Шуберт популярные произведения для фортепиано

Шуберт популярные произведения для фортепиано

  • Поддержите наш сайт →

Список не претендует на полный охват творческого насле­дия композитора, а включает лишь наиболее значительные сочинения.

Песни (всего более 600)

«Прекрасная мельничиха», 20 песен ор. 25 ( 1823)
«Зимний путь», 24 песни ор. 89 на тексты Мюллера (1827)
«Лебединая песня», сборник из 14 песен на тексты Гейне, Рельштаба, Зейдля (1827—1828, посмертный)
Около 70 песен на тексты Гёте
Около 50 песен на тексты Шиллера

Инструментальные произведения

9 увертюр, в том числе e-moll (1819)

Камерно-инструментальные произведения

Квартеты (всего 22)

Квартет B-dur op. 168 (1814)
Квартет g-moll <1815)
2 квартета op. 125: первый Es-dur (1813); второй E-dur (1816)
Квартет a-moll op. 29 (1824)
Квартет d-moll (1824—1826)
Квартет G-dur op. 161 (1826)

Инструментальные ансамбли (более 40)

Квинтет «Форель» op. 114 (1819)
Струнный квинтет C-dur op. 163 (1828)
Фортепианное трио B-dur op. 99 (1827)
Фортепианное трио Es-dur op. 100 (1827)
Октет F-dur op. 166 (1824)
Фантазия для скрипки и фортепиано C-dur op. 159 (1827)

Фортепианные произведения

4 экспромта ор. 142 (1827)
4 экспромта ор. 90 (1827)
6 музыкальных моментов ор. 94 (1823—1827)
Фантазия «Скиталец» ор. 15 (1822)

Сонаты (всего 22)

Соната A-dur op. 120 (1819)
Соната a-moll op. 143 (1823)
Соната a-moll op. 42 (1825)
Соната D-dur op. 53 (1825)
Соната G-dur op. 78 (1826)
Соната c-moll (1828)
Соната A-dur (1828)
Соната B-dur (1828)

Фортепианные дуэты (более 50)
Вариации на французскую тему ор, 10 (1818)
«Венгерский дивертисмент» ор. 54 (1824)
Фантазия f-moll ор, 103 (1828)
24 сборника танцев

Произведения для хора и вокального ансамбля (всего более 100)

Месса G-dur (1815)
Месса C-dur (1816)
Месса As-dur (1822)
Месса Es-dur (1828)
Кантата «Победная песнь Мириам» ор. 136 (1828)
Оратория «Лазарь» (незавершенная, 1819—1820)
«Песнь духов над водами» на текст Гёте (1817, 1820, 1821)

Музыка для сцены (18 произведений)

«Веселый замок сатаны», опера (1812—1814)
«Фернандо», зингшпиль (1815)
«Друзья из Саламанки», зингшпиль (1815)
«Четырехлетний пост», зингшпиль (1815)
«Близнецы», зингшпиль (1819)
«Альфонсо и Эстрелла» (1822)
«Фьеррабрас» (1823)
«Домашняя война» («Заговорщики»), опера (1823)
«Розамунда», музыка к драматической пьесе, ор. 26 (1823)

Источник

Пять маленьких шедевров Франца Шуберта, которые нельзя не знать

1. Музыкальный момент фа-минор

Любой человек улыбнется , когда услышит первые звуки этой фортепианной пьески. И не только потому, что она звучала в «Масках-шоу» или в «Интернах». Так мы улыбаемся, когда вспоминаем какие-то моменты из своего наивного детства.

Эта музыка настолько простодушна, что её очень трудно играть. Это вообще самое сложное — играть просто.

Дэвид Фрай очень старается)

2. Экспромт ля-бемоль мажор, опус 90

Свои экспромты Шуберт написал в последний год жизни. Это просто пьесы с разными настроениями, среди которых преобладают печальные. В них есть мелодии замечательной красоты.

Этот — ля-бемоль мажорный — самый популярный. Его невозможно забыть, если хоть раз услышишь первый пассаж. Точно так же, как «Лунную сонату».

Владимир Горовиц в домашнем интерьере. Чем старше он становился, тем тоньше играл. Здесь ему 82 года. И посмотрите, как он улыбается в конце)

3. «Форель» на стихи Кристиана Шубарта

Эта милая простая песенка на самом деле — целая драма на рыбалке.

Лето, солнце ручеек, рыбки. И всё бы хорошо, но на берегу сидит рыбак с удочкой в крайней степени раздражения. У него не клюёт, потому что рыбки видят его сквозь прозрачную воду. «И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел» — говорится в тексте)

Но этот мрачный рыбак всё же нашёл способ перехитрить рыбок, и одна, особенно наивная, попала ему на крючок.

Этот сюжет — аллегория. Шуб а рт (он вообще-то был музыкантом, а стихи стал писать в тюрьме, где отсидел десять лет) написал свое стихотворение в назидание всем девицам. Избегайте этих хитрых ловеласов с их снастями! А то попадётесь им на крючок, как эта глупая рыбка!

Правда, как раз последнюю строфу с этой моралью Шуберт не включил в песню. Решил, наверное, что она и без морали хороша.

В партии фортепиано Шуберт придумал очень выразительный мотивчик — он похож на грациозное движение рыбки в воде.

Виктория Иванова шедеврально поёт эту песню свои неповторимым, легким голосом.

4.»Вечерняя серенада» на стихи Людвига Рельштаба

Любовное стихотворение Рельштаба перешло к Шуберту по наследству от Бетховена. Если коротко — текст «Серенады» Рельштаб отправил Бетховену, но тот вскоре умер. Поскольку Шуберт в то время был уже широко известен в Вене своими песнями, секретарь Бетховена отдал это стихотворение ему. А Шуберт, как он это умел, из простого сделал совершенство.

Тишина, ароматы ночи, ты молод и влюблён, и она сейчас придёт.

Скрипка легендарного Исаака Стерна выразит всё это без слов.

5. «Аве Мария» на стихи Вальтера Скотта

Да, Вальтер Скотт не только рыцарские романы писал, но и стихи. Именно стихами он и прославился при жизни, особенно поэмой «Дева озера» на сюжет из шотландской истории.

В ней есть эпизод, когда одна из героинь — молодая и прекрасная Элен, укрывшись от врагов в пещере, просит Деву Марию спасти её отца. А влюбленный в неё молодой и, конечно же, тоже прекрасный Родрик слушает эту песню в отдалении, собираясь покинуть эти места навсегда.

«Надежды нет. В последний раз я ангельский услышал глас!»

Это он точно сказал — ангельский.

Чудесный, трепетный голос Рене Флеминг — в недванем прошлом иконы Метрополитен-оперы. Вот кто имеет полное право назваться оперной дивой. В прошлом году она ушла со сцены.

Эти маленькие шедевры Шуберта — прекрасная иллюстрация бидермайера. О том, что это такое, можно почитать в этой культшпаргалке.

Немного подробнее о «Серенаде» и «Аве Марии», а также другие варианты исполнения — в этой .

Источник

Лучшие произведения Шуберта

Шуберт был одним из величайших композиторов эпохи раннего романтизма – исследуйте лучшие произведения Шуберта – топ 10 шедевров.

Описанный Листом как «самый поэтичный из композиторов», Шуберт (31 января 1797 – 19 ноября 1828) стал типичным композитором раннего романтического периода. Он много сочинял, сочинял музыку почти во всех основных жанрах, а его песни устанавливали стандарты, непревзойденные более века. У него была короткая блестящая жизнь, почти целиком проведенная в Вене. Его ранняя смерть в возрасте 31 года породила множество сентиментальных мифов. Образ беспечной богемы сохранился и в двадцатом веке. Правда была темнее и сложнее. При жизни Шуберт был известен своими песнями, партиями и короткими пьесами для фортепиано. Открытие его широкой работы началось в 1839 году, когда Роберт Шуман наткнулся на рукопись книги.«

Большая» симфония до мажор , тогда не исполнявшаяся. В 1860-х годах состоялись премьеры других оркестровых шедевров, таких как «Неоконченная» симфония и струнный квинтет до мажор Такие камерные произведения как «Траут» квинтет , октет и си – бемоль фортепианное трио, обаяние и сердечность, в миноре Sonata , Зимний путь и «Смерть и дева» ярко иллюстрируют склонность композитора к депрессии и отчаянию. В течение короткой жизни Шуберт дарил свою музыку только относительно небольшому кругу поклонников в Вене. Однако после его смерти, его произведения были поддержаны рядом выдающихся немецких и французских композиторов-романтиков, и он стал признанным одним из величайших композиторов западной классической музыки.

Лучшие произведения Шуберта: Топ 10 пьес

Фортепианный квинтет In A, D667Квинтет ‘Форель’

Шуберт находился в наиболее оживленном и восхитительном исполнении в своем квинтете «Форель» , одном из лучших своих произведений. Добавив контрабас в фортепианный квартет, он не только подкрепил свои ритмы, но и высвободил виолончель в качестве лирического тенора. Просторное вступление разворачивается в легкий дивертисмент, шелковые арпеджио и трели фортепьяно переходят в мелодию виолончели, за которой следует серенада, которая превращается в скерцо. Затем нас переносят в «невообразимо красивые пейзажи» Верхней Австрии (собственное описание Шуберта) для вариаций мелодии песни Die Forelle ( Форель ), которая отражается в сверкающих водах.

Симфония No.8 си минор, D759 – Симфония ‘Неоконченная’

Ранние симфонии Шуберта свежи и классичны, едва намекая на неизгладимый голос зрелого композитора. Однако в «Неоконченной» он как бы продолжает то, на чем остановился Бетховен в «Пасторальной» симфонии, открывая новые дальновидные перспективы, которые приведут к великим романтическим симфониям. Хотя остались только две законченные части (обе, как ни странно, трехчастные), они каким-то таинственным образом дополняют друг друга, а совершенство лирического написания обеспечило ей постоянное место в концертном репертуаре. Как сказал критик Эдуард Ханслик об «Аллегро»: это «сладкий поток мелодий… настолько кристально чистых, что можно увидеть каждый камешек на дне». И эта симфония несомненно вошла в список – лучшие произведения Шуберта.

Die Schöne Müllerin, D795 (Прекрасная мельничиха)

Цикл стихов поэта Вильгельма Мюллера о влюбленном подмастерье и красавице-служанке на мельнице, на первый взгляд, является традиционным рассказом о безответной любви. В этом цикле, в котором весенний оптимизм сливается с текущим потоком, ритмами токарного станка и бьющимся сердцем юного влюбленного, звучит музыка жизненной красоты. И все же Шуберт составил большую часть этого в больнице, когда ему только что поставили диагноз сифилис. Насколько невиновен и нестабилен наш мельник? На какие глубины он смотрит? Это произведение порождает бесконечное количество интерпретаций, от свежей наивности до безнадежного отчаяния.

Струнный квартет No 14 ре минор, D810 – ‘Смерть и дева’

Все квартеты Шуберта исключительны, от болезненно красивой Розамунде до коротких, резких, одночастных квартетов . Но, пожалуй, никто не достигнет абсолютного союза песни и камерной музыки, как Смерть и дева – произведение, которое начинается с убийственных ударов и никогда не прекращается. Душераздирающие вариации в его песенной установке этих леденящих кровь строк из стихотворения Матиаса Клавдия « Der Tod Und Das Mädchen» : «Ободрись! Я не жестокий, ты будешь спокойно спать в моих объятиях ». Музыка цепляется за один-единственный, пронзительный звук похоронного тона и почти не осмеливается сдвинуться с места. После демонического скерцо смерть уходит призрачным галопом. И это одно из лучших произведений Шуберта.

Экспромт, Op.90, D899 и Op.142, D935

Эти восхитительные фортепианные произведения станут хорошей первой встречей с Шубертом. Безупречные пропорции, блестящие характеристики и контрасты, они кажутся легким проявлением чистого гения. От первого меланхолического марша до минор, переходящего в песню, до неотразимого moto perpetuo в ми-бемоль и мрачных танцев фа минор (D935) – успокаивающего гимна, который приводит Аллегретто в ля-бемоль к взрывной ярости Аллегро. Scherzando – каждое произведение исследует свои темы с явно свободной спонтанностью, маскирующей мастерство мастера.

Лучшие произведения Шуберта – Симфония No.9, D944 – ‘Великая’

Если Шуберт открыл новые горизонты в своей «Неоконченной» симфонии, то в почти часовой «Великой» он создал масштабную симфонию устойчивой силы. Невероятно, но она обнаружилась только в 1839 году, когда его брат Фердинанд Шуберт передал её Шуману, который тут же отвез её обратно в Лейпциг, где Мендельсон дирижировал первым представлением – и даже тогда исполнителям потребовались годы, чтобы понять эту музыку. Это величественное произведение, открывающееся звуками валторны и обширными хоралами, которые, кажется, являются прообразом позднего Брамса , и заканчивающееся накалом по силе, достойным Брукнера. Это произведение подтверждает, что Шуберт является одним из великих симфонистов.

Струнный квинтет до мажор, D956

Этот квинтет был сыгран чаще, чем все другие произведения камерной музыки, возможно, потому, что он кажется квинтэссенцией того, что значит быть человеком. Написанный в последние месяцы жизни Шуберта, он плавно возникает, как если бы он всегда был здесь, посланным небесами. Едва разворачивается его сияющая двойная мелодия виолончели, как падает тень: до мажор когда-либо выражал такую ​​тоску? Время почти остановилось в массивном медленном движении, которое, кажется, колеблется между жизнью и смертью. Прыгающее скерцо вселяет надежду, а резкий танцевальный финал открывает веселое дружелюбие; но Шуберт меняет настроение в последний раз на последних тактах.

Фортепианное трио No.2 ми-бемоль мажор, Op.100, D929

Это стало одним из самых любимых камерных произведений Шуберта с его чрезвычайно красивыми медленными движениями и чувством бетховенского величия и веса. Он открывается эпосом «Анданте», в котором задумчивый, песенный вопрос превращается в ответ в мажоре. Медленная часть включает знаменитую долгую шведскую народную песню See, The Sun is Sinking, которую слышат поверх гипнотических повторяющихся аккордов. Его трогательно использовали во многих фильмах, от Барри Линдона Стэнли Кубрика до Багрового прилива и Учителя фортепиано . Трижды украшенный финал кажется почти комическим «правильным» величественным рондо в танце, но он прерывается диковинными вспышками виртуозности. Шведская песня возвращается, как будто приоткрылось окно в память о невиновности.

Соната для фортепиано No.21 си-бемоль мажор, D960

Шуберт так и не дожил до исполнения своей последней фортепианной сонаты, но мы не должны забывать, что он написал эту небесную медитацию, когда ему было 30 лет, не зная, насколько он был близок к смерти (от брюшного тифа и, возможно, от последствий сифилиса). Именно Шуман признал, что «небесная длина» этих поздних произведений не была слабостью композиции, а была, скорее, ключом к их силе. Соната открывается интроспективной первой частью, в которой тихо переплетаются три чувственно лирические темы. Сердце Сонаты заключается в ее чрезвычайно медленной части. Остроумное балетное скерцо самым восхитительным образом разрушает чары, приводя к мощному танцевальному финалу рондо с венгерскими нотками.

Винтеррайз, D911

Шуберт создавал свое необычное зимнее путешествие на смертном одре. И какое это путешествие. «Странник» поэта Мюллера – современный человек, замкнутый в ледяной изоляции и терзаемый воспоминаниями о любви, и перед ним нет ничего, кроме смерти или потери разума. Друг Шуберта Йозеф фон Спаун вспоминал, как Шуберт представил их: «Я спою вам цикл леденящих кровь песен… Они повлияли на меня больше, чем какие-либо другие песни». От нежной ностальгии по «Липе» до горя «Весеннего сна» и до гипнотического и душераздирающего «Человека-шарманщика», несомненно, это лучший шедевр Шуберта.

Это был список – Лучшие произведения Шуберта. Делитесь статьями в соцсетях!

Источник

Оцените статью