Шостакович праздничная увертюра для фортепиано

Шостакович праздничная увертюра для фортепиано

Д. Шостакович — классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.

Шостакович по своей природе — художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он — автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля — в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки — он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования. Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты «Правда» под заглавием «Сумбур вместо музыки», надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром — предпринимавшиеся попытки (опера «Игроки» по Н. Гоголю) остались незавершенными, а замыслы не перешли в стадию воплощения.

Шостакович — лучшее в интернет-магазине Ozon.ru

Возможно, именно в этом сказались свойства личности Шостаковича — от природы он не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом. Но так было только в жизни — в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре исканий Шостаковича и стала концепционная симфония, где он мог открыто говорить правду о своем времени, не идя на компромиссы. Однако он не отказывался от участия в художественных предприятиях, рожденных под давлением жестких требований к искусству, предъявлявшихся командно-административной системой, — таких, как кинофильм М. Чиаурели «Падение Берлина», где безудержное восхваление величия и мудрости «отца народов» дошло до крайнего предела. Но участие в такого рода киномонументах, либо иных, порой даже талантливых работах, искажавших историческую правду и творивших миф, угодный политическому руководству, не предохранило художника от грубой расправы, учиненной в 1948 г. Ведущий идеолог сталинского режима А. Жданов повторил грубые нападки, содержавшиеся в давней статье газеты «Правда» и обвинил композитора вместе с другими мастерами советской музыки той поры в приверженности к антинародному формализму.

Впоследствии в пору хрущевской «оттепели» подобные обвинения были сняты и выдающиеся творения композитора, на публичное исполнение которых был наложен запрет, нашли дорогу к слушателю. Но драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил неизгладимый отпечаток на его личность и определил направленность его творческих исканий, обращенных к нравственным проблемам бытия человека на земле. Это было и осталось тем основным, что выделяет Шостаковича среди творцов музыки в XX в.

Его жизненный путь не был богат событиями. Окончив Ленинградскую консерваторию с блистательным дебютом — великолепной Первой симфонией, он начал жизнь композитора-профессионала сначала в городе на Неве, затем в годы Великой Отечественной войны в Москве. Сравнительно краткой была его деятельность как преподавателя консерватории — покинул ее он не по своей воле. Но и поныне его ученики сохранили память о великом мастере, сыгравшем определяющую роль в становлении их творческой индивидуальности. Уже в Первой симфонии (1925) отчетливо ощутимы 2 свойства музыки Шостаковича. Одно из них сказалось в становлении нового инструментального стиля с присущей ему

легкостью, непринужденностью состязания концертирующих инструментов. Другое проявилось в настойчивом стремлении придать музыке высшую осмысленность, раскрыть средствами симфонического жанра глубокую концепцию философского значения.

Многие сочинения композитора, последовавшие за столь блистательным началом, отразили неспокойную атмосферу времени, где новый стиль эпохи выковывался в борьбе противоречивых установок. Так во Второй и Третьей симфониях («Октябрю» — 1927, «Первомайская» — 1929) Шостакович отдал дань музыкальному плакату, в них ясно сказались воздействия боевого, агитационного искусства 20-х гг. (не случайно композитор включил в них хоровые фрагменты на стихи молодых поэтов А. Безыменского и С. Кирсанова). В то же время в них проявилась и яркая театральность, которая так покоряла в постановках Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда. Именно их спектакли оказали воздействие и на стиль первой оперы Шостаковича «Нос» (1928), написанной по мотивам известной повести Гоголя. Отсюда идет не только острая сатиричность, пародийность, доходящие до гротеска в обрисовке отдельных персонажей и легковерной, быстро впадающей в панику и скорой на суд толпы, но и та щемящая интонация «смеха сквозь слезы», которая помогает нам распознать человека даже в таком пошляке и заведомом ничтожестве, как гоголевский майор Ковалев.

Стиль Шостаковича не только воспринял воздействия, исходящие из опыта мировой музыкальной культуры (здесь наиболее важны для композитора были М. Мусоргский, П. Чайковский и Г. Малер), но и впитал в себя звучания тогдашнего музыкального быта — той общедоступной культуры «легкого» жанра, которая владела сознанием масс. Отношение к ней у композитора двойственное — он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот настоящего искусства. Такое отношение с особенной четкостью сказалось в ранних балетах «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931), в Первом фортепианном концерте (1933), где достойным соперником фортепиано наряду с оркестром становится солирующая труба, а позднее в скерцо и финале Шестой симфонии (1939). Блестящая виртуозность, вызывающая дерзость эксцентрики сочетаются в этом сочинении с проникновенной лирикой, удивительной естественностью развертывания «бесконечной» мелодии в первой части симфонии.

И наконец, нельзя не сказать о другой стороне творческой деятельности молодого композитора — он много и упорно работал в кинематографе, сначала как иллюстратор при демонстрации немых фильмов, затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня из кинофильма «Встречный» (1932) обрела всенародную популярность. Вместе с тем воздействие «молодой музы» сказалось и на стиле, языке, композиционных принципах его концертно-филармонических сочинений.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и ожесточенными столкновениями противоборствующих сил особенно сказались в капитальных работах мастера периода 30-х гг. Важным шагом на этом пути стала опера «Катерина Измайлова» (1932), написанная на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В образе главной героини раскрыта сложная внутренняя борьба в душе по-своему цельной и богато одаренной от природы натуры — под гнетом «свинцовых мерзостей жизни», под властью слепой, нерассуждающей страсти она идет на тяжкие преступления, за которыми следует жестокая расплата.

Однако наибольшего успеха композитор добился в Пятой симфонии (1937) — наиболее значительном и принципиальном достижении в развитии советского симфонизма 30-х гг. (поворот к новому качеству стиля наметился в написанной ранее, но тогда не прозвучавшей Четвертой симфонии — 1936). Сила Пятой симфонии заключена в том, что переживания ее лирического героя раскрыты в теснейшей связи с жизнью людей и — шире — всего человечества в канун величайшего потрясения, когда-либо пережитого народами мира, — второй мировой войны. Это и определило подчеркнутый драматизм музыки, присущую ей обостренную экспрес

Однако и в концертах и в камерной музыке раскрывается виртуозное мастерство Шостаковича в создании композиций, открывающих простор для свободного соревнования музицирующих артистов. Здесь основным жанром, привлекшим внимание мастера, стал традиционный струнный квартет (их написано композитором столько же, сколько и симфоний — 15). Квартеты Шостаковича поражают разнообразием решений от многочастных циклов (Одиннадцатый — 1966) до одночастных композиций (Тринадцатый — 1970). В ряде своих камерных произведений (в Восьмом квартете — 1960, в Сонате для альта и фортепиано — 1975) композитор возвращается к музыке прежних своих сочинений, придавая ей новое звучание.

Среди произведений других жанров можно назвать монументальный цикл Прелюдий и фуг для фортепиано (1951), навеянный баховскими торжествами в Лейпциге, ораторию «Песнь о лесах» (1949), где впервые в советской музыке поднята тема ответственности человека за сохранение окружающей его природы. Можно назвать также Десять поэм для хора a cappella (1951), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948), циклы на стихи поэтов Саши Черного («Сатиры» — 1960), Марины Цветаевой (1973).

Продолжалась в послевоенные годы и работа в кинематографе — широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Э. Войнич — 1955), а также к экранизациям трагедий В. Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971).

Шостакович оказал значительное воздействие на развитие советской музыки. Оно сказалось не столько в прямом влиянии стиля мастера, характерных для него художественных средств, сколько в стремлении к высокой содержательности музыки, ее связи с коренными проблемами жизни человека на земле. Гуманистическое по своей сути, истинно художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание, стало явственным выражением того нового, что дала миру музыка Страны Советов.

Великий русский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Стравинского, Берга, Прокофьева, Хиндемита, позднее (в середине 1930х годов) — Малера. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Происхождение и ранние годы

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12 (25) сентября 1906 г. Отец его — Дмитрий Болеславович Шостакович (1875 —- 1922), был инженером-химиком и страстным любителем музыки, мать, София Василиевна Шостакович — одаренной пианисткой. Семья была либеральных взглядов, и юный Шостакович 8 января 1918 года написал траурный марш памяти руководителей партии кадетов, Шингарёва и Кокошкина, убитых накануне матросами и солдатами. После занятий в частной музыкальной школе, в 1919 г. Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию в класс фортепиано, и позже стал серьёзно заниматься композицией. В эти годы он зарабатывал себе на жизнь тапёрской игрой в кинотеатрах.
1920-е

В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 г. — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была «Первая симфония». По традиции, восходящей к Чайковскому, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало «чувства и силы». В 1927 г. на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, заранее надеясь на победу, он в итоге получил только почётный диплом участника. На счастье, необычный талант музыканта (в конкурсную программу Шостакович включил сонату собственного сочинения) заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижёр и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу поиграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую Симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин, и затем исполнил симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав имя русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор, представитель Второй венской школы, Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с Иваном Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры «Kammermusik No.2, op.36» Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.
1930-е

Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (печально знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара.

В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии, произведения нового, монументального стиля, сочетающего в себе героический пафос с лирическими и интимными эпизодами, и долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Однако Шостакович благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение её могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 19

исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию, произведение, созданное намеренно в общепринятой форме: 4 части с сонатным аллегро, скерцо и триумфальным финалом, с преобладанием классических гармоний, предпослав симфонии фразу: «Ответ Советского композитора на справедливую критику Партии». После премьеры сочинения в «Правде» вышла хвалебная статья, и за симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке». Отношения с Кремлём на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.

С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором.
1940-е

Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер оркестра Ленинградского Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует фреску происходящего вокруг. В ней как в зеркале видны и ужас российской повседневности с её лицемерием и гигантоманией, и трагедия войны, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.

В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.

Для выражения своих подлинных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как фортепианный квинтет (1940), фортепианное трио (1944), Струнные квартеты №2 (1944), №3 (1946) и №4 (1949).

В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатиры по отношению к окружающей жизни. В этой «лёгкой» на первый взгляд симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества – обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших камерную сифонию о советской действительности.

Гром прогремел сначала в 1946-м (печальное «разоблачение» журналов «Звезда» и «Ленинград», за которым последовало преследование писателей, в том числе Зощенко и Ахматовой), а затем в 1948-м, когда Кремль принялся за Союз Композиторов, обвинив великих мастеров Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед западом». Шостакович был обвинён в профнепригоднности и изгнан из Московской консерватории.

Главным обвинителем был секретарь ЦК КПСС, близкий соратник Сталина, Андрей Жданов. Несмотря на скорую кончину Жданова, репрессии в стране продолжали разгораться, что сильно отражалось на творчестве Шостаковича. Снова «невовремя», в 1948 году, он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и во время организованной руководителем НКВД Абакумовым в январе 1949 года массированной антисемитской государственной компании, продолжавшейся вплоть до смерти Сталина в 1953 году, Шостакович вновь оказывается под ударом, на этот раз как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году.
1950-е

Пятидесятые начались для Шостаковича очень важным проектом. Участвуя в качестве члена жюри на конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор

композитор был настолько вдохновлён атмосферой, что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому немцу.

С недолгой оттепелью, как и многие его современники, композитор связывал надежды на бо’льшую свободу в обществе и большую независимость от власть имущих. Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва-Черёмушки». Одновременно с этим композитор-мыслитель подвергает серьёзному пересмотру ключевые моменты в истории страны, создаёт 11-ю симфонию (1957), назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959). В 1957 году Шостакович становится секретарем Союза композиторов СССР, в 1960-м — Союза композиторов РСФСР (в 1960-1968 — первый секретарь).
1960-е

Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление с партию (как только что избранный Первый секретарь Союза Композиторов РСФСР, он был обязан это сделать). В письмах к своему другу Исааку Гликману он жалуется на отвратительность этого компромисса и открывает подлинные причины, побудившие его к написанию ставшего впоследствии знаменитым Струнного квартета №8 (1960). В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей революционной дилогии: пишет Симфонию №12 «1917 год», произведение необыкновенной «изобразительной» силы, где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, Разлива и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой, когда обращается к поэзии Евгения Евтушенко, сначала написав симфоническую поэму «Бабий Яр», а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым очередную симфонию, Тринадцатую, которая после недовольства Хрущёва (власти СССР не хотели признать геноцида евреев, даже когда о нём было написано в таком завуалированном виде, как у Евтушенко), всё-таки была исполнена в ноябре 1962-го.

С отстранения от власти Хрущёва и началом новой эпохи политических репрессий в России тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и №12 (1968), Вторые виолончельный (1966) и скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), романсы на слова Александра Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) Шостакович использует стихи Аполинера, Рильке, Кюхельбеккера и Лорки, все стихи связаны одной темой – смертью, в них повествуется о несправедливой или ранней смерти. Некоторые интерпретаторы склоняются ко мнению, что композитор зашифровал в этой симфонии послание о том, насколько кощунственно преследование и убийство людей со стороны власти, указывая на то, что Симфония создавалась во время гонений КГБ на диссидентов.
1970-е

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи Цветаевой и Микеланджело, 13-ый (1969-1970), 14-ый (1973) и 15-ый (1974) струнные квартеты и Симфония №15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Россини «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперы Вагнера «Золото Рейна», а также музыкальные аллюзии на музыку Глинки, Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972-го. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

В последние несколько лет композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Значение творчества

Сегодня Шостакович один из самых исполняемых в мире композиторов. Его творения — это истинные летописи ужасных страданий, выпавших на долю России в 20 веке, где глубоко личное переплетается с трагедией всего народа.

Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно. Если использовать общепринятые понятия, то в н

то в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и музыки звуковых рядов, в творчестве композитора переплетаются модернизм, романтизм, реализм, импрессионизм и экспрессионизм. Однако величина таланта этого русского гения столь необьятна, что правильнее будет отнестись к его творчеству как к уникальному явлению мирового искусства, которое будет всё полнее постигаться нашим и последующими поколениями. В этом смысле он стоит в одном ряду с такими творцами как Данте, Шекспир, Леонардо да Винчи, Бах, Бетховен, Шопен, Эйнштейн.
Музыка

Заметными циклами в творчестве Шостаковича являются его циклы симфоний и квартетов, каждый из которых содержит по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Восьмая, среди квартетов — Восьмой и Пятнадцатый.

Музыка композитора демонстрирует влияние большого числа любимых композиторов Шостаковича: Баха в его фугах и пассакалиях, Бетховена в его поздних квартетах, Малера в его симфониях, Берга в его использовании музыкального цитирования и кодирования. Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Модесту Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в зимних сценах «Леди Макбет. » и в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.
Основные произведения:

Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (не окончена)

15 струнных квартетов

Квинтет для фортепиано и струнных

Оратория «Песнь о лесах»

Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»

Кантата «Казнь Степана Разина»

Концерты и сонаты для различных инструментов

Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром

Оперетта «Москва, Черемушки»

Музыка к кинофильмам

Симфония № 1 f-moll, соч. 10 (1924—1925). Премьера — 12 мая 1926, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Н. Малько
Симфония № 2 H-dur «Октябрю», соч. 14, с финальным хором на слова А. Безыменского (1927). Премьера — 5 ноября 1927, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр Н. Малько
Симфония № 3 Es-dur «Первомайская», соч. 20, с финальным хором на слова С. Кирсанова (1929). Премьера — 21 января 1930, Ленинград. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижёр А. Гаук
Симфония № 4 c-moll, соч. 43 (1935—1936). Премьера — 30 декабря 1961, Москва, Большой зал Консерватории. Оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин
Симфония № 5 d-moll, соч. 47 (1937). Премьера — 21 ноября 1937, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 6 h-moll, соч. 54 (1939) в трёх частях. Премьера — 21 ноября 1939, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 7 C-dur «Ленинградская», соч. 60 (1941). Премьера — 5 марта 1942, Куйбышев, Дом культуры. Оркестр Большого театра, дирижёр С. Самосуд
Симфония № 8 c-moll, соч. 65 (1943), посвящена Е. Мравинскому. Премьера — 4 ноября 1943, Москва, Большой зал консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 9 Es-dur, соч. 70 (1945) в пяти частях. Премьера — 3 ноября 1945, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 10 e-moll, соч. 93 (1953). Премьера — 17 декабря 1953, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 11 g-moll «1905 год», соч. 103 (1956—1957). Премьера — 30 октября 1957, Москва, Большой зал Консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Рахлин
Симфония № 12 d-moll «1917 год», соч. 112 (1959—1961), посвящена памяти В. И. Ленина. Премьера — 1 октября 1961, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Симфония № 13 b-moll «Бабий Яр», соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра на стихи Е. Евтушенко. Премьера — 18 декабря 1962, Москва, Большой зал Консерватории. В. Громадский (бас), Государственный хор и хор Гнесинского института, оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин.
Симфония № 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке. Премьера — 29 сентября 1969, Ленинград, Большой зал академии хорового искусства имени М. И. Глинки. Г. Вишневская (сопрано), Е. Владимиров (бас), Московский камерный оркестр, дирижёр Р. Баршай.
Симфония № 15 A-dur, соч. 141 (1971). Премьера — 8 января 1972, Москва, Симфонический оркестр Государственного телевидения и Всесоюзного радио, дирижёр М. Шостакович

Концерты для солирующего инструмента с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром (струнные и солирующая труба) № 1 c-moll, соч. 35 (1933). Премьера — 15 октября 1933, Ленинград, Большой зал филармонии. Д. Шостакович (фортепиано), А. Шмидт (труба), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Ф. Штидри.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 F-dur, соч. 102 (1957). Премьера — 10 мая 1957, Москва, Большой зал Консерватории. М. Шостакович (фортепиано), Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Н. Аносов.
Концерт для скрипки с оркестром №1 a-moll, соч. 77 (1947—1948). Премьера — 29 октября 1955, Ленинград, Большой зал филармонии. Д. Ойстрах (скрипка), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Концерт для скрипки с оркестром №2 cis-moll, соч. 129 (1967). Премьера — 26 сентября 1967, Москва, Большой зал Консерватории. Д. Ойстрах (скрипка), оркестр Московской филармонии, дирижёр К. Кондрашин
Концерт для виолончели с оркестром № 1 Es-dur, соч. 107 (1959). Премьера — 4 октября 1959, Ленинград, Большой за

Концерт для виолончели с оркестром № 1 Es-dur, соч. 107 (1959). Премьера — 4 октября 1959, Ленинград, Большой зал филармонии. М. Ростропович (виолончель), оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр Е. Мравинский
Концерт для виолончели с оркестром № 2 G-dur, соч. 126 (1966). Премьера — 25 сентября 1966, Москва, Большой зал Консерватории. М. Ростропович (виолончель), Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Е. Светланов

Другие оркестровые сочинения

Скерцо fis-moll, соч. 1 (1919)
Тема с вариациями B-dur, соч. 3 (1921—1922)
Скерцо Es-dur, соч. 7 (1923—1924)
Сюита из оперы «Нос» для тенора и баритона с оркестром, соч. 15а (1928)
Сюита из балета «Золотой век», соч. 22а (1930)
Две пьесы для оперы Э. Дресселя «Бедный Колумб», соч. 23 (1929)
Сюита из балета «Болт» (Балетная сюита № 5), соч. 27а (1931)
Сюита из музыки к фильму «Златые горы», соч. 30а (1931)
Сюита из музыки к спектаклю «Гамлет», соч. 32а (1932)
Сюита № 1 для эстрадного оркестра (1934)
Пять фрагментов, соч. 42 (1935)
Сюита № 2 для эстрадного оркестра (1938)
Сюита из музыки к фильмам о Максиме (хор и оркестр; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 50а (1961)
Торжественный марш для духового оркестра (1942)
Сюита из музыки к фильму «Зоя» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 64а (1944)
Сюита из музыки к фильму «Молодая гвардия» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 75а (1951)
Сюита из музыки к фильму «Пирогов» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 76а (1951)
Сюита из музыки к фильму «Мичурин» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 78а (1964)
Сюита из музыки к фильму «Встреча на Эльбе» (голоса и оркестр; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 80а (1948)
Сюита из музыки к фильму «Падение Берлина» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 82а (1950)
Балетная сюита № 1 (1949)
Сюита из музыки к фильму «Белинский» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 85а (1960)
Сюита из музыки к фильму «Незабываемый 1919-й» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 89а (1952)
Балетная сюита № 2 (1951)
Балетная сюита № 3 (1951)
Балетная сюита № 4 (1953)
Праздничная увертюра A-dur, соч. 96 (1954)
Сюита из музыки к фильму «Овод» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 97а (1956)
Сюита из музыки к фильму «Первый эшелон» (с хором; аранжировка Л. Атовмяна), соч. 99а (1956)
«Новороссийские куранты» (1960)
Сюита из музыки к фильму «Пять дней — пять ночей» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 111а (1961)
Сюита из оперы «Катерина Измайлова» для сопрано и оркестра, соч. 114а (1962)
Увертюра на русские и киргизские темы, соч. 115 (1963)
Сюита из музыки к фильму «Гамлет» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 116а (1964)
Сюита из музыки к фильму «Год как жизнь» (аранжировка Л. Атовмяна), соч. 120а (1969)
Траурно-триумфальная прелюдия памяти героев Сталинградской битвы, соч. 130 (1967)
«Октябрь», симфоническая поэма, соч. 131 (1967)
«Марш советской милиции» для духового оркестра, соч. 139 (1970)

Соната для виолончели и фортепиано d-moll, соч. 40 (1934). Первое исполнение ― 25 декабря 1934, Ленинград. В. Кубацкий, Д. Шостакович
Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134 (1968). Первое исполнение ― 3 мая 1969, Москва. Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер
Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (1975). Первое исполнение ― 1 октября 1975, Ленинград. Ф. С. Дружинин, М. Мунтян
Три пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 9 (1923―1924). Не опубликованы, утеряны.
Moderato для виолончели и фортепиано (1930-е)
Три пьесы для скрипки (1940), утеряны
Фортепианное трио № 1, соч. 8 (1923)
Фортепианное трио № 2 e-moll, соч. 67 (1944), посвящено памяти И. И. Соллертинского. Первое исполнение ― Ленинград, 14 ноября 1944. Д. Цыганов (скрипка), С. Ширинский (виолончель), Д. Шостакович (фортепиано)
Струнный квартет № 1 C-dur, соч. 49 (1938). Первое исполнение ― 10 октября 1938, Ленинград. Квартет имени Глазунова
Струнный квартет № 2 A-dur, соч. 68 (1944). Первое исполнение ― 14 ноября 1944, Ленинград. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 3 F-dur, соч. 73 (1946). Первое исполнение ― 16 декабря 1946, Москва. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 4 D-dur, соч. 83 (1949). Первое исполнение ― 3 декабря 1953, Москва. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 5 B-dur, соч. 92 (1952). Первое исполнение ― 13 ноября 1953, Москва. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 6 G-dur, соч. 101 (1956). Первое исполнение ― 7 октября 1956, Ленинград. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 7 fis-moll, соч. 108 (1960). Первое исполнение ― 15 мая 1960, Ленинград. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 8 c-moll, соч. 110 (1960). Первое исполнение ― 2 октября 1960, Ленинград. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 9 Es-dur, соч. 117 (1964). Первое исполнение ― 20 ноября 1964, Москва. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 10 As-dur, соч. 118 (1964). Первое исполнение ― 20 ноября 1964, Москва. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 11 f-moll, соч. 122 (1966). Первое исполнение ― 28 мая 1966, Ленинград. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 12 Des-dur, соч. 133 (1968). Первое исполнение ― 14 сентября 1968, Москва. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 13 b-moll, соч. 138 (1970). Первое исполнение ― 13 декабря 1970, Ленинград. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 14 Fis-dur, соч. 142 (1973). Первое исполнение ― 12 ноября 1973, Ленинград. Квартет имени Бетховена
Струнный квартет № 15 es-moll, соч. 144 (1974). Первое исполнение ― 15 ноября 1974, Ленинград. Квартет имени Танеева

Фортепианный квинтет g-moll, соч. 57 (1940). Первое исполнение ― 23 ноября 1940, Москва. Квартет имени Бетховена, Д. Шостакович (фортепиано)

Две пьесы для струнного октета, соч. 11 (1924―1925)

Сочинения для фортепиано

Соната № 1 D-dur, соч. 12 (1926). Первое исполнение — Ленинград, 12 декабря 1926, Д. Шостакович
Соната № 2 h-moll, соч. 61 (1943). Первое исполнение — Москва, 6 июня 1943, Д. Шостакович
Многочисленные ранние сочинения, в том числе Траурный марш памяти жертв революции и др.
Восемь прелюдий, соч. 2 (1918―1920), не опубликованы
Менуэт, прелюдия и интермеццо (около 1919—1920), не окончены
«Мурзилка»
Пять прелюдий (1919—1921), совместно с П. Фельдтом и Г. Клеменсом
Три фантастических танца, соч. 5 (1920—1922)
«Афоризмы», десять пьес, соч. 13 (1927)
Двадцать четыре прелюдии, соч. 34 (1932—1933)
«Детская тетрадь», семь пьес, соч. 69 (1944—1945)
Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951). Первое исполнение — Ленинград, 23 и 28 декабря 1952, Т. Николаева
«Семь танцев кукол» (1952)
Сюита fis-moll для двух фортепиано, соч. 6 (1922)
«Весёлый марш» для двух фортепиано (1949)
Концертино для двух фортепиано, соч. 94 (1954)
Тарантелла для двух фортепиано (1954)

Вокально-инструментальные сочинения
Сочинения с участием хора

«От Карла Маркса до наших дней», симфоническая поэма на слова Н. Асеева для голосов соло, хора и оркестра (1932), не окончена, утеряна
«Клятва Наркому» на слова В. Саянова для баса, хора и фортепиано (1941)
Песня гвардейской дивизии («Идут бесстрашные гвардейские полки») на слова Рахмилевича для баса, хора и фортепиано (1941)
«Славься, Отчизна советов» на слова Е. Долматовского для хора и фортепиано (1943)
«Чёрное море» на слова С. Алимова и Н. Верховского для баса, мужского хора и фортепиано (1944)
«Заздравная песня о Родине» на слова И. Уткина для тенора, хора и фортепиано (1944)
«Поэма о Родине», кантата для меццо-сопрано, тенора, двух баритонов, баса, хора и оркестра, соч. 74 (1947)
«Антиформалистический раёк» для четырёх басов, чтеца, хора и фортепиано (1948/1968)
«Песнь о лесах», оратория на слова Е. Долматовского для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949)
«Наша песня» на слова К. Симонова для баса, хора и фортепиано (1950)
«Марш сторонников мира» на слова К. Симонова для тенора, хора и фортепиано (1950)
Десять поэм на слова революционных поэтов для хора без сопровождения (1951)
«Над Родиной нашей солнце сияет», кантата на слова Е. Долматовского для хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 90 (1952)
«Мы Родину славим» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
«Мы в сердце октябрьские зори храним» (слова В. Сидорова) для хора и фортепиано (1957)
Две обработки русских народных песен для хора без сопровождения, соч. 104 (1957)
«Заря Октября» (слова В. Харитонова) для хора и фортепиано (1957)
«Казнь Степана Разина», вокально-симфоническая поэма на слова Е. Евтушенко для баса, хора и оркестра, соч. 119 (1964)
«Верность», восемь баллад на слова Е. Долматовского для мужского хора без сопровождения, соч. 136 (1970)

Сочинения для голоса с сопровождением

Две басни Крылова для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 4 (1922)
Шесть романсов на стихи японских поэтов для тенора и оркестра, соч. 21 (1928―1932)
Четыре романса на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 46 (1936―1937)
Семь обработок финских народных песен (Сюита на финские темы) для солистов (сопрано и тенора) и камерного ансамбля. Без н/соч. (1939)
Шесть романсов на стихи британских поэтов в переводе Б. Пастернака и С. Маршака для баса и фортепиано, соч. 62 (1942). В дальнейшем оркестрованы и изданы как соч. 62а (1943), второй вариант оркестровки ― как соч. 140 (1971)
«Патриотическая песня» на слова Долматовского (1943)
«Песнь о Красной Армии» на слова М. Голодного (1943), совместно с А. Хачатуряном
«Из еврейской народной поэзии» для сопрано, альта, тенора и фортепиано, соч. 79 (1948). В дальнейшем сделана оркестровка и издана как соч. 79а
Два романса на стихи М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано, соч. 84 (1950)
Четыре песни на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано, соч. 86 (1950―1951)
Четыре монолога на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 91 (1952)
«Греческие песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для голоса и фортепиано (1952—1953)
«Песни наших дней» на слова Е. Долматовского для баса и фортепиано, соч. 98 (1954)
«Были поцелуи» на слова Е. Долматовского для голоса и фортепиано (1954)
«Испанские песни» (перевод С. Болотина и Т. Сикорской) для меццо-сопрано и фортепиано, соч. 100 (1956)
«Сатиры», пять романсов на слова Саши Чёрного для сопрано и фортепиано, соч. 109 (1960)
Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил» для баса и фортепиано, соч. 121 (1965)
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано, соч. 123 (1966)
Семь стихотворений А. А. Блока для сопрано и фортепианного трио, соч. 127 (1967)
«Весна, весна» на стихи А. С. Пушкина для баса и фортепиано, соч. 128 (1967)
Шесть романсов для баса и камерного оркестра, соч. 140 (по соч. 62; 1971)
Шес

Шесть стихотворений М. И. Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973), оркестрованы как соч. 143а
Сюита на слова Микеланджело Буонарроти в переводе А. Эфроса для баса и фортепиано, соч. 145 (1974), оркестрованы как соч. 145а
Четыре стихотворения капитана Лебядкина (из романа Ф. М. Достоевского «Бесы») для баса и фортепиано, соч. 146 (1974)

Музыкальный театр
Оперы и оперетты

«Нос» — опера в трёх действиях на либретто Шостаковича, Прейса, Ионина и Замятина по одноимённой повести Николая Гоголя, соч. 15 (1927—1928). Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 18 января 1930
«Большая молния», комическая опера на либретто Николая Асеева (1931—1932), не окончена. Фрагменты впервые исполнены в Большом зале Ленинградской филармонии 11 февраля 1981.
«Леди Макбет Мценского уезда», опера в четырёх действиях на либретто Шостаковича и Прейса по одноимённому роману Николая Лескова, соч. 29 (1930—1932). Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 22 января 1934
«Оранго», пролог к комической опере на либретто Александра Старчакова и Алексея Толстого, не оркестрован (1932), 1932
«Сказка о попе и работнике его Балде», музыка к мультфильму-опере (1934)
«Скрипка Ротшильда», замысел Вениамина Флейшмана, музыка сочинена Флейшманом под руководством Шостаковича (степень участия Шостаковича в сочинении музыки остаётся дискуссионным вопросом), оркестровка Шостаковича, 1939—1944
«Катерина Измайлова» (вторая редакция оперы «Леди Макбет Мценского уезда»), соч. 114 (1953—1962). Первая постановка: Москва, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 8 января 1963.
«Игроки», опера по одноимённой пьесе Гоголя (1941—1942), автором не окончена. Впервые исполнена в концертном исполнении в Большом зале Ленинградской филармонии 18 сентября 1978. Первая постановка в версии Кшиштофа Мейера — 12 июня 1983, Вупперталь. Первая постановка в Москве — 24 января 1990, Камерный музыкальный театр.
«Москва, Черёмушки», оперетта в трёх действиях на либретто Владимира Масса и Михаила Червинского, соч. 105 (1957—1958)

«Золотой век», т в трёх действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1929—1930). Первая постановка: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета, 26 октября 1930, балетмейстер Василий Вайнонен. Первое представление возрождённой версии: Москва, Большой театр, 14 октября 1982, балетмейстер Юрий Григорович
«Болт», хореографический спектакль в трёх действиях на либретто В. Смирнова, соч. 27 (1930—1931). Первая постановка: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета, 8 апреля 1931, балетмейстер Фёдор Лопухов.
«Светлый ручей», комический балет в трёх действиях с прологом на либретто Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1934—1935). Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 4 июня 1935, балетмейстер Ф. Лопухов.

Музыка к театральным постановкам

«Клоп», музыка к пьесе В. В. Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда, соч. 19 (1929). Премьера — 13 февраля 1929, Москва
«Выстрел», музыка к пьесе А. Безыменского, соч. 24. (1929). Премьера — 14 декабря 1929, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
«Целина», музыка к пьесе А. Горбенко и Н. Львова, соч. 25 (1930); партитура утрачена. Премьера — 9 мая 1930, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
«Правь, Британия», музыка к пьесе А. Петровского, соч. 28 (1931). Премьера — 9 мая 1931, Ленинград, Театр рабочей молодёжи
«Условно убитый», музыка к пьесе В. Воеводина и Е. Рысса, соч. 31 (1931). Премьера — 2 октября 1931, Ленинград, Мюзик-холл
«Гамлет», музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 32 (1931—1932). Премьера — 19 мая 1932, Москва, Театр им. Вахтангова
«Человеческая комедия», музыка к спектаклю П. Сухотина по романам О. де Бальзака, соч. 37 (1933—1934). Премьера — 1 апреля 1934, Москва, Театр им. Вахтангова
«Салют, Испания!», музыка к пьесе А. Афиногенова, соч. 44 (1936). Премьера — 23 ноября 1936, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина
«Король Лир», музыка к трагедии У. Шекспира, соч. 58а (1941). Премьера — 24 марта 1941, Ленинград
«Отчизна», музыка к спектаклю, соч. 63 (1942). Премьера — 7 ноября 1942, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
«Русская река», музыка к спектаклю, соч. 66 (1944). Премьера — 17 апреля 1944, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
«Весна победная», две песни к спектаклю на стихи М. Светлова, соч. 72 (1946). Премьера — 8 мая 1946, Москва, Центральный клуб имени Дзержинского
«Гамлет», музыка к трагедии У. Шекспира (1954). Премьера — 31 марта 1954, Ленинград, Театр драмы им. Пушкина

Музыка к кинофильмам

«Новый Вавилон» (немой фильм; режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 18 (1928—1929)
«Одна» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 26 (1930—1931)
«Златые горы» (режиссёр С. Юткевич), соч. 30 (1931)
«Встречный» (режиссёры Ф. Эрмлер и С. Юткевич), соч. 33 (1932)
«Сказка о попе и работнике его Балде» (мультфильм; режиссёр Михаил Цехановский), соч. 36 (1933—1934). Работа не окончена
«Любовь и ненависть» (режиссёр А. Гендельштейн), соч. 38 (1934)
«Юность Максима» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 41 (1934)
«Подруги» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 41а (1934—1935)
«Возвращение Максима» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 45 (1936—1937)
«Волочаевские дни» (режиссёры Г. и С. Васильевы), соч. 48 (1936—1937)
«Выборгская сторона» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 50 (1938)
«Друзья» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 51 (1938)
«Великий гражданин» (режиссёр Ф. Эрмлер), соч. 52 (1 серия, 1937) и 55 (2 серия, 1938—1939)
«Человек с ружьём» (режиссёр С. Юткевич), соч. 53 (1938)
«Глупый мышонок» (режиссёр М. Цехановский), соч. 56 (1939)
«Приключения Корзинкиной» (режиссёр К. Минц), соч. 59 (1940—1941)
«Зоя» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 64 (1944)
«Простые люди» (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), соч. 71 (1945)
«Молодая гвардия» (режиссёр С. Герасимов), соч. 75 (1947—1948)
«Пирогов» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 76 (1947)
«Мичурин» (режиссёр А. Довженко), соч. 78 (1948)
«Встреча на Эльбе» (режиссёр Г. Александров), соч. 80 (1948)
«Падение Берлина» (режиссёр М. Чиаурели), соч. 82 (1949)
«Белинский» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 85 (1950)
«Незабываемый 1919-й» (режиссёр М. Чиаурели), соч. 89 (1951)
«Песня великих рек» (режиссёр Я. Ивенс), соч. 95 (1954)
«Овод» (режиссёр А. Файнциммер), соч. 97 (1955)
«Первый эшелон» (режиссёр М. Калатозов), соч. 99 (1955—1956)
«Пять дней — пять ночей» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 111 (1960)
«Черёмушки» (по оперетте «Москва, Черёмушки»; режиссёр Г. Раппапорт) (1962)
«Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 116 (1963—1964)
«Год как жизнь» (режиссёр Г. Рошаль), соч. 120 (1965)
«Катерина Измайлова» (по опере; режиссёр М. Шапиро) (1966)
«Софья Перовская» (режиссёр Л. Арнштам), соч. 132 (1967)
«Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев), соч. 13

Н. А. Римский-Корсаков ― «Я в гроте ждал» (1921)
В. Юманс ― «Tea for Two» (оркестровано под названием «Таити трот»; 1927), соч. 16
Две пьесы Д. Скарлатти (для духового оркестра; 1928), соч. 17
П. Дегейтер ― Интернационал (1937)
М. П. Мусоргский ― опера «Борис Годунов» (1939―1940), соч. 58
М. П. Мусоргский ― Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха («Песня о блохе»; 1940)
И. Штраус ― полька «Весёлый поезд» (1941)
Двадцать семь романсов и песен (1941)
Восемь английских и американских народных песен (в переводе С. Маршака, С. Болотина, Т. Сикорской) для баса и оркестра (1943)
В. Флейшман ― опера «Скрипка Ротшильда» (окончание и оркестровка; 1944)
М. П. Мусоргский ― опера «Хованщина» (1958―1959), соч. 106
М. П. Мусоргский ― «Песни и пляски смерти» (1962)
А. Давиденко ― два хора, соч. 124 (1963)
Р. Шуман ― концерт для виолончели с оркестром, соч. 125 (1963)
Б. И. Тищенко — концерт для виолончели с оркестром № 1 (1969)
Л. ван Бетховен — «Песня о блохе» (ор. 75 № 3; 1975)

Основная статья: Список произведений Дмитрия Шостаковича

15 симфоний
Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена К. Мейером), «Оранго» (опера не была закончена, существует только Пролог)
Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)
15 струнных квартетов
Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги», соч. 87 (1950—1951)[28]
Праздничная увертюра к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов (1954)
Фортепианный квинтет
Оратория «Песнь о лесах»
Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и «Казнь Степана Разина»
Антиформалистический раёк
Концерты и сонаты для различных инструментов
Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
Оперетта «Москва, Черёмушки»
Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Падение Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки», «Король Лир» (1971).

Шостакович — выдающийся мастер оркестра. Он мыслит оркестрово. Инструментальные тембры и сочетания инструментов с поразительной точностью и во многом по-новому используются у него как живые участники его симфонических драм. Седьмая («Ленинградская») симфония — одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Симфония написана в 1941 году. Большая ее часть, как уже было сказано, сочинена в осажденном Ленинграде. Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась эта музыка. Утром 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич ‘Выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолеты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? — продолжал композитор,- . для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту .

Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать . ». Замечательна история и первых исполнений седьмой симфонии в нашей стране 11 за рубежом. Среди них самый потрясающий факт — премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа седьмую симфонию Шостаковича сыграли в зале Филармонии.

Дирижировал Карл Ильич Элиасберг. «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих . » — писали тогда в «Комсомольской правде» Ольга Берггольц и Георгий Макогоненко. На партитуре симфонии авторская надпись: «Посвящается городу Ленин граду». Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» — настоль- ко точно передает .она дух событий. И вместе с тем, эта музыка поражает не только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и — мира разрушения и жестокости; Человека и — цивилизованного варвара; добра и зла. О том, что побеждает в симфонии в результате этой борьбы, очень точно сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма — обесчеловечить человека — он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой . ». Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают четыре части симфонии. Рассмотрим подробно первую часть, которая рисует непосредственное «военное» столкновение двух миров.

Первая часть (Allegretto) написана в сонатной форме. В экспозиции ее заключены образы советской страны, народа, человека. «Работая над симфонией,- говорит композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека . ». Первая тема экспозиции — тема главная — героическая и величественная. Она звучит у струнных инструментов в тональности до мажор: Вот некоторые особенности этой темы, придающие ей современную остроту и динамичность: смелые широкие мелодические ходы; энергичный маршевый ритм, характерный для многих советских массовых песен; богатство и напряженность лада (до мажор, включающий в себя повышенную ступень — звук фа-диез — в третьем такте; дальше в развертывании темы наряду с мажорной используется минорная терция — ми-бемоль). с русскими «богатырскими» темами главную партию седьмой симфонии Шостаковича сближают размашистые, раскачивающиеся интонации, тяжеловатые унисоны.

Вслед за главной партией звучит лирическая побочная в тонал

Вслед за главной партией звучит лирическая побочная в тональности соль мажор. Тихая и даже как будто застенчивая в выражении чувств музыка глубоко искренна. Прозрачно изложение, чисты инструментальные краски. Эпизод нашествия построен в форме вариаций на одну мелодически неизменную тему (в тональности ми-бемоль мажор). Постоянной остается и барабанная дробь, все усиливающаяся к концу. Меняются от вариации к вариации оркестровые тембры, регистры, плотность фактуры, динамика, присоединяются новые полифонические голоса. При помощи всех этих средств и раскрывается характер темы. Вариаций — одиннадцать. В двух первых холодность и мертвенность звучания подчеркиваются тембром флейты в низком регистре (первая вариация) и сочетанием того же инструмента с флейтой пикколо на расстоянии полутора октав (вторая вариация). В третьей вариации сильнее выделяется автоматичность: каждую фразу у гобоя копирует на октаву ниже фагот.

В басу вступает новая, тупо отбивающая ритм фигура. С четвертой по седьмую вариацию усиливается воинственный характер музыки. Вступают медные духовые инструменты (труба, тромбон с Сурдиной в четвертой вариации). Впервые тема звучит forte, излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация). В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности fortissimo. Ее играют в нижнем регистре в унисон восемь валторн вместе с деревянными духовыми и струнными инструментами. Автоматическая фигура из третьей вариации теперь наверху. Ее отстукивает ксилофон в сочетании с другими инструментами. В девятой вариации к железному звучанию темы (у труб и тромбонов в верхнем регистре) при соединяется мотив стона. И наконец, в двух последних вариациях тема приобретает торжествующий характер. Кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут происходит неожиданное. Резко сменяется тональность. Вступает дополнительная группа труб, валторн и тромбонов. Звучит драматический мотив, который называют мотивом сопротивления.

В замечательной статье, посвященной седьмой симфонии, Евгений Петров так писал об эпизоде нашествия: «Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то, что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас,- раз, два, раз. Два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного!? мыслить и чувствовать . происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической, литературе. Несколько нот партитуре,- и на всем скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой Сопротивления Завязывается симфоническая битва небывалого напряжения (вариационное развитие переходит в разработочное). Мощные волевые усилия наталкиваются на железные мотивы нашествия.

В пронзительных душераздирающих диссонансах слышатся крики, боль, стоны. Все это выливается в грандиозный реквием — плач о погибших. Так начинается необычная реприза. В ней обе темы экспозиции — главная и побочная — оказываются сильно измененными подобно людям, вошедшим в пламя войны, испытавшим ужас и страдание, исполнившимся гнева. Одно из редких свойств таланта Шостаковича — его способность передать в музыке великую скорбь, слитую с великой силой протеста против зла. Таково звучание главной партии в репризе: Она проходит теперь в миноре, ее маршевый ритм становится ритмом траурного шествия, но мелодия приобрела характер могу- чего страстного речитатива. Это речь, обращенная ко всем людям. Мелодии подобного склада — широко изложенные у всего оркестра, полные ораторских интонаций — призывных, гневных, страстных,- не однажды встречаются в музыке Шостаковича.

Побочная партия — прежде светлая, лирическая — в репризе глухо и скорбно звучит у фагота, в низком регистре, в особом минорном ладу, который Шостакович часто использует в музыке трагич

Источник

Оцените статью