Шостакович прелюдии фуги для фортепиано

Шостакович прелюдии фуги для фортепиано

Прелюдии Шостаковича

Фортепианное творчество Дмитрия Шостаковича – это безграничный океан великолепной профессиональной музыки. В его композициях можно услышать как необычные современные решения, так и классические модели. Циклы прелюдий op. 2, 34 и 87 создают особый золотой фонд фортепианных миниатюр.

Историю создания Прелюдий Шостаковича, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Фортепианные прелюдии op.2 Дмитрий Шостакович написал в 14 лет, в 1920 году. Тогда вместе в товарищами-музыкантами Георгием Клеменцем и Павлом Фельдтом они решили сочинить цикл из 24 прелюдий и фуг. Природная одаренность к композиции позволила Дмитрию быстрее всех создать собственный миницикл, состоящий из 8 прелюдий, пять из которых он сочинил специально, а три были написаны ранее. Так как композитор всегда критически относился к собственному творчеству, то не пожелал публиковать прелюдии.

Чудом произведения были отданы на хранение однокурснику Шостаковича – Гаврилу Юдину. Лишь спустя 40 лет композиции были опубликованы с посвящениями:

  • 1 прелюдия великолепному и талантливому художнику Б.М. Кустодиеву;
  • 4 прелюдии – в честь сестры Маши, которая всегда поддерживала творчество брата;
  • 3 сочинения помечены инициалами Н. К.

Таинственная Н.К. расшифровывается, как Наташа Куба. В эту девочку молодой Шостакович был влюблён, поэтому и посвятил ей собственные композиции.

Спустя практически 12 лет композитор решил осуществить давний замысел – создать современный ХТК . Теперь он подошел крайне ответственно и серьезно к поставленной задаче. Тем не менее, двадцать четыре прелюдии и фуги op. 34 были написаны Шостаковичем в кратчайшие сроки – всего за 2 месяца! В конце 1932 года он приступил к работе над циклом, и уже в конце января полностью закончил миниатюры. Появление цикла знаменуется началом нового периода жизни и творчества, связанного прежде всего с обновлением стиля и приемов.

В 1950 году весь мир культуры праздновал двухсотлетий юбилей со дня смерти великого Иоганна Себастьяна Баха . Наиболее знаменитые музыканты съезжались в немецкий городок, чтобы поучаствовать в конкурсе с исполнением музыкальных программ. В жюри конкурса был приглашён Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор также выступил с музыковедческим рефератом, в котором объяснял роль творчества Баха и делился со слушателями собственным отношением. Во время посещения музыкального фестиваля, композитор вновь вдохновился на создание столь масштабного сборника. Он открыто обсуждал возможность реализации с другими европейскими композиторами, но они весьма скептически отнеслись к задумке.

По приезду в родной СССР, Дмитрий Дмитриевич сразу принялся за сочинение. Всего несколько месяцев активной работы и современный ХТК был полностью готов. В апреле 1951 года состоялась презентация 24 прелюдий и фуг перед ЦК. Композитор сильно нервничал, он был очень бледным. В воздухе чувствовалось напряжение. Комиссия выслушала все от начала до конца. Когда прозвучал последний аккорд, и Шостакович встал из-за рояля, стояла гробовая тишина. Он медленно встал, прошел по залу и сел. Никто не подходил к нему. Только комиссия яро обсуждала произведения между собой. Все напоминало суд. Через несколько минут Шостакович был вновь обвинен в формализме. «Разве эта музыка может быть полезна для народа? Для кого Вы ее написали?» — один за другим спрашивали члены комиссии. Особенно активно принимали участие в осуждении композиторы Мариан Коваль и Дмитрий Кабалевский. Сам сочинитель тяжело переживал непонимание со стороны комиссии, но нападки не помешали талантливым пианистам исполнять столь яркий цикл произведений. Уже через несколько месяцев исполнительница Татьяна Николаева включила музыку в собственный репертуар и дала несколько концертов, которые пользовались большой популярностью у истинных ценителей музыкального искусства.

Сегодня прелюдии и фуги Дмитрий Шостаковича являются классикой XX века.

Интересные факты

  • В январе 1962 году, лишь спустя 10 лет после премьеры, была осуществлена первая запись цикла на пластинку. Исполнительницей стала знаменитая пианистка Татьяна Николаева, которая и исполняла произведения на премьере.
  • Самый ранний опус №2 был опубликован лишь в 1960 году, спустя практически сорок лет после написания. Издал сборник известный дирижер и консерваторский друг Дмитрий Шостаковича Гаврил Яковлевич Юдин.
  • В прелюдиях и фугах представлены звукоряды, характерные именно для русской народной духовной музыки.
  • Каждый свой день Шостакович начинал с того, что играл одно произведение из ХТК великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
  • Шостаковичу всегда было интересно, какую краску может давать та или иная тональность. Так, предтечей к созданию цикла op. 87 стали такие произведения, как 15 струнных квартетов, которые, начиная с восьмого, расположены по квинтовому соотношению, а также «Детская тетрадь».
  • За 24 прелюдии и фуги Шостакович вновь был обвинен в формалистических взглядах.

Содержание

Восемь прелюдий op. 2

Раннее музыкальное творчество композитора – это прежде всего жизнеутверждающая музыка, наполненная светом и позитивом. Даже минорные композиции, такие как ля минорная и фа минорная прелюдии, обладают особой светлой атмосферой.

Первая композиция написана в тональности a-moll. Лёгкая, лирическая музыка имеет оттенок юмора и беззаботности. Каждый звук сверкает и переливается. Многогранность мелодического построения заставляет вслушиваться и полностью погружает в волшебный мир детства. Наивная и изящная композиция достойна внимания слушателя.

Яркий контраст создает ми минорное сочинение. Драматический характер и необычная гармония отличают произведение. Сложно подобрать эпитеты, чтобы описать красочность музыки. Многие сравнивают ее со временем, с его неумолимым бегом.

Прелюдия Соль мажор обладает ярким оркестровым звучанием. Ее эпический характер, мощь и суровость рисуют удивительные патриотичные образы.

Цикл из восьми прелюдий – это сборник маленьких музыкальных экспериментов, когда композитор еще только находился в поиске собственного индивидуального стиля.

24 прелюдии op. 34

Музыкальной галереей можно считать цикл из 24 прелюдий. Последовательно в квинтовом соотношении расположены прелюдии по принципу контраста. Именно в этом опусе можно проследить заметный композиторский рост.

Во многом можно проследить влияние композиторов романтиков, в том числе Фредерика Шопена и раннего творчества Скрябина . Цикл состоит из ярких контрастов: глубина и лаконичность, жизнерадостность и философская задумчивость, драматичность и юмористичность.

Цикл содержит 24 разноплановые композиции, которые создают сюжетное единство:

  1. Первая прелюдия отличается импровизационным складом. Легкая, воздушная музыка уносит далеко от реальности заставляя погружаться в безграничный мир грез и фантазий.
  2. Второе сочинение отправляет нас в Испанию. Можно отчётливо услышать народную музыку страны с ее волнующими и ритмичными гитарными переборами.
  3. Жанром следующего сочинения стал романс. Мелодия имеет вокальный склад и легко запоминается.
  4. Интеллектуальное и сосредоточенное фугатто позволяет слушателю подумать о вечном.
  5. В пятой пьесе можно разыграться и развить собственную технику. Жанровая основа – этюд.
  6. Фортепианная композиция построена на диссонансах и напоминает фальшивую игру оркестрантов.
  7. Волшебная седьмая прелюдия – это ночная песня.
  8. Восьмая – это фантазия, рисующая разнообразные причудливые образы. Она изменяется также быстро, как облака на небе.
  9. Вновь слушатель может путешествовать, изучая музыкальные жанры. Вот сейчас отчетливо слышны характерные ритмы тарантеллы.
  10. На главной улице играет шарманщик, его шарманка, вероятно, старая, но, тем не менее, не перестает удивлять слушателя интересными мелодиями.
  11. Скерцо – это маленькая игра.
  12. Утонченная и изящная композиция напоминает менуэт или галантный танец.
  13. В контрасте с предыдущим номером – грубый танец в башмаках.
  14. Все омрачается. Звучит музыка тишины, музыка – траурное шествие.
  15. В ритме вальса играет музыкальная шкатулка.
  16. А за окном маршируют молодые солдаты, наполненные энергией юности.
  17. Вновь слушатель попадает в комнату. Чувства обострены, слышны мотивы сентиментального вальса.
  18. Все наивно, и по-детски. Этому посвящено маленькое скерцо.
  19. Мечты уносят нас в далекую Италию. Где-то в Венеции звучит старая добрая баркарола.
  20. Но мы уже далеко от волнообразных пассажей. Слушатель охвачен патетической речью оратора.
  21. Вновь все прерывает причудливое и немного кукольное скерцо.
  22. Контрастно задумчивая элегия. Стремительно проносятся воспоминания о прошлом.
  23. Необычная с элементами современного музыкального языка следующая композиция.
  24. Финалом всего становится жизнерадостный гавот.

Музыка Шостаковича необычна тем, что она может менять собственное наполнение в зависимости от интерпретации исполнителя. Каждый человек может придумать собственные картинки, так как композиция не имеет программы.

Цикл 24 прелюдии и фуги

Цикл из 24 прелюдий и фуг Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – это новое слово в искусстве сочинения полифонических произведений. На протяжении всего творческого пути композитор шел к осуществлению собственного замысла – показать возможности каждой тональности. Примечательно, что сам автор говорил о том, что по драматургии композиции не связаны между собой. Отдельное сочинение – это маленький мир с собственными коллизиями или их отсутствием.

Условно можно разделить все прелюдии и фуги на следующие группы:

  • Трагедийная образность характерна для прелюдий и фуг b-moll, h-moll. Именно в этих сочинениях можно услышать боль надломленного судьбой, роком или событиями человека.
  • Юмористический оттенок свойственен для сочинений в тональности As-dur и fis-moll. В первом случае можно услышать явные преувеличения и гротесковые образы.
  • Лирико-драматический характер носит фуга соль минор.
  • Архаический, исторический стиль, напоминающий барочную музыку, в том числе творчество гениального Баха, можно услышать в до мажорной и фа мажорной прелюдиях.

Интересна для рассмотрения прелюдия Des-moll. Определить тональность практически невозможно, так как произведение наполнено хроматическими ходами.

Музыка Прелюдий Шостаковича в кинематографе

  • «Frank Lloyd Wright» (1998) — №12, 18, 21 op. 34.
  • «Дым» (1995) — №1 op. 87.
  • «Ever Decreasing Circles» (1984) — №15 op. 87.

Прелюдии в фортепианном творчестве Шостаковича – это не просто миниатюры, это маленькие спектакли, в которых участвую разные действующие лица. Можно услышать трагедию или комедию, драму или кукольный спектакль – все зависит от настроения режиссера, который выбирает музыку. Надеемся, что статья была интересной для прочтения!

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Прелюдии Шостаковича

Источник

24 прелюдии и фуги (Шостакович) — 24 Preludes and Fugues (Shostakovich)

24 прелюдии и фуги, соч. 87 от Дмитрия Шостаковича представляет собой набор из 24 прелюдий и фуг для фортепиано соло, по одному в каждом из основных и второстепенных ключей хроматической гаммы . Цикл был написан в 1950 и 1951 годах, когда Шостакович был в Москве, и его премьера пианистки Татьяны Николаевой в Ленинграде в декабре 1952 года; он был опубликован в том же году. Полная работа занимает около двух с половиной часов. Это один из нескольких примеров музыки, написанной во всех мажорных и / или минорных тональностях .

СОДЕРЖАНИЕ

Форма и структура

Каждая часть в двух части- прелюдия и фуга -varying в темпе, длины и сложности (например, фуга № 13 фа ♯ мажор в пять голосов, в то время как фуга № 9 ми мажор находится только в двух голосов ).

Пьесы идут в относительных парах мажор / минор по кругу квинт : сначала до мажор и ля минор (прелюдия и фуга № 1 и 2), затем один диез (соль мажор, ми минор), два диеза (ре мажор, Си минор) и т. Д., Заканчивая ре минор (1 бемоль). ( Сет из 24 прелюдий Фредерика Шопена , соч. 28 организован таким же образом, как и более ранние наборы прелюдий Джозефа Кристофа Кесслера , Иоганна Непомука Гуммеля и более ранние 24 прелюдии Шостаковича , соч. 34 ).

Отношение к хорошо темперированному клавиру Баха

JS Bach «S Хорошо темперированный клавир , ранний набор из 48 прелюдий и фуг, широко распространено мнение , чтобы быть непосредственным вдохновением для цикла Шостаковича, в значительной степени основана на истории композиции произведения (см . Ниже)

Ссылки и цитаты из цикла Баха встречаются повсюду в произведении. Например, Шостакович начинает свою прелюдию до мажор, первую пьесу в цикле, точно такими же нотами, которые Бах использует в своей собственной прелюдии до мажор, BWV 846, которая также начинает «Хорошо темперированный клавир» . Точно так же и во вторых фугах композиторов (ля минор для Шостаковича, до минор для Баха) используются очень похожие вступительные ритмы для их сюжетов фуги (две шестнадцатые ноты, за которыми следуют три восьмых, дважды подряд). В дополнение к более прямым цитатам, Шостакович также местами имитирует различные типы прелюдий из цикла Баха (и других подобных произведений в стиле барокко). Например, его ля минор прелюдия — это прелюдия фигурации — прелюдия, в которой на протяжении всей пьесы используется одна и та же позиция руки . Примеров этого предостаточно в клавишной литературе в стиле барокко от таких композиторов, как Иоганн Каспар Фердинанд Фишер , от которого Бах черпал вдохновение для своих собственных образных прелюдий (например, до мажор и ре минор).

В большем масштабе вся структура, упорядоченная и упорядоченная, без видимого внемузыкального повествования, в значительной степени является ответом Баху. В цикле Баха, однако, части расположены в параллельных крупных / мелких парах поднимаются по хроматической гамме (мажор, минор, C ♯ мажора, C ♯ незначительного и т.д.), который отличается от Op Шостаковича. 87.

Есть также несколько ссылок и музыкальных идей, взятых из собственных работ Шостаковича или предвосхищающих будущие работы.

История

После Второй мировой войны , Дмитрий Шостакович был самым видным композитором России. Несмотря на то , что он был в немилости у Коммунистической партии Советского Союза , его все же отправили за границу в качестве посла по культуре. Одна из таких поездок была в Лейпциг в 1950 году на музыкальный фестиваль, посвященный двухсотлетию со дня смерти И.С. Баха . В рамках фестиваля Шостаковича пригласили в состав жюри первого Международного конкурса Иоганна Себастьяна Баха . Одной из участниц конкурса стала 26-летняя Татьяна Николаева из Москвы. Хотя это и не требуется по правилам конкурса, она приехала подготовиться к исполнению любой из 48 прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» по запросу. Она выиграла золотую медаль.

Вдохновленный соревнованием и впечатленный игрой Николаевой, Шостакович вернулся в Москву и начал сочинять собственный цикл из 24 прелюдий и фуг. Шостакович работал довольно быстро, на написание каждого произведения уходило в среднем всего три дня. По мере того, как каждая из них была закончена, он просил Николаеву приехать к нему в его московскую квартиру, где он будет играть ей последнюю пьесу. Полная работа была написана в период с 10 октября 1950 года и 25 февраля 1951 г. После завершения, Шостакович посвятил эту работу Николаевого, внесшей публичную премьеру в Ленинграде 23 декабря 1952 года Шостакович написал все части без многих поправок , кроме B ♭ минор прелюдия, которой он был недоволен и заменил начатое.

Кусочки

Нет. Ключ Описание
1 До мажор В непрерывных аккордах и навязчивой мелодии Шостакович, тем не менее, вызывает первую прелюдию к 48-му Баху. Тон задумчивый, в основном пианиссимо, а гармонический язык во многом принадлежит Шостаковичу. Тон продолжается в фуге; в то время как Бах начинается с четвертой шкалы, у Шостаковича мрачная голая 5-я. В отличие от характерной гармонической сложности прелюдии, фуга написана пандиатоническим до мажором, без единой случайности.
2 Несовершеннолетний Прелюдия представляет собой токкату в основном для одного голоса, с полукваверами (16-ю нотами), используемыми как подразумеваемые cantus firmus и проходящими через пьесу в стиле вечного двигателя . Далее следует трехчастная фуга с характерной темой седьмых и аксиакатур .
3 Соль мажор Прелюдия состоит из сопоставления темы песанте и более легкой быстрой темы, последняя цитирует мотив из первой части 10-й симфонии Шостаковича . Следующая фуга — единственная, установленная в 6
8 время, хотя этот размер также используется в прелюдии F ♯ мажорной.
4 Ми минор Прелюдия начинается с апподжиатурной образной апподжиатуры из восьмой ноты, которая попарно выражена между устойчивым кантусом в басу и лирической мелодией в сопрано. Существует последовательный легато / половинное стаккато фразировки в течение прелюдии , в котором Шостакович попытку подражать Барокко период фразировки.

После прелюдии Шостакович без пауз переходит прямо к фуге. Это двойная четырехголосная фуга с двумя отдельными сюжетами, развитыми в отдельных экспозициях. Первая тема — это медленная пошаговая мелодия, состоящая в основном из половинных и четвертных нот , а вторая тема — частичное уменьшение или вариация первой темы (восьмые ноты вместо четвертных). Примерно на две трети фуги Шостакович возвращает исходный объект в басу в сочетании со вторым субъектом в сопрано. Фуга ми минор — это фуга прогрессивной сложности. Композиция начинается довольно скромно с тихой, консервативной экспозиции, но заканчивается она триумфально почти всеми возможными фугальными приемами ( обратимый контрапункт , стретто , двойной стретто, уменьшение , увеличение , ретроградность ), использованными в последних тактах.

5 Ре мажор Прелюдия сохраняет ощущение подвешенности за счет повторяющихся арпеджио аккордов в правой руке, которые аккомпанируют простой мелодии сначала в левой руке, а затем меняются ролями на полпути. Фраза очень выразительна, повсюду разбросаны внезапные ритуалы .

Фуга, отмеченная allegretto , прекрасно контрастирует с легато-чувством прелюдии с повторяющимися нотами стаккато, составляющими основу фугальной темы. Три голоса развиваются с контрастными пассажами легато на фоне стаккато. Чтобы еще больше добавить причудливого цвета движению, subito forte и фортепиано смешаны, чтобы придать фуге откровенно бодрый тон.

6 Си минор Начавшись во многом как французская увертюра (пунктирные ритмы), эта прелюдия остается очень тональной на всем протяжении. Игра на басу имеет большую часть мелодического содержания — опять же, прием, используемый Бахом в его 48 прелюдиях и фугах.

Следующая фуга начинается с краткого вступления. Затем он продолжает в нежном ткацкого моды (так же, как в C ♯ незначительной фуги из книги I Баха 48). Большая часть пьесы использует противоположную мелодию против фугальных записей. Тематически это предвкушение Десятой симфонии , завершенной двумя годами позже.

7 Главный Роли в этой паре между прелюдией и фугой меняются местами. Прелюдия — это двухчастное изобретение, которое начинается с тонизирующей педали и веселого, нежного мотива , близкого по стилю Баху. Фуга построена из арпеджио, подобных прелюдии, и не содержит никаких вертикальных диссонансов , вместо этого создается гармоничное движение путем спорадического касания несвязанных клавиш, таких как B ♭ мажор, D ♭ мажор и до мажор.

Трехголосная фуга начинается с постановки основной темы, или предмета, голосом сопрано . В то время как фугальные сюжеты обычно используют пошаговое движение, в этом сюжете используются только ноты трезвучия ля мажор . Затем эта тема излагается четвертой ниже в альте , как и следовало ожидать в фуге в стиле барокко . После короткой игры сопрано и альта бас вводится с постановкой предмета, завершая экспозицию. Модулирующий раздел начинается в тональности минора; краткое возвращение к тонизирующей тональности обеспечивает дыхание спокойствия перед все более неистовой серией модуляции. Это приводит к кульминации в ля мажоре, о которой сигнализирует доминирующая педаль , но это длится всего четыре такта, прежде чем музыка погружается в до мажор. Затем музыка успокаивается, мягко переходя к перепросмотру , где одиночное высказывание субъекта в тонической тональности завершает пьесу.

8 F ♯ минор Еврейские влияния очевидны как в короткой взволнованной прелюдии, с ее стаккато и хроматическими текстурами, усиливающими гротескную мелодию, так и в массивной таинственной фуге (в трех голосах), интенсивность и одержимость которой возрастает по мере продвижения к окончательному разрешению с ее ярусом. де Пикарди конец. 9 Ми мажор Прелюдия написана на трех нотоносцах, где левая и правая руки по очереди играют на центральном нотоносце. Пьеса, за редким исключением, состоит из унисонных quindicesima мелодий, которые начинаются сначала с самой низкой тесситуры фортепиано, а затем с самой высокой. Смешанные метры загадывают контур простых мелодий, а ближе к середине голос альта с сопровождающими аккордами придает разнообразию унисонной мелодии.

Фуга в 3
4 время — безумная беготня с быстрыми нотами и отметинами стаккато. Только два голоса развиваются с нарастающим растяжением в середине, достигая кульминации в конце, когда два голоса соединяются в унисон, как и раньше в прелюдии, но только с октавным разделением.

10 C ♯ минор Прелюдия начинается мягко и довольно просто в хоральной постановке, напоминающей баховскую, с обозначением semplice . Эта пьеса имеет четко выраженную гомофоническую текстуру, где правая рука доминирует в мелодии. Однако вскоре левая рука берет на себя мелодию, и пьеса становится более драматичной. Это приводит к небольшой кульминации , а затем затухает в очень тихий раздел в B ♭ минор. Затем возвращается основная мелодия, сопровождаемая устойчивой трелью в верхнем голосе. Затем произведение завершается еще несколькими повторениями темы. Роджер Вудворд сказал, что «полный расцвет хоральной обстановки» в прелюдии, за которой следует «простота душераздирающей фуги», является той точкой цикла, где «любовный разговор» между Бахом и Шостаковичем становится наиболее очевидным. 11 Си мажор В прелюдии элементы простой народной мелодии ниспровергнуты в нечто юмористическое и непредсказуемое, есть отголоски финала Девятой симфонии . Фуга, виртуозный народный танец гопака , следует прямо из прелюдии в том же настроении, на этот раз предвосхищая финал Десятой симфонии . Он свободно модулируется, внезапно возвращаясь к тонической тональности в конце. 12 G ♯ минор Прелюдия — это пассакалия в стиле, напоминающем Мусоргского , форму, которую Шостакович ранее использовал в третьей части своего скрипичного концерта № 1 ля минор (соч. 77) . Мотив пассакальи противопоставляется одной простой мелодии. Он заканчивается первым утверждением предмета фуги, скрытого в басу, предвосхищая саму блистательную четырехчастную фугу marcatissimo . В 5
4 , эта фуга представляет собой ритмично смелую и сложную композицию, являющуюся кульминацией первой части цикла. 13 F ♯ мажор Прелюдия, в основном в 6
8 time, имеет спокойную и плавную песенную мелодию, подкрепленную более регулярными пульсирующими аккордами, что приводит к столь же спокойной фуге, единственной в сете с пятью голосами. Фуга разнообразна по тональности и использует многие формальные техники чистого фугального письма, такие как стретти, увеличение и уменьшение. Питер Донохо назвал его «непианистическим», но в то же время «одним из самых красивых фортепианных произведений ХХ века». 14 E ♭ минор Октавное тремоло занимает видное место в мрачном и содержательном адажио. 7
8 . Напротив, гораздо более легкая фуга течет свободно с удивительно небольшим количеством диссонансов. Эта пара меняет привычную схему короткой прелюдии и длинной фуги. 15 D ♭ мажор Прелюдия — это типичный для Шостаковича резкий вальс . Открывающая тема напоминает « Счастливого Рождества ». Это можно объяснить датой сочинения (20 декабря). Vivace fugue — это проявление силы хроматического и атонального письма. Тема содержит 11 из 12 доступных полутонов, причем двенадцатый вводится только в самом конце фуги. Рональд Стивенсон предложил, чтобы это был сардонический комментарий к серийной музыке, поскольку к концу пьесы наконец устанавливается тоническая / доминантная гармония, хотя и не очень убедительно. 16 B ♭ минор Прелюдия — это чакона в форме темы, трех вариаций и кода, которая в своих заключительных фразах спускается до самых низких октав фортепиано. Сюжет трехголосной фуги чрезвычайно расширен, асимметричен и полон мелизмы , и развивается в серию «элегических арабеск». 17 A ♭ мажор Прелюдия предлагает некоторое рефлексивное облегчение после интенсивности предыдущих двух пар, с ее наивной народной мелодией, впервые заявленной в басу с арпеджио выше. Ближе к концу басы и высокие частоты играют мелодию вместе в протяжных тринадцатых долях. Четырехголосная фуга в 5
4 на протяжении всего времени, он полон настойчивых ритмических паттернов и использует почти все доступные трюки фугала — наиболее очевидно, что усиленный предмет, выкованный в левой руке ближе к концу. Он следует славянской традиции «естественно» перетекающей музыки в пять раз. 18 Фа минор Эту прелюдию открывает длинная витиеватая мелодия, затем мода темнеет и темп замедляется до адажио для интенсивной короткой паузы, прежде чем мелодия возвращается. Простая тема фуги, характеризующаяся ритмом пряжи и двух дрожаний, дает полупрозрачное начало, но тональные блуждания и конфликты между минорным и мажорным усиливают настроение до спокойного разрешения фа мажор. 19 E ♭ мажор В короткой прелюдии героический хоральный вводный раздел контрастирует с капризными, резкими перерывами. Фуга, в три голоса и еще раз с 5
4 размер, имеет очень хроматический предмет с угловатыми, прерывистыми ритмами. Чередующаяся динамика отмечает нарастание и падение напряжения, но гармонии остаются бескомпромиссными, близкими к атонализму вплоть до тех пор, пока в конце не появится что-то вроде тонального разрешения. 20 До минор Мрачная прелюдия, связанная для Вудворда с унылым пейзажем русской степи и по настроению напоминающая музыкальный пейзаж вступительной части Одиннадцатой симфонии , сочиненной шесть лет спустя. 21 год B ♭ мажор Эта пара юмористична и шутит во всем. В прелюдии правая рука имеет непрерывный moto perpetuo поток шестнадцатых нот, противопоставленных четвертным и восьмым нотам в левой руке. Трехголосная фуга живая, отмеченная allegro non-troppo , с использованием многих четвертей и седьмых в гармонии, а также непредсказуемой длины фраз, которые постоянно перекрывают линии тактов. 22 Соль минор Дрожащие конфигурации парных нот на фоне безжалостного аккордового аккомпанемента остаются неизменными на протяжении всей этой грустной прелюдии. Главным сюжетом трехголосной фуги мог быть Бах. Он остается спокойным на всем протяжении, несмотря на широкие модуляции и цепочки «плачущих» секунд к концу, который уходит в ничто. 23 Фа мажор Роджер Вудворд описывает «острые интервальные сопоставления голосов альта и тенора» на протяжении всей прелюдии. Затем следует фуга с еще одним сильно расширенным сюжетом, которая разворачивается «в тонко вылепленном легато кантабиле». 24 Ре минор Эта длинная двойная фуга имеет ключевую подпись и несколько особенностей, а также отсылок к финальной фуге из «Искусства фуги» Баха . Первая тема (на которую намекают в прелюдии) вводится тихо, но фуга ускоряется, когда вводится вторая тема, и сильные заключительные ноты, расширенный tierce de Picardie, напоминающий триумфальный конец Пятой симфонии, завершают пьесу, и цикл. Эта фуга использует почти все доступные средства контрапункта: двойной стретто, канкризан, увеличение, уменьшение, педаль и обратимый контрапункт.

Прием

Перед премьерой произведения Шостакович в частном порядке исполнил первую половину цикла перед Союзом композиторов (что было типично для новых сочинений советской эпохи) 31 марта 1951 года. Группа выразила большое неудовольствие по поводу диссонанса в некоторых фугах. Также они возражали против фуги в советской музыке, потому что она считалась слишком западной и архаичной.

Многие (например, музыкальный критик Алекс Росс , музыковед Таня Урсова и др.) Считают это произведение написанным «другим Шостаковичем» или сочинением «для ящика стола». По словам Росса, композитор использовал камерные формы в тот период для направления своих самых личных композиций, которые не подходили для использования или утверждения советским правительством. Это произведение входит в эту группу вместе с несколькими струнными квартетами.

Записи

Шостакович записал 18 из 24 пьес на пяти сессиях звукозаписи в 1951–1952, 1956 и 1958 годах ( EMI ). Он никогда не записывал номера 9, 10, 11, 15, 19 или 21, но он записал номера 1, 4, 5, 6, 13, 14, 18, 23 и 24 дважды, сделав запись для EMI.

Татьяна Николаева записывала полные сеты четыре раза: в 1962, 1987 годах (оба изданы « Мелодией» ), 1990 году ( Hyperion Records ) и в 1992 году в виде съемок (Medici Arts). Записи 1962 и 1987 годов были переизданы на нескольких лейблах. Она также записала №№ 1, 7 и 15 в 1952–1953 гг. Святослав Рихтер никогда не играл на концертах все произведения, но в 1961 году сделал заметные записи 15 номеров.

Роджер Вудворд сделал первую полную запись, доступную на Западе в 1975 году; он был переиздан в сентябре 2010 года на компакт-диске Celestial Harmonies. Другие примечательные полные записи были сделаны Китом Джарреттом ( ECM Records, 1991), Владимиром Ашкенази ( Decca Records, 1996–1998) и Константином Щербаковым ( Naxos Records, 1999). Канадский пианист Дэвид Джалберт также записал пьесу для ATMA Classique в 2008 году и Питер Донохо для Signum Classics в 2017 году.

Финский пианист Олли Мустонен дважды записывал прелюдии и фуги Шостаковича в сочетании с таковыми Баха в последовательностях, контрастирующих с этими произведениями. Его первая запись была выпущена RCA Victor Red Seal в 1996 году, а вторая — Ondine Records в 2002 году.

Источник

Оцените статью