Шестая симфония чайковского ноты

Шестая симфония чайковского ноты

Впервые после премьеры Пятой симфонии Чайковский заговорил о новой симфонии, причем «грандиозной», более чем за три года до начала записи эскизов Шестой (письмо к Великому Князю К.К.Романову от 29 октября 1889 г.). Через полтора года после написания письма композитор уже довольно много размышлял о будущей симфонии, ее форме и содержании. Это произошло весной 1891 года и совпало с периодом сложных душевных переживаний у Чайковского, временем сочинения балета «Щелкунчик» и оперы «Иоланта» и решением поехать в гастрольную поездку в Америку.

В марте 1891 года Чайковский писал: «Уж не знаю радоваться или сокрушаться в виду этой поездки. Я согласился на нее главнейшим образом в виду рассеяния от многих крупных неприятностей, обрушившихся на меня в последние месяцы моей жизни. Устои, на которых я стоял и считал неколебимыми, один за другими ломятся, и я очутился совершенно неожиданно на почве весьма шаткой. Все это отвратительно на меня действует. Нужно уехать куда-нибудь подальше, чтобы прийти в себя». Причины душевного состояния Чайковского были связаны с тем, что в Москве в течение зимы совсем не шли в театрах его сочинения, а в Петербурге, в разгар сезона, сняли с репертуара оперу «Пиковая дама» (там же). Настроения композитора омрачали также сомнения в возможности написать хорошую музыку для оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик», заказанных ему Дирекцией Императорских театров: «Меня просто терзало сознание совершенной невозможности хорошо исполнить взятый на себя труд. А перспектива постоянного напряжения и на пути в Америку, и там, и по возвращении стала каким-то грозным, убийственным призраком.»

В Париже, перед самой поездкой в Америку, Чайковский пережил еще одно потрясение: из газеты он узнал о смерти своей сестры А.И.Давыдовой. Приняв решение не отменять поездки, он писал: «Я очень страдаю нравственно».

Перед отплытием из Руана в Нью-Йорк, Чайковский приобрел записную книжку. В ней и были сделаны первые наброски для новой симфонии с программными пояснениями. Так над наброском на с.11-12: «Мотив. Зачем? Зачем? Для чего?» Под ним другая помета: «Начало и основная мысль всей симфонии». «Мотив для финала после чего — Зачем? Сначала нет ответа, а потом вдруг торжест «.

Возвращаясь из Америки в Европу на пароходе «Князь Бисмарк», Чайковский в самом начале плавания 10/22 мая сделал запись в дневнике, из которой следует, что его замысел новой симфонии продолжал развиваться: «Хожу по нижней палубе, занимаюсь, читаю. Под занятием разумею эскизы к будущей симфонии». Сохранились три листа с эскизами и набросками, именно о них, очевидно, и шла речь в дневнике композитора. Эти листы были вырваны Чайковским из тетради, которая была с ним в поездке, и в которой затем была продолжена работа над эскизами оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик». Один из листов имеет помету с той же датой, что и запись в дневнике: «22/10 мая 91 г. В океане». На других листах записаны наброски с программными пояснениями и обозначением всего комплекса тем: «Скиццы симфонии Жизнь».

Программа симфонии «Жизнь» по сравнению с записями в записной книжке уже более детально характеризует концепцию будущего симфонического цикла: «Дальнейшее суть скиццы к симфон Ж и з н ь! Первая часть — все порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая (финал с м е р т ь — результат разрушения) (2 часть любовь; 3 разочарование; 4 кончается замиранием (тоже краткая)»; «Жизнь. 1) Юность»; «II) препятствия! Вздор!»; «Сoda. В п е р е д ! вперед!» 6 апреля 1892 г. Чайковский писал А.И.Зилоти: » Я уже помышляю о новом большом сочинении, то есть о симфонии с тайной программой». Заметим, что в феврале 1893 года о Шестой симфонии Чайковский также писал как о симфонии с тайной программой.

В мае 1892 года композитор сообщил разным корреспондентам о своей работе над симфонией Es-dur. Закончить эскизы он намеревался в августе. Однако работа затянулась: лишь в октябре были завершены эскизы и начата партитура. Вскоре последовал отказ от симфонии Es-dur, а через два месяца начата работа над эскизами Шестой симфонии. После написания партитуры Шестой симфонии из I части незавершенной симфонии Es-dur Чайковский сделал Третий концерт для фортепиано с оркестром. После кончины композитора С.И.Танеев из других, оставшихся в эскизах частей симфонии подготовил и издал еще одно произведение для фортепиано с оркестром — «Andante e Finale», присвоив ему посмертный ор.79.

О переходе от концепции симфонии Es-dur к замыслу Шестой симфонии прямых документальных свидетельств не обнаружено. Однако некоторые обстоятельства жизни и творчества Чайковского в период с конца сентября (по старому стилю) — начала октября (по новому стилю) 1892 по февраль 1893 годов дают возможность объяснить причины случившегося. Они составляют круг факторов, определивших причины отказа от симфонии Es-dur и формировавших непосредственно концепцию Шестой симфонии. На их фоне и при их воздействии протекали эти два процесса. Конец сентября — начало октября 1892 года Чайковский встретил в Иттере (Австрия) в замке пианистки С.Ментер. Сюда он приехал из Вены, где намеревался взять реванш в последней «непокоренной» им европейской музыкальной столице. Его намерениям не было суждено осуществиться. Оказалось, что концерт предполагался в ресторане. Узнав об этом, Чайковский от концерта отказался и уехал в Иттер. В письме к брату он писал: «И на какой черт я принимаю эти заграничные предложения? Одна тоска и мука. Приехали в замок в 9 часов утра. Здесь великолепно, божественно хорошо, и я рад, что так поступил. по живописности это место просто обворожительно. Тишина, невозмутимый мир «.

Из Иттера Чайковский направился в Прагу через Зальцбург — «остановлюсь ради Моцартеума» (там же, с.169). Для Чайковского произошло еще одно важное событие: посещение родины его музыкального кумира. Прямых документальных источников об этом посещении не обнаружено. Лишь в библиотеке композитора сохранились путеводитель по Зальцбургу, подарочные издания Моцартеума. Однако тогда, осенью 1892 года Моцарт, его судьба, его Реквием, вполне вероятно, всколыхнули трагические настроения Чайковского на пути к его собственной «Патетической». Известно ведь, что он свою Шестую мыслил как родственную настроениям реквиема. Так, в ответ на предложение К.К.Романова написать музыку на стихотворение А.Н.Апухтина «Реквием», Чайковский отвечал: «Общее настроение этой пьесы, конечно, подлежит музыкальному воспроизведению, и настроениям этим в значительной степени проникнута моя последняя симфония (особенно финал)».

В творчестве композитора 1893 года можно найти также и прямые отголоски этого события и многодесятилетнего поклонения Моцарту: через несколько месяцев после посещения Зальцбурга, в период работы над эскизами Шестой симфонии, Чайковский сочинил вокальный квартет «Ночь» (слова самого Чайковского) на темы из фантазии c- moll В.А.Моцарта.

В начале октября после огромного успеха на премьере «Пиковой дамы» в Праге, Чайковский вернулся в Клин, завершил, по собственному признанию, эскизы симфонии Es-dur и приступил к ее инструментовке. В конце же октября он уехал в Петербург, где началась подготовка премьеры «Иоланты» и «Щелкунчика». Больше к работе над симфонией Es-dur Чайковский не возвращался вплоть до момента, когда занялся переделкой ее музыкального материала в Третий фортепианный концерт. Но это было уже после завершения партитуры Шестой симфонии, то есть летом 1893 года.

Через несколько дней после премьеры оперы и балета на Чайковского обрушился шквал отрицательных отзывов петербургских газет. Он, по собственному признанию, уже не раз переживал подобные ситуации, однако своей душевной подавленности от происшедшего скрыть не мог: «Меня эта брань, повторяю, не огорчает, но тем не менее я все эти дни находился в отвратительном состоянии духа, как всегда, в подобных случаях. Когда живешь поглощенный ожиданием чего-то важного, то после наступления ожидаемого является какая-то апатия, отвращение к труду и ощущение какой-то пустоты и тщеты всех наших стремлений».

Неделю спустя, уехав в Европу, Чайковский написал свое известное письмо об отказе от симфонии Es-dur: «Решил выбросить ее и забыть о ней. Решение это бесповоротно, и прекрасно, что оно мной принято. Но не следует ли из этого, что я вообще выдохся и иссяк?» В эти же дни состоялась поездка композитора в Монбельяр к своей воспитательнице Ф.Дюрбах. Она жила в их семье в Воткинске, в самую счастливую пору его жизни. Ф.Дюрбах более сорока лет хранила память о своих воспитанниках, сберегла даже детские тетради Чайковского и других детей. Поездка в Монбельяр была важнейшим эпизодом биографии Чайковского накануне начала сочинения им Шестой симфонии. Именно в эти дни и родилась мысль о Шестой симфонии, как свидетельствовал чуть позже сам композитор в письме В.Л.Давыдову от 11 февраля 1893 года. О пережитом в эти дни композитор писал своему старшему брату Н.И.Чайковскому: «По временам я до того переносился в это далекое прошлое, что делалось как-то жутко и в то же время сладко и все время мы оба удерживались от слез».

В отличие от предшествующих симфоний, Шестую Чайковский сочинял как бы в тайне от своих друзей и родных. Примечательно, что лишь в четырех письмах, из числа написанных за время сочинения эскизов Шестой симфонии, речь заходит о работе над симфонией. Письмо Чайковского от 11 февраля к В.Л.Давыдову — важнейший документ истории работы композитора над эскизами Шестой симфонии. В нем композитор рассказал о своем замысле, о симфонии с тайной программой, о необычном медленном финале. Однако письмо Чайковского осталось без ответа. Ни В.Л.Давыдов, которому оно адресовано, ни М.И.Чайковский, которому композитор позволил открыть свою тайну, не прореагировали, судя по сохранившейся переписке, на известие о работе над новой симфонией.

На первой странице рукописи эскизов Чайковский написал перед началом изложения 1 части симфонии: «Господи, благослави!». Позже поверх этой надписи лег нотный текст, дописанный композитором поверх уже сделанного. На последней рукописи эскизов другая надпись: «Господи, благодарю тебя! Сегодня 24 Марта кончил черновые эскизы вполне. «

Многое из того, что Чайковский рассказал о концепции Шестой в письме к В.Л.Давыдову, перекликается с его же словами в программных пояснениях к тематизму в записной книжке N 11 и на листах, сделанных весной 1891 года. Замечание в письме от 11 февраля 1893 года о субъективности программы можно истолковать как ее непосредственную связь с внутренним миром композитора и событиями его жизни. Завершилась работа над эскизами Шестой в марте 1893 г. Эту последнюю «порцию» эскизов Чайковский сочинил после возвращения 1 марта из Харькова, после успешных концертов и приятных встреч с друзьями, коллегами, почитателями. На следующий день после своего возвращения, Чайковский написал целых пять писем (и это в разгар напряженной работы!) и лишь в одном из них, словно случайно, обмолвился о своей новой симфонии: «Эти дни я займусь доканчиванием скиццев к финалу и скерцо новой симфонии.»

Шестая симфония написана Чайковским в эскизах в феврале — марте 1893 года в Клину. Там же летом он инструментовал ее. Завершив работу, Чайковский писал: «В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу.» Он также называл ее наилучшей и наиискреннейшей из своих произведений. Чайковский для первого исполнения предложил Шестую симфонию в концерт Петербургского отделения Русского Музыкального Общества, который открывал сезон 1893-1894 годов. Дирижировать должен был он сам. Так все и состоялось. Чайковский продирижировал Шестой симфонией 16 октября 1893 года в Петербурге, где всего через несколько дней скончался. Критики и слушатели не оценили симфонию по достоинству, а точнее — совершенно не поняли её. Безусловно, что это стало сильнейшим потрясением для композитора, который считал это произведение одним из самых главных своих сочинений. Второй раз симфония прозвучала под управлением Э.Ф.Направника уже в концерте памяти Чайковского. Имела грандиозный успех. Позже она вошла в репертуар всех выдающихся дирижеров XX века.

Symphony №6 in b-moll op. 74 «Pathetique»
I. Adagio. Allegro non troppo
II. Allegro con grazia
III. Allegro molto vivace
IV. Finale. Adagio lamentoso

Мюнхенский Филармонический оркестр
Серджиу Челибидаке
1992 год
mp3 — 320 — RAR — 101 Mb

Берлинский филармонический оркестр
Герберт фон Караян
1976 г.
mp3 — 320 — RAR — 103 Mb

Академический Симфонический оркестр Санкт-Петербургской Государственной филармонии имени Д.Д. Шостаковича.
Александр Титов
1993 г.
mp3 — VBR — RAR — 59 Mb

Симфонический оркестр Государственного Академического Большого театра Союза ССР
Александр Мелик-Пашаев
1956 г.
mp3 — 320 — RAR — 83 Mb

Каждое исполнение в отдельном архиве.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Чайковский Симфония 6

Перевод: Туба 2. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Туба 1. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Хорн 1. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Тромбон 1. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Выдержка. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. Для фортепиано в 4 руки. И. Адажио — Аллегро без Troppo.

Перевод: Труба 4. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Труба 1. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Клавир. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. Для виолончели и фортепиано. Ссылка. II. Веселый с изяществом.

Перевод: Труба 2. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Труба 3. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Партия виолончели. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. Для виолончели и фортепиано. Ссылка. Механизмы и переложения.

Перевод: Хорн 2. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Тромбон 2. Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Перевод: Симфония № 6 , Op.74. Чайковский , Петр. III. Allegro Molto Vivace. Механизмы и переложения.

Источник

Тема из симфонии №6

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.

Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.

Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.

Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.

Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.

Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».

Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!

Источник

Оцените статью