Шостакович степан разин ноты

Шостакович степан разин ноты

Август 1964 года Шостакович проводил в Венгрии, на озере Балатон. Там он начал работу над вокально-симфонической поэмой на стихи Евгения Евтушенко (р. 1933). Композитор и поэт очень сблизились во время совместной работы над Тринадцатой симфонией в 1962 году. И теперь Шостаковича привлекла его поэма «Братская ГЭС». В произведении, посвященном гигантской «стройке коммунизма» — гидроэлектростанции на Ангаре, — есть эпизоды, говорящие о нашем прошлом. Один из них повествует о вожде повстанцев XVII века казацком атамане Степане Разине, одной из самых колоритных фигур русской истории. В свое время Герцен писал о нем: «Прибавьте Стеньке Разину определенную цель, дайте ему вместо казацкой голи армию и посадите его на престол, вот вам и Петр I». Характеризуя Разина, Герцен говорил, что ему присущи «. удаль, дерзость, злодейство, отвага».

Собственно, Разина в поэме нет. Поэт рисует картину волнующегося человеческого моря. Возбуждение, злорадство, стихийный разгул страстей и противостоящее ему мудрое человеческое достоинство. Смысл взятого композитором эпизода в нескольких ключевых фразах:

Вы всегда плюете, люди,
В тех, кто хочет вам добра.
\
Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы,
Приговаривал, ретив:
«Супротив народа вздумал?
Будешь знать, как супротив. »

Ох, как, должно быть, ныли зубы у Шостаковича! Он-то помнил, как в 48-м году ему били камнями окна на даче: ведь он был объявлен антинародным композитором. В середине августа Шостакович вернулся в Москву, где закончил сочинение. В сентябре у себя на квартире он показал его друзьям и поэту, 28 декабря 1964 года состоялась премьера «Казни Степана Разина» — в Большом зале Московской консерватории.

Читайте также:  Времена года для гитар

Музыка

По своему стилю «Казнь Степана Разина» приближается к опере. Критика называла ее «театральной симфонией», отмечая зримость, пластичность образов, яркую сценичность. В ней использованы арии-монологи, типично оперные речитативы, хоры, оркестровые интермедии. Музыка чутко рисует оттенки настроения как героя, так и толпы, ее отдельных частей. Роль хора и солиста двояка. Хор одновременно — народ и голос совести героя, выражение его внутренней сущности. Солист же — сам Стенька, но и та часть народа, в которой проступает человечность («Лица. у безликих на лице»).

После неторопливого эпического оркестрового вступления рассказчик-солист начинает свое повествование. Суровое и сдержанное, оно прерывается оркестровыми интермедиями, рисующими возбужденную ликующую толпу в предвкушении кровавого зрелища. Нагнетается напряжение, растет динамика. К оркестру присоединяется хор, звучат издевательски приплясывающий мотивчик, выкрики и завывания толпы. Вступает скорбная мелодия монолога Степана Разина — монолога-размышления, раздумья, исповеди. Кульминация поэмы — симфонический пролог к сцене казни, исполненный могучей красоты. После него звучит затаенно-тихий хор «Над Москвой колокола гудут», исполненный удивительной нежности.

И сквозь рыла, ряшки, хари
Целовальников, менял
Стенька ЛИЦА увидал.
\
Прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице.

Еще один конфликт впереди: народу приказано праздновать! Дудки заливаются заказанным весельем, но захлебываются. Застыла площадь, замерла.

Площадь что-то поняла,
Площадь шапки сняла.

Бьет набат. «Еще жила голова». Мрачны тяжелые колокольные удары. Замученный казненный более жив, чем его палачи. Всплеском гневных, возмущенных, угрожающих звучаний заканчивается поэма.

Источник

12. Дмитрий Шостакович со Стенькой Разиным

На фотографии Сурена Переплётчикова композитор Дмитрий Шостакович

В Золотой долине существовал «Малый Дом ученых», основной деятельностью которого было накормить жителей высокого ранга – академиков, член-корреспондентов и членов их семей – недорогой и вкусной пищей. Вечером там иногда принимали гостей Академгородка – иностранных ученых и государственных деятелей различных стран. И наш комитет профсоюза тоже иногда договаривался об организации приёма крупных деятелей советской культуры или профсоюзных работников из Москвы – из ЦК профсоюза или ВЦСПС.

У нас в профсоюзном комитете не было денег на приёмы, поэтому мы могли организовать такой приём лишь в случае, если Президиум СО АН оплатит столовой за угощение гостей. А Президиуму СО АН «представительские» деньги на это выделялись.

Вот я написал слова «иногда договаривался», а вспомнил только один случай, – мы принимали там осенью 1964 года композитора Дмитрия Шостаковича после исполнения его новой вокально-симфонической поэмы «Казнь Стеньки Разина» (на стихи Евгения Евтушенко).

Волнующееся человеческое море: возбуждение, злорадство, стихийный разгул страстей и противостоящее ему мудрое человеческое достоинство:

Вы всегда плюете, люди,
В тех, кто хочет вам добра.

Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы,
Приговаривал, ретив:
«Супротив народа вздумал?
Будешь знать, как супротив. »

И сквозь рыла, ряшки, хари
Целовальников, менял
Стенька ЛИЦА увидал.

Прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице.

Площадь что-то поняла,
Площадь шапки сняла.

Симфоническим оркестр новосибирской филармонии и Государственная республиканская хоровая капелла мсполняли поэму, а представлена она нам тогда была просто «Стенька Разин».

Это был нечастый случай, когда Кац согласился играть в зале ДК «Академия» на плохо приспособленной для симфонического оркестра сцене. вообще у нас в этом зале был заключён договор на цикл симфонических концертов и были проданы абонементы., поэтому Кац был вынужден привозить оркестр и играть на нашей самодельной сцене. В других случаях он просто отказывался играть.

Шостакович был уже очень стар. Он сидел в зале, и по его лицу было видно, как он сопереживает каждой музыкальной теме, каждому нюансу исполнения, звучанию каждого инструмента. Шостакович тогда был в очередной опале. Но мы чествовали его как великого композитора, выражая ему своё восхищение, сначала после «Стеньки», долго не отпуская оркестр со сцены. Аплодируя, прежде всего, великому композитору.

И было видно, как растроган Шостакович таким приёмом.

А потом чествование продолжалось в малом зале Дома учёных, куда профсоюзный комитет пригласил человек тридцать ценителей музыки Шостаковича.

В начале приёма я произнес приветственную речь, а Любочка (Любовь Николаевна Качан) прочитала ему стихи Булата Окуджавы «Ах, музыкант, мой музыкант»:

Круглы у радости глаза и велики у страха,
И пять морщинок на челе от празднеств и обид.
Но вышел тихий дирижер, но заиграли Баха,
И все затихло, улеглось и обрело свой вид.

Все стало не свои места, едва сыграли Баха.
Когда бы не было надежд — на черта белый свет!
К чему вино, кино, пшено, квитанции Госстраха
И вам — ботинки первый сорт, которым сносу нет?

«Не все ль равно: какой земли касаются подошвы?
Не все ль равно: какой улов из волн несет рыбак?
Не все ль равно: вернешься цел или в бою падешь ты,
И руку кто подаст в беде — товарищ или враг. »

О, чтобы было все не так, чтоб все иначе было,
Наверно, именно за тем, наверно, потому,
Играет будничный оркестр привычно и вполсилы,
А мы так трудно и легко все тянемся к нему.

Ах, музыкант, мой музыкант, играешь, да не знаешь,
Что нет печальных, и больных, и виноватых нет,
Когда в прокуренных руках так просто ты сжимаешь,
Ах, музыкант, мой музыкант, черешневый кларнет!

И видно было, как напряжение, в котором он был все это время постепенно спало. И его мятежная и чуткая душа поняла и приняла. Поняла, что он любим, что «Он среди своих». Приняла нас, как своих друзей. Шостакович понял, что его новая симфоническая поэма принята музыкальной общественностью, и Дмитрий Дмитриевич даже стал улыбаться.

Правда, Владимир Иванович Немировский после вечера сказал Любе в шутку, что она допустила ошибку, выбрав эти стихи, потому что Шостакович думает, что это он Бах. Разумеется, оснований так говорить Владимир Иванович не имел: стихи были явно к месту. И мы все понимали, что вечер удался.

В адрес Шостаковича и о музыке его «Стеньки» было сказано много теплых слов, но, конечно, все жалели, что в Новосибирске не нашлось баса — исполнителя вокальной партии этой симфонической поэмы и филармония не сумела организовать хоровую группу.

Официальная премьера «Казни Степана Разина» в Большом зале Московской консерватории была месяцем раньше — 28 декабря 1964 года. А у нас тогда симфонический оркестр Новосибирской филармонии и Государственная республиканская хоровая капелла дали два концерта, где исполнялась музыка Д.Д. Шостаковича — 16 и 19 января 1966 г.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым — от признания в любви, до
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

5 друзей

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Я — фотограф

Новые цветы

Рубрики

  • Власть у позорного столба (180)
  • Мои писатели (176)
  • Mодели,Гламур,Glamor (74)
  • Убитые поэты (15)
  • Путешествие из Петербурга в Москву (12)
  • Алексей Рыбников (7)
  • Science (51)
  • Актёр (156)
  • Актриса (239)
  • Гении,ЖЗЛ (988)
  • Знаменитости,Celebrities (348)
  • Злободневность (673)
  • Искусство,Арт,Art (1985)
  • Живопись,Painting (754)
  • Художник,Painter (655)
  • Кино (252)
  • Музыка,Видео (1125)
  • Поэзия,Проза (509)
  • Санкт-Петербург (664)
  • Фото,Фотография,Фотографии,Фотограф (902)
  • ШОСТАКОВИЧУ — 108 (37)
  • Юмор (141)

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Шостакович — Казнь Степана Разина

Дмитрий Шостакович — «Казнь Степана Разина» Вокально-симфоническая поэма на слова Е.Евтушенко для баса, хора и оркестра ор. 119 (1964)

Август 1964 года Шостакович проводил в Венгрии, на озере Балатон. Там он начал работу над вокально-симфонической поэмой на стихи Евгения Евтушенко (р. 1933). Композитор и поэт очень сблизились во время совместной работы над Тринадцатой симфонией в 1962 году. И теперь Шостаковича привлекла его поэма «Братская ГЭС». В произведении, посвященном гигантской «стройке коммунизма» — гидроэлектростанции на Ангаре, — есть эпизоды, говорящие о нашем прошлом. Один из них повествует о вожде повстанцев XVII века казацком атамане Степане Разине, одной из самых колоритных фигур русской истории. В свое время Герцен писал о нем: «Прибавьте Стеньке Разину определенную цель, дайте ему вместо казацкой голи армию и посадите его на престол, вот вам и Петр I». Характеризуя Разина, Герцен говорил, что ему присущи «. удаль, дерзость, злодейство, отвага».

Собственно, Разина в поэме нет. Поэт рисует картину волнующегося человеческого моря. Возбуждение, злорадство, стихийный разгул страстей и противостоящее ему мудрое человеческое достоинство. Смысл взятого композитором эпизода в нескольких ключевых фразах:

Вы всегда плюете, люди,
В тех, кто хочет вам добра.
.
Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы,
Приговаривал, ретив:
«Супротив народа вздумал?
Будешь знать, как супротив. »

Ох, как, должно быть, ныли зубы у Шостаковича! Он-то помнил, как в 48-м году ему били камнями окна на даче: ведь он был объявлен антинародным композитором. В середине августа Шостакович вернулся в Москву, где закончил сочинение. В сентябре у себя на квартире он показал его друзьям и поэту, 28 декабря 1964 года состоялась премьера «Казни Степана Разина» — в Большом зале Московской консерватории.

По своему стилю «Казнь Степана Разина» приближается к опере. Критика называла ее «театральной симфонией», отмечая зримость, пластичность образов, яркую сценичность. В ней использованы арии-монологи, типично оперные речитативы, хоры, оркестровые интермедии. Музыка чутко рисует оттенки настроения как героя, так и толпы, ее отдельных частей. Роль хора и солиста двояка. Хор одновременно — народ и голос совести героя, выражение его внутренней сущности. Солист же — сам Стенька, но и та часть народа, в которой проступает человечность («Лица. у безликих на лице»).
После неторопливого эпического оркестрового вступления рассказчик-солист начинает свое повествование. Суровое и сдержанное, оно прерывается оркестровыми интермедиями, рисующими возбужденную ликующую толпу в предвкушении кровавого зрелища. Нагнетается напряжение, растет динамика. К оркестру присоединяется хор, звучат издевательски приплясывающий мотивчик, выкрики и завывания толпы. Вступает скорбная мелодия монолога Степана Разина — монолога-размышления, раздумья, исповеди. Кульминация поэмы — симфонический пролог к сцене казни, исполненный могучей красоты. После него звучит затаенно-тихий хор «Над Москвой колокола гудут», исполненный удивительной нежности.

И сквозь рыла, ряшки, хари
Целовальников, менял
Стенька ЛИЦА увидал.
.
Прорастают ЛИЦА грозно
У безликих на лице.

Еще один конфликт впереди: народу приказано праздновать! Дудки заливаются заказанным весельем, но захлебываются. Застыла площадь, замерла.

Площадь что-то поняла,
Площадь шапки сняла.

Бьет набат. «Еще жила голова». Мрачны тяжелые колокольные удары. Замученный казненный более жив, чем его палачи. Всплеском гневных, возмущенных, угрожающих звучаний заканчивается поэма.

Источник

Оцените статью