Шимановский концерт для скрипки с оркестром 1 ноты

Шимановский концерт для скрипки с оркестром 1 ноты

Это был человек с богатейшим воображением, с детства увлекавшийся рыцарскими романами, мифами и странствиями по далеким странам. Музыку он писал утонченную, непохожую ни на что (ну, может быть, можно было бы это назвать музыкальным импрессионизмом, хотя это не совсем верно). Не совсем верно потому, что он умел создать сплав самых разнородных пластов и культур; это был синтез всех впечатлений, которые могла отразить утонченная душа автора. Поэтическая музыка Шопена и влияния Скрябина, французские веяния и традиции старинной музыки, ориентальные образы из путешествий по Востоку, романов про крестоносцев и стихов персидского поэта и мистика Джалаледдина Руми, карпатский фольклор — все смешивается и образует собой редкий, драгоценный, утонченный сплав ощущений

Скрипичные произведения Шимановского, выдержанные в изысканно-ромнтическом и импрессионистическом стиле получили широкую известность ещё при жизни композитора, часто исполнялись прежде и продолжают интересовать ценителей музыкального искусства и в наши дни

В скрипичной сонате 22го летнего Шимановского заметны увлечения композитора музыкой своего великого соотечественника — Фредерика Шопена, русской музыкой (особенно Скрябина), а также влияния немецких романтиков. В этом сочинении чувствуется уже рука мастера, нашедшего свою манеру письма. Постоянно обращает на себя внимание изысканность колористической трактовки и общая печать творческой непосредственности.

Второй концерт (1933) сочинен как лебединая песнь скрипача Павла Коханьского, друга Кароля Шимановского. Тут очень тонкий и изысканный сплав разных музыкальных миров: многое от гуцульского фольклора плюс музыкальный язык сложный, какой мог быть только в первой половине 20 века. Композитор проникает в те глубины, где находятся уже «праинтонации» славянской музыки. Не стилизация, а воссоздание звучаний скрипок, на которых народные виртуозы играют, повернув их декой к публике и держа не у подбородка, а почти на груди; воссоздание пения, резкого, горлового, но пленительного в своей первозданной свежести, от которой, как от студеной ключевой воды, ноют зубы. Духом народных ритмов, задором и лирической искренности наполнена партитура скрипичного концерта

Читайте также:  Ноты падаю поймай джонни

«Мифы» для скрипки и фортепиано (1915) — три пьесы (Фонтан Аретузы, Нарцисс, Дриады и Пан), три мерцающих музыкальных образа, все на тему превращений: девушка, убегавшая от преследователя и превратившаяся в источник; юноша, глядевшийся в воду и ставший цветком нарцисса; козлоногий бог лесов и полей Пан, играющий на свирели из тростника, в которым некогда обернулась отвергнувшая его нимфа..Близкие символизму Малларме, они рисуют условный мифологический мир. Главное свойство музыки Мифов—колористичность, ей присущи сложность гармонического письма, скрупулезность разработки фактурных деталей. Наибольшую известность получила пьеса Фонтан Аретузы, где в обрамлении форте- пиано звучит нежная и безмятежная мелодия скрипки. «Мифы», известнейший «Ноктюрн и тарантелла» и другие скрипичные сочинения Шимановского — свидетельствуют о сильном воздействии на творчество Шимановского музыки Дебюсси, что проявляется в легчайшей ткани пассажей, тщательности разработки техники сочетания диссонирующих созвучий, стремлении лишить музыку ее «материальной» сущности. Пьесы Шимановского— типичный образец импрессионистического искусства, и польский композитор подчас превосходит своих французских коллег в создании утонченных и предельно сложных произведений..

Среди камерных сочинений Шимановского известен, написанный в 1927 году 2й струнный квартет, в котором используются мелодии и ритмы гуральских танцев, близкие к тем, что звучат в балете Харнаси»

Кароль Шимановский (1882-1937)

Источник

Шимановский концерт для скрипки с оркестром 1 ноты

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

К. Шимановский — Концерт для скрипки с оркестром №1 (Ф.П. Циммерман / Э. Вит)

То, что в жанре скрипичного концерта не сделали Дебюсси и Равель, сделал Кароль Шимановский. Написанный в 1916 году Первый концерт для скрипки с оркестром не только один из лучших образцов этого жанра — это веха в истории музыки. По всей видимости, именно Шимановский был первым композитором новой эпохи, который отказался от традиционного романтического скрипичного концерта и создал нечто принципиально иное. Его сочинение, посвященное скрипачу Павлу Кочанскому, так и осталось уникальным, не имеющим аналогов в музыке XX века. Видимо, это понимал и сам автор: Второй скрипичный концерт он напишет уже совершенно по-другому.

Первый концерт Шимановского полностью лишен конфликтности, драматизма и рефлексии, которые были обязательны практически для любого романтического произведения. Создается впечатление, что композитор рисует ирреальный, сказочный мир, в котором человек с его страстями и переживаниями не просто задвинут на второй план — он попросту в нем отсутствует. И скрипка, в общем-то, не является чем-то отдельным, противостоящим оркестру: напротив, она — часть оркестра. По сути, солист после небольшого оркестрового предисловия не вступает, а как бы пролонгирует уже начавшееся действо. Прихотливо извивающиеся звуки скрипки возникают из причудливых шорохов настолько органично, что обычный для концерта эффект вступления солиста фактически отсутствует. Ты просто не замечаешь, как это произошло.

Какие только ассоциации не возникают, пока слушаешь этот одночастный Концерт, — даже на уровне ароматов и запахов. Скрипка практически все время парит в высоком регистре, выписывая тончайшие фигурации, — порой ее звуки становятся сладострастными, но никогда — приторными. Если описать скрипичную партию Концерта одним словом, то это, несомненно, наслаждение. Иногда, прихотливо извиваясь, она словно начинает кокетничать и соблазнять, создавая некий эротический подтекст. Оркестровая ткань густая, сочная, насыщенная самыми разнообразными тембрами. Особую роль играют духовые, которые имитируют хаотические звуки вымышленного мира — все эти шелесты, шорохи, переклички. Кульминации, которых в Концерте несколько, доводят заложенный в этой музыке экстатизм до высшей точки кипения. После прихотливой, терпкой каденции следует финальный взрыв, а затем неожиданно возвращаются шорохи из самого начала — и так же, как и в начале, скрипичная партия будто бы тянется из них. Концерт завершается тихо и таинственно — волшебный мир неожиданно исчезает, оказываясь лишь мимолетным видением.

Довольно долго я копался в различных исполнениях этой музыки, прежде чем нашел то, что мне нужно. В XX веке Первый концерт Шимановского записывали нечасто — из крупных скрипачей ему, в частности, отдали должное Давид Ойстрах и Натан Мильштейн. Святослав Рихтер в своих дневниках хвалил запись Ванды Вилкомирской и Витольда Ровицкого, я же на какое-то время остановился на исполнении Лидии Мордкович и Василия Синайского. Мордкович играет вдохновенно и ярко, замечательно передавая экстатичность этой музыки, однако оркестр Синайского, к сожалению, упускает многие важнейшие детали, которые попросту не слышны. Есть, наверное, в этом и определенная вина звукорежиссера: иногда кажется, что оркестр звучит как из бочки.

В конце концов мне удалось найти, по моему мнению, идеальную запись — уже из XXI века, когда Первый концерт Шимановского стали записывать гораздо чаще. Ее сделал Франк Петер Циммерман в содружестве с Энтони Виттом (Варшавский филармонический оркестр). Благодаря их замечательному исполнению я смог в полной мере оценить все богатство этой изысканнейшей партитуры, расслышать мельчайшие нюансы, без которых Концерт теряет свою целостность. Например, в начале 4 трека, помеченного Poco meno — Allegretto (это условное разделение, поскольку Концерт длится без перерыва), можно расслышать, какой колорит вносят духовые, сопровождающие скрипку, особенно флейты. На записи Мордкович и Синайского эти детали, равно как и многие, к сожалению, отсутствуют. Игра самого Циммермана, очень тонкого и умного музыканта, также выше всяких похвал.

Трудно определить жанр, в котором создан Первый концерт Шимановского. В основе этой музыки, пожалуй, импрессионизм (на тот период приходился пик увлечения им композитора), но с сильно выраженным экстатическим началом. По сути, экспрессионизм внутри импрессионизма. Интересно, что в начале своего Фортепианного концерта другой польский мастер Витольд Лютославский отдает должное музыке своего предшественника, хотя делает это, безусловно, по-своему. Однако возникающие в начале сочинения Лютославского причудливые, волшебные шорохи отчетливо дают понять, где именно заложены истоки магии.

Вскоре после премьеры один из критиков написал о Первом концерте следующие слова: «This work, written very freely, offering unusual diversity, filled with unpredictable combinations, rich and lively, interested me greatly. The role the orchestra is given involves painting and describing; the violin’s role is lyrical song. The sound waves flood the soloist’s subtle melody, the cascades of the harp surround it, the clarinets and oboes quarrel fiercely. One could say the landscape changes from one moment to the next, like a film.»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Скрипичные концерты XX века

Вторник, 09 Декабря 2014 г. 11:12 + в цитатник

liudmila_leto все записи автора

Ян Сибелиус
Концерт для скрипки с оркестром,ре минор, Опус 47 (1903)

1. Allegro moderato
2. Adagio di molto
3. Allegro, ma non tanto

Эмоциональный, величественный и захватывающий концерт давно стал фаворитом аудитории. Один из критиков сравнил музыку концерта с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».

С. Прокофьев
Концерт для скрипки с оркестром No.2 соль минор (1935)

1. Allegro moderato
2. Andante assai
3. Allegro, ben marcato

Второй скрипичный концерт Прокофьева полон счастливых мелодических находок — это типично прокофьевское творение, как в смысле эмоционально-образной направленности – от тончайшей лирики до озорства, гротеска, сарказма, так и в смысле использованных средств (характерная интервалика, неистощимая ритмическая изобретательность, темброво-колористические новшества, гармоническая терпкость, четкость формы). Музыка концерта поистине театральна — некоторые его моменты напоминают поздние балеты Прокофьева, особенно Золушку. Концерт начинается с простой мелодии скрипки, связанной с русской народной музыкой, вторая часть — замечательное Анданте, в финале заметные испанские мотивы — главная тема рондо сопровождается при каждом своём появлении треском кастаньет (жена Прокофьева — испанка).

И. Стравинский
Концерт для скрипки с оркестром in D (1931)

1. Toccata
2. Aria I
3. Aria II
4. Capriccio

Концерт для скрипки с оркестром Стравинского — неоклассическое сочинение, написанное с явной ориентацией на Баха. Как и в большинстве произведений периода неоклассицизма Стравинский сохраняет здесь эпическое спокойствие, приверженность музыкальной математике и предписывает исполнителям сухую и отстраненную игру. Солирующий инструмент и оркестр в нём на равных правах, и вслушиваться в странные звуки оркестрового сопровождения не менее интересно, чем в выверенные линии, вычерчиваемые скрипкой, тем не менее всё это звучит как вполне образцовый скрипичный концерт, и в трактовке современных исполнителей вполне экспрессивно.

А. Хачатурян
Концерт для скрипки с оркестром ре минор (1940)

1. Allegro con fermezza
2. Andante sostenuto
3. Allegro vivace

В концерте для скрипки с оркестром Хачатуряна оригинально используется ряд приемов, употребляющихся в армянской и грузинской народной музыке (многократно повторяющийся упор на один звук, орнаментика, хроматизмы, прихотливая ритмика), черты импровизационности близки пению ашугов, вспоминаются сказочный восток Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева.

М. Равель «Цыганка»
концертная рапсодия для скрипки c оркестром (1924)

В основу «Цыганки» Равеля положены мелодии стиля вербункош(жанр венгерской танцевальной музыки, появившийся во второй половине XVIII века, а также стиль венгерской инструментальной музыки конца XVIII — начала XIX века), вернее сказать, их стилизованное подобие. Сольная партия написана в блестящем концертном стиле, партитура отмечена печатью чисто французской элегантности, изобилует изысканно тонкими сочетаниями скрипки с оркестром.

Альбан Берг
Концерт для скрипки с оркестром ‘Памяти ангела’ (1936)

1. Andante — Allegretto
2. Allegro — Adagio

Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга посвящён памяти талантливой юной скрипачки Анны Гропиус — дочери вдовы Густава Малера, умершей в семнадцатилетнем возрасте (имени её в посвящении нет. Там сказано лишь: «Dem Andenken eines Engels» — «Памяти ангела»). Концерт основан на додекафонной теме, возносящейся от самого низкого звука скрипки ввысь, в верхний регистр, где зависает на «фа» третьей октавы. Во 2-м разделе второй, последней части, Берг цитирует хорал Баха, удивительно органично вписывающийся в двенадцатитоновую ткань Концерта. В музыке царит просветленная созерцательность и отрешенность.

Д. Шостакович
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, соч. 77 (1948)

I. Nocturne (Moderato)
II. Scherzo (Allegro)
III. Passacaglia (Andante)
IV. Burlesque (Allegro con brio — Presto)

Шостакович написал свой первый скрипичный концерт в 1948 году. В концерте выражено с присущей только этому композитору пронзительной остротой настроение той эпохи, «темнота 20-ого столетия.»

Бела Барток
Концерт для скрипки с оркестром No.2 (1938)

I. Allegro non troppo
II. Andante tranquillo
III. Allegro molto

Второй концерт для скрипки с оркестром Белы Бартока давно стал музыкальной классикой XX века, сделав народные венгерские ритмы с восточноевропейских задворок достоянием мировой классики. «От мрака, ужаса и безысходности наших дней — к миру, свету и радости» — так можно было бы охарактеризовать скрытую программу этого концерта.

Эдвард Элгар
Концерт для скрипки с оркестром, op.61 (1910)

I. Allegro
II. Andante
III. Allegro molto

Концерт Элгара в си миноре, Опус 61, написанный в 1910 году — один из немногих удержавшихся в репертуаре английских «старомодных» концертов, сотканный из знакомых романтических формул, демонстрирует викторианское великолепие и эмоциональную чувствительность одновременно.

Кароль Шимановский
Концерт для скрипки с оркестром No.2, Op.61 (1933)

Второй концерт Шимановского объединяет французскую созерцательность со славянской необузданностью, древний гуцульский фольклор и современный музыкальный язык. Духом народных ритмов, задором и лирической искренности наполнена партитура — композитор проникает в те глубины, где находятся архаические праинтонации польской музыки.

Рубрики: Музыка/Скрипичная
Музыкальные жанры и формы/Концерт
Композиторы

Метки: Сибелиус Прокофьев Стравинский Хачатурян А Равель Берг Альбан Шостакович Д Барток Элгар Э Шимановский К

Процитировано 19 раз
Понравилось: 18 пользователям

Источник

Оцените статью