Методический доклад «25 джазовых инвенций Манфреда Шмитца»
Пояснение к докладу: рассматриваются произведения Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рассматриваются произведения Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано» | 686.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Богдановой Юлии Борисовны
Тема: «25 джазовых инвенций» М.Шмитца
Пояснение к докладу: р ассматриваются произведения Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций».
С каждым годом нам преподавателям ДМШ и ДШИ становится сложнее объяснять ученикам такое понятие как «полифония». Точнее будет сказать так: вникнуть в смысл понятия «полифония». Наши теперешние ученики хорошо умеют пользоваться высокотехнологичными предметами: смартфон,планшет,Интернет. Они знают, какую кнопку надо нажать, чтобы получить необходимое. Мир двигается вперёд, прогресс не стоит на месте.Это хорошо с одной стороны. Однако, возникает проблема восприятия музыкального материала, который был написан боле 100 лет назад. Преподавателям необходимо искать пути решения этого вопроса. Из моего опыта, одним из таких решений проблемы — проходить материал на произведениях более современных композиторов и параллельно с этим давать произведения классиков, тем самым делая доступным восприятие сложных понятий » полифония «, » инвенция «.
Как можно на примере «джаза» донести до учеников понятие «инвенция»? В этом мне помог сборник Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано». Именно этот сборник, написанный музыкальным языком 20 века помогает объяснить ученикам всю сложность и красоту полифонии.
Кто такой Манфред Шмитц? Краткую биографию можно прочесть в «Википедии»:
Манфред Шмитц – ( родился 25 апреля 1939, Эрфурт — умер 7 июля 2014, Берлин, Германия ) — немецкий композитор , пианист , аранжировщик и музыкальный педагог. Окончив консерваторию в Веймаре ( Германия ), Манфред стал педагогом в высшем музыкальном училище. С 1968 по 1984 годы он преподавал в Веймарской Высшей школе музыки имени Листа . В качестве концертмейстера Манфред Шмитц на протяжении более чем 30 лет сотрудничал с известной актрисой и певицей Гизелой Май , сопровождая её в мировых турне ] .
С 1960 года Шмитц с его Manfred-Schmitz-Jazz-Trio имел большой успех на концертах и был отмечен многочисленными премиями.
Его мелодии очень часто используются для обучения молодых музыкантов. В своих произведениях Шмитц пытался достичь гармонии между привлекательностью, формой и сложностью исполнения мелодии, для чего разрабатывает и собирает около 70 способов решения специфических трудностей при игре на фортепиано, собранные им за годы педагогической практики и подсказанные его учениками во время занятий. Его произведение под названием «Андреа» использовалась в СССР в качестве первой части терапевтических сеансов Кашпировского. С 2002 года Манфред Шмитц — руководитель высшей музыкальной школы в Трептов-Кёпеник .
Как педагог, Манфред Шмитц считал, что не так важно механическое обучение, как развитие музыкальности у ученика, которое, по его опыту, открывается между 8 и 14 днем занятий.
Жил и работал в Берлине где 7 июля 2014 года после непродолжительной болезни скончался в возрасте 75 лет.
Вернемся к слову «инвенция». Итак, «инвенция» в переводе с латинского означает «изобретение», «выдумка». Сам М.Шмитц так пишет:» Некая оригинальная музыкальная идея — мотив ил даже тема — варьируется в процессе сочинения или импровизации: «переплетается» с другим материалом или противоспоставляется ему, а также преобразуется как бы изнутри.» А ещё более точно – «импровизация». Ведь импровизация – это не что иное, как изобретение и выдумка.
Сборник джазовых инвенций М.Шмитца (перекликается с произведениями И.С.Баха) состоит из 25 пьес: 24 инвенции (по количеству прелюдий и фуг в каждом томе ХТК Баха) плюс 25-ая инвенция, которая стоит несколько особняком. Он не использует полный хроматический спектр всех тональностей, как у Баха, а наоборот, пишет свои инвенции в самых простых тональностях (До, Соль, ре, ля, соль).
Композитор привёл веские «аргументы» — все основные элементы стиля, с которыми встретятся юные исполнители джаза: импровизационный характер исполнения, активная роль свинга, полиметрия и синкопы, широкое использование ладов с альтерированными и блюзовыми нотами.
«Язык этих пьес во многом опирается на Баховскую стилистику, но в то же время содержит джазовую импровизационность, — признаётся М. Шмитц в предисловии к своему сборнику, — с пианистической точки зрения инвенции представляют бдагодарный и полезный материал. Их полифоническое голосоведение намеренно простое, а музыкальные формулы хорошо «ложатся в пальцы».
Сборник Шмитца построен по принципу от «простого к сложному». В основном уровень сложности: средние и старшие классы музыкальной школы.
Форма джазовых инвенций (кроме 25-ой) напоминает форму Маленькой прелюдии До мажор И.С. Баха из первой тетради «Маленьких прелюдий и фуг»:
проведение темы в верхнем и нижнем голосе, секвенционное проведение тем, но и содержат джазовые ритмы, импровизационность, характерные для джаза мелодические фигуры, свинговый триольный ритм.
Как правило, я начинаю знакомить учеников с №1 инвенции До мажор, которая по теме и складу очень похожа на №1 двухголосную инвенцию И.Баха, которая у всех на слуху. Исходя из моего практического опыта, инвенцию №1 дают ученикам в 3(4) классе, на примере которой очень удобно объяснять принципы «полифонии»: проведение тем, тональный план, секвенция. После изучения №1 инвенции, обычно ученики любят исполнять №3 До мажор (для закрепления материала):
По сложности они равнозначны.
№8 инвенция, как правило, берется уже в конце 4 или 5 классе. В ней мы видим усложнение задач: переменный размер, смена акцентов с сильной на слабые доли, умение видеть «вертикаль» в гармонии. Ученик на этом этапе обладает навыками техническими, гармоническая «вертикаль» ему тоже понятнее становится:
№7,9,21,23 учащиеся изучают синкопирование:
№13, 14,15,17,18 инвенция для учащихся 5 класса или 6 класса:
Особняком стоит №25 инвенция, которая написана в вариативном виде: вступление, тема, вариации. Мы видим, что в ней нет четких рамок: свободный темп, динамические оттенки не такие «строгие». Что дает возможность ученику исполнить её, показав свое личное восприятие «полифонии» как музыкант.
Благодаря сборнику «25 джазовых инвенций» М.Шмитца учащиеся музыкальных школ через их исполнение смогли понять всю «сложность и красоту» такого понятия как «полифония».
1.М.Шмитц «25 джазовых инвенций для фортепиано»
2.Сведения из «Википедии» — свободной энциклопедии.
Источник
Манфред Шмитц Джазовая Инвенция 25
Бесплатно скачать Манфред Шмитц Джазовая Инвенция 25 в mp3. Мы нашли 33 песни для скачивания, рекомендуем загрузить первый файл Манфред Шмитц Джазовая инвенция 25.mp3 размером 2.04 MB
Манфред Шмитц Джазовая инвенция 25.mp3
01:33 2.04 MB 3.5K
Манфред Шмитц Джазовая инвенция 25 Исполняет Андрей Шумилин.mp3
01:47 2.35 MB 255
Шмитц Джазовая инвенция 25 Исполняет Рябова Яна.mp3
01:57 2.57 MB 835
М Шмитц Джазовая инвенция 25 Чистилина Анна.mp3
01:56 2.54 MB 453
М Шмитц Джазовая инвенция 25 D Moll исп Коновалов Аркадий 21 05 21г.mp3
Кемерово ЦДШИ Фролова Елизавета М Шмитц Джазовая инвенция 22.mp3
Исмоилова Фарангиз М Шмитц Джазовая инвенция 25 ре минор.mp3
М Шмитц Джазовая инвенция 25 D Moll для 2 фортепиано Исп Коновалов Аркадий Мерлюк Ирина.mp3
01:53 2.48 MB 446
Делло Джойо Безделушка М Шмитц Джазовая инвенция 25 Кириченко Милена 9л.mp3
02:30 3.29 MB 1.7K
М Шмитц Джазовая инвенция.mp3
01:42 2.24 MB 618
175873 Кемерово ЦДШИ Фролова Елизавета М Шмитц Джазовая инвенция 22.mp3
М Шмитц Джазовая инвенцыя.mp3
01:48 2.37 MB 417
Манфред Шмитц Зимний вечер музыка души.mp3
02:25 3.18 MB 16.8K
М Шмитц Джазовая инвенция 13 Каратаев Вадим.mp3
02:43 3.58 MB 525
Джазовая инвенция С М Шмитц.mp3
01:18 1.71 MB 346
М Шмитц Джазовая инвенция 8 Юн Полина педагог Женжуренко Людмила Александровна.mp3
Афанасьева Анастасия Джазовая инвенция 25 М Шмитц.mp3
Источник
«Мост через эпохи. Инвенции И.С. Баха и джазовые инвенции М. Шмитца»
Преподаватель высшей квалификационной категории
«Мост через эпохи. Инвенции И.С. Баха и джазовые
«Все композиторы и инструментальное исполнительство вышли из вселенной Баха. Внимательно вглядываясь в 2-голосные инвенции, мы потрясены: ведь это технический фундамент для любого произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена. Здесь – зарождение романтического исполнительства, кантиленных ноктюрнов Шопена, фактуры будущего Листа, далёкий жанр джазовых импровизаций.
Этому всему – один источник – И.С. Бах»
В течение истории музыки одни стили последовательно сменялись другими. Сторонники каждого нового стиля отвергали многие принципы предыдущего, вносили новые черты, но преемственность между ними никогда не нарушалась.
Классическая музыка – это та, что опирается на традиции: в поисках своего музыкального языка композиторы с конца 16 века не выходили за пределы ладо-тональной системы, основой музыкальной фразы, «зерном» любого музыкального произведения являлась музыкальная интонация.
Так было до изобретения Шёнбергом, которого называют отцом музыкального модернизма (экспрессионизм, авангардизм), собственной музыкальной системы, получившей название додекафонии. Шёнберг и его последователи отказываясь от традиций, полностью порывают с ладо-тональной системой. Сочинение такой музыки представляет собой чисто умозрительное конструирование, подобное решению задач математической логики.
Часто возникает вопрос: является ли джаз классическим искусством?
Джаз – искусство классическое, традиционное. Это стиль, который исторически наступил в своё время, так же как и после Возрождения наступает барокко, после барокко – классицизм и т.д. Поэтому истоки джаза там же, где истоки музыки разных эпох.
Произведения традиционного джаза не отступают от принципов классической музыки и истоки его заложены ещё в творчестве И.С. Баха, как и основы всей классической музыки. Подтверждение этому мы находим в его инвенциях.
Слово «инвенция» настраивает на разговор о полифонии. Мы знаем, что вся музыка полифонична, поэтому полифоничность мышления является одним из основных показателей мастерства музыканта, а изучение полифонических произведений является необходимым условием воспитания юного пианиста и одним из обязательных разделов Программы музыкальных школ.
Мост через эпохи длиною в 300 лет перекинут из времени господства полифонического стиля (эпохи барокко) в эпоху современной музыки, а более конкретно, в джазовый стиль, через классицизм, романтизм, импрессионизм.
По разным сторонам моста через эпохи – два выдающихся немецких композитора – Иоганн Себастьян Бах и Манфред Шмитц.
И.С. Бах родился в 1685 году в Эйзенахе в семье потомственных музыкантов, умер в 1750 году в Лейпциге. Немецкий композитор, органист, клавесинист, педагог. Музыке обучался у своего отца, городского музыканта, а после его смерти – у своего старшего брата. Далее — учился у Пахельбеля. Бёма и Букстехуде. Пел в церковном хоре, работал в качестве придворного скрипача, занимал пост церковного органиста в Кётене, служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. Последние 25 лет своей жизни занимал почётную должность городского мюзик-директора и кантора школы при церкви святого Фомы в Лейпциге.
Манфред Шмитц – немецкий композитор, пианист, аранжировщик, педагог. Родился в 1939 году, окончил консерваторию в Веймаре. Работал педагогом по классу фортепиано в различных музыкальных школах, преподавал в консерватории имени Ф. Листа в Веймаре. Большой педагогический опыт работы с детьми помогает ему прочувствовать возможности и потребности детей различных возрастных групп. Ограниченные возможности начинающего пианиста композитор восполняет тем, что даёт возможность услышать диапазон, фактуру фортепиано доступными ребёнку средствами. Исполняя его произведения, дети чувствуют себя музыкантами, у которых инструмент звучит полнозвучно, как у профессионального музыканта.
И.С. Бах был выдающимся педагогом. Вершина его педагогики – четверо его гениальных сыновей-композиторов. При жизни И.С. Баха их музыка пользовалась большей популярностью, чем музыка их отца. Ф.Э. Бах написал школу игры на клавире, в которой он, несомненно, изложил не только собственные педагогические взгляды, но и основные черты клавирной педагогики своего первого учителя – отца.
И.С. Бах, гениальный композитор и педагог, сочинял упражнения для своих гениальных учеников-сыновей, тридцать из которых он назвал инвенциями.
Более чем через 300 лет замечательный композитор и педагог Манфред Шмитц свои полифонические упражнения для джазовых пианистов тоже назовёт инвенциями.
Ориентируясь на инвенции Баха, современные музыкальные словари дают этому жанру (музыкальной форме) следующее определение: «Инвенция – это небольшая инструментальная пьеса, род стилевого этюда, в высшей мере сжатого и жестко выстроенного. Во всяком случае, именно такой она предстаёт в творчестве И.С. Баха, одного из редких мастеров, работающего с этой формой. Его инвенции обращаются к полифоническому языку, в котором преобладает искусство обратимого контрапункта и канона. В XX веке А.Берг расширил границы формы, введя ряд инвенций в оперу «Воццек» (А. Одер «Музыкальная форма»).
«Инвенция» в переводе с латинского означает «изобретение», «выдумка». А ещё более точно – «импровизация». Ведь импровизация – это не что иное, как изобретение и выдумка. Во времена Баха импровизация была основой инструментального исполнительства.
Уже в «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» начинающие музыканты знакомились с цифрованным басом – строчкой с цифрами, подписанной под басовым голосом. Цифры указывают на интервалы вверх от баса. Двухголосные менуэты из «Нотной тетради» не всегда оказывались двухголосными, это были лишь линии движения крайних голосов. В 18 веке расшифровка генерал-баса осуществлялась в 4-голосном складе.
Практика цифрованного баса постепенно утратила своё значение и снова возродилась в джазе (в современной редакции Диденко «Нотной тетради А.М. Бах» приводятся примеры такой цифровки).
В творчестве композиторов добаховского периода мы не находим инвенций, потому что в то время слово «инвенция» в применении к музыке встречалось редко, а применялось обычно в искусстве риторики, где обозначало нахождение аргументов, которые могут быть применены для развития мысли.
Бах написал учебник. Универсальный учебник для юных музыкантов всех времён. Учебник по импровизации, в котором приведены аргументы, необходимые для умения импровизировать. А для импровизации необходимо: хорошее владение клавиатурой (техникой игры на инструменте), знание гармонии, полифонии, музыкальной формы и тех музыкальных элементов, из которых можно создать импровизацию. Всё это есть в «Инвенциях» Баха.
В учебнике-инвенциях есть и свои «Ганоны» — упражнения для пальцев, охватывающие 5-пальцевую позицию и позицию в пределах октавы (темы 2-голосных инвенций До мажор, Ре мажор, Фа мажор, Соль мажор).
Инвенции – это учебник музыкальной формы и полифонии. Юный ученик наблюдает как темы инвенций отражаются в нижнем голосе, переворачиваются «вверх ногами», проходят в увеличении, голоса складываются в канон.
Этот же учебник можно использовать и как учебник по гармонии, причём не элементарной для начинающих, а абсолютно полной. И в чём-то неожиданной для нас, если его внимательно изучать. Бах смело использует септаккорды, нонаккорды, альтерированные ступени, его произведения изобилуют синкопами, «выписанным свингом».
Истоки свинга находятся ещё в добаховском периоде, исходят из музыки 15 века. Это – один из видов ритмической орнаментики. Все виды орнаментики, как мелодической (мелизмы), так и ритмической назывались манерами.
Испанский монах Томас де Санта Мария в своём трактате указывает на одну из таких манер: продолжение первой и сокращение второй ноты в каждой паре восьмушек. В этом же трактате описана ещё одна ритмическая манера – сокращение первой ноты в каждой паре восьмых – это ничто другое, как синкопа. Во Франции такая игра получила название «неровных нот» ( notes inegales ). Использование этого приёма явилось важным фактором выразительного интонирования и компенсировало отсутствие тонких динамических нюансов.
А вот манеры мелодической орнаментики (т.е. мелизмы) по мере исчезновения их из исполнительской практики стали записывать просто нотами в тексте музыкальных сочинений. Этот процесс в Германии закрепил И.С. Бах.
Все разновидности мелизмов – это кирпичики, составные части материала для импровизаций. Ярким примером этого может послужить богато орнаментированный вариант 3-голосной инвенции Ми-бемоль мажор.
Длинные форшлаги, а также синкопы шестнадцатых (выписанные как длинные форшлаги) через много столетий джазовыми музыкантами будут использованы в стиле рэг-тайм («рваный ритм»). В старинной музыке этот приём исходил из сакральной символики «разорванное время».
Ещё один вид синкопирования, который широко используется Бахом и джазовыми музыкантами – это полиметрическое смещение длительностей.
Завершает Баховский цикл 3-голосная инвенция си минор. Это изумительное произведение – пример музыкального построения с указанием мест, где может быть размещена импровизация (в данной инвенции – в виде арпеджированных пассажей). В начале инвенции проводится 2-тактовая вопросо-ответная тема (если темой считать мелодию нижнего голоса). Далее – такт импровизации в правой руке. Следующие 2 такта – тема в верхнем голосе и ещё такт импровизации арпеджио двумя руками в сексту. Следующая импровизация, более обширная на 3 такта, идёт после 4-тактовой переклички тем. И последняя, развёрнутая – арпеджированный пассаж с интонациями темы – располагается перед кадансовым завершением инвенции.
В последствии венские классики будут выписывать таким образом каденции (соло инструменталиста) в концертах перед заключительным tutti оркестра.
В учебнике И.С. Баха под названием Инвенции имеются и скрытые «аргументы», это сакральная символика. Двухголосная инвенция До мажор, так же как и фуга из I тома ХТК начинается одной из самых универсальных интонаций барокко – интонацией заполненной кварты – символа веры и стойкости. Во многих инвенциях встречается и символ креста.
Все темы инвенций с их зеркальными отражениями и противосложениями – это символы, имеющие определённый смысл. Музыканты эпохи Возрождения и барокко знали значение этих символов (они встречаются в произведениях Букстехуде, Маттесона, Бёма, Муффата и др.). Так что гармонии, полифонии и строению музыкальной формы Бах учил своих учеников на сакральной символике.
Манфред Шмитц тоже использует символику. Сборник его джазовых инвенций состоит из 25 пьес: 24 инвенции (по количеству прелюдий и фуг в каждом томе ХТК Баха) плюс 25-ая инвенция, которая стоит несколько особняком. Он не использует полный хроматический спектр всех тональностей, как у Баха, а наоборот, пишет свои инвенции в самых простых тональностях (До, Соль, ре, ля, соль), так как это делали композиторы-клавесинисты до Баха. Из музыки Шмитца видно, что он много и тщательно изучал произведения Баха, знал их содержание, смысл и представлял пользу в обучении учащихся на их материале. В джазовых инвенциях он показал, что можно сочинить, импровизируя и развивая известные темы И.С. Баха. Композитор привёл веские «аргументы» — все основные элементы стиля, с которыми встретятся юные исполнители джаза: импровизационный характер исполнения, активная роль свинга, полиметрия и синкопы, широкое использование ладов с альтерированными и блюзовыми нотами.
Язык этих пьес во многом опирается на Баховскую стилистику, но в то же время содержит джазовую импровизационность, — признаётся М. Шмитц в предисловии к своему сборнику, — с пианистической точки зрения инвенции представляют бдагодарный и полезный материал. Их полифоническое голосоведение намеренно простое, а музыкальные формулы хорошо ложатся в пальцы.
Форма джазовых инвенций (кроме 25-ой) напоминает форму Маленькой прелюдии До мажор И.С. Баха из первой тетради «Маленьких прелюдий и фуг»:
проведение темы в верхнем и нижнем голосе,
секвенционное проведение тем,
интермедия с синкопированием разных видов,
импровизация на органном пункте (очень часто по звукам уменшённого вводного септаккорда),
И.С. Бах не писал для фортепиано. Он творил в эпоху расцвета теперь уже старинных клавишно-струнных инструментов клавесина и клавикорда. Клавикорд обладал нежно-певучим, плавным и вязким звуком. По-сравнению с клавесином звук его был глуховатым и слабым, не терпел резких контрастов. Зато на нём можно было достичь очень тонких нюансов исполнения. Механика клавикорда позволяет максимально приблизить палец исполнителя к струне. Особенный эффект достигался на длинных нотах – вибрато струны за счёт слабого бокового колебания пальца. Немецкий музыкальный писатель, композитор, клавесинист-виртуоз Ф. Шубарт писал: «Клавикорд – это инструмент одиночества, меланхолии, нежности, что не передаётся словами… «Тот, кто не любит шума, порывов, волнений, чьё сердце жаждет нежного проявления чувств, отвернётся от клавесина и фортепиано и отдаст предпочтение клавикорду». Бах любил клавикорд.
Клавесин отличался от клавикорда способом извлечения звука и самим звучанием. Это щипковый инструмент, произошёл от древней псалтири. Звук клавесина ясный, чёткий, острый – был намного сильнее звука клавикорда. Однако, независимо от силы удара, он оставался неизменным. Усиливать и уменьшать громкость клавесинисту было недоступно.
С уходом из жизни И.С. Баха заканчивается период господства полифонии, клавесин и клавикорд постепенно выходят из употребления. Возрождаться они стали на концертной эстраде во второй половине XX века. Параллельно с этим стали появляться электронные инструменты – музыкальные синтезаторы, на которых можно воспроизвести звучание старинных инструментов.
В XXI веке синтезаторы и цифровые фортепиано получили очень широкое распространение. Отношение к ним у педагогов-пианистов не однозначное. Но жизнь показала, что эти инструменты утвердили своё право на существование и
могут оказывать неоценимую помощь в работе не только эстрадных, но и классических пианистов. Синтезатор – это не укороченное или игрушечное фортепиано, это самостоятельный инструмент, полноправный представитель семейства клавиров, имеющий некоторые общие свойства со старинным клавесином. У синтезатора, как и у клавесина пять октав, исполнитель не имеет возможности влиять на звучание при помощи туше.
В наше время пианист должен владеть и одним и другим инструментом. Основа преподавания – это, конечно же, традиционная школа игры на фортепиано. Ф.Э. Бах писал в своём «Опыте истинного искусства клавирной игры»: «Каждый клавирист должен иметь в своём распоряжении как хороший клавесин, так и хороший клавикорд, чтобы играть пьесы попеременно на обоих. Кто хорошо играет на клавикорде, тот сможет также играть на клавесине, но не наоборот». Так же и хороший пианист сможет хорошо играть на синтезаторе и цифровом фортепиано, но не наоборот.
На уроках классического фортепиано очень помогут такие функции синтезатора как тембры различных инструментов, разделение клавиатуры, метроном, немая клавиатура (для развития внутреннего слуха). Полезно поучить полифонические произведения просто в голосе «фортепиано» — все голоса будут звучать и каждый недодержанный звук сразу будет слышен. Но слишком увлекаться не стоит, по-настоящему владеть звуком можно научиться только на «живом» (акустическом) фортепиано и рояле.
Мост через эпохи перекинул Бах. Сейчас его длина 300 лет, но с прошествием времени длина его будет увеличиваться, потому что он переброшен в будущее. Мы спокойно и беспрепятственно можем пройти по нему в предыдущие эпохи в поисках традиций современной музыки. Мост этот в буквальном смысле музыкально «зарегистртрован» в инвенциях Баха.
Инвенции И.С. Баха расположены в тональностях по звукоряду До мажора: №1 – До мажор, №2 – до минор, №3 – Ре мажор, №4 – ре минор и т.д. №15 – си минор. Вот только инвенция №5 написана в Ми-бемоль мажоре, а инвенция №14 – в Си-бемоль мажоре. Случайно? Нет. У Баха вся музыка символична и просто так он ничего не делает. В До мажоре Ми-бемоль и Си-бемоль – это пониженные 3-я и 7-я ступени, так что все инвенции по порядку от 1-ой до 15-ой выстроены в блюзовую До мажорную гамму с пониженными III и VII ступенями. Так что мост перекинут Бахом из эпохи барокко в джаз. Что хотел сказать этой блюзовой гаммой Бах мы можем только строить догадки и версии. Но сомневаться в том, что джаз – это классический стиль, мы не имеем права, на это нам указывает сам великий И.С. Бах.
1.Зильберквит М. В мире музыки. М., «Детская литература». 1988 г.
2.Енукидзе Н. Из истории джаза и мюзикла. М. 2001 г.
3.Карась С. Метод формирования образа-представления в работе над полифоническими произведениями. М. 1989 г.
4.Кашкадамова Н. Искусство исполнения музыки на клавишно-струнных инструментах. Тернополь, «Астон». 1998 г.
5.Копчевский Н. Инвенции И.С. Баха. М. 1966 г.
6.Сергеева И. В творческой мастерской педагога-музыканта. Смоленск. 2010г.
7.Стрелецкий С. Учусь играть джаз на фортепиано. Муз. издательство
В. Катанского. 2000 г.
8.Стрелецкий С. Учусь играть рок на фортепиано. Муз. издательство В. Катанского. 2000 г.
9.Эскина М. К граду Божьему лестницами гамм. «Музыкальная жизнь» №3 1992 г.
10.Форкель Н. О жизни, искусстве и произведениях И.С. Баха. М., «Музыка». 1987 г.
Источник