- Шуберт соната арпеджионе для гитары
- Франц Шуберт. Соната «Арпеджионе»
- Подобные посты
- Франц Шуберт. Соната для арпеджионе
- Комментарии (5)
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта, в исполнении Мстислава Ростроповича
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Соната Шуберта для арпеджионе
Шуберт соната арпеджионе для гитары
Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта (1824) стала одним из первых сочинений, написанных для инструмента, изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году. Этот инструмент сочетает в себе признаки виолончели и гитары. В 1820-х годах арпеджионе пользовалось популярностью, однако уже спустя десятилетие был забыт, и вспомнили о нем лишь в конце ХХ века в связи с интересом к аутентичному звучанию.
Сонату Шуберта традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «арпеджионе» нередко фигурирует в качестве ее названия. Отличительной особенностью произведения является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы, столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала.
Так, начальное проведение темы первой части — типичное вступление к романсу; его переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано — тоже типичный образец вокального письма. Во второй части (Adagio) — более углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его замысле прослеживается идея «раскрепощения чувств», которая особенно выявляется в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.
Источник
Франц Шуберт. Соната «Арпеджионе»
В 1823 г. австрийский музыкальный мастер Иоганн Георг Штауфер изготовил новый музыкальный инструмент, призванный соединить в себе достоинства разных видов струнных инструментов – как щипковых, так и смычковых. Подобно гитаре, инструмент являлся шестиструнным, а гриф его разделялся на лады, однако метод звукоизвлечения сближал его с виолончелью. Он имел несколько названий – «гитара-виолончель», «гитара любви», а также «арпеджионе».
Изобретение Штауфера покорило современников. «Обаяние и проникновенность… превосходны», – с восторгом писал музыкальный критик Фридрих Август Канне, отмечавший сходство тембра арпеджионе с гобоем в верхнем регистре и с бассетгорном (разновидностью кларнета) в низком. Винценц Шустер – первый музыкант, представивший публике «гитару любви» – делал переложения творений композиторов-современников, но ни один музыкальный инструмент не может существовать за счет одних только переложений, арпеджионе нужен был оригинальный репертуар.
Одним из композиторов, по достоинству оценивших новый инструмент, стал Франц Шуберт. В 1824 г. он создает сонату для арпеджионе и фортепиано. Как это всегда бывало у Шуберта, в инструментальном произведении он остается «песенным композитором». Интонационный строй сонаты тесно связан с бытовым романсом, и даже в развитии музыкального материала есть нечто от песенных принципов. Например, первое проведение темы в первой части напоминает вступление к песне, «вокальным» выглядит и ее последующее изложение у арпеджионе (и это кажется естественным для такого «поющего» инструмента). Углубленностью отличается печальная вторая часть – Adagio. Третья часть основывается на танцевальных ритмах, в нее проникают даже интонации йодля. Первым исполнителем шубертовской сонаты был Шустер.
Сценическая «жизнь» арпеджионе оказалась яркой, но недолгой: инструмент был весьма популярен в 1820-х гг., но в скором времени о нем забыли – «гитара любви» не выдержала конкуренции с виолончелью. Однако произведение Шуберта забыто не было: оно заняло место в репертуаре виолончелистов, а память об инструменте, для которого оно создавалось, сохранилось в заглавии, закрепившемся за ним – это творение Шуберта ныне известно как Соната «Арпеджионе».
В конце XX столетия поднимается волна интереса к аутентичному исполнительству. Среди инструментов прошлого, которые «возвратились из музеев на сцену», присутствует и арпеджионе. Сегодня шубретовскую Сонату «Арпеджионе» можно услышать не только в исполнении виолончелистов, но и в оригинальном варианте – на том инструменте, для которого создавал ее композитор.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»
“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]
Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»
Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]
Риккардо Дриго. Балет «Талисман»
Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]
Источник
Франц Шуберт. Соната для арпеджионе
⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Nicolas Deletaille (Arpeggione), Paul Badura-Skoda (piano)
Народный рейтинг популярности: 40661
Франц Шуберт. Соната для арпеджионе и фортепиано ля минор | Sonata for Arpeggione and Pianoforte in A Minor, D. 821: I. Allegro moderato
Самое известное в мире произведение для арпеджионе.
Арпеджионе или арпеджоне (итал. Arpeggione; иначе гитара-виолончель или гитара любви, нем. Liebes-Guitarre, фр. Guitarre d’amour) — струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (5)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
- ✅ 22.10.2018 13:17 Константин М | Соната для арпеджионе
Шуберт. Arpeggione Sonata https://www.youtube.com/watch?v=BTZ8P86Rsow Можно сначала, еще эффектный момент с 19:52
Константин, спасибо за предоставленные видео и обстоятельные комментарии!
Сонату добавили в викторину.
О, спасибо, что поддерживаете эту идею! Одна из моих любимых вещей. Раз мы уже вдвоём её предложили, больше вероятности, что таки добавят. Правда, я бы предложила абсолютно аутентичное исполнение Николя Дельтая и Пауля Бадуры-Шкоды — там звучит именно арпеджионе, а не скрипка, альт или виолончель, и нет оркестровки: https://www.youtube.com/watch?v=WjF62eSWYc0. Очень люблю именно аутентичное звучание: оно «непричёсанное», лукавое, без надрыва, который любят придавать скрипачи и виолончелисты.
А мне по душе, наоборот, больше с оркестровым сопровождением. Очень нравится, как Майский ее исполняет. Но, я думаю, в любом случае произведение достойно самых наивысших похвал. Впрочем, как и весь Шуберт.
Оркестровка, конечно, не авторская, но да, дело вкуса. Знаю людей, которые «Печальный вальс» Векси переваривают только в аранжировке Дьёрдя Цифры, а мне мил только первоначальный вариант. Да, Шуберта здесь пока маловато. Летом добавили «Неоконченную», это был праздник для меня. Жду теперь фантазию фа минор — тоже ведь очень известная вещь.
Наши молитвы были услышаны! Йу-ху! Спасибо!
* Отрывки «Франц Шуберт. Соната для арпеджионе» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1574)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (298)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (56)
- Органная (41)
- Композиторы (1515)
- Музыкальные жанры и формы (729)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (359)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (203)
- Музыкальная культура народов мира (164)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (111)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта, в исполнении Мстислава Ростроповича
Понедельник, 09 Сентября 2019 г. 11:53 + в цитатник
Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта стала одним из первых сочинений, написанных для инструмента, изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году. Этот инструмент сочетает в себе признаки виолончели и гитары. В 1820-х годах арпеджионе пользовалось популярностью, однако уже спустя десятилетие был забыт, и вспомнили о нем лишь в конце ХХ века в связи с интересом к аутентичному звучанию.
Сонату Шуберта традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «арпеджионе» нередко фигурирует в качестве ее названия. Отличительной особенностью произведения является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы, столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала.
Так, начальное проведение темы первой части — типичное вступление к романсу; его переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано — тоже типичный образец вокального письма. Во второй части (Adagio) — более углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его замысле прослеживается идея «раскрепощения чувств», которая особенно выявляется в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.
Надежда Кулыгина, mariinsky.ru
Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Рубрики: | Музыка/Камерная |
Метки: Шуберт
Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1574)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (298)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (56)
- Органная (41)
- Композиторы (1515)
- Музыкальные жанры и формы (729)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (359)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (203)
- Музыкальная культура народов мира (164)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (111)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Соната Шуберта для арпеджионе
Воскресенье, 24 Августа 2014 г. 11:44 + в цитатник
Сегодня прочитала в кубанских новостях, что на музыкальном фестивале будут играть сонату Шуберта «Арпеджионе». Интересно стало название ее. И вот что интернет рассказал.
Арпеджионе (итал. Arpeggione; иначе гитара-виолончель или гитара любви, нем. Liebes-Guitarre, фр. Guitarre d’amour) — струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе.
Был сконструирован в 1823 г. венским мастером Иоганном Георгом Штауфером; чуть позже аналогичный инструмент был создан в Пеште Петером Тойфельсдорфером. Подразумевалось, что такой инструмент будет удобнее всего для сочетания приёмов игры на смычковых и щипковых инструментах.
И оказывается соната Шуберта для арпеджионе и фортепиано — единственное значительное произведения для арпеджионе.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Соната Музыка/Камерная Музыкальные инструменты |
Метки: Шуберт арпеджионе соната для арпеджионе
Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям
Источник