- Денис Бережной
- Школа пения и аккомпанемента на гитаре
- Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен
- МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
- МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
- Денис Бережной
- Школа пения и аккомпанемента на гитаре
- Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары
- Минорные тональности
- Мажорные тональности
Денис Бережной
Школа пения
и аккомпанемента на гитаре
Таблицы тональностей
для подбора и транспонирования песен
Сейчас существует несколько компьютерных программ для транспонирования (перевода тональности) песен. Юные певцы и гитаристы пользуются ими неохотно, и это неудивительно. Гитарный аккомпанемент не математическая наука. Бывает, что в песне в тональности Dm на пятой ступени лучше звучит A7, но в той же песне в тональности Am доминантсептаккорд в открытой позиции звучит или резко, или невнятно, или сбивает с вокального интонирования. Программа для транспонирования в этом случае не учтёт особенностей обращения аккорда и не предложит благозвучную доминанту E. Поэтому при транспонировании лучше не полагаться на программы, которые переводят механически, а думать самому. Так делают опытные музыканты, держа правила транспонирования в голове. Правила не сложны, усваиваем мы их на уроках, а запомнить их помогают несколько опорных сигналов, которые я здесь размещаю. Кстати, мне, учившемуся по методике своих земляков Виктора Фёдоровича Шаталова и Майи Семёновны Винокур, система опорных сигналов: схем, таблиц, графиков, эффективно помогает всю жизнь.
Также эти таблицы тональностей удобно использовать как для подбора песен по слуху, так и для написания собственных песен. Они помогают сориентироваться в тональности и тональных функциях, исключить из подбора ненужные аккорды. Выбирать потребуется не из многих тысяч аккордов, которые можно взять на гитаре, а только из семи основных. Конечно, речь идёт о несложной, популярной музыке. Вообще же в музыке возможно всё, и талантливый композитор постарается уйти от избитых последовательностей, выйти за рамки семи ступеней. Но пока чаще случается так, что чем больше количество слушателей у вокального произведения, тем меньше в нём аккордов. Тем не менее, даже наторелые музыканты хранят в памяти знания в виде таких структурированных таблиц.
МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Am A7 A | B7 (H7) | C | Dm [D] [D7] | E Em E7 | F | G G7 |
Em E E7 | F#7 F# | G | Am [A] [A7] | B7 (H7) Bm (Hm) B (H) | C | D D7 |
Dm D7 D | E E7 | F | Gm [G] [G7] | A7 Am A | Bb (B) | C C7 |
Bm (Hm) B7 (H7) B (H) | C#7 | D | Em [E] [E7] | F# F#m F#7 | G | A A7 |
Распространённые последовательности аккордов: t-s-d-t / t-d-t / II-d-t / III-VII / VII-III / Tdur-s / Tdur-s-VII-III-VI-s-d-t
dur – (от латинского durus) то же, что мажор
МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
I T тоника | II | III | IV S субдоминанта | V D доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
C C7 | Dm [D] | Em E | F | G G7 | Am A | B7 (H7) |
G G7 | Am [A] | Bm (Hm) B7 (H7) | C | D D7 | Em E | F# F#7 |
F F7 | Gm [G] | Am A7 | Bb (B) | C C7 | Dm D | E E7 |
D D7 | Em [E] | F#m F# | G | A7 A | Bm (Hm) B (H) | C# C#7 |
A A7 | Bm (Hm) [B7] (H7) | C#m C#7 | D | E E7 | F#m F# | G# G#7 |
Остальные тональности можно построить аналогично, с помощью следующей памятки.
Дубль-диезы и дубль-бемоли не использовать.
Пример: Построим тональность G#m
1. Пишем буквенные обозначения звуков. Вспомним последовательность нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (кошка ехала в такси), и построим эту же последовательность, только от ноты соль (G) и по кругу: соль, ля, си, до, ре, ми, фа.
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G | A | B (H) | C | D | E | F |
2. Добавляем ладовые различия, по аналогии с уже известными нам минорными тональностями. Субдоминанта, как правило, минорная, но могут быть варианты. Доминанта может быть любая, но на первое место ставим пока мажорную. Тоника — понятно, что минорная, но может измениться — преобразоваться в мажор и сама стать доминантой к собственной субдоминанте. Остальные ступени мажорные, а II и VII часто могут быть септаккордами на основе мажора.
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
Gm G G7 | A7 | B (H) | Cm [C] [C7] | D Dm D7 | E | F F7 |
3. Пожалуй, самое трудное в вычислении — добавляем знаки альтерации. Для этого отсчитываем интервалы между звуками по принципу минорной гаммы: от соль-диез до ля — полутон, а должен быть тон — пишем ля-диез. От ля-диез до си — полутон, и должен быть полутон — оставляем си. От си до до — полутон, а должен быть тон — пишем до-диез, и т. д.
I t тоника | II | III | IV s субдоминанта | V d доминанта | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|
G#m G# G#7 | A#7 | B (H) | C#m [C#] [C#7] | D# D#m D#7 | E | F# F#7 |
Видеоиллюстрация:
Кому-то может показаться: ну зачем мне тональность G#m? Каподастр на 4-й лад и вся недолга. Ан нет! Вот вам, например, песня, начинающаяся в тональности C#m, которую тоже якобы можно было играть с каподастром на 4-м, но потом — бац! модуляция в Dm и мы понимаем, что всё лучше звучит именно на открытых струнах. Поэтому при случае надо разбираться и в таких тональностях.
Бриндуша (Д. Бережний – М. Вінграновський)
Вычисление знаков тональности с помощью гамм понятно, наглядно и в результате более практично, чем вычисление по порядку появления диезов и бемолей. Знаете, почему? Мажорная и минорная гаммы всегда под рукой: вот До мажор, вот ля минор на вашей гитаре. Можно увидеть последовательность интервалов и построить аналогичные от любой ноты. Система же «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», «последний диез на ноту ниже тоники» и т. д. требует большего запоминания правил, исключений к ним, непростых вычислений ключевых знаков минорных тональностей. Попробуйте, например, определить знаки альтерации в тональностях соль-бемоль минор или Соль-диез мажор. При вычислении с помощью гамм сразу видно, что эти тональности для записи не используются. Учитывая, что работать нужно с широким кругом самых разных людей, желающих петь и аккомпанировать, рассчитывать на запоминание ими множества правил не приходится. По этой же причине в таблицах тональностей я опустил некоторые обозначения, в частности, что III и VI ступени это медианта (m) и субмедианта (sm). А самые старательные и неленивые ученики, конечно, пойдут дальше и узнают, что…
Считается, что всего тональностей 24, а не 30, из-за энгармонического равенства (совпадения): Энгармонически равные минорные тональности: G#m = Abm, соль-диез минор и ля-бемоль минор D#m = Ebm, ре-диез минор и ми-бемоль минор A#m = Bbm (Bm), ля-диез минор и си-бемоль минор Энгармонически равные мажорные тональности: B (H) = Cb, Си мажор и До-бемоль мажор F# = Gb, Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор C# = Db, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор 30 − 6 = 24 Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: Школа пения и аккомпанемента на гитаре Смотрите также: Гитара + Вокал. Учимся по Skype; О «правильных» схемах аккордов; Схемы аккордов для левшей; Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно; Коллекция гитарных боёв; Схемы гитарных боёв; Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры; Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары; Расположение нот на грифе гитары; Как завершить песню красиво; «Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов; Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ; Устройство гитары. Интерактивное приложение; Мотивация без криков и оценок; Из опыта работы с одарёнными учащимися; О некоторых особенностях и отличиях школы; Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики
Источник
Денис Бережной
Школа пения
и аккомпанемента на гитаре
Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары
Зачем нужны эти схемы:
- При слуховом подборе песен не всегда оригинал звучит в удобной для гитариста тональности. Речь идёт о ситуациях, когда большинство аккордов оказываются с баррэ. Можно, конечно, подобрать песню в удобной, лёгкой тональности, перед этим хорошо запомнив её. Но при таком способе предварительного транспонирования вероятны ошибки. Точнее разобраться в ступенях произведения можно, играя одинаково с оригиналом. Кстати, не всегда это будет абсолютно так же, как играют музыканты на записи — там вообще может не быть гитары (например, только компьютер) или использоваться другие позиции, аппликатуры, или нестандартный строй. Играя одновременно и одинаково с оригиналом, вы лучше слышите линии баса и мелодий. После точного подбора оригинала транспонируйте в удобную тональность.
- Вам нужно саккомпанировать без подготовки и репетиции. Это может быть концерт, вечеринка, посиделки. Когда я работал в ресторанах, это умение пригождалось мне в игре возле столиков. Кто-то начинает петь в произвольной тональности и вы понимаете, что она произвольная от слова «произвол». Просить не придуриваться и петь в Am или Em несолидно, непрофессионально, и некогда. Да и кто там будет под вас подстраиваться? Это же аккомпаниатор должен подстраиваться под солиста, а не наоборот. А бывает на концерте поёт солист с профессионализмом не меньше вашего, и чётко знает, что это его тональность и выше-ниже петь не будет (хотя и мог бы). Возня с каподастром не спасёт — модуляции. Тогда просто и уверенно играете по знакомым схемам.
В процессе исполнения, если видите, что аккорд с баррэ номинально — лёгкий аккорд открытой позиции (например, поставили мажор на 5-м ладу с основным басом на 5-й струне — а это D), переносите руку на обычный Ре мажор и отдыхаете от баррэ. Ну или не переносите — не всегда это звучит красиво. С опытом плавно замещать трудные аккорды лёгкими получается лучше. - Зная схемы расположения ступеней мажорных и минорных ладов по отношению друг к другу, вы понимаете принцип устройства гитары, преимущество гитаристов по сравнению с другими инструменталистами (в частности, пианистами) менять тональности, не меняя аппликатур. Легко переходите из тональности в тональность. Уверенно пишете собственные песни и подбираете чужие. Наглядно видите и лучше понимаете принцип квартового доминантового тяготения ступеней, что любой аккорд является доминантой и тяготеет в свою собственную тонику, расположенную квартой выше.
- Горизонтальные линии — струны; вертикальные линии — ладовые порожки. Номера ступеней написаны в тех местах, где нужно взять основной тон (бас) аккорда и дальше его строить. Нумерации ладов нет, она зависит от необходимых вам тональностей, поэтому схемы и являются универсальными, сдвигаемыми.
- Брать аккорды с основным басом на 4-й струне неудобно, поэтому я не даю здесь схемы тональностей с тоникой на этой струне. Если вы обнаружили основной бас тоники вашей тональности на 4-й, почти всегда удобнее перенести его на 6-ю и играть там по соответственной схеме.
- Схемы для минорных тональностей нарисованы избыточными, 6-ладовыми. При игре я так и держу их в голове, чтобы идти от тоники в любую сторону. Но при желании количество ладов можете сократить до 4 правых или 5 левых. Все ступени тональности всё равно останутся в наличии.
Минорные тональности
Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 6-й струне:
Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 5-й струне:
I — Тоника
IV — Субдоминанта
V — Доминанта
Тоника и субдоминанта — минорные (но могут изменяться). Остальные ступени чаще всего мажорные (но могут быть варианты).
Играть аккорды с басами на 4-й струне не обязательно — те же аккорды можно взять с басами на 5-й, 6-й струне.
Мажорные тональности
Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 6-й струне:
Так располагаются ступени, если основной тон (бас) тоники на 5-й струне:
II и VI ступени — минорные (но могут изменяться). Остальные ступени чаще всего мажорные (но могут быть варианты).
Если играть аккорды с басами на 4-й струне не получается, эти аккорды можно найти за пределами указанных ладов и брать с басами на 5-й, 6-й струне.
Запомнить схемы совсем не сложно, если обратить внимание на их сходство с обычными тональностями: Em, Am, F, C.
Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: Школа пения и аккомпанемента на гитаре Смотрите также: Гитара + Вокал. Учимся по Skype; О «правильных» схемах аккордов; Схемы аккордов для левшей; Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно; Коллекция гитарных боёв; Схемы гитарных боёв; Таблицы тональностей для подбора и транспонирования песен; Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры; Расположение нот на грифе гитары; Как завершить песню красиво; «Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов; Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ; Устройство гитары. Интерактивное приложение; Мотивация без криков и оценок; Из опыта работы с одарёнными учащимися; О некоторых особенностях и отличиях школы; Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики
Источник