Школа гитары маргариты александровой

Содержание
  1. МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВА
  2. ЧЛЕН ЖЮРИ
  3. Школа игры на гитаре
  4. Все записи Записи сообщества Поиск Школа игры на гитаре запись закреплена Школа искусств (портал для педагогов) Школа игры на гитаре запись закреплена Бас-Гитара и всё что с ней связано Марина Дорожная запись закреплена Школа игры на гитаре запись закреплена Уроки гитары Школа игры на гитаре запись закреплена Маргарита Александрова Школа игры на гитаре запись закреплена Джаз и Импровизация Все пять частей знаменитой «Анатомии импровизации» Джерри Бергонзи полностью на русском языке. Предложенная методика зарекомендовала себя как крайне эффективный способ обучения импровизации с тщательной и всесторонней проработкой всевозможных аспектов. Также прилагаются фонограммы (скачать: yadi.sk/d/msuS1LtA3lRKTQ). Они понадобятся для выполнения практических заданий, которые содержатся в конце каждой главы. Школа игры на гитаре запись закреплена Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка Бригадный учебник и решебник по гармонии в формате PDF! Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов. Учебник гармонии. Готовые домашние задания (решебник) Решение задач по гармонии, анализ, написание фуг, консультации по курсовым и дипломным работам vk.cc/7h8xOn #гармонияСМП #впомощьстудентуСМП #книгиСМП Школа игры на гитаре запись закреплена RealFingerstyle | Акустическая гитара Школа игры на гитаре запись закреплена Гитарная школа Никиты Болдырева ПОДБОРКА КНИГ ПО АРАНЖИРОВКЕ НА ГИТАРЕ [гитаристам, преподавателям игры на гитаре] Друзья, хочу поделиться с вами своей подборкой книг по аранжировке и аккомпанементу на гитаре: Показать полностью. + А. Бадьянов — Джазовый гитарист. (ч.2) + В. Манилов, В. Молотков — Техника джазового аккомпанемента на 6-струнной гитаре + В. Молотков — Аранжировка для гитары + В. Манилов — Учись аккомпанировать на гитаре + Randy Felts — Reharmonization Techniques. Хорошей литературы по этой теме немного, поэтому если у вас есть что порекомендовать — напишите под постом. Из личного опыта знаю, что большинству гитаристов тяжело дается самостоятельное изучение темы аранжировки и аккомпанемента. Почему так происходит? 1. Сложность подачи материала в существующей литературе 2. Нехватка времени 3. А бывает просто возникает вопрос, который некому задать. Стоит получить на него ответ — и все становится ясным и можно двигаться дальше Именно поэтому я решил провести для вас бесплатный онлайн мастер-класс «Как научиться создавать аранжировки в стиле фингерстайл?». Мастер-класс пройдет 4 июня в 20:00, онлайн. Смотреть можно будет с любого устройства. Время московское. О чем поговорим? Как применить различные направления фингерстайла в одной аранжировке Как соединить теорию и практику аккомпанемента Какие варианты аранжировки возможны в определенных ситуациях. Условия участия просты Перейдите по ссылке: https://vk.cc/9pmRZr и вы получите сообщение во ВКонтакте с дальнейшими инструкциями. После регистрации вы получите видеоурок с pdf-приложением «Базовые аппликатуры септ-аккордов». Этот урок является ключевым, с него начинается путь освоения аранжировки и аккомпанемента на гитаре. В конце мастер-класса все участники получат видеоурок по аккомпанементу «Как из простого аккорда сделать 10 новых?». Также я постараюсь ответить на ваши вопросы — для этого у нас будет специальный чат. В конце мастер-класса я расскажу о моей авторской программе обучения по технике фингерстайла и аранжировке. Источник Школа гитары маргариты александровой Ансамбль старинной музыки «Canto Vivo» приглашает на абонементные концерты, которые пройдут в течении сезона 2015/2016 в культурном центре «Покровские ворота» (Москва). Второй концерт абонемента состоится 16 октября, начало в 19 ч. Программа «Странствующий лютнист» будет исполнена руководителем и солистом ансамбля «Canto Vivo» Андреем Чернышовым. Показать полностью. Основу ее составят английские и итальянские лютневые песни, которые во времена их создания занимали значительное место в музыкальной культуре Европы, а сегодня являются жемчужинами ренессансной вокальной музыки. Как правило, исполнял их один человек, аккомпанируя себе на лютне или гитаре, что сегодня является большой редкостью. Также на концерте будут звучать инструментальные композиции знаменитых авторов эпохи Возрождения. Билеты можно бронировать по телефону (495) 223-58-10 или приобрести онлайн: http://bigbilet.ru/ticket-client/?owner=BDEE201E4DC10.. Творческая встреча состоится по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1. Источник Как составить программу обучения на гитаре для самоучки Несомненно, лучше, когда программу обучения на гитаре выдал и корректирует по ходу опытный педагог. Но что делать самоучке, да ещё новичку? Чтобы самому составить программу, необходимо: Разобраться в этапах обучения игре на гитаре. Подобрать соответствующие упражнения, этюды и пьесы. Сразу следует обратить внимание на второй пункт. Учебный репертуар должен содержать не что-то из списка, а всё вместе. То есть и упражнения и этюды и пьесы. Дело в том, что упражнения и этюды предназначены для отработки какого-то конкретного технического приёма. А пьесы нужны, чтобы научиться сочетать множество технических приёмов игры на гитаре между собой. То есть нельзя играть только этюды или только пьесы. Общий принцип организации учебного репертуара получается таким. Этюд или даже несколько на определённый приём. За ними пьеса, в которой свежий отработанный приём сочетается с ранее изученными техниками. Затем новая серия этюдов и новая пьеса, подобранная по принципу предыдущей. И так далее. В идеале пьесы должны соответствовать уровню подготовки гитариста, но носить разный характер. Очень важно научиться применять технические приёмы в разных сочетаниях, стилях, ритмах и темпах. Кроме того, параллельное изучение произведений разного характера сильно способствует развитию музыкальной памяти начинающего гитариста. Это касается и общего погружения в музыкальную фактуру и банального запоминания нот. Не только на бумаге, но и их расположения на грифе гитары, что, согласитесь, немаловажно. Этапы обучения игре на гитаре Изложенные ниже общие принципы составления учебной программы подойдут для любого типа гитары. Что касается подборки репертуара, то здесь я буду опираться на произведения для классической гитары. Почему я считаю, что начинать серьёзное обучение игре на гитаре следует именно с этого варианта? Это тема отдельного разговора. И сам я учусь играть именно на ней. Вы, естественно, вольны идти любым другим путём. Цель же этой статьи — помочь начинающим гитаристам самоучкам направить ход их мыслей в нужное русло. В теме об учебном плане, мы не будем касаться вопросов положения рук и посадки гитариста. А так же упражнений для развития чувства ритма. Речь пойдёт именно о музыкальном репертуаре. Постановка правой руки Многие начинающие гитаристы, особенно самоучки, ошибочно полагают, что главная рука — левая. Именно от неё зависит попадание в ноты, возможность взять сложный аккорд и конечная скорость игры. К ней прикован взгляд любого гитариста, который ещё не выучил расположение нот на грифе гитары. Как правило, правая рука остаётся вообще без внимания. Ведь её задача — просто дёргать струны, что сложного? В результате страдает самое главное в музыке — качественный звук, динамика и ритм. Потому что именно правая рука «просто дёргает струны». А не делает это как надо и вовремя. Открою, как выясняется, не очевидный для многих секрет. Никто не придаст значения паре фальшивых нот, когда произведение сыграно ровно и с динамическими оттенками. Но если ритм и темп плавают, а струны неприятно звенят, такую музыку слушать не будут. Даже при идеальном попадании в ноты. Опытный педагог учит не останавливаться на ошибке во время исполнения, а продолжать играть дальше. Что инстинктивно делает любой неопытный ученик, допустив ошибку? Останавливается и начинает пытаться сыграть сбойное место правильно. Часто даже несколько раз, пока не получится. Пытаясь доказать, что может сыграть без ошибки, он как раз акцентирует на ней всеобщее внимание. Просто потому, что никто не объяснил ему настоящую роль правой руки в исполнении гитарной музыки. За пониманием этой роли кроется фундаментальное понимание красивой музыки и исполнительского мастерства вообще. Игра на открытых струнах Очевидно, что на этом этапе обучение следует начинать с упражнений на открытых струнах. Подходящий репертуар есть в пособии Сергея Марышева «Стань виртуозом. Путешествие по стране гитары для всех начинающих». В разделе, который так и называется «Только правая рука», содержатся 17 упражнений для разных пальцев. Сергей Марышев. Стань виртуозом. Также из 17 замечательных упражнений для правой руки на открытых струнах состоит раздел другого пособия. Маргарита Александрова «Гитара шаг за шагом. Выпуск 1». Раздел называется «Часть I. Играю правой рукой». Маргарита Александрова. Гитара шаг за шагом. Выпуск 1. Сюда же можно отнести пьесы Юрия Зырянова «Четыре друга», «В стиле рок», «Как на арфе». Найти их можно в хрестоматии гитариста 1-5 классов ДМШ «Рандеву с гитарой». Юрий Зырянов. Рандеву с гитарой. Эти сборники хорошо бы скомбинировать. Потому что у Сергея Марышева упор делается скорее на параллельное освоение простых ритмических рисунков. Материал рассчитан на проработку отдельных пальцев и предусматривает лёгкие дуэты с педагогом, если таковой есть. Маргарита Александрова быстро переходит к арпеджио (переборам), в которых задействованы большинство пальцев правой руки. И то и другое крайне полезно для правильного начала обучения игре на гитаре. Синхронизация правой и левой рук Самая распространённая проблема начинающих гитаристов на этом этапе — характерное отрывистое звучание нот. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте говорить слова отдельно по буквам. Так же некрасиво звучит и отрывистая музыка. Однако новички этого просто не слышат, их внимание полностью поглощено попаданием в ноты. Совместную работу правой и левой рук начинают осваивать с самых простых одноголосных мелодий. Левая рука при этом не должна зажимать аккорд, то есть несколько струн одновременно. Очень важно здесь не гнать, а вдумчиво слушать каждый звук. Вы повторяете путь от простых ритмических рисунков с отдельными нотами к арпеджио и аккордам. Но уже в более сложном варианте, к которому вы основательно подготовились на предыдущем этапе. При работе с одноголосными упражнениями следует закрепить применение приёма звукоизвлечения с опорой пальца на струну. Хотя апояндо в гитарной музыке не является основным приёмом звукоизвлечения, начинать лучше именно с него. Потому что он проще в освоении. Но самое главное — позволяет изначально правильно поставить кисть правой руки. Это снижает риск практически поголовной привычки начинающих гитаристов играть с выворотом кисти в сторону мизинца. Не мудрствуя лукаво, снова сошлюсь на уже упомянутые выше пособия. «Стань виртуозом» — Раздел II — Взаимодействие правой и левой рук. «Гитара шаг за шагом» — Часть II — Играю двумя руками. И добавлю ещё один сборник Галины Кауриной. Называется он «Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть I». Галина Каурина. Шаг за шагом. Часть I. Первые пьесы в репертуаре гитариста Здесь самое время вспомнить о необходимости подкреплять этюды пьесами. Делать это можно сразу двумя путями, причём одновременно. Часть пьес разучивать в целях отработки навыков владения инструментом и развития музыкальной памяти. И часть пьес однократно разбирать с листа, не разучивая их. Таким образом, происходит, во-первых, запоминание расположения нот на грифе гитары. И, во-вторых, — развитие навыков работы с нотным текстом. Для этого продолжаем играть пьесы в обработке Юрия Зырянова из хрестоматии «Рандеву с гитарой». А также подключаем сборник Людмилы Ивановой «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу». Людмила Иванова. Пьесы для начинающих. На данный момент при выборе пьес упор делаем на одноголосные произведения. Потому что полифония, даже в виде простого двухголосия — это отдельная тема для серьёзного изучения. Тирандо, арпеджио и аккорды Следующий этап — овладение приёмом звукоизвлечения без опоры пальца на соседнюю струну — тирандо. Это основной приём в классической пальцевой технике игры на гитаре. Надеюсь, что к этому моменту вы уже выработали правильную постановку кисти правой руки. Если нет, то извлекаемый вами звук будет резким, отрывистым и некрасивым. Это тем более важно, так как мы вплотную приблизились к такому понятию, как полифония. Или другим словом — многоголосию. В классической технике тирандо исполняются арпеджио и аккорды. Мы продолжаем играть упражнения из сборника «Стань виртуозом» — Раздел III — Звукоизвлечение и арпеджио. И разумеется «Гитара шаг за шагом» — Часть III — Играю аккорды. Новым на этом этапе будет то, что теперь пальцы левой руки одновременно зажимает несколько струн. В то время как пальцы правой руки одновременно несколько струн дёргают. То есть настала пора отработать взаимодействие не только рук, но и нескольких пальцев на них. Кроме того в этих упражнениях совмещаются приёмы апояндо и тирандо. Большой палец играет басы с опорой, за исключением случаев, когда опорная струна тоже задействована. Остальные пальцы играют без опоры всегда. Для этой цели как нельзя лучше подходит пособие Абеля Карлеваро. Нам нужна «Учебная серия об игре на гитаре. Тетрадь 2. Техника правой руки». Абель Карлеваро. Техника правой руки. Эта тетрадь содержит упражнения на совместные действия большого и всех остальных пальцев. Для начала в виде простых арпеджио, с дальнейшим добавлением ритмических вариаций. Проверка на стойкость Предложенные упражнения не только очень полезны, но и весьма сложны физически. Не говоря уже про изрядную нудность с точки зрения неопытного ученика. Вполне вероятно, что поначалу сыграть целый раздел полностью окажется не по силам. Однако в этом случае важны регулярность и усердие, а не работа на износ. И уж тем более — не спешка. Если пальцы левой руки начинают болеть задолго до конца упражнения, просто сократите его. Например, играйте не на все 11 позиций, а, скажем, с 3-го по 8-й лады. И постепенно расширяйте диапазон до полного. Но делать это надо вдумчиво и качественно. Здесь важно не совершить очень частую ошибку. Многие новички начинают играть быстрее, чтобы рука не успела устать. В результате нет наработки навыка, страдает качество звука, а плохая привычка становится стойкой. Не трудно догадаться, что всё это сильно отдаляет цель научиться играть на гитаре. Сыграть всё за раз — это тешить своё самолюбие и нетерпение. Лично я сразу знал, что торопиться не надо. Но глубокое понимание правильности такого подхода пришло ко мне только на этом этапе. До того я регулярно срывался на «побыстрее». Учебный репертуар гитариста В этой статье я поделился собственным опытом составления программы обучения на гитаре для самоучки. Приведённого материала хватит минимум на год усердных и вдумчивых занятий. Если вы прошли всё за 3 месяца, занимаясь дважды в неделю по полчаса — серьёзно задумайтесь. Кстати, о том, как и надо ли проходить всё. Классическая программа ДМШ исходит из 8-10 разнохарактерных пьес в год. Естественно, для каждого класса — свой уровень сложности. При нынешней нагрузке в общей средней школе музыкалки вынуждены снижать количество до 5-6 в год. Однако порядок цифр понятен. Чтобы самостоятельно определять, что из набора пособий играть, а что пропускать, нужен опыт. Он у вас обязательно появится со временем. До тех пор вы можете опираться на предложенный мной вариант. Я не просто так обозначил этапы обучения в качестве скелета. На него любой гитарист самоучка сможет нарастить свой репертуар. Если совсем тяжко, берите любой сборник и играйте только по нему. Так вы хотя бы избежите каши в голове. Наоборот, если чувствуете силы, добавьте сами пьесы и этюды из любых других пособий. Просто имейте в виду, что многие из них требуют большего участия педагога, чем упомянутые мной. Тема учебного репертуара даже на год слишком обширна для одной статьи. Естественно я не затронул программы на несколько лет обучения. А также нотную грамоту и даже гаммы в разных аппликатурах. Но теперь у вас достаточно информации, чтобы планировать каждый урок, а не тратить время попусту. Добавить комментарий Отменить ответ Гитара по-взрослому для самоучек С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться. Источник
  5. Школа гитары маргариты александровой
  6. Как составить программу обучения на гитаре для самоучки
  7. Этапы обучения игре на гитаре
  8. Постановка правой руки
  9. Игра на открытых струнах
  10. Синхронизация правой и левой рук
  11. Первые пьесы в репертуаре гитариста
  12. Тирандо, арпеджио и аккорды
  13. Проверка на стойкость
  14. Учебный репертуар гитариста
  15. Добавить комментарий Отменить ответ
  16. Гитара по-взрослому для самоучек
Читайте также:  Нот дринк ру дневник

МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВА

ЧЛЕН ЖЮРИ

Маргарита Александрова – российская классическая и семиструнная гитаристка. Выдающийся педагог, вырастивший большое количество гитаристов, продолжающих свою творческую карьеру как в России, так и за рубежом. Основатель и заведующий класса гитары на отделе струнных инструментов в Московской Городской Детской Музыкальной Школе имени Гнесиных (основана в 1895 году).

Маргарита Владимировна родилась в Москве в семье инженера и врача.
В детстве и отрочестве увлекалась сочинением рассказов, стихов и песен, на гитаре начала учиться в девять лет. Дальнейшая судьба неразрывно связана системой музыкальных учебных заведений им. Гнесиных, Маргарита закончила в начале училище имени Гнесиных, а затем институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных).

С 2000 года преподает в Московской Городской Детской Музыкальной Школе имени Гнесиных, где открыла и заведует классом гитары.

Маргарита Александрова является автором оригинальной методики обучения игре на гитары и автором более 10 учебных пособий, в том числе «Гитара шестиструнная. Методика обучения игре» и «Азбука гитариста».

Источник

Школа игры на гитаре

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Школа игры на гитаре запись закреплена
Школа искусств (портал для педагогов)
Школа игры на гитаре запись закреплена
Бас-Гитара и всё что с ней связано
Марина Дорожная запись закреплена
Школа игры на гитаре запись закреплена
Уроки гитары
Школа игры на гитаре запись закреплена
Маргарита Александрова
Школа игры на гитаре запись закреплена
Джаз и Импровизация

Все пять частей знаменитой «Анатомии импровизации» Джерри Бергонзи полностью на русском языке. Предложенная методика зарекомендовала себя как крайне эффективный способ обучения импровизации с тщательной и всесторонней проработкой всевозможных аспектов.

Также прилагаются фонограммы (скачать: yadi.sk/d/msuS1LtA3lRKTQ). Они понадобятся для выполнения практических заданий, которые содержатся в конце каждой главы.

Школа игры на гитаре запись закреплена
Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка

Бригадный учебник и решебник по гармонии в формате PDF!

Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов. Учебник гармонии.
Готовые домашние задания (решебник)

Решение задач по гармонии, анализ, написание фуг, консультации по курсовым и дипломным работам vk.cc/7h8xOn #гармонияСМП #впомощьстудентуСМП #книгиСМП

Школа игры на гитаре запись закреплена
RealFingerstyle | Акустическая гитара
Школа игры на гитаре запись закреплена
Гитарная школа Никиты Болдырева

ПОДБОРКА КНИГ ПО АРАНЖИРОВКЕ НА ГИТАРЕ
[гитаристам, преподавателям игры на гитаре]

Друзья, хочу поделиться с вами своей подборкой книг по аранжировке и аккомпанементу на гитаре:

Показать полностью.
+ А. Бадьянов — Джазовый гитарист. (ч.2)
+ В. Манилов, В. Молотков — Техника джазового аккомпанемента на 6-струнной гитаре
+ В. Молотков — Аранжировка для гитары
+ В. Манилов — Учись аккомпанировать на гитаре
+ Randy Felts — Reharmonization Techniques.

Хорошей литературы по этой теме немного, поэтому если у вас есть что порекомендовать — напишите под постом.

Из личного опыта знаю, что большинству гитаристов тяжело дается самостоятельное изучение темы аранжировки и аккомпанемента.

Почему так происходит?
1. Сложность подачи материала в существующей литературе
2. Нехватка времени
3. А бывает просто возникает вопрос, который некому задать. Стоит получить на него ответ — и все становится ясным и можно двигаться дальше

Именно поэтому я решил провести для вас бесплатный онлайн мастер-класс «Как научиться создавать аранжировки в стиле фингерстайл?».

Мастер-класс пройдет 4 июня в 20:00, онлайн. Смотреть можно будет с любого устройства. Время московское.

О чем поговорим?

Как применить различные направления фингерстайла в одной аранжировке
Как соединить теорию и практику аккомпанемента
Какие варианты аранжировки возможны в определенных ситуациях.

Условия участия просты

Перейдите по ссылке: https://vk.cc/9pmRZr
и вы получите сообщение во ВКонтакте с дальнейшими инструкциями.

После регистрации вы получите видеоурок с pdf-приложением «Базовые аппликатуры септ-аккордов». Этот урок является ключевым, с него начинается путь освоения аранжировки и аккомпанемента на гитаре.

В конце мастер-класса все участники получат видеоурок по аккомпанементу «Как из простого аккорда сделать 10 новых?».

Также я постараюсь ответить на ваши вопросы — для этого у нас будет специальный чат.

В конце мастер-класса я расскажу о моей авторской программе обучения по технике фингерстайла и аранжировке.

Источник

Школа гитары маргариты александровой

Ансамбль старинной музыки «Canto Vivo» приглашает на абонементные концерты, которые пройдут в течении сезона 2015/2016 в культурном центре «Покровские ворота» (Москва).

Второй концерт абонемента состоится 16 октября, начало в 19 ч.

Программа «Странствующий лютнист» будет исполнена руководителем и солистом ансамбля «Canto Vivo» Андреем Чернышовым.
Показать полностью.

Основу ее составят английские и итальянские лютневые песни, которые во времена их создания занимали значительное место в музыкальной культуре Европы, а сегодня являются жемчужинами ренессансной вокальной музыки. Как правило, исполнял их один человек, аккомпанируя себе на лютне или гитаре, что сегодня является большой редкостью. Также на концерте будут звучать инструментальные композиции знаменитых авторов эпохи Возрождения.

Билеты можно бронировать по телефону (495) 223-58-10 или приобрести онлайн: http://bigbilet.ru/ticket-client/?owner=BDEE201E4DC10..

Творческая встреча состоится по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1.

Источник

Как составить программу обучения на гитаре для самоучки

Несомненно, лучше, когда программу обучения на гитаре выдал и корректирует по ходу опытный педагог. Но что делать самоучке, да ещё новичку?

Чтобы самому составить программу, необходимо:

  • Разобраться в этапах обучения игре на гитаре.
  • Подобрать соответствующие упражнения, этюды и пьесы.

Сразу следует обратить внимание на второй пункт. Учебный репертуар должен содержать не что-то из списка, а всё вместе. То есть и упражнения и этюды и пьесы. Дело в том, что упражнения и этюды предназначены для отработки какого-то конкретного технического приёма. А пьесы нужны, чтобы научиться сочетать множество технических приёмов игры на гитаре между собой. То есть нельзя играть только этюды или только пьесы.

Общий принцип организации учебного репертуара получается таким. Этюд или даже несколько на определённый приём. За ними пьеса, в которой свежий отработанный приём сочетается с ранее изученными техниками. Затем новая серия этюдов и новая пьеса, подобранная по принципу предыдущей. И так далее.

В идеале пьесы должны соответствовать уровню подготовки гитариста, но носить разный характер. Очень важно научиться применять технические приёмы в разных сочетаниях, стилях, ритмах и темпах.

Кроме того, параллельное изучение произведений разного характера сильно способствует развитию музыкальной памяти начинающего гитариста. Это касается и общего погружения в музыкальную фактуру и банального запоминания нот. Не только на бумаге, но и их расположения на грифе гитары, что, согласитесь, немаловажно.

Этапы обучения игре на гитаре

Изложенные ниже общие принципы составления учебной программы подойдут для любого типа гитары. Что касается подборки репертуара, то здесь я буду опираться на произведения для классической гитары. Почему я считаю, что начинать серьёзное обучение игре на гитаре следует именно с этого варианта? Это тема отдельного разговора. И сам я учусь играть именно на ней. Вы, естественно, вольны идти любым другим путём. Цель же этой статьи — помочь начинающим гитаристам самоучкам направить ход их мыслей в нужное русло.

В теме об учебном плане, мы не будем касаться вопросов положения рук и посадки гитариста. А так же упражнений для развития чувства ритма. Речь пойдёт именно о музыкальном репертуаре.

Постановка правой руки

Многие начинающие гитаристы, особенно самоучки, ошибочно полагают, что главная рука — левая. Именно от неё зависит попадание в ноты, возможность взять сложный аккорд и конечная скорость игры. К ней прикован взгляд любого гитариста, который ещё не выучил расположение нот на грифе гитары. Как правило, правая рука остаётся вообще без внимания. Ведь её задача — просто дёргать струны, что сложного?

В результате страдает самое главное в музыке — качественный звук, динамика и ритм. Потому что именно правая рука «просто дёргает струны». А не делает это как надо и вовремя. Открою, как выясняется, не очевидный для многих секрет. Никто не придаст значения паре фальшивых нот, когда произведение сыграно ровно и с динамическими оттенками. Но если ритм и темп плавают, а струны неприятно звенят, такую музыку слушать не будут. Даже при идеальном попадании в ноты.

Опытный педагог учит не останавливаться на ошибке во время исполнения, а продолжать играть дальше. Что инстинктивно делает любой неопытный ученик, допустив ошибку? Останавливается и начинает пытаться сыграть сбойное место правильно. Часто даже несколько раз, пока не получится. Пытаясь доказать, что может сыграть без ошибки, он как раз акцентирует на ней всеобщее внимание. Просто потому, что никто не объяснил ему настоящую роль правой руки в исполнении гитарной музыки. За пониманием этой роли кроется фундаментальное понимание красивой музыки и исполнительского мастерства вообще.

Игра на открытых струнах

Очевидно, что на этом этапе обучение следует начинать с упражнений на открытых струнах. Подходящий репертуар есть в пособии Сергея Марышева «Стань виртуозом. Путешествие по стране гитары для всех начинающих». В разделе, который так и называется «Только правая рука», содержатся 17 упражнений для разных пальцев.

Сергей Марышев. Стань виртуозом.

Также из 17 замечательных упражнений для правой руки на открытых струнах состоит раздел другого пособия. Маргарита Александрова «Гитара шаг за шагом. Выпуск 1». Раздел называется «Часть I. Играю правой рукой».

Маргарита Александрова. Гитара шаг за шагом. Выпуск 1.

Сюда же можно отнести пьесы Юрия Зырянова «Четыре друга», «В стиле рок», «Как на арфе». Найти их можно в хрестоматии гитариста 1-5 классов ДМШ «Рандеву с гитарой».

Юрий Зырянов. Рандеву с гитарой.

Эти сборники хорошо бы скомбинировать. Потому что у Сергея Марышева упор делается скорее на параллельное освоение простых ритмических рисунков. Материал рассчитан на проработку отдельных пальцев и предусматривает лёгкие дуэты с педагогом, если таковой есть. Маргарита Александрова быстро переходит к арпеджио (переборам), в которых задействованы большинство пальцев правой руки. И то и другое крайне полезно для правильного начала обучения игре на гитаре.

Синхронизация правой и левой рук

Самая распространённая проблема начинающих гитаристов на этом этапе — характерное отрывистое звучание нот. Чтобы понять, о чём речь, попробуйте говорить слова отдельно по буквам. Так же некрасиво звучит и отрывистая музыка. Однако новички этого просто не слышат, их внимание полностью поглощено попаданием в ноты.

Совместную работу правой и левой рук начинают осваивать с самых простых одноголосных мелодий. Левая рука при этом не должна зажимать аккорд, то есть несколько струн одновременно. Очень важно здесь не гнать, а вдумчиво слушать каждый звук. Вы повторяете путь от простых ритмических рисунков с отдельными нотами к арпеджио и аккордам. Но уже в более сложном варианте, к которому вы основательно подготовились на предыдущем этапе.

При работе с одноголосными упражнениями следует закрепить применение приёма звукоизвлечения с опорой пальца на струну. Хотя апояндо в гитарной музыке не является основным приёмом звукоизвлечения, начинать лучше именно с него. Потому что он проще в освоении. Но самое главное — позволяет изначально правильно поставить кисть правой руки. Это снижает риск практически поголовной привычки начинающих гитаристов играть с выворотом кисти в сторону мизинца.

Не мудрствуя лукаво, снова сошлюсь на уже упомянутые выше пособия. «Стань виртуозом» — Раздел II — Взаимодействие правой и левой рук. «Гитара шаг за шагом» — Часть II — Играю двумя руками. И добавлю ещё один сборник Галины Кауриной. Называется он «Шаг за шагом. Лёгкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть I».

Галина Каурина. Шаг за шагом. Часть I.

Первые пьесы в репертуаре гитариста

Здесь самое время вспомнить о необходимости подкреплять этюды пьесами. Делать это можно сразу двумя путями, причём одновременно. Часть пьес разучивать в целях отработки навыков владения инструментом и развития музыкальной памяти. И часть пьес однократно разбирать с листа, не разучивая их. Таким образом, происходит, во-первых, запоминание расположения нот на грифе гитары. И, во-вторых, — развитие навыков работы с нотным текстом.

Для этого продолжаем играть пьесы в обработке Юрия Зырянова из хрестоматии «Рандеву с гитарой». А также подключаем сборник Людмилы Ивановой «Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу».

Людмила Иванова. Пьесы для начинающих.

На данный момент при выборе пьес упор делаем на одноголосные произведения. Потому что полифония, даже в виде простого двухголосия — это отдельная тема для серьёзного изучения.

Тирандо, арпеджио и аккорды

Следующий этап — овладение приёмом звукоизвлечения без опоры пальца на соседнюю струну — тирандо. Это основной приём в классической пальцевой технике игры на гитаре. Надеюсь, что к этому моменту вы уже выработали правильную постановку кисти правой руки. Если нет, то извлекаемый вами звук будет резким, отрывистым и некрасивым. Это тем более важно, так как мы вплотную приблизились к такому понятию, как полифония. Или другим словом — многоголосию.

В классической технике тирандо исполняются арпеджио и аккорды. Мы продолжаем играть упражнения из сборника «Стань виртуозом» — Раздел III — Звукоизвлечение и арпеджио. И разумеется «Гитара шаг за шагом» — Часть III — Играю аккорды.

Новым на этом этапе будет то, что теперь пальцы левой руки одновременно зажимает несколько струн. В то время как пальцы правой руки одновременно несколько струн дёргают. То есть настала пора отработать взаимодействие не только рук, но и нескольких пальцев на них.

Кроме того в этих упражнениях совмещаются приёмы апояндо и тирандо. Большой палец играет басы с опорой, за исключением случаев, когда опорная струна тоже задействована. Остальные пальцы играют без опоры всегда.

Для этой цели как нельзя лучше подходит пособие Абеля Карлеваро. Нам нужна «Учебная серия об игре на гитаре. Тетрадь 2. Техника правой руки».

Абель Карлеваро. Техника правой руки.

Эта тетрадь содержит упражнения на совместные действия большого и всех остальных пальцев. Для начала в виде простых арпеджио, с дальнейшим добавлением ритмических вариаций.

Проверка на стойкость

Предложенные упражнения не только очень полезны, но и весьма сложны физически. Не говоря уже про изрядную нудность с точки зрения неопытного ученика. Вполне вероятно, что поначалу сыграть целый раздел полностью окажется не по силам.

Однако в этом случае важны регулярность и усердие, а не работа на износ. И уж тем более — не спешка. Если пальцы левой руки начинают болеть задолго до конца упражнения, просто сократите его. Например, играйте не на все 11 позиций, а, скажем, с 3-го по 8-й лады. И постепенно расширяйте диапазон до полного. Но делать это надо вдумчиво и качественно.

Здесь важно не совершить очень частую ошибку. Многие новички начинают играть быстрее, чтобы рука не успела устать. В результате нет наработки навыка, страдает качество звука, а плохая привычка становится стойкой. Не трудно догадаться, что всё это сильно отдаляет цель научиться играть на гитаре.

Сыграть всё за раз — это тешить своё самолюбие и нетерпение. Лично я сразу знал, что торопиться не надо. Но глубокое понимание правильности такого подхода пришло ко мне только на этом этапе. До того я регулярно срывался на «побыстрее».

Учебный репертуар гитариста

В этой статье я поделился собственным опытом составления программы обучения на гитаре для самоучки. Приведённого материала хватит минимум на год усердных и вдумчивых занятий. Если вы прошли всё за 3 месяца, занимаясь дважды в неделю по полчаса — серьёзно задумайтесь.

Кстати, о том, как и надо ли проходить всё. Классическая программа ДМШ исходит из 8-10 разнохарактерных пьес в год. Естественно, для каждого класса — свой уровень сложности. При нынешней нагрузке в общей средней школе музыкалки вынуждены снижать количество до 5-6 в год. Однако порядок цифр понятен.

Чтобы самостоятельно определять, что из набора пособий играть, а что пропускать, нужен опыт. Он у вас обязательно появится со временем. До тех пор вы можете опираться на предложенный мной вариант. Я не просто так обозначил этапы обучения в качестве скелета. На него любой гитарист самоучка сможет нарастить свой репертуар.

Если совсем тяжко, берите любой сборник и играйте только по нему. Так вы хотя бы избежите каши в голове. Наоборот, если чувствуете силы, добавьте сами пьесы и этюды из любых других пособий. Просто имейте в виду, что многие из них требуют большего участия педагога, чем упомянутые мной.

Тема учебного репертуара даже на год слишком обширна для одной статьи. Естественно я не затронул программы на несколько лет обучения. А также нотную грамоту и даже гаммы в разных аппликатурах. Но теперь у вас достаточно информации, чтобы планировать каждый урок, а не тратить время попусту.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Оцените статью