Меню

Ширина верхнего порожка 12 струнной гитары

Порожки гитары: из какого материала выбрать и как установить

Комфортная игра гитариста и качество звука инструмента в целом зависят не только от того, правильно ли отрегулирован гриф и какие струны применяются. Важными деталями являются порожки.

Комфортная игра гитариста и качество звука инструмента в целом зависят не только от того, правильно ли отрегулирован гриф и какие струны применяются. Важными деталями являются порожки.

Верхний порожек

По названию легко догадаться, что такой элемент для «акустики» устанавливают непосредственно на грифе – там, где струна начинает свое звучание. Его размеры идентичны ширине грифа. Деталь имеет специальные насечки, а также желобки, которые нужны для фиксации струн.

Верхний порожек влияет на настройку звука. Его, как и прочие аксессуары для гитары, можно приобрести в любом магазине музыкальных инструментов. При монтаже принимают в расчет:

  • какой радиус имеет накладка;
  • сколько сантиметров составляет ширина грифа;
  • какова высота ладов.

Во время установки производят полную отстройку гитары. Для этого:

  1. Выставляют верхний порожек по высоте.
  2. Пропиливают.
  3. Доводят деталь до нужного состояния.

Каждый из них обладает определенными характеристиками, которые как раз и влияют на звучание гитары.

Чтобы заменить верхний порожек на акустической гитаре, нужно поступить таким образом:

  1. Снимите струны или максимально ослабьте их натяжение, если имеется некоторый запас.
  2. Положите инструмент на плоскую ровную поверхность.
  3. Выньте деталь из паза.
  4. Возьмите новый порожек и вставьте в углубление.
  5. Натяните пару струн посередине грифа, чтобы прижать деталь.
  6. Зафиксируйте остальные струны и настройте гитару.

Верхний порожек гитары

Нижний порожек

  • обозначается точка отсечки;
  • задается точный строй;
  • регулируется расстояние между струнами и грифом.

Нижний порожек является частью подставки – элементом подгрифка. Его размеры должны точно соответствовать пазу, в который он вставляется. Если неправильно отрегулировать его высоту, струны будут дребезжать или напротив, будут слишком далеко от грифа, что вызовет сложности при зажиме аккордов или отдельных нот. В результате левая рука гитариста начнет быстро уставать. В самом худшем случае могут быть травмы.

Материалы, из которых делают нижний порожек, точно такие же, что и у верхнего. Наиболее популярный вариант – кость. Она гораздо прочнее пластика и дает красивый звук. Отличить их очень просто – кость не сгибается, если ее продавить с усилием.

Для замены нужно ослабить или снять струны. Затем необходимо взять заготовку и отрезать ее ровно по размеру паза. После этого при необходимости подгоняют элемент до нужной высоты, стачивая снизу. В конце настраивают гитару.

Нижний порожек гитары

Какие можно сделать выводы

Порожки – неотъемлемая часть гитары. Как видите, их делают из разного сырья, от выбора которого зависит звучание инструмента. Заменить детали не так сложно.

Источник

Порожек для акустической гитары

Порожек для акустической гитары играет ключевую роль, несмотря на незначительные размеры. Деталь, ограничивающая звучащую струну, задает высоту струн. От приспособлений зависит, точно ли струна лежит на грифе, будет ли она строить по мензуре, удобно ли руке гитариста играть на инструменте.

Материалом изготовления является черное дерево, кость. Для гитар массового производства их изготавливают из пластмассы. Чтобы струны не смещались, приспособления располагают в желобках. Верхний закреплен к грифу сверху, нижний – опора для петли подгрифка. От высоты зависит звучание струн. Для высокого расположения потребуется больше усилий, чтобы прижать струны. Дополнительное натяжение дает не совсем верный звук. Если уровень занижен, это приведет к дребезжанию струн о лады.

Верхний

Из названия элемента понятно, что верхний порожек для акустической гитары размещается на грифе, откуда начинает звучание струна. Габариты совпадают с грифом по ширине. На нем расположены насечки. Сильно звучащая или выдающая неверную тональность указывает на неправильную установку или пропил детали. Насечками регулируются промежутки между струнами, которые прочно укладываются в желобки, не задевая друг друга, не соскальзывают во время интенсивной игры.

Для чего нужен

Приспособление отвечает за настройку звучания, приобретается в специализированной торговой сети. Для установки учитывают параметры:

  • радиус накладки;
  • ширину грифа;
  • высоту ладов.

Для инструментов с разными струнами параметры различны.

Изготавливают из различных материалов. В процессе установки проводится полная отстройка инструмента:

  1. Деталь выставляют по высоте.
  2. Проводят пропил.
  3. Производят тонкую доводку для настройки инструмента.

Из чего изготавливают

Материал подбирается любой, но каждый будет демонстрировать собственные характеристики:

  1. Кориан представляет собой синтетический компонент, который требует тонкой доводки. Производят большие количества заготовок. Обеспечивает ровный, чистый звук.
  2. Таск – материал, по виду напоминающий кость. Можно приобрести заготовку, легко обрабатывается. Издает ровное и теплое звучание.
  3. Никель. Трудно обрабатывается. Издает яркий звук с прекрасной артикуляцией и сустейном.
  4. Латунный – изготавливается из твердого материала. Издает яркий звук с великолепным сустейном.
  5. Графит является самосмазывающимся, подходит для тремоло грифов. Легко обрабатывается. Дает мягкое и ровное звучание.
  6. Кость – натуральная твердая основа. Работу по пропиливанию пазов нужно проводить тщательно, чтобы струны в них не застревали. Производимый звук характеризуется чистотой и детализацией.

Обратите внимание! Помимо перечисленных материалов, изготавливают также из пластмассы, реже – из дерева.

Кроме особенностей материала,п при выборе инструмента нужно еще обращать внимание на тип струн, калибр, звук, по которому можно установить, из чего сделан элемент.

Читайте также:  Аккорд 1999 не заводится

Как выбрать

Для правильного выбора учитывают форму грифа, радиус накладки. Стандартные размеры приспособления:

Существуют другие разновидности:

  1. Локовые, в функции которых входит запирание струны для использования гитаристом тремоло системы. У локового звук тоньше, у обычного – дольше резонирует.
  2. LSR вид с применением ролика, при помощи которого звук минует порожек и возвращается, использовав тремоло.
  3. Тип Earvana способствует интонированию, сохраняет строй с тремоло.

Как на качество звука влияют материалы

От приспособления напрямую зависит тон гитары:

  1. Элемент влияет на качество звука открытых струн.
  2. Сустейн увеличивается от жесткости используемого сырья.
  3. Легкость движения обеспечивается текстурой, способностью материала к самосмазыванию.
  4. Важное значение для звучания и хорошей игры имеет глубина струн, правильный угол наклона.

Лучшим материалом, влияющим на звук, считается кость, благодаря следующим свойствам:

  • плотность;
  • легко обрабатывается;
  • обеспечивает яркое звучание;
  • держит настройку.

Ископаемая слоновая кость сравнима по тональным характеристикам с костью. Этот вид повлиял на выразительность звучания и богатство сустейна. По качеству звука превосходит все остальные. Но у нее есть слабое место – сложно настроить готовое изделие.

Пластик – сырье бюджетных инструментов, имеющий крайне низкое качество:

  1. Эти элементы непригодны для экспертной игры.
  2. У них серьезные проблемы с настройкой.
  3. Производят слабый звук, трудные в работе, хрупкие, ломкие.

Лучшее решение при поломке – замена на более качественную деталь.

Описанное выше не касается изделий из пластика Graph Tech TUSQ:

  1. Изготовлены из качественных материалов.
  2. Им свойственно тонкое звучание при ярком басовом отклике.

Как заменить

Если появилась необходимость замены верхнего порожка на акустической гитаре (классика или дредноут), произвести это нужно следующим образом:

  1. Необходимо снять струны или очень сильно их расслабить, если есть запас.
  2. Верхний просто вставлен в паз, поскольку струны своим натяжением его держат.
  3. Гитару нужно положить на горизонтальную поверхность.
  4. Приспособление расшевелить, попытаться выбить в сторону, вынуть из паза.
  5. Заготовку нового покупают чуть больших размеров – подгонять легче, чем добавлять объем.
  6. Затем на прежнее место устанавливают подогнанную заготовку нового элемента.
  7. Натянуть 3 или 4 струну, чтобы прижать элемент.
  8. Натянуть оставшиеся.

Нижний

Большую роль играет нижний порожек для акустической гитары, так как он:

  1. Обозначает точку отсечки, дает точный строй.
  2. Регулирует высоту струн.
  3. Оказывает влияние на улучшение звука.
  4. Считается частью подставки.

Если допустить неточности в подготовке детали, появятся нарушения в гитарном строе, задребезжат струны.

Роль нижнего аксессуара

Нижний элемент – важнейшая часть инструмента. Благодаря аксессуару получают оптимальное звучание, комфорт во время игры.

Требования к детали предъявляются, если устанавливается пьезозвукосниматель, который ощущает колебания, производимые порожком. Если он непрочно расположен в пазу, то передаст звукоснимателю более интенсивные вибрации. Если есть звукосниматель, аксессуар делают из Микарты. Это материал синтетический, плотность ниже, чем у кости, но при более высокой однородности происходит значительное усиление звука. На приспособление опираются струны. Высота над подставкой должна быть –1/8″-3/16″(3,2 мм-4,8 мм), в результате обеспечивается угол перелома величиной 35о. Угол перелома определяет момент прикладывания к деке. Если угол слишком мал – результат будет малоэффективен. Дека перегружается за счет большого угла, что мешает ее вибрациям и приводит к снижению громкости и тембра.

Если установка высоты правильная, но не соответствует высота порожка над подставкой, понадобится замена положения грифа. Если деталь имеет меньший радиус, струны дребезжат, так как они рядом с ладами. Если у грифа радиус меньше, начинаются неполадки с интонацией. Один из краев порожка имеет закругление.

Получается, что у нижнего аксессуара важные функции, контроль за их четким выполнением значительно улучшит звук инструмента.

Из чего производят

Изготавливают из того же сырья, что и верхний. Для бюджетного варианта применяют пластик, который не соответствует требованиям. Отдельные его сорта по качеству равны кости. Неслучайно изделие имеет название «Косточка». Для дорогих инструментов используется слоновая и другие кости.

Применяется не только природное сырье, но и синтетическое:

Легко поддаются полировке, а струны резонируют и прекрасно звучат.

Как выбрать

Выбирая костяные аксессуары, главное – не ошибиться в происхождении материала. Вместо натуральной кости, можно попасть на китайский пластик. Элемент часто изготавливают из искусственной кости, пластика, по свойствам похожего на кость. Порожек будет изнашиваться гораздо быстрее. Чтобы проверить истинность, нужно нажать на него. Кость не продавится, а пластик имеет свойство сжиматься.

Обратите внимание! Качество кости в массовой продаже недостаточно высокое из-за механической обработки. Поскольку кости переваривают, пережигают, недостаточно обезжиривают.

Такое изделие становится хрупким, быстро выходит из строя. Нижний элемент, сделанный из него, быстро разрушится, так как нарушена структура кости.

Как влияет материал изделия

Приспособления, изготовленные из кости, считаются лучшими. Несмотря на то что кость трудна в обработке, она имеет длительный эксплуатационный срок и великолепный тембр. Пластик имеет небольшой срок использования, быстро истирается, изнашивается, главное – он поглощает энергию звука. Звук теряет качество от непрочной установки в паз корпуса. Только из кости, подогнанный идеально к пазу, способен дать яркий, сочный звук.

Читайте также:  Lizer не ангел ноты для фортепиано

Как заменить

Для замены нижнего порожка на акустической гитаре делается заготовка или приобретается в магазине готовая запасная часть. Берется косточка, отпиливается кусочек по размеру, чтобы она установилась в паз – должна лечь на дно. Натягиваются две (1-я и 6-я), узелки от них заправляются в подставку. Слегка подтягиваются, чтобы прижали изделие. Затем оставшиеся доводят до нормального уровня высоты.

Источник

Секреты отстройки двенадцатиструнной гитары. Часть 1. Расстояние между струн, верхний порожек

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Совсем немного музыкантов сделали себе карьеру, играя на двенадцатиструнной гитаре. Пожалуй, Load Vellu, Leo Kottke, Roger McGuin проиходят на ум в первую очередь. Для большинства же гитаристов двенадцатиструнка – это тот инструмент, которые берут, если в песне нужно добавить чего-то эдакого. Именно поэтому, гитаристы уделяют гораздо меньше времени на отсройку и уход за 12тистрункой, редко её проверят, и это, несмотря на то, что такая гитара, по понятным причинам, гораздо больше подвержена проблемам с силой натяжения струна, нежели её шестиструнная единокровная сестра. Очень жаль, потому что, когда струны на двенадцатиструнной гитаре высоко над грифом и она не отстроена правильно, на ней вдвойне сложнее играть.

С хорошей отстройкой двенадцатиструнная гитара может звучать просто волшебно. Если у вас есть такая гитара, или вы собираетесь её купить, то вы должны понимать основные моменты, которые влияют на звук этого инструмента. Если вы не можете отстроить гитару, и даже не хотите этому научиться, то мы рекомендуем вам найти профессионала, который сделает это за вас. Однако, вооружившись некоторыми знаниями, нужными инструментами и толикой терпения вы можете добиться хороших результатов в отстройке и уходом за своим инструментом. По меньшей мере, понимания процесса отстройки поможет вам распознать хорошего мастера.

Когда приходится прорезать в порожке пазы для струн на 12тиструнке, нужно хорошенька подумать. Тут мы имеем дело с расстоянием между струн внутри пар, и, конечно, расстоянием между парами струн.

Плюс к этому (и это важно!), если вы соберетесь покупать не новую двенадцатиструнку, вы сможете распознать потенциальный проблемы инструмента, что поможет избежать покупки вслепую и, потенциально, сэкономит вам много денег.

Точно так же, как в шестиструнной гитаре, бас-гитаре, банджо или мандолины, отстройку двенадцатиструнной гитары можно разделить на играбельность (или удобство игры) и интонирование (то, как строит инструмент). Что касается удобства игры, то тут нет какого-то одного стандарта, тут гитарист должен все решить для себя сам, основываясь на своем опыте и личных предпочтениях. В Glaser Instrument мы обычно говорим людям, что для хорошего звука и широкого динамического диапазона струны должны быть настолько высоко, насколько вам удобно играть и, настолько низко, чтобы у вас не пропало желание играть на инструменте. Если играбельность – это больше вопрос личных предпочтений, то вот строй и интонирование – это своего рода Абсолют. (У некоторых сессионных музыкантов свой взгляд на интонирование инструмента, но это тема отдельной статьи).

Так как нет какого-то одного «правильного» способа отстройки инструмента, мы просто поделимся с вами теми вещами, которые мы наработали за последние 35 лет – проверенные техники, которые работают, как на нас, так и на наших клиентов.

Чтобы продемонстрировать принципы отстройки инструмента, мы выбрали две гитары – это Rickenbacker 360/12 1965 года и того же года Guild F-212. Последний принадлежит продюсеру Bob Ezrin, которые работал с Peter Gabriel, Alice Cooper, Pink Floyd, Kiss, Lou Reed и Phish. Этот Guild придал объемности множеству треков, так что есть шансы, что вы его слышали.

Для того, чтобы гитара звучала лучше всего и на ней было удобно играть, с ней нужно проделать некоторую работу, поэтому мы шаг за шагом покажем, что мы делали, опишем как это сделать и почему нужно делать именно так. Некоторые шаги остройки общие, как для шестиструнной гитары, так и для двенадцатиструнной, и они уже рассмотрены на страницах Premier Guitar (и jablog.ru тоже) поэтому вместо того, что ещё раз все это повторять, мы просто дадим ссылку. В этой статье мы сфокусируемся на то, что уникально для двенадцатиструнной гитары.

Разбираемся с Риком

Если вы когда-нибудь играли на двенадцатиструнке, то знаете, что две высокие пары струн настроены в унисон, тогда как остальные настроены октавами.На большинстве 12тиструнных гитар октавные пары идут так, что более высокая октавная струна в паре стоит перед более низкой, если провести медиатором сверху вниз по направлению к полу.

Но на Rickenbecker 12 эту традицию перевернули. На парах 6-4 нижняя октава идет сначала, а за ней следует более высокая октава. Эта характерная особенность расположения струн дает малозаметный эффект при игре аккордов и риффов. Можете не сомневаться, что принципы настройки, которые мы обсудим, применимы к любой двенадцатиструнной гитаре, независимо от того, в каком порядке идут октавные пары. Мы упомянули про струны на Рике на тот случай, если вы еще не имели удовольствие играть на таком, так что, если придется, — не удивляйтесь!

Читайте также:  Цой группа крови разбор гитара

Вот типичный калибр струн для 12тиструнки: 046w/.026w, .036w/.018, .026w/.012, .017/.008, .013./013 и .010/.010. “w” – означает wound, то есть струну в оплётке и, как вы можете видеть две струны имеют смешенные пары. У пар 5 и 4 одна струна в оплётке, а другая – нет. Потом мы увидим, как комбинация совершенно разных по конструкции и толщине струн создаёт проблемы с настройкой интонирования. Это касается, как электро-двенадцатиструнок, так и акустических гитар.

Настройка анкерного стержня

Отстройка всегда начинается с осмотра гитары и отсройки анкера, если необходимо. Нам нужен небольшой прогиб грифа, примерно с толщину визитки в районе 6 или 7 лада. Как и во всем, тут нет правильного и не правильного прогиба, законы физики диктуют интонирование и дребезг струн, и личные предпочтения выходят на первый план. Если говорить в общем, чем легче атака, тем прямее может быть гриф и тем ниже можно опустить струны над грифом.

Владелец этого Рика использует легкий комплект струн и играет без сильной атаки, поэтому мы проверили прогиб грифа и подтянули гайку анкерного стержня, чтобы немного уменьшить прогиб и сделать гриф прямее. [Как настраивать анкер и прогиб грифа можно посмотреть в «Регулировка прогиба грифа и настройка анкера», «Высота струн на акустической гитаре. Часть 2: Регулирвка анкера и прогиба грифа», «Как отстроить Fender Stratocaster: Часть 3. Анкер, тремоло, бридж» ]

Расстояние между струнами на порожке

При первичном осмотре Рика мы заметили, что расстояние между струнами на порожке не правильное (Фото 1), поэтому мы решили сделать новый порожек, а чтобы сохранить оригинальный вид мы использовали черный пластик.

Примечание: такое оригинальное межструнное расстояние не необычная штука на старых двенадцатиструнках. Поэтому, если покупаете бэушную гитару, то проверьте этот момент.

Когда приходится прорезать в порожке пазы для струн на 12тиструнке, нужно хорошенька подумать. Тут мы имеем дело с расстоянием между струн внутри пар, и, конечно, расстоянием между парами струн. Запомните, что за исключением двух унисонных пар, толщина струн внутри пар сильно разнится, поэтому прорезать правильные пазы, чтобы все хорошо выглядело и ощущалось в руках как надо, вдвое сложнее, чем на стандартном шестиструнном порожке.

Существует несколько «правильных» расположений струн на порожке. И это, как и многое другое, вопрос личных предпочтений. В нашей мастерской для прорезки пазов мы используем станок PLEK, потому что он точный и быстрый. Но станки программируются людьми, поэтому давайте посмотрим на то, чем руководствуемся при программировании PLEK. Кстати, именно теми же соображениями мы руководствовались задолго до PLEK, когда делали пазы вручную.

Также, как и на шестиструнке, нашим первым шагом для Rickenbecker было определение мест для пазов внешних струн – 0.10 и 0.46, то есть того места где бы они лучше всего ощущались по краям грифа. Внутреннее расстояние между этими струнами должгн быть максимально широким, для облегчения игры аккордам, но не настолько широким, чтобы при игре струны выпадали за гриф. Точное место для пазов внешних струн определяется исходя из формы грифа и того, как закатаны, выровнены и отшлифованы лады.

Далее, мы прорезаем паз для 1й унисонной струны. Место для паза выбирается так, чтобы пару струн было удобно прижимать одновременно, то есть так близко, насколько это возможно, но без взаимного соприкосновения струн при средне-сильной атаки при ударе по струнам. Многие 12тиструнные гитариста скажут вам, что вот эта самое соприкосновение струн в паре при достаточно сильной атаке – это отличительная особенность двенадцатиструнной гитары, которая придаёт звучанию особый колокольный звук, поэтому не нужно полностью убирать возможность соприкосновения струн. Типичное расстояние между унисонными парами струн – это, примерно, 0.070” (1.78 мм).

Теперь, используя внешнюю басовую струну (0.46) и внутреннюю высокую (0.10) в качестве ориентиров, мы разметили пазы для остальных «главных» струн, в нашем случае для 0.13, 0.17, 0.26w и 0.36w (то есть для 2й, 3й, 4 и 5й струн).

Существуют различные формулы для определения расстояния между этими струнами: равные расстояние между центрами струн, равное расстояние между струнами или какой-либо гибрид между этими двумя способами. Суть гибридного способа в том, что берется расстояние от ближнего края тонкой струны до центра соседней более толстой, двигаясь от тонких струн к басовым.

До появления PLEK станка в нашей мастерской, мы пользовались специальной формулой для расчета нашего гибридного расположения струн. Но теперь все проще: вы можете использовать недорогую специальную линейку для разметки пазов с stewmac.com, если не хотите вдаваться в расчёты. [Вот видео о том, как пользоваться такой линейкой.]

После того, как вы разметили пазы на порожке для основных струн, нужно разметить пазы для их пар. Еще раз, первое, что нужно брать в расчет – это ощущения, однако 0.70” (1.78 мм) – хорошая цифра от которой нужно отталкиваться, для определения расстояния между струнами в каждой паре.

Источник