Шлейф это какие ноты

Верхние, сердечные и базовые ноты

Что такое ноты в парфюмерии?

Если вы хоть раз читали описание того или иного парфюма, то непременно замечали тот факт, что запах разделяется на три основных составляющие: верхние, сердечные и базовые ноты. Разделение это вовсе не условное и имеет под собой реальную основу, о чем мы и поговорим в данной статье.

Все началось с известного французского парфюмера Писса, который жил в 19-м веке. Ему было неприятно парфюмерное однообразие, которое царило в мире, вследствие чего Писс решил изменить собственное ароматическое восприятие. Именно он впервые обнаружил тот факт, что аромат, после контакта с кожей, начинает проходить разные парфюмерные фазы. Писс сравнил эти фазы с большой симфонией, которая также разделяется на разнообразные этапы. А так как в парфюмерном мире того времени уже существовало разделение парфюмов на отдельные нотки, то Писс решил продолжить музыкальные ассоциации до конца. Поэтому наиболее уравновешенные ароматы было решено разделить на верхние, срединные и базовые составляющие, которые сменяют друг друга в продолжение той или иной фазы.

Верхние ноты

Знакомство с ароматом у каждого человека начинается с первых или верхних нот, которые вступают в игру сразу после нанесения парфюма на кожные покровы. Это нотки, которые будут играть совсем недолго. Уже через пять-семь минут они будут постепенно исчезать, а на их место будут становиться новые, сердечные запахи. Данная особенность верхних нот должна учитываться при выборе парфюмерной композиции. Дело в том, что парфюм выбирается, как правило, именно по верхним ноткам, которые звучат только в начале. Но ведь верхние ноты – не основные, и после их исчезновения парфюм начинает играть уже совсем по-другому. Поэтому при выборе аромата нужно дождаться, пока парфюм не вступит в новую ароматическую стадию. В парфюмерном мире в качестве верхних нот принято использовать имбирные, лавандовые, цитрусовые, анисовые и зеленые ароматы. Яркие и насыщенные свойства верхних нот работают, как правило, на самого обладателя парфюма, поскольку уже через несколько минут он перестает ощущать запах на своем теле.

Сердечные или средние ноты

Если вы хотите знать, как будет звучать на вас парфюм в продолжение дня, не спешите приобретать флакончик сразу после того, как он вам понравился. Как мы уже сказали, верхние ноты исчезают довольно быстро, обнажая сердечную составляющую парфюма, то есть его ядро. В зависимости от стойкости того или иного аромата, средние нотки будут звучать от трех до пяти часов. Именно по ним судят о качестве и типу запаха. Как правило, сердечные ноты характеризуются мягкостью и спокойствием, поскольку настырный запах будет неприятен, если он будет чувствоваться постоянно. Типичными представителями сердечных нот являются розовые, цветочные, жасминовые, фруктовые и пряные масла. Именно на эту составляющую делают упор многие известные парфюмерные бренды, которые заботятся о своей репутации. Сердечные нотки, в отличие от нот верхних, работают уже на окружающих, которые будут находиться от вас в непосредственной близости.

Базовые ноты или шлейф

После того, как сердечные нотки испаряются, в игру вступают базовые ноты или шлейф. Это одна из самых непредсказуемых составляющих любой парфюмерной композиции. Дело в том, что при контакте с разными типами кожи те или иные составляющие могут звучать совсем по-разному. А проверить шлейфовые ноты в парфюмерном магазине, по понятным причинам, не получится. Единственное, что вы можете сделать – брызнуть парфюм на запястье и прийти в парфюмерный магазин только на следующий день, когда познакомитесь с базовыми нотами, которые звучат примерно сутки с момента нанесения. Продолжительность звучания базовых оттенков зависит исключительно от стойкости вашей парфюмерии. К слову сказать, базовые ноты используются парфюмерами в качестве нот-фиксаторов, то есть их задачей является максимальная пролонгация действия верхних и сердечных составляющих. Именно поэтому шлейф иногда проникает в сердечные ноты, смешиваясь с ними и создавая непредсказуемый эффект. Здесь все будет зависеть от качества и дороговизны вашей парфюмерии. Базовые ноты – залог стойкости и силы ароматической композиции. Как правило, они состоят из амбровых, древесных и мускусных составляющих, которые придают парфюму темперамент и утонченность. Заметим также, что шлейф аромата работает на окружающих людей, но не на близком, а на дальнем расстоянии. Особо мощные духи могут источать свой шлейфовый запах на расстояние до двадцати метров, даже если в это время работает сердечная составляющая.

Источник

Она ушла, а шлейф остался

Среди разнообразных делений ароматов на группы есть такое: парфюмы со шлейфом и парфюмы, сидящие близко к коже. О шлейфах ароматов говорят часто, это термин прижился в среде ценителей парфюмерии. Но в его использовании есть противоречия и путаница. Многие, например, считают все стойкие парфюмы шлейфовыми и наоборот. Другие, включая «Википедию», не видят разницы между шлейфом и базовыми нотами композиции. И первые, и вторые заблуждаются. В общем, давайте разбираться. Бонусом – список шлейфовых ароматов.

Что такое шлейф аромата?

Шлейф – благоухающий след парфюма, который чувствуется в отдалении. Это не взрывная волна запахов у прилавка парфюмерного магазина. Речь идет о прекрасной и манящей ароматной дымке в воздухе, заставляющей обернуться вслед прошедшему мимо человеку. Или легком запахе духов, оставшемся в комнате после того, как ее покинула очаровательная женщина. Очень хорошо объясняет суть явления его французское название – sillage (произносится как «сийяж»). Основное значение этого слова – кильватер (волновая струя, которую оставляет за собой судно). Sillage говорят также о следе в небе от пролетевшего самолета.

Про аромат можно сказать, что он шлейфовый, если он дает внешний эффект, ощущается окружающими на расстоянии. Не стоит путать шлейфовость со стойкостью. Шлейф – это про то, насколько далеко от владельца или владелицы слышны отзвуки аромата, а не про то, как долго аромат остается на коже. Не все долгоиграющие стойкие композиции слышны в отдалении от их носителя. Среди них есть такие, которые изначально создаются как интимные, ощущаемые только при близком контакте.

От чего зависит шлейфовость?

Шлейф парфюма, по сути, представляет собой набор физических частиц, «зависнувших» в воздухе. Одни ароматные молекулы обладают способностью такого зависания, другие, с высокой летучестью, нет. Медленно испаряющиеся компоненты, такие как ваниль, мускус, прочие животные ноты, обычно помещаются в базу парфюмерной композиции (подробнее о структуре аромата читайте здесь). Поэтому некоторые ставят знак равенства между базовыми нотами и шлейфом. Они заблуждаются – без нот базы не обходится ни один шлейф, но все не так просто.

Парфюмеры умеют управлять порядком раскрытия аромата и скоростью испарения тех или иных составляющих композиции. Для иллюстрации приведем слова Pascal Gaurin, ведущего парфюмера гиганта индустрии International Flavors & Fragrance. «Все это сложная химия с участием большого количества взаимодействующих друг с другом молекул. Если у вас есть компоненты, которые очень быстро испаряются, например, лимонное масло или бергамот, то вы можете оставить их в воздухе на более долгий срок, добавив к ним ингредиенты с низкой летучестью».

Получается, легкие цитрусовые ноты из сердца композиции вполне могут задерживаться в воздухе и оказываться в шлейфе. Для этого их парфюмеры «цепляют» к ним что-то потяжелее. Поэтому и шлейфы у парфюмов разные, в обратном случае все бы они состояли из насыщенно-тягучих нот, характерных для «востока». Легкие фруктово-цветочные ароматы, свежие фужерные, элегантные шипровые тоже могут шлейфить и еще как.

Итак, наличие у аромата шлейфа и его протяженность зависят главным образом от схемы композиции, заданной парфюмером, от сочетания ароматных молекул. Но не только – температура и влажность воздуха, химия кожи человека, надевшего парфюм, тоже играют свою роль. К примеру, на обладательницах сухой кожи ароматы шлейфят слабее. А кожа жирная или смешанная, напротив, делает шлейф выпуклым, более явным. Дело в том, что натуральная секреция способна утяжелять ароматы, сгущать их.

Как понять, будет ли аромат шлейфить?

Производители парфюмерии не пишут на коробочке аромата, обладает ли он шлейфом и каким – а ведь могли бы. Нам остается добывать информацию самостоятельно или делать выводы на основании своего опыта. В сети немало площадок, на которых можно узнать мнения других любителей парфюмерии о шлейфовости той или иной композиции. Я пользуюсь для этого fragrantica.com. Захожу на страничку аромата и смотрю характеристику Sillage (находится под описанием композиции и картинками с пирамидой и аккордами). Вот, например, шлейфовость дорогой мне «Венеции» от Laura Biagiotti большинство из проголосовавших пользователей считают сильной.

У сайта есть русскоязычная версия. Но на ней оставляют мнение меньше людей, что является в данном случае минусом.

Попробовать определить шлейфовость самому тоже можно. Самый очевидный вариант – взять из магазина блоттер с парфюмом, принести домой, положить у источника тепла, а затем проверить, на каком расстоянии слышится аромат. Если флакон уже у вас, то есть еще один способ. Распылите немного парфюма в комнате, затем выйдите из нее, закрыв дверь. Через некоторое время возвращайтесь и делайте выводы. К сожалению, понять, как композиция будет шлейфить с вашей кожи, не так просто по понятным причинам. Брызнув в магазине на руку из тестера, получится определить только стойкость и характер звучания парфюма. Можно расспросить близких, но тут вы должны быть уверены в их честности и доверять их вкусам.

Список самых шлейфовых ароматов

Список составлен на основании собственного опыта, опроса коллег и друзей, штудирования разнообразных сетевых источников. Пока что ограничимся женской парфюмерией.

  • Poison Christian Dior (восточный цветочный)
  • Thierry Mugler Angel Eau de Parfum (восточный гурманский)
  • Dior Addict Christian Dior (восточный цветочный)
  • Opium Yves Saint Laurent (восточный пряный)
  • Joop! Femme Joop! (восточный древесный)
  • Ultraviolet Paco Rabanne (восточный цветочный)
  • Crystal Noir Versace (восточный цветочный)
  • Soir de Lune Sisley (шипровый цветочный)
  • Agent Provocateur Agent Provocateur (цветочный древесно-мускусный)
  • My Insolence Guerlain (цветочный фруктовый)
  • 24 Faubourg Hermes (цветочный шипровый)
  • Knowing Estee Lauder (цветочный шипровый)
  • La Vie Est Belle Lancôme (цветочный фруктовый)
  • Eden Cacharel (цветочный)
  • Poeme Lancôme (цветочный)
  • Amarige Mariage Givenchy (цветочный)
  • Guerlain Champs Elysées (цветочный фруктовый)

Понравилась статья? Расскажите о ней в социальных сетях!

Источник

Что такое ноты сердца, базовые ноты, верхние ноты? Пирамида аромата.

Чтобы составить гармоничную, полную, красивую композицию, парфюмеры используют масла с разными показателями «летучести» молекул. Более лёгкие масла быстрее улетучиваются с нанесенной поверхности, тяжелые остаются надолго. Парфюмерную композицию часто называют «аккордом», который в свою очередь из трёх наборов «нот». Правильное сочетание нот образует ольфакторную (обонятельную) гармонию.

Что такое «верхние ноты»? (head notes)

Компоненты входящие в верхнюю часть пирамиды композиции называют «верхними нотами». Обычно это чистые, летучие масла. Они чувствуются сразу, как только вы наносите парфюм. Эти ноты создают первое впечатление о композиции. Стойкость верхних нот примерно 10-20 минут.

Что такое «ноты сердца»? (heart notes)

В середине ольфакторной композиции находятся «средние ноты» или более романтичное название: «ноты сердца». Они начинают проявляться ещё до того, как верхние ноты прекратят ощущаться. Обычно это округлые, мягкие ароматы. Типичные ноты сердца это запахи розы, жасмина, лилии и т.д. Стойкость масел в середине композиции обычно около 3-6 часов. Вступая через несколько минут после нанесения парфюма, ноты сердца, смешиваясь с верхними нотами, дают духам основной характер.

Что такое «ноты базы»? (drydown notes)

Самые тяжелые и долгоиспаряющиеся ароматы называют «нотами базы», «базовыми нотами», «ноты шлейфа». Они позже всех проявляются и насыщают композицию, придавая ей богатые, глубокие оттенки. Также они используются, чтобы придать энергии и силы парфюмерной композиции. Первые проявления базовых нот начинаются примерно через полчаса после нанесения духов и действуют около суток.

Это общее, классическое описание ольфакторной пирамиды. Конечно из неё бывают исключения. Особенно в последнее время, в связи с развитием химической промышленности. Бывают парфюмерные композиции состоящие всего из одной ноты (например знаменитые духи Молекула), бываю композиции состоящие из такого огромного количества нот, что их трудно разбить на три группы — ароматы перетекают из одного в другой.

Производители не всегда указывают состав пирамиды и не всегда разбивают компоненты по пирамиду нот. Мы, в нашем интернет магазине парфюмерии, для вашего удобства указываем ноты в соответствии с пирамидой, где это возможно.

Источник

Какие бывают ароматы? Разбираемся в классификации и нотах

Категории ароматов

Когда консультант спрашивает, предпочитаете ли вы фужерные или акватические композиции, вместо ответа может возникнуть еще больше вопросов. Классификация ароматов в парфюмерии — самое интересное и неоднозначное, потому что компонентов может быть так много, что и не разберешься. Разделение ароматов на группы называется ольфакторной классификацией. Наиболее удобную систему предложил парфюмер Майкл Эдвардс, разделив все ароматы на 4 большие группы: восточные, цветочные, древесные и свежие. В каждую группу входит еще по несколько, всего их 14, среди которых есть и мшисто-древесные, и фужеры, и цитрусовые, и зеленые. Но это лишь примерное количество: одна композиция может быть настолько многогранной, что будет сочетать в себе сразу несколько категорий. Да и разделение на семейства носит очень условный характер.

Восточные

Ароматы этой группы имеют характерное и часто непростое для восприятия звучание. В восточных композициях слышны ноты дыма, благовоний, смол и пряностей. Они, как правило, хорошо подходят для зимы, вечера, торжественного события, потому что плотные и очень насыщенные.

Основные ноты: дерево уд, ладан, табак, амбра, мускус, бобы тонка, ваниль, пряности и специи, кофе, черный чай, роза

Древесные

Одни из самых многогранных композиций — древесные. Ноты дерева звучат по-разному: тепло, сливочно, дымно, сладко, с земляным или даже металлическим оттенком. Например, кедр — молочный и немного сладкий, а сандал может быть копченым и цветочным.

Основные ноты: кедр, сандал, гуяйк, пачули, ветивер

Цветочные

Самую популярную группу ароматов не спутаешь ни с чем. Цветы наиболее многогранны и разнообразны. Они практически всегда есть в ароматах, но иногда могут и запутать. Например, часто ирис придает композиции пудровость и даже древесный оттенок. Стебель туберозы создает яркое зеленое звучание, а жасмин и гардения — лактонное, то есть сливочно-кремовое.

Сладкие цветы можно услышать в композиции Guess «1981 Los Angeles Woman». Жасмин с пионом дополняют фрукты и ягоды: апельсин, груша и красная смородина. «Сейчас сложно выбрать единственный популярный тренд, в моде примерно все от „новой“ гурманики (без „сахара“ в лоб) до современных фужеров, — рассказывает Мария Кондратьева, парфюмерный эксперт и автор телеграм-канала @parf4you. — Но на локальных рынках всегда есть свои предпочтения. Так, российские женщины традиционно любят цветочно-мускусные ароматы (в том числе с ягодным акцентом), эти ароматы много лет в хитах продаж. Фантазийная сирень тоже имеет все шансы „выстрелить“».

Основные ноты: жасмин, роза, сирень, ландыш, нарцисс, тубероза, гардения, флердоранж, пион, фиалка, ирис

Фруктовые

Ароматы с нотами фруктов стали особенно популярны в начале 2000-х. Фрукты и ягоды очень часто входят в основу композиций и практически всегда придают композиции сладость. Например, Cosmic, Agent Provocateur, раскрывается нотами груши и ревеня, но пион, жасмин и орхидея настолько растворены в них, что запах звучит как нечто фруктово-ванильное. Еще один сладкий фруктовый пример — The Scent For Her, Boss, в котором отчетливо слышен персик. Есть в нем даже что-то гурманское.

Основные ноты: персик, яблоко, ревень, ежевика, личи, слива, ананас, смородина, инжир, груша

Цитрусовые

Наряду с фруктовой цитрусовая группа выделяется как самостоятельная. Цитрусовые ароматы легкие и свежие, без них невозможны шипровые и фужерные композиции. Часто цитрусы можно услышать в самом старте аромата.

Основные ноты: лимон, бергамот, апельсин, грейпфрут, юзу, лайм, мандарин, вербена

Зеленые

Еще одна легкая группа ароматов может звучать как свежо, так горько и терпко. Например, тонизирующее звучание придают мята, тархун и лаванда, а горько-пряное — полынь, листья смородины и фиалки. В зеленых ароматах часто можно услышать цитрусовые ноты. Например, Illusione for Woman, Bottega Veneta, — сложносочиненный аромат, в котором есть и кислинка бергамота, и пряность черной смородины, и свежесть оливкового дерева.

Основные ноты: тархун, лаванда, полынь, базилик, розмарин, шалфей, шисо

Фужерные

Первый фужерный аромат появился 1882 году, когда парфюмер Поль Парке создал композицию Fougere Royale на основе синтетической молекулы кумарина с запахом сена. Помимо нее, в аромат входили мох, лаванда и бергамот.

Основные ноты: мох, кумарин, бергамот, лаванда, розмарин, дерево

Шипровые

Первый шипровый аромат создал Франсуа Коти в 1917 году. Он так и назывался — Chypre. На фоне цветочных композиций эта была новаторской, потому что звучала свежо и пряно. Хороший пример современного шипра — For Her Generous Spray, Narciso Rodriguez. В нем отлично сбалансированы цветочность, горчинка, металлические, пряные и медовые ноты.

Основные ноты: бергамот, мох, пачули, кожа, ладан, нероли, ветивер

Морские

Эту группу еще называют акватической. Ее расцвет пришелся на 90-е, когда были популярны ароматы L’Eau Par Kenzo. Ощущение морского воздуха парфюмеры передавали, смешивая синтетические компоненты с цитрусовыми и цветочными. Получались запахи моря и йода. Например, в композиции King Of Seduction, Antonio Banderas, яркие морские ноты появляются благодаря ананасу, кардамону, дыне, цитрусовым, ветиверу и замше.

Основные ноты: цитрусы, лаванда, мята, зелень

Гурманские

Этой категории нет в системе Майкла Эдвардса, но она очень важна. Первой гурманской композицией стал Angel Thierry Mugler, вышедший в 1992 году. Гурманские ароматы всегда сладкие и съедобные. Например, Girls Can Say Anything, Zadig& Voltaire у многих звучит как зефир или груши в меду. Но в нем есть и восточно-фужерные оттенки из-за мускуса, гвоздики и папоротника. «Ароматы с сахаром, кстати, пользуются популярностью в ситуации „на выход“. В каком-то смысле они стали „настоящими французскими духами“ и ассоциируются с праздником и торжеством», — говорит Мария Кондратьева.

Основные ноты: карамель, сливки, печенье, мед, пралине, миндаль, какао, шоколад

Ольфакторная пирамида и раскрытие

Самое сложное — это ольфакторная пирамида, то есть заявленные брендом ноты духов. Нужно понимать, что пирамида — это не состав и не список реальных ингредиентов аромата, а условные, субъективно ощущаемые ноты. Понять аромат по такому описанию можно, если у вас «натренирован» нос и вы понимаете, как пахнет мох и дерево уд, а как — роза и ирис. При этом, смешиваясь друг с другом, ноты могут стать неразличимы.

«Если человек достаточно много пробовал и умеет переводить с языка маркетологов на человеческий, то может понять аромат по пирамиде. Иногда от излишнего усердия в описание аромата помещают всю таблицу Менделеева и сверху кристальный мускус какой-нибудь. Тогда остается только идти и проверять собственным носом», — говорит Екатерина Хмелевская, парфюмерный критик, автор сайта Aromablog и одноименного телеграм-канала.

У каждого аромата есть верхние, средние (ноты сердца) и базовые ноты (шлейф). Верхние мы чувствует самыми первыми, как только нанесли аромат. Исчезают они тоже первыми. Ноты сердца — это ядро аромата, они ощущаются около двух часов. Шлейф композиции — самый стойкий. Именно по шлейфу можно составить адекватное впечатление.

Часто в верхние ноты включают цитрусовые, специи и травы, а в шлейф — сандал, пачули, бобы тонка, ваниль, мускус.

Концентрация

Концентрация зависит от соотношения ароматического вещества и спирта. Самая концентрированная форма — духи (Parfum). Они включают в себя от 20 до 40 % ароматического вещества. Менее концентрированная — парфюмерная вода (Eau de Parfum), где ароматического вещества от 15 до 20 %. Затем идет туалетная вода (Eau de Toilette), в ней от 5 до 15 % концентрации. И самые легкие — одеколон (Eau de Cologne) с концентрацией от 2 до 4 % и вода (Eau Fraiche) с количеством ароматического вещества от 1 до 3 %.

Есть мнение, что чем сильнее концентрация аромата, тем более стойким он будет. «Стойкость и шлейфовость (диффузность) — две совершенно разные характеристики, которые никак не взаимосвязаны. А вот компоненты могут влиять на стойкость», — рассказывает Матвей Юдов, химик, специалист в области душистых веществ.

Все ароматы нужно пробовать на себе, по блоттеру ничего не понять. Он лишь запечатлевает композицию, но не раскрывает ее в полной мере. Способность понимать ароматы и выявлять отдельные ноты тренируется годами.

Источник

Оцените статью