Шуберт соната арпеджионе для гитары

Шуберт соната арпеджионе для гитары

Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта (1824) стала одним из первых сочинений, написанных для инструмента, изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году. Этот инструмент сочетает в себе признаки виолончели и гитары. В 1820-х годах арпеджионе пользовалось популярностью, однако уже спустя десятилетие был забыт, и вспомнили о нем лишь в конце ХХ века в связи с интересом к аутентичному звучанию.

Сонату Шуберта традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «арпеджионе» нередко фигурирует в качестве ее названия. Отличительной особенностью произведения является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы, столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала.

Так, начальное проведение темы первой части — типичное вступление к романсу; его переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано — тоже типичный образец вокального письма. Во второй части (Adagio) — более углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его замысле прослеживается идея «раскрепощения чувств», которая особенно выявляется в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.

Источник

Франц Шуберт. Соната «Арпеджионе»

В 1823 г. австрийский музыкальный мастер Иоганн Георг Штауфер изготовил новый музыкальный инструмент, призванный соединить в себе достоинства разных видов струнных инструментов – как щипковых, так и смычковых. Подобно гитаре, инструмент являлся шестиструнным, а гриф его разделялся на лады, однако метод звукоизвлечения сближал его с виолончелью. Он имел несколько названий – «гитара-виолончель», «гитара любви», а также «арпеджионе».

Читайте также:  Какие пальцы лучше для гитары

Изобретение Штауфера покорило современников. «Обаяние и проникновенность… превосходны», – с восторгом писал музыкальный критик Фридрих Август Канне, отмечавший сходство тембра арпеджионе с гобоем в верхнем регистре и с бассетгорном (разновидностью кларнета) в низком. Винценц Шустер – первый музыкант, представивший публике «гитару любви» – делал переложения творений композиторов-современников, но ни один музыкальный инструмент не может существовать за счет одних только переложений, арпеджионе нужен был оригинальный репертуар.

Одним из композиторов, по достоинству оценивших новый инструмент, стал Франц Шуберт. В 1824 г. он создает сонату для арпеджионе и фортепиано. Как это всегда бывало у Шуберта, в инструментальном произведении он остается «песенным композитором». Интонационный строй сонаты тесно связан с бытовым романсом, и даже в развитии музыкального материала есть нечто от песенных принципов. Например, первое проведение темы в первой части напоминает вступление к песне, «вокальным» выглядит и ее последующее изложение у арпеджионе (и это кажется естественным для такого «поющего» инструмента). Углубленностью отличается печальная вторая часть – Adagio. Третья часть основывается на танцевальных ритмах, в нее проникают даже интонации йодля. Первым исполнителем шубертовской сонаты был Шустер.

Сценическая «жизнь» арпеджионе оказалась яркой, но недолгой: инструмент был весьма популярен в 1820-х гг., но в скором времени о нем забыли – «гитара любви» не выдержала конкуренции с виолончелью. Однако произведение Шуберта забыто не было: оно заняло место в репертуаре виолончелистов, а память об инструменте, для которого оно создавалось, сохранилось в заглавии, закрепившемся за ним – это творение Шуберта ныне известно как Соната «Арпеджионе».

В конце XX столетия поднимается волна интереса к аутентичному исполнительству. Среди инструментов прошлого, которые «возвратились из музеев на сцену», присутствует и арпеджионе. Сегодня шубретовскую Сонату «Арпеджионе» можно услышать не только в исполнении виолончелистов, но и в оригинальном варианте – на том инструменте, для которого создавал ее композитор.

Все права защищены. Копирование запрещено

Подобные посты

Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»

“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]

Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»

Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]

Риккардо Дриго. Балет «Талисман»

Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]

Источник

Франц Шуберт. Соната для арпеджионе

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Nicolas Deletaille (Arpeggione), Paul Badura-Skoda (piano)

Народный рейтинг популярности: 40661

Франц Шуберт. Соната для арпеджионе и фортепиано ля минор | Sonata for Arpeggione and Pianoforte in A Minor, D. 821: I. Allegro moderato

Самое известное в мире произведение для арпеджионе.

Арпеджионе или арпеджоне (итал. Arpeggione; иначе гитара-виолончель или гитара любви, нем. Liebes-Guitarre, фр. Guitarre d’amour) — струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (5)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    ✅ 22.10.2018 13:17 Константин М | Соната для арпеджионе

Шуберт. Arpeggione Sonata https://www.youtube.com/watch?v=BTZ8P86Rsow Можно сначала, еще эффектный момент с 19:52

Константин, спасибо за предоставленные видео и обстоятельные комментарии!

Сонату добавили в викторину.

О, спасибо, что поддерживаете эту идею! Одна из моих любимых вещей. Раз мы уже вдвоём её предложили, больше вероятности, что таки добавят. Правда, я бы предложила абсолютно аутентичное исполнение Николя Дельтая и Пауля Бадуры-Шкоды — там звучит именно арпеджионе, а не скрипка, альт или виолончель, и нет оркестровки: https://www.youtube.com/watch?v=WjF62eSWYc0. Очень люблю именно аутентичное звучание: оно «непричёсанное», лукавое, без надрыва, который любят придавать скрипачи и виолончелисты.

А мне по душе, наоборот, больше с оркестровым сопровождением. Очень нравится, как Майский ее исполняет. Но, я думаю, в любом случае произведение достойно самых наивысших похвал. Впрочем, как и весь Шуберт.

Оркестровка, конечно, не авторская, но да, дело вкуса. Знаю людей, которые «Печальный вальс» Векси переваривают только в аранжировке Дьёрдя Цифры, а мне мил только первоначальный вариант. Да, Шуберта здесь пока маловато. Летом добавили «Неоконченную», это был праздник для меня. Жду теперь фантазию фа минор — тоже ведь очень известная вещь.

Наши молитвы были услышаны! Йу-ху! Спасибо!

* Отрывки «Франц Шуберт. Соната для арпеджионе» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта, в исполнении Мстислава Ростроповича

Понедельник, 09 Сентября 2019 г. 11:53 + в цитатник

Соната для арпеджионе и фортепиано Франца Шуберта стала одним из первых сочинений, написанных для инструмента, изобретенного венским мастером Иоганном Штауфером в 1823 году. Этот инструмент сочетает в себе признаки виолончели и гитары. В 1820-х годах арпеджионе пользовалось популярностью, однако уже спустя десятилетие был забыт, и вспомнили о нем лишь в конце ХХ века в связи с интересом к аутентичному звучанию.

Сонату Шуберта традиционно исполняют на виолончели или альте, а слово «арпеджионе» нередко фигурирует в качестве ее названия. Отличительной особенностью произведения является его непосредственная связь с бытовым романсом. Песенные принципы, столь характерные для творчества Шуберта, выражаются не только в опоре на соответствующий круг интонаций, но и в манере подачи и развития музыкального материала.

Так, начальное проведение темы первой части — типичное вступление к романсу; его переизложение у солирующего альта в сопровождении фортепиано — тоже типичный образец вокального письма. Во второй части (Adagio) — более углубленный образ, драматическое переосмысление которого порождает скорбное послесловие (такие подытоживающие распевные заключения нередки в зрелых песнях Шуберта). Финал сонаты основан на танцевальном материале, в его замысле прослеживается идея «раскрепощения чувств», которая особенно выявляется в эпизоде, построенном на восторженных интонациях йодля.
Надежда Кулыгина, mariinsky.ru
Первая часть.

Вторая часть.

Третья часть.

Рубрики: Музыка/Камерная

Метки: Шуберт

Процитировано 4 раз
Понравилось: 12 пользователям

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1574)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (298)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (56)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1515)
  • Музыкальные жанры и формы (729)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (359)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (203)
  • Музыкальная культура народов мира (164)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (111)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Соната Шуберта для арпеджионе

Воскресенье, 24 Августа 2014 г. 11:44 + в цитатник

Сегодня прочитала в кубанских новостях, что на музыкальном фестивале будут играть сонату Шуберта «Арпеджионе». Интересно стало название ее. И вот что интернет рассказал.

Арпеджионе (итал. Arpeggione; иначе гитара-виолончель или гитара любви, нем. Liebes-Guitarre, фр. Guitarre d’amour) — струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе.

Был сконструирован в 1823 г. венским мастером Иоганном Георгом Штауфером; чуть позже аналогичный инструмент был создан в Пеште Петером Тойфельсдорфером. Подразумевалось, что такой инструмент будет удобнее всего для сочетания приёмов игры на смычковых и щипковых инструментах.

И оказывается соната Шуберта для арпеджионе и фортепиано — единственное значительное произведения для арпеджионе.

Рубрики: Музыкальные жанры и формы/Соната
Музыка/Камерная
Музыкальные инструменты

Метки: Шуберт арпеджионе соната для арпеджионе

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Источник

Оцените статью