Меню

Шестой концерт рахманинова для фортепиано с оркестром

Урок музыки в 6-м классе «С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром»

Разделы: Музыка

Цели урока:

  • на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь;
  • показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.

Задачи:

  • пробуждать эмоциональный интерес к музыке;
  • развивать умение анализировать произведение;
  • развивать вокально-хоровые навыки;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;
  • воспитывать интерес к отечественной музыке.

Материальное обеспечение:

  1. Музыкальный центр
  2. Запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
  3. Репродукции картин русских художников: Левитан «Над вечным покоем»; Айвазовский «Девятый вал»; Левитан «Хмурый день»; Айвазовский «Черное море»; Левитан «Весна. Большая вода»
  4. Фортепиано
  5. Портрет С.В.Рахманинова

Ход урока:

— Ребята! Пусть песня «О России» будет музыкальным эпиграфом нашего урока.
(исполнение учащимися 1 куплета песни Я.Дубравина «О России» )

-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.

1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.

Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.

На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.

Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…»

(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)

По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят.

Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.

-Ребята, о каком композиторе идёт речь?

Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора)

-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?

(«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром)

-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!

Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.

-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?

Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.

Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.

Откройте тетради. Запишите тему урока.

Разделите страничку на две части:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО

-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.

Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.

(слушание фрагмента 1 части)

-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

(ответы учащихся записываю на доске)

Читайте также:  Интервалы от звука ми нотами

Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?

Да, они почти одинаковы.

-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано

-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.

-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?

-Какие у них взаимоотношения?

( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой)

Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.

Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.

Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так:

«В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё.
И всё уже не моё, а наше
И с миром утвердилась связь».

-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?

(звучит главная тема)

-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?

-Какой характер этой темы?

-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?

(показываю ряд репродукций)

-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы.

(на доске мелодический рисунок главной темы)

Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?

-Какие длительности преобладают?

-О чём всё это говорит?

(о плавности, певучести, песенности голосоведения)

-Попробуем спеть мелодию главной темы.

(напоминаю о певческой посадке)

Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.

-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?

(играю на фортепиано вступление)

-Эта интонация изобразительная или выразительная?

-Что она выражает? Какое состояние?

(напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)

-Ребята, а что изображает интонация вступления?

-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.

-Какое здесь состояние передает интонация вступления?

Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…

Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».

— Откуда такое состояние напряженности?

На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.

Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:

«О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном Щита!»

Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.

Повторное слушание 1 части (запись)

В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!

Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.

Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.

Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.

Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева

Источник

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор

Гений Сергея Васильевича Рахманинова в равной степени проявился и в создании музыки, и в фортепианном исполнительстве, и потому не кажется удивительным, что его внимание привлекал жанр фортепианного концерта. Композитор создал три таких сочинения, Второй и Третий концерты принадлежат к лучшим образцам и рахманиновского творчества, и концертного жанра. Фортепианный концерт № 1 фа-диез минор, быть может, в чем-то уступает им, но он по-своему интересен – прежде всего, как «первый шаг» композитора на этом поприще.

Читайте также:  Нотный круг для построения аккордов

Жанр фортепианного концерта рано вошел в сферу композиторских интересов Рахманинова. Еще в ноябре 1889 г. шестнадцатилетний студент Московской консерватории начал работать над до-минорным концертом – это была первая попытка юного композитора создать крупное сочинение в сонатной форме. Этот концерт так и остался незавершенным, но летом 1890 г. он принялся за сочинение другого концерта – фа-диез минорного.

Лето 1890 г. Рахманинов проводил в имении Ивановка: «Имение это было степное, а степь – то же море, без конца и без края, – вспоминал впоследствии композитор. – Часто хвалят морской воздух, но насколько лучше степной воздух с ароматами земли и всего растущего и цветущего». В такой благоприятной обстановке рождался фа-диез-минорный Концерт. Поскольку это был один из первых опытов композитора в жанре инструментального концерта (и первое завершенное произведение такого рода), в нем ярко проявляется влияние разных композиторов – как русских, так и западных. В произведении можно заметить нечто и от Антона Григорьевича Рубинштейна, и от Петра Ильича Чайковского, и от Роберта Шумана, в какой-то степени – от Эдварда Грига и Ференца Листа. Тем не менее, в нем уже ощущается индивидуальный композиторский «почерк» Рахманинова. В произведении преобладает лирическое начало – как и во многих последующих творениях композитора. Типичного для инструментального концерта «состязания» между сольной партией и оркестром здесь усмотреть нельзя – фортепиано однозначно доминирует над оркестром (подобное соотношение характерно и для Третьего фортепианного концерта).

Господство лирического начала не препятствует появлению драматических моментов. Одним из них является вступление с его бурными октавными пассажами, которые низвергаются мощным «потоком». Именно с ним, а не друг с другом контрастируют темы экспозиции – кантиленные, мягкие. В главной партии есть нечто общее с романсами композитора: выразительные «восклицания» объединяются в продолжительной мелодической линии, на вершинах которой появляется излюбленный рахманиновский оборот – уменьшенная кварта. В то же время, мелодия перекликается с лирическими темами Чайковского. Первая тема побочной партии – такая же напевная – основывается на нисходящей секунде. Мелодия постепенно поднимается на полторы октавы от исходной точки. Вторая тема кажется более легкой, «воздушной». В компактной разработке выделяются два раздела, первый из которых предваряется небольшим вступительным построением (в нем солирующее фортепиано не звучит). Начинается разработка с развития побочной партии, а затем композитор уделяет внимание главной. В кульминации она звучит поистине патетически. В репризе музыкальный материал экспозиции воспроизводится без особых изменений, но за нею следует каденция, играющая роль второй разработки. В ней темы появляются в таком же порядке, что и в разработке, но развиваются они более свободно, импровизационно. Завершается каденция величественным звучанием главной партии в аккордовой фактуре.

Вторая часть основана на прекрасной напевной мелодии. По своему облику она ближе к камерному жанру, нежели к концертному. Тема, предваряемая лаконичным оркестровым вступлением, излагается солистом без участия оркестра (лишь между двумя предложениями возникает реплика валторны). Мелодию сопровождает триольная фигурация. В среднем разделе возникает более подвижная тема, подвергаемая секвенционному развитию.

Скерциозный финал имеет форму рондо-сонаты. Темам экспозиции с их острым ритмом контрастирует эпизод Andante espressivo, фортепианное соло здесь подобно аналогичному разделу медленной части. Торжественная кода построена на тематическом материале эпизода.

Читайте также:  Аккорд для гитары армейские

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 – первое сочинение Рахманинова, которое автор решился обнародовать, присвоив ему Op. 1. Его премьера состоялась в Московской консерватории в марте 1892 г., солировал сам композитор, дирижировал Василий Ильич Сафронов. Это произведение было очень дорого Сергею Васильевичу, и в 1917 г. он переработал Концерт. Новая редакция Первого фортепианного концерта впервые прозвучала в январе 1919 г. в Нью-Йорке – вновь в авторском исполнении.

Источник

Сергей Васильевич Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Что такое гениальность, чем гений отличается от всех прочих людей? Однозначных и исчерпывающих ответов на эти вопросы нет и, вероятно, не будет никогда, но с уверенностью можно сказать одно – жизнь гения принадлежит человечеству, произведение только тогда становится шедевром, когда каждый может разглядеть в нем нечто большее, чем отражение отдельной человеческой судьбы. Мы расскажем о Концерте для фортепиано с оркестром № 2 до минор, который Сергей Васильевич Рахманинов создавал как повествование о событиях собственной жизни – но при этом родилось произведение, отразившее непростые коллизии того бурного времени, когда жил и творил композитор.

Неуспешная премьера всегда огорчает автора, ведь она ставит под угрозу судьбу произведения. Если же композитор молод, если он находится в начале своего творческого пути, провал очередного сочинения становится особенно тяжелым испытанием. Таким чувствительным ударом стало для Рахманинова фиаско его Первой симфонии в 1897 г. Эта неудача погрузила композитора в глубокий душевный кризис, который позднее был усугублен обстоятельствами личной жизни – Вера Дмитриевна Скалон, возлюбленная композитора, которой посвящена вторая часть Первого фортепианного концерта, по решению родителей вышла замуж за другого (перед свадьбой она сожгла все письма Рахманинова). Преодолеть столь тяжелое душевное состояние Сергею Васильевичу помог Николай Владимирович Даль – известный русский врач-гипнотизер и психотерапевт. Это был очень эрудированный человек, к тому же, музыкант-любитель (он играл в струнном квартете) – не случайно в разные годы к нему обращались за помощью многие люди искусства (Федор Иванович Шаляпин, Константин Сергеевич Станиславский, Александр Николаевич Скрябин). Контакт между врачом и пациентом установился легко, доктор Даль помог Рахманинову преодолеть последствия тяжких душевных потрясений и обрести уверенность в дальнейших творческих свершениях. Сочинение, над которым Сергей Васильевич работал, отразило эти коллизии, переход от тревог и терзаний к вдохновенному гимну, исполненному радости жизни. Это и был Второй фортепианный концерт, который автор посвятил Николаю Владимировичу Далю.

В Концерте, имеющем традиционное трехчастное строение, проявились характерные черты стиля Рахманинова – сочетание жестких ритмов и протяженных, «бесконечных» мелодий, стремящихся «перехлестнуть» границы этих ритмов. Все произведение пронизано песенным началом, которое связывает воедино его разделы, стирая их границы – и это притом, что форма каждой из частей сохраняет верность классическим традициям (отступлением можно считать только умеренный темп первой части).

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Хенрик Миколай Гурецкий

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Источник