Ноты, Аккорды — Анатолий Лепин — избранные песни
Песенник, сборник нот для фортепиано, баяна в pdf
Анатолий Лепин
Избранные песни
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
“Советский композитор”, 1986г.
номер с7598к
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР композитор Анатолий ЛЕПИН плодотворно работал почти во всех музыкальных жанрах.
На сценах многих театров страны были поставлены и пользовались заслуженным успехом у зрителей его опера, балеты и оперетты. На пластинках записаны произведения А. Лепина для эстрадного и симфонического оркестров, вокально-инструментальные сюиты, пьесы для камерных ансамблей. Широкую известность получила и театральная музыка А. Лепина. Но самые большие удачи и истинное признание слушателей принесли ему песни. Да и сам он считал для себя песню важнейшим музыкальным жанром и обращался к ней на протяжении всей своей жизни.
Именно песней, точнее, целой песенной сюитой, в 1938 году состоялся дебют, молодого композитора» выпускника Московской консерватории. Использовав стихи поэтов В. Лебедева-Кумача, С. Острового, М. Голодного, В. Гусева, воскрешающих события гражданской войны и рассказывающих о героях Красной Армии, А. Лепин написал ряд песен и объединил их в вокально-инструментальную сюиту под названием «Дорога героев». Музыка этих песен мелодичная, искренняя и легкая для восприятия. В этом раннем произведении уже проявляются главные музыкальные особенности музыкального языка А. Лепина.
Сочинение А. Лепина нашло живой отклик, сотни писем пришли в Радиокомитет после концерта.
В годы Великой Отечественной войны Анатолий Лепин, как и многие советские композиторы, избрал своим оружием во всенародной борьбе с врагом боевую патриотическую песню.
Популярной стала его «Песня о двух друзьях» на стихи В. Лебедева-Кумача:
Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской.
Одни паренек был калужский,
Другой паренек — костромской.
Одной из популярнейших среди бойцов была и песня «Только на фронте» с такими, ставшими крылатыми, строками:
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боа сердце просят музыки вдвойне.
Первые пять послевоенных лет А. Лепин жил в Риге, столице Советской Латвии и активно участвовал в музыкальной и общественной жизни молодой республики. Лишь немногие поклонники таланта А. Лепина знают, что их любимый композитор по национальности латыш, что его творческая деятельность была тесно связана и с музыкальной культурой Латвии. Анатолию Лепину выпала большая честь стать автором музыки Государственного гимна Латвийской ССР.
В 1950 году А. Лепин вернулся в Москву, и с этого времени начались годы интенсивной работы композитора в кино. Он написал музыку к 40 фильмам, с ним работали известные режиссеры; Сергей Юткевич, Эльдар Рязанов, Иван Лукинский.
Вот как композитор сам рассказывал о своей работе в кино: «Я очень люблю писать музыку к кинофильмам. Это живая интересная работа. При выходе фильма на экран композитор обращается своей музыкой к многомиллионной аудитории. Когда известный режиссер С. Юткевич предложил мне написать музыку к кинофильму «Здравствуй, Москва!», я с радостью дал свое согласие. Основной песней в фильме должна была стать «Песня о Москве». Хотелось написать такую песню, которую бы запомнил и полюбил народ».
И песня сошла с экрана к людям:
Мы идем, мы поем,
По бульварам, проспектам, садам.
Мы идем, мы поем,—
И Москва улыбается нам
«Песня о Москве» получила известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее мелодия стала позывными Московского радио.
В кинофильмах впервые также прозвучали другие известные песни о столице: «Песня о Москве» из кинофильма «Чук и Гек», «Отдыхает родная столица» из кинофильма «Мы с вами где-то встречались», «Шумит Москва-красавица» из кинофильма «Удивительное воскресенье». Эти песни не потеряли своей привлекательности и сегодня, спустя почти сорок лет со времени их создания.
Кинозрители с восхищением в свое время встретили новую музыкальную комедию «Карнавальная ночь», премьера которой состоялась в канун 1957 года. Всем понравился остроумный сюжет фильма, мастерство молодого режиссера Эльдара Рязанова, юная исполнительница главной роли Людмила Гурченко и, конечно же, солнечная, искрометная эстрадная музыка А. Лепина.
Выходили и другие кинокомедии с музыкой А. Лепина: «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Дайте жалобную книгу», «Девушка без адреса». В каждой из них были песни, привлекавшие слушателей яркой мелодией.
Профессиональные певцы и коллективы художественной самодеятельности сразу включили в свой репертуар веселую «Песенку о хорошем настроении», куплеты «Ах, Таня, Танечка» и «Пять минут», лирические мелодии — «Где ты, ромашка моя?» и «Я люблю, но об этом никто не узнает». Без преувеличения можно сказать, что вся молодежь 50-х и 60-х годов пели мелодичные к жизнерадостные песни А. Лепина из кинофильмов.
Много песен написано А. Лепнным в 60-е годы. Среди них торжественная — «День моей страны» (стихи М. Матусовского), впервые исполненная Георгом Отсом в тот день, когда весь мир с восхищением следил за героическим космическим полетом Юрия Гагарина. Две песни вошли в репертуар Клавдии Шульженко — это драматическая баллада «Незабудка» (стихи Ф. Лаубе) и танцевальная песенка «Возьми гитару» (стихи М- Пляцковского).
Начиная с 70-х годов. А. Лепин все чаще обращается к жанру романса. Им созданы два цикла романсов на стихи С. Есенина и А. Блока.
В этот сборник включены песни, написанные композитором в разные периоды его творчества. Песни эти —гражданские и эстрадные, лирические миниатюры и романсы — всегда мелодичны, жизнеутверждающе-искренны и современны.
Сердечная теплота и любовь к людям, к окружающему миру, к своей Родине —эти основные качества личности композитора Анатолия Лепина присущи всему его творчеству.
Г. Голуб
- МОСКВА-ЭТО ЗВОНКОЕ СЕРДЦЕ ПЛАНЕТЫ. Слова Б. Дубровина.
- МИРНОЕ НЕБО ХРАНИ, СОЛДАТ! Слова М.Андронова
- ДВА ДРУГА. Слова В. Лебедева-Кумача И
- ТОЛЬКО НА ФРОНТЕ. Слова В.Лебедева-Кумача
- ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПЕСЕНКА. Слова П. Шубина
- ЭЙ, ТРУБАЧ МОЛОДЕНЬКИЙ! Слова М. Светлова
- КАК В СТЕПИ СОЖЖЕННОЙ. Слова Е. Долматовского
- ШЛА С УЧЕНИЙ ТРЕТЬЯ РОТА. Слова А. Фатьянова
- ЕСЛИ Б ГАРМОШКА УМЕЛА. Слова А. Фатьянова
- ЗДРАВСТВУЙ, МОСКВА! Слова О. Фадеевой
- ПЕСЕНКА О ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ. Слова В. Коростылева.
- ПЯТЬ МИНУТ. Слова В. Лифшица
- ДНИ РАЗЛУКИ. Слова С. Щнпачева
- НЕ ПРИДУ НА СВИДАНИЕ. Слова А. Дитерихса
- ВОЗЬМИ ГИТАРУ. Слова М. Пляцковского
- РУССКИЙ ПЕРЕПЛЯС. Слова А. Дитерихса
- НЕЗАБУДКА. Слова Ф. Лаубе
- ПЛАМЯ ОЗОРНОЕ. Слова Ф. Лаубе
- ТИШИНА, ТИШИНА.Слова Ф. Лаубе
- ЛЕНИНСКИЕ ГОРКИ. Слова Б. Дубровина
- РУССКИЙ ЛЕС. Слова Ф. Лаубе
- ГИТАРА. Слова Б. Дубровина
- ТЫ НЕ ТА. Слова К.Симонова
- НУ, ПРИДИ ЖЕ, ЛЮБИМЫЙ. Слова Р. Рождественского
- СОЛЬВЕЙГ. Слова А. Блока
- НАТЯНУЛИСЬ ГИТАРНЫЕ СТРУНЫ. Слова А. Блока
- ТЫ МЕНЯ НЕ ЛЮБИШЬ, НЕ ЖАЛЕЕШЬ. Слова С. Есенина
- КАК БЕЗ ТЕБЯ? Слова Р.Рождественского
- У КАРТИНЫ РАФАЭЛЯ «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА». Слова Б. Дубровина
- ЕСЛИ НАДО ПОМОЧЬ. Слова Б. Дубровина
- СТАРАЯ РИГА. Слова Б. Дубровина
- ТРУДНЫЕ ВЕРСТЫ БАМа. Слова В. Коваленко
- ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД. Слова С.Бенке
- ВЛЮБЛЕНЫ МЫ В ПЯТЫЙ ОКЕАН. Слова С. Бенке
- ПЕСНЯ О РАБОЧЕМ КЛАССЕ. Слова С.Бенке
- ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ. Слова Е.Александровой
- В СВОЕЙ ЛЮБВИ НЕ РАЗБЕРУСЬ. Слова Р. Харченко
- МНЕ С ТОБОЮ ТАК ЛЕГКО. Слова Б.Дубровина
- ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? Слове М. Андронова
- РАЗ, ДВА, ТРИ-КАЗАЧОК! Слова Ф. Лаубе
- БАЛАЛАЕЧКА. Слова Т. Пономаревой
Скачать сборник
Источник
Сборник ноты А. Лепина для голоса и фортепиано (баяна)
В сборник вошли ноты следующих песен:
Москва-Это Звонкое Сердце Планеты. Слова Б. Дубровина.
Мирное Небо Храни, Солдат! Слова М.Андронова
Два Друга. Слова В. Лебедева-Кумача И
Только На Фронте. Слова В.Лебедева-Кумача
Ленинградская Песенка. Слова П. Шубина
Эй, Трубач Молоденький! Слова М. Светлова
Как В Степи Сожженной. Слова Е. Долматовского
Шла С Учений Третья Рота. Слова А. Фатьянова
Если Б Гармошка Умела. Слова А. Фатьянова
Здравствуй, Москва! Слова О. Фадеевой
Песенка О Хорошем Настроении. Слова В. Коростылева.
Пять Минут. Слова В. Лифшица
Дни Разлуки. Слова С. Щнпачева
Не Приду На Свидание. Слова А. Дитерихса
Возьми Гитару. Слова М. Пляцковского
Русский Перепляс. Слова А. Дитерихса
Незабудка. Слова Ф. Лаубе
Пламя Озорное. Слова Ф. Лаубе
Тишина, Тишина.Слова Ф. Лаубе
Ленинские Горки. Слова Б. Дубровина
Русский Лес. Слова Ф. Лаубе
Гитара. Слова Б. Дубровина
Ты Не Та. Слова К.Симонова
Ну, Приди Же, Любимый. Слова Р. Рождественского
Сольвейг. Слова А. Блока
Натянулись Гитарные Струны. Слова А. Блока
Ты Меня Не Любишь, Не Жалеешь. Слова С. Есенина
Как Без Тебя? Слова Р.Рождественского
У Картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Слова Б. Дубровина
Если Надо Помочь. Слова Б. Дубровина
Старая Рига. Слова Б. Дубровина
Трудные Версты Бама. Слова В. Коваленко
Осенний Листопад. Слова С.Бенке
Влюблены Мы В Пятый Океан. Слова С. Бенке
Песня О Рабочем Классе. Слова С.Бенке
Забытая Мелодия. Слова Е.Александровой
В Своей Любви Не Разберусь. Слова Р. Харченко
Источник
Ноты — Анатолий Лепин — песни из фильма Карнавальная ночь
Ноты для голоса в сопровождении фортепиано
Песни театра и кино
А. Лепин
Песни из кинокартины «Карнавальная ночь»
ноты для голоса в сопровождении фортепиано
«МУЗГИЗ», 1957г.
номер м26181г
(pdf, 3.27 Мб)
- 1. Пять минут. Слова В. Лифшица
- 2. Любовь—это счастье. Слова В. Лифшица
- 3. Танечка. Слова В. Лифшица
- 4. Песенка о хорошем настроении. Слова В. Коростылева
- 5. Песенка о влюблённом пареньке. Слова В. Лифшица.
- 6. Вальс-ожидание. Слова В. Лифшица
- 7. Три храбреца. Слова Р. Бернса, перевод С. Маршака.
Скачать ноты
Песни театра и кино
А. Лепин
Песни из кинокартины «Девушка без адреса»
для голоса с фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1958г.
номер м26935г
- 1.О девушке без адреса. Слова В. Лифшица
- 2. Как мне быть
- 3. Для неё любовь — забава
- 4. Я, девчоночка, жила
- 5. Куда же ты скрылась?
- 6. Песенка о Москве
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
Песни театра и кино
А. Лепин
Песни из кинокартины «О Москве и москвичах»
для голоса с фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1957г.
номер м26424г
1. Добро пожаловать. Слова Евг. Долматовского
2. Московские бульвары Слова Евг. Долматовского
3. Огни… огни… Слова О. Фадеевой
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
А. Лепин
Песни из кинофильмов
с сопровождением фортепиано
«Советский композитор», 1959г.
номер с1304к
- Солдат Иван Бровкин
- 1. Сердце друга
- 2. Парень непутевый
- 3. Если б гармошка умела
- 4. Шла с учений третья рота
- Иван Бровкин на целине
- 5. Комсомольцам тридцатых годов
- 6. В дорогу, друзья
- 7. Как же ехать мне?
- 8. Степи Оренбургские
Скачать ноты
Спасибо Ирине за сборник!
А. Лепин
Танцевальная музыка из кинофильмов
для аккордеона
«Музыка», 1967г.
номер 3839
(pdf, 4.57 Мб)
Источник
Шла с ученья третья рота ноты
ФАТЬЯНОВ — РУССКИЙ СОЛОВЕЙ
ДЕТИ РЯДОМ С ФАТЬЯНОВЫМ
1. АЛЕНА И НИКИТА
С тех пор, как получили Фатьяновы квартиру на Бородинской, с той поры, как оборудовали Алексею Ивановичу первый в жизни собственный кабинет, на письменном его столе всегда стояли две фотографии. Это были портреты двух его детей.
Он сам разбирал рамки и менял их под стеклом с годами, по мере того, как подрастали Алена и Никита. Те фотографии, которые поэт поставил своей рукой на письменный стол последними, теперь находятся в вязниковском Музее песни вместе с его кабинетом.
Чувствуя в Алене способности, Алексей Иванович в свободную минутку играл с нею «в стихи». Он рано разглядел в девочке тяготение к красоте слова. Отец учил дочь сочинять. Он любил брать девочку на шею и сам начинал игру:
— А ну-ка, Аленка, придумай стихотворение… Слушай: дочик-дочик, коробочек, а потом еще грибочек… — И замолкал.
— А потом еще пенечек! А потом еще платочек! — Фантазировала девочка и придумывала рифму.
Подросший Никита, когда пошел в школу, тоже принес первое свое стихотворение. Оно посвящалось очень хорошей девочке Тане. Алексей Иванович прочел листок и сказал:
— Не пиши больше! Это не твое… Не позорь меня!
Алексей Иванович с детьми разговаривал, как со взрослыми, он не считал, что они глупее его.
На фоне такого отношения к своим детям в фатьяновской семье долго живет анекдот.
Никита заболел, Галине Николаевне нужно было его везти в больницу. С кем оставить Алену до прихода вызванной няни? Соседка, которая жила вдвоем со взрослым сыном, открыла дверь на звонок Галины Николаевны.
— Анна Ивановна, я вас умоляю, побудьте дома с Аленой! Через полчаса приедет няня — всего полчаса! — Взмолилась перепуганная мама.
В ответ на это соседка пожала плечами:
— Галочка, да что вы, у меня же ребенок!
— Как? Какой у вас ребенок? — Удивилась Галина Николаевна.
Ничего не ответила Галина Николаевна — да и что тут ответишь? Женечке о ту пору было сорок лет.
Семейным праздником были поездки на речном трамвайчике.
Обычно к Фатьяновым тогда присоединялся мальчик Боря. Он был старше Алены на целых четыре года, отчего казался девочке большим и очень умным. Для Никиты он и вовсе был взрослым дядей. У него папа был военмором и учился в академии. Алену в этом мальчике восхищало все, а Никиту — его морское происхождение. Боря любил приходить дом Фатьяновых, где была огромная библиотека, и дружил с Алексеем Ивановичем. Алексей Иванович также считал мальчика своим другом, опекал, следил за его чтением.
Появление детей в семьях родных Алексеем Ивановичем воспринималось как величайшая радость. Детей Ии он считал родными. И Андрюша, и Верочка, были его любимцами и крестниками. Он очень гордился тем, что был крестным отцом.
Когда в 1952 году родилась Верочка, Фатьянов был очарован этим событием. До ее появления на свет Алексей Иванович предоставил Ие с мужем свою квартиру, уезжая на летний отдых. Алексей Иванович радовался, что может теперь сам приютить ту, чья мать давала ему в юности кров. Ия Викторовна тем летом боялась уезжать из Москвы. «Критический момент», когда ты на сносях, может наступить в любую минуту.
Не было такого, чтобы Алексей Иванович не приехал в день рождения к своей крестнице Верочке. Когда приносили совсем маленькую девочку на Бородинскую, он бережно ставил ее на рояль и любовался, как она хороша в беленькой шубке, которую Верочке подарил он сам. Он удивленно хохотал оттого, что Верочка с Андрюшей ему приходились внуками.
А одаривать детей Алексею Ивановичу доставляло большую радость.
2. РОЯЛЬ МАРКА БЕРНЕСА
Позже, когда семилетняя Алена стала проявлять незаурядные музыкальные способности, на семейном совете было решено купить новый рояль. Состояние старого домашнего рояля по-прежнему оставляло желать лучшего. Непрестанно жаловались на него и композиторы, и гости-музыканты.
На первой Бородинской улице, неподалеку от дома, где жили Фатьяновы, находился комиссионный магазин «Рояли». Мастера из магазина часто ремонтировали фатьяновский рояль и знали Галину Николаевну. После принятого решения она пришла в магазин и сказала, что нужен небольшой комнатный рояль. Через некоторое время позвонили и сообщили: небольшой инструмент продает Марк Наумович Бернес. Он в это время женился во второй раз, и ушел жить в небольшую двухкомнатную квартиру, куда рояль не помещался. Рояль этот был выписан для известного актера из Германии. Стоил же он по тем временам колоссальные деньги — шестнадцать тысяч.
Несмотря на то, что у Алексея Ивановича не было этих денег, инструмент переехал к ним. Марк Бернес был рад освободить площадь и готов был ждать расчета, сколько угодно…
Алене нашли педагога, добрейшую немку Антонину Ростиславовну.
Она была незабываемо ярким человеком. Очень большого роста, полная, ярко-рыжая, она носила короткую стрижку и обладала мужеподобным голосом. Антонина Ростиславовна гордилась своим голосом и вообще собой. Очень коммуникабельная, общительная, она делала уроки музыки не раздражающими ни ребенка, ни окружающих. Несмотря на то, что учительница была внешне большая и грозная, она очень ласково, вкрадчиво разговаривала, никогда не ругалась, не била по рукам. Она говорила родителям:
— У девочки большое будущее, и она обязательно будет участвовать в конкурсе Чайковского. Я знаю, что ты там будешь играть, как Ван Клиберн, — Похваливала она Алену. Тогда говорили «Клиберн», а не «Клайберн», как сейчас.
Антонина Ростиславовна была хорошим, добрым, ласковым человеком. Она много рассказывала о своей семье. Беспокоило ее то, что младшая из двух ее дочерей — Ирина, была влюблена в начинающего исполнителя Иосифа Кобзона. О романтических переживаниях Ирины и Иосифа знали в семье Фатьяновых и принимали их взаимоотношения близко к сердцу…
— Любовь, Антонина Ростиславовна — это святое! — Восклицал Алексей Иванович. — Ей, знаете ли, все возрасты бывают очень покорны!
— Это — Пушкин! Это не вы! — Обнаруживала та подлог. — А вы что думаете?
— Я поддерживаю предыдущего оратора господина Пушкина!
2. ДЕТИ ПЕРЕУЛКА
Однажды в Хрущевском переулке появился профессиональный детский фотограф. Его пригласила бабушка, потому что ждала в гости внуков. Алене тогда было четыре годика, Никите — два. В тот день фотограф расположился, «как дома», обедал, присматривался к детям, изучал их характеры. Потом он велел мальчика наряжать в пальтишко, девочку — посадить в корзинку с цветами. Он был фантазер. Нахлобучил на лоб Никиты кепку, вручил ему бутылку водки — щелк. Зажигалась вспышка, как молния, но дети не плакали, они были увлечены игрой. Это были костюмированные съемки, и дети подчинялись доброму фотографу, чувствуя себя артистами… Тогда появилась целая серия прекрасных, веселых детских фотографий.
Все Фатьяновы и Калашниковы любили фотографироваться под окнами Анны Николаевны.
Фотограф просил неугомонных сродников построиться по росту, кого-то лечь, кого-то повернуть голову, всех застыть. Все улыбались, потому что радовались общению, встрече, радовались тому, что все впереди. И даже когда сносили этот крепкий, счастливый дом в 1960 году, его жильцы радовались новым квартирам, какому-то прогрессу в жизни страны. Теперь на месте дома размещается посольство крошечного государства Люксембург. Когда-то здесь помещалось со своими традициями, поколениями, песнями, привычками, соседями, судьбами все Ставрополье в сжатом виде. А оно больше Люксембурга в десять раз.
И, конечно, все блюда ставропольской кухни появлялись на столе, когда приезжал сюда Фатьянов со своей семьей. Сидя за огромным столом, ставропольцы часто вспоминали, как однажды на подножке полуторки во двор особняка въехал взволнованный жених и увел их тихую Галочку Калашникову. И, конечно, не обходилось без песни. Песни душевные, фатьяновские, звучали на всю коммунальную горницу. И дети замирали в своих играх, выхватывая из хорового пения какой-то поразивший их образ. И засыпали с хорошими мыслями о стихах, зарытых цветных стеклышках в палисаднике, сладкой газировке на бульваре, красивых обновках и абсолютном счастье.
СЕРЕДИНА ПЯТИДЕСЯТЫХ
1. ИВАН ГАНАБИН
В мае 1950 года во Владимире прошло второе областное совещание молодых литераторов. Алексей Иванович на нем руководитель поэтическим семинаром. Крепкая гвардия владимирских удальцов не только тогда стала крестниками поэта, они стали его друзьями. Иногда пытаясь держаться официально и в стороне, Алексей Иванович после все же не сдерживался, и если чувствовал в человеке близкое, переходил «на ты». Тогда его окружили и так и остались рядом Сергей Никитин, Владимир Томсен, Иван Ганабин, Борис Симонов. Алексей Иванович искал среди молодых владимирца Марата Виридарского, знаменитого местного футболиста, слесаря, пишущего стихи. После, познакомившись, он высказал свою радость о таланте молодого рабочего.
Близок по духу ему стал и фронтовик, моряк балтийского флота Иван Ганабин. Как артист ансамбля балтийского флота, Алексей Иванович его считал своим однополчанином. Это был выпускник литинститута, который писал нежные стихи о Родине, и по-фатьяновски был влюблен в родной край…
В 1953 году Иван Ганабин стал завотделом литературы и искусства областной молодежки «Сталинская смена». Неприглядное помещение в подвале чайной Дома колхозника кипело и бурлило, как любая редакция. Крохотные комнатки, наползающие друг на дружку, в коридорах — столы, внимательные машинистки, работающие где попало, чуть не на ступеньках, при желтом свете настольных ламп… Беготня, стрекотня, суета. Главным редактором газеты в том же году стала Антонина Степановна Атабекова, которая также вскоре сделалась другом Фатьянова.
В 1953–1954 году Алексей Иванович часто бывал во Владимире.
Готовилась к печати его первая и единственная прижизненная книга стихов. Он приезжал, останавливался всегда в гостинице, и пропадал в издательстве. Работа с редактором, верстки, гранки, корректорские поправки — все это Фатьянову хотелось проследить самому.
Когда он заходил в редакцию, все вставали со своих мест, шумно здоровались, обступали поэта, слушали все, что он говорит. Самые хмурые улыбались. С обожанием выслушивались и новости, и хула, и похвала. Непосредственный нрав, дружелюбие, просто человеческая красота — все было в нем притягательно. Здесь публиковали его стихи. Здесь берегли каждое слово и каждый знак, написанный его рукой. Эти непритязательные, провинциальные экземпляры со своими стихами он очень ценил.
Он вообще любил все, связанное с родиной. И дружбу с земляками принимал близко к сердцу.
А Вязники этого времени коснулась «хрущевская оттепель». Когда появился в Москве модный журнал «Метрополь», подняв на знамя перемен молодых Вознесенского и Евтушенко, волна самиздата тут же покатилась по всей России. В литгруппу Вязников ходили молодые парни и девушки. Но они только начинали, их не печатали. Они соблазнились «демократизацией» и выпустили несколько рукописных журналов «Космос». Естественно, начался большой шум: что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Из обкома специально приезжал работник, чтобы разузнать, что стряслось в тишайших Вязниках.
Серьезная комиссия экспертов выясняла: о чем думали и что хотели сказать своими литературными опусами местные молодые люди.
А эти молодые люди были увлечены абракадаброй и бессмыслицей, словоплетеньем и бледным подобьем депрессивных гимнов. Более-менее ясной была критическая статья о Маяковском, где его раскритиковали в пух и прах, ободрали прижизненную бронзу и, попросту, развенчали, как первого поэта советской эпохи …
Борис Симонов с Юрием Мошковым тоже выпустили в 1955 году журнал «Ясень», но уже не протестно-дерзкий, а лирически-задушевный. Это была молодежная мода, но как хорошо, что это было!
Иван Ганабин более благоволили к лагерю лириков, нежели трибунов. Да и Фатьянов, несмотря на свою любовь к Маяковскому, как мастеру гротеска и формы, всей душой льнул к Есенину.
…Смерть Ивана Ганабина, слишком ранняя, потрясла его и подавила.
— Так не должно быть! — Рубил ребром ладони по столешнице так, что на пол скатывались карандаши.
Это случилось 20 февраля 1954 года, когда все были молоды и никто не думал о том, что всем придется когда-то навсегда расстаться. Поэт родился в деревне Коломна Вязниковского уезда в 1922 году. Он был моложе Фатьянова на три года, и отличался веселой простоватостью нрава. Они съезжались в Вязниках, любовались венцами, читали стихи, выступали. К нему поэт питал чувства братские, немного покровительственные, помогал. Сергей Никитин, Владимир Соколов, Александр Меркулов — все однокурсники Ганабина были поражены трагедией. Иван умер в поезде. Ему стало плохо, и выяснилось, что у него рак легких… Побывав на похоронах в Юже, все владимирцы приехали в Вязники. Река была еще крепкая, и они перешли ее по заснеженному льду молча, вспоминая каждый — свое.
Атабекова, Никитин, Фатьянов заходили тогда к Ивану Симонову, долго сидели у него, говорили мало…
Так начинали они уходить — поэты, которые были рождены, чтобы встретиться и навсегда остаться рядом на страницах академических антологий, которые еще будут написаны.
2. «ПОЕТ ГАРМОНЬ», 1955 ГОД
Этот год был тяжел переживаниями.
Но наконец вышла книга «Поет гармонь» с предисловием Льва Ошанина. Для провинциального издательства тираж был почти неподъемным — 25 тысяч экземпляров. Эта маленькая книжечка с веткой плакучей березы на обложке мгновенно разошлась. Ее востребованность оказалась выше любого бестселлера. Она пелась от березовой коры до березовой коры.
Пока Галина Николаевна занималась домом, бытом, детьми, Алексей Иванович был в разъездах, старался заработать выступлениями, концертами. Во время странствий по любимой Владимирщине он попал на премьеру в Ковровский драматический театр. Играли пьесу местного автора А. Плоткина «Дело Рогозина». Он заволновался, увидев на сцене пожилого актера Н. Жилина. Это была весточка из юности — они вместе начинали в театре Красной Армии еще до войны.
Старые знакомые потянулись за всеми на банкет в дом драматурга. Звучали тосты, панегирики и славословия. Плохо вслушиваясь в их содержание, невзирая на усталость, они проговорили до утра.
— Тебе сколько сейчас, Алеша? — Спросил вдруг Жилин, имея в виду возраст.
— Сто рублей и «ЗИМ» к подъезду! — Отвечал Фатьянов, не любивший считать дней жизни.
4. БЫВАЯ В РОСТОВЕ
«Как держалась в те годы родня!» — думается, когда глядишь на этот русский фамильный куст. А ведь времена-то их были жестокими.
В середине пятидесятых опустела квартира в Хрущевском переулке. Генерал Александров, муж матери Галины Николаевны, был отправлен в Ростов-на-Дону. Анна Николаевна, собрав скарб, последовала за мужем.
Теперь Фатьяновы всей семьей стали наведываться в Ростов.
Летом им полюбилось отдыхать в Кочетовке, где чувствовался дух шолоховской прозы. Голосистые казаки и казачки пели по вечерам, прохаживаясь с гармоникой. Эти заоколичные звонкие хождения, теплое марево над деревенскими улицами, дух знойного лета, сенокоса были так похожи на вязниковские. Батюшка Дон притягивал к себе.
Иногда в Кочетовку приезжали из Ростова на машине бабушка и дед. Алена и Никита радовались их появлению. Особенно ликовал Никита. Эта машина возила их с отцом на рыбалку, за рулем сидел настоящий солдат в пилотке и при погонах. Случалось, они просиживали долгое время, держась за удочки, а клева не было. Тогда солдатик вез их на берег, где торговали серебристыми рыбами пропахшие водой рыбаки. За бесценок продавали они свои трофеи.
Однажды Алексей Иванович приехал в Ростов в босоножках. Военный тесть с недовольством посмотрел на него:
— Ну что же ты в опорках в Ростов приехал?
У Фатьянова был очень большой размер ноги, и с обувью ему часто приходилось мучиться.
— Ну, я тебе достану на складе… — Потеплевшим голосом пообещал строгий тесть и повел поэта на свой генеральский склад.
Чего там только не было! Какого только товара не припас заботливый «Военторг» для генералитета! А вот обуви нужного размера не находилось. С трудом нашли пару запыленных от невостребованности летних туфель, которую и купил уставший от неудачных примерок поэт.
Теща так характеризовала Алексея:
— Он был благодарный, всем довольный. Замирал среди толпы.
В Ростове Алексей Иванович был человеком известным. Кроме песен, Ростовчане помнили его по выступлениям, прошедшим летом 1951 года. После отъезда поэта местная газета «Большевистская смена» полностью опубликовала его поэму «Наследник», разместив ее в трех номерах. Так что, когда он выходил на рынок по утрам, его многие узнавали.
Он любил ходить на яркий цветами ростовский рынок с горами помидор и ларями арбузов. Алексей Иванович покупал продукты только отборные, никогда не скупился и не торговался. Приносил сумки, ставил у порога кухни, а уж теща выготавливала его любимые блюда: сазана под сметаной с картошкой и чесноком, шпигованную баранину, пироги с капустой. Стол ломился, когда приезжал зять, и новые ростовские друзья появлялись следом за ним, мечтая побыть рядом с поэтом, который живет рядом, на той же земле, а кажется — на небе.
И зимой навещали москвичи родителей. 28 января, в день рождения Анны Николаевны, съезжались все — и Фатьяновы с Никитой и Аленой, и Людмила Николаевна с семьей…
Алексей Иванович любил со всеми поговорить.
Выходя на улицу, он закуривал сигарету, закуривал, затихал.
К нему подходила дворничиха с широкоэкранной лопатой и, поборовшись с непобедимым снегом, становилась отдохнуть рядом с поэтом, опершись на черенок лопаты, как на посох. Они разговаривали о снеге, и он падал, этот мягкий южный снег, и не было никакой тревоги в сердцах этих разных, малознакомых людей.
— Как вы тут? — Спрашивал, например, Фатьянов.
— А шо нам? — Отвечала она и выбивала нос в конец платка. — Вон, вишь, валит, как казаки за пывом! — Кивала она на небо.
— Хорошо валит! — Как поэт радовался он.
— А подь ты! Фу на тебя! — Незло отмахивалась рукавицами дворничиха. — Хорошо ему!
Источник