Меню

Шуберт неоконченная симфония ноты

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Неоконченная Симфония Шуберт

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 8 рук. Бурхард, Карл. Этаж 1.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Главная ноты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Зитт, Ганс. Violin Part.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 4 руки. Певица II, Отто.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Оркестр. Полные результаты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Ульрих, Хьюго. Complete Score.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Рейнеке, Карл. Главная ноты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло. Рейнеке, Карл.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло. Michel Klein, Ричард.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 8 рук. Киршнер, Теодор. Этаж 1.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Хансен, Николай.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло. Brandts Покупает, янв.

Перевод: Тема из неоконченной симфонии . Франц Шуберт . Тема из Незаконченный симфонии , состоящей Франца Шуберта .

Перевод: Неоконченная симфония Стиль. Франц Шуберт . Piano Solo ноты. Начало. Аранжировка Мэри Элизабет Кларк. Для фортепиано.

Перевод: Тема из неоконченной симфонии . Франц Шуберт . Ноты. План. Переложение для Easy фортепиано.

Перевод: Симфония № 8 » Неоконченная ‘си минор — 2-е движение. Andante кон мото Ноты Франца Шуберта . Франц Шуберт . План.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Франц Шуберт Неоконченная Симфония

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 8 рук. Этаж 1.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Главная ноты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Зитт, Ганс. Violin Part.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 4 руки.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Оркестр. Полные результаты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Ульрих, Хьюго.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Рейнеке, Карл.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 8 рук. Этаж 1.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Хансен, Николай.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло.

Перевод: Тема из неоконченной симфонии . Франц Шуберт . Piano Solo ноты. Промежуточный. Аранжировка Уиллард А. Палмер.

Перевод: Неоконченная симфония Стиль. Франц Шуберт . Piano Solo ноты. Начало. Аранжировка Мэри Элизабет Кларк. Piano Solo.

Перевод: Тема из неоконченной симфонии . Франц Шуберт . Ноты. План. Переложение для Easy фортепиано.

Перевод: Симфония № 8 » Неоконченная ‘си минор — 2-е движение. Andante кон мото Ноты Франца Шуберта . Наследие. План.

Перевод: Симфония № 8 « Неоконченная ». Франц Шуберт . Симфония № 8 « Неоконченная ». Первая часть.

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Шуберт Неоконченная Симфония 8

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 8 рук. Этаж 1.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Главная ноты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Зитт, Ганс. Violin Part.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 4 руки. Певица II, Отто.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Оркестр. Полные результаты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Ульрих, Хьюго.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. дуэт. Рейнеке, Карл. Главная ноты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло. Рейнеке, Карл.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло. Главная ноты.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. 2 пианино 8 рук. Этаж 1.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Хансен, Николай. Score and Parts.

Перевод: Шуберт , Франц Петер. Симфония № 8 » Неоконченная «. Шуберт , Франц Петер. Фортепиано соло. Главная ноты.

Перевод: Симфония № 8 » Неоконченная ‘си минор — 2-е движение. Andante кон мото Ноты Франца Шуберта . Франц Шуберт .

Перевод: Симфония № 8 « Неоконченная ». Франц Шуберт . Симфония № 8 « Неоконченная ». Первая часть.

Перевод: Симфония № 8 . Неоконченная симфония . Франц Шуберт . Симфония № 8 . Партитура. Оценка 3.

Перевод: Симфония № 8 » Неоконченная ‘си минор — 2-е движение. Франц Шуберт Для фортепиано соло. Анданте кон мото.

Источник

Шуберт неоконченная симфония ноты

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные.

В 1865 году венский придворный капельмейстер Иоганн Хербек, составляя программу концерта старой венской музыки, начал рыться в кипах забытых рукописей. В неразобранном архиве председателя Штирийского любительского музыкального общества А. Хюттенбреннера он обнаружил неизвестную ранее партитуру Шуберта. Это была си-минорная симфония. Под управлением Хербека она и прозвучала впервые 17 декабря 1865 года в концерте венского Общества любителей музыки.

Читайте также:  Арии вокал ноты для

Композитор создавал ее на протяжении последних месяцев 1822 года. Он был в эти годы уже широко известен в Вене как автор многих прекрасных песен и популярных фортепианных пьес, однако ни одна из его предшествовавших симфоний не была публично исполнена, и как симфониста его никто, кроме самых близких друзей, не знал. Новая симфония создавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей симфонии, однако в партитуре композитор записал лишь две. Больше он к этой симфонии не возвращался. Потому она и получила в последствии название Неоконченной.

До сих пор продолжаются споры о том, является ли эта симфония действительно незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух частях вместо общепринятых четырех. Две ее части оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности. Это позволило некоторым исследователям утверждать, что композитор и не предполагал продолжения, так как воплотил свой замысел в двух частях. Однако сохранились наброски партитуры третьей части, по каким-то причинам оставленные в эскизе. Более того, среди музыки к пьесе «Розамунда», написанной в тот же период, существует антракт, написанный также в си миноре — тональности крайне редко употреблявшейся, — и по характеру имеющий сходство с традиционным симфоническим финалом. Некоторые исследователи творчества Шуберта склонны считать, что этот антракт вкупе с набросками скерцо и составляет обычный четырехчастный цикл.

Тематических связей с Неоконченной в этом антракте нет, поэтому нельзя утверждать с уверенностью, что он должен был стать финалом симфонии. В то же время в эскизах третьей части такие связи просматриваются. Пожалуй, наиболее вероятным кажется мнение, также высказанное на страницах посвященных Шуберту книг: он собирался писать обычную четырехчастную симфонию, но, в отличие от песни, в которой был полновластным, уверенным в себе мастером, в симфоническом жанре уверенным себя не чувствовал. Ведь ему до сих пор не удалось услышать ни одной из своих симфоний в профессиональном оркестровом звучании. И быть новатором он вовсе не стремился: его идеалом, к которому он мечтал приблизиться, был Бетховен, что и доказала следующая, Большая симфония до мажор. А написав эти две части, он мог просто испугаться — настолько они не были похожи на все, написанное в этом жанре до него.

Кстати, это была не первая его симфония, оказавшаяся недописанной: до того, в августе 1821 года, он писал симфонию ми мажор (условно считающуюся Седьмой), партитура которой была написана эскизно. В ней уже видны подступы к двум следующим симфоническим циклам — в составе оркестра, масштабах, отчетливом романтическом колорите. Возможно, композитор не стал ее дописывать, так как не нашел еще нового пути, по которому думал двигаться. Также — об этом можно лишь гадать — не казался ему плодотворным и путь Неоконченной: не поняв, что созданное им — шедевр, открывающий совершенно новые пути в симфонии, Шуберт счел ее неудачей и оставил работу. Считать ее законченным двухчастным циклом тем более нет оснований, что не только у Шуберта, но и у более поздних композиторов, вплоть до XX века, обычно выдерживаются тональные соотношения частей: заключать симфонию должна та же (или одноименная) тональность, в которой она начиналась. Единственным смелым новаторством было создание Малером финала Девятой, ре-мажорной симфонии, в ре-бемоль мажоре, впрочем, совершенно оправданное самим замыслом. Во времена же Шуберта создать произведение, которое начиналось бы в си миноре, а заканчивалось в ми мажоре, было совершенно немыслимо, зато тональность субдоминанты вполне могла появиться в одной из средних частей цикла.

Неоконченная — одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку входит новая тема — внутренний мир человека, остро чувствующего свой разлад с окружающей действительностью. Это — первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре. К сожалению, ее появление на эстраде задержалось почти на полвека, и симфония, ставшая потрясением для открывших ее музыкантов, не оказала на развитие музыки своевременно того влияния, которое могла бы оказать. Она прозвучала тогда, когда уже были написаны романтические симфонии Мендельсона, Берлиоза, Листа.

Первая часть. Откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов возникает настороженная вступительная тема, играющая роль своеобразного лейтмотива симфонии. Она застывает, словно неразрешенный вопрос. А дальше — трепетный шелест у скрипок и на его фоне — распев главной темы. Мелодия простая и выразительная, словно молящая о чем-то, интонируется гобоем и кларнетом. Взволнованный, трепетный фон и внешне спокойная, но наполненная внутренней напряженностью кантилена создают ярчайший по выразительности, типично романтический образ. Постепенно разворачивается лента мелодии. Музыка приобретает все более напряженный характер, доходит до фортиссимо. Без связующей, обязательной у венских классиков, отделенная только лаконичным переходом (тянущийся звук валторн) от главной, начинается побочная партия. Мягкую вальсовую мелодию непринужденно запевают виолончели. Возникает островок безмятежного покоя, светлая идиллия. Мерно покачивается, словно убаюкивает, аккомпанемент. Еще более светлый характер приобретает эта тема, когда ее подхватывают и переводят в более высокий регистр скрипки. Внезапно обрывается свободный, непринужденный напев-танец. После полной тишины (генеральная пауза) — взрыв оркестрового tutti. Снова пауза — и снова взрыв громового тремоло. Идиллия прервана, драма вступает в свои права. Бурно вздымаются сокрушительные аккорды, жалобными стонами отвечают обрывки аккомпанемента побочной темы. Она словно пытается пробиться на поверхность, но когда, наконец, возвращается, облик ее изменен: она надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Возвращается, подобно неотвратимому року, таинственный и зловещий мотив вступления. Разработка построена на вступительном мотиве и интонациях аккомпанемента побочной партии. Драматизм усиливается, перерастая в трагический пафос. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. Внезапно наступает полная прострация. Обессиленные обрывки мотивов рассеиваются, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. И снова из глубины вползает вступительная тема. Начинается реприза. Кода, в традициях Бетховена, создана как вторая разработка. В ней — то же мучительное напряжение, пафос отчаяния. Но борьба окончена, сил больше нет. Последние такты звучат как трагический эпилог.

Читайте также:  Антифоны воскресные ноты обиход

Вторая часть симфонии — мир иных образов. Здесь — примиренность, поиски иных, светлых сторон жизни, созерцательность. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет забвения. Мерно звучат шаги басов (контрабасы пиццикато), на них накладывается простой, но удивительно красивый напев скрипок, мечтательный и задушевный. Неоднократно повторяясь, он варьируется, обрастает выразительными попевками. Кратковременный динамический взлет tutti — и вновь спокойное движение. После небольшой связки появляется новый образ: мелодия наивная и, вместе с тем, глубокая, более индивидуальная, чем первая тема, печальная, в теплых, напоминающий человеческий голос тембрах кларнета и сменяющего его гобоя, наполненная живой трепетностью. Это побочная партия лаконичной сонатной формы. Она тоже варьируется, приобретая временами взволнованный характер. Внезапно в ее плавном течении наступает перелом — она звучит драматично в мощном изложении всего оркестра. Но недолгий всплеск сменяется экспрессивным, насыщенным имитациями развитием: это краткая разработка, заканчивающаяся долгими аккордами струнных, таинственными зовами валторн и отдельных деревянных. Тонкая оркестровая звукопись подводит к репризе. В коде происходит постепенное затухание, растворение начальной темы. Возвращается тишина.

Symphonie Nr. 8 h-moll (Unvollendete), D. 759
I. Allegro moderato
II. Andante con moto

Герберт фон Караян и Берлинский филармонический оркестр
Гюнтер Ванд и Берлинский филармонический оркестр

Карл Бём и Берлинский филармонический оркестр

Источник

Шуберт Франц

ШУБЕРТ (Schubert) Франц (полное имя Франц Петер 1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.

Ноты для фортепиано Франц Шуберт

Биография

Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Фореллен» («Форель», 1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

Детские годы. Ранние произведения
Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола». Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта
Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта — образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса — регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее «шубертиадами». Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие «Скиталец», «Ганимед», «Фореллен»), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини , фортепианный квинтет «Фореллен», включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль «Братья-близнецы», написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама «Волшебная арфа», поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны
Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии «Скиталец» (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса «Неоконченной симфонии» (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете
Вскоре появились вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль «Заговорщицы» и опера «Фьерабрас». В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта «Смерть и девушка») и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую «Большую», C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе «Молодая монахиня» и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл «Зимний путь» (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием «Лебединая песнь» (наиболее популярны «Серенада» на слова Л. Рельштаба и «Двойник» на слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.

Читайте также:  Гитар про для псп

Песни Шуберта
Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 — начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из «Лебединой песни») до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в «Маргарите за прялкой» непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» — по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В других жанрах
Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези «Розамунда» (1823).
Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта «Лазарь» стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется «Песнь духов над водами» для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка
Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком «Трагическая») и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете «Форель» (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта — как в квинтете «Форель», квартете «Смерть и девушка», фантазии «Скиталец»), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая «Большая», основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его «божественных длиннотах». Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях — Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.

Наследие композитора
До конца19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись «Большой» симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение «Неоконченной симфонии» — в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Источник