Шпон ели для гитары

Верхняя дека акустической гитары: что выбрать — массив или ламинат?

Звучание акустической гитары складывается из многих вещей: конструкции инструмента, формы грифа, фурнитуры, и так далее. Одним из самых важных компонентов большинство музыкантов считают верхнюю деку гитары. В этой статье мы разберем, в чём разница между верхней декой акустической гитары из массива дерева – такой, как у всех гитар Taylor, и ламинированного дерева.

Что такое верхняя дека акустической гитары?

Древесина всегда играла одну из самых важных ролей в звучании акустических инструментов. И если звучание, например, электрогитары складывается не только из характера дерева, но и типа звукоснимателей, то, когда речь заходит об акустических гитарах, древесина правит бал.

Гриф, накладка и корпус акустической гитары могут быть выполнены из разных пород дерева, сочетающихся между собой. Основу звучания акустической гитары задаёт верхняя дека: как вы можете догадаться, это – та часть гитары, которую вы видите в первую очередь, и та часть гитары, которая практически напрямую контактирует со струнами: именно верхняя дека передаёт вибрации струн корпусу гитары. На верхней деке также располагаются пружины и розетка: вещи, которые имеют большое влияние на звучание инструмента.

Производители акустических гитар используют различные породы дерева для производства верхних дек своих инструментов – от традиционных ели и кедра до экзотических махагони или коа. Помимо этого, верхние деки можно поделить на две большие группы: деки из массива дерева и деки из ламинированного дерева. Например, бренд Taylor использует для верхних дек своих гитар только массив, однако в «Музыке» есть различные гитары, поэтому мы подробно расскажем и о деках из ламината.

Что такое верхняя дека из массива дерева?

Верхняя дека из массива дерева – это чаще всего дека, выполненная из одного цельного куска дерева. Такие материалы тщательно отбирают на основании многих критериев. Вы можете отличить верхнюю деку из массива дерева по розетке: так как розетка была вырезана непосредственно в цельном куске, вы увидите характерный рисунок волокон по краям.

Часто верхняя дека из массива дерева делается из двух частей одного куска дерева: он распиливается и половины зеркально склеиваются: такую деку можно отличить по характерному рисунку волокон в середине деки.

Что такое верхняя дека из ламинированного дерева?

Термин «ламинированное дерево» подразумевает то, что дека состоит из более чем одного куска дерева. Тонкие слои древесины соединяются между собой при помощи высокой температуры, давления и специального клейкого вещества.

Многие гитарные производители используют эту технологию, так как она позволяет увеличить объёмы производства: вы можете сделать из одного куска махагони одну массивную деку или, например, если разделите его на четыре части – четыре ламинированных деки. Использование недорогих материалов для других слоёв деки также удешевляет производство, ведь никто не видит, что находится под верхним слоем деки: клён, фанера или пластик.

Если вы обратите внимание на розетку, по её краям вы увидите разные слои древесины – рисунок волокон не будет одинаковым – так можно отличить деку из ламинированного дерева от деки из массива.

Термин «шпон» используется для описания верхнего (видимого) слоя ламинированного дерева. Даже если нижние слои состоят из недорогого дерева или композитов, шпон позволяет гитаре выглядеть изысканно. Часто в качестве шпона производители используют махагони, клён или коа: гитара выглядит стильно, но дерева для её производства используется меньше, а процесс производства, по сравнению с производством дек из массива, становится проще и быстрее.

Внешний вид и звучание

Как мы уже писали выше, многие производители используют ламинированное дерево для верхней деки, так как это позволяет им получить инструмент, который отменно выглядит, используя при этом меньше дерева и ресурсов на производство.

Отличается ли визуально верхняя дека со шпоном от верхней деки из массива? Это достаточно спорный вопрос для многих гитаристов. Некоторые говорят, что различие совсем незаметно, так как для шпона используется такой же кусок дерева, просто тоньше. Некоторые, напротив, считают, что для шпона отбирают более дешевые и менее красивые куски.

Намного более жаркие споры возникают, когда дело доходит до обсуждения разницы в звучании. Есть ли объективно разница в звучании между декой из массива дерева и декой из ламината? Положа руку на сердце, мы можем с уверенностью заявить: есть.

Цельный кусок дерева имеет однородную структуру волокон и плотность. Благодаря этому вы получаете больший сустейн и более богатое обертонами звучание. Разные породы дерева имеют разную звуковую окраску, однако с максимальной долей вероятности все они будут звучать превосходно. Более того, массив дерева со временем приобретает новые оттенки звучания, чего не происходит с ламинированным деревом, так как оно состоит из нескольких разных слоёв.

Для производства топовых моделей акустических гитар производители всегда используют массив – и это говорит о многом.

Как насчёт прочности?

Широко известный факт состоит в том, что инструменты из массива дерева более восприимчивы к изменениям окружающей среды, например – температуры или влажности. Недостаток влажности может привести к трещинам на деке и другим негативным эффектам. Гитары с верхней декой из массива дерева требуют особого ухода и соблюдения условий хранения. Например, производитель гитар Taylor настоятельно рекомендует хранить инструменты в чехле или кейсе и использовать специальный увлажнитель. Такие рекомендации подойдут для любых инструментов из массива.

Ламинированные деки лучше противостоят изменениям окружающей среды, так как состоят из различных слоёв, склеенных между собой. Если вам приходится постоянно путешествовать или выступать в местах с чрезмерной или недостаточной влажностью, лучше рассмотреть для покупки инструмент с верхней декой из ламинированного дерева.

Дороже ли гитары с верхней декой из массива?

Как правило – да. Результатом этого являются многие вещи, о которых мы упоминали ранее в этой статье. Дерево для деки из массива отбирается самым тщательным образом, а значит – оно само по себе дороже. Оно должно не только выглядеть безупречно, но и звучать – ведь деки из массива ценятся в первую очередь за их особенное богатое звучание.

Ко всему прочему, большинство производителей, приобретает древесину для гитар только у проверенных поставщиков, которые гарантируют качество дерева и бережное отношение к окружающей среде, что также не может не сказываться на ценнике конечных продуктов.

Поэтому при выборе гитары наши консультанты в «Музыке» рекомендуют учесть множество факторов, главными из которых являются предназначение инструмента (тренировочный, концертный, для путешествий, etc) и ваш бюджет. Если вам нужен действительно звучный и роскошный инструмент, с которым не стыдно появиться на большой сцене и звучание которого добавит вашей музыке особый характер и шарм, а ваш бюджет может увеличиваться при необходимости, то советуем обратить внимание на инструменты бренда Taylor.

А если вы ещё не определились и нуждаетесь в консультации, то милости просим к нам в магазин на ул.Я.Коласа, 39 в Минске. Мы работаем без выходных!

Источник

MasterGitar.com

Когда вы выбираете гитару, то естественное желание узнать из чего она сделана. Если гитара приобретается у гитарного мастера, то проблем быть не должно. Гитарный мастер расскажет из чего сделана каждая часть. Но самое важное, не будет никаких расплывчатых формулировок, массив ли это древесины или фанеровка.

Иная ситуация с гитарами в магазинах. Маркетологи подсказали, что называть фанеру фанерой — это как-то слишком прямолинейно, поэтому решили просто называть её торговым названием древесины, из которой сделан внешний слой фанерованной гитары. Т.е., если вы видите, что в спецификации к гитаре написано, что корпус или обечайки и дно из палисандра(только название дерева без всяких уточнений), то значит, скорее всего у вас в руках гитара со шпоном палисандра на внешнем слое.

В случае с гитарами из массива дерева, т.е. цельного, без всяких фанеровок, те же маркетологи уже подсказали, что информацию эту надо подчеркнуть и с каждым названием древесины использовать слово SOLID или цельная.

Ещё раз на примере. Если в буклете к гитаре написано:

  • Top (или Soundboard, что значит дека) — Cedar (кедр), то значит дека этой гитары сделана из некой слоеной конструкции, у которой внешний шпон сделан из кедра.
  • Top — Solid Cedar — вот эта строчка означает, что гитара имеет деку из массива кедра. Дополнительное слово Solid.

Для обечаек и дна это уточнение также должно быть, но такая путаница возникает редко, так как гитара из массива это дорогая вещь. Выглядит это по-английски — back&sides — Solid american mahogony или по-русски обечайки и дно из цельного красного дерева.

Как правило, тот факт, что используется цельное дерево делается хорошо заметным, на гитаре налеплены всякие ярлычки с надписями, типа Solid Top. Другими словами, если вы нигде не видите этих надписей, то повод дополнительно убедится из чего сделана гитара.

Конечно, тот факт, что при изготовлении гитары применено настоящее дерево отражается на его цене. И если с декой из массива кедра гитара может стоить только на несколько сотен долларов дороже, то гитара полностью из массива будет стоить дорого и с фанерой это не перепутаешь.

Надо отметить, что существуют техники формирования обечаек гитары из двух типов дерева, снаружи палисандр или сверхплотная порода, а внутри что-то помягче, типа красного дерева. Используется эта техника мастерами, поэтому никаких секретов при покупке быть не должно. Фанеровка такой способ или нет вопрос спорный, так как переклеивается не какая-то техническая древесина, а массив специально подготовленных ценных пород. Не путайте это с фабричным вариантом.

Где-то тут упомним и про фабричные техники фанеровки, которые часто называются словами однокоренными со словом ламинирование. Об этом и речь, что гитара делается из слоеной структуры с ценной породой наружу. Я рекомендую обратить особое внимание на деку гитары и постараться купить инструмент с цельной декой. Как правило, это будет кедр. Испанские фабрики очень хорошо освоили эту технологию.

Конечно, ситуация не выглядит таким образом, что те кто хочет купить массив, будучи обманутыми, покупают фанерованные гитары. Скорее тем, у кого есть деньги только на фанерные гитары, дополнительно не напоминается о том, что за эти деньги они смогут купить только фанеру. Маркетинг — это психология человека, а она очень ранимая. А изготовители очень услужливы.

Как увидеть из чего сделана дека гитары

При выборе гитары вы можете попробовать убедиться из чего сделана дека, посмотрев в торец слоев. Торец слоев должен быть виден у звукового отверстия. Если гитара не новая, то торец может быть виден в иных местах: снят гриф или отломан кант. Часто торец отверстия закрыт каким-то пластиком, это дополнительный повод засомневаться.

На торце дерева вы должны увидеть рисунок слоев, который является продолжением структуры слоев с внешней стороны, это вертикальные или идущие под некоторым углом линии. Если такого рисунка нет, то это хороший повод засомневаться, что дека сделана из массива. Если же вы четко видите бутерброд из трех частей, то будьте уверены у вас фанера. Обратите внимание, что внешний слой очень тонкий, до 1мм.

Итак, фото для иллюстрации описанного выше.

На первом фото ниже мы видим торец деки в звуковом отверстии. Это явная фанеровка. Сверху и снизу тонкий слой ели, в середине что-то неизвестное.

И сразу массив, чтобы стало понятно. На самом первом фото статьи изображен торец звукового отверстия деки из массива ели и ещё одно фото ниже, где можно четко разглядеть вертикальные линии слоев дерева.

Дополнительно ещё несколько фотографий явно фанерованых дек. Был отломан кант и взору явно предстала слоеная структура деки. Четко видно, что слои внешнего слоя никуда не продолжаются. В середине нечто светлое. Это вид деки старой чешской Кремоны, такая же картина и у старых немецких Музим.

Фото, на котором в пазе крепления грифа хорошо видна слоеная структура не только деки, она измеряется линейкой, но и обечаек.

Источник

В защиту фанеры, часть 3

Это все, конечно, потрясающе, уважаемый «Синтез-Аудио», — скажет читатель, — но где же в этом разнообразии акустическая фанера? Ведь именно она нам интересна.

Чтобы разобраться в свойствах акустической фанеры, нам придется поговорить прежде – да-да, о том самом упомянутом телефоне товарища Сталина.

В самом конце позапрошлого века в Америке жил неугомонный выдумщик – Лео Бакеланд.

Он изобрел промышленный способ производства фотобумаги для компании Кодак. Строго говоря, фотобумагу изобрел еще Уильям Генри Фокс Тальбот – вместе с методом переноса негативного изображения в позитивное, но Бакеланд догадался, как поставить эту бумагу на поток.

Бакеланд был классическим циклотимиком. Он жил периодами ярких вспышек, когда изобретения изобретались пачками, патентное бюро едва успевало дышать на штампики, а затем эти периоды сменялись глубоким угнетением, после которого он терял всякий интерес к прошлым открытиям – и смело брался за новые.

После одного такого спада, Бакеланд потерял интерес к фотобумаге и заинтересовался шеллаком.

Да, господа, именно шеллаком – так любимым гитаристами финишным покрытием. Но шеллак интересовал его не в качестве отделочного материала, а в качестве электрического изолятора.

Шеллак был дорог, производство технологичного оборудования росло – и требовалась срочная замена. Ученый смешивал фенол с формальдегидом, пытал полученную смесь в разных дьявольских алхимических ретортах – и добился желаемого. Был изобретен первый полностью синтетический пластик, названный в честь Бакеланда – бакелитом.

Бакелит уникален тем, что в обычном своем состоянии он пластичен, но если его нагреть под давлением, то он превращается в нерастворимую твердую массу – такую стабильную, что лишь горячая серная кислота способна нанести ему ущерб.

Производство бакелита оказалось столь экономически выгодным, что из него начали лить вообще все. Настольные лампы, пуговицы, бижутерию, автомобильные внутренности и, конечно, корпуса телефонов.


Из бакелита отлично получается янтарь. Ну. почти янтарь.


Знакомые всем патроны — тоже из бакелита.


Даже вот эта усовершенствованная лампа — из бакелита

Бакелитовый телефон был и у товарища Сталина. Впрочем, не только у него, но и у Хрущева, и у Брежнева, да и у каждого гражданина Союза ССР, имевшего телефонный аппарат.

Именно бакелит используется в производстве самой дорогой разновидности фанеры – фанеры акустической.


Фанера из липового шпона на бакелите в корпусе гитары Crusader CF 6001 FM

Обиходных названий у такой фанеры много – фанера авиационная, фанера резонансная, фанера финская, фанера акустическая – и все они не являются стандартизированными, а, скорее, указывают на сферу применения.

В ГОСТе она имеет обозначение, как и все фанеры – с указанием клеевой основы, толщины, сорта и финишной отделки.

Вообще, человеческий ум прихотлив. Умельцы долгое время пытались найти замену древесному массиву, чтобы удешевить производство музыкальных инструментов. Чего только не предлагали для замены дереву.

Предлагали использовать деревянный бутерброд, в котором по центру шла стальная пластина. Предлагали прокладывать между слоями шпона – прямо по клеевой основе – графитовые нити. Американцы хотели извлекать звук из фанеры, в которой между слоями дерева были слои гофрированного алюминия. В России в прошлом веке придумали особый материал – со стеблями лопуха.

Все напрасно. Звуковые характеристики полученных материалов радовали только новаторов, а сами материалы жили ровно до момента защиты патента.

Ничего лучше дерева так и не нашли. И не нашли ничего лучше двух замен дереву – фанеры с бакелитом и материала из смол с наполнителем (знаменитые гитары Ovation ).

Толщина у акустической фанеры самая разная. Самая тонкая – 1 мм, но обычно ее производят толщиной от 3 до 16 мм.

Она очень прочная, причем, чем тоньше, тем прочнее. Т.к. ее не выпускают из шпона ниже второго сорта, а чаще – и не ниже первого, сорта собственно фанеры в ней делят по нагрузкам. Первосортная акустическая фанера выдерживает нагрузки в вилке от 65 до 95 МПа, а второсортная – от 50 до 82.5 МПа.

Отборный шпон склеивают под нагревом и давлением — бакелитом и пропитывают формальдегидом. По сути – это не склеенное дерево, а композит из дерева и пластика.

Акустическая фанера звучит не просто удовлетворительно, а почти идеально.

У нее полно достоинств и есть единственный недостаток – он же решающий. Фанера удивительно прочна, неприхотлива, звучит ярко и глубоко и, что важно,– не боится колебаний влажности.

Но она, как говорят акустики, изотропна – равно-характерна, равна по характеристикам. Гетерогенна (разнородна, т.е. из разных материалов), но изотропна.

Пластик и дерево так прочно проникают друг в друга, что становятся единым целым. Настоящее дерево же – по определению анизотропно – состоит из самых разных частей, колеблется неодинаково.

Акустическая фанера обладает крайне устойчивым и стабильным звуком. Настолько стабильным, что сейчас, при слепом тестировании, невозможно различить – на какой из сотен гитар играет музыкант. Все они звучат совершенно одинаково.


Aria AD 18


Cort AD 880


Crafter MD 58

И фанерная Aria, и фанерная Yamaha, и Cort, и Tokai, и Crusader и, даже страшно произнести, фанерный Fender – звучат одинаково. Они и выглядят одинаково. Просто близнецы-братья. И с чего бы им выглядеть по-разному и звучать по-разному, если сделаны они на соседних заводах, которые закупают фанеру и комплектующие — у одного поставщика.

Главное, чтобы гитара была правильно собрана, а производители не внедрили собственных усовершенствований. Некоторые китайские производители, например, в последнее время стали гнать гитары, у которых гриф закреплен на шканты.

Такие гитары, само собой разумеется, не звучат и не зазвучат, пусть и изготовлены из той же самой качественной фанеры, как Скайверы достопочтенного Льва Кларенсовича Фендера.
Дадим подсказку благочестивому читателю. Если ты, любезный читатель, видишь, что у дешевого китайского вестерна (фолка, дредноута, гранда) нет анкера, знай, что пришло время сомнений, время тягостных раздумий. Посадка грифа на шканты исключает использование анкера даже там, где он традиционно необходим. Его туда просто невозможно вставить.

Акустическую фанеру, как и любую другую фанеру – можно ламинировать по ГОСТу – ДФ1, ДФ2, ДФ3, ДФ4 (перечисления характеристик вот здесь: http://sintez-audio.livejournal.com/2654.html). Часто производители гитар так и делают. Просто ограничиваются наклейкой пленки, имитирующей древесную фактуру, а сверху – водоупорным покрытием. Или даже красят

Если ты, любезный читатель, видишь в описаниях гитары слово «ламинат», знай, что наверняка здесь – акустическая (авиационная) фанера – с простейшим декоративным покрытием.

Совсем другое дело – шпонированная акустическая фанера. Это гораздо более дорогой и совершенный материал.

Давайте вспомним о способах изготовления шпона — о лущении, о пилении и о строгании. Дешевое и экономичное лущение – всем хороший способ, но, при нем срез идет ровно по годовым кольцам, а значит – не видно красивой фактуры дерева. Такой шпон пригоден для склеивания фанеры, но его никак нельзя использовать для отделки.

У такого шпона — простая ровная поверхность, на которой, если и бывают разнообразия, так только в виде сучков, да червоточин. И это не является достоинством, а снижает сортность.

Но что, если попытаться получить шпон методом тонкого распила вдоль ствола. Как обычную доску, только очень тонким слоем.

Срез получается потрясающе фактурным, красоты необычайной, а главное – он очень прочный. Гораздо прочнее лущеного шпона.
Метод строгания — повторяет принцип метода пиления. В нем срез тоже идет вдоль ствола, но в строгании — не дерево пропускают через ножи, а нож скользит по дереву. Строгание — позволяет получить более тонкий срез, нежели пиление.

Но, в приниципе, это почти одинаковые методы получения шпона. Технически разные, по финальному продукту — одинаковые.


Пиленый шпон. Лиственница.


Пиленый шпон. Ясень.

Еще одно достоинство пиленого и строганого шпона — его можно получить из самой сложной древесины. Даже из такой, которая ни в коем случае не идет на лущеный шпон. Из дуба, из ясеня, из краснодеревных пород, из невесомых — тропических
Такой шпон – самый дорогой. Именно он идет для финишной отделки корпусов гитары.

Если в описаниях к гитаре есть слово «шпон», нужно радоваться. Это не простейший ламинат – пленочка из бумаги с защитным покрытием, а акустическая бакелитовая фанера, сверху которой качественно приклеили еще один слой шпона – декоративный, из благородных сортов дерева.
Совершенно понятно, что готовых методов распознавания гитары по материалу — нет. Продавцы пишут характеристики — кто во что горазд. Путают термины, путаются в самом простом — в сорте древесины, что уж требовать от них тонкостей различения фанеры. Даже производители порой промахиваются мимо сути, а порой и откровенно лгут на своих сайтах, выдавая посредственные характеристики за выдающиеся.
Вот что можно подумать, если в характеристиках сказано: «верхняя дека — ель, обечайки и нижняя дека — махагони»? Слово «массив» не прозвучало, значит — все это фанера. Но что за фанера — загадка. Фанера ли из елового шпона, шпонированная елкой же. Или какая-то неизвестная фанера — с простым ламинированным покрытием «под ель». Никто не скажет.
Легче всего — доверять такому производителю, кто не скрывает собственных технологи и пишет обо всем честно.
Мы, в фирме «Синтез-Аудио» — скромно потупим глаза и признаемся, что делаем именно так. В моделях Crusader 6000 и 6001 — честно указываем фанеру из липового шпона, в моделях Crusader 6021, 6022 — указываем, что сделаны они из еловой фанеры, но шпонированы сверху — елью и махагони.
Понимание приходит с опытом, а опыт — начинается со знания.


Шпон махагони по задней деке гитары Crusader 520

Нам приходилось говорить с физиками-акустиками по вопросам звуковых характеристик шпонированной фанеры. В ту пору мы сами ликвидировали собственную безграмотность и искали ответы на неочевидные вопросы. Почему, — спрашивали мы, — при всей подлости и низкопородности этого материала в сравнении с цельным деревом, звук инструмента с боками и низом из шпонированной фанеры иногда не просто сравним, но и превосходит некоторые полномассивные образцы?

Нам отвечали, что дело тут в так называемых «переменных средах». В том, что шпон, в соединении с деревом и бакелитом, привносит в изотропный материал элемент анизотропности – разнохарактерности, приближая тем самым звуковые характеристики к характеристикам цельной древесины.

И если полностью ламинированные гитары звучат прилично, но очень похоже, а шпонированные – уже гораздо лучше, то гитары с верхней декой из массива и корпусом из шпонированной фанеры – порой и просто превосходно. Нам встречались экземпляры, которые невозможно было отличить по звуку от полномассивных гитар, а встречались такие, что клали полные массивы на обе лопатки.

А уж по эксплуатационным характеристикам – им и вовсе нет равных. Над ними не нужно трястить с влагоизмерителем, их не поведет при перемене влажности, а увлажнители нужны им – только в студеную зимнюю пору – ради верхней цельной деки.

Возвыситься, как известно, можно двумя способами — стать выше самому или унизить другого. Мы написали этот обзор без цели как-то принизить инструменты из древесного массива. Вовсе нет. Им нет равных сейчас, не было раньше и мы сильно сомневаемся, что когда-нибудь люди придумают нечто, превосходящее по характеристикам живое дерево. Мы и сами любим полностью деревянные гитары и с удовольствием производим их.
Цель обзора — развеять страхи перед фанерой, которая, право же, вовсе не так страшна, как ее привыкли малевать.

Источник

Оцените статью