Шостакович второй концерт для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано № 2 (Шостакович) — Piano Concerto No. 2 (Shostakovich)

Концерт для фортепиано № 2 фа мажор , соч. 102, Дмитрия Шостаковича, была написана в 1957 году к 19-летию со дня рождения его сына Максима . Премьера произведения состоялась во время учебы в Московской консерватории . Этот фортепианный концерт должен был стать последним сочинением для фортепиано, написанным им. Он содержит много элементов, похожих на его другое сочинение, Концертино для двух фортепиано. Оба они были написаны, чтобы быть доступными для молодых пианистов. Это нехарактерно веселое произведение, гораздо более веселое, чем большинство произведений Шостаковича.

СОДЕРЖАНИЕ

Приборы

Произведение озвучено для фортепиано соло , трех флейт (третье удвоение пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов , двух фаготов , четырех валторн , литавр , малого барабана и струнных .

Движения

Концерт длится около 20 минут , и имеет три движения , со вторым движением играл attacca , тем самым перемещая непосредственно в третий (хотя второе движение приходит до приемлемого разрешения до минор, таким образом, что третье движение не является полностью необходимым довести музыку к заключению):

  1. Аллегро Первая часть в сонатной форме. Веселая главная тема первой части исполняется сначала фаготом, а затем в сопровождении кларнетов и гобоев. Фортепиано вступает ненавязчиво с ответной темой, сыгранной отдельными нотами обеими руками на октаву друг от друга. Это перерастает в маршеобразную тему. Затем вводится новая мелодическая тема ре минор с унисонами на фортепьяно на две октавы, сведенными к нулю. Затем резкий звук оркестра переходит в шумные и прыгающие октавы нижнего фортепиано, в то время как оркестр играет вариацию на оригинальную фортепианную мелодию фортиссимо . Фортепиано строится по схеме триоли, чтобы ввести тему ре минор (теперь в си-бемоль мажор) в дополнении к торжествующему тутти . В кульминации все приходит в безмолвную паузу, и фортепиано вступает в соло контрапункта, похожего на фугу. Спустя минуту фуги оркестр возвращается, играя мелодию в порыве ветра. Оркестр строится на основной мелодии, в то время как фортепиано играет гаммы и тремоло, которые переходят в несколько веселых строк аккордов и октав, исполняемых фортепиано, а основная тема, наконец, всплывает на поверхность и завершает движение.
  2. Анданте Вторая часть приглушена и романтична. Он представляет две разные темы, которые находятся в вариативной форме. Настроение можно считать нежным с оттенком меланхолии. Струнные начинаются мягко до минор, с коротким вступлением перед тем, как фортепиано вступает в нежную тему триоли до мажор. Этот тип ритма также присутствует в других его сочинениях, таких как Прелюдия до мажор, соч. 87 No. 1. Хотя он остается медленным на всем протяжении и работает в сравнительно небольшом диапазоне, он отмечен повторением ритмов два или четыре на три.
  3. Аллегро Финал — это живой танец в двойном ритме с большим использованием пентатонических гамм и ладов. Вскоре появляется вторая тема, в 7
    8 время, с фортепиано в сопровождении струн пиццикато, напоминающих балалайку . Создается впечатление, какими были парады и шествия в советское время. Это продолжается некоторое время, прежде чем появляется новый мотив в режиме упражнений « Ханон », с гаммами в шестых долях и полуколебаниями, что является шуткой для выпуска Максима. Затем эти три темы развиваются и переплетаются до окончательного утверждения 7
    8 тема и, наконец, виртуозная кода фа мажор.
Читайте также:  Гендель жига ноты для скрипки

Прием

Этот концерт иногда называют одним из менее значимых произведений композитора, особенно по сравнению с некоторыми симфониями и струнными квартетами. В письме Эдисону Денисову в середине февраля 1957 года, всего через неделю после того, как он закончил работу над ним, сам композитор написал, что произведение «не имеет выдающихся художественных достоинств». Было высказано предположение, что Шостакович хотел упредить критику, осудив саму работу (неоднократно подвергаясь официальной цензуре), и что этот комментарий на самом деле был насмешливым. В апреле 1957 года он и его сын исполнили переложение произведения для двух фортепиано из произведения для Министерства культуры, которое позже было представлено публике в Московской консерватории.

Несмотря на кажущуюся упрощенность этого концерта, публика всегда тепло относилась к нему, и он является одним из самых популярных произведений Шостаковича. В 2017 году концерт занял 19-е место в Зале славы Classic FM .

Записи

Несмотря на отказ от концерта, композитор несколько раз исполнял его сам и записывал вместе со своим первым концертом. Оба играют в быстром темпе, который редко встречается в современных записях. На третьей записи можно услышать, что некоторые отрывки, сыгранные Шостаковичем, были не такими чистыми, и это было признаком того, что его рука пошла в упадок. В своих записях второй части Шостакович вносит небольшие вариации в некоторые отрывки, не записанные в партитуре. Некоторые примеры включают в себя повторяющийся аккорд, который Шостакович играет в такте 33, который из первой доли такта 34 записывается как ничья в партитуре.

Собственный сын Максима, Дмитрий Максимович Шостакович, также записал пьесу, а его отец дирижировал I Musici de Montreal . Идентично своему знаменитому деду, Дмитрий младший также очень близко соответствует неистовой скорости и выражению лица своего деда.

Читайте также:  Армин ван бюрен гитара

Другие записи включают записи Леонарда Бернстайна в качестве солиста и дирижера для Columbia Records , Марка-Андре Амлена для Hyperion Records и Дмитрия Алексеева с Ежи Максимюком, дирижирующим Английским камерным оркестром . Была сделана запись этого концерта оркестром Мариинского театра с солистом Денисом Мацуевым и Валерием Гергиевым в качестве дирижера.

В Фантазии 2000 , Ефим Бронфман играет первое движение концерта в (Allegro) в качестве рассказчика из « Стойкий оловянный солдатик » по Андерсена . Бронфман также записал оба концерта с филармоническим оркестром Лос-Анджелеса под управлением Эсы-Пекки Салонена .

Балет

Концерт используется в двух разных балетах. Кеннет Макмиллан «s Концерт Премьера 30 ноября 1966 года в Deutsche Oper Berlin , затем стал Королевский балет репертуар. Алексей Ратманский создал Concerto DSCH для New York City Ballet , премьера которого состоялась в 2008 году.

Источник

Д. Шостакович — Том 12 — Концерт №1, №2

Концерты Дмитрия Шостаковича
ноты (партитура том 12 и клавир том 13)

ОТ РЕДАКЦИИ

В двенадцатый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены партитуры концертов № 1 и 2 для фортепиано с оркестром.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 35, написан в 1933 году. Первоначально композитор называл его «концертом для рояля в сопровождении струнного оркестра и трубы», подчеркивая необычность партитуры: отсутствие духовых и ударных инструментов.
Концерт был задуман в ряду сочинений, которые должны были пополнить репертуар советских исполнителей-инструменталистов. «Это моя первая попытка восполнить значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором отсутствуют крупные концертные сочинения»,— рассказывал композитор вскоре после премьеры концерта. О повышенном интересе к инструментальным концертным жанрам Шостакович вновь писал в начале 1934 года: «Время мне настойчиво подсказывает, что эти жанры имеют право и обязаны расти и расцветать. В ближайшее время я посвящу свое творчество именно этим жанрам. Намечены: сюита для фагота в сопровождении струнного оркестра, квартет, концерт для скрипки с оркестром, ряд вокальных произведений, танцевальная сюита для джаза». Несколько позднее композитор говорил также о намерении написать концерт для фортепиано в сопровождении джаз-оркестра4.
Из авторских помет на рукописи концерта видно, что работа над ним продолжалась четыре с половиной месяца: с 6 марта по 20 июля 1933 года. Произведением, непосредственно предшествовавшим концерту, были Двадцать четыре прелюдии для фортепиано, соч. 34, законченные 2 марта 1933 года. Одновременно с концертом композитор начал сочинение музыки к мультипликационному фильму «Сказка о попе и о работнике его Балде», соч. 36.

В партитуру концерта Шостакович ввел реминисценции широко известных музыкальных тем из произведений Бетховена и Гайдна; звучат в ней и интонации популярной уличной песенки. Кроме того, в четвертой части концерта (соло трубы) использована тема Финала, сочиненного Шостаковичем как вставной номер к опере Э. Дресселя «Колумб».
Раскрывая суть своего замысла, Шостакович писал: «Какова основная художественная тема концерта?.Я не могу рассказать о содержании своего концерта иными средствами, кроме тех, которыми написан сам концерт. Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную. Это я и хотел передать в своем концерте». Говоря о сочинениях конца 20-х — начала 30-х годов, Шостакович неоднократно подчеркивал свое стремление к воплощению здоровых, жизнерадостных эмоций, комедийных, юмористических образов. «Я хочу отвоевать законное право на смех и так называемой „серьезной» музыке,— писал он в статье «Счастье познания».— Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует».
Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года в Ленинграде, в Большом зале филармонии; партию фортепиано исполнил автор.
Партитура концерта № 1 опубликована в 1934 году Музгизом. Это издание полностью идентично автографу, хранящемуся в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266а).
В основу настоящей публикации положены прижизненные издания 1934 и 1963 годов. Текст сверен также с автографом и всеми изданиями переложения для двух фортепиано (М., 1934, 1935, 1969).
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, фа мажор, соч. 102, написан в 1957 году. Первое исполнение концерта состоялось 10 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории.
Партитура концерта № 2 опубликована в 1959 году издательством «Советский композитор».
Автограф партитуры хранится в ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 6).
В основу настоящей публикации положено издание 1959 года, сверенное с автографом партитуры, а также с автографом и всеми изданиями переложения концерта для двух фортепиано (М., 1957, 1964, 1969).
Явные погрешности рукописных и печатных материалов устранены без оговорок. Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце тома.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шостакович)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — соч. 102.

Второй концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича (1957) был посвящён композитором сыну Максиму Шостаковичу, тогда учившемуся в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. Возможно, что идея написать «молодёжный» концерт Шостаковичу пришла после знакомства с Фортепианным концертом А. Баланчивадзе, написанным для сына композитора Джорджи, ученика Л. Оборина.

Дмитрий Шостакович в письме своему другу, Эдисону Денисову, сокрушался: «Сочиняю плохо. Закончил фортепианный концерт, не имеющий никакой художественно-идейной ценности» [1] .

10 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории, в своё 19-летие Максим впервые исполнил сочинение-подарок своего отца. Государственным симфоническим оркестром дирижировал Н.П.Аносов.

Зинаида Гаямова, секретарь Шостаковича, писала: «Начались вступительные экзамены Максима в консерваторию. Трудно передать, как был нервно настроен Д. Д. Он очень волновался, и Максим тоже. Начал программу Максим с фуги Д. Д., потом играл Сонату Бетховена. Я наблюдала за Д. Д. и видела, что он весь на нервах. Потом концерт № 2 Д. Д. Сам Д. Д. ему аккомпанировал. В зале собралось много народу и экзаменующихся. Концерт Максим играл очень хорошо. Да и всю свою программу играл отлично. Конечно, он волновался, но, тем не менее, все шло очень хорошо. Надо было видеть эту картину. Экзаменующегося Максима и аккомпанирующего его отца. Я представляла состояние Д. Д., была мертвая тишина, и экзаменующиеся, и присутствующие музыканты, видимо, были глубоко взволнованы и музыкой и исполнением, и этой трогательной картиной отца и сына, сидящих за роялями. Когда концерт кончился, и я вышла в коридор, то там еще у дверей стояла толпа музыкантов, которые слушали, и у всех было приподнятое настроение. Подходили к Максиму и Д. Д. и члены комиссии пожимали руки и поздравляли. Д. Д. был доволен. Максим получил пять».

Второй концерт в известной мере близок к написанному Шостаковичем ранее молодёжному Концертино для двух фортепиано (1953).

Написанный спустя 24 года после Первого концерта, Второй фортепианный концерт стал наглядным примером того, как гениально одаренный композитор меняется от творческой молодости к творческому и жизненному закату. Первый концерт полон острых красок и эмоциональных крайностей, Второй же — комедиен [2] . Если Первому фортепианному концерту свойственно стилистическое разнообразие, то Второму, напротив, – интонационное единство. Оба концерта отличаются непринужденностью и жизнерадостностью, но Первый более дерзок, Второй же более традиционен и так не удивляет неожиданными поворотами повествования. Вступает фагот, присоединяются кларнеты и гобои, затем фортепиано – сразу устанавливается домашний, интимный тон. Второй концерт уступает Первому в новаторстве, превосходя его в лирическом отношении: Andante открывает одна из красивейших тем Шостаковича-мелодиста. За второй частью без перерыва следует третья, где композитор позволил себе семейную шутку: он цитирует одно из популярнейших упражнений Шарля Луи Ганона, подчеркивая юный возраст пианиста, которому посвящено сочинение [3] .

Сам Шостакович неоднократно исполнял оба фортепианных концерта; в 1958 году он сыграл и записал их в Париже с Оркестром французского радио и ТВ (ныне – Национальный оркестр Франции) под управлением Андре Клюитанса. Эти выступления стали последними для Шостаковича-пианиста. В свою очередь, Максим Шостакович исполнял Второй концерт не только как пианист, но и как дирижер: солистом был его сын, Дмитрий Шостакович-младший.

В. А. Васина-Гроссман писала, что характер музыки концерта «определяют образы юности, или, пожалуй, отрочества — переходной поры от детства к юности».

Источник

Афиша

Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 2 «Посвящение Октябрю»
Сюита из музыки к к/ф «Трилогия о Максиме»

Программа каждого абонементного концерта представляет те два мира, на которые оказалась поделена страна и ее история после 1917-го года.

Вторая симфония была написана 21-летним Дмитрием Шостковичем по заказу Агитационного отдела музсектора Госиздата к 10-летию Октября. Партитура воссоздает картины революционных событий: от анархии и разрухи через нагнетание и борьбу к лирическому просветлению. В финале на фоне звучания заводского гудка хор скандирует: «Мы шли, мы просили работы и хлеба // Сердца были сжаты тисками тоски. // Заводские трубы тянулися к небу, // Как руки, бессильные сжать кулаки». Сегодня эта ранняя работа композитора звучит довольно редко, поэтому каждое ее исполнение привлекает к себе внимание публики. К условно «революционному» полюсу концерта относится также сюита из музыки, написанной Шостаковичем к трилогии о Максиме – фильмам Григория Козинцева и Леонида Тауберга, посвященным судьбе революционера.

Символ старого мира в программе – Второй фортепианный концерт Рахманинова. Одно из самых известных сочинений академического репертуара было создано в 1901 году, на заре нового века. «Колокольность», песенность, простор, щемящая пронзительная лирика – все это о столь любимой композитором стране, которая в 1917 году ушла в небытие. Она исчезла, но продолжала жить – в памяти, в воображении Рахманинова и, конечно, в его музыке. Образ этой «отчалившей Руси» останется самым главным для композитора до конца его жизни, последние 25 лет которой он провел в эмиграции.

Источник

Оцените статью