Шостакович детские пьесы для фортепиано

Дмитрий Шостакович — Альбом фортепианных пьес для детей

Детская тетрадь. Соч. 69
1. Марш
2. Вальс
3. Медведь
3. Весёлая сказка
5. Грустная сказка
6. Заводная кукла

Шарманка («Танцы кукол», №6)
Песня о встречном (из саундтрека к кинофильму «Встречный»)
Грустная песенка (из оперетты «Москва-Черёмушки»)
Ноктюрн (из балета «Светлый ручей»)
Танец («Танцы кукол» , № 7)
Вальс цветов (из оперетты «Москва-Черёмушки»)
Гавот («Танцы кукол», № 2)
Полька-шарманка (из Первой балетной сюиты)
Ноктюрн (из кинофильма «Овод»)
Весенний вальс (из саундтрека к кинофильму «Мичурин»)
Вальс-шутка («Танцы кукол», №5)
Романс («Танцы кукол», № 3)
Лирический вальс («Танцы кукол», № 1)
вальс-шарманка (из кинофильма «Овод»)
Танец (из Первой балетной сюиты)
Колыбельная (из Третьей балетной сюиты)
Контрданс (из кинофильма «Овод»)
Танец-скакалка (из балета «Светлый ручей»)

Источник

Д. Шостакович — Избранные детские пьесы — ноты для фортепиано

Ноты для фортепиано к пьесам советского композитора Дмитрия Шостаковича

Д. Шостакович
Избранные детские пьесы

для фортепиано
составление и педагогическая редакция Б.Розенгауз
“Советский композитор”, 1979г.
номер с4920к
(pdf 1.8 Мб)

  • ДЕТСКАЯ ТЕТРАДЬ. Соч. 69
    1. Марш
    2. Вальс
    3. Медведь
    4. Весёлая сказка
    5. Грустная сказка
    6. Заводная кукла
  • ШАРМАНКА («Танцы кукол», № 6)
  • ПЕСНЯ О ВСТРЕЧНОМ (из кинофильма «Встречный»)
  • ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА (из оперетты «Москва-Черёмушки»)
  • НОКТЮРН (из балета «Светлый ручей»).
  • ТАНЕЦ («Танцы кукол» , № 7)
  • ВАЛЬС ЦВЕТОВ (из оперетты «Москва-Черёмушки»)
  • ГАВОТ («Танцы кукол», № 2)
  • ПОЛЬКА-ШАРМАНКА (из Первой балетной сюиты)
  • НОКТЮРН (из кинофильма «Овод»)
  • ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС (из кинофильма «Мичурин»)
  • ВАЛЬС-ШУТКА («Танцы кукол», № 5)
  • РОМАНС («Танцы кукол», № 3)
  • ЛИРИЧЕСКИЙ ВАЛЬС («Танцы кукол», № 1)
  • ВАЛЬС-ШАРМАНКА (из кинофильма «Овод»)
  • ТАНЕЦ (из Первой балетной сюиты)
  • КОЛЫБЕЛЬНАЯ (из Третьей балетной сюиты)
  • КОНТРДАНС (из кинофильма «Овод»)
  • ТАНЕЦ-СКАКАЛКА (из балета «Светлый ручей»)

Скачать ноты


В.Успенский
Вариации на тему Д.Шостаковича

для фортепиано
“МУЗГИЗ”, 1960г.
номер 1970

Краткие сведения

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич — один из крупнейших композиторов современности — родился 25. IX. 1906 года в Петербурге. Окончил Ленинградскую консерваторию по композиции у М. Штейнберга и по фортепиано у Л. Николаева. Профессор Московской консерватории, Народный артист СССР, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, крупнейший общественный деятель. Среди его произведений: 15 симфоний; оперы «Нос», «Катерина Измайлова»; балеты; оперетта «Москва, Черемушки»; оратории и кантаты; симфонические увертюры и сюиты; концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; фортепианный квинтет; хоры, песни, романсы; музыка к спектаклям, кинофильмам; много фортепианных сочинений.
Пьесы «Марш». «Грустная сказка» и «Веселая сказка» взяты из Детской тетради для фортепиано.

Источник

КОМПОЗИТОРЫ — ДЕТЯМ: Д. ШОСТАКОВИЧ

История музыки знает много примеров, когда композиторы сочиняли небольшие и несложные пьесы для своих собственных детей. Тут можно вспомнить музыкальную тетрадь, преподнесенную Р. Шуманом на день рождения своей старшей дочери (из этой самой тетради впоследствии вырос «Альбом для юношества»), фортепианный цикл «Детский уголок» К. Дебюсси, который композитор написал для дочери, «Пятиклавишные пьесы», посвященные композитором Ц. Кюи своему внуку. К таким «семейным» детским альбомам можно отнести и «Детскую тетрадь» Д. Шостаковича.

Семь небольших фортепианных пьес, составивших эту тетрадь, композитор создал в 1944-1945 гг. для того, чтобы увлечь музыкальными занятиями свою дочь Галину. Все миниатюры технически не сложны (ведь композитор писал их для начинающей обучение маленькой пианистки), но при всей кажущейся простоте и лаконичности пьесы несут в себе много интересных технических задач и оригинальных художественных деталей. Яркий пример этого – две музыкальные сказки, вошедшие в цикл. «Веселая сказка» написана Шостаковичем в ми миноре, а «Грустная сказка» — в соль мажоре. «Отвергая школьный трафарет «мажор – весело, минор грустно», композитор делает темп главным условием образности: «Грустная сказка» — это Adagio, а «Веселая» — Allegretto!», — восхищается композиторской находкой Шостаковича музыковед Л. Гаккель (цит. по: Л. Гаккель. Фортепианная музыка XX века. – Л.: Сов. композитор, 1990. С. 268). Так две маленькие пьесы расширяют границы музыкального видения ребенка, помогают перестать мыслить шаблонно и призывают к творческим поискам.

Есть в «Детской тетради» и замечательные по своей яркой образности пьесы «Медведь» (неуклюжесть косолапого мишки композитор передает с помощью больших скачков в партиях обеих рук) и «Заводная кукла» (назойливо повторяющийся мотив на протяжении всей пьесы имитирует одинаковые механические движения куклы), активный «Марш» и грустный «Вальс», «торжественная» музыкальная картинка «День рождения».

ТАНЦЫ КУКОЛ
Через семь лет после создания «Детской тетради» композитор вновь обращается к теме детства в своем творчестве: 1952 годом датируется знаменитый фортепианный цикл «Танцы кукол». Говоря об этом произведении Шостаковича, необходимо вспомнить о балетах композитора. Шостаковичу принадлежат три балета («Золотой век», «Светлый ручей», «Болт»), сценическая история их была омрачена печально известной статьей «Балетная фальшь», в которой на композитора обрушились с резкой, ничем неоправданной критикой цензоры советской власти. Балетам был закрыт путь на сцену, в симфонических концертах можно было услышать лишь отдельные номера из них, которые были объединены в балетные сюиты. Впоследствии некоторые пьесы из балетных сюит были переложены Шостаковичем для фортепиано, эти фортепианные транскрипции и вошли в цикл «Танцы кукол».

Как и «Детская тетрадь», «Танцы кукол» включают в себя семь разнохарактерных пьес, в которых ощущается светлое и доброе начало, задор и юношеский оптимизм и мечтательность. Познакомить ребенка с этой музыкой Шостаковича можно с помощью советского мультфильма «Танцы кукол» (реж. Инесса Ковалевская).

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ
С мультипликацией напрямую связана еще одна работа Шостаковича, посвященная маленьким слушателям. В 1939 г. композитор пишет музыку для мультфильма режиссера М. Цехановского «Сказка о глупом мышонке» (автором сценария м/ф выступил сам автор сказки в стихах о мышонке, который никак не хотел засыпать, С. Маршак). В основе музыкальной партитуры мультфильма, по задумке композитора лежит колыбельная песня, которая видоизменяется в зависимости от того, кто из героев сказки ее исполняет. Музыка Шостаковича по мотивам сказки Маршака была записана на пластинку, а в настоящее время ее можно услышать и со сцены: в Мариинском театре в 2017 г. в рамках абонемента для самых маленьких зрителей была поставлена опера «Сказка о глупом мышонке».

Источник

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Фортепианные произведения для детей

Гении часто представляются нам некими титанами, возвышающимися над человечеством. Но ведь, прежде всего, они – люди, которым не чуждо ничто человеческое. Дмитрий Дмитриевич Шостакович был не только великим композитором, но и любящим отцом двух детей, которых он желал приобщить к музыкальному искусству. В отношении сына это ему удалось – Максим Дмитриевич Шостакович стал профессиональным музыкантом, дирижером – а вот дочь Галина не унаследовала таланта отца, да и особого усердия в музыкальных занятиях не проявляла. Тем не менее, Дмитрий Дмитриевич не оставлял надежды увлечь ее музыкой. В 1944 г. он написал для нее фортепианную пьесу – очень простую, такую, какую могла бы сыграть не очень способная девятилетняя пианистка – и пообещал написать другую, когда она выучит и хорошо сыграет эту… Так повторилось несколько раз, исполнительский уровень постепенно усложнялся. Пьесы, созданные Дмитрием Дмитриевичем для дочери, были объединены в цикл «Детская тетрадь».

Пьесы «Детской тетради», учитывая обстоятельства их создания, оказались очень легкими, они гораздо проще многих других фортепианных циклов для детей – «Альбома для юношества» Роберта Шумана и даже «Сборника легких пьес для детей» Петра Ильича Чайковского. Но, создавая простые пьесы, композитор не опускается до примитивности – им свойственна мелодическая свежесть, в них встречаются те же острые ритмы и специфические гармонии, которые Шостакович использует в музыке для взрослых.

Главное требование к детской музыке – образная яркость и доходчивость содержания – выполнено в пьесах «Детской тетради» блестяще. Не все пьесы имеют программные названия, но и жанровые заглавия вполне понятны детям – таковы печальный «Вальс» и бодрый «Марш». Не забывает композитор и о педагогических задачах технического плана – например, «Вальс» исполняется штрихом non legato, тем не менее, сыграть его нужно напевно. Очень яркая пьеса – «Медведь»: ходы на широкие интервалы передают неуклюжие движения. Нежная «Грустная сказка» сопоставляется с энергичной и задорной «Веселой сказкой». Очень остроумна «Заводная кукла» – однообразное движение мелодии, изображающее работу механизма, сочетается с «гудящим» басом, напоминающим лопнувшую пружину.

Первой исполнительницей пьес «Детской тетради» стала, разумеется, Галина Шостакович – именно она помогала отцу представлять пьесы в детской секции Союза композиторов. Как вспоминала впоследствии Галина Дмитриевна, выступление было не очень успешным, она не смогла доиграть и выбежала из зала, расплакавшись. «Ладно, ладно, она еще маленькая», – сказал Дмитрий Дмитриевич и доиграл сам. Он все-таки понял, что пианисткой Гале не быть – вскоре девочка оставила музыкальные занятия, впоследствии она стала биологом, но пьесы, созданные отцом для нее, и сегодня играют юные музыканты (причем не только пианисты).

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Источник

6 детских пьес для фортепиано: Заводная кукла

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в семье петербургских интеллигентов 25 сентября 1906 года. Когда ему исполнилось 11 лет, ребенка с необыкновенными способностями к музыке определили в частную музыкальную школу. Следующей ступенью стала Петроградская консерватория, где выяснилось, что его композиторский дар превышает исполнительский. Также стало ясно, что движение музыканта по творческому пути будет непредсказуемым — музыку он сочинял непохожую на все, что создавалось до него. В ней найдут себе место традиционализм и модернизм, «большой стиль» и экспрессионизм.

Отношения Шостаковича с советской властью подтверждали правило — любой власти нужен не любой художник, а нужный ей. Когда автор писал неправильную музыку, его наказывали — ставили в угол его произведения. Так, в 1948 году после статьи «Формализм в музыке» композитор оказался в опале, его сочинения не решался исполнять ни один советский оркестр.

Чтобы заработать денег, отец семейства (а Дмитрий Дмитриевич был талантливым отцом и мужем) писал музыку для кинофильмов. Кино выручало его не раз, в первый раз их пути пересеклись в юности, когда студент подрабатывал тапером в кинотеатре.

За всю жизнь Шостаковича дважды видели плачущим – один раз, когда умерла его жена, и второй раз, когда его «приняли» в партию. Мировая слава композитора не могла больше оставаться беспартийной, и правительство решило обозначить просто гения как гения-коммуниста.

Для меломанов имя Шостаковича в первую очередь связано с седьмой («Ленинградской») симфонией. «Этот человек сильнее Гитлера» — так скажут о нем после премьеры. Масштаб музыки совпал с масштабом войны — каждый, кто слышал начало симфонии, сразу оказывался в СССР летом 1941 года. Седьмая симфония стала документом Второй мировой войны, которому не страшны любые исторические трактовки.

Среди профессиональных музыкантов наиболее популярны симфонии №5 и №8. Советский маэстро работал во многих жанрах, но предпочтение отдавал сочинению симфоний и струнных квартетов. Значительны его работы для музыкального театра. Последнюю симфонию он завершил в 1971 году. Великий композитор умер в августе 1975 года в Москве.

Творчество Шостаковича сыграло огромную роль для развития отечественной и мировой культуры. Дмитрий Шостакович сейчас в числе самых исполняемых композиторов современности. Любопытно, что даже такая «мелочь», как мелодия «Встречный» для кинофильма «Утренняя песня» стала не только символом «раннего коммунизма», но и шагнув за границы СССР, с новым текстом, получила статус гимна ООН.

У нас вы можете скачать бесплатные ноты произведений Шостаковича — детские пьесы, прелюдии, вальсы и другие сочинения.

Смотрите также ноты произведений композитора Дмитрий Шостакович:

Источник

Оцените статью