Шнитке кантата история доктора иоганна фауста ноты
Фигура Фауста как квинтэссенция религиозно-философской проблематики Альфреда Шнитке: кантата «История доктора Иоганна Фауста»
Фауст. Этот образ в гетевской интерпретации считается центром европеизма, сердцевиной европейского типа мышления — с метаниями в поисках истины, с борьбой противоположностей, с непрерывностью выбора между добром и злом. Шпенглер в «Закате Европы» представил Фауста в качестве прототипа западного человека, с его стремлением к деятельности, технике и завоеваниям. «У каждого художника должен быть свой «Фауст»», — такова аксиома европейского искусства.
Альфред Шнитке с молодых лет был заворожен образом Фауста, и это достаточно свидетельствует о коренном его европеизме. Сама полюсность его мышления — видишь хорошее, ищи плохое, видишь плохое, ищи хорошее (что он распространил даже на церковь), — философская диалектика добра и зла в его музыке уже давно вылепили в нем образы фаустовских противоположностей.
Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983) – одно из ключевых произведений Шнитке. Кантата явилась некоторым итогом в размышлениях композитора о проблемах вины и ее искупления жертвой, смерти и духовного бессмертия – того, что создает особую атмосферу его музыки: в ней живет дух высокой трагедии.
Первоначально Шнитке задумал написать музыку по второй части «Фауста» Гете, но вскоре обратился к «Народной книге» (1587) Иоганна Шписа, повлиявшую на всю серию последующих трагедий и романов на эту тему, прочел «Трагическую историю доктора Фауста» Кристофера Марло, написанную сразу вслед за Шписом, познакомился с балетным сценарием Гейне «Доктор Фауст», где присутствует Мефистофель — дьявол в женском облике. Однако если все пути композитора вели к Фаусту, это никак не означает, что вели они также и к оккультизму, магии и самому дьяволу. Тут для Шнитке возникли нелегкие проблемы. С основательностью, свойственной прирожденному ученому и философу, он счел необходимым обратиться и к собственным трудам доктора Фауста.
«Dr J. Faust. Magia naturalis. Sämtliche magische Werke. Mit einer Einleitung von Dr Kurt Benesch». Это была книга по черной магии. «Ужасная литература, страшная литература» — Альфреда от нее чуть ли не лихорадка била, и у него не было ни малейшего желания ее обсуждать. Он видел здесь бездну. «Я боюсь читать это, смотрю, но не читаю. Не уверен, что найду границу, до которой хватит моего трезвого сознания»,— говорил он даже много позднее, в 1989 году. Снова и снова вставали перед ним эти проклятые проблемы: зло, дьявол, смерть. По Якобу Бёме, зло необходимо, как желчь в организме, подстегивающая жизнь; Гёте, будучи министром, подписывал смертные приговоры, но в своем «Фаусте» остался светоносным; Булгаков следовал Гёте — хочу зла, а делаю добро. «Насколько может позволить человек себе эту широту? У меня нет сил заглянуть туда. » — говорил Шнитке. По рассказу И. Рыжкина, подробно обсуждавшего с композитором всю фаустианскую тему, «упоминания о дьяволе были Альфреду неприятны, и он переключал разговор в другую плоскость. Вспоминается мысль Ницше: «Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя».
Почему «Фауста», предназначенного Шнитке судьбой, он выбрал в варианте Иоганна Шписа? Вспомним лишь об одной ранней подсказке: именно на этот источник написал свой «Плач доктора Фаустуса» Адриан Леверкюн, герой романа Томаса Манна. Шпис составил и издал эту книгу в 1587 году. Называлась она так: «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, как на некий срок подписал он договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учинял и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние. Большей частью извлечено из его собственных посмертных сочинений и напечатано, дабы служить устрашающим и отвращающим примером и искренним предостережением всем безбожным и дерзким людям. Послание апостола Иакова, IV: Будьте покорны Господу, противоборствуйте дьяволу, и он бежит от вас». Первое повествование о знаменитом маге, лекаре, астрологе, прорицателе будущего, ораторе-антиклерикале и бунтаре, жившем в первой половине XVI века, увидело свет тогда, когда его еще помнили. Наступила эпоха раннего лютеранства, в которую появилась возможность прямо обращаться к Богу, минуя церковь (тут и стали выходить «народные книги»). Одновременно это был период подозрительного отношения к наукам, словно бы идущим от Нечистого. Автор книги о Фаусте — страстный богослов-протестант, одержимый целью «наставить на путь истинный и уберечь от грехопадения каждого». На русском языке «Народная книга» вышла в издании «Легенда о докторе Фаусте», подготовленном В. М. Жирмунским. Наибольшая «историчность» публикации Шписа и вызвала наибольшее внимание Шнитке. Текст «Народной книги» привлек его живостью как бы реального рассказа о как бы реальном событии: неподдельный народный язык, наивное, несколько ханжеское изложение, противоречие между сочувствием грешнику и выраженным в словах осуждением. Сам Фауст — не то что у Гёте. Это человек свободного, мягко говоря, образа жизни. Из любопытства и ради житейских удовольствий он вступает в союз с дьяволом. Это живой Фауст. Сюжет «Народной книги» более реален и более жесток, чем у Гёте. Автор музыки говорил: «Все очень наивно: Фауст — доктор-полушарлатан, наказание его заслуженно, но все же Фауста жалко».
В качестве либретто для своей кантаты Шнитке взял последние главы «Народной книги», повествующие о конце жизни Фауста. Текст этот настолько естественно ложился на предощущаемую им музыку, что он не изменил в нем ни слова; был использован оригинальный немецкий текст, а для исполнения в России брат композитора, известный поэт и переводчик Виктор Шнитке, сделал эквиритмический перевод.
Сам по себе жанр кантаты уже указывает на эпоху барокко, но это скорее оратория – или еще точнее, страсти, своего рода «антистрасти», – по определению композитора, «негативный пассион». Даже распределение партий в целом соответствует «Страстям»: Рассказчик (Евангелист) – тенор, Фауст (антагонист Христа) – бас, хор, выполняющий двойную функцию – участника действия и комментатора событий. Особняком находится фигура Мефистофеля. Решение композитора в этом случае очень оригинально: Мефистофель выступает в двух лицах – как «сладкоголосый обольститель» (контратенор) и «жестокий каратель» (контральто).
В кантате 10 эпизодов:
1. Пролог. «Вот рассказ о тяжелой страшной гибели доктора Фауста» (хор)
2. Близок час. «Когда минули 24 года…» (рассказчик, Мефистофель, хор)
3. Прощание Фауста со своими учениками и друзьями. «Все идут в трактир, садятся за стол…» (хор, рассказчик)
4. Исповедь Фауста. «Досточтимые любимые господа, друзья мои…» (Фауст, хор, рассказчик)
5. Скорбь друзей. «Раз уж так и другого быть не может…» (хор, рассказчик)
6. «Ложное утешение» (Мефистофелем Фауста). «О, Фауст мой, что за малодушие. (Мефистофель – обе партии, двухголосно)
7. Гибель Фауста. «А после двенадцати, к часу ночи…» (Мефистофель, хор)
8. После смерти Фауста. «Те же магистры, бакалавры, студенты…» (рассказчик, хор)
9. Эпилог (хор)
10. Заключительный хорал (итог кантаты, назидание потомкам). «Так бодрствуйте, бдите! Всечасно враг ваш лютый, Диавол жаждет жертв!» (четыре солиста, хор).
Кульминация кантаты – сцена расправы Мефистофеля над Фаустом. Как представить ее в музыке? Это было проблемой для композитора. Сначала композитор решил воссоздать этот эпизод экспрессивной диссонантной музыкой, что вполне в духе эстетики ХХ века. Но вскоре понял, что так он не достигнет нужного ему эффекта. Вот как об этом говорит он сам: «Чтобы передать атмосферу адской пропасти, требуется некое стилистическое унижение, шокирующий стилевой контраст. И для этого я воспользовался ритмом танго». «Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность».
Альфред Гарриевич Шнитке — один из крупнейших российских композиторов ХХ века. Его творчеству присуще острое внимание к судьбам человечества и человеческой культуры. Шнитке — прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.
Источник
Шнитке кантата история доктора иоганна фауста ноты
Альфред Шнитке (1934–1998) — один из крупнейших русских композиторов, открывший новые измерения отечественной музыки. Его творчество отражает чрезвычайно сложную психологическую и художественную атмосферу конца ХХ столетия. Сочинения Шнитке — три оперы, три балета, десять симфоний, множество концертов для различных инструментов, шесть concerti grossi, камерные сочинения (включая два трио, четыре cтрунных квартета, квинтет, септет, сонаты для скрипки, виолончели, фортепиано) исполняются в самых прославленных концертных залах мира, на многих важнейших фестивалях, они включены в программы лучших оркестров и театров, записаны на сотнях компакт-дисков ведущими мировыми фирмами.
Публикация Собраний сочинений Альфреда Шнитке — совместный проект издательства «Композитор • Санкт-Петербург», семейного архива Шнитке и Архива Альфреда Шнитке в Лондонском университете. Издание рассчитано на исполнителей и исследователей, а также на всех любителей музыки Шнитке. Главная его задача — сделать музыку композитора доступной в России и странах СНГ, так как многие его произведения здесь никогда не издавались, а другие давно стали библиографической редкостью. Тексты публикуемых сочинений сверяются с авторскими или авторизованными рукописями и с предшествующими изданиями. Концерты и камерные сочинения печатаются с сольными партиями, которые отредактированы ведущими исполнителями музыки Шнитке, работавшими с композитором. Примечания: Буквы «а, б» при номере обозначают две части тома — партитуру и клавир.
Издание по материалам архива композитора
Проект издания, общая редакция и вступительные статьи А. В. Ивашкина
Обратите внимание! Изданы только те ноты, которые отмечены активными ссылками (их можно купить). Остальное — пока в планах. Это значит, что ТОЛЬКО ЕСЛИ вы смогли с этой страницы попасть на страницу подробного описания издания, ноты изданы, если с этой страницы вы не можете попасть на страницу подробного описания издания, значит ЕГО ЕЩЁ НЕТ, оно НЕ ИЗДАНО!
Серия I. СЦЕНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (партитуры и клавиры)
Том 1а, б. Жизнь с идиотом. Опера в трех актах. Либретто Вик. Ерофеева (1990–1991; 2 ч. 30 мин.)
Том 2а, б. Historia von D. Johann Fausten / История доктора Иоганна Фауста. Опера в трех актах с интродукцией и эпилогом. Либретто И. Моргенера по книге И. Шписа (1983–1994)
Том 3а, б. Джезуальдо. Опера в семи картинах с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера (1994; 2 ч. 30 мин.)
Том 4а, б. Der gelbe Klang / Желтый звук. Сценическая композиция. Для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано и смешанного хора. Либретто В. Кандинского, русский перевод А. Шнитке (1973–1974, редакция 1983 г.; 35 мин.)
Том 5а, б. Лабиринты. Балет в пяти эпизодах. Для камерного оркестра. Либретто В. Васильева (1971; 35 мин.)
Том 6а, б. Эскизы. Хореографическая фантазия в одном действии на темы произведений Гоголя. Либретто А. Петрова (1985; 47 мин.)
Том 7а. б. Пер Гюнт. Балет в трех актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по драме X. Ибсена (1986; 2 ч. 30 мин.)
Серия II. СИМФОНИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ (партитуры)
Том 1. Симфония № 0. Для симфонического оркестра (1956–1957)
Том 2. Симфония № 1. Для симфонического оркестра (1972; 64 мин.)
Том 3. Симфония № 2 («St. Florian»). Для солистов, камерного хора и симфонического оркестра (1979; 55 мин.)
Том 4. Симфония № 3. Для симфонического оркестра (1981; 50 мин.)
Том 5. Симфония № 4. Для солистов, хора и камерного оркестра (1984; 41 мин.)
Том 6. Сoncerto grosso № 4 / Cимфония № 5. Для скрипки, гобоя и симфонического оркестра (1988; 40 мин.)
Том 7. Симфония № 6. Для симфонического оркестра (1992; 35 мин.)
Том 8. Симфония № 7. Для симфонического оркестра (1993; 30 мин.)
Том 9. Симфония № 8. Для симфонического оркестра (1993–1994; 30 мин.)
Том 10. Симфония № 9. Для симфонического оркестра (1995–1997; 30 мин.)
Том 11. Скерцо (1954–1955); Увертюра. Для симфонического оркестра (1954–1955)
Том 12. Музыка для камерного оркестра (1964; 10 мин.); Четыре афоризма. Для камерного оркестра (1988; 10 мин.)
Том 13. Рianissimo. (1968; 9 мин.); Пассакалья. Для симфонического оркестра (1979–1980; 20 мин.)
Том 14. In memoriam. Для симфонического оркестра (оркестровая версия Фортепианного квинтета, 1972–1976/1978; 29 мин.)
Том 15. Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда). Для симфонического оркестра (1984–1985; 8 мин.);
(K)ein Sommernachtstraum / (Не) сон в летнюю ночь (Не по Шекспиру). Для симфонического оркестра (1985; 10 мин.);
Сутартине. Для струнного оркестра, органа и ударных (1991; 6 мин.)
Том 16. Эпилог из балета «Пер Гюнт». Для симфонического оркестра и хора (в записи), с приложением записи хора на компакт-диске (1992; 26 мин.)
Том 17. Посвящение Григу / Hommage à Grieg (1992; 10 мин.);
Cимфоническая прелюдия (1994; 10 мин.);
Ливерпулю. Для симфонического оркестра (1994; 10 мин.)
Том 1а, б. Концерт. Для фортепиано с оркестром (1960; 25 мин.)
Том 2а. Музыка для фортепиано и камерного оркестра. Партитура (1964; 12 мин.)
Том 2б. Музыка для фортепиано и камерного оркестра. Клавир (1964; 12 мин.)
Том 3а. Концерт для фортепиано и струнного оркестра. Партитура (1979)
Том 3б. Концерт для фортепиано и струнного оркестра. Клавир (1979)
Том 4а. Концерт. Для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра. Партитура (1987–1988; 20 мин.)
Том 4б. Концерт. Для фортепиано в четыре руки и камерного оркестра. Партия фортепиано (1987–1988; 20 мин.)
Том 5а. Концерт № 1. Для скрипки с оркестром. Партитура (голоса на заказ) (1957/1962; 40 мин.)
Том 5б. Концерт № 1. Для скрипки с оркестром. Клавир и партия
Том 6а. Концерт № 2. Для скрипки и камерного оркестра. Партитура (1966; 20 мин.)
Том 6б. Концерт № 2. Для скрипки и камерного оркестра. Клавир и партия (1966; 20 мин.)
Том 7а. Концерт № 3. Для скрипки и камерного оркестра. Партитура (1978; 28 мин.)
Том 7б. Концерт № 3. Для скрипки и камерного оркестра. Клавир и партия (1978; 28 мин.)
Том 8а. Концерт № 4. Для скрипки с оркестром. Клавир и партия (1984; 35 мин.)
Том 8б. Концерт № 4. Для скрипки с оркестром. Клавир и партия (1984; 35 мин.)
Том 9. Соната. Для скрипки и камерного оркестра. Партитура (авторская версия Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано, 1963/1968; 20 мин.)
Том 10. …Quasi una sonata. Для скрипки и камерного оркестра (авторская версия Сонаты № 2 для скрипки и фортепиано). Партитура (1968/1987; 20 мин.)
Том 11а, б. Концерт № 1. Для альта с оркестром (1985; 40 мин.)
Том 12а, б. Концерт № 2. Для альта с оркестром (1998; 20 мин.)
Том 13а, б. Монолог. Для альта и струнного оркестра (1989; 20 мин.)
Том 14а, б. Концерт № 1. Для виолончели с оркестром (1985–1986; 40 мин.)
Том 15а. Концерт № 2. Для виолончели с оркестром. Партитура (1990; 45 мин.)
Том 15б. Концерт № 2. Для виолончели с оркестром. Клавир и партия (1990; 45 мин.)
Том 16а, б. Диалог. Для виолончели и семи инструментов (1965; 18 мин.)
Том 17а, б. Moz-Art à la Haydn. Для двух скрипок и камерного оркестра по эскизам Моцарта К. 416d (1977; 12 мин.)
Том 18а, б. Konzert zu Dritt / Концерт на троих. Для скрипки, альта, виолончели и струнного оркестра (1994; 20 мин.)
Том 19а, б. Концерт. Для гобоя, арфы и струнных (1971; 16 мин.)
Том 20. Concerto grosso № 1. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных. Партитура (партии скрипок соло и голоса на заказ) (1977; 28 мин.)
Том 21. Сoncerto grosso № 2. Для скрипки, виолончели и симфонического оркестра (1981–1982; 35 мин.)
Том 22. Сoncerto grosso № 3. Для двух скрипок, клавесина и 14 струнных (1985; 20 мин.). Партитура (сольные партии на заказ)
Том 23. Сoncerto grosso № 5. Для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано за сценой (1991; 26 мин.)
Том 24. Сoncerto grosso № 6. Для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (1993; 35 мин.)
Серия IV. ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ (партитуры и клавиры)
Том 1а, б. Нагасаки. Оратория. Для меццо-сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Слова А. Софронова, Г. Фере, Ё. Эйсаку, С. Тосона (1958; 40 мин.)
Том 2а, б. Песни войны и мира. Кантата. Для сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Слова А. Леонтьева и А. Покровского (1959; 25 мин.)
Том 3а. Реквием. Для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля. Партитура (1975; 35 мин.)
Том 3б. Реквием. Для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля. Клавир (1975; 35 мин.)
Том 4а, б. «Seid nüchtern und wachet. » (Historia von D. Johann Fausten) / «Так бодрствуйте и бдите…» (История доктора Иоганна Фауста). Кантата. Для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте. », изданной И. Шписом в 1587 г.; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке (1983; 35 мин.)
Том 5а, б. DerSonnengesangdesFranzvonAssisi / Солнечное песнопение Франциска Ассизского. Для двух смешанных хоров и шести инструментов, текст Франциска Ассизского (в немецком переводе) (1976; 8 мин.);
AgnusDei. Для двух сопрано, женского хора и оркестра (1991; 3 мин. 30 сек.);
Торжественный кант. Для скрипки, фортепиано, хора и симфонического оркестра (1991; 6 мин.)
Том 6. Сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении одного инструмента
Хоры на стихи А. Прокофьева, М. Лермонтова и М. Исаковского (1954–55?; 2 мин. 10 сек., 1 мин. 40 сек., 1 мин. 50 сек.);
Вокализ (1956?; 1 мин. 20 сек.);
Три духовных хора на тексты православных молитв (1984; 9 мин.);
Eröffnungsverszum 1. Festspielsonntag / Вступление к первому воскресному празднику. Для смешанного хора и органа(1989; 2 мин. 30 сек.);
Голоса природы. Для женского хора (или 10 женских голосов) и вибрафона (без слов) (1972; 8 мин.)
Том 7. Миннезанг. Для 52 хористов. Слова миннезингеров XII–XIII столетий (1980–1981; 13 мин.)
Том 8. Концерт. Для смешанного хора. Стихи Г. Нарекаци, русский перевод Н. Гребнева (1984–1985; 47мин.)
Том 9. Стихи покаянные. Для смешанного хора. Тексты второй половины XVI века (1987; 45 мин.)
Серия V. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА С ФОРТЕПИАНО И С АНСАМБЛЕМ
Том 1. Сочинения для голоса с фортепиано
Тетрадь 1: Ранние романсы (1953–1957): «Редеет облаков летучая гряда» на стихи А. Пушкина, «Сумрак» на стихи Ф. Тютчева, «Нищий» на стихи М. Лермонтова, «Березка» на стихи С. Щипачева; Три стихотворения Марины Цветаевой. Для меццо-сопрано и фортепиано (1965; 10 мин.); Восемь песен из спектакля «Дон Карлос». Для баритона и фортепиано на стихи Ф. Шиллера (в русском переводе) (1975; 10 мин.)
Тетрадь 2: Магдалина на стихи Б. Пастернака (из романа «Доктор Живаго») (1977; 6 мин.); Drei Gedichte von Viktor Schnittke / Три стихотворения Виктора Шнитке (на немецком языке) (1988; 7 мин.); Mutter / Мать. Для меццо-сопрано и фортепиано на стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке) (1993; 2 мин.)
Том 2. Сочинения для голоса с инструментальным ансамблем (партитуры): Три мадригала. Для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона и клавесина на стихи Ф. Танцера (1980; 8 мин.); Три сцены. Для сопрано и ансамбля (без слов) (1980; 17 мин.); Fünf Fragmente zu Bildern von Hieronymus Bosch / Пять фрагментов Босха. Для тенора, скрипки, тромбона, клавесина, литавр и струнного оркестра на стихи Эсхила и Н. Ройснера (1994)
Серия VI. КАМЕРНЫЕ СОЧИНЕНИЯ (партитуры с партиями)
Том 1. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО, СКРИПКИ СОЛО И АЛЬТА СОЛО (партитуры и голоса)
Тетрадь 1. Соната № 0. Для скрипки и фортепиано (1954–1955; 14 мин.)
Тетрадь 2. Соната № 1. Для скрипки и фортепиано (1963; 20 мин.)
Тетрадь 3. Соната № 2 (Quasi una sonata). Для скрипки и фортепиано. Клавир и партия (1968; 20 мин.)
Тетрадь 4. Соната № 3. Для скрипки и фортепиано. Клавир и партия (1994; 15 мин.)
Тетрадь 5. Сюита в старинном стиле. Для скрипки и фортепиано (1972; 23 мин.)
Тетрадь 6. Пьесы для скрипки и фортепиано. Клавир и партия:
Поздравительное рондо (1973; 10 мин.);
StilleNacht / Тихая ночь. (1978; 4 мин. 30 сек.);
Полька из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» (по Гоголю) (1978/1984; 2 мин.)
Тетрадь 7. Сочинения для скрипки соло и альта соло:
Фуга. Для скрипки соло (1953; 4 мин.);
A Paganini / Посвящение Паганини. Для скрипки соло (1982; 11 мин.);
Мадригал памяти Олега Кагана. Для скрипки или виолончели соло. Вариант для скрипки соло (1990; 5 мин.);
Каденции к Концерту для скрипки с оркестром Бетховена. Для скрипки соло, десяти скрипок и литавр (1975–1977; 5+1+2+2,5 мин.);
HerrnAlfredSchleezum 90. Geburtstag / К 90-летию Альфреда Шлее. Для альта соло (1991; 5 мин.)
Том 2. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО И ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ СОЛО (партитуры и голоса)
Тетрадь 1. Соната № 1. Для виолончели и фортепиано. Клавир и партия (1978; 21 мин.)
Тетрадь 2. Соната № 2. Для виолончели и фортепиано. Клавир и партия (1994; 14 мин.)
Тетрадь 3. Пьесы. Для виолончели и фортепиано и для виолончели соло. Клавир и партия:
Musica nostalgica. Для виолончели и фортепиано (1972/1992; 3 мин. 30 сек.);
Klingende Buchstaben / Звучащие буквы. Для виолончели соло (1988; 6 мин.);
Мадригал памяти Олега Кагана. Для скрипки или виолончели соло. Вариант для виолончели соло (1990; 5 мин.);
Импровизация. Для виолончели соло (1993; 8 мин.)
Тетрадь 4. Эпилог из балета «Пер Гюнт». Для виолончели, фортепиано и хора (в записи), с приложением записи хора на компакт-диске (1992; 26 мин.)
Том 3. ДУЭТЫ. ДЛЯ ДВУХ СКРИПОК И ДЛЯ СКРИПКИ И ВИОЛОНЧЕЛИ (партитура):
Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича. Для двух скрипок (или скрипки и записи) (1975; 4 мин.);
Менуэт из Сюиты в старинном стиле. Авторская транскрипция для двух скрипок (1975–1976; 3 мин. 30 сек.);
Moz-Art (проект реконструкции наполовину утерянного произведения). Для двух скрипок (1976; 8 мин.);
Тихая музыка. Для скрипки и виолончели (1979; 5 мин.)
Том 4. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ТРИО (партитуры и голоса)
Тетрадь 1. Трио (1985; 25 мин.);Менуэт (1994; 4 мин.). Для скрипки, альта и виолончели
Тетрадь 2. Трио. Для скрипки, виолончели и фортепиано (авторское переложение Трио для скрипки, альта и виолончели, 1985/1992; 25 мин.)
Том 5. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ СТРУННОГО КВАРТЕТА (партитуры и голоса)
Тетрадь 1. Квартет № 1 (1966; 20 мин.);
Канон памяти Игоря Стравинского (1971; 4 мин.)
Тетрадь 2. Квартет № 2 (1980; 20 мин.)
Тетрадь 3. Квартет № 3 (1983; 15 мин.)
Тетрадь 4. Квартет № 4 (1989; 38 мин.); Вариации (1996; 4 мин.)
Том 6. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАННОГО КВАРТЕТА И КВИНТЕТА (партитуры и голоса)
Тетрадь 1. Квартет. Для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (на тему Г. Малера) (1988; 12 мин.)
Тетрадь 2. Интермеццо. Для фортепианного квинтета (1954–1955; 7 мин.)
Тетрадь 3. Квинтет. Для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1972–1976; 29 мин.)
Том 7. ГИМНЫ. ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И АНСАМБЛЯ (партитура) (1974–1979; 10+8+4+5 мин.)
Том 8. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАМЕРНЫХ СОСТАВОВ (партитуры):
Концерт. Для электромузыкальных инструментов (1960; 14 мин.);
Серенада. Для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепиано и ударных (1968; 12 мин.);
Сantus perpetuus. Для клавишных и ударных инструментов (1975; продолжительность — по желанию исполнителя, около 15 мин.);
Moz-Art. Для флейты, кларнета, трех скрипок, альта, виолончели, контрабаса, органа и ударных по эскизам Моцарта К. 416d (1975; 10 мин.); Полифоническое танго. Для инструментального ансамбля (1979; 5 мин.);
Moz-Art. Для гобоя, клавесина, арфы, скрипки, виолончели и контрабаса по эскизам Моцарта К. 416d (1980; 7 мин.);
Септет. Для флейты, двух кларнетов, скрипки, альта, виолончели, клавесина и органа (1981–1982; 15 мин.);
Lebenslauf / Жизнеописание. Для четырех метрономов, ударных и фортепиано (1982; 12 мин.);
Schall und Hall / Звук и отзвук. Для тромбона и органа (1983; 8 мин.);
Музыка к воображаемому спектаклю. Для ансамбля (1985; 10 мин.);
3 х 7. Для кларнета, валторны, тромбона, клавесина, скрипки, виолончели и контрабаса (1989; 5 мин.);
Moz-Art à la Mozart. Для восьми флейт и арфы по эскизами Моцарта К. 416d (1990; 10 мин.);
Квартет. Для ударных инструментов (1993; 3 мин.)
Серия VII. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Том 1. СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО
Тетрадь 1. Соната № 1 (1987; 28 мин.)
Тетрадь 2. Соната № 2 (1990–1991; 19 мин.)
Тетрадь 3. Соната № 3 (1992; 10 мин.)
Тетрадь 4. Пьесы
Тетрадь 5. Каденции к концертам для фортепиано с оркестром Моцарта:
Каденция к Концерту до минор,К. 491 (1975; 5 мин.);
Три каденции к Концерту до мажор, К. 467 (1980; 5 мин.);
Каденция к Концерту до мажор,К. 503 (1983; 3 мин.);
Две каденции к Концерту си-бемоль мажор, К. 39 (1990; 3 мин.)
Том 2. CОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАННЫХ АНСАМБЛЕЙ; ДЛЯ КЛАВЕСИНА И ДЛЯ ОРГАНА
Посвящение И. Стравинскому, С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу. Для фортепиано в шесть рук (1990; 7 мин.);
Сонатина. Для фортепиано в четыре руки (1994; 5 мин.);
Две маленькие пьесы. Для органа (1980; 6 мин.);
Три фрагмента. Для клавесина (1990; 5 мин.)
Источник