Шуберт дуэт для фортепиано

Содержание
  1. Лента
  2. Афиша Тверской филармонии на декабрь 2016 года
  3. Вечер фортепианного дуэта
  4. Концертная афиша Музейного объединения имени Глинки на январь 2016 года
  5. «Русские фортепианные дуэты»
  6. Афиша Музейного объединения Глинки на ноябрь 2015 года
  7. Фортепианный «Шуберт-дуэт»: «Сейчас в мире не хватает простоты»
  8. Фортепианный «Шуберт-дуэт» сыграл пьесы Аренского для юных слушателей
  9. Шуберт дуэт для фортепиано
  10. Сонаты, дуэты и фантазии Франца Шуберта — Sonatas, duos and fantasies by Franz Schubert
  11. СОДЕРЖАНИЕ
  12. Сонаты для фортепиано соло
  13. Различие между полными и неполными сонатами для фортепиано
  14. Полные сонаты
  15. Возможно полные сонаты
  16. Неполные сонаты и фрагменты сонаты
  17. Нумерация фортепианных сонат
  18. Ненумерованные издания
  19. Нумерованные издания
  20. Другие системы нумерации
  21. Фантазии для фортепиано соло
  22. Сонаты и фантазии для фортепиано в четыре руки
  23. Сонаты и дуэты для фортепиано и инструмента
  24. Скрипка и фортепиано
  25. Арпеджионе и фортепиано
  26. Флейта и фортепиано
  27. Сонаты для трех игроков

Лента

Добавлено 01 декабря / 16 muzkarta

Афиша Тверской филармонии на декабрь 2016 года

Добавлено 18 апреля / 16 Александр Томас (фортепиано,клавесин)

Зал имени Рахманинова
ул. Пушкина, 31

Вечер фортепианного дуэта

Начало концерта в 18:30

Добавлено 01 января / 16 muzkarta

Концертная афиша Музейного объединения имени Глинки на январь 2016 года

Добавлено 19 ноября / 15 Александр Томас (фортепиано,клавесин)

«Русские фортепианные дуэты»

Начало концерта в 19:00

Афиша Музейного объединения Глинки на ноябрь 2015 года

Добавлено 14 ноября 2015 muzkarta

Фортепианный «Шуберт-дуэт»: «Сейчас в мире не хватает простоты»

Добавлено 29 октября 2014 muzkarta

Фортепианный «Шуберт-дуэт» сыграл пьесы Аренского для юных слушателей

Добавлено 27 октября 2014 muzkarta

В минувшую пятницу, 24 октября в Доме музыки им. С. В. Рахманинова состоялся концерт фортепианного «Шуберт-дуэта». Музыканты Александр Томас и Любовь Потапова-Томас не в первый раз выступают в Великом Новгороде — они принимали участие в Международном фестивале им.&

Источник

Шуберт дуэт для фортепиано

К числу крупнейших достижений Шуберта относятся его одночастные фортепианные пьесы, которые, подобно песне, выросли на основе бытового домашнего музицирования.

Шуберт так и не приблизился к современному концертному пианизму. Основной причиной этому была его вполне осознанная антипатия к бравурной виртуозности. «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу», — писал он. Напомним, что М. И. Глинка называл подобное исполнение «котлетной игрой».

Но всю жизнь Шуберт ощущал потребность в сочинении для фортепиано. Его фортепианная музыка, выросшая большей частью из импровизации, почти всецело принадлежит к камерному направлению.

Истоки шубертовского фортепианного стиля многообразны. На него могли оказать воздействие «Багатели» Бетховена, предшествовавшие одночастным фортепианным миниатюрам Шуберта. Очевидно влияние чешской школы (Томашек, Воржишек). Заметные следы оставила и бытовая танцевальная музыка Вены. Но всё же главную роль в формировании шубертовского фортепианного стиля сыграла песня с ее лирическими образами и — шире — принцип песенности в целом, равно как и некоторые черты балладной изобразительности.

Новое в фортепианной музыке Шуберта прежде всего обнаруживается в его танцах — преимущественно вальсах (в том числе лендлерах) и маршах.

Проникновение вальса в фортепианную литературу является ярким показателем демократизации музыки у Шуберта. Этот танец был завезен в Вену ансамблями деревенских музыкантов, игравших на уличных перекрестках, в пригородных ресторанах или танцевальных залах. Шубертовские вальсы (их около 250) — подлинные камерные миниатюры. Несмотря на свою явную связь с бытовым танцем, они неизмеримо возвышаются над увеселительно-развлекательной музыкой. У Шуберта вальс превращается в поэму — так много в нем лирики, так неповторима и обаятельна мелодия, столько тонких красок в сопровождении. При этом в полной мере сохpаняются жизнерадостность и непосредственность бытового танца.

Вальс заметно повлиял на облик сонатно-симфонических произведений Шуберта. Иногда он появляется там и под видом традиционного менуэта или скерцо. Таковы, например, трио из Девятой симфонии или трио из квартета G-dur. Чаще, однако, отдельные жанровые признаки вальса проникают в сонатно-симфонические темы (плавная трехдольность, акцент на первой и последней доле, характерная фразировка, ассоциирующаяся с вальсовой пластикой, иногда фактура фортепианного сопровождения),которые не связываются непосредственно с танцевальными образами (см., например, побочную партию финала сонаты A-dur op. 120):

Марш разработан Шубертом преимущественно в фортепианных дуэтах (всего около 50).

Ни один выдающийся композитор не уделял так много внимания четырёхручной фортепианной литературе, как Шуберт.

Превосходные образцы клавирных дуэтов содержатся в моцартовском наследии, и все же именно Шуберта следует считать создателем этого жанра, предназначенного, для домашнего любительского исполнения.

В дальнейшем развитии фортепианной музыки XIX столетия четырехручная литература была оттеснена на второй план. По этой причине и достижения Шуберта оказались отброшенными в тень.

А между тем фортепианные дуэты образуют интересную область его творчества и содержат высокие художественные ценности. Четырехручная литература, созданная Шубертом, охватывает широчайший художественный диапазон (марши, полонезы, рондо, дивертисменты, вариации, сонаты, фантазии, увертюры). На одном его полюсе — бытовые миниатюры, на другом — крупные формы вплоть до сочинения, которое, как предполагал Шуман, было эскизом симфонии. Все эти произведения отличаются поэтическим обаянием и великолепной законченностью стиля.

Богатая фактура, насыщенное звучание, красота и полнота тембров связаны со своеобразием четырехручного исполнения. Шуберт придал этому бытовому жанру небывалое художественное значение, сохранив его специфику как искусства любителя.

Над всеми дуэтами Шуберта возвышается фа-минорная фантазия, написанная в последний год жизни. Это бесспорно лучшая из фортепианных фантазий композитора. Крупное одночастное произведение, оно включает четыре ясных раздела, напоминающих последование частей в сонатно-симфоническом цикле. Первая, лирическая фа-минорная тема, окрашенная венгерским колоритом, постепенно развивается в сторону драматизма и патетики:

Великолепное Largo напоминает по своему интонационному складу героические арии итальянской оперы и генделевских ораторий.

В третьем эпизоде, Allegro vivace (по существу — менуэт и трио), предстает Шуберт — лирик и миниатюрист. Последний раздел представляет собой свободную репризу начального эпизода. Напряженная полифоническая разработка приводит к огромному драматическому нарастанию в конце.

«Большой дуэт» (1824) — наиболее оригинальное произведение Шуберта для фортепиано в четыре руки. Задуманное в крупном плане, оркестровое по фактуре, оно еще более напоминает симфонический цикл. По интонационному строю музыка этого дуэта также гораздо ближе симфоническим или камерно-инструментальным темам позднего Шуберта, чем привычным оборотам фортепианной музыки.

Среди фортепианных дуэтов Шуберта особый интерес представляет «Венгерский дивертисмент» (1824), написанный Шубертом под впечатлением пребывания в Венгрии и даже, по свидетельству современников, на материале слышанных им в Целесе песен. Это произведение построено свободно, рапсодийно и во многом предвосхищает «Венгерские рапсодии» Листа. Шуберт не ограничивается теми общими «унгаризмами», которые довольно часто «окрашивали» венские инструментальные произведения (Например, «Венгерское рондо» из трио Гайдна, венгерские элементы в финале Третьей симфонии Бетховена, финал струнного квинтета Шуберта и другие. Следует указать, однако, на то, что впоследствии «Венгерскому дивертисменту» приписывали не столько чисто венгерские, сколько венгерско-цыганские черты.), а делает попытку воспроизвести подлинный народный колорит венгерской музыки. Своеобразный лад (так называемый «венгерский», g-moll) и синкопированные, тяжело акцентированные ритмы сближают шубертовское произведение с венгерским национальным стилем, известным под названием «вербункош».

Характерные «страстные» tremoli и украшения в импровизированной манере воспроизводят стиль народного исполнения. Преувеличенная патетика этой музыки, совершенно чуждая шубертовскому стилю, также восходит к венгерско-цыганским традициям. Венгерец Лист был настолько восхищен шубертовским четырехручным дивертисментом, что переложил его для сольного исполнения, а один из эпизодов — «Марш» — инструментовал для симфонического состава.

Наиболее типичная черта шубертовских четырехручных миниатюр — «насыщенность» маршами и маршевыми ритмами («Военные марши», «Характерные марши», «Детский марш», «Дивертисмент в форме марша», «Героический марш», «Похоронный марш» и другие). Жанр марша получил распространение в героической атмосфере Французской революции. Бетховен, первый композитор, открывший доступ маршу в симфоническую сферу, всегда трактовал его в возвышенном духе. Военной атмосфере начала XIX века мы обязаны тем, что в шубертовское время марш стал одним из наиболее распространенных видов музыки. У Шуберта к бетховенской трактовке прибавился военный марш национально-австрийского склада — подвижный, легкий, близкий к складу бытовой танцевальной музыки. К ним относится знаменитый D-dur’ный «Военный марш» («Marche militaire»). Завоевавший широчайшую популярность в переложении Таугиза для сольного исполнения, он соперничает в наше время с наиболее излюбленными песнями Шуберта.

Некоторые свои «Характерные марши» Шуберт трактовал в скерцозном плане. Эти произведения поражают неожиданностью, оригинальностью смелых гармонических сдвигов, ритмической остротой, стремительностью темпа.

Маршевые темы, подобно вальсовым, часто проникают в сонатно-симфонические произведения Шуберта, придавая им иногда танцевально-бытовой, иногда героический оттенок. Таковы, например, темы из Andante Es-dur’ного трио, из первой части a-moll’ной фортепианной сонаты ор. 42, из побочной партии струнного квинтета, из Andante Девятой симфонии C-dur:

К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры. Это восемь «Экспромтов» (ор. 142, ор. 90, 1827) и шесть «Музыкальных моментов» (ор. 94, 1827).

Своеобразные, новые для того времени названия, которые Шуберт выбрал для фортепианных произведений, призваны выразить определенную авторскую идею. Каждый «Музыкальный момент», каждый «Экспромт» должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения этих «моментов» простираются от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес господствует определенный ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез); Шуберт нашел и определенный «фортепианно-этюдный» прием, который проходит через все произведение или крупный раздел его. Подобный «технический» прием имеет свой художественно-выразительный смысл:

Как и в песнях, свобода и непосредственность выражения сочетаются здесь со стройностью формы. Многие из фортепианных пьес Шуберта трехчастны с ярко контрастирующей средней частью (например, «Музыкальный момент» cis-moll, «Экспромты» Es-dur или As-dur). Эта форма впоследствии получила большое распространение в фортепианной музыке композиторов романтиков последующих поколений.

Почти все фортепианные пьесы Шуберта построены на основе классицистcкой периодической структуры. Импровизированные приемы изложения им не свойственны.

Возникшие под непосредственным впечатлением от «Экспромтов» Я. X. Воржишека (1822), они воспроизводят и некоторые черты чешской музыки, вроде неожиданной игры ритмов, резкой смены настроений. Иногда в мелодиях слышатся чешские национальные обороты.

Среди одночастных фортепианных пьес Шуберта выделяется С-dur’ная фантазия «Скиталец», написанная в один год с «Неоконченной симфонией». Фортепианные сонаты Шуберта (из них 15 законченных), которые он сочинял начиная с 1815 года, отличаются изумительным образным богатством.

Источник

Сонаты, дуэты и фантазии Франца Шуберта — Sonatas, duos and fantasies by Franz Schubert

Сонаты, дуэты и фантазии Франца Шуберта включают все произведения для сольного фортепиано от Франца Шуберта , за исключением отдельных танцев . Они также включают в себя ряд произведений для двух исполнителей: фортепиано в четыре руки или фортепиано и струнного инструмента ( скрипка , арпеджионе ).

СОДЕРЖАНИЕ

Сонаты для фортепиано соло

Двадцать четыре сохранившихся сонаты и фрагмента сонаты перечислены в версии немецкого каталога 1978 года :

  1. D 154 , Соната для фортепиано ми мажор (1815, фрагмент; сходство с первой частью Сонаты для фортепиано ми мажор , D 157) I. Аллегро (фрагмент)
  2. D 157 , Соната для фортепиано ми мажор (1815, неоконченная — сохранились первые три части) I. Allegro ma non troppo II. Анданте III. Менуэтто. Allegro vivace — Трио
  3. D 279 , Соната для фортепиано до мажор (1815, неоконченная — сохранились первые три части; фрагмент Аллегретто до мажор, D 346, вероятно, является четвертой частью) I. Allegro moderato II. Анданте III. Менуэтто. Allegro vivace — Трио IV. Аллегретто (D 346, фрагмент)
  4. D 459 , Соната для фортепиано ми мажор (1816, в 2-х частях; также в паре с D 459A, чтобы получить пятичастную сонату или пять фортепианных пьес «Fünf Klavierstücke») I. Allegro moderato II. Скерцо. Аллегро
  5. D 459A , Три фортепианных пьесы «Drei Klavierstücke» (1816 ?, также в паре с D 459, чтобы получить пятичастную сонату или пять фортепианных пьес «Fünf Klavierstücke» III. Адажио IV. Скерцо. Аллегро — Трио. Più tardo В. Аллегро патетико
  6. D 537 , Соната для фортепиано ля минор (1817, впервые опубликовано как соч. Пост. 164) I. Allegro ma non troppo II. Аллегретто квазиандантино III. Allegro vivace
  7. D 557 , Соната для фортепиано ля-бемоль мажор (1817; нет полной уверенности в том, что третья часть ми-бемоль мажор является финалом произведения) I. Allegro moderato II. Анданте III. Аллегро
  8. D 566 , Соната для фортепиано ми минор (1817, незаконченная? — сохранились первые три части; рондо ми мажор, D 506, вероятно, четвертая часть) И. Модерато II. Аллегретто III. Скерцо. Allegro vivace — Трио IV. Рондо. Аллегретто (D 506)
  9. D 568 , Соната для фортепиано ре-бемоль мажор / ми-бемоль мажор (1817, 2 версии; для 1-й версии Скерцо ре-бемоль мажор, D 593 No. 2, возможно, составляет третью часть; последняя часть — это фрагмент; NSA также добавляет исправленное первое движение из 1-й версии; 2-я версия впервые опубликована как Op. posth.122)
    • 1-я версия, ре-бемоль мажор [ранее D 567 ]

    I. Allegro moderato II. Анданте Молто III. Скерцо. Аллегро модерато — Трио (D 593 No. 2) IV. Аллегретто (фрагмент)

    • 2-я версия, ми-бемоль мажор

    I. Allegro moderato II. Анданте Молто III. Менуэтто. Аллегро — Трио IV. Аллегро модерато

  10. D 571 , Соната для фортепиано фа-диез минор (1817, неоконченная — сохранился фрагмент первой части «Allegro moderato». Пьеса ля мажор, D 604, Анданте, а также Скерцо ре мажор и Аллегро фрагмент фа-диез минор из D 570, вероятно, составляют оставшиеся части) I. Allegro moderato (фрагмент) II. Анданте (D 604) III. Скерцо. Allegro vivace — Трио (D 570) IV. Аллегро (D 570, фрагмент)
  11. D 575 , Соната для фортепиано си мажор (1817, впервые опубликовано как соч. Пост. 147) I. Allegro, ma non troppo II. Анданте III. Скерцо. Аллегретто — Трио IV. Аллегро Джусто
  12. D 613 , Соната для фортепиано до мажор (1818, неоконченная — сохранились фрагменты двух частей; адажио ми мажор, D 612, а также Менуэт с трио D 600/610, возможно, составляют оставшиеся части) И. Модерато (фрагмент) II. Адажио (D 612) III. Менуэт — Трио (D 600/610) IV. Без указания темпа (фрагмент)
  13. D 625 , Соната для фортепиано фа минор (1818, незавершенная — сохранились законченное скерцо с трио и фрагменты двух частей «Аллегро»; Адажио ре-бемоль мажор D 505, вероятно, является второй частью) I. Аллегро (фрагмент) II. Адажио (D 505) III. Скерцо. Аллегретто — Трио IV. Аллегро (фрагмент)
  14. D 655 , Соната для фортепиано до-диез минор (1819, фрагмент) I. Аллегро (фрагмент)
  15. D 664 , Соната для фортепиано ля мажор , Маленькая ля мажор (1819 или 1825, впервые опубликовано как Op. Posth. 120) I. Allegro moderato II. Анданте III. Аллегро
  16. D 769A , Соната для фортепиано ми минор [ранее D 994] (ок. 1823, фрагмент) I. Аллегро (фрагмент)
  17. D 784 , Соната для фортепиано ля минор , Большаясоната (1823, впервые опубликовано как Op. Posth. 143) I. Allegro giusto II. Анданте III. Allegro vivace
  18. D 840 , Соната для фортепиано до мажор , Реликвия (1825, неоконченная — первая и вторая части завершены; третья и четвертая части — фрагменты) И. Модерато II. Анданте III. Менуэтто. Аллегретто — Трио (фрагмент) IV. Рондо. Аллегро (фрагмент)
  19. D 845 , Соната для фортепиано ля минор (1825, впервые опубликовано как соч.42) И. Модерато II. Анданте Поко Моссо III. Скерцо. Allegro vivace — Трио. Un poco più lento IV. Рондо. Allegro vivace
  20. D 850 , Соната для фортепиано ре мажор , Гаштайнер (1825, впервые опубликовано как соч.53) И. Аллегро II. Con moto III. Скерцо. Allegro vivace — Трио IV. Рондо. Аллегро модерато
  21. D 894 , Соната для фортепиано соль мажор , Фантазия (1826, впервые опубликовано как соч.78; NSA также прилагает отвергнутую 1-ю версию второй части) I. Molto moderato e cantabile II. Анданте III. Менуэтто. Аллегро модерато — Трио IV. Аллегретто
  22. D 958 , Соната для фортепиано до минор (1828) И. Аллегро II. Адажио III. Менуэтто. Аллегро — Трио IV. Аллегро
  23. D 959 , Соната для фортепиано ля мажор (1828) И. Аллегро II. Андантино III. Скерцо. Allegro vivace — Трио. Un poco più lento IV. Рондо. Аллегретто
  24. D 960 , Соната для фортепиано си-бемоль мажор (1828) I. Molto moderato II. Анданте состенуто III. Скерцо. Allegro vivace e con delicatezza — Трио IV. Аллегро, ма не троппо

Есть также некоторые, возможно, утерянные сонаты для фортепиано:

  • D Anh. I / 8 , Соната для фортепиано фа мажор (1815, утрачено или идентично D 157)
  • D Anh. I / 9 , Соната для фортепиано фа мажор (1816, утрачено или идентично D 459)
  • Ре-деест , Соната для фортепиано до-диез мажор (1825 ?, утрачена или идентична D 568 1-й версии)

Фортепианные сочинения, возможно, задуманные как части фортепианной сонаты:

  • D 277A , Менуэт ля минор с трио фа мажор для фортепиано (1815, альтернативная третья часть для фортепианной сонаты до мажор , D 279)
  • D 346 , Аллегретто до мажор для фортепиано (1816 ?, фрагмент; вероятно, четвертая часть Сонаты для фортепиано до мажор , D 279)
  • D 505 , Адажио ре-бемоль мажор для фортепиано (1818 ?, вероятно, вторая часть незаконченной сонаты для фортепиано фа минор , D 625; впервые опубликовано в ми мажоре в сокращенной форме как соч. Posth. 145 No. 1)
  • D 506 , Рондо ми мажор для фортепиано (1817 ?, вероятно, четвертая часть незаконченной? Сонаты для фортепиано ми минор , D 566; впервые опубликовано как соч. Posth. 145 No. 2)
  • D 570 , Скерцо ре мажор и Аллегро фа-диез минор для фортепиано (1817 ?, фрагмент «Аллегро»; они, вероятно, были задуманы как третья и четвертая части, соответственно, неоконченной фортепианной сонаты фа-диез. минор , D 571)
  • D 593 , Два скерци для фортепиано (1817): № 2, Allegro moderato ре-бемоль мажор (возможно, третья часть неоконченной Сонаты ре-бемоль мажор , D 568 [1-я версия, ранее D 567])
  • D 600 , Менуэт до-диез минор для фортепиано (1814?; Трио ми мажор, D 610, вероятно, предназначалось для этого Менуэта; в свою очередь, Менуэт с тандемом Трио D 600/610, возможно, составляет третью часть неоконченного фортепиано. Соната до мажор , D 613)
  • D 604 , Пьеса ля мажор для фортепиано (1816 или 1817; также фигурирует как «Анданте ля мажор»; вероятно, вторая часть неоконченной фортепианной сонаты фа-диез минор , D 571)
  • D 610 , Трио ми мажор для фортепиано, которое следует рассматривать как потерянный сын менуэта (1818, это Трио, вероятно, предназначалось для Менуэта до-диез минор, D 600; в свою очередь Менуэт с Трио D 600/610 тандем, возможно, составляет третью часть неоконченной сонаты для фортепиано до мажор , D 613)
  • D 612 , Адажио ми мажор для фортепиано (1818, вероятно, вторая часть неоконченной сонаты для фортепиано до мажор , D 613)

Различие между полными и неполными сонатами для фортепиано

Полные сонаты

Эти работы, по общему мнению, завершены и всегда воспринимались как таковые:

  • D 537 , Соната для фортепиано ля минор (1817, впервые опубликовано как соч. Пост. 164)
  • D 568 , Соната для фортепиано ми-бемоль мажор (1825-1826?, 2-я редакция; впервые опубликовано как соч. Posth. 122)
  • D 575 , Соната для фортепиано си мажор (1817, впервые опубликовано как соч. Пост. 147)
  • D 664 , Соната для фортепиано ля мажор , Маленькая ля мажор (1819 или 1825, впервые опубликовано как Op. Posth. 120)
  • D 784 , Соната для фортепиано ля минор , Большаясоната (1823, впервые опубликовано как Op. Posth. 143)
  • D 845 , Соната для фортепиано ля минор (1825, впервые опубликовано как соч.42)
  • D 850 , Соната для фортепиано ре мажор , Гаштайнер (1825, впервые опубликовано как соч.53)
  • D 894 , Соната для фортепиано соль мажор , Фантазия (1826, впервые опубликовано как соч.78)
  • D 958 , Соната для фортепиано до минор (1828)
  • D 959 , Соната для фортепиано ля мажор (1828)
  • D 960 , Соната для фортепиано си-бемоль мажор (1828)

Возможно полные сонаты

Перечисленные ниже работы считаются завершенными или неполными в зависимости от источника:

  • D 157 , Соната для фортепиано ми мажор (1815, три части сохранились)
  • D 459 и D 459A , Соната для фортепиано ми мажор (1816 и 1816?; D 459 — соната в двух частях; обычно она сочетается с «Трех пьес для фортепиано» [«Drei Klavierstücke»], D 459 A, чтобы иметь либо пятичастная соната или произведение в том виде, в каком оно появилось в первом издании: «Пять пьес для фортепиано» [«Fünf Klavierstücke»])
  • D 557 , Соната для фортепиано ля-бемоль мажор (1817; нет полной уверенности в том, что третья часть ми-бемоль мажор является финалом произведения)
  • D 566 , Соната для фортепиано ми минор (1817, незаконченная? — сохранились первые три части; рондо ми мажор, D 506, вероятно, четвертая часть)

Неполные сонаты и фрагменты сонаты

Их можно разделить на следующие категории:

  • Незаконченные сонаты с уверенностью обо всех намеченных частях

Нет сомнений в том, какие движения Шуберт задумал для следующей сонаты:

  • D 840 , Соната для фортепиано до мажор , Реликвия (1825, неоконченная — первая и вторая части завершены; третья и четвертая части — фрагменты)
  • Незаконченные сонаты, с которыми связаны независимые движения

Пять перечисленных ниже работ, по общему мнению, являются незаконченными, но имеют независимые движения (либо целые, либо фрагменты), которые, как правило, считаются составной частью их структуры:

  • D 279 , Соната для фортепиано до мажор (1815, неоконченная — сохранились первые три части; фрагмент Аллегретто до мажор, D 346, вероятно, является четвертой частью)
  • D 568 , Соната для фортепиано ре-бемоль мажор (1817, 1 версия; последняя часть — фрагмент; Скерцо ре-бемоль мажор, D 593 No. 2, возможно, составляет третью часть)
  • D 571 , Соната для фортепиано фа-диез минор (1817, неоконченная — сохранился фрагмент первой части «Allegro moderato». Пьеса ля мажор, D 604, Анданте, а также Скерцо ре мажор и Аллегро фрагмент фа-диез минор из D 570, вероятно, составляют оставшиеся части)
  • D 613 , Соната для фортепиано до мажор (1818, неоконченная — сохранились фрагменты двух частей; адажио ми мажор, D 612, а также Менуэт с трио D 600/610, возможно, составляют оставшиеся части)
  • D 625 , Соната для фортепиано фа минор (1818, незаконченная — сохранилось законченное скерцо с трио и фрагменты двух частей «Аллегро»; Адажио ре-бемоль мажор, D 505, вероятно, вторая часть)
  • Незаконченные сонаты, состоящие из одной незавершенной части

Три перечисленные ниже работы, по общему мнению, неполные и всегда рассматривались как таковые; в каждом случае сохранился только фрагмент первой части:

  • D 154 , Соната для фортепиано ми мажор (1815, фрагмент; ранняя версия первой части Сонаты для фортепиано ми мажор , D 157)
  • D 655 , Соната для фортепиано до-диез минор (1819, фрагмент)
  • D 769A , Соната для фортепиано ми минор [ранее D 994] (ок. 1823, фрагмент)

Нумерация фортепианных сонат

Для фортепианных сонат не существует единой системы нумерации. Для этого есть несколько причин, в том числе отсутствие единого мнения относительно включения независимых движений как части незавершенных или незаконченных сонат. Этот вопрос вызывает беспокойство у ученых и исполнителей произведений, которые должны решить, какое из этих движений, если оно вообще есть, должно быть включено в определенную сонату. В некоторых случаях также необходимо определить порядок, в котором они должны быть представлены.

Общая система нумерации, которую можно найти в записях и на некоторых веб-сайтах, содержит 21 сонату:

  1. D 157
  2. D 279 («Неоконченный»)
  3. D 459
  4. D 537, соч. posth. 164
  5. D 557
  6. D 566
  7. D 567
  8. D 571 (фрагмент; в т.ч. различные другие мвмц.)
  9. D 575, соч. posth. 147
  10. D 613 (фрагмент)
  11. D 625
  12. D 655 (фрагмент)
  13. D 664, соч. 120
  14. D 784, соч. posth. 143
  15. D 840 (‘Реликвия’)
  16. D 845, соч. 42
  17. D 850, соч. 53 (‘Гастайнер’)
  18. D 894, соч. 78 (‘Фантазия’)
  19. D 958
  20. D 959
  21. D 960

Ненумерованные издания

Следующие два издания фортепианных сонат Шуберта являются неполными и в них не предусмотрена система нумерации:

  • Edition Peters — Sonaten für Klavier zu 2 Handen (Лейпциг: CF Peters, 1970-1974): издание в двух томах, которое включает одиннадцать полных сонат (D 537, D 568 2-я версия, D 575, D 664, D 784, D 845). , D 850, D 894, D 958, D 959, D 960)
  • Schirmer Edition — Десять сонат для фортепиано (Нью-Йорк: Г. Ширмер, 1906): издание в одном томе, которое включает десять полных сонат (D 537, D 568 2-я версия, D 575, D 664, D 784, D 845, D 850, Д 958, Д 959, Д 960)

Следующее издание фортепианных сонат Шуберта является полным, но в нем не приводится система нумерации:

  • G. Henle Verlag — Klaviersonaten (München: G. Henle, 1979-1989): трехтомное издание urtext, которое включает в себя все полные сонаты, все незаконченные сонаты и все независимые движения, обычно связанные с этими незаконченными произведениями (D 154, D 157 , D 279/346 / (277A), D 459 / 459A, D 537, D 557, D 566/506, D 568 1-я и 2-я версии, D 571/604/570, D 575, D 613/612, D 625 / 505, D 655, D 664, D 769A, D 784, D 840, D 845, D 850, D 894, D 958, D 959, D 960). Тома I и II были отредактированы Полом Мисом и обработаны Гансом-Мартином Теопольдом. Том III редактировал и проверял Пол Бадура-Шкода . Он включает в себя все незаконченные сонаты и связанные с ними независимые части, с дополнениями Бадура-Шкода всех фрагментов, за исключением D 154, D 655 и D 769A. Хотя сонаты в этом последнем томе имеют нумерацию от 1 до 10, это не система нумерации всего выхода сонаты, учитывая, что первые два тома присваивают номера от 1 до 11 содержащимся в них произведениям.

Нумерованные издания

  • Breitkopf & HärtelFranz Schubert’s Werke: Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe — Серия 10: Sonaten für Pianoforte (Лейпциг: Breitkopf & Härtel , 1888). Издание в одном томе, включающее пятнадцать сонат для фортепиано:
    1. D 157
    2. D 279
    3. D 537
    4. D 557
    5. D 566 (только 1-я часть)
    6. D 568 2-я версия
    7. D 575
    8. D 664
    9. D 784
    10. D 845
    11. D 850
    12. D 894
    13. D 958
    14. D 959
    15. D 960

Это было первое издание, в котором утверждалось, что напечатано полное собрание фортепианных сонат Шуберта. Это издание переиздается с 1970 г. в Dover Publications . На веб-сайте Международной библиотеки музыкальных партитур IMSLP есть факсимиле многих сонат в соответствии с этим первым изданием, включая нумерацию X, 1X, 2 и т. Д. На партитуре.

  • Wiener Urtext Edition (Schott / Universal Edition ) Франц Шуберт: Полные сонаты . Издание в трех томах, которое включает в себя все полные сонаты, все незаконченные сонаты и все независимые части, обычно связанные с этими незаконченными произведениями:
    • Vol. 1
      • Sonate Nr. 1 ми мажор D 157
      • Sonate Nr. 2 до мажор D 279
      • Sonate Nr. 3 ми мажор D 459
      • Sonate Nr. 4 ля минор D 537
      • Sonate Nr. 5 Ля-бемоль мажор D 557
      • Sonate Nr. 6 ми минор D 566
      • Sonate Nr. 7 Ре-бемоль мажор D 567
      • Sonate Nr. 8 ми-бемоль мажор D 568
      • Фрагмент ми мажор D 154
      • Менуэт ля минор D 277A
    • Vol. 2
      • Sonate Nr. 9 Фа-диез мажор D 571
      • Sonate Nr. 10 си мажор D 575
      • Sonate Nr. 11 до мажор D 613
      • Sonate Nr. 12 фа минор D 625
      • Sonate Nr. 13 ля мажор D 664
      • Sonate Nr. 14 ля минор D 784
      • Sonate Nr. 15 до мажор D 840
      • Sonate Nr. 16 ля минор D 845
      • Фрагмент Соната до-диез минор D 655
      • Фрагмент Соната ми минор D 769A
    • Vol. 3
      • Sonate Nr. 17 ре мажор D 850
      • Sonate Nr. 18 соль мажор D 894
      • Sonate Nr. 19 до минор D 958
      • Sonate Nr. 20 ля мажор D 959
      • Sonate Nr. 21 си-бемоль мажор D 960

Единственные отличия от вышеупомянутой «коммерческой» системы нумерации 21 сонаты находятся в диапазоне 8–12 (начиная с того, считается ли 567/568 одной или двумя сонатами, и заканчивая включением или отсутствием фрагмента D 655) . Он был отредактирован из источников и снабжен комментариями и аппликатурой Мартино Тиримо .

  • Neue Schubert-Ausgabe , в томах VII / 2, 1-3:
    1. Соната для фортепиано ми мажор, D 157
    2. Соната для фортепиано до мажор, D 279
    3. Соната для фортепиано ми мажор, D 459
    4. Соната для фортепиано ля минор, D 537
    5. Соната для фортепиано ля-бемоль мажор, D 557
    6. Соната для фортепиано ми минор, D 566
    7. а. Соната для фортепиано ре-бемоль мажор, D 568 — b. Соната для фортепиано ми-бемоль мажор, D 568
    8. Скерцо и аллегро D 570
    9. Соната для фортепиано си мажор, D 575
    10. Соната для фортепиано фа минор, D 625
    11. Соната для фортепиано ля мажор, D 664
    12. Соната для фортепиано ля минор, D 784
    13. Соната для фортепиано до мажор, D 840
    14. Соната для фортепиано ля минор, D 845
    15. Соната для фортепиано ре мажор, D 850
    16. Соната для фортепиано соль мажор, D 894
    17. Соната для фортепиано до минор, D 958
    18. Соната для фортепиано ля мажор, D 959
    19. Соната для фортепиано си-бемоль мажор, D 960

Помимо предварительных набросков некоторых из вышеперечисленных, в приложениях к этим томам напечатаны также следующие неполные фортепианные сочинения: D 154 , D 309A , D 571 , D 505 , D 613 , D 655 и D 769A .

Другие системы нумерации

Помимо систем нумерации, присутствующих в вышеназванных изданиях, можно привести еще одну. Эту систему нумерации можно найти на двух веб-сайтах:

  • «Schubert: Catalogo delle composizioni» на сайте flaminioonline .it
  • «Каталог Франца Шуберта: 610 — Oeuvres pour piano» на сайте musiqueorguequebec .ca

Это система, в которой пронумерованы двадцать три сонаты и фрагменты. В этой системе D 769A имеет номер 4.

Фантазии для фортепиано соло

  • D 2 E , Фантазия до минор для фортепиано [ранее D 993] (1811)
  • D 605 , Фантазия до мажор для фортепиано (1821–23, фрагмент)
  • D 605A , Фантазия до мажор для фортепиано, Гразерская фантазия (1818?)
  • D 760 , Фантазия до мажор для фортепиано, Фантазия странника (1822, впервые опубликовано как соч.15)

I. Allegro con fuoco ma non troppo II. Адажио III. Престо IV. Аллегро

  • D 894 , Соната для фортепиано соль мажор , Фантазия (1826, впервые опубликовано как соч.78; NSA также прилагает отвергнутую 1-ю версию второй части) I. Molto moderato e cantabile II. Анданте III. Менуэтто. Аллегро модерато — Трио IV. Аллегретто
  • D Anh. I / 10 , Фантазия ми-бемоль мажор для фортепиано (1825 ?, утрачено)

Сонаты и фантазии для фортепиано в четыре руки

  • D 1 , Фантазия соль мажор для фортепианного дуэта (1810 г., сохранилась также отброшенная первая версия «Финала») И. Адажио — Аллегро II. Престо — Аллегретто III. Финал: Allegro maestoso (также существует альтернативная отвергнутая первая версия Финала)
  • D 1B , Фантазия соль мажор для фортепианного дуэта (1810 или 1811, фрагмент)
  • D 1C , Соната фа мажор для фортепианного дуэта (1810 или 1811, сохранился фрагмент первой части)
  • D 9 , Фантазия соль минор для фортепианного дуэта (1811)
  • D 48 , Фантазия до минор для фортепианного дуэта, Большая соната (1813, 2 редакции)
  • D 608 , Рондо ре мажор для фортепианного дуэта, Notre amitié est неизменный (1818, 2 версии; 2-я версия впервые опубликована как Op. Posth. 138)
  • D 617 , Соната си-бемоль мажор для фортепианного дуэта (1818, впервые опубликовано как соч.30)
  • D 812 , Соната до мажор для фортепианного дуэта, Большой дуэт (1824, впервые опубликовано как соч. Пост. 140)
  • D 940 , Фантазия фа минор для фортепианного дуэта (1828, впервые опубликовано как соч.103)
  • D 947 , Аллегро ля минор для фортепианного дуэта, Lebensstürme (1828, впервые опубликовано как соч. Пост. 144)
  • D 951 , Рондо ля мажор для фортепианного дуэта, Grand Rondeau (1828, впервые опубликовано как соч.107)
  • D 968 , Allegro moderato до мажор и Анданте ля минор для фортепианного дуэта, Сонатина (между 1815 и 1819?)
  • D 968A , Введение, Четыре вариации на оригинальную тему и Финал си-бемоль мажор для фортепианного дуэта [ранее D 603] (дата неизвестна, впервые опубликовано как соч. Posth. 82 No. 2)

Сонаты и дуэты для фортепиано и инструмента

Скрипка и фортепиано

  • Три сонатины для скрипки и фортепиано, соч. 137.
    • Сонатина ре мажор, D 384 (соч.137 No. 1)
    • Сонатина ля минор, D 385 (соч.137 № 2)
    • Сонатина соль минор, D 408 (соч.137 № 3)
  • Соната или (Большой) дуэт ля мажор для скрипки и фортепиано, D 574 (Op.162)
  • Рондо (Блестящее) си минор для скрипки и фортепиано, D 895 (Op.70)
  • Фантазия до мажор для скрипки и фортепиано, D 934 (Op.159)

Арпеджионе и фортепиано

  • Соната ля минор для арпеджионе и фортепиано, D 821

Флейта и фортепиано

  • Интродукция и вариации, D 802 , для флейты и фортепиано

Сонаты для трех игроков

  • Трио си-бемоль мажор для скрипки, виолончели и фортепиано, D 28 , также известное как Sonatensatz (часть сонаты): часть «Аллегро», написанная в 1812 году, сохранилась.

Ни одно из других трио, сочиненных Шубертом, не обозначено как соната.

Источник

Оцените статью