24 прелюдии и фуги (Шостакович) — 24 Preludes and Fugues (Shostakovich)
24 прелюдии и фуги, соч. 87 от Дмитрия Шостаковича представляет собой набор из 24 прелюдий и фуг для фортепиано соло, по одному в каждом из основных и второстепенных ключей хроматической гаммы . Цикл был написан в 1950 и 1951 годах, когда Шостакович был в Москве, и его премьера пианистки Татьяны Николаевой в Ленинграде в декабре 1952 года; он был опубликован в том же году. Полная работа занимает около двух с половиной часов. Это один из нескольких примеров музыки, написанной во всех мажорных и / или минорных тональностях .
СОДЕРЖАНИЕ
Форма и структура
Каждая часть в двух части- прелюдия и фуга -varying в темпе, длины и сложности (например, фуга № 13 фа ♯ мажор в пять голосов, в то время как фуга № 9 ми мажор находится только в двух голосов ).
Пьесы идут в относительных парах мажор / минор по кругу квинт : сначала до мажор и ля минор (прелюдия и фуга № 1 и 2), затем один диез (соль мажор, ми минор), два диеза (ре мажор, Си минор) и т. Д., Заканчивая ре минор (1 бемоль). ( Сет из 24 прелюдий Фредерика Шопена , соч. 28 организован таким же образом, как и более ранние наборы прелюдий Джозефа Кристофа Кесслера , Иоганна Непомука Гуммеля и более ранние 24 прелюдии Шостаковича , соч. 34 ).
Отношение к хорошо темперированному клавиру Баха
JS Bach «S Хорошо темперированный клавир , ранний набор из 48 прелюдий и фуг, широко распространено мнение , чтобы быть непосредственным вдохновением для цикла Шостаковича, в значительной степени основана на истории композиции произведения (см . Ниже)
Ссылки и цитаты из цикла Баха встречаются повсюду в произведении. Например, Шостакович начинает свою прелюдию до мажор, первую пьесу в цикле, точно такими же нотами, которые Бах использует в своей собственной прелюдии до мажор, BWV 846, которая также начинает «Хорошо темперированный клавир» . Точно так же и во вторых фугах композиторов (ля минор для Шостаковича, до минор для Баха) используются очень похожие вступительные ритмы для их сюжетов фуги (две шестнадцатые ноты, за которыми следуют три восьмых, дважды подряд). В дополнение к более прямым цитатам, Шостакович также местами имитирует различные типы прелюдий из цикла Баха (и других подобных произведений в стиле барокко). Например, его ля минор прелюдия — это прелюдия фигурации — прелюдия, в которой на протяжении всей пьесы используется одна и та же позиция руки . Примеров этого предостаточно в клавишной литературе в стиле барокко от таких композиторов, как Иоганн Каспар Фердинанд Фишер , от которого Бах черпал вдохновение для своих собственных образных прелюдий (например, до мажор и ре минор).
В большем масштабе вся структура, упорядоченная и упорядоченная, без видимого внемузыкального повествования, в значительной степени является ответом Баху. В цикле Баха, однако, части расположены в параллельных крупных / мелких парах поднимаются по хроматической гамме (мажор, минор, C ♯ мажора, C ♯ незначительного и т.д.), который отличается от Op Шостаковича. 87.
Есть также несколько ссылок и музыкальных идей, взятых из собственных работ Шостаковича или предвосхищающих будущие работы.
История
После Второй мировой войны , Дмитрий Шостакович был самым видным композитором России. Несмотря на то , что он был в немилости у Коммунистической партии Советского Союза , его все же отправили за границу в качестве посла по культуре. Одна из таких поездок была в Лейпциг в 1950 году на музыкальный фестиваль, посвященный двухсотлетию со дня смерти И.С. Баха . В рамках фестиваля Шостаковича пригласили в состав жюри первого Международного конкурса Иоганна Себастьяна Баха . Одной из участниц конкурса стала 26-летняя Татьяна Николаева из Москвы. Хотя это и не требуется по правилам конкурса, она приехала подготовиться к исполнению любой из 48 прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» по запросу. Она выиграла золотую медаль.
Вдохновленный соревнованием и впечатленный игрой Николаевой, Шостакович вернулся в Москву и начал сочинять собственный цикл из 24 прелюдий и фуг. Шостакович работал довольно быстро, на написание каждого произведения уходило в среднем всего три дня. По мере того, как каждая из них была закончена, он просил Николаеву приехать к нему в его московскую квартиру, где он будет играть ей последнюю пьесу. Полная работа была написана в период с 10 октября 1950 года и 25 февраля 1951 г. После завершения, Шостакович посвятил эту работу Николаевого, внесшей публичную премьеру в Ленинграде 23 декабря 1952 года Шостакович написал все части без многих поправок , кроме B ♭ минор прелюдия, которой он был недоволен и заменил начатое.
Кусочки
Нет. | Ключ | Описание |
---|---|---|
1 | До мажор | В непрерывных аккордах и навязчивой мелодии Шостакович, тем не менее, вызывает первую прелюдию к 48-му Баху. Тон задумчивый, в основном пианиссимо, а гармонический язык во многом принадлежит Шостаковичу. Тон продолжается в фуге; в то время как Бах начинается с четвертой шкалы, у Шостаковича мрачная голая 5-я. В отличие от характерной гармонической сложности прелюдии, фуга написана пандиатоническим до мажором, без единой случайности. |
2 | Несовершеннолетний | Прелюдия представляет собой токкату в основном для одного голоса, с полукваверами (16-ю нотами), используемыми как подразумеваемые cantus firmus и проходящими через пьесу в стиле вечного двигателя . Далее следует трехчастная фуга с характерной темой седьмых и аксиакатур . |
3 | Соль мажор | Прелюдия состоит из сопоставления темы песанте и более легкой быстрой темы, последняя цитирует мотив из первой части 10-й симфонии Шостаковича . Следующая фуга — единственная, установленная в 6 8 время, хотя этот размер также используется в прелюдии F ♯ мажорной. |
4 | Ми минор | Прелюдия начинается с апподжиатурной образной апподжиатуры из восьмой ноты, которая попарно выражена между устойчивым кантусом в басу и лирической мелодией в сопрано. Существует последовательный легато / половинное стаккато фразировки в течение прелюдии , в котором Шостакович попытку подражать Барокко период фразировки. |
После прелюдии Шостакович без пауз переходит прямо к фуге. Это двойная четырехголосная фуга с двумя отдельными сюжетами, развитыми в отдельных экспозициях. Первая тема — это медленная пошаговая мелодия, состоящая в основном из половинных и четвертных нот , а вторая тема — частичное уменьшение или вариация первой темы (восьмые ноты вместо четвертных). Примерно на две трети фуги Шостакович возвращает исходный объект в басу в сочетании со вторым субъектом в сопрано. Фуга ми минор — это фуга прогрессивной сложности. Композиция начинается довольно скромно с тихой, консервативной экспозиции, но заканчивается она триумфально почти всеми возможными фугальными приемами ( обратимый контрапункт , стретто , двойной стретто, уменьшение , увеличение , ретроградность ), использованными в последних тактах.
Фуга, отмеченная allegretto , прекрасно контрастирует с легато-чувством прелюдии с повторяющимися нотами стаккато, составляющими основу фугальной темы. Три голоса развиваются с контрастными пассажами легато на фоне стаккато. Чтобы еще больше добавить причудливого цвета движению, subito forte и фортепиано смешаны, чтобы придать фуге откровенно бодрый тон.
Следующая фуга начинается с краткого вступления. Затем он продолжает в нежном ткацкого моды (так же, как в C ♯ незначительной фуги из книги I Баха 48). Большая часть пьесы использует противоположную мелодию против фугальных записей. Тематически это предвкушение Десятой симфонии , завершенной двумя годами позже.
Трехголосная фуга начинается с постановки основной темы, или предмета, голосом сопрано . В то время как фугальные сюжеты обычно используют пошаговое движение, в этом сюжете используются только ноты трезвучия ля мажор . Затем эта тема излагается четвертой ниже в альте , как и следовало ожидать в фуге в стиле барокко . После короткой игры сопрано и альта бас вводится с постановкой предмета, завершая экспозицию. Модулирующий раздел начинается в тональности минора; краткое возвращение к тонизирующей тональности обеспечивает дыхание спокойствия перед все более неистовой серией модуляции. Это приводит к кульминации в ля мажоре, о которой сигнализирует доминирующая педаль , но это длится всего четыре такта, прежде чем музыка погружается в до мажор. Затем музыка успокаивается, мягко переходя к перепросмотру , где одиночное высказывание субъекта в тонической тональности завершает пьесу.
Фуга в 3
4 время — безумная беготня с быстрыми нотами и отметинами стаккато. Только два голоса развиваются с нарастающим растяжением в середине, достигая кульминации в конце, когда два голоса соединяются в унисон, как и раньше в прелюдии, но только с октавным разделением.
4 , эта фуга представляет собой ритмично смелую и сложную композицию, являющуюся кульминацией первой части цикла.
8 time, имеет спокойную и плавную песенную мелодию, подкрепленную более регулярными пульсирующими аккордами, что приводит к столь же спокойной фуге, единственной в сете с пятью голосами. Фуга разнообразна по тональности и использует многие формальные техники чистого фугального письма, такие как стретти, увеличение и уменьшение. Питер Донохо назвал его «непианистическим», но в то же время «одним из самых красивых фортепианных произведений ХХ века».
8 . Напротив, гораздо более легкая фуга течет свободно с удивительно небольшим количеством диссонансов. Эта пара меняет привычную схему короткой прелюдии и длинной фуги.
4 на протяжении всего времени, он полон настойчивых ритмических паттернов и использует почти все доступные трюки фугала — наиболее очевидно, что усиленный предмет, выкованный в левой руке ближе к концу. Он следует славянской традиции «естественно» перетекающей музыки в пять раз.
4 размер, имеет очень хроматический предмет с угловатыми, прерывистыми ритмами. Чередующаяся динамика отмечает нарастание и падение напряжения, но гармонии остаются бескомпромиссными, близкими к атонализму вплоть до тех пор, пока в конце не появится что-то вроде тонального разрешения.
Прием
Перед премьерой произведения Шостакович в частном порядке исполнил первую половину цикла перед Союзом композиторов (что было типично для новых сочинений советской эпохи) 31 марта 1951 года. Группа выразила большое неудовольствие по поводу диссонанса в некоторых фугах. Также они возражали против фуги в советской музыке, потому что она считалась слишком западной и архаичной.
Многие (например, музыкальный критик Алекс Росс , музыковед Таня Урсова и др.) Считают это произведение написанным «другим Шостаковичем» или сочинением «для ящика стола». По словам Росса, композитор использовал камерные формы в тот период для направления своих самых личных композиций, которые не подходили для использования или утверждения советским правительством. Это произведение входит в эту группу вместе с несколькими струнными квартетами.
Записи
Шостакович записал 18 из 24 пьес на пяти сессиях звукозаписи в 1951–1952, 1956 и 1958 годах ( EMI ). Он никогда не записывал номера 9, 10, 11, 15, 19 или 21, но он записал номера 1, 4, 5, 6, 13, 14, 18, 23 и 24 дважды, сделав запись для EMI.
Татьяна Николаева записывала полные сеты четыре раза: в 1962, 1987 годах (оба изданы « Мелодией» ), 1990 году ( Hyperion Records ) и в 1992 году в виде съемок (Medici Arts). Записи 1962 и 1987 годов были переизданы на нескольких лейблах. Она также записала №№ 1, 7 и 15 в 1952–1953 гг. Святослав Рихтер никогда не играл на концертах все произведения, но в 1961 году сделал заметные записи 15 номеров.
Роджер Вудворд сделал первую полную запись, доступную на Западе в 1975 году; он был переиздан в сентябре 2010 года на компакт-диске Celestial Harmonies. Другие примечательные полные записи были сделаны Китом Джарреттом ( ECM Records, 1991), Владимиром Ашкенази ( Decca Records, 1996–1998) и Константином Щербаковым ( Naxos Records, 1999). Канадский пианист Дэвид Джалберт также записал пьесу для ATMA Classique в 2008 году и Питер Донохо для Signum Classics в 2017 году.
Финский пианист Олли Мустонен дважды записывал прелюдии и фуги Шостаковича в сочетании с таковыми Баха в последовательностях, контрастирующих с этими произведениями. Его первая запись была выпущена RCA Victor Red Seal в 1996 году, а вторая — Ondine Records в 2002 году.
Источник