Шла веселая собака чики брики гав ноты

Шла веселая собака чики брики гав ноты

Автор: Е. Поплянова
Год: 2001
Издательство: Челябинск: АвтоГраф
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский

Серию книг Елены Попляновой «Не хочу идти на сольфеджио» продолжает выпуск под названием «Чики-брики-гав». Эта книжка адресована учащимся детских музыкальных школ, учителям музыки, детям и родителям, желающим приобщиться к миру музыки.

СОДЕРЖАНИЕ:

Вместо предисловия
Пора начать урок (музыкальные приветствия)
Ура! Вообразилия! (песни)
Весёлые музыкальные минутки (игры)
Мистер Ритм — Весёлый дирижёр (ритмические игры)
Играем всей семьей (настольные музыкальные игры)
Странички для родителей

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Шла веселая собака чики брики гав ноты

«СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ» (ДНХ) запись закреплена
ApeRock: музыкальные издания, самоучители, ноты

Е. Поплянова. Чики-брики-гав

Автор: Е. Поплянова
Год: 2001
Издательство: Челябинск: АвтоГраф
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 2,9 МВ
Язык: русский

Серию книг Елены Попляновой «Не хочу идти на сольфеджио» продолжает выпуск под названием «Чики-брики-гав». Эта книжка адресована учащимся детских музыкальных школ, учителям музыки, детям и родителям, желающим приобщиться к миру музыки.

Вместо предисловия
Пора начать урок (музыкальные приветствия)
Ура! Вообразилия! (песни)
Весёлые музыкальные минутки (игры)
Мистер Ритм — Весёлый дирижёр (ритмические игры)
Играем всей семьей (настольные музыкальные игры)
Странички для родителей

Источник

Чики-брики-гав! (fb2)

Поплянова Елена Михайловна — член Союза композиторов России, автор музыкальных книг для детей: «А мы на уроке играем», «Жили-были Трали-Вали», «Возвращайся, песенка!», и др.

«НЕ ХОЧУ ИДТИ НА СОЛЬФЕДЖИО» — это серия книг композитора и педагога Елены Попляновой, в которой она делится своим многолетним творческим и музыкально-педагогическим опытом.

Автор предлагает новую оригинальную методику обучения детей музыкальной грамоте с помощью игровых песен, ручных ритмознаков, настольных музыкальных игр для всей семьи, необычных канонов, стихов, сказок и музыкальных загадок, а также знакомит со своей программой уроков импровизации, детского творчества.

Вхождение ребенка в музыку через игру — наиболее естественный и желанный для него путь, приносящий радость и хорошие результаты. Представленные автором игры охватывают все основные направления музыкального воспитания: слух, память, чувство ритма, двигательную и слуховую координацию, творческие навыки.

Книги адресованы учителям музыки общеобразовательных и музыкальных школ, музыкальным работникам детских садов, руководителям детских хоровых коллективов, а также родителям, заинтересованным в музыкальном воспитании детей.

Кроме того, в серию входят книги, специально написанные для детей. В сказочно-игровой форме они знакомят с азами музыкальной грамоты, развивают творческие способности, приобщают к музицированию.

П 57 Чики-брики-гав. Музыкальные приветствия, песни, игры, ручные ритмознаки и настольные игры для всей семьи: Учебное пособие для детских музыкальных школ / Рис. Ю. Попова.— Челябинск: «Автограф», 2001.— 80 с., ил.

Серию книг Елены Попляновой «Не хочу идти на сольфеджио» продолжает выпуск под названием «Чики-брики-гав». Эта книжка адресована учащимся детских музыкальных школ, учителям музыки, детям и родителям, желающим приобщиться к миру музыки.

© Поплянова Е., музыка, текст, 2001

© Попов Ю., иллюстрации, 2001

© «Автограф», Челябинск, 2001

Музыкальные приветствия, песни, игры, ручные ритмознаки и настольные игры для всей семьи

Художник Юрий Попов

Вместо предисловия

Немного подумав, отвечаю:

— Правильно! А сейчас?!

И вот снова и снова с увлечением и восторгом моя пятилетняя дочь изображает весь алфавит.

Какие выдумщики наши дети! Обычные занятия они могут превратить в увлекательную игру для себя и других.

Можем ли мы, учителя, превратить свой урок в восторженную игру, в праздник души, где каждый чувствует себя частичкой общего счастья.

Я попыталась найти такие формы работы, которые помогают мне и моим детям приблизиться к этому празднику.

Часть первая

НАЧИНАЕТСЯ УРОК

Я чаще всего заранее выписываю на доске какие-нибудь ритмические задания. Они могут быть вот такими:

4 такта — вступление.

1 фраза (2 такта) — шаги четвертями.

2 фраза (2 такта) — шаги четвертями и хлопки

3 фраза (2 такта) — шаги четвертями и хлопки

4 фраза (2 такта) — шаги половинными и хлопки


В конце приветствия, после слов «колдовать», возможны варианты мелодической или инструментальной импровизации: по одному такту или по фразе у каждого ученика.


КОЛОКОЛЬЧИК НАС ЗОВЕТ



ПЕСЕНКА ПРО МАЖОРНУЮ ГАММУ

Буквой [И] помечена та часть, которую можно пропеть двухголосным каноном, но это еще не все. Эта часть может стать гораздо длиннее, если каждый ребенок будет импровизировать мелодию с гаммообразным движением или петь гамму в импровизированном ритме. Возможны и другие варианты. Пробуйте!



ПЕСЕНКА МЫШОНКА

Стихи И. Токмаковой

ГАММА ОСЕНИ


ВЕСЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ



Часть вторая

ВООБРАЗИЛИЯ




ПОЧЕМУ?


СКОРО ДОЖДЬ


КОШКИ -ЭТО КОШКИ



КОЛДУНЬЕ НЕ КОЛДУЕТСЯ




ПЛАСТРОН И КАРАПАКС



КОТОРЫЙ ЧАС?


КРОШКА ВИЛЛИ ВИНКИ



У МЕНЯ БИЛЕТЫ В ЦИРК!





НАЧИНАЕМ КАРНАВАЛ!



СВЕТ «РОЖДЕСТВЕНСКИХ ФАНТАЗИЙ»



Часть третья

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРОВОЗИК

Так было до тех пор, пока однажды не предложила:

— Кто поедет со мной в волшебную страну на музыкальном паровозике?

Лес рук и море радостных глаз!

— Тогда все превращаются в машинистов! Пассажирами будут интервалы! Я — главный контролёр! Поехали)))

И вот уже карточки с интервалами выстраиваются длинным паровозиком на столе. С каким интересом и вниманием дети начинают вслушиваться в созвучия, стараясь ни за что не ошибиться и не пропустить «зайца»! А я в конце путешествия, проходя мимо «вагончиков» с интервалами, выявляю «пассажиров без билетов» и за каждый неугаданный интервал даю фишку. Того, кто больше набрал фишек, ждет любой дополнительный вопрос.

Эту игру можно проводить во время любого задания с карточками.

ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТОФОР

Всё началось со сказки.

На свете жил Волшебный Светофор. Однажды он попал в музыкальную страну. С его появлением начали происходить чудеса. Зажжёт Светофор зелёный свет — все звуки оживают, начинают петь, а зажжёт красный — замолкают и исчезают.

Заметив это, строгий мистер Ритм завладел Волшебным Светофором и стал включать его по своему желанию. Захочет, чтобы какие-нибудь длительности в музыке молчали,— включит для них красный свет, захочет — зелёный. Знакомая всем мелодия от этого становилась неузнаваемой, а иногда и совсем исчезала. Все жители музыкальной страны стали думать, как спасти мелодию.

— А как вы, ребята, думаете, что нужно сделать, чтобы мелодия не исчезла?

(Возможно, в этом месте кто-то из детей предложит свои варианты. В любом случае раскрывается секрет спасения мелодии.)

— Чтобы она не пропала, нужно «молчаливые» длительности пропевать внутренним голосом.

Предлагается исполнить знакомую мелодию, в которой для всех длительностей будет гореть зелёный свет, кроме, например, четвертей. Их нужно петь «про себя». А чтобы пение было дружным и ничей голос не «высовывался», рука будет тактировать.

Возможны такие варианты игры, в которых красный свет горит:

1. Только для восьмушек или других длительностей.

2. На сильную или другую долю в такте.

3. Для каких-либо указанных тактов.

4. Для конкретных фраз.

Можно поделиться на несколько групп, каждая из которых исполняет свои длительности (доли, такты, фразы). Некоторые голоса можно заменить ударными инструментами. Кстати, ударные инструменты могут поддерживать ритм «внутренней» мелодии. Таким образом может быть исполнена и двух-, и трехголосная музыка.

И каждый раз мелодия будет напоминать родник, который то пробивается на поверхность, то уходит глубоко под землю, но никогда не исчезает.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Участвующих групп может быть несколько, тогда возможен вариант соревнования.

Ведущий настраивает всех в какой-либо тональности, а затем одному из участников (остальные не должны слышать ведущего, поэтому предложите ребятам заходить в класс по одному или наденьте на них наушники) проигрывает или пропевает на любой слог мелодию.

Ребята по цепочке передают эту мелодию друг другу. Последний должен спеть или записать ее нотами.

Выигрывает тот, кто сделал это точнее.

САМ СЕБЕ ОРКЕСТР
(игра на координацию)

И действительно, ГДЕ живут музыкальные звуки? Предложите детям перечислить то, что звучит вокруг нас (гул машин, лай собак, шум ветра, шелест листьев и многое другое).

Он ведь тоже может издавать звуки. Только иногда они музыкальные, а иногда — нет. Пусть ребята пофантазируют, поэкспериментируют на себе и предложат различные варианты звучания (голос, хлопки в ладоши, кулачками, по коленям, по надутым щекам, притопы, прищелкивание языком и так далее). С таким многозвучием человек может превратиться в целый оркестр.

И детям предлагается ритмическое исполнение знакомой песенки с помощью «своего оркестра». Главным условием игры становится исполнение определённой длительности конкретным звуком.

Хорошо, если вариантов исполнения одной песенки будет несколько. Это усложнит игру и сделает её более интересной.

Во время исполнения можно подпевать себе вслух, но важнее — научиться играть со «своим оркестром» без пения-подсказки. В таком случае слушателям могут быть предложены загадки:

1. Угадать песню.

2. Определить приёмы исполнения каждой из длительностей.

Можно поделиться на группы, каждая из которых исполняет свои длительности. Таким образом могут быть исполнены двух- и трехголосные ритмические партитуры, а также ритмический канон любой песни.

Вот один из вариантов исполнения песенки с помощью «собственного оркестра».

Шла Веселая Собака

Восьмые — хлопки в ладоши.

Паузы — щелчки языком.

Стихи Н. Пикулевой


МАГАЗИН ЗАВОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГРУШЕК

Эта игра родилась у нас в семье на детском празднике. Дети становились заводными игрушками и усаживались в ряд на стульчики. Взрослый выполнял роль продавца. Остальные — покупатели.

Продавец заранее выясняет, какие игрушки поступили в магазин, и сообщает покупателям. Покупатель выбирает игрушку, продавец заводит ее воображаемым ключиком, и, как только зазвучит музыка (а она в каждом случае должна соответствовать характеру игрушки: вы можете сами импровизировать на инструменте или записать ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов на кассету), игрушка «оживает». Стихла музыка — и она замерла.

Если покупатель выбирает игрушку, продавец делает видимость, что «упаковывает» её, и игра переходит к следующему участнику. Ребёнок очень хочет понравиться условному покупателю и старается изо всех сил. Но есть робкие дети: им хочется принять участие в игре, но они стесняются. Пусть у вас в «магазине» иногда «продаются» сразу по две или три игрушки. Тогда таким детям будет легче играть.

Эту игру можно сделать «весёлым наказанием» для проигравших в другой игре.

НА ЗОЛОТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ

Кто ты будешь такой?

— Я — Чистая Квинта!

— Я — Мажорное Трезвучие!

Каждый участник игры выбрал себе музыкальное имя. Теперь он должен быть внимательным, чтобы не пропустить свой мотив.

Ведущий настраивает всех в какой-либо тональности и на любой слог поёт сначала мотив своего имени, а затем кого-нибудь из участников, к примеру:


Назвавшийся Мажорным Трезвучием должен откликнуться своим именем и спеть любое другое:


Дальше в игру вступает Трихорд. Он поёт свой мотив и зовёт следующего. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не прозевает своего имени. После чего он выбывает, а игра начинается сначала.

Возможен ритмический вариант этой игры. Тогда ребята придумывают себе по одному ритмическому такту и зовут друг друга звучащими жестами. Например:


Главное, чтобы игра проходила в быстром темпе и с хорошим настроением. С маленькими детьми можно начать играть, называя ноты или ритмослоги.

ЛИСЬЯ СЧИТАЛКА


Эта игра на внимание.

Нужно пять раз исполнить песенку, не повторившись ни разу. В припеве каждая фраза теряет по очереди одну из долей (она заменяется хлопками или игрой на любом ударном инструменте). Звуки мелодии при этом не исчезают, а, как в игре «Волшебный Светофор», пропеваются внутренним голосом.

«ЖИВАЯ МУЗЫКА»

— Очень просто. Нажимай на меня, как на клавиши, а я буду петь.

Это превращение в «живой» инструмент подсказало мне игру, полюбившуюся детям. Участников может быть от трех до восьми человек. Дети выстраиваются в один ряд и становятся «живыми» клавишами. Учитель настраивает «инструмент»: играет звукоряд, и каждый по очереди поёт свою ноту, запоминая её звучание. Ведущий рукой или палочкой-указкой показывает то на одного, то на другого участника игры, а в ответ слышит получившуюся мелодию.

Начинать лучше с трех-, пятиступенчатого звукоряда, с простых и знакомых попевок и песенок. Обратить внимание ребят на то, что «внутренним голосом» нужно пропевать все звуки мелодии, чтобы вовремя и точно спеть свой.

Если показывать двумя руками, можно «сыграть» и двухголосие, а если ведущих двое — то и трех-, и четырехголосие.

Главное — чтобы каждый почувствовал себя частью «ЖИВОЙ МУЗЫКИ».

РАЗГАДАЙ МЕЛОДИЮ


А звучать должно вот что:


Еще один пример:


Звучать будет следующее:


Таким образом может быть записано и трёх-, и четырехголосие.


Звучать будет следующее:

«КВИНТА», ОТЗОВИСЬ!

Ведущий исполняет на фортепиано или другом инструменте чье-либо «имя». Участник игры, узнавший свою мелодию, откликается (поёт её на любой слог или нотами, если в игре настраиваются на конкретную тональность). Затем ведущий зовёт другого участника. Игрок, прозевавший своё имя, получает штрафное очко (дополнительный вопрос или задание в конце игры). Причем исполнять мелодию можно и вверх, и вниз, в любом ритме. Например:


Возможен ритмический вариант этой игры: каждый выбирает себе ритмоформулу. Например:


Тогда ответ игрока может прозвучать в нескольких вариантах:

2. Прохлопыванием ритма.

3. Игрой на любом ударном инструменте.

4. Импровизацией мелодии в своём ритме.

А можно назваться размером или жанром. Тогда ведущему необходимо простучать или проиграть несколько тактов ритма, мелодии или музыкального фрагмента.

В любом случае победит тот, кто узнал своё «имя».

ПРИВЕТ!


Эта игра родилась в детском доме отдыха. Она помогала ребятам познакомиться и подружиться. Дети встают лицом в круг. Поют песенку с движениями. После слов «тебе привет» быстро поворачивают голову вправо или влево. Встретились взглядами — и ладошки встречаются в веселом хлопке со словом «Привет!» А увидели затылок соседа — помашите ему рукой и скажите «Пока!» После чего игра повторяется.

Часть четвёртая

Ребята предложили исполнить ритмическую партитуру, а карточек с ритмом под рукой не оказалось. Писать на доске — долго. Вот и пришла мысль — показать ритм ручными жестами.

Детям эта затея понравилась, а мне помогла не только импровизировать ритмические партитуры, объяснять длительности и группировки, но и превратила чтение ритма в интересную, увлекательную игру.

Показывая ритмознаки, я стараюсь не называть их, а предлагаю ребятам самим узнать длительности. Они быстро разгадывают мои «ручные ребусы», искренне радуясь своему «открытию», и легко осваивают их. После некоторой тренировки дети и сами начинают показывать ритмознаки, а себя называть «веселыми дирижёрами». И чем больше таких дирижёров, тем больше голосов в партитуре.

Появились на наших уроках и любимые игры. Вот они.

«ИМПРОВИЗАТОРЫ»

А можно устроить конкурс на лучшего исполнителя или предложить для импровизации различные образы.

«ВЕСЁЛЫЙ ДИРИЖЁР»
«ДОМИНО»
«КАЛЕЙДОСКОП»

1. Все дети прохлопывают или проговаривают сначала ритм мелодии, а затем — ритмознаков.

2. Одна группа исполняет ритм мелодии, а другая в это же время — ритмознаков.

3. Все дети одновременно исполняют оба голоса, например: хлопками — ритм мелодии, ногами— ритм ручных знаков (или наоборот).

4. Все поют мелодию нотами или ритмослогами, а затем каждый придумывает (досочиняет) свою на заданный ритм.

А можно таким образом исполнить рондо, где мелодию-рефрен поют все вместе, а импровизацию-эпизод сочиняет каждый сам.

Часть пятая

А если в доме нет музыкантов, но помочь ребенку хочется?!

Вот и пришла идея — придумать музыкальные настольные игры для всей семьи.

Благодаря им младшая дочка легко и радостно освоила азы музыкальной грамоты без моей помощи. Просто они с сестрой играли в настольные музыкальные игры.

Хочу предложить их не только педагогам-музыкантам, но и родителям, заинтересованным в музыкальном обучении детей.

Сделать такие игры несложно. Для этого нужны небольшие кубики из картона или дерева, плотный картон или ватман размером примерно в два больших альбомных листа и фишки.

На грани кубика наносятся необходимые обозначения фломастером или прибором для выжигания по дереву, а можно обклеить дерево бумагой. На большие листы наклеивается клавиатура в четыре октавы и два нотоносца с нотами (от «до» большой октавы до «до» третьей). Фишками могут служить любые мелкие предметы: пуговицы, сувениры из «киндер-сюрпризов» и т. д.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ


Количество фишек зависит от количества участников. На кубике написаны названия нот русскими буквами (см. рис. 1).

1-й вариант. В начале игры все фишки стоят на самой нижней ноте ДО — её называют домиком. Первый участник бросает на стол кубик и переставляет фишку на ту ноту, которая выпала на кубике. Затем остальные участники по очереди делают то же самое. Выигрывает тот, кто первым доберется до самого верхнего домика — ноты ДО.


2-й вариант. Игру можно усложнить. Для этого на каждую нотку надо придумать задание и дать ей какое-нибудь имя.

К примеру, если фишка попала на ноту РЕ (ее можно назвать РЕКСОМ), участник должен весело залаять и перейти на ноту ДО вниз.

Если попалась МИ (ее будем называть МИМОЗОЙ) — участник пропускает один ход.

Попалась ФА (ФАНТАЗЁР) — участник имеет право еще на один ход.

СОЛЬ (ФАСОЛЬ) — обычный ход.

Выпала ЛЯ (ЛЯГУШКА) — участник радостно квакает.

А если повезло и выпала СИ (СИНИЦА) — можно перейти на следующую ноту ДО вверх.

3-й вариант. Знакомство с итальянским обозначением нот. В этом случае кубик будет выглядеть так (см. рис. 2).

Все остальные правила повторяются, как в 1-м и 2-м вариантах.

4-й вариант. Он повторяет 1-й, 2-й и 3-й варианты, только вместо нотного стана будет изображена клавиатура. Кстати, эти варианты могут играться и на клавиатуре фортепиано.




5-й вариант. Он усложняется тем, что появляется еще один кубик с обозначением знаков альтерации (см. рис. 3). Теперь бросать их нужно сразу два, кроме первого раза, когда необходимо выяснить, как будет называться ДОМИК. Для этого бросают кубик со знаками. И если выпал # — начинать нужно с ДО ДИЕЗА, Ь —с ДО БЕМОЛЯ, $ —с обычного ДО. А дальше игра проходит с двумя кубиками. Выпал звук РЕ и знак # , значит фишка встаёт на РЕ ДИЕЗ, если МИ и Ь —на МИ БЕМОЛЬ, ФА и $ — просто на ФА, и т. д.

Для родителей дается пояснение:

(Диез) — соседняя черная клавиша справа.

(Бемоль) — соседняя черная клавиша слева.

(Бекар) — обычный звук на белой клавише.

Но есть исключения. Звук МИ ДИЕЗ находится на белой клавише справа от МИ (т. е. ФА). СИ ДИЕЗ — на белой клавише справа от СИ (т. е. ДО). ДО БЕМОЛЬ — на белой клавише слева от ДО (т. е. СИ). ФА БЕМОЛЬ — на белой клавише слева от ФА (т. е. МИ).

Игра проходит на клавиатуре. Правила могут быть следующими: выпал БЕМОЛЬ — пропускаешь один ход, ДИЕЗ — имеешь право на дополнительный ход, БЕКАР — обычный ход.

Побеждает тот, кто первым добрался до самого верхнего ДО.

6-й вариант. Такой же, как и пятый, только кубик со знаками альтерации меняется на другой, усложняется появлением ДУБЛЬ-ДИЕЗА и ДУБЛЬ-БЕМОЛЯ (см. рис. 4).

ВЕСЕЛЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Фишек столько, сколько участников. В начале игры они, как всегда, находятся в ДОМИКЕ (самом нижнем ДО). Первый игрок бросает кубик и делает ход на тот интервал, который выпал. Каждый следующий ход будет отсчитываться от звука, на котором стоит фишка.

Если кто-то из игроков ошибся, неправильно построил интервал, он получает дополнительный ход, но не вверх, а вниз от того звука, на котором остановился. Побеждает тот, кто первым дошел до верхнего ДО.

2-й вариант. Такой же, как первый, только все участники играют одной фишкой. Выигрывает тот, кто первым добрался до верхнего ДО.

3-й вариант. Игровое поле — нотный стан или клавиатура. Участников игры — двое. Столько же фишек. Начинают игру со звука ДО первой октавы. Первый участник все ходы делает вверх (кроме штрафных). Его цель — быстрее добраться до верхнего ДО. Второй игрок все ходы делает вниз (кроме штрафных). Его задача — постараться первым дойти до нижнего ДО. Остальные правила такие же, как в первом варианте. Выигрывает тот, кто первым добрался до своего ДОМИКА.

4-й вариант. Такой же, как третий, только участники играют одной фишкой.

5-й вариант. Такой же, как первый, только начинается игра с верхнего ДО третьей октавы. Направление движения фишек — вниз, к ДО большой октавы.


6-й вариант. Повторяет правила первого или пятого вариантов. Меняется только кубик (см. рис. 6). Игровое поле — клавиатура.

7-й вариант. Повторяет правила первого и пятого вариантов. Меняется кубик (см. рис. 7). Игровое поле — клавиатура (Зт — тритон).


8-й вариант. Повторяет правила первого или пятого вариантов. Меняется кубик (см. рис. 8). Игровое поле — клавиатура.

ЗАГАДОЧНЫЕ АККОРДЫ

Первый участник бросает кубик и делает ход, называя вслух все звуки аккорда. Каждый следующий ход отсчитывается от того звука, на котором фишка остановилась. За неправильное построение аккорда — дополнительный ход в обратном направлении. Выигрывает тот, кто первым дошел до ДО третьей октавы.

2-й вариант. Такой же, как первый, только начинается игра с ДО третьей октавы. Выигрывает тот, кто первым добрался до ДО большой октавы.

3-й вариант. Такой же, как первый или второй, только все играют одной фишкой.

4-й вариант. Повторяется первый, второй или третий варианты. Меняется только кубик (см. рис. 10).

5-й вариант. Повторяется первый, второй или третий варианты игры. Меняется кубик (см. рис. 11).

6-й вариант. Повторяется первый, второй или третий варианты игры. Меняется кубик (см. рис. 12).

Вариантов игры может быть столько, сколько различных комбинаций аккордов необходимо освоить вашим ученикам.

С помощью кубиков можно проводить домашний опрос. Дети сами дают себе задания, сбрасывая кубики. Можно сделать дополнительные кубики с различными видами гамм, ладов и т. д. Всё зависит от того, какой теоретический материал необходимо выучить.

СТРАНИЧКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Русское обозначение до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль

Итальянское обозначение С D Е F G А Н С D Е F G

Читается цэ дэ е эф г а ха цэ дэ е эф г

ПОЛУТОН — кратчайшее расстояние от одного звука до другого

ТОН — два полутона


ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

ДИЕЗ — # (повышение звука на полтона)

БЕМОЛЬ— Ь(понижение звука на полтона)

БЕКАР— ? (отмена любого знака альтерации)

ДУБЛЬ-ДИЕЗ — х (повышение звука на тон)

ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ— ЬЬ ( понижение звука на тон)

ИНТЕРВАЛЫ

4 — кварта, например: МИ — ЛЯ или ДО — ФА

5 — квинта, например: ФА — ДО или ДО — СОЛЬ

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ:

б 2 — большая секунда = 1 тон, например: ДО РЕ

ув 2 2 — увеличенная секунда = 1,5 тона, например: ДО РЕ #

м 3 —малая терция = 1,5 тона, например: ДО МИ Ь

б 3 — большая терция =2 тона, например: ДО — МИ

ч 4 —чистая кварта = 2,5 тона, например: ДО ФА

ум 4 — уменьшенная кварта = 2 тона, например: ДО ФА Ь

ув 4 — увеличенная кварта = 3 тона, например: ДО — ФА #

ч 5 —чистая квинта = 3,5 тона, например: ДО СОЛЬ

ум 5 — уменьшенная квинта = 3 тона, например: ДО СОЛЬ Ь

ув 5 — увеличенная квинта = 4 тона, например: ДО СОЛЬ #

м 6 — малая секста = 4 тона, например: ДО ЛЯ Ь

б 6 — большая секста = 4,5 тона, например: ДО ЛЯ

м 7 — малая септима = 5 тонов, например: ДО СИ Ь

б 7 —большая септима = 5,5 тона, например: ДО СИ

ум 7 — уменьшенная септима = 4,5 тона, например: ДО СИ ЬЬ или ДО# СИ Ь

ч 8 — чистая октава = 6 тонов, например: ДО первой октавы ДО второй октавы

АККОРДЫ

ОБОЗНАЧЕНИЕ АККОРДОВ И ИХ ПОСТРОЕНИЕ (СНИЗУ ВВЕРХ)

м 5 3 — минорное трезвучие = м 3 + б 3 , например: ДО — МИЬ— СОЛЬ (слева направо)

М 5 3 —мажорное трезвучие = б 3 +м 3 , например: ДО МИ СОЛЬ

ум 5 3уменьшенное трезвучие = м 3 +м 3 , например: ДО — МИЬ СОЛЬЬ

м 6 3 — минорный терцсекстаккорд = б 3 + ч 4 , например: МИЬ — СОЛЬ — ДО

М 6 3 — мажорный терцсекстаккорд = м 3 + ч 4 , например: МИ СОЛЬ ДО

м 6 4 — минорный квартсекстаккорд = ч 4 +м 3 , например: СОЛЬ ДО МИЬ

М 6 4 — мажорный квартсекстаккорд = ч 4 +б 3 , например: СОЛЬ ДО МИ

ТРЕЗВУЧИЕ — аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

СЕПТАККОРД — аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

мм 7 — малый минорный септаккорд = м 5 3 + м 3 , например: ДО — МИЬ— СОЛЬ — СИЬ (слева направо)

мМ 7 — малый мажорный септаккорд = М 5 3 + м 3 , например: ДО — МИ — СОЛЬ — СИ Ь

мум 7 — малый уменьшенный септаккорд = ум 5 3 + б 3 , например: ДО МИЬ— СОЛЬЬ СИЬ

2ум 7 —дважды уменьшенный септаккорд = ум 5 3 + м 3 , например: ДО — МИЬ— СОЛЬЬСИ ЬЬ

В серию «Не хочу идти на сольфеджио» входят книги:
«Чики-брики-гав!»
«Давай сыграем сказку»
«Королева Гамма»
«Веселый праздник Пам-Парам»
«О чем шептались облака»
«Кто стоит на трех ногах?»
«Доремидошкины дорожки»

Поплянова Елена Михайловна
ЧИКИ-БРИКИ-ГАВ

Учебное пособие для музыкальных школ

Технический редактор М. Кузьмина

Корректор А. Бытов

Макет и оформление Ю. Попов

Компьютерный набор нот В. Духовная

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-ОО-93, том 2; 953000 — книги, брошюры

Лицензия Плр № О9ОО32 от 22.10.1998 Подписано в печать 5.03.2001. Формат 60×84/8.

Бумага «G-print» 115 г/м 2 . Гарнитура «Антиква». Усл.-печ. л. 9,3. Тираж 15000 экз. Заказ № 66.

Источник

Оцените статью