Шуберт квинтет для фортепиано

Форелевый квинтетTrout Quintet

Фортепианный квинтет ля мажор
Форелевый квинтет
на Франца Шуберта
Ключ Главный Каталог D . 667 Случай По заказу Сильвестра Паумгартнера Сочиненный 1819 г. ( 1819 ) Опубликовано 1827 г. ( 1827 ) Продолжительность 35-43 минут Движения пять

Форель квинтет ( Forellenquintett ) является популярным именем для Фортепианный квинтет в крупной , D. 667, по Франца Шуберта . Фортепианный квинтет был составлен в 1819 году, когда ему было 22 лет; Однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти.

В отличие от обычного фортепианного квинтета, состоящего из фортепиано и струнного квартета , Форелевый квинтет написан для фортепиано , скрипки , альта , виолончели и контрабаса . Композитор Иоганн Непомук Хаммель переделал свой собственный септет для того же инструментария, и на самом деле « Форель» была написана для группы музыкантов, которые собрались вместе, чтобы сыграть произведение Хаммеля.

СОДЕРЖАНИЕ

Пьеса известна как » Форель», потому что четвертая часть представляет собой набор вариаций на более раннюю ложь Шуберта » Die Forelle » («Форель»). Квинтет был написан для Сильвестра Паумгартнера из Штайра в Верхней Австрии, богатого музыкального мецената и виолончелиста-любителя, который также предложил Шуберту включить набор вариаций на тему лжи. Наборы вариаций мелодий из его «Лидера» можно найти в четырех других произведениях Шуберта: « Смерть и девичий квартет» , «Трокн Блюмен», вариации для флейты и фортепиано (D. 802), « Фантазия странника» и « Фантазия для скрипки и фортепиано». Фортепиано до мажор (D. 934, на тему «Sei mir gegrüßt»).

Анализ

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Квинтет состоит из пяти частей:

Восходящая фигура секступлета из аккомпанемента песни используется в качестве объединяющего мотива на протяжении всего квинтета, а связанные фигуры появляются в четырех из пяти частей — всех, кроме скерцо . Как и в песне, фигура обычно вводится роялем по восходящей.

I. Allegro vivace

Первая часть в сонатной форме. Как это часто бывает в произведениях классического жанра, экспозиция смещается от тонической к доминирующей ; однако гармонический язык Шуберта является новаторским, он включает в себя множество посредников и субмедиантов . Это видно почти из начала пьесы: после определения тоники для десяти тактов гармония резко переходит в фа мажор (плоский субмедиант) в одиннадцатом такте.

Раздел развития начинается таким же резким переходом от ми-мажор (в конце экспозиции) к до-мажору. Гармоническое движение сначала медленное, но становится более быстрым; к возвращению первой темы гармония модулируется восходящими полутонами.

Перепросмотр начинается в субдоминанте , внесение каких — либо модулирующие изменений в переходе ко второй теме ненужной, частое явление в ранней форме движений сонаты , написанных Шубертом. Он отличается от экспозиции только тем, что в нем отсутствуют первые строки и еще один короткий раздел перед заключительной темой.

II. Анданте

Это движение состоит из двух симметричных частей, вторая является транспонированной версией первой, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют завершать движение в той же тональности, в которой оно началось. Тональная компоновка (с опущенными некоторыми промежуточными клавишами более низкого структурного значения) следующим образом:

Фа мажор — F ♯ минор — ре мажор — соль мажор — соль минор — соль мажор; A ♭ мажор — Ля минор — Фа мажор — Фа минор — Фа мажор

III. Скерцо: Престо

Это движение также содержит медианты тональностей, такие как окончание первой части скерцо правильные, который находится в C мажоре, уплощенная медианта, или относительно главный из параллельного минора ( ля минор ).

IV. Андантино — Аллегретто

Четвертая часть — это тема и вариации на лживую « Die Forelle » Шуберта . Как типично для некоторых других вариационных движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), вариации не превращают исходную тему в новый тематический материал; скорее, они концентрируются на мелодическом оформлении и смене настроения. В каждой из первых вариаций основная тема исполняется разными инструментами или группами. В пятой вариации Шуберт начинает с плоской субмедианты (B ♭ мажор) и создает серию модуляций, в конечном итоге ведущих к основной тональности движения в начале заключительной шестой вариации.

Подобный процесс слышен в трех более поздних сочинениях Шуберта: Октете фа мажор, D. 803 (четвертая часть); Соната ля минор, Д. 845 (второе движение); и Экспромт B ♭ мажор, D. 935 № 3 . Заключительная вариация похожа на оригинальную Lied, но с тем же характерным аккомпанементом фортепиано.

В. Аллегро Джусто

Финал состоит из двух симметричных частей, как и вторая часть. Однако движение отличается от второй части отсутствием необычного хроматизма , а во второй части — точным транспонированием первой (за исключением некоторых изменений октавного регистра). Знак повторения записывается для первого раздела: если тщательно придерживаться партитуры, часть состоит из трех длинных, почти идентичных повторов одного и того же музыкального материала. Иногда исполнители предпочитают не повторять первую часть во время игры.

Хотя этому механизму не хватает хроматичности второй части, его собственный гармонический дизайн также новаторский: первая часть заканчивается ре-мажором , субдоминантом. Это противоречит эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или движении является переход от тонического к доминантному (или, реже, к срединному или субмедиантному — но никогда к субдоминанту). .

Музыкальное значение

По сравнению с другими крупными камерными произведениями Шуберта, такими как последние три струнных квартета и струнный квинтет , Форелевый квинтет — неторопливая работа, характеризующаяся более низкой структурной связностью, особенно в ее внешних движениях и Анданте. Эти движения содержат необычно длинные повторения ранее заявленного материала, иногда транспонированные, с незначительной структурной переработкой или без нее, нацеленные на создание общего единого драматического дизайна («механического», по словам Мартина Чусида).

Важность пьесы в основном связана с использованием оригинального и новаторского гармонического языка, богатого медиантами и хроматизмом , а также с его тембральными характеристиками. Форель квинтет имеет уникальное звучание среди камерных произведений для фортепиано и струнных, в основном на фортепиано часть, для значительных участков штучных концентратов на самом высоком регистре инструмента, с обеими руками , играя ту же мелодическую линию октавы ( были освобождены для этого благодаря включению в ансамбль и виолончели, и баса). Такое письмо также встречается в других камерных произведениях Шуберта, таких как фортепианные трио, но в гораздо меньшей степени, и характерно для произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки , одного из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо могло повлиять на произведения композиторов- романтиков, таких как Фредерик Шопен , который восхищался музыкой Шуберта для фортепиано в четыре руки.

Квинтет формирует основу Christopher Nupen «s 1969 фильм Форель , в котором Ицхак Перлман , Пинхас Цукерман , Жаклин дю Пре , Даниэль Баренбойм и Зубин Мехта выполнять его в Queen Elizabeth Hall в Лондоне.

Другое использование

Фрагмент пятой части Форелевого квинтета в исполнении Nash Ensemble используется в качестве музыкальной темы для телевизионной комедии BBC « В ожидании Бога» . В спектакле также использована третья часть в исполнении ансамбля Нэша .

Источник

Франц Шуберт. Квинтет ля мажор «Форель»

Квинтет ля мажор «Форель» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано Франц Шуберт создал в 1819 г. Наряду с до-минорным струнным квартетом, написанным годом позже, это произведение знаменует собою начало зрелого периода в творчестве композитора.

Создавал его Шуберт в один из наиболее счастливых периодов своей жизни. Вместе с певцом Михаэлем Фоглем он отправился в путешествие по родным краям исполнителя – по Верхней Австрии. Новые впечатления, разумеется, радовали Шуберта, но еще в большей степени обрадовал его тот факт, что в каждом доме, где хоть немного интересовались музыкальным искусством, находились рукописные копии его песен. Прежде Шуберту представлялось, что его творчество известно лишь в узком дружеском кругу – а оказалось, что он весьма популярный композитор.

Во время этого путешествия Шуберт и Фогль посетили небольшой верхнеавстрийский городок Штайр, где композитор познакомился с горячим поклонником своего творчества, богатым промышленником Сильвестром Паумгартнером. Особенно нравилась этому человеку песня «Форель», которую он готов был слушать бесконечно. Желая порадовать поклонника, Шуберт написал по возвращении в Вену пятичастный фортепианный квинтет, в одном из частей которого звучит мелодия его любимой песни.

Квинтет задумывался как «легкое» произведение для домашнего музицирования, и в какой-то степени он связан с дивертисментными традициями, которые предстают здесь в новом – романтизированном – варианте.

Подобно ранним камерно-инструментальным сочинениям, в Квинтете преобладает радостно-безмятежное настроение, но содержание становится более глубоким. Исходным «звеном» его создания стала песня, воплощающая восторг перед красотой природы, и это определило образный строй квинтета. Бодрость, кипучая энергия ощущается с первых же тактов первой части – мощного аккорда, взятого всеми инструментами, и «взлетающих» фортепианных арпеджио. На фоне напористых пассажей в фортепианной партии возникает у струнных благородная, напевная тема. В том «состязании», в которое вступают рояль и струнные, есть и оттенок юмора, и упоение жизнью, но есть и оттенок печали – в разработку вторгается минорный эпизод. Первой части с ее напористой энергией контрастирует спокойная вторая. В ней нет печали – светлая мечтательность царит здесь. Напевная, задумчивая мелодия, проводимая скрипкой и виолончелью, сменяется игривой, грациозной темой, возникающей в партии фортепиано. В третьей части живым и подвижным скерциозным разделам контрастирует медленный средний.

Четвертая часть, надо полагать, более всего пришлась по душе адресату – ведь именно здесь звучит мелодия его любимой песни, ставшая темой вариаций. Примечательно, как обращается Шуберт с собственной темой, учитывая особенности песенного жанра в одном случае и камерно-инструментального в другом: из песни позаимствована лишь мелодия первого куплета, ведь в песне логика музыкального развития во многом продиктована словом, поэтическим текстом, а в инструментальном произведении, где словесного текста нет, теме предстоит «жить своей жизнью» в соответствии с совершенно иными закономерностями тематического развития. От темы, предлагаемой для варьирования, требуется предельная лаконичность и ясность, чтобы она стала тем «основанием», на которому будут «выращиваться» разнообразные и богатые вариации. Мелодическая линия песни, взятая целиком, была бы самодостаточна, и вариации тогда казались бы «лишними», и потому Шуберт ограничивается первым куплетом.

В четвертой части квинтета эта мелодия, излагаемая скрипкой, остается такой же наивной и простодушной, изящной и легкой, какой была она в песне, но приобретает более спокойное и изысканное, даже «благородное» сопровождение («журчание ручья» в фортепианных фигурациях, которое имело место в песне, здесь заменяется более статичным аккомпанементом), чтобы затем подвергнуться многочисленным изменениям в пяти вариациях. В первой из них тема переходит в партию фортепиано, а струнные «оплетают» ее изысканными «кружевами» и трелями. Затем в этих «украшениях» появляется триольность, а фортепиано и низкие струнные проводят тему в имитации. В дальнейшем структурные очертания темы сохраняются, остаются узнаваемыми даже отдельные мелодические фразы, но в целом тема «теряется» в «россыпи» фортепианных пассажей и четких ритмических фигурациях струнных. Наибольшим драматизмом отличается следующая вариация, в которой «тяжелым» туттийным аккордам всех инструментов отвечают мажорные изящные «реплики» скрипки, но завершается этот диалог все-таки в миноре. Успокоение наступает в последующем вариационном развитии – с изысканными пунктирными фигурами и напевным мелодическим развитием у виолончели. В заключении части тема проводится в облике, близком к первоначальному ее виду.

Представление о красоте природы неразрывно связано с идеализацией патриархального быта, и эта образная сфера воплощена в пятой части квартета, напоминающей крестьянский танец, который Шуберт вполне мог наблюдать во время путешествия.

Источник

Форелевый квинтетTrout Quintet

Фортепианный квинтет ля мажор
Форелевый квинтет
на Франца Шуберта
Ключ Главный Каталог D . 667 Случай По заказу Сильвестра Паумгартнера Сочиненный 1819 г. ( 1819 ) Опубликовано 1827 г. ( 1827 ) Продолжительность 35-43 минут Движения пять

Форель квинтет ( Forellenquintett ) является популярным именем для Фортепианный квинтет в крупной , D. 667, по Франца Шуберта . Фортепианный квинтет был составлен в 1819 году, когда ему было 22 лет; Однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти.

В отличие от обычного фортепианного квинтета, состоящего из фортепиано и струнного квартета , Форелевый квинтет написан для фортепиано , скрипки , альта , виолончели и контрабаса . Композитор Иоганн Непомук Хаммель переделал свой собственный септет для того же инструментария, и на самом деле « Форель» была написана для группы музыкантов, которые собрались вместе, чтобы сыграть произведение Хаммеля.

СОДЕРЖАНИЕ

Пьеса известна как » Форель», потому что четвертая часть представляет собой набор вариаций на более раннюю ложь Шуберта » Die Forelle » («Форель»). Квинтет был написан для Сильвестра Паумгартнера из Штайра в Верхней Австрии, богатого музыкального мецената и виолончелиста-любителя, который также предложил Шуберту включить набор вариаций на тему лжи. Наборы вариаций мелодий из его «Лидера» можно найти в четырех других произведениях Шуберта: « Смерть и девичий квартет» , «Трокн Блюмен», вариации для флейты и фортепиано (D. 802), « Фантазия странника» и « Фантазия для скрипки и фортепиано». Фортепиано до мажор (D. 934, на тему «Sei mir gegrüßt»).

Анализ

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Квинтет состоит из пяти частей:

Восходящая фигура секступлета из аккомпанемента песни используется в качестве объединяющего мотива на протяжении всего квинтета, а связанные фигуры появляются в четырех из пяти частей — всех, кроме скерцо . Как и в песне, фигура обычно вводится роялем по восходящей.

I. Allegro vivace

Первая часть в сонатной форме. Как это часто бывает в произведениях классического жанра, экспозиция смещается от тонической к доминирующей ; однако гармонический язык Шуберта является новаторским, он включает в себя множество посредников и субмедиантов . Это видно почти из начала пьесы: после определения тоники для десяти тактов гармония резко переходит в фа мажор (плоский субмедиант) в одиннадцатом такте.

Раздел развития начинается таким же резким переходом от ми-мажор (в конце экспозиции) к до-мажору. Гармоническое движение сначала медленное, но становится более быстрым; к возвращению первой темы гармония модулируется восходящими полутонами.

Перепросмотр начинается в субдоминанте , внесение каких — либо модулирующие изменений в переходе ко второй теме ненужной, частое явление в ранней форме движений сонаты , написанных Шубертом. Он отличается от экспозиции только тем, что в нем отсутствуют первые строки и еще один короткий раздел перед заключительной темой.

II. Анданте

Это движение состоит из двух симметричных частей, вторая является транспонированной версией первой, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют завершать движение в той же тональности, в которой оно началось. Тональная компоновка (с опущенными некоторыми промежуточными клавишами более низкого структурного значения) следующим образом:

Фа мажор — F ♯ минор — ре мажор — соль мажор — соль минор — соль мажор; A ♭ мажор — Ля минор — Фа мажор — Фа минор — Фа мажор

III. Скерцо: Престо

Это движение также содержит медианты тональностей, такие как окончание первой части скерцо правильные, который находится в C мажоре, уплощенная медианта, или относительно главный из параллельного минора ( ля минор ).

IV. Андантино — Аллегретто

Четвертая часть — это тема и вариации на лживую « Die Forelle » Шуберта . Как типично для некоторых других вариационных движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), вариации не превращают исходную тему в новый тематический материал; скорее, они концентрируются на мелодическом оформлении и смене настроения. В каждой из первых вариаций основная тема исполняется разными инструментами или группами. В пятой вариации Шуберт начинает с плоской субмедианты (B ♭ мажор) и создает серию модуляций, в конечном итоге ведущих к основной тональности движения в начале заключительной шестой вариации.

Подобный процесс слышен в трех более поздних сочинениях Шуберта: Октете фа мажор, D. 803 (четвертая часть); Соната ля минор, Д. 845 (второе движение); и Экспромт B ♭ мажор, D. 935 № 3 . Заключительная вариация похожа на оригинальную Lied, но с тем же характерным аккомпанементом фортепиано.

В. Аллегро Джусто

Финал состоит из двух симметричных частей, как и вторая часть. Однако движение отличается от второй части отсутствием необычного хроматизма , а во второй части — точным транспонированием первой (за исключением некоторых изменений октавного регистра). Знак повторения записывается для первого раздела: если тщательно придерживаться партитуры, часть состоит из трех длинных, почти идентичных повторов одного и того же музыкального материала. Иногда исполнители предпочитают не повторять первую часть во время игры.

Хотя этому механизму не хватает хроматичности второй части, его собственный гармонический дизайн также новаторский: первая часть заканчивается ре-мажором , субдоминантом. Это противоречит эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или движении является переход от тонического к доминантному (или, реже, к срединному или субмедиантному — но никогда к субдоминанту). .

Музыкальное значение

По сравнению с другими крупными камерными произведениями Шуберта, такими как последние три струнных квартета и струнный квинтет , Форелевый квинтет — неторопливая работа, характеризующаяся более низкой структурной связностью, особенно в ее внешних движениях и Анданте. Эти движения содержат необычно длинные повторения ранее заявленного материала, иногда транспонированные, с незначительной структурной переработкой или без нее, нацеленные на создание общего единого драматического дизайна («механического», по словам Мартина Чусида).

Важность пьесы в основном связана с использованием оригинального и новаторского гармонического языка, богатого медиантами и хроматизмом , а также с его тембральными характеристиками. Форель квинтет имеет уникальное звучание среди камерных произведений для фортепиано и струнных, в основном на фортепиано часть, для значительных участков штучных концентратов на самом высоком регистре инструмента, с обеими руками , играя ту же мелодическую линию октавы ( были освобождены для этого благодаря включению в ансамбль и виолончели, и баса). Такое письмо также встречается в других камерных произведениях Шуберта, таких как фортепианные трио, но в гораздо меньшей степени, и характерно для произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки , одного из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо могло повлиять на произведения композиторов- романтиков, таких как Фредерик Шопен , который восхищался музыкой Шуберта для фортепиано в четыре руки.

Квинтет формирует основу Christopher Nupen «s 1969 фильм Форель , в котором Ицхак Перлман , Пинхас Цукерман , Жаклин дю Пре , Даниэль Баренбойм и Зубин Мехта выполнять его в Queen Elizabeth Hall в Лондоне.

Другое использование

Фрагмент пятой части Форелевого квинтета в исполнении Nash Ensemble используется в качестве музыкальной темы для телевизионной комедии BBC « В ожидании Бога» . В спектакле также использована третья часть в исполнении ансамбля Нэша .

Источник

Оцените статью