяет достаточно комфортно.

Отдельный большой период данной заметки мне хочется посвятить самому заковыристому узлу «изделия» – тремоло, которое почему-то отчаянно хочется называть «русским bigsby», хотя ни к первому, ни ко второму оно отношения явно не имеет. Есть все основания полагать, что сия хитроумная «кин-дза-дза» была купно позаимствована нашими инженерами у друзей из ГДР – на рисунке справа тремоло гитары MUSIMA Elgita (в том, что немцы переняли это устройство у Большого Брата есть резонные сомнения, поскольку традиции производства электрогитар у них подревнее будут). Была ли она, в свою очередь, ранее заимствована фрицами у англосаксов, мне, в силу невежества, неведомо, но если нет, то падение Берлинской стены, коему так радовался дядька WATERS, следует, действительно, почитать за благо, коль скоро немцы, спокон веку бывшие сильными механиками, за годы большевизма выродились настолько, что создали такой вот нонсенс.

Как оно устроено – понятно по картинке: на основании из хромированной латуни установлен стальной барабан с отверстиями для струн и двумя винтами, на которые надеты пружины, свободные концы которых закреплены на основании. Струны, обёрнутые вокруг барабана, норовят повернуть его в одну сторону, пружины – в другую, эти силы уравновешиваются (закручивая или выкручивая винты, мы меняем плечо рычага пружин и, соответственно, их крутящий момент), а музыкант при помощи рычага принимает сторону то одних, то других. Совершенно очевидно, что данная система не имеет точки устойчивого равновесия нигде, кроме как в идеальном мире физических абстракций. Учитывая силу трения, разницу температурных расширений стали пружин и струн, разные углы поворота рычага – ну не может это устройство после отпускания ручки вернуться в какое-то фиксированное положение – если только это положение не задаётся каким-либо упором. А упора-то – и нет. А уж если принять во внимание классический советский подход к изготовлению – тут уже и вовсе ловить нечего. Барабан, даром что на подшипниках, останавливается строго там, где ему заблагорассудится, а пружины скрипят так, что вполне пригодны для озвучивания кроватей в особо яростных порнофильмах.

Рычаг тремоло (естественно, утерянный за долгие годы и выгнутый мною из китайского стратовского) крепится при помощи ввинченной в барабан цанги с накидной гайкой, что, по-моему, тоже не очень удобно, поскольку предполагает только какое-то одно фиксированное положение. Самое разумное, что можно сделать с данным агрегатом – развинтить всё нафиг и перевернуть барабан на 180 градусов, так чтобы струны просто проходили его насквозь, а помования рычагом не приводили вообще ни к чему (собственно, в таком вот проапгрейденом виде это хозяйство мне и досталось, но я его вернул к изначальному заводскому состоянию

Бридж, который крепился на одном основании с тремоло, и регулировался по высоте двумя привычными круглыми гайками с накаткой, как я уже говорил, отсутствовал – пришлось опять же обращаться к дарам дядюшки Ляо. После небольшой доработки обновка пришлась впору, но вскрылось удивительное дело: место штатной установки звукоснимателей изначально не предполагает совпадения положения их «квазисердечников» и струн. Расстояние между центрами крайних выступов на синглах равно ширине грифа, т.е, струны идут либо мимо грифа, либо мимо сердечников. Я выбрал второе.

В оригинале электроника у ТОНИКИ была как у предполагаемого мною прототипа MUSIMA Elgita: два сингла, четырёхпозиционный переключатель, позволяющий задействовать звукосниматели в разных сочетаниях и отключать оба, регуляторы громкости и тембра. Плюс выход на наш любимый СГ-5. От череды же предыдущих владельцев мне достались оба оригинальных звучка, родные (убитые донельзя) потенциометры, сетевой тумблер ТП1-2 и врезанный в накладку джековый разъём. На одном из звукоснимателей фломастером был написан некий е-мейл с припиской: «Любой ремонт гитар». «Этимъ полукресломъ мастеръ Гамбсъ. », короче.

Переделку электроники я начал с устранения сурового микрофонного эффекта датчиков. Можно сказать, что катушки на хитроумном сердечнике (к овальному магниту в основании каким-то клеем типа «БФ» приклеена стальная пластина с выступами) болтались ещё свободнее, чем в УРАЛовских звучках. Посему вся конструкция была с замиранием сердца (а ну как магнит отвалится?) проварена в парафине. Результат можно считать весьма удачным – и магнит остался на месте, и стучать по звукоснимателям медиатором уже не фатально для диффузоров. Рекомендую.

Поскольку мне интереснее всего было заставить сей артефакт звучать, то родную схему я восстанавливать не стал. Есть любимая проверенная распайка Jazz-Bass, есть экранирование «по Клубкову» (ну вот нравится мне это, что поделать, люблю я запах клея «Момент» – чего ещё мудрить? Более пристально взглянув при оклейке фольгой на накладку, я просто офигел: она вся по периметру вручную оклеена белым пластмассовым кантиком, который потом ещё и обточен заподлицо! Повеяло не то что Министерством лёгкой промышленности, но Наркомхозом!

Любимая забава – замена некогда неизбывного «пятака» на ноне неизбежный джек. В данном случае пришлось повозиться, поскольку канал для провода просверлен не перпендикулярно касательной к обводам корпуса, а под углом, но получившийся компромисс из DINовского экрана с ушками и кабельной джек-мамы меня вполне устраивает. Ну, ручки, держатели ремня и заглушка отверстия крепления грифа – что Бог послал. Всяко лучше, чем никак.

Предвосхищая возможные вопросы, мол, фигли наклейки на раритет лепишь, отвечу – «от этой картины очень большая польза: она дырку на обоях загораживает!» В этом месте даже полиэфир некогда не справился с могучим ударом и треснул.

Звучание инструмента после всех этих доводок оказалось весьма предсказуемым: на чистом звуке, в принципе, можно добиться подобия ПОЮЩИМ ГИТАРАМ (которые, сколь я помню, на ТОНИКАХ не играли, предпочитали «демократов») или ТЁПЛОЙ ТРАССЫ, на перегрузе же вылезает некая бедность «гармониками и обертонами». Сустейн тоже не слишком велик. Ещё – возможно, это беда именно моего экземпляра – заметен некоторый недостаток по части низов. С квакушкой ТОНИКА показала себя заметно лучше – не HENDRIX, конечно, но САМОЦВЕТЫ – вполне. Тремоло пользоваться можно – но только один раз, в конце песни, после чего требуется настраивать гитару заново.

Затем было решено устроить «смотр-конкурс» всех имеющихся в наличии балалаек. В ламповый СОВТЕК МИГ-100, нагруженный на CELESTION G12K-100 поочерёдно втыкались: пластмассовая МАРИЯ-Лидер, китайский стратоид MAXTONE, не менее китайский леспол APOLLO и, собственно, героиня данного материала. Результаты сравнительного анализа меня, мягко говоря, озадачили. Китайцы, как, впрочем, и ожидалось, выдали безликий среднестатистический звук, хотя и со всеми присущими их именитым прототипам характерными особенностями (что лишний раз утвердило меня в мысли о полной целесообразности использования этих недорогих макетов в плане изучения матчасти), МАРИЯ прозвучала достаточно мощно, но как-то грязновато, а вот ТОНИКА, вопреки прогнозам, оказалась обладательницей наиболее интересного, именно по фактуре, звучания. Если кратко резюмировать результаты этого «тест-драйва», можно сказать, что ТОНИКА – инструмент с не самым богатым (хотя и вполне индивидуальным) звуком, не очень широким тембровым диапазоном, вполне поддающийся подгонке «по руке», и позволяющий добиться характерно-ностальгического звучания. Для экстремальной музыки подходит только в меру выпитого, но для щемяще-ностальгических экзерсисов – само то.

Ну, а неповторимый экстерьер – выше всяких похвал.

Ну что сказать — у меня тоже есть ТОНИКА.И,наверное,также как и других обладателей этой гитары меня привлекла ее необычная форма. Свою гитару я купил у продавца зап. частей для автомобилей в одном большом комплексе Москвы в 2005 году.Я приобрел ее за 800 рублей(

Гитара была в нерабочем состоянии,был утерян бридж,некоторые колки. В то время я подрабатывал в известной на всю играющую на гитарах Россию — мастерской Shamray Guitars.Воспользовавшись служебным положением — я просил тамошних мастеров мне ее НЕ ПРОСТО ВОССТАНОВИТЬ,НО ЧУДОВИЩНО МОДИФИЦИРОВАТЬ,воплотя в реальность мои чудовищные подростковые задумки. основные моменты это

перекраска в серебрянный цвет и лакировка ниткро лаком(сочетание серебрянного и ярко красного в сумме мне напоминает дизайн автомобилей в 50-х годах в США,что-то новое и космическое,нитролаком же как известно покрывались все старые гитары,которые стоят теперь целые состояния)

новые лады (чтобы играть было комфортно и удобно)

отрезанна часть головы(такой дизайн я придумал сам сидя в обеденный перерыв в мастерской и рисую на бумаге разные варианты)

новая механика (качественная механика должна была обеспечить стабильность сторя гитары,колки Schaller что бы подчеркнуть модернизм инструмента,джек стандартный schaller)

новый бридж (было решено отрезать часть машинки вибрато и поставить стандартный бридж Tune-o-matic,в данный момент стоит Tone Pros)

работа с оригинальными частями гитары(оригинальные части гитары, т.е. датчики,потенциометры — были максимально восстановленны,очищенны,накладка заэкранированна)

С того времени прошло 2 года — за это время я понял что Тоника это мой основной инструмент. Я люблю свою гитару,потому что она: звучит не как все удобна для меня всегда привлекает внимание на концертах необычной формой привлекает всяких любителей советского муз. инструментария,которым я рассказываю про сайт

Напоследок выкладываю фотографии из поездки в Нью-Йорк,не мог не взять туда эту гитару.Наслаждайтесь.

Тоника на Times Square

Тоника,EjiK и захотевший такую же гитару патрульный(Times Square)

Славная работница ГАИ района Манхэттен

70 летний блюз мэн позирует с советской гитарой

Офицер полиции в чайна тауне. со свердловской гитарой.

EjiK: Гитары Тоника производились 2 разными музыкальными фабриками:в Свердловске(на фото слева) и Ростове.(thx Big Beat)

Свиридов прислал оригинальную схему. Выкладывается на Ваш строгий суд:

Источник

Оцените статью