Шесть музыкальных моментов для фортепиано

Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов для фп.

Больше изданий в каталоге товаров

Автор полностью: Сергей Васильевич Рахманинов Объём в стр.: 48 Название полностью: Шесть музыкальных моментов для фортепиано. Соч. 16

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) — композитор, пианист-виртуоз и дирижёр, один из крупнейших композиторов XX столетия и самых известных в мире русских музыкантов. Рахманинов создал собственный, ярко своеобразный, мгновенно узнаваемый стиль, оказал огромное влияние на русскую и мировую музыку. Фортепианные произведения Рахманинова входят в репертуар практически всех пианистов мира.
Музыкальные моменты для фортепиано, op. 16, написаны в 1896 году. Они относятся к раннему периоду творчества композитора (в том же году были созданы романсы op. 14, среди которых знаменитые «Островок» и «Весенние воды»). Наполненные подлинным поэтическим переживанием, эти виртуозные пьесы «большого пианистического стиля» заслужили признание слушателей. Пьесы воплощают широкий диапазон настроений, традиционный для романтической музыкальной «палитры»: от мрачно-сосредоченного размышления и мятежной героики — до безмятежного растворения в природе и торжествующего ликования…
Цикл посвящен Александру Затаевичу (1869–1936), композитору, музыканту-этнографу.
Музыкальные моменты Рахманинова известны в записях таких пианистов как Владимир Горовиц, Владимир Софроницкий, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лазарь Берман, Иво Погорелич, Борис Березовский, Андрей Гаврилов.
Отдельные пьесы цикла сохранились в авторской записи.
Издание рекомендуется концертирующим пианистам, а также студентам консерваторий, музыкальных училищ и колледжей.

Читайте также:  Гречанинов идет коза ноты

Источник

Шесть музыкальных моментов (Рахманинов) — Six moments musicaux (Rachmaninoff)

Шесть музыкальных моментов (по-французски «Шесть музыкальных моментов»; русский : Шесть музыкальных моментов , романизированный : Шесть музыкальных моментов ), соч . 16, представляет собой набор сольных фортепианных пьес, сочиненных русским композитором Сергеем Рахманиновым в период с октября по декабрь 1896 года. Каждый мюзикл «Момент» воспроизводит музыкальную форму, характерную для предыдущей музыкальной эпохи. Формы, которые появляются в воплощении Рахманинова, — это ноктюрн , песня без слов, баркарола , виртуозный этюд , тема и вариации .

Отдельные произведения были описаны как «настоящие концертные произведения, которые лучше всего подавать на сцене и с концертным роялем». Несмотря на то, что они составлены как часть сета, каждое произведение представляет собой отдельное концертное соло с индивидуальными темами и настроениями. Пьесы охватывают множество тем, от похоронного марша номер три до канона номер шесть. Музыкальные моменты — это как возвращение Рахманинова, так и революция в фортепианной композиции соло. Типичное представление длится 30 минут.

В интервью 1941 года Рахманинов сказал: «Когда я записываю свою музыку, я стараюсь просто и прямо сказать то, что у меня на сердце, когда я сочиняю музыку». Несмотря на то, что « Moments musicaux» были написаны из-за нехватки денег, пьесы обобщают его знания фортепианной композиции на тот момент. Andantino открывает сет длинной задумчивой мелодией, переходящей в стремительную кульминацию. Вторая пьеса, Allegretto , первая из немногих в сете, раскрывающая его мастерство фортепианной техники. Andante cantabile контрастирует с двумя окружающими его пьесами, явно названными « похоронный марш » и « плач ». Престо черпает вдохновение из нескольких источников, в том числе прелюдии из Фредерика Шопена , чтобы синтезировать взрыв мелодичной интенсивности. Пятое, Adagio sostenuto, представляет собой передышку в форме баркарол перед финалом Maestoso , завершающим сет плотной текстурой из трех частей.

Читайте также:  Знаменитые певицы с гитарой

СОДЕРЖАНИЕ

Задний план

К осени 1896 года финансовое положение 23-летнего Рахманинова было шатким, чему не способствовало ограбление денег во время более ранней поездки на поезде. Жажденный временем, как в финансовом отношении, так и в ожидании симфонии, он «бросился в производство». 7 декабря он написал Александру Затаевичу , русскому композитору, с которым познакомился еще до того, как сочинил произведение, и сказал: «Я тороплюсь, чтобы получить нужные мне деньги к определенному сроку . Это постоянное финансовое давление ложится на меня. с одной стороны, весьма полезно . к 20-му числу этого месяца я должен написать шесть фортепианных пьес ». Рахманинов выполнил все шесть за октябрь и декабрь 1896 года и посвятил все Затаевичу. Несмотря на спешные обстоятельства, произведение свидетельствует о его ранней виртуозности и является примером качества его будущих работ.

Шесть музыкальных моментов — это сложное произведение большей продолжительности, более плотной текстуры и более виртуозных требований к исполнителю, чем любое из предыдущих сольных фортепианных произведений Рахманинова. Это похоже на Александр Скрябин знаменательного «ы Étude ре ♯ минор (ор. 8, № 12) -в оба композиций, подробно является более функциональным , чем ornamentative в их музыкальном аргументе . Именно здесь, а не в Morceaux de fantaisie (Op. 3, 1892) или Morceaux de Salon (Op. 10, 1894), Рахманинов вкладывает в свою музыку определенные качества своей собственной игры. В числах третий и пятый есть страстный лиризм, но остальные требуют пианиста с виртуозной техникой и музыкальным восприятием. Они были сочинены в середине карьеры Рахманинова и заложили основу внутренних голосов, которые он развил в своих Прелюдиях (соч. 23) и « Этюды-Таблицы» (соч. 33). Хотя обычно он давал премьеры своих фортепианных произведений, он не был первым, кто их исполнял, и дата первого публичного исполнения еще не определена.

Название набора навеяно сборником из шести коротких фортепианных пьес Франца Шуберта , также называемых « Шесть музыкальных моментов» (соч. 94, 1828).

Состав

1. Андантино, B ♭ минор

Первая часть имеет андантино (умеренная) темп , составляет 113 измеряет длину, и отмечается на 72 четвертных нот в минуту . Он разделен на три отдельных раздела. В первом представлена тема общего времени ( 4/4 ) с типичной фигурой ноктюрна для левой руки. Пауза в середине пьесы примерно в том же месте в первых музыкальных моментах Шуберта еще больше подчеркивает влияние Шуберта. Вторая часть помечена как con moto (с движением), при 76 четвертных нотах в минуту, и представляет собой вариацию первой темы в необычной конфигурации из семи четвертных нот на такт ( 7/4 ). Эта часть заканчивается каденцией . В третьем разделе представлена ​​последняя вариация темы, опять же в обычное время, но в самом быстром темпе, Andantino con moto , 84 четвертных ноты в минуту. Пьеса заканчивается кодой, которая возвращается к первому темпу и повторяет части предыдущих трех частей. Она заканчивается с идеальной подлинной каденцию в B ♭ минор.

Андантино — самый длинный в сете по игровому времени (около 8:30). Он описан как «родовым-гибрид,» сочетая элементы ноктюрн и темы и вариации жанров. Мелодия хроматическая , синкопированная , длинная, все своеобразные элементы Рахманинов часто включает в свои произведения. Из-за этого Андантино иногда называют продолжением его Ноктюрна ля минор из постановки Морсо де Салона (соч. 10, № 1, 1894). Однако Andantino сам по себе сталкивается с трудностями, такими как разделы с несколькими фразами в одной руке.

2. Allegretto, E ♭ минор

Вторая пьеса, именуемая «сверкающим экспонатом», контрастирует с лирической и «атмосферной» мелодией первой пьесы. Пьеса написана в быстром темпе allegretto (быстро), 92 четвертные ноты в минуту. Его длина составляет 131 такт, это больше всего из шести произведений, но второе по продолжительности звучания, обычно не более трех с половиной минут (самое короткое — номер четыре). Это произведение представляет собой типичный этюд девятнадцатого века , похожий по стилю на « Этюды» Фредерика Шопена (Opp. 10, 25), с мелодией, перемежающейся между быстрыми шестигранными фигурами. Он имеет строгую троичную форму с кодом: идентичные начальная и конечная части, начинающиеся с такта 1 и 85, и контрастирующая средняя часть, начинающаяся с такта 45. Вторая часть радикально меняет динамику , постоянно переходя от фортепиано к фортиссимо и даже сфорцандо . Повсюду это непрекращающийся поток нисходящих полушагов и каскадная фигура левой руки, напоминающая « Революционный этюд» Шопена (соч. 10, № 12, 1831 г.). Окончание куска медленная кода в Адажио (непринужденно) , который закрывается с плагальной каденцией в E ♭ минор.

Рахманинов переработал эту пьесу в марте 1940 года, изменив мелодию, но оставив неизменные шестерки, доказав, что стремительные фигуры — это не простая бравада или чутье.

3. Анданте кантабиле, си минор

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Непрерывные рукавицы номер два облегчает третья пьеса в наборе, «интроспективное размышление [мечта]». Опираясь на предыдущую иллюстрацию «универсального гибрида», эта пьеса описывается как смесь песни без слов и жанров похоронного марша , чтобы создать так называемую «самую русскую» пьесу сета, содержащую как звучный бас, так и солидная мелодия, характерная для русской музыки .

Эта пьеса, состоящая всего из 55 тактов, является одной из самых коротких, но имеет одно из самых продолжительных игровых времен — около семи минут (4:30, если не повторять). Изделие построено в виде трех частей. Тема первой и второй частей полностью исполнена в минорных третях , сопровождаемых левой фигурой открытых квинт и октав . В третьей части есть мелодия в минорных шестых долях , а также бас от стаккато октавы. Плач вступительной темы трансформируется в явный похоронный марш, поскольку левые октавы становятся регулярными.

4. Престо, ми минор

Четвертое произведение аналогично второму по качеству исполнения. Четвертая пьеса обнаруживает сходство с « Революционным этюдом» Шопена в том, что фигура левой руки повсюду утомительна. Пьеса имеет длину 67 тактов, длительность около трех минут, и имеет самый быстрый темп в сете, Presto (быстрый) со скоростью 104 четвертных ноты в минуту, и является самым коротким произведением с точки зрения игрового времени.

Престо имеет тройную форму с кодом. Пьеса начинается с вступления фортиссимо с плотной текстурой в левой руке, состоящей из хроматических секступлетов. Мелодия представляет собой «восходящую квази-военную» идею, перемежающуюся между копиями левой руки, причем в основном двух нотная мелодия является сильным объединяющим элементом. Средняя часть — это короткий период, когда фигуры пианиссиссимо падают в правой руке, а весы поднимаются в левой. Третий раздел отмечен Più vivo (больше жизни) и воспроизводится даже быстрее, чем вступление, 112 четвертных нот в минуту. На этом этапе пьеса приобретает очень плотную текстуру, с исходной фигурой левой руки, сыгранной обеими руками в разных регистрах . Техника быстрого изменения октавы, в которой играет мелодия, иногда называемая «регистровым смещением», используется для представления фигуры в более драматической форме, которая увеличивает интенсивность концовки. Концовка, кодовая песня в престиссимо (очень быстрая), 116 четвертных нот в минуту, является финальным, размашистым повторением темы, которая завершается тяжелым аккордом ми минор , который пересматривает озабоченность Рахманинова звуками колокольчика, заметную в его фортепианном концерте № 2 и Прелюдия до ♯ минор (соч. 3, № 2).

Произведение является основным упражнением на выносливость и точность: вступление начинается с левой фигуры, требующей интервала в десятую долю . Вдобавок октавные интервалы неизменно появляются перед быстрым секступлетом, что требует быстрых движений запястий и рук. Двойные мелодии, которые использует Рахманинов в этой работе, созданы специально, чтобы «держать обе руки занятыми», затемнять мелодию и затруднять проецирование правой руки. Это единственная деталь в наборе с указанной маркировкой педалей .

5. адажио состенуто, D ♭ основным

Произведение по форме напоминает баркаролу — народную песню с ритмичным туплетным аккомпанементом. Игра длится примерно пять минут, а длина — 53 такта, самая короткая по тактам. Это адажио состенуто (спокойное выдержанное) с частотой 54 четверти в минуту с простой мелодией, представленной в троичной форме.

В этом произведении, лишенном каких-либо выдающихся фигур или сложных пробежек, отражены способности Рахманинова к музыкальному лиризму. Хотя пьеса кажется простой, настроение необходимо поддерживать, играя одновременно сдержанные, но динамичные тройные фигуры в левой руке. Мелодия, аккордовая текстура с частыми прерывистыми тонами , создает сложную задачу в озвучивании и правильном акцентировании на правильных нотах. Его относительно короткие мелодические линии резко контрастируют с характерными для Рахманинова длинными строками, что дает более короткое время для воспроизведения фраз .

6. Маэстозо, до мажор

Последняя пьеса в наборе — типичная работа девятнадцатого века, описанная как « апофеоз или завершение борьбы». Однажды произведение было кратко охарактеризовано как:

Финальное произведение или часть цикла, виртуозная и блестящая, использующая весь диапазон динамики и звучности, доступной для фортепиано, доводящая набор пьес до великолепного завершения.

Эта «бурная, взволнованная» работа содержит «неистовую основную тему с тройными точками и лишь короткое туманное солнце в средней части [которое освещает] шторм, прежде чем громы фортиссиссимо вернутся и, наконец , возьмут верх ». Несмотря на темные образы, представленные для описания пьесы, работа выполнена в до мажоре , и конечный результат скорее беззаботный, чем темный, но не такой триумфальный, как Маэстозо мог бы это звучать.

Как и вторая и четвертая пьесы, номер шесть написан в форме этюда с повторяющейся, но технически сложной аккордовой мелодией, которая дублируется обеими руками. В целом, в произведении присутствуют три различных элемента, играемых одновременно: основная мелодия, непрерывные тридцатисекундные фрагменты аккордов и нисходящий мотив восьмой ноты . В этом произведении большую роль играет динамика: фортиссимо, отмеченное в начале, сохраняется на протяжении всего первого раздела, с лишь кратковременными передышками до меццо-форте . Средняя часть более мягкая и содержит две области со значительным нарастающим напряжением, создающим вышеупомянутый «эффект апофеоза» с драматическими «фальстартами». Здесь Рахманинов контрапунктно манипулирует темой, чтобы создать канонический эффект. Этот «тройной контрапункт . титанический и по размеру, и по силе воздействия, и по потенциальной катастрофе», имея в виду напряжение, ожидающее финальной кульминации в этом «продолжающемся взрыве». Непосредственно перед кодой толстая текстура и канон внезапно исчезают, и пьеса становится фортепиано . Вступая в код, произведение возобновляет тему форте и объединяется в величественный финал, сыгранный фортиссиссимо .

«Маэстозо» — одна из самых сложных пьес в сете. Для поддержания полноценного резонансного звука требуются выносливость и сила, в то время как непрерывная цифра в тридцать секунд может утомлять пианиста. Постоянный темп — проблема для этой пьесы, потому что мелодия перемежается с двумя другими элементами. Кроме того, динамика, в основном «громкая» и «очень громкая», указывает на то, что необходимо точное представление об относительной громкости. Сохранение этой точности при одновременном управлении всеми остальными элементами произведения и успешном воспроизведении музыкально прочного исполнения по-прежнему является главной задачей.

Прием

В моменты Шесть Musicaux были хорошо встречены критиками. Во время написания Симфонии № 1 Рахманинов отвлекся от сольной фортепианной работы, и Моменты были расценены как его возвращение к зрелой композиции. Хотя они революционны и величественны по стилю, они сохраняют очарование его ранних работ, как отметила пианистка Элизабет Вольф: «Они типичны для его ранних работ, плотные, богатые контрапунктом, очень хроматические, остро-националистические, глубоко проникнутые и, конечно же, , исключительно сложный для пианиста «. Позднее исполнение этого произведения покажет, что Рахманинов скрывал тонкий ритм и жизненную силу, которые проявлялись под длинными мелодичными фразами , способствуя его признанию как невероятно сложному музыканту. В моменты идут так далеко, чтобы «подтвердить необъяснимую присущий гению», с «изысканной мелодией, дивными гармоническими изменениями,„небесной краткостью“,» сохраняя при этом «ощущении контраста и разнообразия , что позволяет каждому миниатюрный стоять в одиночку , а дополняя работать по обе стороны от него «. Хотя неизвестно, окупила ли финансовая реакция этого сочинения украденные деньги, эмоциональная реакция на него в последующие годы была омрачена катастрофической премьерой в 1897 году его двухлетнего труда: Симфония № 1, соч. 13, 1895 г.

Источник

Оцените статью