Шостакович соната для скрипки фортепиано

Соната для скрипки и фортепиано (Шостакович)

Соната для скрипки и фортепиано соч. 134 — единственная соната Дмитрия Шостаковича, написанная 1968 году в Москве. Соната сочинена «в честь 60-летия Давида Ойстраха». Ему же и посвящена.

Произведение представляет собой необычное построение: две крайние части выдержаны в спокойном темпе, полны раздумий, тревоги, надвигающейся угрозы. Лишь в третей части движение мысли обостряется, напоминая предсмертную агонию. И средняя часть, быстрая, порывистая, уносящиеся мысль, которая отзовётся во второй части следующего, 135 опуса композитора, в Четырнадцатой симфонии, что способствует более ясному пониманию сонаты и замысла Дмитрия Шостаковича.

Содержание

История создания

Соната была завершена осенью 1968 года, к тому времени уже серьёзно больным композитором.

Исполнения сонаты

Первое исполнение состоялось 3 мая 1969 г. в Москве. Скрипичную партию исполнил Д. Ойстрах, а фортепиано — Святослав Рихтер

Существует также любительская запись самого Шостаковича, сделанная в его доме, — вероятно, последний звуковой документ композитора, который, несмотря на далеко зашедшую слабость рук, вместе с Давидом Ойстрахом в совершенстве исполнил новое произведение. [1]

Строение сонаты

См. также

Примечания

  1. К. Мейер. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. Глава 26.

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Соната для скрипки и фортепиано (Шостакович)» в других словарях:

СОНАТА — музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей … Энциклопедия Кольера

Шостакович Дмитрий Дмитриевич — (1906 1975), композитор, пианист, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения (1965), Герой Социалистического Труда (1966). Классик мировой музыкальной культуры XX в. В 15 симфониях (1925 71), 15 струнных квартетах (1938 74),… … Энциклопедический словарь

соната — ы; ж. [итал. sonata] Инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх четырёх различных по темпу и характеру частей, объединённых общим замыслом. Крейцерова с. Бетховена. Сонаты Прокофьева. ◁ Сонатный, ая, ое. С. цикл. С ая… … Энциклопедический словарь

Сонатно-симфонический цикл — Сонатно симфонический цикл циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего … … Википедия

Список произведений Дмитрия Шостаковича — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проект … Википедия

Скрипка — У этого термина существуют и другие значения, см. Скрипка (фамилия). Скрипка Классификация … Википедия

Щедрин, Родион Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Родион Щедрин … Википедия

Уствольская, Галина — Ивановна (17 июня 1919, Петроград 22 декабря 2006, Санкт Петербург) русский композитор. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Исполнители … Википедия

Уствольская Г. — Уствольская, Галина Ивановна (17 июня 1919, Петроград 22 декабря 2006, Санкт Петербург) русский композитор. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Исполнители … Википедия

Уствольская — Уствольская, Галина Ивановна Уствольская, Галина Ивановна (17 июня 1919, Петроград 22 декабря 2006, Санкт Петербург) русский композитор. Содержание 1 Биография 2 Творчество … Википедия

Источник

Шостакович соната для скрипки фортепиано

  • Поддержите наш сайт →

Violin Sonata (G-dur), Op. 134

Соната для скрипки и фортепиано op. 134 Дмитрия Шостаковича была окончена им осенью 1968 года и посвящена скрипачу Давиду Ойстраху. «Дмитрий Дмитриевич задумал сделать мне подарок и написать для меня новый, второй концерт, приурочив его к моему 60-летию. Но он ошибся на один год. Концерт был готов к моему 59-летию. Очевидно, Дмитрий Дмитриевич считал, что, раз он ошибся, ошибку надо исправить. Так появилась соната для скрипки и фортепиано. Я этого не ожидал, хотя уже давно мечтал, чтобы Шостакович написал скрипичную сонату», — позже вспоминал исполнитель. По образному строю это сочинение принадлежит к ряду тех произведений «позднего» Шостаковича, в которых внешняя боль и отчаяние трансформируется в глубокие сосредоточенные размышления.

В сонате изменена традиционная темповая последовательность: две медленные части обрамляют скерцозное Alegretto. Первая часть открывается длинной, змееобразной темой, построенной на двенадцатитоновой последовательности (дань Шостаковича додекафонной системе). Следующая тема в жанре польки с характерным танцевальным аккомпанементом представляет контраст основной теме и одновременно привносит саркастический мефистофельский элемент. Мефистофельское начало развивается во второй части — своего рода дьявольском скерцо. Моторика этой части агрессивна и разрушительна. Мелькает калейдоскоп сразу же распадающихся образов, кружение которых пусто и бессмысленно. Механистичный вихрь жизни прерывается грозными фанфарами третьей части — это смерть, вторгающаяся в мир. Характерные piccicato скрипки звучат подобно постукиванию костей. Третья часть написана в форме вариаций и выводит проблему столкновения жизни и смерти в высокие сферы бытия. Тема роковой обреченности соседствует с возвышенными и чистыми аккордами. Сквозь рябь и искажения неожиданно проявляются подлинно прекрасные образы. Эта аппеляция к прекрасным образам ренессанса и барокко — утверждение высокого идеала искусства. Страстные монологи скрипки перемежаются с мерной роковой поступью у фортепиано. В завершающей коде очень тихо и таинственно снова звучат эпизоды первой части. Заканчивается соната многоточием.

Источник

Д. Шостакович — Том 38 — Соната

Соната Дмитрия Шостаковича. Ноты для фортепиано, виолончели, скрипки, альта

ОТ РЕДАКЦИИ

В тридцать восьмой том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены три камерно-инструментальных произведения: Соната для виолончели и фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано, Соната для альта и фортепиано.
Нотный текст сверен с автографами и прижизненными изданиями. Все явные погрешности рукописного и печатного материала исправлены безоговорочно. Существенные расхождения оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома.

Соната для виолончели и фортепиано, соч. 40, написана в 1934 году, в течение одного месяца. Как явствует из авторской пометки на последней странице автографа, работа была начата 14 августа в Москве и закончена 19 сентября 1934 года в Ленинграде. О том, в каком «окружении» создавалась соната, композитор писал в творческом отчете, опубликованном на страницах газеты «Советское искусство»: «Есть несколько начатых работ. Кусок первой части IV симфонии, временно отложенной. Написан первый акт нового балета. Сделано несколько фуг для фортепиано. И наконец, одна из последних работ—соната для виолончели и фортепиано».
Первое исполнение Сонаты для виолончели и фортепиано состоялось 25 декабря 1934 года в Ленинграде, в Малом зале консерватории.
Продолжительность звучания — ок. 28 мин.
Соната напечатана в 1935 году ленинградским издательством «Тритон». Издание 1960 года, осуществленное Музгизом, содержало внесенные автором изменения, касающиеся темповых обозначений частей, метрономических указаний, динамических оттенков, исполнительских штрихов и т.д.
В издании 1971 года (М., «Музыка»), выпущенном в свет под редакцией В. Кубацкого, с согласия автора были еще раз уточнены темповые и метрономические указания отдельных частей сочинения, динамические оттенки и исполнительские штрихи. В основе настоящей публикации — издание 1971 года.
Автограф Сонаты для виолончели и фортепиано хранится в архиве семьи В. Кубацкого. Другой экземпляр автографа находится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 25).

Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134, написана в Москве осенью 1968 года. На последней странице автографа указана дата окончания работы — 23 октября 1968 года.
История создания Сонаты для скрипки и фортепиано отчасти освещена в воспоминаниях Д. Ойстраха: «Дмитрий Дмитриевич задумал сделать мне подарок и написать для меня новый, второй концерт, приурочив его к моему 60-летию. Но он ошибся на один год. Концерт был готов к моему 59-летию. Очевидно, Дмитрий Дмитриевич считал, что, раз он ошибся, ошибку надо исправить. Так появилась соната для скрипки и фортепиано. Я этого не ожидал, хотя уже давно мечтал, чтобы Шостакович написал скрипичную сонату.
Это был великолепный подарок не только мне, конечно, но всей нашей музыке. Повсюду сонату встречали горячо. Третья часть сонаты, между прочим, была обязательным советским сочинением для скрипачей, участников конкурса имени П. И. Чайковского в 1970 году»2.
Первое исполнение Сонаты для скрипки и фортепиано состоялось 3 мая 1969 года в Москве, в Большом зале консерватории.
Продолжительность звучания — ок. 31 мин.
Соната для скрипки и фортепиано напечатана в 1969 году фирмой Anglo-Soviet Music Press (London, Boosey & Hawkes), в 1970 году—издательством «Музыка» (Москва), причем редакция скрипичной партии осуществлена Д. Ойстрахом. Это издание было повторено в 1974 году, оно служит основой настоящей публикации.
Автограф сонаты хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ф. 385).

Соната для альта и фортепиано, соч. 147, написана летом 1975 года. Шостакович начал работу над произведением в конце апреля, а завершил 5 июля 1975 года, как указано в автографе. Это последнее сочинение композитора. Во второй части сонаты использован тематический материал из неоконченной оперы Шостаковича «Игроки» по Н. Гоголю (публикуется в двадцать третьем томе настоящего Собрания сочинений).
Первое исполнение Сонаты для альта и фортепиано состоялось в Малом зале имени М. И. Глинки Ленинградской филармонии 1 октября 1975 года.
Продолжительность звучания — ок. 30 мин.
Соната для альта и фортепиано напечатана в 1975 году фирмами Musikverlag Hans Sikorski, Hamburg; Schirmer, Inc. New York; в 1977 году—издательством «Музыка» (Москва). Партия альта—в редакции Ф. Дружинина.
В основу настоящей публикации положено издание 1977 года, выверенное по автографу, который хранится в архиве семьи композитора.

1 Шостакович Д. Счастье познания.— Советское искусство, 1934, 5 ноября.
2 Ойстрах Д. Великий художник нашего времени.— В кн.: Д. Шостакович: Статьи и материалы. М., 1976, с. 27, 29.

Источник

Соната для скрипки (Шостакович) — Violin Sonata (Shostakovich)

Дмитрий Шостакович написал Сонату для скрипки и фортепиано соль мажор, соч. 134 осенью 1968 года в Москве, завершив 23 октября. Действие происходит в трех частях и длится примерно 31 минуту. Он посвящен скрипачу Давиду Ойстраху , премьера которого состоялась 3 мая 1969 года в Большом зале Московской консерватории.

СОДЕРЖАНИЕ

Вклад Ойстраха

По словам посвященного, сонату «везде восторженно встречали», и действительно, третья часть была русской пьесой в сет-листе для скрипачей на конкурсе Чайковского 1970 года. Автограф хранится в Музее музыкальной культуры имени Глинки в Москве.

Ойстрах сотрудничал с Шостаковичем в нескольких основных произведениях композитора, якобы внося свой вклад в свои мысли и предложения, основанные на сильных сторонах скрипки и технических ограничениях. Надпись на произведении гласит: «К 60-летию со дня рождения Давида Ойстраха», который объяснил его состав:

Дмитрий хотел написать для меня новый, второй концерт в качестве подарка на мое 60-летие. Однако в его расчетах произошла ошибка в один год. Концерт был готов к моему 59-летию. Вскоре после этого Дмитрий, казалось, подумал, что, сделав ошибку, он должен ее исправить. Так он и пришел к написанию сонаты . Я этого не ожидал, хотя давно надеялся, что он напишет сонату для скрипки.

Неофициальная премьера с участием пианиста Мойше Вайнберга состоялась 8 января 1969 года в Союзе композиторов России , официальные премьеры с участием пианиста Рихтера состоялись в Большом зале Московской консерватории 3 мая и в Малом зале Ленинградской филармонии 23 сентября.

Перед официальной публичной премьерой в мае Ойстрах и Шостакович неофициально записали произведение в квартире последнего, хотя в спектакле очевидны физические недостатки композитора (у него был диагностирован полиомиелит в 1965 году) и относительное отсутствие репетиций и полировки. Позднее Ойстрах записал сонату со Святославом Рихтером на фортепиано для официального выпуска (СССР Мелодия CM-02355-6 Deep-Blue Stereo Label).

СОДЕРЖАНИЕ

Соната длится около 30 минут и состоит из трех контрастирующих частей, первоначально названных Pastorale , Allegro Furioso и Variations on a Theme соответственно, но с римскими цифрами во всех опубликованных изданиях.

Часть I.

В мягком крюковой (или четверти ноте ) октав , тон-строка в пианино открывает работу, напоминающую первых пруты Сергей Прокофьев «s скрипки Соната № 1 (Op. 80, 1946). Указанием темпа Прокофьева является Andante assai для соч. 80, Шостакович пишет Анданте для своей соч. 134. Помимо параллельной строгости, структурное и фактурное влияние Прокофьева на движение очевидно, особенно в отношении партий скрипки. Оба композитора следуют мрачно угрожающему вступительному материалу с приглушенным узором, который возвращается около соответствующих концов частей, и оба заканчивают так же безрезультатно, как и начинают. Более того, композиторы предпочитают пустые или открытые гармонии (в основном октавы) более тонально определенным. Особо следует отметить в творчестве Шостаковича относительную свободу в использовании метра, позволяющую эффективно уменьшать и увеличивать вводный тональный ряд. Впервые заявленная в скрипке на первой репетиции, «тема» движения получает аналогичную ритмическую обработку. Движение длится примерно десять минут.

Часть II.

Обозначенный Allegretto ( полутоновая нота равна 100), вторая часть абразивно энергична и жестока. Это сонатная форма, где две основные темы сначала звучат одна за другой (первая на репетиции 28, вторая на 31), а затем повторяются почти непрерывно до каденции на репетиции 34. Длинные развивающие части, основанные на первой, а затем вторая тема следует и заканчивается на репетиции 45, с тем же мотивом каденции, что и на 34. Далее следует «фальшивый» перепросмотр, который представляет собой четкое повторение первой темы, за которым следует еще одно короткое развитие, основанное на первой, а затем — на второй теме, и снова первая тема. Это приводит к настоящему перепросмотру на репетиции 53, за которой следует кода.

Резкость движений происходит от полного удовлетворения ритмической, тональной и динамической угловатости. Тем не менее, темп остается постоянным на протяжении всего шестиминутного периода, поэтому различные ритмы разнообразят и придают структуру движению, характеризующемуся в целом твердой безжалостностью. Вступительный мотив , выраженный в скрипке, дает ритмическую и тематическую основу движению. Вместо того, чтобы на самом деле регулировать темп или динамику, Шостакович часто предпочитает выращивать воспринимаемые акселерандо и крещендо из сгущающихся текстур и более коротких нот, которые, особенно на Репетиции 32, 47 и 51, придают движению эффект безумия или, возможно, отчаяния. Мрачный тоновый ряд (начало 4 после Репетиции 56), повторяющийся в более коротких и более коротких нотах во время перепросмотра, сигнализирует об отходе от предыдущего материала, за которым следует саркастический возглас и резкое прекращение движения.

Часть III.

Третья часть, первоначально обозначенная как « Вариации на тему» , представляет собой пассакалия с кратким вступлением. Вступление слышится в начале части (репетиция 58), а пассакалия начинается сразу после, на репетиции 59, когда мы слышим то, что станет басовой темой, сыгранной скрипкой в пиццикато . Пассакалия иногда прерывается или продлевается, но в остальном она никогда не перестает повторяться до тех пор, пока не будет достигнута финальная каденция соло скрипки (репетиция 75). В конце скрипичного соло оба инструмента воссоединяются, и фортепьяно повторяет вступительный материал. Начиная с репетиции 77 снова появляется материал второй темы первой части, и мы переходим к четкому повторению концовки этой части на репетиции 80, за которой следует короткая заключительная кодетта, которая включает мотив понтичелло, который многократно воспроизводился скрипка в первой части.

Источник

Оцените статью