- Школа игры на шестиструнной гитаре
- Школа игры на шестиструнной гитаре — Э.Пухоль
- СОДЕРЖАНИЕ
- Часть I
- Часть II
- ПЕРВЫЙ КУРС
- ВТОРОЙ КУРС
- Этюды
- Часть III
- ТРЕТИЙ КУРС
- ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС
- Уроки игры на гитаре
- Уроки игры на гитаре. Вводная информация
- Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
- Основные аккорды для начинающих
- Виды переборов
- Виды боя
- Постановка рук на гитаре
- Упражнения на гитаре
- Настройка гитары
- Импровизация и техника игры
- Статьи по классической гитаре
- Практика. Учим любимые песни
- Три способа обучения игре на гитаре
- 1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
- 2. При помощи платных онлайн-курсов
- 3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
- Минусы и плюсы самостоятельного обучения
- Плюсы
- Минусы
- Как добиться успеха в гитаре?
- Что делать после освоения всех азов?
Школа игры на шестиструнной гитаре
Школа игры на шестиструнной гитаре — Э.Пухоль
Автор настоящей Школы — известный испанский гитарист, педагог и музыковед Эмилио Пухоль Виларруби родился в 1886 году в м. Граиаделья провинции Лерида. Увлекшись гитарой, он в юношеском возрасте становится одним из лучших учеников знаменитого гитариста Франциско Таррегa. Свои музыкально-теоретические познания Пухоль углубляет, занимаясь у композитора И. Кампо и органиста В. Жиберта. Стал гитаристом-концертантом с мировым именем, он выступает в странах Европы и Латинской Америки. Оценивая его сольные концерты в Испании и за рубежом, музыкальные критики двадцатых годов ставили Пухоля в один ряд с такими артистами, как М. Льобет и А. Сеговиа.
В дальнейшем Пухоль уделяет большее внимание педагогической и научно-исследовательской деятельности. Являясь профессором классов виуэлы и гитары в консерваториях Барселоны и Лиссабона, руководителем курсов старинной музыки и виуэлы в Академии Киджи <г. Сиена, Италия), сотрудником испанского Института музыковедения, Пухоль проделал большую работу по изучению и систематизации материалов, касающихся истории музыки, происхождения музыкальных инструментов, методики преподавания и исполнительского искусства. Им созданы труды о Ф. Таррега, книга «Дилемма звука на гитаре», антология «Испанской гитары живое искусство». Крупная статья Пухоля об истории развития шестиструнной гитары помещена во французской музыкальной энциклопедии Лавиньяка и ля Лоранси. В результате расшифровки табулатур <главным образом испанских авторов) Пухоль смог познакомить современного слушателя со многими неизвестными старинными произведениями. Под его руководством французское издательство «Макс Эшиг» осуществило выпуск «Библиотеки старинной и современной музыки для гитары». Пухолю принадлежит заслуга воссоздания виуэлы 1500 года <он был и первым современные исполнителем на этом инструменте).
Незаурядные способности показал Пухоль и как композитор, опубликовав ряд сочинений для гитары: Иберийская сюита, «Гахира» («Кубинские воспоминания»), «Севилья», концертные этюды и др. Большим мастерством отмечены его аранжировки и обработки классических, современных и народных произведений (пьесы И.-С. Баха, танцы и пьесы И. Альбениса, де Фальи в переложении для гитары соло, дуэта гитар и др.).
Значительную популярность среди широких кругов любителей гитарной музыки приобрело имя Пухоля после выхода в свет его «Рациональной школы игры на гитаре», которая, без сомнения, относится к лучшим и наиболее полным среди известных нам пособий подобного рода. Во введении к своему труду Пухоль справедливо отмечает, что в ранее издававшихся многочисленных школах подробно излагаются трудности игры на гитаре, однако отсутствует главное — описание способа их преодоления. Отличительной чертой Школы Пухоля является щедрое, детальное изложение всех «семретов» современного исполнительства на гитаре. Тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: положение рук, инструмента, способы звукоизвлечения, игровые приемы и т. д. Последовательность расположения материала способствует планомерной технической и художественной подготовке гитариста. Ясное и подробное разъяснение принципов овладения техникой игры позволяет использовать Школу не только в занятиях с педагогом, но и в качестве самоучителя, что особенно важно в наше время повсеместного распространения гитары.
Особенностью Школы является и то, что она целиком построена на оригинальном музыкальном материале: за исключением нескольких пьес, все упражнения и этюды сочинены автором (с учетом методики Таррега) специально для соответствующих разделов. <Подбор художественных произведений автор предоставляет сделать самим учащимся и их педагогам.) Включая необходимые технические элементы, эти этюды и упражнения в то же креня отличаются своей музыкальностью, что повышает педагогическую ценность труда, делает процесс обучения по нему более целеустремленным и интересным. Эффективность Школы Пухоля подтверждена, в частности, практикой ее использования в ряде консерваторий и других учебных заведений Европы и Америки.
В своей артистической и педагогической деятельности автор Школы использовал главным образом безногтевой способ извлечения звука, считая, что этим способом достигается наиболее красивое и выразительное звучание инструмента. Однако в конце концов он в результате анализа приходит к выводу о том, что ногтевой способ предоставляет исполнителю наибольшие технические <а следовательно, и художественные) возможности. Искусство выдающихся современных гитаристов — А. Сеговиа, И. Прести, Д. Вильямса, А. Диа-са и др. — полностью подтвердило этот вывод. (В связи с этим рассуждения автора о преимуществах безногтевого способа нами сокращены.)
Будучи страстным пропагандистом шестиструнной гитары, Пухоль вместе с тем горячо призывает гитаристов не замыкаться в своем искусстве. Четко проводится мысль о том, что нельзя быть хорошим гитаристом, не имея разносторонних знаний в области музыкальной и общей культуры.
Школа задумана автором в пяти книгах. К настоящему времени изданы три из них, перевод которых с французского и испанского языка предлагается вниманию гитаристов Первая книга — вводная, историко-теоретическая; во второй и третьей содержатся четыре практических курса, каждый из которых рассчитан примерно на один год обучения. В связи с большим объемом Школы нами в целях сокращения текста <без ущерба для процесса занятий) опущено несколько глав из первой книги: об интервалах, унисонах, старинных строях, табулатурах, об испанских и французских терминах н знаках, встречающихся в гитарной литературе. Не включены также устаревшие либо малозначительные сведения и некоторые этюды. Пояснения в сносках сделаны переводчиком. Все примечания автора Школы оговорены.
Внимательное ознакомление со Школой ближайшего последователя Таррега и крупнейшего педагога убеждает в том, что выполнение советов и рекомендаций, содержащихся в этом труде, может обеспечить успех обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Э. Пухоль и его школа. 3
Введение . 7
Часть I
Составные части гитары. 9
Необходимые качества гитары . 11
Струны. . . . 12
Диапазон гитары. 13
Гриф и лады. 14
Обозначение струн и пальцев. 14
Аппликатура. 15
Извлечение звука. 15
Как держать гитару. 16
Положение рук. 17
Правая рука . 17
Постановка левой рукн. 19
Советы обучающимся игре на гитаре . . 20
Часть II
ПЕРВЫЙ КУРС
Урок I. Настройка гитары. 22
Урок 2. Защипывание струн указательным и средним пальцами правой руки . 22
Урок 3. Первоначальные действия большого пальца. . 24
Урок 4. Чередование указательного и среднего пальцев. 24
Урок 5. Ритмические движения большого пальца . . 25
Урок 6. Последовательные действия большого, указательного и среднего пальцев . 25
Урок 7. Постановка и первоначальные действия левой руки . 25
Урок 8. Развитие техники большого пальца . 28
Урок 9. Правила смены позиции. Действия указательного и среднего пальцев на соседних струнах . 28
Урок 10. Движение в обратном направлении . 30
Урок 11- Звуконзвлечение большим, указательным и средним пальцами на различных струнах . 31
Урок 12. Движение в противоположном направлении . 32
Урок 13. Дополнение к предыдущему занятию 32
Урок 14. Чередование безымянного и среднего пальцев . 33
Урок 15. Начальное исполнение баррэ . . 34
Урок 16. Движение правой руки в противоположном направлении. 36
Урок 17. Аккорды. Созвучия из двух звуков . 37
Урок 18. Одновременные действия большого пальца правой руки и пальцев левой руки . 38
Урок 19. Увеличение подвижности пальцев левой руки. 39
Урок 20. Дополнение к тому же движению правой руки. 39
Урок 21. Извлечение большим пальцем басового звука с последующим исполнением созвучий . 40
Урок 22. Возрастание подвижности большого пальца. 40
Урок 23. Аккорды из трех звуков . 41
Урок 24. Одновременные действия обеих рук при исполнении созвучий из двух н трех звуков . 42
Урок 25. Восходящее арпеджио из трех звуков 42
Урок 26. Нисходящее арпеджио нз трех звуков 44
Урок 27. Подготовка пальцев к исполнению гамм . . 46
Урок 28. Начало цикла мажорных и минорных гамм в 1 позиции. Первая группа: гаммы до мажор, соль мажор, рё мажор и параллельные минорные . 47
Урок 29. Вторая группа: гаммы ля мажор, ми мажор, си мажор и параллельные минорные . 48
Урок 30. Третья группа: гаммы фа-диез мажор, до-днез мажор (’энгармонически; равная ребемоль мажору), ля-бемоль мажор и параллельные минорные. 49
Урок 31. Четвертая группа: гаммы ми-бемоль мажор, си-бемоль мажор, фа мажор и параллельные минорные (окончание цикла гамм на первых четырех ладах) . 51
Урок 32. Ми-мажорная и ми-минорнаи гаммы в максимальном диапазоне в I позиции . 52
Урок 33. Независимые, уверенные действия и беглость 1, 3 и 4-гр пальцев . 52
Урок 34. Независимые, уверенные действия и беглость 2-го и 3-го пальцев . 53
Урок 35. Независимые, уверенные действия н беглость I, 2 и 4-го пальцев . 53
Урок 36. Независимые, уверенные действия и беглость I, 2, 3 и 4-го пальцев . 53
Урок 37. Защипывание двумя соседними пальцами смежных и несмежных струн . 54
Урок 38. Хроматическая гамма в I позиции . 54
Урок 39. Разнообразные движения пальцев левой руки. 56
ВТОРОЙ КУРС
Урок 40. Действия левой руки . 57
Урок 41. Игра в различных позициях . 59
Урок 42. Дальнейшее развитие пальцев левой руки . 61
Урок 43. Одновременные действия большого пальца н других пальцев правой руки . 61
Урок 44. То же движение, но с увеличенной подвижностью большого пальца . 62
Урок 45. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки. Исполнение октав . 63
Урок 46. Возрастание беглости пальцев левой руки . 64
Урок 47. Возрастание подвижности большого пальца правой руки . 64
Урок 48. Возрастание подвижности большого пальца правой руки и пальцев левой руки . 65
Урок 49. Действия большого пальца одновременно с указательным, средним или безымянным на соседних струнах . 65
Урок 50. Отработка большей независимости действий пальцев левой руки . 66
Урок 51. Аккорды из четырех звуков. Исполнение баррэ. 67
Урок 52. Арпеджио из четырех звуков, исполняемое большим, указательным и средним пальцами . 68
Урок 53. Восходящее арпеджио из четырех звуков. 70
Урок 54. Нисходящее арпеджио из четырех звуков . 71
Урок 55. Арпеджио из шести звуков, исполняемое большим, указательным, средним и безымянным пальцами . 73
Урок 56. Восходящее легато. 75
Урок 57. Нисходящее легато . 76
Урок 58. Смешанное легато. Глиссандо и портаменто . 78
Урок 59. Натуральные флажолеты . 80
Урок 60. Строй ре. 83
Этюды
I. 84
II . 84
III . 85
IV. . 85
V . 85
VI . 65
VII. 86
VIII. 87
IX. 87
X. Р. Шуман. Мелодия (переложение для двух гитар). 88
Часть III
ТРЕТИЙ КУРС
Урок 61. Полный диапазон гитары . 89
Урок 62. Действия левой руки . 90
Урок 63. Скачки. 90
Урок 64. Скольжение . 97
Урок 65. Опережение . 101
Этюд XI. 104
Урок 66. Растяжение пальцев левой руки 105
Урок 67. Дополнение к предыдущим упражнениям . 107
Этюд XII. 108
Урок 68. Подвижность кисти левой руки . 110
ЭтюдХШ. 111
Урок 69. Баррэ с растяжением пальцев . 112
Этюд XIV. 113
Урок 70. Одновременные действия большого пальца и других пальцев правой рукн . 114
Этюд XV.
Урок 71. Увеличение подвижности большого пальца . 117
Урок 72. Одновременное исполнение двух звуков при баррэ . 119
Этюд XVI. . 120
Урок 73. Защипывание одной и той же струны указательным, средним и безымянным пальцами . 120
Этюд XVII. 121
Урок 74. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах при защипывании верхней струны безымянным пальцем . 122
Урок 75. Исполнение трех звуков на двух соседних струнах с переносом среднего и безымянкого пальцев на верхнюю струну . 122
Урок 76. Арпеджио из трех звуков, извлекаемых на трех соседних Струнах тремя пальцами . 123
Урок 77. Арпеджио из трех звуков на двух отдаленных струнах и третьей соседней струне. Разъединение указательного и среднего пальцев. 123
Урок 78. Арпеджио из трех звуков на двух соседних струнах и третьей отдаленной струне. Разъединение среднего н безымянного пальцев . 124
Урок 79. Арпеджио нз трех звуков на трех отдаленных струнах. Разъединение указательного и среднего, среднего и безымянного пальцев . 124
Этюд XVIII. 125
Урок 80. Защипывание с опорой, без опоры и комбинированное . 126
Этюд XIX. I26
Урок 81. Извлечение трех звуков на двух струнах с одновременным защипыванием басовой струны большим пальцем . 127
Этюд XX . 128
ЧЕТВЕРТЫЙ КУРС
Урок 82 Извлечение четырех звуков на одной струне указательным, средним и безымянным пальцами . 129
Этюд XXI. I29
Урок 83. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход безымянного пальца на более высокую струну. . 131
Этюд XXII. 132
Урок 84. Исполнение четырех звуков на двух соседних струнах. Переход среднего и безымянного пальцев на верхнюю струну. . 133
Этюд ХХШ . ¦. 134
Урок 85. Арпеджио из четырех звуков на трех соседних струнах. . 135
Источник
Уроки игры на гитаре
Уроки игры на гитаре. Вводная информация
Как научиться играть на гитаре? Этим вопросом задается почти каждый человек, который решил посвятить часть своей жизни музыке. И это вполне закономерно – поскольку одни говорят, что сделать это можно самому, а другие сразу отправляют в музыкальную школу, на частные уроки преподавателя. Разумеется, при должной сноровке и усердии научиться играть на гитаре можно любыми методами, и эта статья как раз посвящена всему списку возможных способов.
Самоучитель на гитаре, подборка статей для начинающих
Данный раздел содержит в себе список статей и уроков, которые позволят научиться играть самостоятельно. Весь материал написан понятным языком, а для особо проблемных моментов сняты специальные ролики, которые визуально объясняют постановку рук, манеру исполнения и другие важные технические вещи.
Стоит также сказать, что эти уроки «Как научиться играть на гитаре самостоятельно» могут быть полезны не только совсем новичкам, но и опытным музыкантам, которые решили сами подтянуть какие-то пробелы в своих знаниях. Все упомянутые ниже статьи актуальны как для новых людей, так и для уже продвинутых в области гитары.
Мы сняли Бесплатный видео курс игры на гитаре! Все 45 видео уроков скоро появятся на нашем сайте Pereborom.ru в отдельном разделе. Перейти к бесплатному курсу
Основные аккорды для начинающих
В этом разделе представлены уроки, посвященные самым азам игры на гитаре – стандартным «блатным аккордам», как их ставить, менять, и какие песни можно сыграть на них. В целом, эти уроки отлично подойдут для человека, который взял в руки гитару вообще в первый раз, и хочет начать свой путь обучения. Обязательно обратите внимание на этот раздел, если собираетесь учиться самостоятельно.
Виды переборов
Следующий раздел полностью посвящен видам переборов. Сюда входят как классические аккордовые рисунки, так и основы фингерстайл-паттернов, и различные красивые переборы. Если вы увлеклись акустической гитарой и игрой пальцами – обратите внимание на данные уроки.
Виды боя
Этот раздел по большей своей части посвящен освоению различных ритмических рисунков, опять же, начиная с элементарных «четверки» и «шестерки» и заканчивая сложными боями, которые потребуют координации и серьезного чувства ритма.
Постановка рук на гитаре
Этот раздел хоть и стоит четвертым по списку, но по факту является самым важным для каждого музыканта, независимо от его навыков игры. Все уроки тут посвящены важнейшему моменту – технике игры и постановке рук. Статьи и уроки поясняют, как правильно держать гитару, в каком положении должны быть пальцы и прочие нюансы данного вопроса.
Упражнения на гитаре
На этот раздел также рекомендуется обратить пристальное внимание. В нем имеются разборы различных гитарных упражнений, а также советов по развитию техники игры, скорости пальцев, четкости штриха. В основном они состоят из роликов, но также имеются и текстовые варианты статей с подробными объяснениями и разборами.
Настройка гитары
Раздел посвящен тому, какие гитарные строи бывают, какие ноты они содержат и чем отличаются друг от друга. Здесь почерпнуть много информации сможет новичок, который и понятия не имеет о том, как правильно настраивать гитару.
Импровизация и техника игры
В этом блоке уроков подробно рассказываются основы и глубины такой вещи как импровизация. По большей части здесь собраны различные блоки гамм, пентатоник, основы музыкальной и теории, и жанровые стандарты и фразы, на которых строится любая импровизация. Этот комплекс уроков будет полезен не только новичкам, но и опытным гитаристам, у которых имеются проблемы с сочинением песен и гитарных соло.
Помимо этого, ниже вы найдете блок статей, посвященный общим гитарным моментам, которые должен знать каждый – например, замене струн, а также проработке вашей техники игры.
Статьи по классической гитаре
Практика. Учим любимые песни
От теории надо медленно переходить к практике – например, к Разбору песен на гитаре.
В этом разделе составлен список композиций с разбором, по которым можно начать свое обучение – они все играются по-разному, но хорошо подойдут для новичков и уже освоившихся гитаристов.
Три способа обучения игре на гитаре
1. Научиться играть на гитаре самостоятельно
Говоря честно – это самый сложный и долгий способ. Причина одна – вы будете постигать все сами, методом долгих проб и ошибок, и этот процесс может действительно растянуться на долгие годы. Особенно это касается технических моментов – которые очень желательно, чтобы объяснял преподаватель. Тем не менее, для желающих делать всё самим, чуть выше был представлен большой комплекс статей для обучения, а также простые уроки гитары .
2. При помощи платных онлайн-курсов
Это более простой вариант, поскольку, как правило, подобные работы делают опытные гитаристы и преподаватели, и при хорошем выборе курса вы полностью пройдете через все этапы обучения так, словно вы обучились у этого человека лично.
3. С помощью преподавателей музыкальных школ у вас в городе
Самый эффективный вариант – обратиться к преподавателю лично. Именно таким способ можно обучиться быстрее всего – поскольку у вас будет человек, который покажет, как надо и не надо делать.
Минусы и плюсы самостоятельного обучения
Плюсы
— Вам никто не составляет программу, вы полностью предоставлены сами себе. Можете учить то, что хотите, обучаться тому, чему хотите – и в целом предоставлены сами себе;
— Зачастую видеоуроки дают всю ту же самую информацию, что и преподаватели в музыкальных школах, но бесплатно. На самостоятельно обучении вы буквально не потратите ни копейки;
— Многие преподаватели не смогут объяснить вам, как работает тот или иной музыкальный жанр – и это вам в любом случае придется исследовать самому.
Минусы
— При всей своей бесплатности этот процесс займет гораздо больше времени для обучения. Причина проста – вам никто не покажет, как надо и не надо делать, вы до всего будете доходить самостоятельно. Особенно если вы не используете в процессе обучения различные онлайн-уроки и видеокурсы;
— Как правило, подобранная преподавателем программа будет рассчитана на ваш уровень игры, и будет для вас максимально комфортной. Чего не скажешь о самостоятельном обучении, когда вы выбираете что учить самостоятельно;
— Помимо технических моментов, вам постепенно будут давать различную музыкальную теорию – которая также очень важна для грамотного развития навыка игры.
Как добиться успеха в гитаре?
- Регулярно упражняйтесь. Постоянно выделяйте хотя бы пару часов на то, что позаниматься – отработать упражнения, вспомнить боксы, гаммы и фразы. Регулярность – один из главных критериев будущего успеха;
- Постоянно разучивайте новые песни. И речь идет не только о композиция на акустику – разучивайте различные песни в электричестве, соло, и другое – и постоянно усложняйте разбираемый материал.
- Не торопитесь. Всегда начинайте с медленного темпа — и не гонитесь за скоростью. Помните, что главное в данном вопросе – техника является важнейшим критерием. Следите за своей постановкой рук, за чистотой исполнения песни и за правильностью игры. Научитесь играть медленно – и наращивание скорости не станет быть проблемой.
- Учите музыкальную теорию. Это важно для того, чтобы не теряться при импровизации и сочинительстве своих собственных песен. Кроме этого, это значительно увеличивает вашу внутреннюю библиотеку музыкальных фраз. Вы не только сможете слушать песни – но и понимать то, как они работают.
- Осваивайте разные техники игры. Перебором, боем, если речь об электрогитаре – то теппинг, свип, вертушки. Постоянно обучайтесь чему-то новому, не застревайте на одном и том же.
- Запоминайте и учите аккорды и их аппликатуру. Не застревайте на первых трех ладах – уходите дальше, ведь и там можно ставить нужные позиции, меняя звук и гармонию своих композиций. Это очень поможет в сочинительстве песен и импровизации.
Что делать после освоения всех азов?
Ответ очень прост – учиться дальше. Продолжать смотреть уроки, усложнять все упражнения и двигаться. В идеале, если вы начинали обучение самостоятельно – найти себе преподавателя для того, чтобы отточить ваши навыки и вывести их на качественно новый уровень. Постоянно обучайтесь чему-то новому – поскольку в области гитары невозможно достичь вершин, когда двигаться уже некуда.
Источник