Шмитц джазовая инвенция ноты

Методический доклад «25 джазовых инвенций Манфреда Шмитца»

Пояснение к докладу: рассматриваются произведения Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано».

Скачать:

Вложение Размер
рассматриваются произведения Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано» 686.01 КБ

Предварительный просмотр:

Богдановой Юлии Борисовны

Тема: «25 джазовых инвенций» М.Шмитца

Пояснение к докладу: р ассматриваются произведения Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций».

С каждым годом нам преподавателям ДМШ и ДШИ становится сложнее объяснять ученикам такое понятие как «полифония». Точнее будет сказать так: вникнуть в смысл понятия «полифония». Наши теперешние ученики хорошо умеют пользоваться высокотехнологичными предметами: смартфон,планшет,Интернет. Они знают, какую кнопку надо нажать, чтобы получить необходимое. Мир двигается вперёд, прогресс не стоит на месте.Это хорошо с одной стороны. Однако, возникает проблема восприятия музыкального материала, который был написан боле 100 лет назад. Преподавателям необходимо искать пути решения этого вопроса. Из моего опыта, одним из таких решений проблемы — проходить материал на произведениях более современных композиторов и параллельно с этим давать произведения классиков, тем самым делая доступным восприятие сложных понятий » полифония «, » инвенция «.

Как можно на примере «джаза» донести до учеников понятие «инвенция»? В этом мне помог сборник Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано». Именно этот сборник, написанный музыкальным языком 20 века помогает объяснить ученикам всю сложность и красоту полифонии.

Кто такой Манфред Шмитц? Краткую биографию можно прочесть в «Википедии»:

Манфред Шмитц – ( родился 25 апреля 1939, Эрфурт — умер 7 июля 2014, Берлин, Германия ) — немецкий композитор , пианист , аранжировщик и музыкальный педагог. Окончив консерваторию в Веймаре ( Германия ), Манфред стал педагогом в высшем музыкальном училище. С 1968 по 1984 годы он преподавал в Веймарской Высшей школе музыки имени Листа . В качестве концертмейстера Манфред Шмитц на протяжении более чем 30 лет сотрудничал с известной актрисой и певицей Гизелой Май , сопровождая её в мировых турне ] .

С 1960 года Шмитц с его Manfred-Schmitz-Jazz-Trio имел большой успех на концертах и был отмечен многочисленными премиями.

Его мелодии очень часто используются для обучения молодых музыкантов. В своих произведениях Шмитц пытался достичь гармонии между привлекательностью, формой и сложностью исполнения мелодии, для чего разрабатывает и собирает около 70 способов решения специфических трудностей при игре на фортепиано, собранные им за годы педагогической практики и подсказанные его учениками во время занятий. Его произведение под названием «Андреа» использовалась в СССР в качестве первой части терапевтических сеансов Кашпировского. С 2002 года Манфред Шмитц — руководитель высшей музыкальной школы в Трептов-Кёпеник .

Как педагог, Манфред Шмитц считал, что не так важно механическое обучение, как развитие музыкальности у ученика, которое, по его опыту, открывается между 8 и 14 днем занятий.

Жил и работал в Берлине где 7 июля 2014 года после непродолжительной болезни скончался в возрасте 75 лет.

Вернемся к слову «инвенция». Итак, «инвенция» в переводе с латинского означает «изобретение», «выдумка». Сам М.Шмитц так пишет:» Некая оригинальная музыкальная идея — мотив ил даже тема — варьируется в процессе сочинения или импровизации: «переплетается» с другим материалом или противоспоставляется ему, а также преобразуется как бы изнутри.» А ещё более точно – «импровизация». Ведь импровизация – это не что иное, как изобретение и выдумка.

Сборник джазовых инвенций М.Шмитца (перекликается с произведениями И.С.Баха) состоит из 25 пьес: 24 инвенции (по количеству прелюдий и фуг в каждом томе ХТК Баха) плюс 25-ая инвенция, которая стоит несколько особняком. Он не использует полный хроматический спектр всех тональностей, как у Баха, а наоборот, пишет свои инвенции в самых простых тональностях (До, Соль, ре, ля, соль).

Композитор привёл веские «аргументы» — все основные элементы стиля, с которыми встретятся юные исполнители джаза: импровизационный характер исполнения, активная роль свинга, полиметрия и синкопы, широкое использование ладов с альтерированными и блюзовыми нотами.

«Язык этих пьес во многом опирается на Баховскую стилистику, но в то же время содержит джазовую импровизационность, — признаётся М. Шмитц в предисловии к своему сборнику, — с пианистической точки зрения инвенции представляют бдагодарный и полезный материал. Их полифоническое голосоведение намеренно простое, а музыкальные формулы хорошо «ложатся в пальцы».

Сборник Шмитца построен по принципу от «простого к сложному». В основном уровень сложности: средние и старшие классы музыкальной школы.

Форма джазовых инвенций (кроме 25-ой) напоминает форму Маленькой прелюдии До мажор И.С. Баха из первой тетради «Маленьких прелюдий и фуг»:

проведение темы в верхнем и нижнем голосе, секвенционное проведение тем, но и содержат джазовые ритмы, импровизационность, характерные для джаза мелодические фигуры, свинговый триольный ритм.

Как правило, я начинаю знакомить учеников с №1 инвенции До мажор, которая по теме и складу очень похожа на №1 двухголосную инвенцию И.Баха, которая у всех на слуху. Исходя из моего практического опыта, инвенцию №1 дают ученикам в 3(4) классе, на примере которой очень удобно объяснять принципы «полифонии»: проведение тем, тональный план, секвенция. После изучения №1 инвенции, обычно ученики любят исполнять №3 До мажор (для закрепления материала):

По сложности они равнозначны.

№8 инвенция, как правило, берется уже в конце 4 или 5 классе. В ней мы видим усложнение задач: переменный размер, смена акцентов с сильной на слабые доли, умение видеть «вертикаль» в гармонии. Ученик на этом этапе обладает навыками техническими, гармоническая «вертикаль» ему тоже понятнее становится:

№7,9,21,23 учащиеся изучают синкопирование:

№13, 14,15,17,18 инвенция для учащихся 5 класса или 6 класса:

Особняком стоит №25 инвенция, которая написана в вариативном виде: вступление, тема, вариации. Мы видим, что в ней нет четких рамок: свободный темп, динамические оттенки не такие «строгие». Что дает возможность ученику исполнить её, показав свое личное восприятие «полифонии» как музыкант.

Благодаря сборнику «25 джазовых инвенций» М.Шмитца учащиеся музыкальных школ через их исполнение смогли понять всю «сложность и красоту» такого понятия как «полифония».

1.М.Шмитц «25 джазовых инвенций для фортепиано»

2.Сведения из «Википедии» — свободной энциклопедии.

Источник

Шмитц джазовая инвенция ноты

Г. Разбаева. «Напев» (саксофон-альт, ф-но) — скачать
С. Мышкина. Вальс (анс. домр, ф-но) — скачать
С. Мышкина. «Кукурузное поле» (анс. домр, ф-но) — скачать
А. Виноградова. Интермедия (саксофон-альт, ф-но) — скачать
В. Шевердин. Вальс (ф-но) — скачать
В. Шевердин. Маленькая баллада (ф-но) — скачать
Ф. Кролл. «Последний танец» (ф-но) — скачать
В. Иванов. «Блюз на 5/4» из сборника «18 характерных пьес в форме этюдов»
(саксофон-альт) — скачать
П. Бебелаар. «Valse sentimental» из фортепианного цикла «Short Love Tales»
(скрипичный анс., ф-но) — скачать
Е. Лиманская. «Уходят дороги» из мюзикла «Поющий лес»
(скрипка, синтезатор, 2 ф-но в 4 руки) — скачать

О. Питерсон. «Церемониальный марш» (ф-но; можно скачать в нотной библиотеке раздела «Маэстро марш»)
Дж. Джорден. «Джорду» (ф-но) — скачать
Ф. Кролл. «Последний танец» (ф-но в 4 руки) — скачать
Дж. Ширинг — Д. Балакин. «Колыбельная» (ф-но в 4 руки) — скачать
М. Пейпер. Пьеса (скрипичный анс., ф-но) — скачать
Х. Берсинг. Этюд (виолончель, ф-но) — скачать
М. Куликов. Фантазия в джазовом стиле на тему Патрика Бебелаара
«Сентиментальный вальс» (скрипичный анс., ф-но) — скачать
И. Якушенко — Я. Гальперин. «Папа, мама и джаз» (вокал, 2 ф-но в 4 руки) — скачать

М. Минков — Д. Иванов. «Старый рояль» (вокальный дуэт, 2 ф-но в 4 руки) — скачать
Уорд-Кутуньо-Лусито-Палавичини-Деланье-Лемесле. «Бабье лето»
(скрипичный анс., синтезатор) — скачать
Традиционная / ар. М. Куликова. «Happy Birthday to you» (ф-но в 4 руки) — скачать
М. Куликов. Фантазия на тему М. Фрадкина «Течёт Волга» (для солирующей домры и ф-но в 4 руки) — скачать

О. Хромушин. «Упорный бас» (2 ф-но в 4 руки) — скачать
Н. Мордасов. «Ветерок» (ф-но) — скачать
Н. Мордасов. «Старый мотив» (ф-но) — скачать
М. Шмитц. «Прыжки через лужи» (ф-но) — скачать
«Вальс-коллаж» на темы О. Хромушина, Л. Рида (ф-но в 4 руки) — скачать
H. Manchini. «Days of Wine and Roses» (саксофон-альт, ф-но) — скачать
Ф. Кролл — М. Куликов. «Последний танец» (скрипка, ф-но) — скачать
Традиционная / ар. М. Куликова. «Happy Birthday to uou» (2 ф-но в 6 рук) — скачать
«Весеннее настроение» на темы Б. Сыроежкина, Дж. Керна (2 ф-но в 4 руки) — скачать
С. Джоплин. Рэгтайм «Рэг кленового листа» (2 ф-но в 6 рук) — скачать

В. Шевердин. «Вальс-зеркало» (ф-но) — скачать
В. Шевердин. «Этот весёлый наигрыш» (ф-но) — скачать
В. Шевердин. 24 пьесы в джазовых тонах (ф-но):
Здесь, в До мажоре (Хорал) — скачать
Тут же, в до миноре (Осмысливая Баха) — скачать
Рядом, в Ре-бемоль мажоре (Маленький диксиленд) — скачать
Медленный свинг в до-диез миноре — скачать
Вальс — скачать
Мелодия — скачать
Весело в Ми-бемоль мажоре — скачать
Энергика — скачать
Регтайм в «Ми» — скачать
Грустный вальс — скачать
Там, в Фа мажоре — скачать
Тяжёлый свинг в фа миноре — скачать
Два чёрных кота — скачать
Подумаем вместе — скачать
Воспоминания С. Джоплина — скачать
Двухголосная инвенция — скачать
Смотрим кино — скачать
Баллада — скачать
Трёхголосная инвенция — скачать
Фантазия — скачать
Бразилия. Середина ХХ века — скачать
Элегия — скачать
Просветление — скачать
Назад, к Баху. Вперёд в будущее — скачать
В. Шевердин. «Ленивый блюз» (ф-но в 4 руки) — скачать
В. Шевердин. Вальс (ф-но в 4 руки) — скачать
В. Шевердин. «Лунные струны» (скрипичный анс., ф-но)..

В. Шевердин. «Вальс-зеркало» (ф-но) — скачать
В. Шевердин. «Этот весёлый наигрыш» (ф-но) — скачать
В. Шевердин. 24 пьесы в джазовых тонах (ф-но):
Здесь, в До мажоре (Хорал) — скачать
Тут же, в до миноре (Осмысливая Баха) — скачать
Рядом, в Ре-бемоль мажоре (Маленький диксиленд) — скачать
Медленный свинг в до-диез миноре — скачать
Вальс — скачать
Мелодия — скачать
Весело в Ми-бемоль мажоре — скачать
Энергика — скачать
Регтайм в «Ми» — скачать
Грустный вальс — скачать
Там, в Фа мажоре — скачать
Тяжёлый свинг в фа миноре — скачать
Два чёрных кота — скачать
Подумаем вместе — скачать
Воспоминания С. Джоплина — скачать
Двухголосная инвенция — скачать
Смотрим кино — скачать
Баллада — скачать
Трёхголосная инвенция — скачать
Фантазия — скачать
Бразилия. Середина ХХ века — скачать
Элегия — скачать
Просветление — скачать
Назад, к Баху. Вперёд в будущее — скачать
В. Шевердин. «Ленивый блюз» (ф-но в 4 руки) — скачать
В. Шевердин. Вальс (ф-но в 4 руки) — скачать
В. Шевердин. «Лунные струны» (скрипичный анс., ф-но) — скачать
В. Шевердин. «Рэг-квинтет» (скрипичный анс., ф-но) — скачать

У. Хенди. Сент-Луис-Блюз (скрипичный анс., ф-но) — скачать
М. Пейпер. Блюз-марш (скрипичный анс., ф-но; можно скачать в нотной библотеке раздела «Маэстро марш»)
А. Гилёв. «Рокко-барокко» (флейта, фагот, скрипки, виолончель, клавикорд, ф-но) — скачать
А. Кублинский. Ноктюрн (скрипичный анс., ф-но) — скачать
П. Мориа. Менуэт (флейта, кларнет, скрипки, альты, виолончели) — скачать

М. Куликов. «По следам Бетти» (ф-но) — скачать
С. Джоплин. «Изысканные синкопы» (ф-но в 4 руки) — скачать
М. Куликов. «D-p-Boogi» (флейта, ф-но) — скачать
И. Бойко. «Поиграем в буги-вуги» (ф-но) — скачать
Н. Мордасов. Блюз (ф-но) — скачать
А. Сухих. Блюз № 4 (скрипка, ф-но) — скачать
А. Сухих. «Старая калоша» (скрипка, ф-но) — скачать
А. Сухих. Этюд № 3 (скрипка, ф-но) — скачать
А. Сухих. Этюд № 6 (скрипка, ф-но) — скачать
Г. Манчини. «Лунная река» (скрипка, ф-но) — скачать
М. Пейпер. Блюз-марш (скрипка, ф-но; можно скачать в нотной библиотеке
раздела «Маэстро марш»)
Д. Грюсьн. «Блюз-марш, катящийся вникуда» (2 ф-но в 6 рук, ударные; можно скачать в нотной библиотеке раздела «Маэстро марш»)
Н. Мордасов. Босса-нова (ф-но) — скачать
Н. Мордасов. «Увереннее» (ф-но) — скачать
А. Сухих. «Блюз-рок» (скрипка, ф-но) — скачать
М. Дворжак. Этюд № 22 (ф-но в 4 руки) — скачать
Н. Мордасов. «Старый мотив» (ф-но) — скачать
В. Климашевский. «Витраж» (ф-но) — скачать
В. Климашевский. «Макраме» (ф-но) — скачать
Н. Мордасов. «Прогулка» (ф-но) — скачать
Н. Мордасов. «Продавец яблок» (ф-но) — скачать
Н. Мордасов. «Смелее, малыш»(ф-но) — скачать
А. Сухих. «Старые друзья»(скрипка, ф-но) — скачать
Н. Мордасов. «Лунная дорожка»(ф-но в 4 руки) — скачать
Н. Мордасов. «Жёлтые тюльпаны» (2 ф-но в 4 руки) — скачать

Г. Сасько. Рэгтайм из сюиты «Играю джаз» (ф-но в 4 руки) — скачать
А. Виницкий. «Маленький ковбой» (гитара) — скачать
В. Климашевский. «Макраме» (гитара) — скачать
Н. Мордасов. «Синяя даль» (ф-но в 4 руки) — скачать
Н. Мордасов. «Увидимся завтра» (ф-но в 4 руки) — скачать
Л. Ивенс. «Проверь себя» (2 ф-но в 6 рук) — скачать
Н. Мордасов. «Погонщик мулов» (ф-но) — скачать
М. Дворжак. Этюд № 19 (ф-но в 4 руки) — скачать
М. Шмитц. «Принцесса танцует вальс» (2 ф-но в 4 руки).

Г. Сасько. Рэгтайм из сюиты «Играю джаз» (ф-но в 4 руки) — скачать
А. Виницкий. «Маленький ковбой» (гитара) — скачать
В. Климашевский. «Макраме» (гитара) — скачать
Н. Мордасов. «Синяя даль» (ф-но в 4 руки) — скачать
Н. Мордасов. «Увидимся завтра» (ф-но в 4 руки) — скачать
Л. Ивенс. «Проверь себя» (2 ф-но в 6 рук) — скачать
Н. Мордасов. «Погонщик мулов» (ф-но) — скачать
М. Дворжак. Этюд № 19 (ф-но в 4 руки) — скачать
М. Шмитц. «Принцесса танцует вальс» (2 ф-но в 4 руки) — скачать
М. Дворжак. Этюд № 22 (2 ф-но в 6 рук) — скачать
М. Куликов. «По следам Бетти» (ф-но в 4 руки) — скачать
А. Виницкий. «Чапа» (гитара) — скачать
И. Бойко. «Поиграем в буги-вуги» (ф-но в 4 руки) — скачать
К. Крит. «Вернуться в лето» (флейта, ф-но в 4 руки) — скачать
Д. Брубек. «Ещё больше блюза»(ф-но в 4 руки) — скачать
А. Кублинский. Ноктюрн (2 ф-но в 4 руки) — скачать

А. Сухих. Блюз № 4 (флейта, ф-но в 4 руки) — скачать
А. Сухих. Этюд № 2 (флейта, ф-но в 4 руки) — скачать
М. Куликов. «D-p-Boogi» (флейта, ф-но в 4 руки) — скачать
Г. Сасько. Блюз из сюиты «Играю джаз» (ф-но в 4 руки) — скачать
В. Шевердин. «Бразилия. Середина ХХ века» (2 ф-но в 4 руки) — скачать
А. Кублинский. Ноктюрн (2 ф-но в 4 руки, бас-гитара, ударные) — скачать
М. Куликов. «Последний осенний теплоход» (виолончель, ф-но) — скачать
М. Куликов. «Дотла» (виолончель, ф-но) — скачать
Д. Грюсьн. «Блюз-марш, катящийся вникуда» (2 ф-но в 4 руки; можно скачать в нотной библиотеке раздела «Маэстро марш»)
М. Куликов. «Бродяга 34 «API» (2 ф-но в 4 руки, бас-гитара, ударные) — скачать
H. Hancock. «Watermelon Man» (2 саксофона-альта, саксофон-тенор, бас-гитара, ударные, ф-но) — скачать

Г. Гаранян. «Птички на окне» (2 ф-но в 4 руки) — скачать
Д. Гиллеспи. «Ночь в Тунисе» (труба, синтезатор, ударные, 2 ф-но в 6 рук) — скачать
Хорнер-Манн-Вейл. «Где-то, но не здесь» (труба, синтезатор, ударные,
2 ф-но в 6 рук) — скачать
Ю. Чугунов. «Прогулка» (ф-но в 4 руки) — скачать
А. Сухих. «Блюз-рок» (2 ф-но в 6 рук) — скачать
Г. Сасько. «Джаз-вальс» из сюиты «Играю джаз» (скрипка, ф-но) — скачать
Н. Мордасов. «Сумерки» (ф-но) — скачать
В. Шевердин. «Здесь, в До мажоре» (ф-но в 4 руки) — скачать
М. Куликов. «Дотла» (2 ф-но в 4 руки) — скачать

Источник

Оцените статью