Шимановский — Соната для скрипки с фортепиано
Шимановский — Соната для скрипки с фортепиано. Скачать ноты Шимановский — Соната для скрипки с фортепиано вы можете на этой странице. Это прекрасное произведение — признаный шедевр произведения для романтической скрипки всемирно известного творца скрипичного сочинения. Сочинение удивляет слушателей захватывающей мелодичностью интонаций у чарующей скрипки и сопровождения и прочими композиторскими особенностями. Сочиненный скрипичный опус впечатляет исполнителя динамичной и внятной скрипичной выразительностью произведения и многими другими скрипичными особенностями. |
Для скачивания PDF файла, нажмите кнопку «Скачать ноты» под соответствующим нотным материалом.
Для просмотра первых страниц произведения Шимановский — Соната для скрипки с фортепиано щелкните по уменьшенному изображению.
Партия: Отсутствует
Клавир: 32 стр. 1995 K
Источник
Шимановский соната для скрипки фортепиано ноты
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
К. Шимановский — Соната для скрипки и фортепиано Ре минор (Д. Ойстрах / В. Ямпольский)
Иногда мне кажется, что лучшие произведения позднего романтизма генерировали ту страсть, которая жила в композиторах XIX века, и выплескивали ее подобно тому, как взрывающийся вулкан выплескивает клокочущую лаву. Такова Соната для скрипки и фортепиано польского композитора Кароля Шимановского, написанная в 1904 году. Музыка Шимановского в силу своей специфичности не слишком известна, хотя в последнее время появляется все больше записей его сочинений. В СССР произведения Шимановского (он, кстати, состоял в родстве с пианистом и педагогом Г.Г. Нейгаузом) иногда исполняли Святослав Рихтер и Давид Ойстрах. В интерпретации последнего я впервые и услышал эту сонату. Прославленному скрипачу аккомпанировал Владимир Ямпольский.
У меня неровное отношение к музыке Шимановского, но в этом произведении талант 22-летнего композитора раскрывается в полной мере. Оно ни в коем случае не сентиментальное, не сладострастное, чем излишне грешат, например, некоторые произведения Чайковского для скрипки и фортепиано, в нем есть немецкая основательность, серьезность. И при этом терпкие, полные отчаянной, подчас сумасшедшей страсти мелодии скрипки буквально сжигают душу. Первая часть — это сплошной вихрь страстей. Главная тема второй части — одна из самых нежных и проникновенных мелодий, которые я когда-либо слышал. Это и есть романтическая музыка в наивысшем проявлении. Третья часть служит органичным завершением Сонаты, возвращая к неистовым настроениям первой. Фортепианные партии этого произведения иногда напоминают музыку великого земляка Шимановского Фредерика Шопена.
Когда я впервые услышал Скрипичную сонату Шимановского, то на какое-то время потерял покой, не мог найти себе места. Эта музыка даже снилась мне. Польский композитор до этого был известен мне по фортепианным, не особенно любимым мной мазуркам, Второй фортепианной сонате, а также Скрипичным концертам, которые считаются его вершинными сочинениями. Но уже в Первом концерте для скрипки с оркестром Шимановский попытается отойти от романтической эстетики, создав нечто принципиально отличное от нее. Скрипичная же соната — это сердцевина романтизма, такая же неотъемлемая его часть, как Сонаты Шумана, Брамса, Франка, Хиндемита. А ведь на тот момент романтизму как направлению музыки оставалось жить совсем недолго. Но благодаря таким сочинениям он все еще пылал — и пылает до сих пор.
Недавно я послушал Скрипичную сонату в исполнении этих неизвестных мне музыкантов: http://www.amazon.com/Szymanowski-Britten-Grieg-Violin-Sonatas/dp/B000TGXRXM/ref=sr_shvl_album_1?ie=UTF8&qid=1323039464&sr=301-1. Очень впечатляющая интерпретация! Скрипач и пианист — единое целое, их невозможно отделить друг друга. У скрипача поражают утонченный, изысканный звук и умение достигать объемности, насыщенности звучания в целом, что так важно для романтической музыки. В этом отношении его почерк напоминает мне манеру игры французского скрипача Кристиана Ферра. И хотя в Ойстрахе и Ямпольском я все равно не разочаруюсь, это исполнение стало одним из самых больших музыкальных открытий последних месяцев.
Если бы я мог чувствовать так, как чувствовал композитор, писавший эту музыку. Наверное, я был бы совершенно другим человеком.
Источник
Роберт Шуман. Сонаты для скрипки и фортепиано
В 1850 г. Роберт Шуман с семьей поселился в Дюссельдорфе. Жизнь композитора клонилась к закату – оставались считанные годы до того времени, когда прогрессирующая болезнь лишит его возможности не только творить, но и жить нормальной человеческой жизнью – но прежде, чем это произойдет, Шуман переживает последний творческий взлет. Он ищет новые средства музыкальной выразительности, задумывается о новых крупных произведениях, осваивает новые для себя области творчества – и одной из таких областей стал жанр скрипичной сонаты, в котором Шуману прежде не доводилось работать.
К созданию сонаты для скрипки композитора подтолкнул концертмейстер лейпцигского оркестра Фердинанд Давид, с которым Шуман познакомился в Лейпциге. Именно по его просьбе композитор взялся за сочинение сонаты для скрипки. Возможно, просьба скрипача стала только внешним поводом – в поздний период творчества мелодический рисунок произведений Шумана приобретает особую распевность, закругленность, и это располагало к обращению к скрипке.
Осенью 1851 г. Шуман создает Сонату для скрипки и фортепиано № 1 ля минор. Отличительные особенности этого произведения заключаются в его миниатюрности, камерности и удивительной поэтичности. Особую роль играет в ней тревожная и тоскливая главная партия первой части, начальные мотивы которой возвращаются с небольшими изменениями в других частях цикла – словно неотвязная мысль, не дающая покоя. Примечательно изложение темы в низком регистре – скрипка звучит почти как виолончель. Во второй части – Allegretto – сопоставляются различные образы: пасторальный напев сменяется меланхолической мелодией в духе романса, затем возникает скерциозная тема. В финале вновь возникают мотивы первой части, которые постоянно напоминают о себе – и уйти от них невозможно.
Результат собственного труда не удовлетворил Шумана – композитор счел Сонату ля минор неподходящей для Фердинанда Давида и написал Сонату № 2 ре минор, которая была снабжена подзаголовком «Большая». От предыдущего произведения она отличается не только масштабом, но и эмоциональным тонусом, напряженностью чувств. Гармония характеризуется функциональной неустойчивостью, она насыщена диссонирующими созвучиями. Весьма интересно соотношение инструментов: в некоторых моментах фортепианная партия откровенно выходит на первый план. Соната представляет собой четырехчастный цикл, но вторая и третья части в ней относительно обособлены, составляя своеобразный «рассказ в рассказе»: они близки тонально, а темы вариационного цикла второй части и скерцо связаны интонационно.
Наименее известной оказалась впоследствии Соната № 3 ля минор, созданная в 1853 г. Ее написанию непосредственно предшествовало участие Шумана в создании коллективной сонаты «F-A-E» – таковы были первые буквы немецкой фразы «Frei aber einsam» («Свободен, но одинок»), личного девиза скрипача Йозефа Иоахима, с которым Шуман незадолго до этого познакомился. Вместе с двумя молодыми коллегами – Альбертом Дитрихом и Иоганнесом Брамсом – Шуман создал для этого музыканта сонату, в основу которой было положено сочетание «фа-ля-ми», соответствующее буквам заглавия. Из четырех частей цикла Шуман создал две – вторую (Intermezzo) и заключительную. После премьеры в доме Шумана – в исполнении Иоахима и Клары Шуман – ноты остались у скрипача, в 1906 г. он опубликовал часть, написанную Брамсом, а целиком коллективная соната не издавалась до 1935 г. Но Шуман использовал две написанные им части для создания новой сонаты: финал остался таковым, Интермеццо стало третьей частью, первая и вторая были написаны специально для Сонаты № 3.
Источник