- Схемы для гитары тоник
- Схемы для гитары тоник
- Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
- Пентатоника на гитаре — что это такое?
- Для чего нужна пентатоника
- Немного истории
- Использование в разных стилях музыки
- Как строится пентатоника
- Как играть пентатонику
- Пентатоника 5 позиций на гитаре
- Аппликатура
- Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»
Схемы для гитары тоник
Когда я прочел текст на этой пластинке, в памяти всплыл 1994 год. Я тогда делал аквариумы и для изготовления крышек и тумб покупал на этой фабрике доску, покрытую черным полиэфиром, ту самую, из которой мастырили пианино «урал». Приехав за очередной партией выбракованных досок, стал свидетелем диалога между начальником цеха и замом. Начальник велел заму срочно брать машину и лететь утрясать проблему с партией пианино забракованных напрочь. Зам, женщина, со слезой в голосе вещает, что у водителя ихнего, Васьки, третьего дня права за пьянку отобрали. Поистерив с полчасика по поводу накрывшейся премии, уладили проблему с бракованной партией через звонок какому — то высокопоставленному функционеру. Затем со всей остротой встал вопрос, что же с Ваской — то делать!? Тогда, наконец, выяснилось, что Васька отродясь не умел ни украсть, ни покараулить и что остается его гнать с фабрики за полной ненужностью его единственного (после отъема прав) таланта — разливать пузырь на троих вслепую, по булям! Прозвучало робкое предложение на счет посылки его на тарный участок, которое начальник отверг резко, напомнив всем присутствовавшим поговорку о том как встречают по одежке. Господа, я видел ту одежку! Тарный цех распускал на одежку классную деревяху! Одежка была скроена по первому разряду — из цельной доски дуба, бука, клена, липы. Не поручусь за другие детали пианино «урал», но верхняя крышка, крышка клавиатуры, большая фронтальная панель между педалями и клавой — были наборными фанерованными щитами из обрезков тарного цеха. Причем набирались они вразнобой из кусочков перечисленных выше пород и сосны! О убогие американцы с фабрики Steinway & Sons! Никогда вам не додуматься до такого! Мучаете себя, как при старом режиме! Лазаете по тайге по пояс в снегу и стучите колотушкой по стволам елей — запоет, не запоет!? А у нас партия велела чтоб пело все и все пело, не приходя в сознание и не успевая закусывать! Но вернемся к нашим бара. т.е. к Ваське. До тарного участка он явно не дорос! А про товары «народного потребления»- то мы забыли! Ведь есть такой участок! Ссылают туда прогульщиков, алкашей и неумех! И сослали Ваську на гитарный участок! Тогда он, как и вся фабрика, доживал последние дни! Но гляньте на табличку! Там год 1972 й! Сколько еще таких Васек пройдет через этот участок!?
По договоренности с хозяином гитары, заказал анкер, чтобы поставить в гриф.
Оказалось что анкер здесь присутствует. при полном отсутствии его функций. Мало того, что его просто замуровали в гриф(гайка просто лежит на дереве, никакой ключ на нее не надеть), еще и доступ к нему перекрыли глухой накладкой из. целлулоида! Я устроил чудовищную дымовуху, когда попытался нагреть его феном! Ох и мерзкий материал! Как видите, я вам не врал. Перо грифа склеено из кусков разномастных! Корпус гитары тоже.
Чтобы проверить работает ли анкер, надо освободить гайку.
Наконец-то гайку удалось снять, теперь ее ложе легче довести до ума.
Анкер не работает, но дело поправимо, надо поставить втулку, т.к. иначе гайке не хватает резьбы чтобы начать выпрямлять стержень анкера. Для этой цели подойдет гайка м8!
Лады вытащились легко, но толщина их ножки.
Анкер работает, но шейка грифа предельно ослаблена, необходимо усилить ее лонжероном.
За такую конструкцию могу ручаться!
Нулевой лад не признаю — будет нормальный верхний порожек.
Этой мозаике я не доверяю — клею на заднюю поверхность пера стеклопластик. Заодно глушу старые отверстия под колки.
Сверху перо будет кленовым.
Готовимся к вклейке (именно серьезная многоэтапная вклейка, поскольку у старых ладов была очень толстая ножка) новых ладов. Шлифуем накладку.
Доводим до ума перо.
Пробная установка почти готового грифа.
Выцеливаем место установки роликового бриджа. Он попал прямо на площадку тремоло. Будем модернизировать площадку.
Заодно, насколько можно, уберем с тремоло следы полувековой патины.
Сверлим отверстия в корпусе под опоры бриджа.
Пришла, причем довольно быстро (намного быстрее чем из российского интернет-магазина) посылка из Гонконга с пластиком для пикгуарда. Беремся за него.
Изначально на гитаре стояли синглы. Теперь будут хамбакеры — расширяем ниши в корпусе гитары.
Наборная фанерованная доска из отходов тарного производства.
Извлекаем бронзовую втулку, в которой был разъем шнура.
Продолжаем долгую и нудную тему пикгуарда.
Пока не потерялись обрезки, надо сделать крышку на люк анкера.
Готовим место под разъем шнура.
Очередная пробная сборка, но уже можно поиграть.
Начинаем борьбу с корпусом. Фанера по периметру отклеилась, много выбоин, трещин, но самое чудовищное — слой полиэфирного лака больше милиметра!
Теперь неделю заливаем все трещины, поры, выбоины и ссадины! И все равно, при окраске обнаружились свищи, которые оказались пропущенными.
И вот она покрашена! Приступаем к окончательной сборке.
И вот она нарядная. Вы бы видели глаза хозяина. Да и мне, если честно, жаль было с ней расставаться!
Источник
Схемы для гитары тоник
Понятие «Тоника» было затронуто в статье «Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника.». В этой статье мы рассмотрим тонику более подробно.
Что о тонике нам говорит словарь? «Тоника — основная, наиболее устойчивая ступень лада, к которой в конечном счёте тяготеют все остальные. Тоника — 1-я, начальная ступень гаммы любого лада». Всё правильно. Однако это неполная информация. Поскольку тоника должна создать ощущение завершённости, покоя, то при определённых условиях роль тоники может выполнить любая ступень лада, если эта ступень окажется более «устойчивой» относительно других.
Главная тоника
Если посмотреть на всё музыкальное произведение или его законченную часть, то главной тоникой будет именно 1-я ступень лада.
Местная тоника
Если мы рассматриваем часть произведения и обнаруживаем устойчивый звук, к которому стремятся другие звуки, то он будет местной тоникой.
Не музыкальный пример: мы едем на автомобиле из Москвы в Брест. Брест у нас — главный пункт назначения. В пути мы делаем остановки для отдыха, немного стоим на границе, заезжаем в Белорусские зáмки — это местные пункты назначения. Зáмки оставляют у нас впечатления, обычные остановки для отдыха мы помним плохо, редко обращаем на них внимание, а пассажир Вася вообще спит и не замечает ничего. Зато Брест Вася, конечно, увидит. Ведь Брест — главная цель нашей поездки.
Аналогия должна прослеживаться. В музыке также есть главная тоника (в нашем примере это Брест) и местные тоники (остановки на отдых, граница, зáмки).
Устойчивость тоники
Если рассмотреть главную и местные тоники, то мы увидим, что степень устойчивости этих тоник разная (пример будет ниже). В одних случаях тоника — как жирная точка. Называют такую тонику «закрытой».
Есть тоники местные, которые довольно устойчивы, но подразумевают продолжение. Это «открытая» тоника.
Гармоническая тоника
Эта тоника выражается интервалом или аккордом, как правило, консонирующим. Чаще всего это мажорное или минорное трезвучие. Так что тоника может быть не только одним звуком, но и созвучием.
Мелодическая тоника
А эта тоника выражается именно звуком (устойчивым), а не интервалом или аккордом.
Пример
Теперь давайте рассмотрим всё вышесказанное на примере:
Этот фрагмент написан в тональности Ля-минор. Главная тоника — нота ля, поскольку она является I-й ступенью в звукоряде тональности Ля-минор. Мы нарочно во всех тактах (кроме 4-го) в качестве аккомпанемента берём аккорд Ля-минор, чтобы Вы слышали различную степень устойчивости местных тоник. Итак, разбираем:
Такт 1. Большим красным кругом обведена нота Ля. Это главная тоника. Хорошо слышно, что она устойчива. Маленьким красным кругом обведена также нота Ля, которая также хорошо устойчива
Такт 2. Большим красным кругом обведена нота До. Мы слышим, что она довольно устойчива, но уже не является той самой «жирной точкой». Она требует продолжения (открытая тоника). Дальше — интереснее. Маленьким красным кругом обведена нота До, которая является местной тоникой, а нота Ля (в синем квадрате) вообще никак не проявляет тонических функций!
Такт 3. В красных кружках находятся ноты Ми, которые довольно устойчивы, но требуют продолжения.
Такт 4. В красных кружках ноты Ми и Си. Это местные тоники, которым подчиняются остальные звуки. Устойчивость звуков Ми и Си значительно слабее тех, что мы рассмотрели в предыдущих тактах.
Такт 5. В красном кружке — главная тоника. Добавим, что это мелодическая тоника. Закрытая тоника. А аккорд является гармонической тоникой.
Вы познакомились с понятиями главная и местная, «открытая» и «закрытая», гармоническая и мелодическая тоники. Потренировались определять на слух разные виды тоник.
Источник
Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
Пентатоника на гитаре — что это такое?
Пентатоника – это особый тип гамм, которые часто используются в блюзовой музыке и кантри. Они представляют собой классические последовательности нот, однако из которых были удалены две ступени. Именно отсюда и происходит название ПЕНТАтоника – то есть, вместо семи ступеней, характерных для гамм, здесь их пять. Знать пентатонические боксы очень важно для гитариста, если он хочет научиться писать сольные партии и импровизировать. В данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре, расскажем о том, как ее применять, а также на примерах отобразим боксы.
Для чего нужна пентатоника
Так же, как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых сольных партий. Кроме того, знание боксов позволит вам импровизировать в любой тональности. Вам потребуется просто найти тонику, и после этого простроить нужную последовательность нот. Особенно это критично для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз – ведь он, по большей части, и состоит из пентатоник.
Кроме того, зная то, как выстраиваются ноты на грифе, вы сможете модулировать аккорды. Зная, какие ноты входят в данный бокс, вы легко добавите нужные ступени, и сформируете любое многозвучие, включая даже джазовые аккорды.
Немного истории
Неизвестно, кто из народов первым создал пятиступенный звукоряд. Структуры, которые напоминают или по факту являются пентатоникой, можно найти как в китайской или японской музыке, так и у народов далекого севера России. Однако популяризировали ее западные блюзовые музыканты. В последствии, она стала основой всех производных от блюза направлений – начиная классическим ритм-энд-блюза, и заканчивая тяжелым роком и металлом. Пентатоникой пользовались такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.
Ее продолжают использовать и сейчас. Самый яркий пример – современная волна хэви метала и тяжелого рока, где музыканты перенимают приемы и гармонические ходы из классических песен, перерабатывая их и добавляя характерный современный звук. Даже в поп-музыке можно найти следы пентатоники, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Разумеется, используется она и в современном метале – особенно в направлениях doom и stoner, которые переняли многие свои элементы из музыки 80-х годов.
Использование в разных стилях музыки
Как уже было сказано выше, боксы пентатоники используются везде, где только можно. Они позволяют дать композиции характерное блюзовое звучание, и подчеркнуть настроение песни, если это необходимо. Вы сможете использовать ее для создания сольных партий как в ультратяжелых жанрах музыки – и это будет звучать очень интересно и необычно, поскольку откровенные блюзовые проигрыши можно не часто услышать в подобных направлениях. И, разумеется, использовать ее необходимо в сольных блюзовых партиях, а также олдскульном хард-роке.
Как строится пентатоника
Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы. Вы выстраиваете ноты друг за другом по принципу минора или мажора. Однако различие в том, что в этом построении вы убираете две ступени, то есть, две ноты.
В случае мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, минорной – вторую и шестую.
Как играть пентатонику
Так же, как и любая гамма, пентатоника играется нотами одна за другой. Из этих нот составляются музыкальные фразы, а также так называемые стандарты – классические мелодии, отголоски которых можно услышать даже в современной музыке. Последовательность нот на всех шести струнах, расположенных в пределах 4-5 ладов называется «бокс». Мы рекомендуем запомнить их все для того, чтобы быстро ориентироваться внутри грифа и понимать, когда и на какой лад перейти.
Разумеется, играть необходимо под метроном. Следите за тем, как извлекаете звук – ноты должны звучать ровно и четко, без лишнего дребезга.
Начать стоит с гаммы ля-минор. Это наиболее простой вариант, поскольку она будет вам уже знакома, и построить от нее пентатонику ля-минор не составит труда. После этого найдите те же боксы в других позициях.
Пентатоника 5 позиций на гитаре
Как уже было сказано выше, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор, а также другие тоники. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.
Аппликатура
При игре боксов помните, что на каждый лад должен приходиться свой палец. То есть, первый – указательный, второй – средний, третий – безымянный, четвертый – мизинец. Старайтесь зажимать каждый лад своим пальцем. Таким образом вы сразу же привьете себе правильную постановку рук и технику игры, и вам не придется постоянно мучить себя быстрыми сменами позиций и нот, а также сможете развить технику скоростной игры. Ниже представлены все боксы пентатоник на гитаре. Они находятся в системе CAGED, и вы сможете перевести их в любую другую тональность просто сдвинув на нужное число ладов.
Кроме того, аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках. Вы увидите это наглядно ниже. Поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого запомните точки тоник, и внутри композиции прощупайте, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.
Минорная пентатоника на гитаре – «Ля-минор»
Как уже было сказано выше, боксы здесь построены по системе CAGED. Это значит, что каждый отдельный бокс показывает пентатонику в разных тональностях. Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.
Источник