Шнитке произведения для фортепиано

Музыкальная энциклопедия

Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости, в 1940 году. К этому времени композитор был автором.
[Читать полностью]

Национальный ареал музыки Хачатуряна шире одной локальной традиции. Стиль его исходит из типического, и не одной только культуры.
[Читать полностью]

Музыкальный слух Хачатуряна привлекали терпкость фактуры и гармонии, красочность тембров. «В поисках новых ладогармонических.
[Читать полностью]

Все сочинения Хачатуряна имеют ярко выраженный индивидуальный стиль. Однако сказав, что в основе их лежит национально характерный.
[Читать полностью]

Список основных произведений А. Г. Шнитке

Детская сюита (1962)

Музыка для фортепиано и камерного оркестра (1964)

Первая симфония (1972)

Вторая симфония («St. Florian», 1979)

Третья симфония (1981)

Четвертая симфония (1984)

«(Не) Сон в летнюю ночь» («Не по Шекспиру», 1985, 1984) Pianissimo… (1968)

Гоголь-сюита («Ревизская сказка», 1981)

Четвертый /Симфония № 5 (1988)

Первый концерт для скрипки с оркестром (1957)

Второй концерт для скрипки и камерного оркестра (1966)

Концерт для фортепиано с оркестром (1960)

Третий концерт для скрипки с оркестром (1978)

Четвертый концерт для скрипки (1984)

Концерт для альта с оркестром (1985)

Первый концерт для виолончели с оркестром (1985—1986) Монолог для альта и струнного оркестра (1989)

Второй концерт для виолончели с оркестром (1990)

Фортепианный квинтет (1972—1976)

Соната для скрипки и фортепиано № 1 (1973)

Соната для скрипки и фортепиано № 2 («Quasi una Sonata», 1968) Первая соната для виолончели и фортепиано (1978)

«Канон памяти Игоря Стравинского» для струнного квартета (1971) Концерт для гобоя, арфы и струнных (1971)

«Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано (1972) «Прелюдия памяти Д. Шостаковича» (1975)

Moz—Art для двух скрипок (по эскизам Моцарта, 1976)

Произведения для музыкального театра Оперы:

«История доктора Иоганна Фауста» (1985)

«Жизнь с идиотом» (по В. Ерофееву, 1992)

«Желтый звук» (1974)

Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (на текст из «Народной книги», 1983) Концерт для хора на стихи Г. Нарекаци (1984—1985)

Стихи покаянные для смешанного хора a cappella (1987)

Источник

А льфред Шнитке

Музыка

Желтый звук/der gelbe Klang

Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке).

Первое исполнение: концертный зал им. П.И. Чайковского 6 января 1984 г.
Youtube

Оперы

Одинадцатая заповедь

Другое название — «Счастливчик»

1962 г., не закончена

Жизнь с идиотом

Опера в 2 актах. Идею оперы Шнитке подсказал Мстислав Ростропович. Либретто к опере написал сам Виктор Ерофеев; в качестве режиссёра был приглашён Борис Покровский, а художником стал Илья Кабаков. Аллегория на советский гнёт, философская притча абсурдистского толка

Первое исполнение: театр оперы и балета Амстердама 13 апреля 1992 года.
Youtube

Джезуальдо

Первое исполнение: Венский оперный театр 24 мая 1995 года
Youtube, part 1 Youtube, part 2

История доктора Иоганна Фауста

Кантата в 3 актах с прологом и эпилогом.

Балеты

Лабиринты

Балет в пяти эпизодах. Либретто В. Васильева.

Эскизы

Балет по мотивам Гоголя

Первое исполнение: 18 января 1985 г.

Пер Гюнт

Симфониии

Симфония №0

Симфония №1

Созданная для большого симфонического оркестра, она представляет собой одно из главных достижений Шнитке в алеаторике: многие фрагменты партитуры представляют собой лишь общую канву, в рамках которой музыканты могут импровизировать. Вторая часть симфонии содержит обширную джазовую импровизацию. Шнитке использует и традиции инструментального театра: в начале произведения музыканты вбегают на сцену, во второй части — импровизация для солирующих скрипки и фортепиано, в финале — постепенно уходят со сцены под звуки финала «Прощальной симфонии» Йозефа Гайдна (так же, как это задумано и в самой симфонии Гайдна), а потом быстро возвращаются под звон колоколов. Симфония содержит партии инструментов, играющих за сценой (приём, открытый в жанре симфонии Густавом Малером).

Первое исполнение: Горький, 9 февраля 1974 г.
Youtube

Симфония №2 (St. Florian)

Симфония для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях. Также назыается St. Florian и «Невидимая месса». Написана под впечатлением от посещения монастыря Св. Флориана недалеко от Линца, Литва
Youtube

Симфония №3

Первое исполнение: Лейпциг, 5 ноября 1981 г.
Youtube

Симфония №4 (хоральная)

Первое исполнение: Москва, 12 апреля 1984 г.
Youtube

Симфония №5 (Concerto Grosso No. 4)

Симфония №6

Симфония №7

Симфония №8

Симфония №9

Concerti Grossi

Concerto Grosso № 1

Concerto Grosso для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных в 6 частях.Музыкальный материал Concerto Grosso использован композитором в работе над кинофильмами. Например, танго прозвучало в фильме «Агония», главные темы Прелюдии и Рондо — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил, заключительные такты Каденции — в мультфильме «Бабочка», в третьей части — тема из фильма «Восхождение».

Первое исполнение: 21 марта 1977 г.
Youtube

Concerto Grosso № 2

Concerto Grosso для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях

Concerto Grosso № 3

Concerto Grosso для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных.

Concerto Grosso № 4

Он же — симфония №5. Concerto Grosso для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях

Concerto Grosso № 5

Concerto Grosso для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой

Concerto Grosso № 6

Concerto Grosso для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях

Концерты

1957 — (Скрипичный) Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962)

1960 — Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro

1964 — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato

1966 — (Скрипичный) Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный

1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный

1979 — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный)

1978 — (Скрипичный) Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato

1984 — (Скрипичный) Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) — Lento

1985 — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo

1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo

1987—1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный

1989 — Монолог для альта и струнного (камерного) оркестра. Одночастный

1990 — Концерт [№ 2] для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave

1994 — Концерт для троих: для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа]

1995 — Концерт для альта № 2

1997 — Концерт для альта и малого оркестра (не опубликован; находится на стадии расшифровки)

Другое

1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale.

1980 — Пассакалия для оркестра

1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского. ( Youtube )

1984—1985 — Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда).

1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру) ( Youtube )

1991 — Sutartines для струнного оркестра и ударных

1992 — Hommage à Grieg (Посвящение Григу)

1994 — Симфонический пролог для оркестра

1994 — For Liverpool для оркестра

Камерные произведения

Соната для скрипки и камерного оркестра, 1963-67

Quasi una sonata для скрипки и камерного оркестра, 1968 ( Youtube )

Сюита в старинном стиле (Suite in the Old Style), 1972 ( Youtube )

Moz-Art a la Haydn, 1977

Соната для виолончели и фортепиано, 1978 (посв. Наталье Гутман)

Соната для скрипки и фортепиано, 1963

Соната для скрипки и фортепиано, 1968

Соната для скрипки и фортепиано, 1994

Соната для виолончели и фортепиано, 1994

Струнное трио, 1985

4 струнных квартета (1966, 1980 1983, 1989)

Фортепианный квартет, 1988

Фортепианный квинтет, 1972—1976

Для солиста (солистов) с сопровождением

1965 — Три стихотворения М. И. Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано.

1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).

1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе).

1977 — Магдалина для голоса и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»).

1980 — Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина. Стихи Ф. Танцера.

1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля.

1988 — Drei Gedichte von Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано.

1993 — Mutter для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке).

1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра. Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.

Для хора (с сопровождением и без)

1958 — «Нагасаки», оратория для хора и симфонического оркестра в 6 частях. ( Youtube )

1975 — Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях.

1976 — Der Sonnengesang des Franz von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в немецком переводе).

1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий.

1983 — Seid nüchtern und wachet… (История доктора Иоганна Фауста). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.

1984 — Три хора для смешанного хора a capella.

1984—1985 — Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году: ( Youtube )

1987 — Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века. (Первое исполнение — 26 декабря 1988 года, Дом культуры МГУ на Ленинских горах. Государственный камерный хор, дирижёр В. Полянский).

1989 — Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление к первому воскресному празднику) для четырёхголосного смешанного хора и органа.

1991 — Торжественный кант для скрипки, фортепиано, хора и большого симфонического оркестра.

1992 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и камерного оркестра.

1994 — XII. Communio II (Lux Aeterna) из Requiem der Versöhnung (Памяти жертв Второй мировой войны) для смешанного хора и оркестра. Завершено по наброску А. Шнитке Г. Рождественским.

Сочинения для клавишных инструментов

1963 — Прелюдия и фуга для фортепиано

1965 — Импровизация и фуга для фортепиано

1965 — Вариации на один аккорд для фортепиано

1971 — Восемь детских пьес для фортепиано

1979 — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук

1987 — Соната № 1 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва)

1990 — Три пьесы для клавесина

1990 — Пять афоризмов для фортепиано (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.) ( Youtube )

1990 — Соната № 2 для фортепиано в 3 частях: Moderato — Lento attacca — Allegro moderato

1992 — Соната № 3 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegro — Lento — Allegro

Источник

Шнитке произведения для фортепиано

1.Quasi una Sonata (1968) — Соната для скрипки и фортепиано № 2.- 20:33

2.Congratulatory Rondo (1973)-Поздравительное рондо — 8:34

Piano Quintet (1972–1976)- Квинтет для фортепиано и струнного квартета
3.Moderato -5:40
4.Tempo di valse — 5:28
5.Andante — 6:01
6.Lento — 3:51
7.Moderato pastorale — 3:19

Лидия Коваленко, скрипка (1 – 7) Lidia Kovalenko,, violin (1 – 7)
Юрий Серов, фортепиано (1 – 7) Yuri Serov, piano (1 – 7)
Алексей Баев, скрипка (3 – 7) Alexey Baev, violin (3 – 7)
Алексей Попов, альт (3 – 7) Alexey Popov, viola (3 – 7)
Кирилл Тимофеев, виолончель (3 – 7) Kirill Timofeev, cello (3 – 7)

Записано в церкви св. Екатерины, Санкт–Петербург, 24 апреля и 18 июля 2001 года.Звукорежиссёр: Виктор Динов. Монтаж: Виктор Динов.
Recorded at the St. Catherine Lutheran Church, St. Petersburg, April 24 & July 18, 2001Sound recording & supervision: Victor Dinov.Editing: Victor Dinov.

Сейчас уже нет никаких сомнений, что Альфред Шнитке был одним из самых значительных композиторов 20–го столетия, а его творчество глубоко и ярко отразило сложные культурные процессы современности. В противоречивой и пёстрой стилевой палитре второй половины прошлого века Шнитке избрал свой неповторимый путь непрестанного развития, поиска и открытий. Глубокое личное переживание, масштабность поставленных задач, поиск ответов на самые важные вопросы бытия, невероятная убедительность и техническое совершенство большинства зрелых сочинений композитора живо интересуют и заставляют вслушиваться и задуматься уже не одно поколение любителей музыки во всём мире. Альфред Шнитке как-то сказал, что искусство всегда начинается с человека и на нём же и замыкается («Важен не стиль, а отношение к человеку»). Представленные в программе сочинения самым ярким образом иллюстрируют эту мысль.
Резкий, словно выстрел, аккорд фортепиано, с которого начинается Вторая скрипичная соната Альфреда Шнитке, взрывает не только тишину, но само понятие стиля, выверенное столетиями. Начинается эпоха полистилистики в творчестве Шнитке, да и во всей советской музыке в целом. Композитор даёт подзаголовок своему сочинению: «quasi una Sonata», перекликающийся с оригинальным названием гениальной бетховенской «Лунной сонаты» — «Sonata quasi una Fantasia». И если Бетховен в своём произведении вступает в пределы романтической музыки, будучи не в состоянии оставаться в рамках классической сонаты, то Шнитке напротив, уже тяготится формой сонаты как таковой. Противоречия и контрасты настолько сильны, что именно ошеломляющая свобода высказывания является основой для создания нового.
Мир гармонии и дисгармонии, оглушительно шумные звучания и тишина в её первозданном виде, жёсткие ритмичные эпизоды и темповая анархия — вот основные «строительные» элементы этой удивительной, ни на что не похожей сонаты. Но есть ещё один важный план — взаимоотношения личности и общества, одинокий голос человека и мощный гул толпы, смятение, растерянность, ужас, смирение индивидуума перед лицом вечных и неразрешимых проблем человечества. Аллюзии музыки прошлого, — Бетховена, Брамса, Листа, излюбленный композитором мотив—монограмма B–A–C–H (дань огромного уважения к творчеству великого Баха, основе основ музыкального мироздания для Шнитке), — скрепляют произведение словно цементом, собирая в хаосе противоречий единую цепь позитивных событий, дающих надежду на рождение новой формы, нового стиля, в котором соната и quasi sonata смогут когда-нибудь сосуществовать.
Вторая соната Альфреда Шнитке, несмотря на значительные трудности, с которыми сталкиваются и исполнители, и слушатели, стала одной из самых репертуарных в ряду скрипичных сонат двадцатого века. Не произнося ни единого слова, композитор говорит в своём необычайно сложном по музыкальному воплощению и языку сочинении об очень многом. Устоявшиеся идеалы рушатся в тревогах современного мира, существовавший покой уже недостижим, необходимы иные, порой мучительные попытки создания новой гармонии и нового равновесия.
Поздравительное рондо сочинено в 1973 году по случаю 50–летия Ростислава Дубинского, первого скрипача знаменитого квартета имени Бородина. Написанная в стиле венского классицизма, пьеса поражает своей принадлежностью к другой эпохе. Не Моцарт ли это? Не забытый ли нами финал из какой-нибудь скрипичной сонаты Шуберта? Годом раньше Шнитке уже пробовал себя в музыкальном «переодевании», его «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано (чембало) также обескураживает слушателя удивительно свежим взглядом на классику. Конечно же, композитор играет в «старину», создавая превосходную стилизацию, с видимым удовольствием перевоплощаясь в мастера конца 18–го — начала 19–го века. Но это ещё и прекрасное любовное послание ушедшей эпохе, признание того, что красота и гармония уже никогда не вернутся в том первозданном и чистом виде, в котором их создавали великие творцы прошлого.
Кажется, что для композиторской техники Шнитке нет пределов. Лёгкость, с которой он пускается в путешествие по классическим модуляциям (некоторые, всё же, звучат слишком неожиданно для искушённого слушателя, выдавая истинное происхождение сочинения), прозрачная фактура произведения, отточенные, филигранно отделанные пассажи скрипичной и фортепианной партий, изящная игра динамическими оттенками доставляют удовольствие и слушателям, и исполнителям. Небольшая пьеса «на случай», своего рода музыкальный подарок другу таит в себе целый ряд стилевых и смысловых «подробностей», обогащая наш звуковой мир, расширяя границы представлений о современном искусстве.
Квинтет для фортепиано и струнного квартета принадлежит к самым значительным произведениям Альфреда Шнитке. Посвящённый памяти матери композитора, скончавшейся в 1972 году, он сочинялся с перерывами почти четыре года — долго и трудно. «Я пытался выстроить что-то стройное, где всё было бы тщательно уравновешено и соразмерено. У меня ничего не получалось. Наконец я отложил все варианты и начал сочинять. Я как бы учился ходить от ноты к ноте. Мне приходилось идти почти наощупь… Произведение получилось довольно ровное по динамике и по темпам. Это преимущественно тихая и медленная музыка. Пять частей цикла идут без перерыва и почти не контрастируют друг другу по материалу» — говорил впоследствии сам композитор о работе над сочинением.
Открывающая квинтет первая тема становится и основным мотивом всего произведения. Она подобна «зародышу», из которого развивается пятичастная композиция — может «сжиматься» до невероятно «тесных» — четвертьтоновых интервалов — у струнных инструментов или заполнять собою всё звуковое пространство фортепианными кластерами.
Вторая часть — печальный вальс, в основе которого лежит уже знакомый нам и чрезвычайно важный для Шнитке мотив B–A–C–H. Скорбный и тихий в своём первом проведении, вальс стремительно развивается и достигает исполинских звучаний. Третья и четвёртая части идут без перерыва. Грань между ними не заметна. Чувства вырываются наружу, невыносимость утраты проявляется здесь с пронзительной силой. В финале неожиданно настаёт просветление. Чистая, мажорная, пасторальная, словно сельский наигрыш, тема фортепиано бесконечно повторяется, оставаясь неизменной, в то время как у струнных инструментов звучат все основные музыкальные темы квинтета. Возникает эффект почти кинематографический, зримый. Музыка финала прекрасна и гармонична. Кошмары и бредовые видения отходят — они уже не так страшны. Смерть невозможно победить, но замирающая, уходящая в вечность главная тема финала позволяет нам примириться с её неизбежностью.
Текст: Юрий Серов. Английский перевод: Сергей Суслов.Текст взят с обложки диска.

Источник

Оцените статью