Шостакович концертино для фортепиано с оркестром

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Концертино для двух фортепиано

Образный строй музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича так же разнообразен, как то время, в которое он жил и творил. Во многих произведениях отражены трагические противоречия эпохи – но ведь «лик времени» не исчерпывается этими мрачными образами! Двадцатый век принес и многое другое – горячий энтузиазм, ощущение всесилия человека. Подобные настроения неизменно ассоциируются с понятием юности… И вот в 1953 г. композитор создает произведение, адресованное юношеству – Концертино для двух фортепиано ля минор.

Произведение осталось в то время почти не замеченным, «затерявшись в тени» грандиозного симфонического полотна, завершенного незадолго до создания Концертино и привлекшего всеобщее внимание – Десятой симфонии, но вряд ли мы ошибемся, предположив, что это фортепианное сочинение было особенно дорого самому композитору – ведь Дмитрий Дмитриевич создавал его для своего сына Максима, которому было в то время пятнадцать лет, и он уже несколько лет осваивал искусство фортепианной игры.

Ориентация на юных исполнителей определила некоторые особенности сочинения. Концертино невелико по объему – продолжительность его звучания не превышает восьми минут, оно не лишено виртуозных приемов, но в целом не особенно сложно для исполнения. Композитор избегает чрезмерной «нарядности» фактуры (ведь юных пианистов не стоит приучать к подчеркнутой «внешней эффектности», легко покоряющей публику, но лишенной глубины). Заботясь о максимальной доходчивости и доступности, композитор избегает чрезмерной сложности ладогармонического языка, стремится к простоте изложения и ясности конструкций, но не опускается до примитивности – ведь начинающие музыканты должны воспитываться на высокохудожественных произведениях. В соотношении двух инструментальных партий ведущая роль отводится первому фортепиано, и все же функция второго инструмента не сводится к простому аккомпанированию (на таком произведении прекрасно оттачиваются навыки ансамблевой игры).

Читайте также:  Тема любви крестный отец ноты для фортепиано

Образное содержание его словно соткано из противоречий, свойственных юности – горячая, напористая порывистость сочетается в Концертино со сдержанностью и скромностью, некоторая наивность – с серьезностью, мощная сила – с утонченным изяществом. Вся эта богатейшая гамма чувств и образов воплощена в форме одночастного произведения, сочетающего черты сонатной формы и рондо-сонаты. При всем многообразии эмоциональных оттенков произведение выдержано в едином тоне – его пронизывает жизнерадостность и целеустремленность.

Открывается Концертино весьма обширным вступлением, идущим в медленном темпе. Оно играет важную роль в драматургии произведения – впоследствии его музыкальный материал будет появляться в кульминационных моментах. Его величественная углубленность перекликается с Lento соль-минорного фортепианного квинтета. Вступление слагается из двух элементов. Один из них – суровый, излагаемый в октаву – заставляет вспомнить об эпической мощи творений Александра Порфирьевича Бородина, другой элемент пронизан интонациями элегической песенности.

По-юношески напористая и энергичная главная партия основана на интонациях русской городской песни. Побочная партия не контрастирует главной, а дополняет ее – задорное веселье звучит в ее упругом маршеобразном ритме (подобные жизнерадостные мотивы звучат во многих песнях Исаака Осиповича Дунаевского). На сопоставлении этих двух тем – в равной степени увлекательных в своей энергичности и эмоциональной непосредственности – строится раздел разработки. Приемы разработочного развития как такового композитор использует здесь в небольшом количестве, что опять же связано с целевой аудиторией произведения (неопытным исполнителям было бы нелегко сразу разобраться в сложных переплетениях мотивной разработки).

Отсутствие контраста между главной и побочной партиями уравновешивается контрастом между ними обеими и вступлением. Эта величественная тема в медленном темпе появляется в кульминации, которая приходится на завершение разработки (это самый драматический момент Концертино, оттеняющий его общее светлое и жизнерадостное настроение). В репризе возвращаются главная и побочная партии – и вновь их изложение прерывается темой вступления. Завершается Концертино светлой, радостной кодой.

Читайте также:  Зеленоглазое такси аранжировка для гитары

Концертино для двух фортепиано впервые прозвучало в Малом зале Московской консерватории в 1954 г., его первыми интерпретаторами стали Максим Шостакович и Алла Малолеткова. Публика благосклонно приняла произведение, в скором времени оно вошло в дуэтные программы различных отечественных пианистов, а фортепианный дуэт сестер Туркиных осуществил его первую запись. Таким образом, Шостакович, запланировав произведение для юных исполнителей, смог создать музыку, которая интересна и взрослым музыкантам.

Источник

Концерт для фортепиано № 2 (Шостакович) — Piano Concerto No. 2 (Shostakovich)

Концерт для фортепиано № 2 фа мажор , соч. 102, Дмитрия Шостаковича, была написана в 1957 году к 19-летию со дня рождения его сына Максима . Премьера произведения состоялась во время учебы в Московской консерватории . Этот фортепианный концерт должен был стать последним сочинением для фортепиано, написанным им. Он содержит много элементов, похожих на его другое сочинение, Концертино для двух фортепиано. Оба они были написаны, чтобы быть доступными для молодых пианистов. Это нехарактерно веселое произведение, гораздо более веселое, чем большинство произведений Шостаковича.

СОДЕРЖАНИЕ

Приборы

Произведение озвучено для фортепиано соло , трех флейт (третье удвоение пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , четырех валторн , литавр , малого барабана и струнных .

Движения

Концерт длится около 20 минут , и имеет три движения , со вторым движением играл attacca , тем самым перемещая непосредственно в третий (хотя второе движение приходит до приемлемого разрешения до минор, таким образом, что третье движение не является полностью необходимым довести музыку к заключению):

  1. Аллегро Первая часть в сонатной форме. Веселая главная тема первой части исполняется сначала фаготом, а затем в сопровождении кларнетов и гобоев. Фортепиано вступает ненавязчиво с ответной темой, сыгранной отдельными нотами обеими руками на октаву друг от друга. Это перерастает в маршеобразную тему. Затем вводится новая мелодическая тема ре минор с унисонами на фортепьяно на две октавы, сведенными к нулю. Затем резкий звук оркестра переходит в шумные и прыгающие октавы нижнего фортепиано, в то время как оркестр играет вариацию на оригинальную фортепианную мелодию фортиссимо . Фортепиано строится по схеме триоли, чтобы ввести тему ре минор (теперь в си-бемоль мажор) в дополнении к торжествующему тутти . В кульминации все приходит в безмолвную паузу, и фортепиано вступает в соло контрапункта, похожего на фугу. Спустя минуту фуги оркестр возвращается, играя мелодию в порыве ветра. Оркестр строится на основной мелодии, в то время как фортепиано играет гаммы и тремоло, которые переходят в несколько веселых строк аккордов и октав, исполняемых фортепиано, а основная тема, наконец, всплывает на поверхность и завершает движение.
  2. Анданте Вторая часть приглушена и романтична. Он представляет две разные темы, которые находятся в вариативной форме. Настроение можно считать нежным с оттенком меланхолии. Струнные начинаются мягко до минор, с коротким вступлением перед тем, как фортепиано вступает в нежную тему триоли до мажор. Этот тип ритма также присутствует в других его сочинениях, таких как Прелюдия до мажор, соч. 87 No. 1. Хотя он остается медленным на всем протяжении и работает в сравнительно небольшом диапазоне, он отмечен повторением ритмов два или четыре на три.
  3. Аллегро Финал — это живой танец в двойном ритме с большим использованием пентатонических гамм и ладов. Вскоре появляется вторая тема, в 7
    8 время, с фортепиано в сопровождении струн пиццикато, напоминающих балалайку . Создается впечатление, какими были парады и шествия в советское время. Это продолжается некоторое время, прежде чем появляется новый мотив в режиме упражнений « Ханон », с гаммами в шестых долях и полуколебаниями, что является шуткой для выпуска Максима. Затем эти три темы развиваются и переплетаются до окончательного утверждения 7
    8 тема и, наконец, виртуозная кода фа мажор.

Прием

Этот концерт иногда называют одним из менее значимых произведений композитора, особенно по сравнению с некоторыми симфониями и струнными квартетами. В письме Эдисону Денисову в середине февраля 1957 года, всего через неделю после того, как он закончил работу над ним, сам композитор написал, что произведение «не имеет выдающихся художественных достоинств». Было высказано предположение, что Шостакович хотел упредить критику, осудив саму работу (неоднократно подвергаясь официальной цензуре), и что этот комментарий на самом деле был насмешливым. В апреле 1957 года он и его сын исполнили переложение произведения для двух фортепиано из произведения для Министерства культуры, которое позже было представлено публике в Московской консерватории.

Несмотря на кажущуюся упрощенность этого концерта, публика всегда тепло относилась к нему, и он является одним из самых популярных произведений Шостаковича. В 2017 году концерт занял 19-е место в Зале славы Classic FM .

Записи

Несмотря на отказ от концерта, композитор несколько раз исполнял его сам и записывал вместе со своим первым концертом. Оба играют в быстром темпе, который редко встречается в современных записях. На третьей записи можно услышать, что некоторые отрывки, сыгранные Шостаковичем, были не такими чистыми, и это было признаком того, что его рука пошла в упадок. В своих записях второй части Шостакович вносит небольшие вариации в некоторые отрывки, не записанные в партитуре. Некоторые примеры включают в себя повторяющийся аккорд, который Шостакович играет в такте 33, который из первой доли такта 34 записывается как ничья в партитуре.

Собственный сын Максима, Дмитрий Максимович Шостакович, также записал пьесу, а его отец дирижировал I Musici de Montreal . Идентично своему знаменитому деду, Дмитрий младший также очень близко соответствует неистовой скорости и выражению лица своего деда.

Другие записи включают записи Леонарда Бернстайна в качестве солиста и дирижера для Columbia Records , Марка-Андре Амлена для Hyperion Records и Дмитрия Алексеева с Ежи Максимюком, дирижирующим Английским камерным оркестром . Была сделана запись этого концерта оркестром Мариинского театра с солистом Денисом Мацуевым и Валерием Гергиевым в качестве дирижера.

В Фантазии 2000 , Ефим Бронфман играет первое движение концерта в (Allegro) в качестве рассказчика из « Стойкий оловянный солдатик » по Андерсена . Бронфман также записал оба концерта с филармоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Эсы-Пекки Салонена .

Балет

Концерт используется в двух разных балетах. Кеннет Макмиллан «s Концерт Премьера 30 ноября 1966 года в Deutsche Oper Berlin , затем стал Королевский балет репертуар. Алексей Ратманский создал Concerto DSCH для New York City Ballet , премьера которого состоялась в 2008 году.

Источник

Концерт для фортепиано № 1 (Шостакович) — Piano Concerto No. 1 (Shostakovich)

Концерт до минор для фортепиано, трубы и струнного оркестра , соч. 35, завершена Дмитрием Шостаковичем в 1933 году . Концерт был экспериментом с комбинацией инструментов в стиле необарокко.

Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года на концертах открытия сезона Ленинградского филармонического оркестра с Шостаковичем за фортепиано , дирижером Фрицем Стидри и исполнением соло на трубе Александра Шмидта. «По общему мнению, Шостакович сыграл блестяще», и концерт был хорошо принят. Спектакль повторился 17 октября.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация

Несмотря на название, сочинение можно было бы более точно классифицировать как двойной концерт, а не как фортепианный, в котором игра на трубе и фортепиано играет одинаковую роль. Партии трубы часто принимают форму сардонических междометий, пробуждая юмор и остроумие фортепианного пассажа. В конце последней части, сразу после каденции для фортепиано соло, труба приобретает относительно одинаковую важность . Спустя годы после того, как он написал произведение, Шостакович вспомнил, что изначально планировал написать концерт для трубы с оркестром, а затем добавил фортепиано, чтобы сделать его двойным концертом. По мере того, как он продолжал писать, это превратилось в фортепианный концерт с сольной трубой.

Переложение для двух фортепиано

После написания оркестровой версии Шостакович написал аранжировку для двух фортепиано (без оркестра и трубы). В версии для двух фортепиано более проработана сольная фортепианная партия. Показания метронома и обозначения темпа в аранжировке с двумя фортепиано отличаются от таковых в оркестровой версии.

Состав

Концерт состоит из трех или четырех частей , в зависимости от интерпретации:

  1. Аллегро модерато
  2. Ленто
  3. Модерато
  4. Аллегро кон брио

Модерато иногда рассматриваются в качестве вводного прохода к кон живости Allegro , а не в качестве отдельного движения. Тем не менее, обычно считается, что это третье из четырех движений, так как настроения у них очень разные. В то время как «Moderato» носит серьезный характер, «Allegro con brio» имеет несколько более светлый тон. Некоторые записи содержат только три части, последняя из которых помечена как Moderato — Allegro con brio . Концерт завершается короткой, но насыщенной каденцией, в которой струны возвращаются, чтобы создать напряжение ближе к финишу. Завершается движение короткими партиями струнных и фортепиано до мажор в сопровождении юмористической трубы.

Сложности

В некоторых местах синхронизация с оркестром может быть очень сложной из-за того, что оркестровая партия часто отличается от партии солиста.

Вторая и третья части не содержат значительных технических трудностей, за исключением, возможно, более незначительной в виде неудобных пробежек 16-й ноты обеими руками в середине второй части.

Самая большая техническая сложность в первой части — это 3 страницы непрерывных быстрых прыжков в виде трех нот аккордов, растянутых на две октавы в тройках восьмых нот в левой руке, иногда даже превышающих две октавы, сопровождаемые восьмой ртутной нотой. быстро прыгающие триплеты октавы в правой руке, все в темпе presto.

Финальная каденция четвертой части очень сложна, содержит типичные, очень неудобные быстрые пробежки с большими прыжками и пассажами, требующими независимости 4-го пальца.

Пожалуй, самый сложный раздел, хотя и очень короткий, — это серия быстрых прыжков, сначала в левой руке в стиле степ-фортепьяно, а затем в обеих руках — предпоследний прыжок занимает три октавы слева. рука и две октавы в правой руке, за которым сразу следует заключительный быстрый прыжок, охватывающий четыре октавы в левой руке и две октавы в правой руке — в самом конце пьесы. Эта секция блестяще виртуозна, а сам композитор, как известно, может сыграть ее именно так, как написано.

Включение других классических произведений и народных мелодий

Концерт включает в себя и пародирует многие другие музыкальные произведения. Широкое использование Шостаковичем разнообразных музыкальных цитат было новаторским в то время. В примечаниях к альбому Роберт Мэтью-Уокер пишет: «С такой полиглотной коллекцией цитат и влияний только гениальный композитор мог бы объединить это разнообразие в единое целое. Чудо в том, что Шостакович преуспел и создал отличительное и неразрушимое произведение. . »Он также отмечает , что концерт содержит сильный элемент пародии, начиная со ссылкой на Бетховен «s „Аппассионата“ сонату , и заканчивая „в сумбурной цитате“ Бетховен „ Ярость по поводу утерянного гроша “ и ломтик из Гайдна «s ре мажор Соната для фортепиано. Заключительная каденция последней части вводится точно такой же трелью, как и в заключительных тактах каденции Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Бетховена . Произведение также включает цитаты из музыки Шостаковича к Гамлету , соч. 32а, и из ревю « Гипотетически убитый» , соч. 31.

Во второй части Шостакович представляет пародию на тему из своего балета «Золотой век» (1930). В заключительную часть Шостакович включает отрывки из своей оперы « Христофор Колумб» (1929).

Шостакович добавляет сарказма цитатами из австрийской народной песни « O du lieber Augustin » — Августин — персонаж, который, кажется, переживает любую катастрофу благодаря своей склонности к алкоголю.

Соло трубы в девяти тактах, начинающихся с одного такта после репетиции 63 метки, идентично мелодии народной мелодии « Бедная Мэри » (она же «Бедная Дженни»).

Записи

Существует множество записей оркестровой версии концерта, в том числе несколько с участием Шостаковича за фортепиано; он неоднократно играл концерт.

Источник

Оцените статью