Прелюдия и фуга ре мажор
В 1950-м году мир отмечал одно событие. Это было 200-летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. В Лейпциге, где великий композитор работал почти тридцать лет, организовали Баховский фестиваль и конкурс исполнителей. Дмитрий Дмитриевич Шостакович входил в состав жюри конкурса.
Он принимал участие в торжествах и как исполнитель, и как композитор. Во время большого концерта, который состоялся в конце фестиваля, играл финал его первой симфонии. Шостакович исполнил в этот вечер тройной концерт Баха вместе с другими двумя советскими пианистами.
Музыка Баха наполнила собою Лейпциг на время празднования юбилея. В известной церкви св. Фомы (Томаскирхе), где Бах когда-то руководил хором и играл на органе, исполнили «Страсти по Иоанну» и мессу си минор.
Советский композитор всегда преклонялся перед гением Баха. Величественные и возвышенные картины, близкие Баховским, и прежде попадались в его произведениях. Полифония также привлекала его с давних пор — многие страницы музыки Шостаковича отмечены сложным многоголосием. Будучи под впечатлением поездки в Лейпциг, Шостакович решил создать большой цикл полифонических пьес, взяв за образец «Хорошо темперированный клавир». И вот спустя более чем двести лет после Баха, на свет появился новый сборник фуг и прелюдий, написанных во всех минорных и мажорных тональностях. Этот сборник потрясает огромным мастерством и богатством содержания. У Баха есть 48 фуг и прелюдий в обоих томах «Хорошо темперированного клавира». Это значит, что у него каждая тональность появляется дважды. У Шостаковича же в двух томах 24 фуги и прелюдии. К тому же, в отличие от Баховских, у Шостаковича фуги и прелюдии расположены по квинтовому кругу (то есть с параллельными тональностями), а не в хроматическом порядке. Первую пару пьес Шостакович написал в до мажоре, вторую — в ля миноре, третью — в соль мажоре, четвертую- в ми миноре и т. д.
Современные, вообще характерные для творчества Шостаковича, образы заключены в его прелюдиях и фугах в полифоническую форму, выработанную еще в XVII-XVIII веках. Обращение к старинным средствам развития и формам дало многим пьесам в сборнике особенную величавость и строгость. И одновременно, фуги и прелюдии чрезвычайно контрастны, разнообразны, как и большинство других произведений Шостаковича, с которыми они тесно соединены.
В творчестве композитора много мечтательных, прозрачно-светлых страниц. И фуга ля мажор, и прелюдия принадлежат к ним. Особенно фуга, которая основана на трезвучной теме серебристого чистого звучания — словно трубы перекликаются в тишине:
Но за ними в сборнике размещено одна из трагичнейших композиций Шостаковича — прелюдия и фуга фа-диез минор . Тема фуги — прерывистая, скорбная, со стонущими острыми мотивами:
Прелюдия и фуга ре-бемоль мажор напоминает гротескные, вражеские, «злые» образы симфоний Шостаковича. Последняя, фуга ре-минор перекликается с сильной концовкой пятой симфонии. Очень многие темы прелюдий и фуг носят заметный русский характер. К примеру, тема фуги ре мажор, которую мы рассмотрим подробнее, именно такая.
Все в целом же это сочинение — прелюдия и фуга ре мажор — не лишено смысла, ясное и светлое.
Старинная форма прелюдии циклична и нередко контрастирует с темой фуги. Строгие законы построения не обязательны для прелюдии. Текучей и подвижной она бывает часто, словно ее импровизируют тут же за инструментом. Прелюдию можно назвать фоном, на котором ясно выделяется фуга, являющаяся произведением строгой формы. Контраст этот сохраняется и в прелюдии, и в ре-мажорной фуге Шостаковича. Однако помимо этого в них есть довольно интересный контраст стиля. Прелюдия с ее арпеджированными аккордами, позвякивающими как на клавесине, с мелодией, что напоминает менуэт, очень близка к старинной клавирной музыке. А тема фуги, как уже отмечалось, носит русский характер, перекликаясь с мелодией «Камаринской». Вроде бы это слишком различные темы, разве можно объединять их в одном Цикле? Но Шостакович всегда был настоящим мастером таких контрастных сопоставлений. Весь цикл объединяют юношеское светлое настроение и прозрачное камерное звучание.
Прелюдия же стала как будто воспоминанием о Баховских пьесах, которые композитор играл в детстве. Ведь во время обучения их играют все, и Шостакович исключением не был. Некоторое время звучание прелюдии, ее строгая мелодия (в басу), ясные, чистые гармонии почти совсем приближают композицию к старинной музыке:
И вдруг в разворачивании мелодии композитор неожиданно задевает область, далекую от классического мажорного лада. Обогащение лада привносит чувство современности, новизны, свежести. Звучит средняя часть прелюдии, написанной в трехчастной форме. Наверху теперь менуэтная мелодия, а арпеджированные аккорды — в нижнем регистре. Тема звучит задумчиво и нежно, красиво модулируя в си минор. В репризе она в несколько измененном виде снова проходит в басу. На звучании большой секунды замирают позвякивающие аккорды.
Фуга из трех голосов начинается как бы с поисков темы:
Сначала идет «проба» повторяющегося звука ля в альтовом голосе и пауза. Затем звук ля опевается, и к нему присоединяются верхняя секунда си и нижняя квинта ре. Еще один повтор и пауза. И вот музыка уже бежит, весело приплясывая. По всем правилам тональный ответ следует в верхнем голосе, а в среднем — противосложение, сохраняющее танцующий характер темы и звучащее припевом к основной мелодии:
Тема проходит несколько важнее и солиднее в басу сразу после небольшой интермедии.
Экспозиция завершилась. Звучит разработочная часть фуги, где тема подвергается различным «приключениям». После семитактовой, построенной на отдельных мотивах интермедии, тема дважды проходит в миноре — в си и фа-диез миноре, где она звучит трогательнее и мягче. Затем она возвращается к основной тональности — ре мажор — еще раз. Но «путешествие» тонов далее направляется в «чужие» края: тема идет в соль мажоре и фа мажоре — тональностях, которые далеки от классического ре мажора. И тут происходит нечто неожиданное, что не предусмотрено строгими законами контрапункта: тема резко «сбивается» со своего пути. Начинается она с ми-бемоль и должна бы звучать вот так:
Но звучит она так :
Новое событие: бас три раза повторяет начало темы от звука ля, однако совсем не двигается дальше. Далее в фуге звучит юмористическая стретта. Стретта — каноническое проведение темы в фуге, когда каждый имитирующий голос вступает до того, как тема окончится в предыдущем голосе. Едва тольео один голос произнесет тему, как другой сразу перебивает его. Из-за этого тема нигде не звучит точно. Создается впечатление, что голоса, звеня, вырвались на свободу, передразнивают друг дружку и специально путают фугу. Еще одно «путаное» проведение мы видим в си мажоре. Возникает даже некоторый драматический оборот,- что, если так и не получится завершить фугу по всем правилам? Но тут степенно приплясывающая мелодия вступает в басу на forte. Все хорошо. Тема возвратилась к своему первичному облику в тональности ре мажор (репризное проведение). Эту шутливую фугу, написанную Шостаковичем с поразительным мастерством, заканчивает «классическая» солидная каденция.
Источник
Бах и Шостакович в Лейпциге: «Нотные следы «Лейпциг — Россия»
8 мая 2014 года в Немецко-русском благотворительном обществе Святой Александры в Лейпциге состоялся концерт классической музыки «Бах и Шостакович» — второй в цикле музыкальных вечеров «Нотные следы. Лейпциг — Россия».
В полном названии концерта «Бах и Шостакович. Дмитрий Шостакович, прелюдии и фуги, написанные им после посещения церемонии к 200-годовщине со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха в 1950 году в Лейпциге», отражена творческая связь выдающихся композиторов двух эпох.
Открыла вечер руководитель Общества – Надежда Оппенлендер.
В Лейпциге, который не зря именуют городом Баха, Великий Немец присутствует повсюду: памятники и мемориальные доски, музей и архив, праздники и фестивали, и даже кофе, ликер и конфеты – все связано с его именем.
Многостороннее творчество Баха было представлено и тремя вокальными произведениями в исполнении студенток Лейпцигской консерватории – Элизабет Раух (сопрано) и пианистки Мадоки Ито.
Цикл музыкальных вечеров проходит при финансовой поддержке Управления по культуре города Лейпцига.
Бах и Шостакович
В 1950-м году послевоенный мир отмечал знаменательную дату: 200-летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. В Лейпциге, где великий композитор работал двадцать семь лет, стосттялся фестиваль Баха и конкурс исполнителей, в жюри которого в качестве почетного члена был Дмитрий Шостакович. Он принимал участие в торжествах и как исполнитель, и композитор.
Шостакович всегда преклонялся перед гением Баха: «Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно. Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много», говорил он.
Вдохновленный атмосферой Лейпцига, Шостакович создал большой цикл полифонических пьес, взяв за образец «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха. Так 1950-1951гг. на свет появился новый сборник 24 прелюдий и фуг для фортепиано, написанных во всех минорных и мажорных тональностях. Этим циклом Шостакович сказал новое слово в искусстве полифонии.
Симфония победы
В день победы над фашизмом 8 мая, гости концерта вспоминали о том, что и Дмитрий Шостакович внес в эту победу свой значительный вклад. 30 июня 1941 года композитор вступил в ряды народного ополчения, а 5 июля в газете «Ленинградская правда» было напечатаны его слова: «Я вступил добровольцем в ряды народного ополчения. До этих дней я знал лишь мирный труд, а ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации – однозначны. спасти человечество от гибели, можно только сражаясь».
Он вместе с другими консерваторцами рыл окопы и противотанковые рвы, сооружал надолбы, доты и дзоты. Шостакович состоял в пожарной бригаде и дежурил на крыше консерватории во время авианалетов. На крыше консерватории, во время дежурств, Шостакович продолжал писать свою Седьмую симфонию, позже названную Ленинградской.
Впоследствии композитору не раз задавали вопрос, стоило ли так рисковать: «ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии», и слышали в ответ: «А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Все это надо было прочувствовать и пережить». 5 марта 1942 года в зале куйбышевского Дворца культуры состоялась премьера, которая транслировалась по радио на всю страну. 29 марта 1942 года состоялась премьера Ленинградской симфонии в Москве. Симфония молниеносно получила всемирное признание. 22 июня, в годовщину войны, она прозвучала в Лондоне. Только на американском континенте за сезон 1942-43 года симфония была исполнена 62 раза.
Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича аплодировал весь мир – она стала символом, знаменем мужества и борьбы с фашизмом. Но главная премьера состоялась в осажденном Ленинграде 9 августа 1942 года. Концерт из Ленинграда транслировался по радио на всю страну. Из-за железного кольца фашистской блокады измученные, но несломленные люди с помощью прекрасной музыки сообщали о том, что город жив, и готов выстоять еще многие беды.
Все восемьдесят минут, пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги. Это стало возможным благодаря операции «Шквал», которую сами зенитчики еще называли – «Артиллерийская симфония».
Любители музыки вечером 8 мая в Лейпциге имели уникальную возможность проследить удивительную перекличку в творчестве обоих композиторов, Баха и Шостаковича.
В исполнении гостей из Берлина, инструментального трио имени Моисея Вайнберга (Mieczysław-Weinberg-Trio) прозвучали прелюдии и фуги Баха, фортепианное трио №1, соч. 8 Дмитрия Шостаковича, а также произведения Антонина Дворжака и Александра Веприка.
Живые имена
Послевоенная советская история тоже была полна жизненных и творческих трагедий. На концерте слушателям напомнили одно из забытых музыкальных имен прошлого столетия, напрямую связанное с именем Шостаковича — композитора Александра Веприка, профессора Московской консерватории, считавшегося одним из крупнейших композиторов «еврейской школы» в советской музыке. Произведения Веприка, исполнялись в СССР, Европе и Америке: фортепианные сонаты, скрипичная сюита, альтовая рапсодия, Каддиш для голоса и фортепиано, Еврейские песни и др. Он написал музыку к фильму Юлия Райзмана «Последняя ночь». В 1950 году Веприк был арестован как «еврейский националист» и года отбывал заключение в лагере на Урале. Шостакович написал письмо в прокуратуру; в письме было сказано, что он – Шостакович знает Веприка как советского патриота. После смерти Веприка, Дмитрий Дмитриевич возглавил комиссию по сохранению творческого архива композитора.
В заключение вечера Надежда Оппенлендер тепло поблагодарила всех участников концерта за виртуозное исполнение и подарила музыкантам цветы.
Интерес русскоговорящих соотечественников и немецкой публики, вызванный этим концертом, дает надежду на дальнейший успех всего проекта «Нотные следы. Лейпциг — Россия».
Организаторы сердечно приглашают жителей Лейпцига и его гостей на музыкально-литературные вечера, чтобы вместе ощутить радость встречи с непреходящими ценностями.
Следующий концерт, посвященный творчеству Феликса Мендельсона Бартольди и студентам Лейпцигской консерватории из России, состоится 19 июня 2014 года в 18:00 в большом зале Городской библиотеки Лейпцига.
Своим исполнением слушателей порадуют известные профессионалы: солистка Лейпцигской оперы Елена Токарь (сопрано) и победитель международных конкурсов пианистов Игорь Гришин (фортепиано). Добро пожаловать!
Источник