Шостакович квинтет для фортепиано двух скрипок альта виолончели

Шостакович квинтет для фортепиано двух скрипок альта виолончели

  • Поддержите наш сайт →

Piano Quintet (g-moll), Op. 57

Исполнение в Москве 23 ноября 1940 года Фортепианного квинтета Дмитрия Шостаковича (Квартет имени Бетховена и автор) стало одним из самых значительных триумфов в жизни композитора. Музыкантов вызывали на сцену бессчётное количество раз, аплодисментам не было конца. После концерта Шостакович долго не мог успокоиться, несколько часов в одиночестве гуляя по Москве. Квинтет был принят восторженно. Коллеги, друзья, критики, — все единодушно подчёркивали достоинства и красоты нового сочинения. Более того — в 1941 году за Фортепианный квинтет композитору была присуждена Сталинская премия первой степени.

Композитор обратился в своём произведении к баховской полифонии (таковы две первые части — Прелюдия и Фуга), но многие элементы мелодического и гармонического языка роднят квинтет с русской музыкальной классикой. Одновременно с квинтетом Шостакович закончил оркестровку «Бориса Годунова». Мелодизм и особый образный мир оперы Мусоргского оказали значительное влияние на это камерное сочинение. Как и в других произведениях конца тридцатых годов, основные черты зрелого стиля Шостаковича проявляются здесь с особой яркостью: квинтет поражает мастерством построения формы, в том числе полифонической, выверенными кульминациями, совершенством ансамбля и мелодической щедростью.

На протяжении шести десятилетий Фортепианный квинтет остаётся не только одним из лучших сочинений Дмитрия Шостаковича, но и важнейшим произведением данного жанра во всей музыкальной литературе двадцатого века.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Cочинения Д. Шостаковича

Вторник, 30 Августа 2016 г. 22:40 + в цитатник

Святослав Рихтер,квартет им. Бородина и Татьяна Николаева исполняют камерные сочинения Д. Шостаковича

28 августа в Концертном зале радио «Орфей» прослушала очередной концерт

к 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича.

Прозвучал Фортепианный квинтет соль минор, соч. 57(Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано) Д.Д.Шостаковича в исполнении Государственного квартета им. Бородина и Святослава Рихтера.

Фортепианный квинтет – произведение этапное в эволюции композитора и всей советской камерно-инструментальной музыки Шостакович написал в 1940 году .
C просьбами о квинтете к композитору обращались два коллектива – квартеты им. А.К. Глазунова и Л. Бетховена. Сохранившиеся автографы, архивные документы о ходе сочинения мало что говорят. Из эскизов осталась лишь четвертая часть: четыре страницы клавира с разметкой инструментовки на полях. Видимо, в этой работе, столь основательно подготовленной предыдущими творческими достижениями, особенно ясно проявилась суть его метода, которую впоследствии он сам лаконично сформулировал: «Пишу я быстро… Я долго думаю… » Произведение долго вынашивалось, возможно, с 1939 года, когда он твердо пообещал Д. Цыганову: «Напишу квинтет». Привыкший внутренним слухом охватывать сложные симфонические партитуры и писать их сразу, он квинтетную звучность представлял словно архитектурный проект: всю логику развития.

Фортепианный квинтет соль минор, соч. 57

I. Prelude. Lent — Poco più mosso — Lento
II. Fugue. Adagio
III. Scherzo. Allegretto
IV. Intermezzo. Lento — Appassionato
V. Finale. Allegretto

Чистовая партитура была завершена 14 сентября 1940 года в Ленинграде. В ней семьдесят восемь страниц, аккуратно пронумерованных, с некоторыми зачеркиваниями, как обычно и бывало во вторичных послеэскизиых авторских записях. По этому экземпляру сразу была сделана копия. Уже 1 октября Шостакович сыграл Квинтет на заседании кафедры М. Штейнберга: как всегда, торопился поделиться новым, услышать отклик коллег, «проверить» музыку.
Прелюд и Фуга составляли единое начало Квинтета, Скерцо – его среднюю, резко контрастную часть, а Интермеццо и Финал своеобразным дуэтом завершали строение.
Ассоциации с музыкой Баха возникали с первых тактов Прелюдии с ее величавой, суровой, возвышенной лирикой. Трехчастная классическая форма прелюдии содержит приметы органной звучности, прозрачность квартетной фактуры и прямо вводит в фугу, где Шостаковичу удается избежать малейшего намека на схоластические закономерности: полифония наполнена живым чувством, выстроена с редкой органичностью, легкостью и смелостью, что сказывается уже в отборе темы: протяжной, напевной, в характере русской народной песни. Из этой темы «выбирается» импульс полифонического движения, искусного, даже изощренного и вместе с тем естественного. Старинной форме современный композитор придает конкретную образность, близкую человеку двадцатого века. Скерцо остроумно, просто, жизнерадостно, юмористично; как и в некоторых симфонических скерцо, фортепиано здесь отдано главное, в сочетании и сопоставлениях с разработкой струйных. Интермеццо тоже в основе следует классическим образцам; неожиданность его в том, что Шостакович предстает как лирик, тяготеющий к мягким краскм, эмоциям. Из этой атмосферы рождается финал с двумя близкими темами, оригинальными и свежими по ладовому строю, с яркими колористическими эффектами – «отблески счастья, завоеванного в жизни, спокойная радость, полнота чувства, воплощенные в гармонически прекрасных образах».

По материалам: C.Хентова «Дмитрий Шостакович»

Восьмое десятилетие Фортепианный квинтет остаётся не только одним из лучших сочинений Дмитрия Шостаковича, но и важнейшим произведением данного жанра во всей музыкальной литературе двадцатого века.

В концерте прозвучали восемь прелюдий и фуг Д.Д.Шостаковича в исполнении Святослава Рихтера.
В посте вы услышите все 24 прелюдии в исполнении Татьяны Николаевой.

Татьяна Петровна Николаева — одно из самых ярких имен русской музыкальной культуры минувшего столетия.
Блестящая пианистка, снискавшая мировую славу, выдающийся педагог, композитор, музыкальный деятель.
Господь щедро одарил ее не только непревзойденными музыкальными способностями, но и редкой добротой, пламенным сердцем, глубоким смирением и тем, что уже, увы, очень редко молено встретить среди музыкантов-профессионалов — безграничной влюбленностью в музыку

Прелюдии и фуги соч. 87 Дмитрий Шостакович создал в короткий срок — с октября 1950 по март 1951 года.Создание великого полифонического цикла Шостаковича — Двадцати четырёх прелюдий и фуг — оказалось связанным с поездкой композитора в ГДР на двухсотлетие со дня смерти И. С. Баха. Под впечатлением от Международного конкурса на лучшее исполнение сочинений Баха (первую премию завоевала Т. П. Николаева, предложившая жюри сыграть любую прелюдию и фугу из ХТК), а также от торжественных юбилейных концертов (в одном из которых в качестве одного из солистов выступил сам Шостакович), композитор задумался о собственном полифоническом произведении. По его собственным словам, он не надеялся сначала написать больше, чем «нечто вроде технических упражнений в полифоническом жанре с целью совершенствования своего мастерства». В целом, цикл создавался автором в течение октября 1950 — февраля 1951 гг.

24 Прелюдии и фуги для фортепиано, соч.87
Исп. Татьяна Николаева (1992)
— 1 часть ( 1-12)

No.1 in C major: Moderato — Moderato
No.2 in A minor: Allegro — Allegretto
No.3 in G major: Moderato non troppo — Allegro molto
No.4 in E minor: Andante — Adagio
No.5 in D major: Allegretto — Allegretto
No.6 in B minor: Allegretto — Moderato
No.7 in A major: Allegretto poco moderato — Allegretto
No.8 in F sharp minor: Allegretto — Andante
No.9 in E major: Moderato non troppo — Allegro
No.10 in C sharp minor: Allegro — Moderato
No.11 in B major: Allegro — Allegro
No.12 in G sharp minor: Andante — Allegro

No.13 in F sharp major: Moderato con moto — Adagio
No.14 in E flat minor: Adagio — Allegro non troppo
No.15 in D flat major: Allegretto — Allegro molto
No.16 in B flat minor: Andante — Adagio
No.17 in A flat major: Allegretto — Allegretto
No.18 in F minor: Moderato — Moderato con moto
No.19 in E flat major: Allegretto — Moderato con moto
No.20 in C minor: Adagio — Moderato
No.21 in B flat major: Allegro — Allegro non troppo
No,22 in G minor: Moderato non troppo — Moderato
No.23 in F major: Adagio — Moderato con moto
No.24 in D minor: Andante — Moderato
(1992г.)

Цикл ор. 87 сближается с симфоническими концепциями своей всеохватностью, образной многосторонностью, масштабом отдельных частей, их драматизмом, психологизмом, конфликтностью.
Полифонический фортепианный цикл оказался широким полем для переосмысления
многих русских фольклорных интонаций. Они вошли сюда органически, обогатив полифоническую структуру, придав ей свежий колорит и новизну.
Развитое конструктивное чутье композитора, огромный опыт монументальных многочастных построений позволяют рассматривать ор. 87 как единый цикл со своей «сверхзадачей». Об этом говорит, в частности, характер начального и завершающего номеров. Цикл открывается ясным прологом — фугой, которой автор предназначал «роль знамени, «символа веры» всего произведения», строгого, величественного, торжественного. Финалом стала одна из самых грандиозных полифонических композиций фортепианной литературы, — эта могучая кода воспринимается философским итогом всего произведения.

Татьяна Николаева
народная артистка СССР, профессор.
Прелюдии и фуги, соч. 87 по праву заняли теперь свое достойнейшее место в жизни. Они стали классикой. Я очень горда тем, что была первым интерпретатором цикла, что исполняю его целиком в два вечера, как и было задумано автором.
Прелюдии и фуги – глубочайшее произведение непревзойденного мастерства и величия. Это 24 шедевра, каждый со своим внутренним миром. Их нужно и можно сравнить с баховским циклом. Это новое слово в полифонии. При исполнении цикла целиком можно проследить его грандиозную драматургию. Амплитуда образов, характеров очень велика: от трагизма до юмора, от радости до гротеска.

Каждый прошедший день удаляет нас от дней жизни Шостаковича, непосредственными свидетелями которой мы были. Но его музыка становится нам все ближе, понятнее и дороже.

Исполняя Прелюдии и фуги уже много лет (премьера состоялась в Ленинграде в декабре 1952 года), я, к счастью, не потеряла свежести чувств. Каждое исполнение этого произведения для меня – большой праздник, крупное событие.
И мне всегда кажется, что в зале, как и прежде, сидит требовательнейший автор их – великий Дмитрий Шостакович!

Прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича — это глубокое произведение непревзойдённого мастерства и величия. Это Двадцать четыре шедевра, каждая со своей судьбой, жизнью, миром.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Скульптор: Йоганн Филипп Фердинанд Прайсс Vladimir Cosma

К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

Michael Hoppe — The Dream

Frank Pourcel — Morir de Amor

George Dyson — Melody

Ссылки

Всегда под рукой

Рубрики

  • Uncle_Sasha (14)
  • культшпаргалка (4)
  • актёры и актрисы (3)
  • Балет (102)
  • Джаз (33)
  • Дирижёры (39)
  • документальные и художественные фильмы (21)
  • Живопись, изобразительное искусство (177)
  • Играют и поют дети (79)
  • Интересно (302)
  • История (49)
  • Композиторы (1936)
  • Концерты,фестивали, конкурсы (285)
  • Краски и звуки. Смольянинов А. (3)
  • культшпаргалка (9)
  • Музеи (2)
  • Музыка классическая (2016)
  • Музыка народов мира (16)
  • Музыканты (603)
  • Музыканты шутят. (17)
  • Нужное для блога (191)
  • Опера (139)
  • Оперетта (9)
  • ОРНИ (5)
  • П.Чайковский (61)
  • Память (49)
  • Певцы (80)
  • Передачи, программы (71)
  • Пианисты (58)
  • писатели, поэты (2)
  • Победа (11)
  • Полезное для компьютера (157)
  • Понемногу обо всём . (69)
  • Поэзия (232)
  • Просто хорошая музыка (308)
  • Религия (13)
  • Романсы (5)
  • Симфоническая музыка (154)
  • Современная классическая музыка. (50)
  • Танец (8)
  • Танцоры (67)
  • Танцы народов мира. (2)
  • Театр (53)
  • хоровое искусство (10)
  • художники (27)
  • Юбилеи (46)

Метки

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели соль минор Op 57 Д,Д. Шостаковича

Святослав Рихтер и Квартет им. Бородина исполняют Квинтет для фортепиано,
двух скрипок, альта и виолончели соль минор Op 57 Д,Д. Шостаковича.
5/12/83 Большой зал Московской консерватории

Источник

Оцените статью