Высота струн на гитаре
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Высота струн над порожками грифа гитары — важнейший параметр, определяющий качество инструмента и комфорт игры на нём. На классических гитарах высоту струн отрегулировать, не вмешиваясь в конструктивную настройку производителя, невозможно. На электрогитарах и некоторых акустических моделях такая возможность предусмотрена изначально на фабрике по изготовлению музыкальных инструментов или частными мастерами. На этот параметр имеются свои нормативы для каждого вида гитар.
Нормы расстояния
При выборе гитары обязательно нужно не только визуально осмотреть струны, ровность грифа, состояние порожков, бриджа, колкового механизма, целостность и размеры акустического корпуса, но и линейкой проверить расстояния от струн до порожков.
Дело в том, что слишком большое значение высоты струн будет влиять на удобство прижатия струн и степень прилагаемого для этого усилия. Все эти характеристики прямо пропорциональны величине расстояния. Пальцы гитариста быстро устанут от чрезмерных напряжений при взятии аккордов, выполнении многих приёмов и гитарных эффектов.
Звук и скорость игры тоже пострадают: первый потеряет свою яркость и чистоту тона, а беглость пальцев снизится. Такие струны потребуется опустить.
Однако и слишком низкое положение струн на грифе не всегда радует гитариста. В этом случае они при колебаниях могут задевать порожки, дребезжа или издавая искаженный звук.
Разумеется, незачем измерять этот параметр на каждой струне и по всем 18 или 22 ладам. Если струны установлены одного калибра, то отношение толщины всех элементов комплекта между собой строго нормируется у производителей.
Чтобы убедиться, нормальная ли высота струн на гитаре, обычно достаточно произвести замеры над 1 и 12 ладами (их порожками) для первой струны и шестой.
Детали по оптимальной высоте струн над грифом гитары для конкретных разновидностей этого музыкального инструмента приводятся ниже.
Для акустической
Акустические гитары имеют металлические струны (сталь с обмотками из бронзы, серебра или меди). Они бывают жёсткого и мягкого натяжения, поэтому в расчёт высоты струн на предприятии, занимающемся изготовлением музыкальных инструментов, берётся так называемый оптимальный предел амплитуды колебания струн разного натяжения.
Отсюда и определяется, какой правильной высоты должны быть струны на тех или иных инструментах для их качественного звучания и удобной игры без лишних усилий по прижатию.
Нормальная высота первой струны должна быть в пределах:
- над XII порожком: 1,5-2 мм;
- над порожком I лада: 0,3-0,4 мм.
Высота шестой струны в то же время должна составлять:
- над XII порожком: 2,0-3,5 мм;
- над порожком I лада: 0,4-0,9 мм.
Для измерений на XII ладу удобно пользоваться металлической измерительной линейкой, отсчёт у которой начинается с торца. Её располагают торцом прямо на 11 и 12 порожки, что даёт более точный результат измерения.
А для контроля струн на первом порожке лучше изготовить плоский щуп, толщина которого с одной стороны будет равна значению измеряемой высоты первой струны, а с другой — шестой.
Можно воспользоваться специальным набором щупов, применяемыми для настройки высоты струн разных музыкальных инструментов.
Для электрогитары
На электрогитаре играют практически на тех же струнах, что используются и для акустических инструментов.
Но чаще всё-таки ставят комплекты с серебряной обмоткой, так как удобней играть медиатором — он лучше скользит по таким струнам.
На электрогитарах оптимальный интервал высоты струн следующий:
- первая струна над порожком последнего лада — 1,5-1,6 мм, над I ладом — 0,2-0,3 мм;
- шестая над последним порожком 1,9-2,1 мм, над первым — 0,5-0,7 мм.
На бас-гитаре
Бас-гитара оснащается довольно толстым комплектом струн, поэтому высота их над грифом превосходит значение высоты для обычных электрогитар. Для сравнения сведём параметры, рекомендуемые для последнего лада бас-гитары и ритм-гитары, в одну таблицу:
Данные, конечно, могут отличаться в зависимости от моделей музыкальных инструментов и комплекта струн, но вполне пригодятся начинающим музыкантам при выборе своей первой — учебной — электронной или бас-гитары.
На классической
На классических гитарах натянуты нейлоновые струны — стальные ставить на них нельзя, так как конструкция инструмента не выдерживает силу натяжения металла. То же самое касается и гитар фламенко. И хотя с виду эти две разновидности очень похожи, но по высоте струн над грифом они сильно отличаются.
Критериями правильного изготовления по этому параметру для них являются расстояния от струн №1 и №6 до порожков над XII ладом.
Вот эти величины:
- классическая модель: 3,5-4,0 мм для первой струны, 4,0-4,5 мм — для шестой;
- гитара фламенко: 2,1-2,5 мм и 2,5-3,0 мм для первой и шестой соответственно.
12-струнная гитара
На этом виде инструмента ориентироваться следует по основным шести струнам. Учитывая тот факт, что «двенадцатиструнки» в основном выпускаются в полуакустическом или электрическом вариантах, то нормальной высотой их струн можно считать средние показатели между акустической гитарой с металлическими струнами и электрогитарой. Но у этих моделей струнный калибр редко выходит за пределы средних по причине большой силы натяжения 12 металлических проволок.
Наиболее близкими к идеалу будут такие цифры (на последнем ладу):
- 1-я и 2-я сдвоенные струны (обе одинаковые по толщине) – 1,9 мм;
- 3-я и 4-я сдвоенные – 2,0 мм;
- 5-я и 6-я сдвоенные – 2,1 мм;
- 8-я основная – 2,2 мм;
- 10-я основная – 2,3 мм;
- 12-я основная – 2,4 мм.
В зависимости от номера калибра высота может варьироваться в пределах +/- (0,2-0,4) мм.
Кроме того, значение имеет и индивидуальная манеры игры. Если гитарист играет мягко, не злоупотребляет жёсткими ударами по струнам, то высота настраивается по минимальному значению. В противном случае необходимо поднять струны выше, чтобы не допускать биения их о металлические порожки.
Почему может поменяться?
Даже если при покупке гитара не имела никаких изъянов, полностью отвечала нормам конструкции аналогичных моделей, то со временем не исключены некоторые отклонения от заданных параметров. Есть разные причины, объясняющие такие неприятности.
- Деформация корпуса инструмента, грифа, нижнего порожка. Все эти факторы как по раздельности, так и сообща могут оказать влияние на высоту струн над грифом. Дело в том, что нижний и верхний порожки инструментов находятся на одной высоте, поэтому любое изменение положения грифа, корпуса или нижнего порожка обязательно приводит к нарушению правильности взаиморасположения порожков на корпусе (нижний) и грифе (верхний). Прямая между ними по отношению к плоскости грифа может оказаться либо под большим углом (расстояния до порожков увеличится), либо, наоборот, уменьшится (высота струн уменьшится). Вершиной угла считается верхний порожек.
- Замена струн на меньший номер калибра, особенно резкий переход, например, от «17» к «10». Комплект «десятки» значительно мягче «семнадцатого» и существенно тоньше, поэтому удивляться не стоит, если гитара задребезжит при звукоизвлечении: и сила натяжения ослабнет (гриф немного «распрямится»), и размах колебания более мягких струн увеличится.
- Смена манеры игры на более агрессивную. Жёсткие удары медиатором вызывают большую амплитуду колебаний, нежели мягкий перебор пальцами.
- Иногда при смене калибра с тонкого номера на более толстый проявляется проблема заводского брака — неровность выступа металлических порожков над грифом. Толстый комплект требует большего расстояния от порожков, а если его недостаточно на каких-то порожках, то звука вообще может не быть. Углубление прорезей для струн на верхнем порожке. При некачественном материале, из которого выполнили эту часть инструмента, такая неприятность вполне возможна. А также такой результат бывает у низкосортных гитар, плохо держащих строй, которые по 10 раз за день подстраивают. От подобного инструмента нужно без жалости избавляться, чтобы не тратить драгоценное время и свои нервы.
- Нарушение обмотки толстых струн. При их зажатии на ладу размотанным местом они «просаживаются» до недопустимого предела высоты над всеми порожками выше по грифу. В результате происходит биение о порожек или даже глушение звука.
- Нарушилась отстройка бриджа на электрогитаре. Это бывает часто при активной игре на инструменте, ничего страшного нет.
Как настроить?
Способы настройки высоты струн над грифом зависят от моделей инструментов и производителя.
Для регулировки этого параметра при смене калибра изделий у акустических и электрических гитар имеется специальное устройство — анкер, вставляемый в гриф по всей его длине. Задача металлического анкера, представляющего собой длинный круглый либо квадратный штырь, препятствовать изгибу грифа под действием значительной силы, оказываемой на него струнами при их натяжении.
Отрегулировать посредством анкера положение грифа можно вращением винта специальным шестигранным ключом. Находится винт под верхней декой в специальной гнезде, а добраться до него можно через резонаторное отверстие со стороны грифа. На некоторых моделях акустических гитар, а также на многих электрогитарах регулировочные винты размещаются на головке грифа. Вращением винта против часовой стрелки добиваются большего значения высоты струн, а чтобы уменьшить её, винт вращают по часовой стрелке.
Однако прежде следует твёрдо убедиться в причине несоответствия высоты допустимым нормам.
Положение винта и степень сжатия либо сгибания грифа выставляют на фабрике музыкальных инструментов довольно точно, поэтому изменять без особых оснований заводскую настройку не рекомендуется.
И только в тех случаях, когда других причин неполадок, описанных выше, у инструмента не имеется, можно будет попытаться исправить ситуацию регулировкой винта анкера. Но делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить гриф или гитару в целом. Бывает, неисправность устраняется поворотом ключа всего на 1 градус в нужную сторону.
Неравномерность выступа порожков устраняют ручной их шлифовкой абразивным материалом (шкурка, надфиль).
Если нет опыта в таком деле, лучше обратиться в мастерскую по ремонту музыкальных инструментов.
Слишком высокий нижний порожек тоже можно подточить подходящим инструментом. Для этого сначала следует снять все струны, освободить порожек и сточить лишний миллиметр или сколько потребуется, чтобы понизить струны над грифом. По окончании вернуть струны на место, настроить гитару на нужный лад и проверить эффект от проделанной работы.
Пропил прорезей под струны на верхнем порожке при его замене в случае излишней глубины на старом делается строго по толщине струн. Пропил делается надфилями или пилками, специально предназначенными для этого.
Деформированные гриф и другие части гитары требуется менять на новые.
Чтобы гитара прослужила долго и не создавала проблем, гитаристу следует не только играть, но и создать за инструментом надлежащий уход и условия содержания: влажность воздуха и температуру в помещении. Храниться гитара всегда должна в чехле.
Источник
Notice: Undefined index: article_h1 in /var/www/new.kombik.com/cache/tpl_c/admin/blog/form.tpl.php on line 1
Хотя и то и другое — гитары, разница между классической и обычной акустической гитарой довольно существенная. Давайте разбираться, чем они отличаются.
Основные отличия:
- Струны
- Дерево
- Способ крепления струн к корпусу
- Ширина грифа
- Размеры / форма инструмента
- Струны
На акустической гитаре стоят стальные струны с оплёткой и без, а на классической — нейлоновые. Пожалуй, это самое главное, в чём отличается акустика и классика.
Естественно, ощущения при игре на этих гитарах совершенно различные, звучат нейлоновые и стальные струны тоже по-разному, поэтому и применяются эти гитары в разных стилях музыки. Нейлоновые струны мягче, но нельзя сказать, что на классической гитаре легче играть. Там много своих нюансов и любой инструмент потребует долгих часов занятий, прежде чем начнёт получаться что-то более-менее приятно звучащее.
Железные струны звучат в популярных песнях. Почти везде. Нейлон используется реже, обычно если нужно какое-то испанское или восточное настроение в композиции.
Конечно же, и то и другое — классно звучит, тут нет никаких правил. Что лучше подходит — то и используете. Нейлон звучит мягче. Железо — более перкуссивно, хорошо звучит с боем и переборами.
Дерево
Хотя некоторые породы древесины используются для сборки и акустических и классических гитар, всё-таки есть несколько важных отличий.
Самые популярные породы дерева для акустических гитар:
- Ситхинская ель (передняя дека)
- Ель Энгельмана (передняя дека)
- Красная ель (передняя дека)
- Красное дерево (используется как в корпусе так и в грифе)
- Энтандрофрагма цилиндрическая или сапеле (используется как в корпусе так и в грифе)
- Палисандр (задняя дека и обечайки)
- Акация или коа (передняя, задняя дека и обечайки)
- Клён (задняя дека и обечайки)
- Орех (задняя дека и обечайки)
- Вишня (задняя дека и обечайки)
- Кедр (передняя дека, также используется в классических гитарах)
- Чёрное дерево макассар (задняя дека и обечайки — используется редко)
- Тасманское чёрное дерево (задняя дека и обечайки — используется редко)
Самые популярные породы древесины для классических гитар:
- Кедр (передняя дека)
- Ель — разные сорта, но Энгельман — самый популярный (передняя дека)
- Красное дерево (передняя, задняя дека и обечайки)
- Клён (передняя, задняя дека и обечайки)
- Палисандр (задняя дека и обечайки)
- Энтандрофрагма цилиндрическая или сапеле (задняя дека и обечайки)
- Кокоболо (задняя дека и обечайки)
- Акация или коа (задняя дека и обечайки)
Как видите, различия есть и это сказывается на характере звучания инструмента.
Способ крепления струн к корпусу гитары
Есть 2 основных способа крепления струн к корпусу гитары, также как и 2 типа струн — с шариками на конце и без шариков.
Струны «с шариками» обычно ставятся на акустику, в корпусе гитары есть специальные дырочки, куда вставляется конце струны с шариком и далее зажимается специальным колышком. шарик не даёт струне выскочить из корпуса гитары.
Нейлоновые струны с шариками тоже бывают, но они не прячутся в гитару, а вставляются в порожек. Обычно нейлоновые струны идут без шариков и просто обматываются вокруг порожка вот так.
Ширина грифа
На классических гитарах это как правило 2” (50 мм) и выше
На акустических — 43 мм (1 11/16”) или 44 мм (1 ¾” ). У 12-струнных моделей ширина грифа может быть больше, чтобы уместить все струны, но эти 2 размера — самые распространённые.
Само собой ширина грифа = расстояние между струнами. Шем шире гриф, тем больше расстояние. У классических гитар оно больше. Поэтому многие музыканты любят обычные акустические гитары, ведь на них играть удобнее.
Размер и форма корпуса гитары
Есть много типов корпуса у акустических гитар, не будем их все перечислять, однако главное отличие от классики в том, что классика имеет более компактный корпус, чем акустика.
Конечно, бывают и акустические гитары с уменьшенным корпусом, но стандартные модели акустических гитар больше, чем классические. Это нужно учитывать при покупке кейса или чехла для вашего инструмента.
Также, покупая кейс для акустической гитары, важно понимать что универсального решения нет и кейс для джамбо и дредноута — это 2 большие разницы.
Анкер
Это такая железная штука внутри грифа, которая регулирует его прогиб. В акустических гитарах анкер есть, потому что стальные струны создают высокое натяжение и без анкера гриф просто сломается. В классических гитарах анкер не используется, так как натяжение струн на них намного меньше.
Крепление грифа к корпусу
На большинстве акустических гитар гриф крепится к корпусу в районе 14 лада. Иногда встречаются модели, где гриф крепится к корпусу в районе 12 лада, но это большая редкость.
На большинстве классических гитар гриф крепится к корпусу в районе 12 лада. Бывают исключения, но редко.
Колки
Колки на классической гитаре, как правило имеют открытый механизм, а на головке грифа под них есть специальные вырезы.
На акустической гитаре вырезов, как правило, нет, колки обычно имеют закрытый механизм.
Вырез под грифом
Классические гитары с вырезом встречаются гораздо реже. Это связано с дороговизной производства таких инструментов. Сделать стабильную классику с вырезом гораздо сложнее чем без выреза. Ну и, как правило, доступ к последним ладам — это уже требование серьёзного опытного музыканта. Начинающим это не нужно.
Выводы
Несмотря на то, что в последнее время граница между акустической и классической гитарой сильно размылась, это всё так же два разных типа инструментов с характерным им звучанием, тембром и ощущением при игре. Всё это сказывается на звучании. Пожалуй, самое важное отличие — это то, что эти гитары просто звучат по-разному. Нельзя сказать, что одно лучше чем что другое. Это дело вкуса. Если вам нравится классика, вы хотите учиться играть по нотам, изучать испанскую гитару, фламенко, романсы и т.п. — ваш выбор — классическая гитара. Если вы хотите быстро подобрать любимую песню и вам нравится современная музыка, выбирайте акустику
P.S. Несколько важных замечаний, которые могут вам помочь с выбором.
- На классической гитаре не играют медиатором, а играют пальцами, обычно приёмом «перебор».
- Классическая гитара звучит тише, чем акустическая. Соответственно акустика звучит громче. Из-за корпуса и железных струн.
- Нейлоновые струны расстраиваются быстрее, чем железные
- Боем лучше играть на акустике
- У акустики тоньше гриф, для многих это удобнее
- Акустика подоходит для большего числа стилей музыки, чем классика
- У акустики более длинный гриф, доступ к высоким ладам проще, чем у классики
- Стальные струны менее чувствительны к перепадам температуры
- Классическую гитару нужно чаще настраивать, потому что строй у неё плывет со временем
- На железных струнах начинающему гитаристу играть больнее. Должны появиться и пройти мозоли, после этого станет проще. Кожа станет толще.
- Классическая гитара звучит мягче, романтичнее, идеально подходит для латинской музыки
- Классическая гитара меньше в размерах, с ней легче путешествовать
Источник