- Верхние, сердечные и базовые ноты
- Что такое ноты в парфюмерии?
- Верхние ноты
- Сердечные или средние ноты
- Базовые ноты или шлейф
- Она ушла, а шлейф остался
- Что такое шлейф аромата?
- От чего зависит шлейфовость?
- Как понять, будет ли аромат шлейфить?
- Список самых шлейфовых ароматов
- Верхние, средние и базовые ноты духов: что это такое и как их выбирать
- Почему ноты
- Верхние ноты
- Средние ноты
- Базовые ноты
- Как выбрать ноты?
Верхние, сердечные и базовые ноты
Что такое ноты в парфюмерии?
Если вы хоть раз читали описание того или иного парфюма, то непременно замечали тот факт, что запах разделяется на три основных составляющие: верхние, сердечные и базовые ноты. Разделение это вовсе не условное и имеет под собой реальную основу, о чем мы и поговорим в данной статье.
Все началось с известного французского парфюмера Писса, который жил в 19-м веке. Ему было неприятно парфюмерное однообразие, которое царило в мире, вследствие чего Писс решил изменить собственное ароматическое восприятие. Именно он впервые обнаружил тот факт, что аромат, после контакта с кожей, начинает проходить разные парфюмерные фазы. Писс сравнил эти фазы с большой симфонией, которая также разделяется на разнообразные этапы. А так как в парфюмерном мире того времени уже существовало разделение парфюмов на отдельные нотки, то Писс решил продолжить музыкальные ассоциации до конца. Поэтому наиболее уравновешенные ароматы было решено разделить на верхние, срединные и базовые составляющие, которые сменяют друг друга в продолжение той или иной фазы.
Верхние ноты
Знакомство с ароматом у каждого человека начинается с первых или верхних нот, которые вступают в игру сразу после нанесения парфюма на кожные покровы. Это нотки, которые будут играть совсем недолго. Уже через пять-семь минут они будут постепенно исчезать, а на их место будут становиться новые, сердечные запахи. Данная особенность верхних нот должна учитываться при выборе парфюмерной композиции. Дело в том, что парфюм выбирается, как правило, именно по верхним ноткам, которые звучат только в начале. Но ведь верхние ноты – не основные, и после их исчезновения парфюм начинает играть уже совсем по-другому. Поэтому при выборе аромата нужно дождаться, пока парфюм не вступит в новую ароматическую стадию. В парфюмерном мире в качестве верхних нот принято использовать имбирные, лавандовые, цитрусовые, анисовые и зеленые ароматы. Яркие и насыщенные свойства верхних нот работают, как правило, на самого обладателя парфюма, поскольку уже через несколько минут он перестает ощущать запах на своем теле.
Сердечные или средние ноты
Если вы хотите знать, как будет звучать на вас парфюм в продолжение дня, не спешите приобретать флакончик сразу после того, как он вам понравился. Как мы уже сказали, верхние ноты исчезают довольно быстро, обнажая сердечную составляющую парфюма, то есть его ядро. В зависимости от стойкости того или иного аромата, средние нотки будут звучать от трех до пяти часов. Именно по ним судят о качестве и типу запаха. Как правило, сердечные ноты характеризуются мягкостью и спокойствием, поскольку настырный запах будет неприятен, если он будет чувствоваться постоянно. Типичными представителями сердечных нот являются розовые, цветочные, жасминовые, фруктовые и пряные масла. Именно на эту составляющую делают упор многие известные парфюмерные бренды, которые заботятся о своей репутации. Сердечные нотки, в отличие от нот верхних, работают уже на окружающих, которые будут находиться от вас в непосредственной близости.
Базовые ноты или шлейф
После того, как сердечные нотки испаряются, в игру вступают базовые ноты или шлейф. Это одна из самых непредсказуемых составляющих любой парфюмерной композиции. Дело в том, что при контакте с разными типами кожи те или иные составляющие могут звучать совсем по-разному. А проверить шлейфовые ноты в парфюмерном магазине, по понятным причинам, не получится. Единственное, что вы можете сделать – брызнуть парфюм на запястье и прийти в парфюмерный магазин только на следующий день, когда познакомитесь с базовыми нотами, которые звучат примерно сутки с момента нанесения. Продолжительность звучания базовых оттенков зависит исключительно от стойкости вашей парфюмерии. К слову сказать, базовые ноты используются парфюмерами в качестве нот-фиксаторов, то есть их задачей является максимальная пролонгация действия верхних и сердечных составляющих. Именно поэтому шлейф иногда проникает в сердечные ноты, смешиваясь с ними и создавая непредсказуемый эффект. Здесь все будет зависеть от качества и дороговизны вашей парфюмерии. Базовые ноты – залог стойкости и силы ароматической композиции. Как правило, они состоят из амбровых, древесных и мускусных составляющих, которые придают парфюму темперамент и утонченность. Заметим также, что шлейф аромата работает на окружающих людей, но не на близком, а на дальнем расстоянии. Особо мощные духи могут источать свой шлейфовый запах на расстояние до двадцати метров, даже если в это время работает сердечная составляющая.
Источник
Она ушла, а шлейф остался
Среди разнообразных делений ароматов на группы есть такое: парфюмы со шлейфом и парфюмы, сидящие близко к коже. О шлейфах ароматов говорят часто, это термин прижился в среде ценителей парфюмерии. Но в его использовании есть противоречия и путаница. Многие, например, считают все стойкие парфюмы шлейфовыми и наоборот. Другие, включая «Википедию», не видят разницы между шлейфом и базовыми нотами композиции. И первые, и вторые заблуждаются. В общем, давайте разбираться. Бонусом – список шлейфовых ароматов.
Что такое шлейф аромата?
Шлейф – благоухающий след парфюма, который чувствуется в отдалении. Это не взрывная волна запахов у прилавка парфюмерного магазина. Речь идет о прекрасной и манящей ароматной дымке в воздухе, заставляющей обернуться вслед прошедшему мимо человеку. Или легком запахе духов, оставшемся в комнате после того, как ее покинула очаровательная женщина. Очень хорошо объясняет суть явления его французское название – sillage (произносится как «сийяж»). Основное значение этого слова – кильватер (волновая струя, которую оставляет за собой судно). Sillage говорят также о следе в небе от пролетевшего самолета.
Про аромат можно сказать, что он шлейфовый, если он дает внешний эффект, ощущается окружающими на расстоянии. Не стоит путать шлейфовость со стойкостью. Шлейф – это про то, насколько далеко от владельца или владелицы слышны отзвуки аромата, а не про то, как долго аромат остается на коже. Не все долгоиграющие стойкие композиции слышны в отдалении от их носителя. Среди них есть такие, которые изначально создаются как интимные, ощущаемые только при близком контакте.
От чего зависит шлейфовость?
Шлейф парфюма, по сути, представляет собой набор физических частиц, «зависнувших» в воздухе. Одни ароматные молекулы обладают способностью такого зависания, другие, с высокой летучестью, нет. Медленно испаряющиеся компоненты, такие как ваниль, мускус, прочие животные ноты, обычно помещаются в базу парфюмерной композиции (подробнее о структуре аромата читайте здесь). Поэтому некоторые ставят знак равенства между базовыми нотами и шлейфом. Они заблуждаются – без нот базы не обходится ни один шлейф, но все не так просто.
Парфюмеры умеют управлять порядком раскрытия аромата и скоростью испарения тех или иных составляющих композиции. Для иллюстрации приведем слова Pascal Gaurin, ведущего парфюмера гиганта индустрии International Flavors & Fragrance. «Все это сложная химия с участием большого количества взаимодействующих друг с другом молекул. Если у вас есть компоненты, которые очень быстро испаряются, например, лимонное масло или бергамот, то вы можете оставить их в воздухе на более долгий срок, добавив к ним ингредиенты с низкой летучестью».
Получается, легкие цитрусовые ноты из сердца композиции вполне могут задерживаться в воздухе и оказываться в шлейфе. Для этого их парфюмеры «цепляют» к ним что-то потяжелее. Поэтому и шлейфы у парфюмов разные, в обратном случае все бы они состояли из насыщенно-тягучих нот, характерных для «востока». Легкие фруктово-цветочные ароматы, свежие фужерные, элегантные шипровые тоже могут шлейфить и еще как.
Итак, наличие у аромата шлейфа и его протяженность зависят главным образом от схемы композиции, заданной парфюмером, от сочетания ароматных молекул. Но не только – температура и влажность воздуха, химия кожи человека, надевшего парфюм, тоже играют свою роль. К примеру, на обладательницах сухой кожи ароматы шлейфят слабее. А кожа жирная или смешанная, напротив, делает шлейф выпуклым, более явным. Дело в том, что натуральная секреция способна утяжелять ароматы, сгущать их.
Как понять, будет ли аромат шлейфить?
Производители парфюмерии не пишут на коробочке аромата, обладает ли он шлейфом и каким – а ведь могли бы. Нам остается добывать информацию самостоятельно или делать выводы на основании своего опыта. В сети немало площадок, на которых можно узнать мнения других любителей парфюмерии о шлейфовости той или иной композиции. Я пользуюсь для этого fragrantica.com. Захожу на страничку аромата и смотрю характеристику Sillage (находится под описанием композиции и картинками с пирамидой и аккордами). Вот, например, шлейфовость дорогой мне «Венеции» от Laura Biagiotti большинство из проголосовавших пользователей считают сильной.
У сайта есть русскоязычная версия. Но на ней оставляют мнение меньше людей, что является в данном случае минусом.
Попробовать определить шлейфовость самому тоже можно. Самый очевидный вариант – взять из магазина блоттер с парфюмом, принести домой, положить у источника тепла, а затем проверить, на каком расстоянии слышится аромат. Если флакон уже у вас, то есть еще один способ. Распылите немного парфюма в комнате, затем выйдите из нее, закрыв дверь. Через некоторое время возвращайтесь и делайте выводы. К сожалению, понять, как композиция будет шлейфить с вашей кожи, не так просто по понятным причинам. Брызнув в магазине на руку из тестера, получится определить только стойкость и характер звучания парфюма. Можно расспросить близких, но тут вы должны быть уверены в их честности и доверять их вкусам.
Список самых шлейфовых ароматов
Список составлен на основании собственного опыта, опроса коллег и друзей, штудирования разнообразных сетевых источников. Пока что ограничимся женской парфюмерией.
- Poison Christian Dior (восточный цветочный)
- Thierry Mugler Angel Eau de Parfum (восточный гурманский)
- Dior Addict Christian Dior (восточный цветочный)
- Opium Yves Saint Laurent (восточный пряный)
- Joop! Femme Joop! (восточный древесный)
- Ultraviolet Paco Rabanne (восточный цветочный)
- Crystal Noir Versace (восточный цветочный)
- Soir de Lune Sisley (шипровый цветочный)
- Agent Provocateur Agent Provocateur (цветочный древесно-мускусный)
- My Insolence Guerlain (цветочный фруктовый)
- 24 Faubourg Hermes (цветочный шипровый)
- Knowing Estee Lauder (цветочный шипровый)
- La Vie Est Belle Lancôme (цветочный фруктовый)
- Eden Cacharel (цветочный)
- Poeme Lancôme (цветочный)
- Amarige Mariage Givenchy (цветочный)
- Guerlain Champs Elysées (цветочный фруктовый)
Понравилась статья? Расскажите о ней в социальных сетях!
Источник
Верхние, средние и базовые ноты духов: что это такое и как их выбирать
Услышь свой аромат по-новому 🌸
Текст: Даша Амосова 19 мая 2020
Обычно мы выбираем духи по принципу «нравится — не нравится», однако парфюм всегда немного сложнее того, какое первое впечатление он производит. Наверняка ты слышала про парфюмерные ноты, но не знаешь, что это значит и где это применять.
Мы расскажем, что такое верхние, средние и базовые ноты, какие запахи используются на каждом уровне и как выбрать свой аромат.
Почему ноты
Достоверно неизвестно, но скорее всего кто-то провел параллели парфюма и музыкального произведения.
Недаром и то, и другое называют композицией, а духи не нюхают, а «слушают».
Как разные партии оркестра, соединяясь, создают неповторимое звучание, так и ноты духов должны «играть» друг с другом в унисон, не спорить и создавать начало, кульминацию и конец творения.
Верхние ноты
Начальные, стартовые, «головные»
Это самый первый аромат, что ты чувствуешь, когда нюхаешь парфюм. Также по этим нотам ты чаще всего помнишь ароматы других людей. Верхние ноты обычно пахнут чем-то легким, фруктово-цветочным или свежим, и довольно быстро испаряются.
Совет: бывало, что ты наносишь приятные духи, но через пару часов от них начинает болеть голова? Это от того, что верхние ноты резко переходят в средние. Пробуй разные парфюмы, где запахи плавно перетекают друг в друга.
Самые распространенные:
Флердорандж (гибрид мандарина)
Средние ноты
«Сердечные», центральные, смыслообразующие
Их называют нотами сердца, потому что они располагаются прямо в центре аромата. Другими словами — вокруг них строится весь аромат, ведь они держатся, когда ушли верхние ноты и раскрылись базовые. Обычно в сердцевину парфюма помещают что-то мягкое, нейтральное и классическое, чтобы не раздражать обоняние.
Самые распространенные:
Иланг-иланг (вечнозеленое дерево)
Нероли (гибрид мандарина)
Гальбанум (травянистое смолистое растение)
Базовые ноты
Основные, конечные, фоновые
Базовые ноты не появятся, пока верхние ноты полностью не испарятся. В сочетании со средними нотами они создают финальный заманчивый запах, который тяжелей и остается на одежде, волосах и коже. Необходимо внимательно выбирать эти ноты, чтобы запах тебя не раздражал, ведь так же будет пахнуть весь твой гардероб.
Поскольку эти ноты являются основой любого аромата, они сильнее и объемней: в базу ставят заметные и долгоиграющие древесные или ореховые ароматы.
Самые распространенные:
Ветивер (азиатское злаковое растение)
Пачули (тропический кустарник)
Амбра (воскоподобное вещество из пищеварительного тракта кашалотов)
Цибет (выделения из хищников-циветов)
Искусственные продукты синтеза
В основном нот на каждый слой несколько — от двух до семи. То есть на «верхушке» парфюм может пахнуть одновременно апельсином, огурцом и каким-нибудь цветком.
Конечно, бывают и исключения: например, некоторые создатели делают духи всего из одной необычной ноты, другие стараются сделать переход настолько плавным, чтобы ноты не разделялись. Однако эта схема действует для большинства духов на современном рынке.
Как выбрать ноты?
Начать с того, что не разделять на них парфюмерную композицию. Парфюм должен пахнуть хорошо целиком, ни одна его часть не должна раздражать. Если ты любишь, предположим, розы, и они есть в одной ноте, все равно надо слушать аромат целиком, чтобы понять, как роза сочетается с другими ингредиентами.
Духи лучше выбирать утром , когда обоняние работает сильнее всего. Нанеси духи на «точку пульса» (запястье, мочка уха, сгиб локтя) и на предмет одежды. Походи целый день и внимательно нюхай эти места спустя 3 часа и спустя 10 часов после похода в магазин. Так ты сможешь уловить верхние, сердечные и базовые ноты.
Если ты не любишь тяжелые «бабушкины» ароматы, выбирай духи, в которых по-минимуму базовых нот, не больше 3-х.
Любишь красивые и сложные парфюмы? Тогда присмотрись к ароматам, у которых в сердце есть необычные ингредиенты — например, искусственные соединения или альдегиды.
Источник