Шестиструнная гитара шаг за шагом

Уроки игры на гитаре

Уроки игры на гитаре. Вводная информация

Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.

Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих

Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.

Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.

Читайте также:  Для кого электроаккустические гитары

Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу

Основные аккорды для начинающих

В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.

Виды переборов

Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.

Виды боя

Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.

Постановка рук на гитаре

Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.

Упражнения на гитаре

На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.

Настройка гитары

Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.

Импровизация и техника игры

В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.

Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.

Статьи по классической гитаре

Практика. Учим любимые песни

От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.

В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.

Три способа обучения игре на гитаре

1. Научиться играть на гитаре самостоятельно

Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также простые уроки гитары .

2. При помощи платных онлайн-курсов

Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.

3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе

Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.

Минусы и плюсы самостоятельного обучения

Плюсы

— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;

— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;

— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.

Минусы

— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;

— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;

— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.

Как добиться успеха в гитаре?

  1. Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
  2. Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
  3. Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
  4. Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
  5. Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
  6. Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.

Что делать после освоения всех азов?

Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.

Источник

Шестиструнная гитара шаг за шагом

Приглашаю почтенного Сэнкса и других наших музыкантов присоединиться к созданию этой рассылки.

Вот предполагаемая структура выпусков:
1. История гитары.
2. Устройство гитары.
3. Аттрибуты (медиатор, каподастр, и т.п.)
4. Посадка и приемы игры.
5. Упражнения для левой руки
6. Настройка гитары
7. Упражнения для правой руки (на открытых струнах)
8. Три «блатных» аккорда
9. Такты, интервалы и паузы
10. Ритмы (бас-аккорд, бас-щипок, вальс)
11. Основные минорные и мажорные аккорды (схема Ля-минор)
12. Учим первую песню (Изгиб гитары желтой)
13. Схема Ми-минор
14. Переборы
15. Прием «барэ» и аккорд Фа
16. Простые бои (Тройка, четверка, четверка с басом)
17. Сложные бои (пятерка, шестерка, три вида семерок, восьмерка)
18. Учим песню в стиле «РОК». (Звезда по имени Солнце)
19. Септ-аккорды, dim-аккорды, sus-аккорды
20. Используем медиатор
21. «Мигающие» аккорды, переход ритма
22. Транспонирование аккордов, смена тональности
23. Нотная запись
24. Расположение нот на грифе
25. Переходики (темы)
26. Ваше благородие, госпожа удача!
27. Табулатуры. Запись аккордов в табулатурах.
28. Исполняем песню-соло (Под небом голубым)
29. Прием тремоло
30. Учим романсы (Очи черные)

Молодой охотник по имени Зоркий Глаз любил по ночам забираться в заброшенную пещеру. Он прихватывал с собой, рискуя жизнью, все луки племени. Здесь он предавался своему любимому занятию: устанавливал луки между камней и искуссными щипками тетивы строил различные мелодии. Со временем, он установил, что звучание тетивы зависит от силы ее натяжения, толщины и длинны. Он научился так подбирать луки, что их тетивы вместе звучали в гармонии и звуки получались поистине чарующими. Однажды, он дал послушать свой самодеятельный концерт своей подруге, Бытрой Пантере, та разболтала своей матери, Одинокой Львице. Долго ли, коротко ли, но весть о чудном мастерстве Зоркого Глаза разлетелась по всему племени и даже за его пределами (люди из других племен любили подслушивать концерты у входа в пещеру). Так родились щипковые инструменты.

Конечно же это шутка: никто не знает как они родились на самом деле: может так, а может не так. Тем не менее, сначала в Элладе появились арфы, затем лютни, после — кифары. Римляне играли на своих кифарах щипками, а мавры били по своим кифарам всей рукой. То ли те, то ли другие, а может и римляне и мавры одновременно, завезли свои кифары на Пиренейский полуостров. Там-то и превратились эти кифары в национальный испанский музыкальный инструмент — гитару. И играют на ней с тех пор и латинским щипком и мавританским боем.

Сперва испанская гитара имела пять струн, но где-то, то ли в Германии, то ли в Италии она обрела шестую (а гораздо позже, в далекой Россиии и седьмую).

В таком окончательно сформировавшемся виде гитара приобрела права серьезного инструмента. На базе этого увеличения её музыкальных возможностей шестиструнная гитара пережила эпоху своего расцвета (с конца XVIII и до XIX века). За этот период гитара выдвинула целый ряд блестящих виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Агуадо и Сор и итальянцы Джулиани, Лениани, Каркасси, Карулли, Зани-де-Феранти, Регонди, Моретти и другие. Концертная деятельность этих гитаристов в европейский странах подняла гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей. Одни из них- как композиторы Монтеведери, Россини, Гретри, Обер, Доницетти, Верди, Масснэ- использовали гитару в своих операх; другие- как композиторы Люлли, Вебер, Диабелли, Берлиоз, Гуно- сами играли на гитаре; третьи, наконец, как Глинка, Чайковский любили слушать гитару. Особо следует отметить, что знаменитый скрипач Паганини был в то же время прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд прекрасных произведений. Поэты и писатели, как Гете, Кернер, Ленау, Байрон, Шелли, Державин, Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Бодлер и многие другие любили гитару и посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.

Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов- виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэль-де-Фалья, Понс, Руссель других.

Итак, вы приобрели себе деревянную подругу. Давайте нежно уложим ее на кровать и . рассмотрим.

Если на ней нет никаких проводочков и хитрых устройств и сама она толстенькая, то она у вас — классическая, в противном случае — электрическая.

В этом выпуске мы рассмотрим устройство классической гитары. В чем ее отличие от акустической электрической сестры? Просто у той все звуки, издаваемые на ней усиливаются с помощью динамика. Поэтому, нет нужды ей быть толстенькой, зато есть нужда в звукоснимателях, регуляторах громкости и т.п. Наша же деревянная подруга должна иметь приличную толщину — чем толще гитара тем более глубокий, звучный у нее голос.

Тело гитары формируется верхней и нижней деками и обечайкой. Нижняя дека — это спина гитары — гладкая фигурная доска, которая прижимается к вам во время игры. Верхняя дека — это ее животик, в котором имеется круглое отверстие, называемое «голосник». Голосник — это ротик гитары, из него и исходят рождаемые ею звуки.

ну и что, что рот на животе, зато как поет!

Вокруг голосника расположено декоративное кольцо, называемое «розетка».

И в эту розетку можно спокойно совать пальцы.

Рука у гитары всего одна и называется она «гриф». Положение плоскости грифа относительно плоскости верней деки можно изменять: для этого нужен специальный ключ, который можно купить в музыкальном магазине. Изменять его надо для того, чтобы настроить положение струн так, чтобы они были на удобном расстоянии от грифа — не слишком близко (иначе будет дребезжание) и не слишком далеко (иначе трудно будет прижимать лады). Как и положено руке, на конце ее находится кисть (называемая «головка»), имеющая шесть пальцев, называемых «колки».

ну и что, что рука одна, зато пальцев шесть

Колковая механика представляет собой валики, на которые накручиваются струны. На конце валиков находятся ручки для кручения — колки. Для металлических струн нужны металлические колки, для нейлоновых — пластмассовые.

На гитаре имеется 2 порожка: верхний (на грифе, в районе «запястья») и нижний — на верхней деке, у самого ее основания. Эти порожки определяют длинну струн. Расстояние между верхним и нижним порожками называется мензурой гитары. Нижний порожек расположен на деревянной подставке, в которую продеваются концы струн. Некоторые разновидности струн держатся на специальных кольцах, некоторые просто завязываются узлом.

На грифе имеются маленькие металлические порожки — лады. Для чего они нужны? А вот для чего: зажимая пальцем струну на участке меду двумя порожками (на ладу) мы укорачиваем натянутый участок струны до порожка, ближайшего к голоснику. А, как известно нам из физики, с укорочением длины струны увеличивается частота ее колебаний, т.е. высота звучания. Таким образом, из гитары можно извлекать не только 6 тонов на открытых струнах, но и еще около 90 полутонов, получаемых зажатием струн на разных ладах. Лады расположены так, что разность высоты звучания на двух соседних ладах составляет ровно полтона.

  • А что такое полутон спросите вы? А это такой диапазон высоты звучания, различия внутри которого неразличимы для нашего уха. Т.е. отличие двух звуков на полтона мы еще способны воспринять, а на меньший интервал — уже нет.

Ну и, наконец, самая важная часть гитары — струны. Струны бывают металлические и нейлоновые. Металлические звучат звонче, зато нейлоновые звучат более лирично и для неопытных пальцев они более щадящи

  • все равно, на первых порах вы изотрете их до крови, но на нейлоновых не так сильно

Снизу натягивается самая тонкая струна, сверху — самая толстая.
Толстые струны называются басовыми, тонкие струны — дискантными. Даже если у вас нейлоновые струны, басовые имеют металлическую оболочку. Профессионалы выбирают посеребренную. К выбору струн стоит отнестись с особым вниманием — от этого сильно зависит качество звучания. Плохие басовые струны быстро изотрутся на ладах и начнут дребезжать. Дискантные вообще могут порваться.

Про настройку гитары я расскажу в следующем выпуске, а пока расскажу какие к гитаре требуются аксессуары и для чего они нужны.

1. Чехол. Предохраняет вашу деревянную подругу при транспортировке. Если вам дорога ваша гитара, купите ей хорошую одежду. Она этого заслуживает.

2. Медиатор. Это такая маленкая пластмассовая пластинка в форме капли. Служит для специальных приемов игры, очень хороша для соло.
Советую поискать медиатор с маленькой «пилочкой» на боку — она очень пригодится для «дребезжащего» звучания в романсах. Стоит медиатор обычно 20 рублей. Различаются они по толщине, форме, цвету, оформлению.

3. Каподастр. Это приспособление для повышения тональности. Все струны зажимаются на определенном ладу, позволяя повысить тональность гитары без перенастройки. Очень полезная вещь. Стоит примерно 200 рублей.

4. Камертон. Устройство для настройки гитары. Является эталоном ноты ля первой октавы.

5. Электронный камертон. Очень удобный прибор. С его помощью можно настроить гитару очень точно, до десятых долей герца. Стоимость около 1000 рублей. Существует компьютерная программа, заменяющая электронный камертон. Есть она и для КПК. Я, например, пользуюсь программой 4Pockets Guitar Tuner (интересующимся могу выслать)

6. Табуретка для левой ноги. При правильной посадке левая нога оказывается чуть выше пола. Это неудобство компенсируется либо постановкой ноги на ногу, либо устновкой ноги на носок (это несколько неудобно) либо специальной табуреточкой. Высота табуретки примерно 20 см. Изготовить ее можно самостоятельно.

7. Ключ для грифа. На некоторых моделях гитар изменение плоскости грифа не предусмотрено, но на большинстве имеется выступ для регулировки. Вам понадобится ключ с квадратной втулкой.

8. Ремень. На некоторых гитарах имеется специальный штырь (в самом низу, на обечайке) для продевания ремня. Другой конец ремня крепится к головке грифа. Ремень вам потребуется если вы захотите выступать стоя.

Источник

Оцените статью