Типы корпусов акустических гитар
Опубликовано: 2016-01-07 / Автор: Сергей Хмарук
Мы продолжаем изучать устройство гитары и в сегодняшней статье мы с вами рассмотрим основные типы корпусов акустических гитар, а также влияние их формы на звук инструмента. Всем начинающим гитаристам рекомендуем прочитать ее до конца, т.к. здесь вы узнаете для себя много нового и интересного.
Многие, наверное, из вас уже знают, что достаточно много различных факторов могут влиять на звучание гитары, поэтому в одной статье их все описать довольно сложно, но вот такие параметры как форма и размер корпуса значительно влияют на звук акустической гитары. Их мы и рассмотрим сейчас более подробно.
Общая картина такова, что если мы предварительно знаем конфигурацию и размер корпуса, а также породу древесины из которого он сделан, то вполне возможно с относительной легкостью предугадать и его звучание. О породах древесины у нас уже была очень подробная статья, прочитать ее можно здесь.
Типы корпусов акустических гитар
Размеров и форм акустических гитар существует примерно столько же, как и мастеров, которые изготавливают эти инструменты. На сегодняшний день почти каждый лютье с легкостью копирует во всех деталях любой традиционный инструмент и плюс ко всему, обязательно привносит в конечный продукт что-то свое. Но все же не смотря на этот факт, существуют общепринятые стандарты, размеры и формы, от которых отталкиваются большинство гитарных мастеров. Сегодня это три основные размера:
- Dreadnaught — стандартный вестерн
- Orchestra Model — оркестровая модель
- Jumbo — «джамбо» (увеличенный корпус)
Два первых типа конструкции корпуса, которые и по сей день самые известные и распространенные, были разработаны компанией Martin. Вестерны и оркестровые модели – это Martin D-28 и Martin OM-28 соответственно. Конструкция третьего типа, а точнее его разработка, принадлежит фирме Gibson, у которой модель Gibson J-200 до сих пор является традиционной американской «джамбо» гитарой.
Ниже приведена таблица, которая отображает основные размеры трех вышеописанных конструкций. Стоит отметить также, что на практике обычно каждая отдельно взятая гитара слегка будет отличаться размерами от значений в таблице. Но несмотря на это, все же более 90% инструментов гарантировано приблизительно будут соответствовать этим размерам и параметрам.
Ну а теперь рассмотрим в частности каждую отдельно взятую конструкцию и узнаем какие звуковые характеристики им присущи, а также попытаемся понять какими способами можно «подогнать» звучание до нужного нам результата.
Dreadnaught
Гитары с корпусом «стандартный вестерн» (dreadnaught) характеризуются более выраженными басами со своеобразным «рокочущим» звуком. Низкие частоты преобладают в ритм-партиях и при жестком аккомпанементе. Такая гитара идеально подойдет для игры в ансабле и игры аккордами, а вот для соло партий не всегда будет удачным вариантом. Как пример, акустическая гитара Fender CD-60 очень качественный инструмент.
Orchestra Model
Тип корпуса «orchestra model» имеет, как правило, ровное и «мягкое» звучание – идеальный баланс между нижними и верхними струнами. Гитары в таком исполнении прекрасно подойдут для игры перебором, а еще они ценятся звукоинженерами за то, что их хорошо амплифицировать обычным микрофоном. К основному недостатку можно отнести лишь слабую громкость инструмента, если к примеру, играть на такой гитаре в акустическом ансамбле. Еще довольно часто не хватает басов особенно при жестком стиле аккомпанемента.
Jumbo
Ну и последний тип корпуса акустической гитары – «jumbo», который является неким компромиссом между двумя предыдущими. Его основной плюс – это большой корпус, который усиливает звук до уровня стандартного вестерна (иногда даже сильнее), а его симметричная конфигурация делает его сбалансированным и приближенным к оркестровой модели с характерным «сочным» оттенком. «Джамбо» гитары хорошо подходят для смешанных стилей музыки, особенно при игре на сцене. Также очень популярны и 12-ти струнные джамбо.
Теперь, когда в общих чертах нам стало понятно влияние конструкции корпуса гитары на звук, мы постараемся рассмотреть все детали более подробно.
Влияние корпуса на звук
Нам уже известно, что чем больше корпус гитары, тем громче она звучит. А вот что касается баланса частотных характеристик, то в практически любой конструкции хороший мастер может легко их подправить и сделать более выраженными низкие, средние или высокие. Все это достигается путем правильной обточки пружин и правильного подбора материалов. Как правило, звонкость гитары повышается благодаря меньшей толщине пружин и поэтому обычно мастера вначале корпус склеивают, а потом уже через отверстие резонатора точно «подгоняют» заранее наклеенные пружины.
Также не менее важен и диаметр самого резонаторного отверстия. Если он будет слишком большим, то это скажется на недостатке басов. Но счастью, большинство производителей делают его диаметр стандартным в 4 дюйма (для фолк гитар) и связано это в основном с тем, что многие фирмы производящие звукосниматели для акустических гитар, учитывают этот размер (звукосниматель должен четко вставляться в это отверстие и хорошо держаться за его края).
Еще один не маловажный момент – ширина талии корпуса, чем она уже, тем больше у инструмента будут преобладать средние и высокие частоты, и чем более симметричными окажутся нижняя и верхняя части корпуса гитары, тем более сбалансированным будет ее звук. А чем более глубоким будет корпус, тем соответственно и звучание инструмента будет глубже.
Безусловно, есть еще очень много других факторов, которые в различной степени могут повлиять на звучание инструмента. Например, это может быть крепление грифа, его вес или же конструкция струнодержателя. Хотя, все эти факторы не столь существенно отражаются на звучании и их скрупулезно принимают во внимание лишь не многие мастера, пытающиеся изобрести нечто необычное и уникальное. В промышленных масштабах такие мелочи конечно же не учитываются, а применяют в основном общепринятые стандарты.
Источник
Типы корпусов гитары и их влияние на звук
Звучание инструмента определяет очень много различных факторов, и описать их все в одной статье просто невозможно, однако тот факт, что и размер, и форма корпуса гитары влияют на звук, издаваемый им, остаётся неоспоримым. Далее речь пойдёт именно о том, какие бывают виды и размеры корпусов гитары, и как именно зависит звучание инструмента от его корпуса.
Разнообразных форм и размеров акустической гитары есть большое множество, почти столько же, сколько насчитывается в мире изготовителей этого инструмента. Почти все, кто на сегодняшний день производят гитары не слепо следуют какому-то общепринятому канону, а вносят каждый что-то новое. Но все же существуют общепринятые типы гитар, от которых большая часть мастеров и отталкивается. На данный момент этих типов три.
1. Orchestra Model — оркестровая модель (классическая гитара, классика)
2. Dreadnaught — (дредноут, вестерн, эстрадная гитара, эстрадка)
3. Jumbo — (джамбо) — гитара с увеличенным корпусом
Две первые конструкции впервые были придуманы компанией Мартин и до сих пор являются наиболее известными и узнаваемыми типами корпусов.
Третий вид конструкции, был разработан инженерами компании «Gibson», и до сих пор Gibson «Jumbo» J-200 в умах прочно ассоциируется с американской музыкой кантри и культурой реднеков.
Есть основные линейные размеры этих трех видов корпуса. Однако следует помнить, что на самом деле каждый инструмент может значительно отличаться размерами от таблицы, но большая часть гитар будут приблизительно соответствовать представленным размерам.
Таблица линейных элементов различных типов корпусов
Теперь рассмотрим, некоторые характерные признаки у звучания каждой конструкции.
Orchestra Model — звучание у гитар с данным видом корпуса, как правило, ровное и мягкое — отличный баланс между высокими и низкими струнами. На таких гитарах очень хорошо играть перебором, также они ценятся звукорежиссерами — он легко оцифровываются простым микрофоном. Но очень часто им не хватает мощности басовых струн, особенно если у вас очень жесткий стиль аккомпанирования.
Dreadnaught — у гитар этого типа гораздо ярче выражены басы. Звук «рокочущий». Полезный инструмент для игры вместе с другими гитарами. Для аккомпанирования и вообще игры аккордами незаменим.
Jumbo — это корпус, впитавший все лучшие черты первой и второй конструкций. Больший корпус увеличивает мощность звука до уровня дредноута, но так как он гораздо более симметричный, звук получается более сбалансированным, совсем как у классической гитары. Эти инструменты очень хороши для смешанных стилей, а особенно рекомендуется использовать их на сцене.
В общих чертах мы уже знаем о влиянии конструкции корпуса на звук гитары, давайте рассмотрим все более подробно.
Все уже понятно, чем более объемный корпус, тем громче звучит гитара. Что же касается частотного баланса, то хороший гитарный мастер может создать инструмент с ярче выраженными басами, средними или высокими частотами из инструмента с любой конструкцией. Достигается этот эффект путем внимательного подбора материалов и необходимой обточки пружин. Обычно, чем тоньше пружины, тем выше звучит гитара. Поэтому мастера часто сперва склеивают корпус, а затем через отверстие резонатора производят дальнейшую подгонку уже приклеенных пружин.
Кстати, диаметр этого самого отверстия не менее важен — чем больше, тем меньше низкочастотных звуков отражается от корпуса. Канон для диаметра этой детали конструкции — 4 дюйма.
Еще одной важной деталью является талия гитары, чем она уже, тем, выше звучание инструмента, и чем более симметричны верхняя и нижняя части корпуса, тем более сбалансированным является звук. Также известный факт — то, что чем более глубокий корпус, тем глубже звучание инструмента.
Разумеется, есть еще множество факторов, которые влияют на звук инструмента: к примеру, крепление и вес грифа, или конструкция струнодержателя. Однако, честно говоря, эти факторы мало отражаются на звучании и принимаются во внимание лишь единицами, пытающимися изобрести нечто необычное. В целом же гиганты среди производителей гитар (вроде Fender-а и Gibson-а) эти мелочи не учитываются, а используются простые общепринятые стандартные правила.
Источник
Все о размерах гитар
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Размерный ряд гитар не такой широкий, как у одежды или обуви, но именно этот параметр оказывает огромное влияние на удобство и качество издаваемого звука. Инструмент подбирается индивидуально, музыкант должен не только подержать гитару и понять, подходит ли она ему, но и попробовать сыграть – проверить звучание, качество струн и удобство при игре. Подарить шестиструнный музыкальный инструмент кому-нибудь не так-то просто, но можно облегчить себе задачу, изучив основные параметры гитар и разобравшись, какая именно подойдет для определенного роста и возраста.
Основные параметры гитар
Гитара может использоваться как в качестве солирующего, так и в роли аккомпанирующего инструмента. Она применяется повсеместно – в школьных кружках, музыкальных школах, во время походов и для серьезных концертов на большой сцене. Все существующие гитары похожи своей формой и материалами, из которых они изготавливаются, но есть серьезное отличие – размеры.
В самом обычном музыкальном магазине проблем с выбором не возникнет, ведь можно не только оценить покупку самостоятельно, но и обратиться к консультанту за помощью. При покупке в интернет-магазинах появляются трудности – никто не подскажет, да и примерить инструмент не получится.
Избежать этих трудностей можно, ознакомившись с существующими размерами гитар.
Данный параметр – один из важнейших, ведь струны и другие детали можно заменить, а поправить размер не получится. Чтобы ошибок не было, нужно рассмотреть такие обозначения, как 4/4, 1/2, 3/4 и 7/8. Эти цифры необходимы для указания размеров гитар с помощью метрической системы – в ее основе лежат практически неизвестные в России и странах СНГ дюймы. Дробные значения были созданы для сокращения расчетов – каждое число соответствует определенной длине в дюймах.
Важный нюанс заключается в том, что измерение полной длины гитары проводится от грифа до конца корпуса, а длина корпуса (еще один необходимый показатель) измеряется от мензуры до бриджа.
Принято подразделять размерный ряд гитар на несколько подкатегорий.
4/4 – стандартный размер, его также называют «целым». Его полная длина составляет 1000 мм или 40-41 дюйм, а размер мензуры 650 мм. Ширина грифа стандартная, а вот корпус шире, чем у других моделей – 368 мм. Такая гитара подходит музыкантам, чей рост не меньше 160 см. Еще один показатель, на который нужно обратить внимание – длина руки.
Следующая по размеру гитара – 7/8, является уменьшенной копией 4/4. Специалисты называют этот инструмент переходным, ведь он является средним между двумя стандартными. Найти такой сложнее, чем любой другой, поэтому чаще всего делают на заказ. Длина составляет 38-39 дюймов, звучание немного уступает взрослой гитаре по насыщенности, но подростки и миниатюрные взрослые могут без проблем выступать с такой гитарой на сцене.
3/4 – гитара, которая всего на несколько единиц отличается от предыдущего варианта и имеет длину в 36 дюймов. Она отлично подходит детям от 9 до 15 лет и взрослым с небольшими кистями рук. Рост исполнителя может варьироваться от 140 до 157 см. Такие модели удобно брать с собой на природу или в поездки, поэтому даже профессионалы не отказываются от миниатюрной гитары.
После 3/4 располагается гитара с размером 1/2, длина которой 34 дюйма. Это отличный вариант для учеников начальной школы и детей, учащихся в 5-6 классе. Звук несколько приглушен и не такой насыщенный, как на полноразмерном инструменте, но такая гитара идеально подходит для обучения.
Часто они хотят быть похожими на взрослых, а маленькая гитара размером 1/8 им в этом поможет.
Покупать инструмент малышам не такая глупая затея, как считают многие, ведь детские игры могут перерасти в нечто большее.
Такие модели имеют размер 23 дюйма и более насыщенное звучание, чем 1/2 и 2/3, поэтому дети 5-7 лет могут использовать их не только для игры в семейном кругу, но и во время выступлений в детском саду и школе.
Акустические
Подбор гитар не имеет сильной зависимости от типа гитар, но все же этим нельзя пренебрегать. Многие начинающие гитаристы не могут понять разницу между классической гитарой и акустической. Звук акустики отличается звонкостью. Это связано с тем, что на акустике устанавливают металлические струны, которые с большим и полым корпусом помогают звуку резонировать. В целом корпус акустики сравнительно тяжелее и массивнее, чем у классики. Кроме того, зачастую отличается форма гитар. Гриф при этом довольно узкий. Принято играть медиатором, поэтому у многих моделей имеется специальная прокладка, различные пальчиковые техники освоить будет не так сложно.
Классические
Есть легенда, что именно классическая гитара имеет наиболее приближенный вид к первым гитарам в мире. Если акустическая гитара снаряжена металлическими струнами, то на классике всегда устанавливают нейлоновые аналоги. Стоит отметить, что нейлоновые струны считаются более щадящими, поэтому новичкам советуют учиться на классике. Подушечки пальцев будут болеть в любом случае, но менее твердый материал смягчит ущерб. Однако придется научиться настраивать струны.
Главной особенностью классики является большой гриф. Корпус имеет большую высоту и по размеру превышает акустику.
Бас-гитары
Гитара имеет принципиально отличный от классики и акустики дизайн, стильный корпус и всего 4 струны. Бас-гитары имеют свои функции и обладают особенным, более низким и насыщенным звучанием. Принято считать, что басист всегда стоит позади из-за того, что его мелодия максимально сочетается с ударными инструментами. Если обычные гитары могут играть несколько ролей, то бас-гитара, как правило, только задает ритм.
Выбрать бас-гитару можно по росту человека и длине его ладони, ведь именно ей придется прикрывать гриф и перебирать струны.
- 1/4 подходит для человека ростом 90-100 сантиметров, длина ладони которого составляет 10-12 см. Длина мензуры на таких гитарах 48 см, а общая длина инструмента – 73-80 см.
- 1/2 – инструмент, который будет удобен людям с ростом 100-130 см и длиной ладони 12-14 см. В этом случае длина мензуры может быть от 54 до 57 см, а полная длина от 83 до 90 см.
- 7/8 немного больше предыдущих гитар, ее стоит приобрести, если рост гитариста составляет 140-153 сантиметра, а длина ладони – 15-16 см. Определить размер можно по длине мензуры – она может быть 59-62 см, или по общей длине инструмента – от 92 до 99
- 4/4 – полноразмерная гитара, которая подойдет подросткам и взрослым, чей рост от 154 сантиметров, а длина ладони – 17 см и больше. Обычно длина ладони соответствует росту, но если человек высокий, а руки у него небольшие, смотреть нужно по размеру ладошек. Длина мензуры у бас-гитар 4/4 может быть как 61 см, та см.к и 72 см, а общая длина инструмента – 101-106 см.
Как определить?
В магазинах консультанты или продавцы всегда подскажут, какого размера гитара находится перед покупателем, а вот во время покупок в интернете часто указана только длина или же написано, для какого возраста инструмент предназначен. Увы, но не все дети и взрослые одинаковые – кому-то в 14 лет понадобится инструмент 4/4, а кому-то – 1/2 или 3/4. Чтобы самостоятельно определить размер товара, необходимо соотнести полную длину и длину мензуры. Они должны соответствовать показателям, указанным выше.
Мензура представляет собой всю рабочую, звучащую часть струны. Средняя длина рабочей поверхности составляет 65 см, ее можно сравнить с размахом руки.
Соответственно, чем меньше рука и пальцы у гитариста, тем меньше должна быть длина мензуры.
Как подобрать размер?
Для того чтобы не ошибиться с выбором, необходимо обратиться к продавцу или консультанту, который подскажет точный размер. Если гитара берется ребенку, то покупка, совершенная с перспективой на будущее, разумна. Однако не стоит покупать подростку «взрослую» гитару. При выборе лучше ссылаться на такие параметры, как рост и длина ладошки. Если гитара предназначена для взрослых, то наиболее значимым показателем должна быть длина мензуры, так как общий размер гитары может быть обманчив.
Чтобы понять, подходит модель или нет, нужно взять гитару в руки. При правильном положении рук согнутая в локте левая рука должна доставать пальцами до колка 4 струны без особого напряжения. Если приходится растягивать пальцы, и прикладывать усилия, то имеет смысл рассмотреть гитару поменьше.
Размер ладони имеет принципиальное значение. Если гриф будет слишком широк для музыканта, то пальцы будут в постоянном напряжении.
Для того чтобы зажать некоторые аккорды, придется вытягиваться. Данная проблема приведет к тому, что невозможно будет сыграть некоторые приемы. Наоборот, слишком малый гриф доставит дополнительное неудобство еще и правой руке. Левая же рука будет сильно напрягаться, чтобы сделать звук чистым. Узнать оптимальный размер грифа несложно, пальцы должны свободно дотягиваться до любой струны.
Сейчас многие исполнители предпочитают приобретать свои инструменты через интернет-платформы. На изучение параметров, определяющих индивидуальный размер для гитариста, уйдет несколько минут, зато количество ситуаций, когда придется возвращать товар, сведется к нулю. Чтобы гитара полностью подошла музыканту, нужно обратить внимание всего на несколько пунктов: длину ладони, возраст и размах руки. Чтобы инструмент устроил гитариста полностью, он должен не просто сравнить характеристики, выбрать материал изготовления, струны и рисунок на гитаре, но и подержать ее в руках. Только так можно выбрать идеального спутника музыкальной карьеры.
Источник