Программа общеразвивающая на 3 года аккордеон
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Горшеченская детская школа искусств»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства
(срок обучения 3 года)
педагогическим советом Директор
МКОУ ДО «Горшеченская ДШИ» Приказ №______________
протокол № __от “__”_______201___ г. «____»__________ 201___г.
__________ З.Д. Стадник
Салий Елена Александровна преподаватель по классу аккордеона
2. Содержание учебного предмета…………………………………………. 9
3. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………. 14
4. Формы и методы контроля, система оценок……………………………. 15
5. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………. 18
6.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы………. 19
I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена , прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.
Срок реализации программы учебного предмета «аккордеон» 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 33 недели в год.
Режим занятий : 1-3 класс – два раза в неделю по 1 академическому часу.
Возраст детей, участвующих в реализации программы — 6 – 17 лет.
Сведения о затратах учебного времени
Максимальная учебная нагрузка
часов на аудиторные занятия
часов на внеаудиторные занятия
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «аккордеон» при 3-летнем сроке обучения составляет 297 часов. Из них: 198 часов – аудиторные занятия, 99 часов – самостоятельная работа .
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником.
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте – аккордеоне;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений;
привить основы художественного вкуса.
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Актуальность разработки данной программы обусловлена потребностью облегчения освоения типовой программы для возможности охватить учащихся с разными музыкальными способностями.
Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки. Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования. Большинство детей занимается в музыкальной школе в плане общего музыкального образования и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему музыкальному образованию, поэтому главный акцент ставится на музицирование, исполнение популярной музыки, творческое развитие учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на аккордеоне.
Новизна программы заключается в том, что:
-разработана система упражнений для развития техники правой руки
-данная программа позволяет приём детей с разным уровнем готовности
-в разработке критериев и показателей ожидаемых результатов программы.
Данная программа основана на следующих педагогических идеях:
-развитие индивидуальности (В.А.Сухомлинский)
-создание музыкального образа (Т.Бойцова, Р.Бажилин)
-идея коллективного воспитания (А.С.Макаренко)
Особенностями данной программы являются:
• различный уровень требований, учитывающий индивидуальные способности детей;
• в отличие от программы ДМШ, данная программа предлагает менее сложный репертуар (в связи с отсутствием строгого отбора учащихся при поступлении);
• включение в программу эстрадных и джазовых произведений.
Обоснование структуры программы п рограмма содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Формы проведения занятий : урок-игра, практическое занятие, урок-концерт.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
— словесный (объяснение, беседа, рассказ);
— наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на аккордеоне, симфонической музыки и другие);
— практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Ожидаемые результаты: в результате реализации данной программы обучающиеся освоят основы музыкальной грамоты, овладеют основами музыкально-эстетических, музыкально-теоретических, музыкально-практических видов деятельности, будут уметь артистично исполнять на аккордеоне музыкальные произведения и, пользуясь простейшими художественными сравнениями, описывать характерные черты музыкального произведения и их взаимодействие в музыкальном образе.
Критерии оценки качества знаний и умений проводятся на контрольных уроках, академических концерта, зачетах, технических зачетах, музыкальной шкатулке, экзаменах.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы – участие в конкурсах инструментального исполнительства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования первых двух годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato .
Техника ведения меха.
Упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды (аккордеон)
1. Упражнение для левой руки (бас — мажорный аккорд, бас — 2 мажорных аккорда, бас — 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си).
2. Гамма До мажор, Соль мажор правой рукой в одну октаву штрих non legato .
4. Г.Беренс Этюд До мажор
5. К.Черни Этюд До мажор
6 Л.Шитте Этюд Фа мажор
7. В.Лушников Этюд
8. Д.Левидова Этюд
Примерные исполнительские программы
Р.н.п. Во поле береза стояла.
Р.н.п. Не летай соловей.
1. Калинников «Тень – тень»
2. Русская народная песня « Как под горкой, под горой »
Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
Л. Кехлер. Маленький вальс.
Детская песня «Дождик»
2. Детская песня «Василек»
1. Детская песня «Воробышек»
2. Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
2. А. Гольденвейзер «Песенка»
3. Русская народная песня «На горе-то калина», обр. С.Павина
Второй год обучения
Гаммы До, Соль отдельно каждой рукой, Фа мажор, Ля минор правой рукой, 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев. Освоение техники игры интервалов Основы техники исполнения штрихов: staccato , legato . Знакомство с основными музыкальными терминами.
Примерные исполнительские программы
А. М. Глинка. Украинская песня.
А. Парусинов. Пьеса.
М. Красев. Топ-топ.
В. Бухвостов. Веселей хоровод.
А. Спаддавекиа «Добрый жук»
Русская народная песня «У нас нонче суббатея», обр. А. Крылусов
Украинская народная песня. «Ой, дивчина, шумит гай», обр. С.Павина
В. Шаинский «В траве сидел кузнечик»
Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я», обр. Ф.Бушуева
Л. Колесов «Веселый дятел»
Русская народная песня «Чернобровый, черноокий» обр. В. Бухвостова
Л. Бетховен «Сурок»
Третий год обучения
Гаммы До, Соль, Фа мажор, двумя руками в две октавы. Соль, Фа мажор – правой рукой арпеджио, аккорды с обращениями . Штрихи и мелизмы: staccato , legato , non legato , деташе, форшлаг . Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной программы.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху.
Примерные итоговые исполнительские программы
В. Соловьев-Седой. Подмосковные вечера.
Л. Моцарт – Полонез.
А. Гречанинов. Мазурка.
Р.н.п. Канава. Обработка В. Ефимова.
П. Чайковский. Итальянская песенка.
А. Гречанинов. Вальс.
Р.н.п. Во лесочке комарочков много уродилось. Обработка А. Талакина.
А. Хачатурян «Андантино»
Русская народная песня «Уж как по лугу», обр. В.Ефимова
Русская народная песня «Не летай, соловей», обр. А.Коробейникова
Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша», обр. В.Лушникова
Р. Бажилин «Раздумье»
С. Майкапар «Маленькое рондо», пер. М. Двилянского
Русская народная песня «Метелки», обр. В.Грачева
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании 1,2 классов обучающийся должен:
— запись нот первой, второй октав;
— скрипичный и басовый ключи;
— длительности нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая);
— такт, простые размеры;
— знаки увеличения длительностей;
— штрихи (легато, нон легато, стаккато);
— понятия «темп», «лад».
— правильно сидеть за инструментом;
— правильно находить клавиши, не смотря в клавиатуру;
— правильно держать правую руку за инструментом;
— воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
— читать ноты отдельно каждой рукой.
— навыками игры на инструменте;
— навыками чтения нот с листа не сложных произведений;
— навыками анализа нотного текста.
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
— умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
— умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
— владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
-владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Основными видами контроля учащихся являются:
промежуточная аттестация учащихся,
итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повы шение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
переводные зачеты (дифференцированные);
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 (отлично) — ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.
Оценка 4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.
Оценка 3 (удовлетворительно) — программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой — посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.
В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
1. Аккордеон в музыкальной школе. В.Грачев. М., «Советский композитор», 1981
2. И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н. Рукавишникова. М., Музыка, 1989
3. Вальс, танго, фокстрот: для аккордеона или баяна. Сост. И.Савинцева. М., Музыка, 1987
4. «Веселый аккордеон». Вып.5. Сост. В.Дмитриев. Л., Музыка, 1969
5. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Л. Скуматов. СПб, Композитор, 2001
6. Композиции для аккордеона. Сост. В.Ушакова. Вып. 1-3, 5-10. СПб, «Композитор», 1998, 1999
7. Концертный репертуар аккордеониста. Сост. Ю. Дранга. М., Музыка, 1990
8. Лёгкие пьесы. Для чтения с листа на аккордеоне. Сост. П.Шашкин. М., Советский композитор, 1983
9. Музыка советской эстрады. Вып. 1, 2. Сост. М. Двилянский. М., Музыка, 1983, 1984
10. Полифонические пьесы для баяна. Вып.1,2. Сост. В.Агафонов, В.Алехин, М., «Советский композитор», 1971
11. Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей. Сост. Ю. Лихачев. Л., Музыка, 1988
12. Популярные эстрадные пьесы для баяна и аккордеона. Вып. 1, 2. Сост. О.Шаров. Л., Музыка, 1988; 1990
13. Произведения старинных композиторов. Вып.1. Сост. В.Панькова. Киев, «Музична Украина», 1973
14. Просчитай до трех. Эстрадные композиции для дуэта аккордеонистов. Сост. В. Ходукин. СПб, Композитор, 1999
15. Популярные произведения в облегчённом переложении для баяна (аккордеона). Сост. Л. Скуматов. СПб, 2001
16. Самоучитель игры на аккордеоне. А. Мирек. М., Советский композитор, 1987
17. Танцевальная музыка. Вып.1. Сост. В.Петренко. М., Музыка, 1979
18. «Хорошее настроение». Сост. А.Дмитриева, Ю.Лихачев. Л., Музыка, 1990
19. Хрестоматия аккордеониста. Сост. В.Мотов, Г.Шахов. 1-3 классы. М., Кифара, 2002
20. Хрестоматия аккордеониста. Сост. Ю. Акимов, А. Талакин. 3-4 классы. М., Музыка, 1970
21. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона. 3-4 классы. Сост. Ю. Акимов, А. Мирек. М., 1963
22. Школа игры на аккордеоне. Сост. П. Лондонов. М., Кифара, 2007
23. Школа игры на аккордеоне. Сост. В.Лушников. М., Советский композитор, 1991
24. Эстрадно-джазовые обработки для баяна, аккордеона. В.Трофимова, СПб, Творческое объединение, 1998
25. Эстрадно-джазовые сюиты. А. Доренский. 1-3 классы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
26. Эстрадные композиции для аккордеона. А. Фоссен. Вып.1. СПб, Композитор, 2001
27. Эстрадные произведения. Вып.4. М., «Музыка», 1970
28. Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2002
Методическая литература
Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский композитор, 1980
Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989
Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя — баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979
5. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор, 1978
6. Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973
7. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб.пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных, 2004
8. Гвоздев П . Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
9. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П. Говорушко. Л., Музыка, 1975
11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981
12. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985
13. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., Музыка, 1982
14. Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980
15. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
16. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985
17. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
18. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985
19. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977
20. Максимов В .А. Основы исполнительства и педагогики . Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004
21. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980
22. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989
23. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). М., Кифара, 2002
24. Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989
25.Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения меха. Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978
26. Основы начального обучения игре на баяне. А.Судариков. М., Музыка, 1978
27. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982
28. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001
29. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI , 2004
30. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978
31. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., Советский композитор, 1979
32. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7. М.,1987
Источник